Сообщество Империал: Водь - Сообщество Империал

Alexios

Водь

Малый народец южного берега Финского залива...
Тема создана: 17 октября 2012, 22:43 · Автор: Alexios
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 18 августа 2019, 16:12

Imp

Одним из заметных факторов политики в районе Финнского Залива был народ Водь. Самоназвание Vad’ja вероятно происходит от прибалтийско-финнского vakja (клин),которое в свое время происходит из литовского vagis. Клин на финском языке vaaja, а на эстонском – vai. Один из эстонских маакондов назывался Vagja, что отметили В. Напольских и О. Прицак. Другими этниконами были вадйалайзе и маавячи. Альтернативную точку зрения предложил Д. Хрусталев. Он считал, что maavatsi обозначает народ этой земли. Также он приводил другие самоназвания Води – vad’d’alain или vad’d’jakko. Он предполагает, что водь отделилась от северных эстов в начале I тыс. до н.э. Этникон Водь (с 1149 г.) был книжным этниконом, среди простых русских для обозначения Води использовали термины чудь и чухари. Ориентировочно в X-XI вв. водь была покорена Русью. Местное население в новгородских источниках упоминались как Вожяне (до 1149 г.). В ’’Уставе о мостех’’ в 1054 г. упоминается Вочьская сотня. В Новгородской первой летописи упоминалась Вотская земля. В 1270 и 1316 гг. во время столкновения с владимиро-суздальским и тверским князьями Водь упоминалась в составе новгородських войск. Правда кроме собственно водских территорий она охватывала еще и часть карельских земель. Один из кварталов Новгорода назывался Водский конец. В латиноязычных документах страна названа Watland или Wathlandia. Земли Води делились на пять частей пооле (край, сторона). Первая это маа-сельчя или маа-пооли, то есть Внутреняя земля или Тыльная сторона. Вторая – кыхчы или кыхчызыы это область, где расселились и ижорцы. Третья – вай-пооли или ваддя-пооли, то есть земля Води, которая тянеться вдоль губы Луги. Четвертая – Юлляпооли или Юляпооли, то есть возвышенность. Пятая – Рантакунта, то есть взморье, находился на береге Финского залива. Эпоху викингов Водь прошла практчески незамеченой. Столицей Води был район Копорья, а основными видами поселений были селища. В XV в. часть Води мигрировала на территорию Ливонского Ордена. В XVI в. много Води было среди жителей Нарвы и Ивангорода. Отмечалось, что жители Нарвы угрожали покинуть лютеранство, уйти в Россию потому, что они ватты (Водь). На территории Ливонского Ордена и шведской Эстляндии Водь называлась кревинами (русскими) из-за своего православного вероисповедания (причем православие Води было достаточно условным). Этнически Водь была близка эстам из северных маакондов Эстонии. Водь переселялась в Северо-Восточную Эстонию и на эстонское побережье Чудского озера (озера Пейпус). В Эстонии водь ассимилировалась с эстонцами, но оставила после себя кодаревский диалект эстонского языка. В Латвии кревины сохраняли свою водскую идентичность до XIX в. На территории России территория расселения Води сокращалась вследтвие русификации и войн между шведами и русскими. О. Прицак относил к Води загадочный этноним Нерева, который встречался в русских источниках. В Новгородской республике существовала Неревская пятина. Среди населения Ижорской возвышености кроме чудинов и Води насчитывалось еще пять территориальных групп .
Водь были неспокойными подданными Новгорода. Первым на ум приходит восстание 1069 г. Води против Новгорода и их поддержка полоцким войскам. Новгородцы разбили Водь у Зверинца при Къземле. Много их погибло и подчинились они новгородцам. В 1240 г. немцы пришли в Водскую землю. Вероятно, Водь приняла крестоносцев как новых господ и позволилпа им взять погост Копорье и строить там крепость, иначе бы в 1241 г. Александру было бы незачем карать чудь-переветников (вероятно сето) и Водь. В 1241 г. Вик-Эзельский епископ Генрих в документе от 13 апреля 1241 г. включал в свою юрисдикцию язычников Ватланда, Нуовы, Ингрии, Карелии, которых собирался крестить. Собственно тевтонские рыцари расчитывали распространить свою власть на прибалтийско-финнских федератов Руси. Генрих Вартберг сообщал, что Фольквин построил замок Копорию и наложил дань на Ватландских руських. В 1255 г. Папа Римский назначил епископа для Води, Ижоры и Карелии, однако он был только титулярным епископом, поскольку русские не допустили его в эти земли. В 1149 г. Водь уже выступает как союзник Новгорода, воины которого добивали разбитых Хяме. Земли Води находились на южном побережье Финнского залива, в бассейне реки Суммы, между реками Нарва и Ижора. До прихода славян они жили и в Прильменье. Жила водь в селищах, а укрывалась от врагов в острожках. В 1215-1216 гг. они переживали голод и много из них умерло. Народ в земле Води был хорошо вооружен. Даже крестьян этой земли в источниках новгородцы называли воями тесть воинами. Местная знать руководила своими поддаными. На вооружении у воинов находился стандартный для финнских народов комплекс вооружения – мечи, сабли, топоры .
