Прошёл кампанию Гаджа Мада (премьера Маджапахита, средневекового государства на территории нынешней Индонезии). Довольно интересная кампания и, наверное, самая лёгкая из всех, приехавших вместе с DLC "Rise of the Rajas" (в оригинале она была даже сложнее - я до сих пор помню, как долго провозился со второй миссией, где надо было через всю карту прорываться).
Малайцы - нация, заточенная под игру на морских картах, у них очень мощный флот (мощнее, пожалуй, только у испанцев за счёт пушечных галеонов с увеличенной скорострельностью и у португальцев с их каравеллами), а их пристани после изучения технологии в замке получают возможность стрелять по нападающим. Очень важная особенность - бесконечный запас пищи у рыбных ловушек (что, при грамотной игре, снимает все проблемы с пищей). На суше малайцы слабее, но у них есть боевые слоны - я сначала воевал чисто ими (против ИИ это работает, т.к. он не всегда их контрит, но против человека не рекомендуется), но потом подсмотрел у одного ютубера связку с арбалетчиками и получилось очень даже здорово - получившееся соединение очень трудно остановить. Слоны и против зданий сильны, и кавалерию хорошо гасят, а всё серьёзное типа пикинёров и алебардщиков отстреливают арбалетчики. Единственный серьёзный минус этой связки - она очень маломанёврена.
Первая миссия проста - за счёт союза с монголами (который те вскоре предложат) можно спокойно развить экономику и создать сильную базу (ни в коем случае нельзя рубить лес справа от ратуши - откроется прямой выход к вражеской базе, по которому попрут гости), пока монголы отвлекают на себя "синих" и "бирюзовых". Подготовив 30-40 слонов и 15 таранов, можно начать отбивать деревни и атаковать базы противников. Как только один из них капитулирует - монголы киданут, но их база очень неудачно расположена (проблему представляет только замок) и легко может быть захвачена (всё, что уцелеет, перейдёт к игроку).
Вторая миссия - самая нудная. Надо быстро создать сильную армию (поблизости есть союзники и много чего пораскидано) и прорваться к королю, которого заперли в городе мятежники (там довольно сильная охрана и башни с замком, поэтому времени должно хватить, но больше 40 минут он точно не продержится). Мешать этому будут "синие", устраивающие налёты дешёвыми юнитами типа конных лучников и застрельщиков, и "оранжевые", которые отгородились укреплениями и натренировали серьёзных юнитов типа слонов и онагров. Помогать в прорыве будут "фиолетовые", но они атакуют толпой всевозможной пехоты и таранов, которая будет упорно ложиться у центральных ворот (можно через Enter задать другое направление атаки, но ворота они сломают атаки с двадцатой, если не позже, так что на них нет смысла полагаться). Тут лучше выходить чисто в арбалетчиков и требюшеты (предварительно перейдя в Имперскую эпоху) и зачистить восточное поселение "синих", а то будут допекать налётами, потом сломать центральные ворота и напрямик пробиваться к королю. Дальше уже можно либо выходить в искомую точку в правом нижнем углу карты через город (быстрее), либо в обход, покромсав "синих" (дольше, но безопаснее).
Третья миссия - нужно разбить 2 из 3 противников и защитить хотя бы 3 колонии (которые, при их разрушении, будут со временем восстанавливаться новыми крестьянами). Тут надо быстро задавить "желтого" рашем слонов, пока он ещё в Феодальной эпохе, и выходить в морскую игру, клепая много обычных и пушечных галеонов, которыми задавить активность врагов (желательно построить на побережье ещё один замок, чтобы блокировать высадку десантов). Если хотите победить быстрее - лучше добивать "синего", он будет всячески мешать развиваться колониям, но и посильнее "зеленого", атакующего только игрока. Тут связка "слоны + арбалетчики + требюшеты" всех порешает.
Четвёртая миссия - чисто морская игра, надо вынести трёх противников, уничтожив их верфи. Беда в том, что на начальном острове с ресурсами негусто, а на других тоже не особо, но при правильной игре можно обойтись даже без активной колонизации. Как и советуют в "Подсказках", крестьян надо сразу бросать на дерево и золото, а еду добывать рыбацкими кораблями. Не помешает построить ещё 4-5 верфей, в т.ч. на начальной точке - там будут пытаться высадить десант (малайские верфи умеют стрелять и как дешёвая замена башням вполне пойдут). После выхода в массовое строительство обычных и пушечных галеонов можно начинать зачистку (опасность представляют укрепления всех мастей у всех трёх и спам "синего" плотами-брандерами). После сноса пристаней ИИ капитулирует.
Пятая миссия несколько сложнее, чем в оригинале - там надо было вынести только принцев Сунды, которые аккуратненько тусовались у замка в Тровулане, тут же надо перебить всех королевских воинов Сунды, которые обретаются сразу в трёх местах - у баррикады, которую видно в начале миссии, возле замка (который теперь у "синих" и будет огрызаться) и возле казарм на юге от замка.
Миссия начинается на базе в правом нижнем углу карты, на которую вскоре начнут нападать "бирюзовые" (я так и не понял, где спавнится их флот - вроде бы, у двух морских башен в лагере на З от Тровулана, но не уверен. P.S. Посмотрел реплей - да, там, оттуда же подползают 6 транспортников с десантом). Эту базу защищать не надо! (её всё-таки можно удержать, но смысла в этом нет, оттуда в Тровулан не прорваться). Постройте транспортник, посадите туда весь гарнизон, вынесите пару галеонов на западе и высаживайте у статуи Будды. (Есть другой вариант - идти вдоль края карты на самый север - там есть ещё одна деревня. Плюс этого варианта в том, что поблизости обретаются индийские торговцы, с которыми можно торговать и покупать слонов, но минус - там аж 3 лагеря разбойников и Тровулан придётся штурмовать с моря, что добавляет лишний фронт). Идите строго по дороге, по пути присоединиться боевой слон и придётся перебить три банды (осторожно, не сверните на их лагерь). Как только дойдёте до деревни - она перейдёт в ваше распоряжение и начинается обычная игра с развитием, только первым делом надо поставить конюшню и наклепать штук 16 лёгких кавалеристов для отражения набегов бандитов и зачистки двух их небольших лагерей неподалёку от деревни. Выйдя в производство слонов и арбалетчиков, можно сбить дозор на броде, зачистить ещё один лагерь и соединиться с военной базой у ворот столицы - это самое удобное направление для атаки. Загодя пришлите крестьянина и постройте дополнительные стрельбища и конюшни возле неё для оперативного пополнения потерь.
Как только вы подойдёте к Тровулану - местный правитель потребует немедленно прекратить враждебные Сунде действия и начнёт тикать таймер, по прошествию которого будут приняты некие "меры" (в оригинале всё было проще - ИИ строил Чудо и начинал тикать таймер, связанный с ним). Эти меры - ИИ "желтых" начнёт массово готовить войска и передавать их "синему" + из соседнего лагеря набегут "бирюзовые", поэтому лучше подходить к стенам города во всеоружии и сразу же его штурмовать, атакуя в общем направлении на замок (ту огромную толпу, что собралась перед ним, перебить целиком вряд ли получится, главное - выбить искомых всех уникальных юнитов), пока не истекло время.
Концовка кампании невесёлая - авантюра Гаджа Мада провалилась, королевская свадьба сорвалась, и он был снят и сослан в сельскую глушь, где и рассказывает свою историю.