Сообщество Империал: Вепсы - Сообщество Империал

Laszlo

Вепсы

Малый народ России
Тема создана: 16 октября 2012, 12:08 · Автор: Laszlo
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 25 августа 2019, 23:31

Imp

Из всех прибалтийско-финнских народов играющих хоть какую-то роль наиболее скромными были вепсы. Об этом племени упоминал Иордан как о Vas in Abroncas. Х. Ловмянский и Б. Рыбаков считали, что Абронкас это Пермь. Б. Рыбаков считал, что Васинабронкас это Весь в Перми. Е. Скржинская предположила, что Абронаксом называлась местность, но не решилась ее локализировать отметив, что в ней проживали вепсы. В. Напольских считает, что Абронакс это исторические территории расселения мери. Адам Бременский упоминал о Wizzi, они упоминались как жесточайшие амброны. Саксон Грамматик в ’’Деяниях данов’’ упоминал о народе Виссинов. Скандинавы знали вепсов как Visio. Этот этноним упомянут в ’’Саге о Нитиде’’. Сказано, что Нитида из Франкланда плавала на остров Visio, где правил ярл Виргилус, который был известным колдуном. Нитида забрала волшебный камень благодаря которому можно было видеть весь мир. При этом Вису арабских источниках это не вепсы, поскольку торговые пути Вису ведут в Йуру, то есть Западную Сибирь. C. Френ предполагал, что Вису это Белозерская Весь. Ф. Нансен считал, что Вису общее название северных стран. Ф. Вестберг считал, что Вису это Югра. А. Халиков видел в Вису булгар эсегел. Среди исследователей получила распространение версия С. Френа. Ее приняли – А. Смирнов, В. Пименов, А. Голубева, Л. Голубева, А. Монгайт, И. и В. Магидовичи, В. Бартольд, И. Дубов, А. Ковалеский, М. Гришкина, А. Пашков. Р. Хенинг и А. Талицкий видели в Вису население Верхней Камы – бассейна Вишеры-Колвы, Печоры Северной Двины и Чердыни. В Прикамье локализировали Вису Г. Давлетшин, А. Леонтьев, Е. Ястребов, В. Оборин и А. Белавин. В. Обороин и А. Белавин локализировали ее в южной части Верхнего Прикамья на Нижней Чусовой и в Обвинско-Иньвенском поречье. И. Пастушенко локализировал Вису в зоне распространения неволинской культуры, а В. Напольских просто считает Прикамье страной Вису. Вепсы были известны Нестору как Весь и были локализированы на Белоозере.
Памятники вепсов также находили на Восточном и Юго-Восточном Приладожье по соседству с карелами. Кроме того, они присутствовали в Прионежье и территории Южного Белозерья. Живущие на юг от Белоозера вепсы ощущали влияние мери. Также вероятно славянское влияние. Для разных групп вепсов были характерны разные черты погребального обряда, что указывает на его культурную неоднородность. Ранние славянские переселенцы в район озер быстро финнизировались. Живущие у Ладожского озера вепсы же активно взаимодействовали с карелами и скандинавами. На них существенно повлияли скандинавские поселенцы из Старой Ладоги. Приладожские жители были третьим милитаризованым сообществом в рамках Руси после Гнездово и Суздальского ополья. Вепсы ложили в свои курганы предметы быта и многие ювелирные изделия и оружие. С. Кочкуркина отмечало присутствие вепсов в юго-западном Белозерье. Там они находились в бассейне рек Чадогощь и Суды. Для поселений вепсов в Восточном Прионежье характерны юго-восточные (волжско-финнские и финно-пермские) и западные (прибалтийско-финнские. Скандинавские, славянские) примеси. Вепсы жили в основном в селищах. В городищах они жили лишь иногда. Также существовала группа населения в юго-восточном Приладожье .