В булле изданной между 1164 и 1181 гг. Папа Римский шведскому архиепископу Штефану писал, что нужно обратить в христианство язычников ватландцев. В 1221-1222 гг. в землю Води вторглись эсты. В 1225 г. два немца из Эстонии писали, что жители желают стать католиками. Папа Римский Григорий IX запретил католикам под угрозой отлучения поставлять дерево и железо финнским народам, которые оставалисть язычниками. В 1338 г. шведы вторглись на территорию Води, но были разбиты гарнизоном Копорья. В 1348 г. в земли Води вторгся шведский король Магнус. Часть Води он вынудил креститься. Те, кто не желал этого делать, восстали, но были разбиты. В 1384 г. новгородцы основали крепость Ям (Кингисепп) на который в 1397 г. напали немцы. В 20-х гг. XV в. ливонский магистр вторгся в землю Води и увел многих пленных. В 40-х гг. XV в. ливонцы совершили поход на Водь и увели пленных, которые в качестве рабочей силы использовались при постройке города Бауски. Они были частью пленных захваченных во время похода Винке фон Оверберга на Ижору. После основания этого города они поселились в его окрестности и стали крестьянами. В 1484 и 1488 гг. великий московский князь Иван III переселил много води в середину Московии. Вероятно, русский правитель просто не доверял представителям этого этноса. Судьба Води была сложной из-за многочисленных войн проходивших на ее территории .
Водь населяла Ижорскую возвышеность, граничила с Ижорой по рекам Стрелке и Оредже на востоке, доходила до Финнского залива на севере. В Водь не входила Лужская волость и ряд погостов. А. Шегрен отводил води земли между Лугой и Волховом. А. Лерберг относил к ее владениям земли между Ижорой и Нарвой. А. Ставровский кроме вышеуказанных земель включал в водские владения еще и земли вокруг озера Ильмень, которые как он считал были населены Водью до переселения славян. П. Лиги отмечал этническую близость Води к эстам Северо-Восточной и Восточной Эстонии. Была предложена идея, что они составляли единство с эстами мааконда Вайга. Этой точки зрения также придерживался О. Прицак. Х. и А. Моора считали, что в регионе расселения до прихода переселенцев с запада уже жили племена составившие основу води. Эстонские ученные считали, что водь состояла из нескольких племен разного этнического происхождения. П. Аристэ считал, что водь выделилась в отдельный народ после обособления северных эстов. Е. Рябинин считает, что водь состояла из чудского и собственно водского компонентов. Относительно территории расселения Води, то А. Куза исключал из нее Лужскую волость, погосты Каргальский, Толджоский, Ополецкий. Толдожский и Ополецкий погосты по мнению исследователя были в составе Чуди. Е. Рябинин считает, что состав Води входила вся Ижорская возвышенность. И. Шаскольский считал, что владения Води были ограничены реками Нарвой и Стрелкой, а также Финнским заливом, то есть западной частью Водской пятины. С расселением славян на территорию Води начали проникать славяне постепенно вытесняя финнское население. Водь сопротивлялась культурной ассимиляции и последние язычники и языческие пережитки в районе расселения народа были ликвидированы только в XVI в. Фактически в новгородское время было двоеверие, то есть они молились и традиционным божествам и Исусу Христу. Влияние христианской обрядовости было слишком незначительным. Указывалось, что они не каялись, пользовались услугами жрецов. Поклонялись деревьям и камням и погребали умерших в курганах. Также они погребали их в коломищах (погребениях с каменными оградками). Такие же черты мировозрения были свойственны и ижоре. Водские и славянские курганы различались между собой. Были чудские погосты в земли Води, которые принадлежали финноязычному населению. Материальная культура и комплекс одежды походили на другие прибалтийско-финнские народы, но также ощущалось и влияние славян. По данным О. Прицака Водь была самой милитаризованной землей Новгорода. Коплекс вооружения мог быть похожим на другие прибалтийско-финнские народы – мечи, копья, топоры, луки со стрелами. С середины XIII в. регион проживания Води начал активно славянизироватся. Русские строили погосты с приходскими церквями и бескургаными кладбищами. В XV-XVII в. побережье Финнского залива, нижние течения рек Нарва и Луга были населены русскими. Водь еще с XIII в. была включена в непосредственные владения Новгородской республики. В XIII в. началась форсированная христианизация Води русскими в результате чего у тих прибалтийских финнов сменяется погребальный обряд .

История Води в источниках -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Самоназвание - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Водь формировало отдельную военную единицу. Центром Води был город Копорье. Водь охраняла границы Новгородской республики с Данией и Ливонским Орденом.

Аристе П. О водской топонимике // Советское финно-угроведение. М., 1967. № 2. С. 77-83
Дмитриев А.В. Водская топонимика в историко-культурном контексте // Псковский регионологический журнал. № 4. Псков, 2007. С. 110-114
Кузнецова Г. История Води. Электронный вариант 2004 года. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кеппен П.И. Водь и Водская пятина // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1851. Вып. 70. С. 42-142 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литераутры, 1997. 268 с.
Новожилов А.Г. Этническая история междуречья Волхова и Наровы. Диссертация на соискание степени канд. ист. наук. 07.00.07. СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. 248 с.
Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: к истории славяно-финнских этнокультурных связей: историко-археологические очерки. СПб.: СПбГУ, 1997. 260 С.
Седов В.В. Водь // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М.: Наука, 1987. С. 34-42
Хвощинская Н.В. Племя водь и его культура в составе Новгородской земи // Великий Новгород и средневековая Русь. К 80-летию академика. В.Л. Янина, 2009. С. 300-312.
Хенсоо Х. Водь и ее этнокультурное значение // Прибалтийско-финнские народы: история и судьба родственных языков. Ювяскюля, Атена, 1995. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы . Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. СПб. Евразия, 2009. Т.1.

Сборник со статьей о Води -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Alexios
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 17 октября 2012, 22:43

    Вопрос. Камрад, Вы случайно не в курсе, рассматривал ли кто-нибудь проблему идентификации безымянных "князей копорейских" XIV века с точки зрения принадлежности их к местной водской знати, а не к династиям Рюриковичей и Гедиминовичей?
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 23 октября 2012, 22:49

      Е.А. Рябинин. - «Водская земля Великого Новгорода» (результаты археологических исследований 1971 – 1991 гг.)

      Цитата

      Глава I.



      Летописная водская земля: общие проблемы историко – археологического изучения.



      Водская («Вотская») земля – одно из особых административно – политических подразделений средневековой Руси, существовавших наряду с Корельской и Ижорской землями на северо – западном порубежье новгородских владений. В своем территориальном значении она впервые упомянута в уставе князя Ярослава «О мостех» (60-е годы XIII в.) под названием «Вочская сотня» (Древнерусские …, 1976, 150). Под 1338 год летописью зафиксирован и сам термин «Вотская земля» (НПЛ 1950, 349).

      К значительно более позднему времени восходят исторические известия о води или вожанах, традиционно связываемых с населением указанной территории и, в свою очередь, отождествляемых большинством исследователей с предками води – малой прибалтийско – финской народности, и поныне проживающей на северо – западе Ленинградской области. Согласно летописному рассказу, помещенному под 1069 г., вожане принимали участие в набеге полоцкого князя Всеслава на Новгород (НПЛ 1950, 17). Высказано предположение, что эта военная акция являлась реакцией обитателей региона на смену системы существовавших ранее новгородско – водских даннических отношений (Гадзянский 1940, 102, Куза 1975, 183).

      Следующее упоминание указанного этнонима относится к 1149 г: «На ту же зиму придоша Емь на Водь с ратью не в тысящи, и услышавъше новгородци любо в 500 с Водью, и идоша на них, и не упустиша ни мужа» (НПЛ 1950, 28). Таким образом, через 80 лет источники фиксируют уже совместное выступление новгородцев и води против вторгшегося в пределы водского расселения крупного отряда финской еми. Этот факт может свидетельствовать о завершившемся к середине XII в. переходе води в вассальную зависимость от Новгорода (Куза 1975, 183).

      Позднее упоминания о «язычниках вотландцах» появляются в западных источниках. В папских буллах второй половины XII – первой половины XIII вв. они названы среди языческих народов северо – западных территорий: «pagani carelie, ingrie, lappie et watandie» (Кеппен 1861, 81-82).

      Сведения о води (вожанах) и Водской земле содержатся и в русских источниках XIII в. Среди них особый интерес представляют два летописных рассказа. Первый приурочен к известию о вторжении ливонских рыцарей зимой 1240 – 1241 гг. на порубежье новгородских владений: «Тои же зимы придоша Нъмци на Водь и Чудью, и повоеваша, и дань на них възложиша, а город учиниша в Копорье погосте» (НПЛ 1950, 78). Александр Невский, организовав ополчение из новгородцев, корелы и ижоры, прежде всего отбил Копорье от захватчиков, а «Вожан и Чюдцю перъветники извеша». Из этого повествования, во-первых, можно установить наличие новгородских погостных центров в регионе еще до его первого упоминания в качестве особой «земли» Великого Новгорода и, во-вторых, локализовать на участке, территориально тяготеющем к Копорью, будущему центру Водской земли, двух явно отличающихся в этническом отношении групп местного населения – вожан и чуди. ( ком. редакции – возможно славян в качестве постоянных жителей на этой территории еще не было, они не перечислены летописцем).

      Второе сообщение, помещенное под 1270 год в связи с военным столкновением новгородцев с великим князем Ярославом Ярославичем, раскрывает статус существовавшей в это время «Вочской сотни». Участвовавшие в междоусобице вожане выступают здесь как составная часть «всей волости новгородской» (НПЛ 1950, 89). Исторически засвидетельствованное наличие в Новгородской земле особого административно – политического образования не документировано по существу синхронными указаниями на его территориальные границы. Определение последних в значительной степени базируется на данных писцовых книг конца XV – XVI вв., составленных уже после присоединения Новгорода к Москве. Но в этом важнейшем виде источников перечисление и локализация погостов, формирование многих из которых, несомненно, относится к эпохе новгородской независимости, приведено уже не в рамках былых «земель» и «сотен», а в пределах новообразованных уездов, в ряде случаев границы уездов разрезают территории старых погостов, иногда в их состав включаются погосты, явно не составляющие в предшествующее время определенного единства. Данное обстоятельство затрудняет попытки ретроспективного вычленения погостов, входивших в состав новгородской Водской земли и определение ее ареала (рис.1).

      В историко – географическом исследовании А.Н. Насонова территория последней очерчивается следующим образом: на западе Водская земля граничила с Лужской «волостью», на северо – востоке – с Ижорской землей, в южном направлении она, возможно, доходила до Новгорода и включала Климецко – Тесовский и Егорьевско – Луский погосты Новгородского уезда. Погосты Водской пятины, располагавшиеся к западу от нижней Луги, в состав Водской земли не входили. Это заключение находит подтверждение в летописном известии 1338 г. о том, что «немцы приходили воеват на Толдогу и оттоле хотяху на Водскую землю», Никольский Толдожский погост «в Чюди», оказывающийся за пределами Водской земли, по данным писцовых книг, занимал довольно обширный участок между нижним течением Луги и рекой Систа (Насонов 1951, 120-121).

      По мнению А.В. Кузы, нижнее течение Луги так же не входило ни в Водскую землю, ни в Лужскую «волость». Автор полагает, что «Толдожский погост в устье Луги и примыкавший к нему с востока Каргальский погост и размещавшийся северо – восточнее города Ямы (современный Кингисепп) Ополецкий погост» относился к «чуди» – особому экстерриториальному образованию, граничившему с Водской землей (Куза 1975, 180).

      Несколько иначе определяет границы Водской земли И.П. Шаскольский. Он считает, что «территория води точно ограничена с запада рекой Наровой, с востока рекой Стрелкой у современного города Стрельна» (Шаскольский 1979, 46), то есть полностью включала западную часть Водской пятины и Ивангородский уезд Шелонской пятины рубежа XV – XVI вв.

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
      Стасюк И.В. - Средневековое расселение восточных погостов Копорского уезда Водской пятины. XII – первая четверть XVII вв.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Древности Ижорской земли - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 24 октября 2012, 10:05

        Кеппен П. И. Водь и Водская пятина // Журнал министерства народного просвещения. 1851. № 70
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Кузнецова Е. История Води
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        В папской булле XII в. Упсальскому епископу Стефану упомянуто о ватландцах (води).
        В булле от 9 января 1230 папа Григорий IX предписал архиепископу Упсальскому и Линчепингскому запретить всем христианам продавать оружие, железо и деревянные изделия к карелам, инграм (ижоре), ватландцам (води) и лаппам (саамам).
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 24 октября 2012, 14:02

          Герман Вартберг о Води
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          Цитата

          В 1211 году жил второй магистр братьев рыцарства Христова, Вольквин, не менее способный, благочестивый и честный муж. Он мудро вёл войны Господни, и братья ордена верно помогали ему.

          Он же покорил эстов и эзельцев христианской вере и наложил на них дань; он построил также, а именно, из камня, замок Феллин и небольшой ревельский замок, и укрепил их самым лучшим образом башнями и глубокими рвами. Он произвёл также и другие постройки около Дерпта и Одемпе, о коих я ради краткости не упоминаю.

          Далее он завоевал Изборк 4, русский замок. Плесковские же русские (псковичи) подчинились ему после того, как он сжёг их город (1240, 16 сентября). [90]

          Для охраны замка, равно как и для увеличения числа обращённых, магистр оставил здесь двух орденских братьев с небольшим числом людей. Но, когда новгородцы узнали об этом, они захватили внезапно оставшихся братьев вместе с их людьми (1242, март).

          Далее он построил у русских замок по имени Капорию и наложил в то же время дань на ватландских русских (1241). (См. в конце, примеч. 1).
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 16 января 2013, 14:29

            Новые книги по истории Ижоры и Води - «Водь. Очерки истории и культуры» (автор О.И. Конькова), 254 с., СПб, 2009;
            - «Ижора. История и культура» (автор О.И. Конькова), 248 с., СПб, 2009;
            Предания и сказки водского народа. Vad’d’aa rahvaa jutud ja kaazgad. Сост. Конькова О. И. — СПб., 2009—144 с.
            Фольклор водского народа стал доступней - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Еще публикация по истории Ижоры
            Kuronen, Aira: Inkerikot: Historia, uskonto ja perinne. Onkamo: Kannaksentie, 2008.
            Лаанест А. Об этногенезе ижорского народа по данным лингвистической географии // Проблемы этнической истории и межэтнических контактов прибалтийско-финских народов. СПб., 1994.
            Моора А. Х. и Х. А. Из этнической истории води и ижоры // Из истории славяно-прибалтийских отношений. Таллин, 1965.
            Седов В. В. Ижора // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987.
            Inkeri. Historia. Kanssa. Kulttuuri. Helsinki, 1991.
            Нужно сказать, что в последние тридцать лет было много сделано очень много для исследования истории Води и Ижоры. В основном это археологическая и этнографическая литература, но по сравнению с предыдущим периодом это просто бум интереса к истории финно-угорских народов Ленинградской области. Инкери (Ижора) это пример того как локальная группа карел стала фактически отдельным народом на новых землях. Инкери и Ваддялайзыд (Водь) это пример того насколько разным было отношения к власти Новгорода у его финноязычных подданых. Водь находилась в оппозиции к Новгороду и поддерживала любого противника новгородцев будь-то полочане или рыцари Ливонского Ордена. Ливонцы знали куда прийти в 1241 г. Если бы Александр Ярославович не был решительным и смелым, то от Копорья было бы рукой подать до Новгорода, и он бы повторил судьбу Львова. Это в смысле того что правосланые были бы только одной из общин в городе, а политическая власть принадлежала бы немцам, как в Львовове полякам. Ижора как и карелы были настроены на союз с Новгородом, поскольку враждовали со шведами. До шведов Ижора активно поддерживала Новгород при конфликтах с Хяме (тавастами).
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 07 февраля 2013, 18:26

              Водь жила на южном побережье Финнского залива. А. Шегрен отводил води земли между Лугой и Волховом. А. Лерберг считал, что она занимала площадь между Нарвой и Ижорой. Я. Ставровский включал в водскую территорию и земли вокруг озера Ильмень. Д. Бубрих считал, что территория води между Чудским озером и восточной частью Финского залива. Водь погребала умерших в курганах. Антропологический тип европеоидный с небольшими монголоидными примесями. Некоторые памятники на западном побережье Чудского озера представлены славяно-водскими переселенцами из северо-западных областей Новгорода. Сначала ильменские словене ассимилировали водьоколо Ильменя, потом население Руси расселились на Ижорском плато. Во время крестовых походов водь обитала на побережье Финнского залива. Рядом с Нарвой водские поселения. А. Шегрен считал другим названием води Нереву. Noromaa это болотистая земля. Ижора занимала территорию бассейна Невы и часть южного побережья Финнского залива. Ижора по мнению В. Седова локальная группа корелы. В XI-XIV вв. от Финнского залива до Нарвы вместе с водью проживала ижора. Зависимость от Новгорода в виде дани и участия в военных походах. В землях ижоры поселение Орешек.
                 ГлебМинский
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 18 августа 2019, 18:25

                Обрусела водь конечно, и довольно быстро по историческим меркам.

                Думаю также как меря, мордва и мурома.

                Вот как интересно! Водь была не менее воинственной чем те же земгалы. Видимо не зря Всеслав Брячиславич привлекал их в своих войнах.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 18 августа 2019, 19:05

                  А что вы хотите, если Водь была самой милитаризованной частью Новгородской республики. Ну и конечно вооружена была и Корела, которая периодически совершала походы на Хяме, Суоми и Швецию. По сути Новгородская республика имела федератов коими были Водь, Корела, Ижора. Водь находилась иногда в оппозиции Новгороду, чем в свое время пользовались полочане и тевтонцы. Водь мне представляеться локальной группой эстов, которая поселилась за Нарвой и Пейпусом (Чудским озером). Христианизировалась Водь в 13-15 вв. Русификация произошла несколько позже. Все-таки ее гне можно сравнивать с мещерой, мерей и муромой. Мещера и меря были уже в древнерусское время перемешены с кривичами, а добила их волна переселенцев из юго-запада Руси и христианизация 12-13 вв. Мурома же частично была вытеснена на земли мордвинов, где была ассимилирована мокшей и эрзей. Остальные немногочисленные муромчане были ассимилированы славянским населением Рязанской земли.
                     ГлебМинский
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 18 августа 2019, 22:03

                    Laszlo

                    Любопытно бы с водским (вожанским) именословом ознакомится.

                    Возможно известны имена каких-то военных предводителей води?
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                       Похожие Темы
                      М[MOD] Settlements Of Cyrodiil - Фермы Чистоводья
                      Поселение 'Чистоводье' добавляет небольшую группу ферм в Великом лесу, недалеко от Оранжевой дороги.
                      Автор C Celman Ctraik
                      Обновление 17 августа 2021, 14:25
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 20:31 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики