Сообщество Империал: Курши - Сообщество Империал

Стратегии, Игровые Миры, История, Total War


Laszlo

Курши

Курши
Тема создана: 18 Август 2019, 13:23 · Автор: Laszlo
СОХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ:
Сообщений: 3 · Просмотров: 170
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин
6 446
126
1 365
6 723
0

Дата: 18 Август 2019, 13:23

Imperial

Курши в общественном развитии опережали других балтов, чему способствовали их контакты со Скандинавией и Готландом. Около Маткуле на реке Имуле находился культовый центр куршей. Значительными центрами куршей были городища Паберзналис,
Сабиле, Талсы, Маткуле. Самыми большими же были Гробине и Апуоле. Фортификации куршей состояли из рвов, валов и стен из деревянных срубов. При городищах обычно находился посад. М. Гимбутас считает, что крупнейшими поселениями Курземе были Апуоле и Имплитис. В эпоху викингов в Курземе она насчитывает пять вождеств, а в более позднее время – восемь. Для куршей и пруссов были характерны фибулы с свастикой, которая под скандинавским влиянием имела головки животных.
«Повесть временных лет» знает куршей под названием корсь (в прологе, где приводится список соседних с Русью народов). Этот политоним является калькой с балтского (вероятно, латгальского) Kurzeme. Скальд Глум Гейрасон в «Драпе о Графельде»
упоминал о стране Kurland. В скандинавской географической литературе также упоминалась эта страна.Саксон Грамматик называл ее Curetia, а куршей Curetas. Свен Эстридсен поручил Хакону Иварссону защиту страны против куршей и вендов. Кнут Свенсон положил конец пиратским набегам, обычным во времена Гарольда Свенсона Бруска. Саксон Грамматик сообщал, что датский конунг Гадинг (Хастинг) хотел сместить куршского князя Локера (Локеро). Упоминание о нем содержится в «Саге о Гадинге» в составе «Деяний данов», где курши изображены как варварский народ, который живет разбоем, как скандинавы до обращения в христианство. О. Прицак собрал обширный компендиум упоминаний Курланда и куршей в исландских сагах. Там курши выступают как пираты и воинственный народ. Например, в «Саге об Эгиле» главный герой около 955 г. воевал против куршей. В 1170 г.
Вальдемар І разбил куршей, которые разоряли районы Блекинге и Кальмара, а также высадились на остров Мон. В бухте Ярнлока куршей догнал датский флот, который возвращался из похода на славян-руян. Куршей было десять кораблей и видя приближение
целого флота, они решили сражаться на суше. Команды девяти кораблей остались на острове, сын короля Кристофер и архиепископ Абсалон разбили их. Из куршей спаслась команда одного корабля, которая не высадилась и не приняла боя на суше.По данным Генриха Латвийского, в 1203 г. курши вместе с эстонцами из Осилии совершили один из наибольших набегов на Данию. Нужно сказать, что набеги куршей на скандинавов слабо отражены в датских и шведских хрониках. По сути курши были намного менее интересны скандинавам, чем славяне (ободриты, руяне, поморяне) и даже эсты. В хронике анонимного минорита, приведенной у Олауса Петри,страна Курляндия указана как одна из северных стран, а легендарный датский король Фрото назван как победитель куров (куршей). Ярмерк также завоевывал «куров». Курши допоявления немцев в регионе были независимы. Олаус Петри сообщает, что король Эрик Победоносный завоевал Курляндию (Курземе). По данным «Извлечения из датской и шведской историй», приписываемого Петри, Кнут сын Гарольда воевал против самбов, куршей и эстов. Под 1170 г. сказано о пиратском набеге эстов и
куршей после того, как даны завоевали владения руян. Фома Гейстерский в «Историческом синопсисе по датской истории» писал, что Кнут воевал с самбами, куршами и эстами. По данным Олауса Петри, конунг Эрик покорил Курляндию.Несколько более многословен Римберт, написавший латиноязычное «Житие Святого Ансгария». Он называл куршей Cori / Chori и сообщал, что курши в прошлом подчинялись свеям. В 852 г. на них совершили набег даны, но курши разбили их и убили около половины
своих противников, забрав у них много добычи. Тогда в 853 г. свеи конунга Олава вместе с святым Ансгарием пришли в их земли. Свеи взяли город Зеебург (Гробиня), разграбили и сожгли его. Говорилось, что в этом городе было 7 тыс. жителей. Потом свеи подступили к городу Апулия (Апуоле), в котором было 15 тыс. воинов. После девятидневной осады города свеи оказались в сложном положении и не знали, к кому из богов обратиться за помощью, и тогда воззвали к помощи христианского бога. Тогда к ним пришли курши с предложением дать контрибуцию. Свеи и курши договорились на том. Утверждается, что за каждого человека дали полфунта серебра. Такая контрибуция, конечно, вымысел Римберта, как и обращение скандинавов к христианскому богу, и большое количество защитников Гробини и Апуоле.Адам Бременский сообщал, что Курланд большой остров, который подчиняется свеям, что местные жители язычники и там много золота и превосходных коней. Туда к местным колдунам за пророчествами прибывают многие христиане из Испании и Византии. «Ливонская рифмованная хроника» упоминает, что соседями куршей
являются эзельцы. Земля куршей охарактеризована как большое морское побережье. Христиан, потерпевших крушение около этого побережья, курши обычно убивали. В географическом сочинении ХІІІ в. «Описание земель» сказано, что с Курляндией со стороны
моря граничит Самбия, а со стороны суши Жейматия, на север от нее Ливония.
В 1201 г. курши впервые заключили мир с немцами. По данным Генриха Латвийского, в 1210 г. курши вместе со своими союзниками попробовали овладеть Ригой. Перед нападением на немцев они заключили союз с земгалами, эстами, литовцами, князем Полоцка. В 1228 г. курши вместе с земгалами атаковали Дюнамюнде. В «Дюнамюндских анналах» это событие датировано 1211 г. . Герман Вартберг сообщал, что тогда Курляндия еще не была христианской. В 1229 г. немцы совершили поход на куршей. В 1231 г. курши были вынуждены были подписать с Орденом Меченосцев и Рижским архиепископом договор. Курши из Бандове, из Ванемаа, из деревень Ренде, Валегалле, Матикхуле, Ванне, Пирре, Угенессе, Кандове, Анзес, Талсе, Аровелле, Попэ согласились участвовать в походах против язычников. Еще ранее, 28 декабря 1230 г., договор с немцами также подписали куршский князь Ламмехин и язычники Курземе из земель Есестуи, то есть Дурпис, Саггеры и из провинций Тарголе, Осуа, Лангис, Венелис, Нормис, Кимала, Пигавас, Сарнитус, Рива, Сацезе, Эдуалия, Алисвангес, Винда. Они дали присягу, что не перейдут в подданство Дании или Швеции. В одном из более ранних договоров указывалось, что население Ренде, Валегалле, Пидевалле, Матекуле, Ване, Пуре, Угессе, Кандове, Ансес признают власть рижского епископа и примут священников из Риги. От них они примут крещение и согласны всем их обеспечивать. На местах в Курляндии остались так называемые куршские короли(вожди). Реально это был родовой нобилитет.
Следует отметить, что Курземе (Курляндия) в эпохи викингов и крестовых походов вступила разрозненной. Ваннемаа, или Вредокурония, была северо-восточной провинцией, где курши жили чересполосно с ливами. Она находилась в бассейне реки Ирбе. Сагере, или Винда, находилась в бассейне нижнего течения Венты. На этой реке находился порт Вентспилс (Виндау), упомянутый в рунической надписи из острова Готланд. В этой земле найдены значительные клады куфических монет, отчеканенных в середине ІХ в. В рунической надписи из Сёдерманланда упомянуто путешествие скандинава к мысу Домиснес (Колкасрагс). На юг от Вентспилса на Венте стояло поселение Пилтен, которое с 1295 г. стало резиденцией курляндского епископа. Земля Бандове помещалась в среднем течении реки Вента. Там находилась резиденция вождя этой провинции, которая называлась Кулдига на латышском, а на немецком Голдинген. В Бандове жило сорок родов куршских королей. В Есестуе (Пиемаре), к югу от Бандове, были скандинавские поселения. Одним из них был Юрпилс (Зеебург Римберта, археологам это поселение известно как Гробин). В VII-VIII
вв. там находилось поселение свеев. В Гробине было найдено три значительных клада куфических монет ІХ-Х вв. чеканки. На юг лежала пятая безымянная провинция куршей. Она состояла из округов Довзаре, Мегове, Пилсатен (Мемель), Цеклис. В округе Цеклис находился порт Апуоле, где некоторое время жили готландцы. В 1263 г. Миндовг занял Цеклис, и таким образом Литва получила выход к морю. Нужно отметить, что с 1230 г. так называемая Мирная Курса в Ванемаа с поселениями Ренде, Валегале, Пидевале, Матекуле, Ванне, Пирре, Угессе, Кандове, Ансес, Талсе, Аровелле, Попе была в постоянном владении Ордена. Остальные же куршские земли время от времени восставали и окончательно были покорены лишь в 60-е гг. ХІІІ в. находился порт Апуоле, где некоторое время жили готландцы.
Адам Бременский. Деяния Гамбургских архиепископов //
Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 4. Западноевропейские источники. – М.:
Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Асарис Н. О северных териториях расселения куршей в X-XIII вв. (по материалам могильников) // Vakarų baltai: etnogenezė ir etninė istorija. Vilnius : Lietuvos Istorijos institutas, 1997. Pp. 199-208.
Бальтазар Руссов. Хроника провинции Ливония // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 2. – Рига, 1879. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бредис М.А., Тянина Е.А. Крестовый поход на Русь. – М.: Алгоритм, 2007.
Буша И. Представления о балто-скандинавских контактах в археологии
советской Латвии (по результатам исследований археологического комплекса в Гробине) // Daugavpils Universitātes Humanitārās fakultātes XII Zinātnisko lasījumu materiāli. Vēsture. VI sējums. I daļa. Daugavpils: Daugavpils Universitātes izdevniecība Saule, 2003. Lpp. 35-39. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. – М.: АН СССР, 1938. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Герман Вартберг. Ливонская хроника // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 1. – Рига, 1876. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гимбутас М. Балты. Люди Янтарного моря / Пер. с англ. С. Федорова.– М.: Центрполиграф, 2004.'
Жулкус В. Изменения в мировоззрении куршей в раннем средневековье // Восточная Европа в средневековье. К 80-летию Валентина Васильевича Седова. – М.: Наука, 2004. С. 153-163.
Логунова К.К. Реконструкция внешнего вида мужчины-курша эпохи
викингов на Самбии и в его окрестностях по данным археологии // Сборник докладов 3-й Балтийской археологической конференции, посвящённой 30-летию открытия поселения Кауп. – Калининград: Информационно-издательский отдел КИТ – филиал РМАТ, 2010. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Олаус Петри. Шведская хроника. – М.: Наука, 2012.
Пашуто В.Т. Русь. Прибалтика. Папство. Избранные статьи. – М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2011.
Пріцак О. Походження Русі. Т. 1. – К.: Обереги, 1997.
Пріцак О. Походження Русі. Т.2 (Стародавні скандинавські саги та
Стара Скандинавія ). – К.: Обереги, 2003.
Римберт. Житие Святого Ансгария // Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. – М.: РГГУ, 1997. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Седов В.В. Курши // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. – М.: Наука, 1987. С. 404-409
Снорри Стурлусон. Круг земной. / Изд. подг.: А. Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский.– М.: Наука, 1980. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы
влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. В 2 тт. – СПб.: Евразия. 2009.
Франц Ниештедт. Ливонская летопись // Cборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 3. – Рига, 1880. С. 355-400. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Чешихин Е.В. История Ливонии с древнейших времен. Т. 1. – Рига,1884.
Чешихин Е.В. История Ливонии с древнейших времен. Т. 2. – Рига,1885.
Atskaņu Kronika. Rīga: Zinātne, 1997. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ābers B. Kuršu brīvības grāmata // Латышская историческая наука периода Первой республики. Хрестоматия-ридер оригинальных текстов на латышском языке. – Воронеж: ЦИЦВЕ, 2007. Lpp. 25-36.
Asaris J. ‘Kurzemes pilskalni’ // Kurzeme un kurzemnieki. Rīgā: Galvenā enciklopēdiju redakcija, 1988. Lpp. 12-17.
Asaris J. ‘Par kuršu izplatibu Ziemelkurzeme 11.-13. gs’ // Arheologija un etnografija. Rīgā: Latvijas vēstures institūta apgāds, 1996. T. 18. Lpp. 38-42.
Asaris J. ‘Kurlāndische Handwerkszentren im 12.-13.Jahrhundert’// Culture Clash or Compromise? The Europeanisation of the Baltic Sea Area 1100-1400 AD. Visby: Gotland University, 1998. Pp. 91-97.
Asaris J. ‘The Use of Archaeological data for the Idenlification of Primary
Units in Northern Kurzeme // Europeans or Not? Local Level Strategies on the Baltic Rim 1100-
1400 AD. Visby: Center of Baltic Studies, 1999. Pp. 127-130.
Biļķins V. Kursa un kuršu cīņas. Lincoln Nebraska: Pilskalns, 1967.
Brastiņš E. Latvijas pilskalni: Kuršu zeme. Rīgā: Vālodze, 1923.
Christeansen E. The Northern Crusaders. London: Penguin Books, 1997.
Fonnesberg-Schmidt I. The Popes and the Baltic Crusades, 1147-1254. Leiden: Brill, 2007.
Jurginis J. ‘Žeimačiai ir kuršiai’// Vakarų baltai: etnogenezė ir etninė istorija. Vilnius: Lietuvos Istorijos institutas, 1997. Pp. 265-279.
Krodznieks J. Līgumi ar kuršiem 1230.gadā. // Латышская историческая наука периода Первой республики. Хрестоматия-ридер оригинальных текстов на латышском языке. Воронеж: ЦИЦВЕ, 2007. Lpp. 46-51. '
Mugurēvičs Ē. ‘Ethnic processes in Baltic-Inhabited Territories and the Emergence of the Latvian Nation in the 6th to the 16th Century’// Latvian Ethnic History. Rīgā : University of Latvia, 1997. No. 3(16). Pp. 75-92.
Schmid B. Die Burgen des deutschen Ritterordens in Kurland // Zeitschrift für Bauwesen, Jahr. 71. H. 7-9. Berlin: Ernst und Sohn, 1921. S. 199-238.
Scriptores rerum danicarum medii aevi. Tomus I. Hafniae: Typis Vidue Andreae Hartvici Godiche, 1772.
Scriptores rerum danicarum medii aevi. Tomus II. Hafniae: Typis Vidue Andreae Hartvici Godiche, 1773.
Scriptores rerum svecicarum medii aevi. T. I-II. Upsaliae: Excudebant Palmblad et Soc. Reg. Acad. Typographi, 1828.
Szczavlinska-Mucenieks S. Os Kueie na Saga de Hadhing. Curitiba: Universidade de federal de Curitiba, 2004.
Selart A. Livonia, Rus and the Baltic Crusaders in the Thirteenth Century.Leiden: Brill, 2015.
Sideravičiutė-Mickinenė V. Kuršiai ir jų kalbos reliktai Žemaičių žemėje // Istorija. 2002, No. 53. Lpp. 22-26.
Švābe A. Senā Kursa // Латышская историческая наука периода
Первой республики. Хрестоматия-ридер оригинальных текстов на латышском языке. Воронеж: ЦИЦВЕ, 2007. Lpp. 52-96.
Žulkus V. ‘Die Kuren im 13.-15. Jahrhundert’ // Pruβen, Kuren und Masuren: Drei Beiträge zur Landeskunde Ostpreuβens. Weiβenburg: Landsmannschaft Ostpreussen, Abt. Kultur, 1991. S. 15-29.
Žulkus V. “Die Völkerwanderung und die Westbalten. Die Entstehung der Kuren // in Archaeologia Baltica. T. 4. Vilnius: Lithuanian Institute of History, 2000. Pp. 89-108.
Žulkus V. Kuršiai Baltijos jūros erdvėje. Vilnius: Versus Aureus, 2004.
Žulkus V. ‘Baltai Baltijos jūros baseine vikingų laikais (VII-XII a.)’// XIII pasaulio lietuvių mokslo ir kūrybos simpoziumas. Plenarinių posėdžių pranešimai. Vilnius: Lietuvos mokslų akademija, 2005. Pp. 156-167.
Žulkus V. Kurland. Die grenzen und die nordischen landschaften in 8-13 jahrehundert // Archaeologia Baltica. Klaipeda: Klaipeda University Press, 2006. T. 6. S. 88-103.
Žulkus V. ‘Setlements and Piracy on the Eastern Shores of Baltic Sea: The Middle Ages to Modern Times’ // Archaeologia Baltica. Vol. 16. Klaipeda: Klaipeda University Press, 2011. Pp. 58-71.
Zeļenkovs A. ‘Durbes kauja 1260. gada 13. jūlijā. Kuršu lomas atainojums vēstures avotos’// Latvijas Kara muzeja gadagrāmata. III sējums. Rīga: Latvijas Kara muzejs, 2002. Lpp. 8-17.

Читайте о Курши в нашей группе Вконтакте Смотрите Курши в нашей группе Ютуба
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин
    6 446
    126
    1 365
    6 723
    0

    Дата: 09 Сентябрь 2019, 16:16

    Они пользовались некоторой свободой. В 1234 г. было учреждено Курляндское епископство, а в 1236 г. туда был назначен епископ Энгельберт, который погибнет в битве при Сауле. После поражения меченосцев при Сауле в 1236 г. курши восстали. Согласно данным Германа Вартберга, в 1240 г. под давлением Дитера Гронингенского, который одержал над ними ряд побед, курши были вынуждены подчиниться и приняли католичество. В их землях были построены крепости Амботен и Гольдинген. По данным «Ливонской рифмованной хроники», в 1242 г. немцы под руководством Дитриха фон Гронингена совершили поход в Курземе и покорили эту землю. Орден получил право владеть двумя третями Курляндии от папы римского, а в 1254 г. состоялся раздел земель Курляндии между немцами. Часть земель досталась курляндскому епископу, а большая часть Ордену. Дележ куршских земель закончился только к 1256 г. Бальтазар Руссов писал, что в 1247 г. куроны вместе с литовцами выступили против Ордена, но были разбиты в лесу около Амботена. В 1260 г. во время битвы при Дурбе курши перешли на сторону литовцев. После этого они освободили Земгалию и Южную Курляндию. Земли на севере Курляндии было сложнее освободить, поскольку там уже были немецкие города.В том же году 4 тыс. литовцев вторглось в Курляндию, и курши при их помощи смогли взять Доблен и Георгенбург. Кроме того, курш Утиле ввел в заблуждение немцев, сказав, что люди в Вартдахе требуют помощи. Восемь братьев-рыцарей, отправленных из Гольдингена в этот город, были схвачены куршами. В 1261 г. немцы отбили у куршей замок Синтелис(Дзинтерк), а потом перед ними капитулировал Газемпот. С переменным успехом литовцы совместно с куршами воевали против немцев в 1262 г. В 1263 г. немцы отправили войско в Курземе, чем воспользовался литовский князь Тренята, подойдя к Дюнамюнду. К Литве был присоединен куршский округ Цеклис. Бальтазар Руссов указывает, что Вернер фон Брейтгузен воевал против «куронов» и взял три их замка. Отмечено, что среди них был замок Грубин (Гробин) и что все фортификации были сожжены немцами. Следующий магистр Конрад фон Мадерн воевал против куршей, земгалов и литовцев. Сопротивление куршей было сломлено где-то в 1267 г., поскольку в августе 1267 г. они подписали договор с Отто фон Люттебергом. Тот обещал куршам амнистию, за что те должны были платить чинш и четыре дня в году работать на барщине. Курши выполняли повинности по содержанию немецких замков .
       ГлебМинский
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин
      280
      1
      4
      255
      0

      Дата: 13 Сентябрь 2019, 21:37

      Laszlo

      Дитрих фон Гронинген похоже из фризов был, или из саксов? голландец он короче :030:

      А если серьёзно возможно сей крестоносец происходил из патрицианской семьи города Гронингена, переживавшего кстати в тот период расцвет.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин
        6 446
        126
        1 365
        6 723
        0

        Дата: 13 Сентябрь 2019, 21:58

        В провинции Гронинген в Нидерландах живут немцы говорящие на нижненемецком. Дитрих фон Гронинген как раз из саксонцев (Нижней Саксонии).
          У тебя есть вопрос или предложение по этой теме? Или хочешь высказать свою точку зрения?
          Тогда просто нажми ниже на любую кнопку своей социальной сети и сделай это!

           РегистрацияУважаемый Гость, для скрытия рекламы, зарегистрируйтесь на форумеВход на форум 
          © 2019 «Империал» · Условия использования · Ответственность · Визитка Сообщества · 16 Сен 2019, 15:15 · Счётчики