Во второй половине XII – XIII в. в регион расселения вепсов начинают массово проникать новгородские переселенцы, приблизительно в это время вепские племенные территории были включены в состав собственно Новгородской республики и начинается их славянизация, а жители Обонежского края были обязаны платить десятину. И. Муллонен считал, что вепсская топонимия на L находилась на юго-восточном Приладожье. Топонимия совпадала с ареалами вепских курганов в Приладожье – на реках Ояти, Кашне, Паше, в среднем Посвирье, а также в Обонежье и Водлозерье, в верховьях реки Лидь. Карелы на Олонецком (Онежско-Ладожском) перешейке были ассимилированы карелами и вошли в состав карел-ливвиков. Карелы на Шуе ассимилировали местных вепсов и составили субэтнос карел-людиков. Из Присвирья вепсов вытеснила русская колонизация. Вепсы со временем освоили юго-западное побережье Прионежья. Вепсы в XIII-XV вв. массово жили в Обонежской пятине. Признаком вепсского населения была лексема puha, которая обозначала ограду, границу. Нужно отметить, что после того как вепсы утратили свои языческике практики и переняли христианский погребальный обряд они стали археологически неуловимы и их можно было локализировать только при помощи субстратной топонимии. До того взаимодействие вепсов с славянами влияло на погребальный обряд, но не приводило к славянизации местного прибалтийско-финнского населения. В Восточном Прионежье и Юго-Восточном Белозерье местная вепская знать богатела за счет торговли мехами через Белоозеро. Однако в 1024 г. Белоозеро было разгромлено в результате движения волхвов, а также включение Белоозера в непосредственные земли Руси обусловили то, что на первом плане находились славяне и вместо сожженного вепского центра появился древнерусский населенный пункт. С XII в. в вепских землях были основаны погосты для сбора дани. Белоозеро возродилось и стало городом, а местное финно-славянское население оставалось частью Руси. Несмотря на проникновение славян в Пошехонье и Белозерье местное население сохранило свой язык, хотя и пользовалось древненовгородским языком (или диалектом). В их владениях находился населенный пункт известный как Алаборг скандинавам и как Белоозеро славянам. Нестор летописец указывал, что Весь входила в состав дружин Руси. Однако в XI-XIII вв. летописи практически не фиксируют них. Оружие вепсов в целом сохраняло общеевропейские традиции. Для стрел населения Приладожья характерны срезни без упора .
В. Напольских указывает, что этноним vepsalaized, bepsalaized распространен в форме bepslaan у южных вепов, а также у средних вепсов. Топонимия на veps по мнению Н. Валонена связывается с карелами-ливвиками. Прионежские и приоятские вепсы называл себя как и карелы-людики ludinik, ludilane. Этот этноним в Присвирье вытеснил vepslaine, который сохранился только на окраинах. На юге вепсского ареала вепсы приняли название русскими вепсов чухарями в форме chuhar и chuharid. Русские также называли вепсов чудью и кайванами. Э. Сэтяля считал связь Весь с Vepsa фонетически неочевидной. Этноним vepsa для обозначения вепсов фиксируется в финнском и карельским и достаточно поздно. И. Муллонен ставила вопрос об этнических связях вепсов с мерей и муромой. В. Напольских считает, что в прибалтийско-финнский этноним vepse мог попасть из саамских языков и обозначал рыбий плавник. В любом случае, самоназвания вепсов происходили из других языков. Первоначальным регионом расселения вепсов был район Белоозерья. К XIII в. торговые пути на которых у вепсов были фактории пришли в упадок. Регион Обонежья оказался междвежьим углом, в котором однако вепсы в отличие от других регионов сохраняли самоидентификацию. В других регионах они активно ассимилировались русскими и карелами .
Относительно вооружения, то в курганах вепсов находили мечи. Там были мечи как каролингского производства, так и из Руси. Находили втульчатые наконечники копий, которые насаживались на древко. Распространеным было использование как пешими так и конными воинами. Традиционно для финнских народов копья и топоры могли использоваться как на войне так и в быту. Копьями охотились, а топорами рубили лес. Широко использовалось оружие изготовленое по древнерусским и скандинавским образцам. Секирообразные широколезвийные топоры поставлялись на протяжении X-XIV вв. Для защиты воинов использовались щиты с умбонами. Наконечники стрел изготовлялись из железа плохого качества .

И. Пастушенко считает, что Вису это не вепсы, а население неволинской культуры.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В статье Е. Беговатова сведения ал-Бируни о Ису и Йура
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Андрей Белавин - Камский торговый путь из Болгара в "страну Вису и Чулман"
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Исследователи коми о Ису и Вису интерпретации сведений Ибн Фадлана и Гарнати
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В общем, существуют разные мнения, можно ли отождествлять вепсов с страной Вису (Ису) или нет.

Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. Перевод В.В. Рыбаков // Из ранней истории шведского государства: первые описания и законы. М. РГГУ, 1999. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. Перевод Дьяконов И.В. Электронная версия 2010 года. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере. Л. Наука ЛО, 1973. 212 С.; Голубева Л.А. Весь // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М. Наука, 1987. С. 52-64
Голубева Л.А. Белозерская весь: по материалам поселения Крутик IX-X вв. Перозаводск, Карельский научный центр АН СССР,1991. 196 С.
Кочкуркина С.И., Линевский А.М. Курганы летописной веси X-XIII века. Перозаводск; Карелия, 1985. 223 с.;
Кочкурина С.И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск: Карелия, 1990. 126 С.
Кочкуркина С.И. Весь по археологическим материалам. // Прибалтийско-финнские народы России. М., Наука, 2003. С. 333-341. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Муллонен И.И. Территория расселения // Прибалтийско-финские народы. М., Наука, 2003. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Муллонен И.И. Этнонимы вепсов // Прибалтийско-финские народы. М., Наука, 2003
Муллонен И.И. Природные и культурные факторы формирования вепсской этнической территории // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. № 4. Петрозаводск, 2012. С. 13-24
Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литераутры, 1997. 268 с.;
Напольских В.В. Происхождение самоназвания вепсов в контексте этнической истории Восточной Прибалтики на рубеже эр // Вопросы ономастики. Екатеринбург, 2007. № 4. С. 28-33.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь обращения: 20.11. 2014);
Пастушенко И. Еще раз о локадизации Вису // Finno Ugrica. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2001-2002. № 1 (5-6). С. 56-64
Пашков А.А. Средневековые источники // Прибалтийско-финские народы. М., Наука, 2003. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: к истории славяно-финнских этнокультурных связей: историко-археологические очерки. СПб.: СПбГУ, 1997. 260 С.
Сакс А. Вепсы – древний народ Севера. // Vepsa/Vepsamaa. Atena, 1998. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 06 февраля 2013, 10:01

    Л. Голубева считает, что кроме Белаозера вепсы могли чересполосно жить с русскими в бассейнах Суды, Колпи, Ояти и по западному побережью Онежского озера. Вепская топонимика находилась также на Северной Двине, Ваге, Кокшеньге. Адам Бременский считал, что вепсы от рождения светловолосы. Курганы юго-восточного Приладожья также принадлежали вепсам. Вообще для вепсов было характерно сооружать курганы. Эту традицию они переняли от скандинавов. Вепсы вели активную торговлю и с Волжской Булгарией и Русью, и с Скандинавией и карелами. Вепсы приняли участие в сложении карелов-ливиков и карелов-людиков. Приладожские вепсы ощутили заметное влияние скандинавов, а белозерские вепсы заметное влияние славян. До славянской колонизации вепсы граничили с мерей и карелами. Влияние скандинавов шло по Волхову, по рекам Сясь и Паша. В XI-XII вв. сюда пришли белозерские вепсы, которые изменили погребальные обряды приладожских вепсов. В регион прекратили поступать скандинавские вещи. Их место заняли славянские и финнские вещи. Умерших начали хоронить в подкурганных могильных ямах. Погребения XII-XIII вв. характеризировались смешением финнской и славянской обрядовости. Общественный строй вепсов был военной демократией. Почти все вепсы-мужчины были вооружены.
    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Относительно Заволоцкой Чуди Л. Голубева считала, что эиническую самостоятельность имели поселения Чуди Заволоцкой в районе Ваги. Вещей славянского происхождения в Корбальском могильнике было сравнительно немного. Территориальна близость с мерей, древними марийцами и финно-пермскими народами дала о себе знать в заимствовании умбоновидных блях. Культурно Заволоцкая Чудь была близка прибалтийско-финнским народам, особенно вепсами. В XII в. местное население еще сохраняло этническую самобытность.
      • 2 Страниц
      • 1
      • 2
      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
      РегистрацияВход на форум 
      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
      Стиль:Language: 
      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 05:41 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики