Сообщество Империал: Пруссы - Сообщество Империал

Стратегии, Игровые Миры, История, Total War


Laszlo

Пруссы

Пруссы
Тема создана: 01 Сентябрь 2019, 14:41 · Автор: Laszlo
СОХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ:
Сообщений: 1 · Просмотров: 98
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин
6 446
126
1 365
6 723
0

Дата: 01 Сентябрь 2019, 14:41

Imperial

Пру́ссы (греч. Βορουσκοί, лат. Borusci) — группа племён, населявшая в IX/X—XVIII веках южное побережье Балтийского моря между нижнем течением рр. Висла и Неман (Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы и Варминско-Мазурского воеводства Польши. Источники 9-13 вв. свидетельствовали о далеко зашедшем процессе разложения первобытнообщинного строя, зарождении государственности и образования к XIII в. конфедерацию 11 земель, управляемых знатью.
Хотя язык и культурные особенности пруссов не сохранились, в Федеративной Республике Германия потомками пруссов считают себя свыше одного миллиона человек.
Общепринято считать пруссов принадлежащих к группе балтских племён, либо конкретно к западнобалтским народам.
Слова, созвучные названию пруссов, встречаются в разных языках: санскр. (puruṣa) — «человек», готск. (prus) — конь, мерин, старославянское прус — кобыла (Адам Бременский упоминает, что пруссы ели конину и пили кобылье молоко и конскую кровь, имущество умерших делилось по результатам состязаний всадников).
По предположению лингвистов, общий экзоним «пруссы» появился у их соседей не позже VIII века, а впервые он упоминается как «bruzi» анонимным Баварским Географом (IX век) как название народа, живущего восточнее Вислы. В дальнейшем этот термин в форме «брузи», «брутери», «прецун», «прутены», «брусы», «бороссы», «боруссы» будет фигурировать в европейских и восточных средневековых источниках, обозначая население, проживавшее между реками Висла и Неман.
Латинское название дожило до наших дней в форме названия футбольной команды «Боруссия».
Однако ни одно из прусских племён само себя именем «пруссы» не называло. Их так прозвали примерно в VIII веке жившие юго-западнее славянские соседи.
Народная этимология связывает название «пруссы» с именем Русне, которое на средневековых немецких картах писалось как Ruß (Русс). Названия «Прус-» и «Рус-» (Rus) по всей видимости являются однокоренными.
Русне (Rusnė) — правый рукав Немана. Неман (Нямунас) в дельте имеет много «рукавов», и у каждого из них собственное имя. Название одного из «рукавов» дельты Нямунаса — Русне (Rusnė) (а также и острова Русне (Rusnė), находящегося в этом «рукаве» — от него произошло название и очень древнего населённого пункта) происходит от литовского (балтского) слова (корня) «русянти» (rusenti), то есть «медленно течь» (другое значение — «медленно гореть»).
Имя «пруссы» — не самоназвание. Так пруссы в целом себя никогда не называли. Самоназвания относились к дружественным племенным союзам, идентифицируемым по территориям:сембы из Самбии (прусский «земля»), натанги из Натангии, помезане из Помезании, погезане из Погезании, вармийцы из Вармии, скальвы из Скаловии (скальвы, так же как и жившие в Пруссии галинды и ятвяги, рассматриваются и как отдельный от пруссов народ) и так далее, а также по именам прусских родов (барты). Это говорит об отсутствии государственной самоорганизации, которая обязательно дала бы пруссам общее самоназвание. Пруссы были только союзом балтских племён, объединён с другими балтскими племенами общей религией, а главный жрец носил титул Криве Кривейто / Криве Кривайтис (Krivių Krivaitis).
Пруссы называли свою землю «Островное царство» («Ульмигания», «Ульмигерия», «Ульмеригия» в готском варианте): полуостров Самбия считался до XII века островом, ограниченным водами Балтийского моря и реками Преголя и Дейма. В целом же прусские земли в период максимального могущества простирались от Вислы до Немана.
Средневековые хронисты (за исключением польских) не отмечают больших войн, которые бы вели пруссы против своих соседей, наоборот — чаще сами пруссы становились объектом набегов, о чём повествует Саксон Грамматик[22] и сообщает арабский писатель 2-й половины X века Ибрагим ибн Якуб. Последний пишет, что «Брусы [пруссы] живут у Мирового Океана и имеют особый язык. Они не понимают языки соседних народов [славян]. Они известны своей смелостью»
Процесс разложения родового строя, который, судя по данным археологии, у пруссов происходил в III—XIII(?) вв., продолжавшееся с VII(?) по X в. (включительно) засилие скандинавов на восточном побережье Балтийского моря и (гипотетическое) отсутствие политического единства прусских земель не позволяли пруссам создавать большую армию, но в то же время они успешно отбивались от соседей, а в XII—XIII вв. даже совершали опустошительные набеги на владения куявских и мазовецких княжеств. Пруссы, которые в отличие от некоторых западнославянских племен (бодричей и руян) не упоминаются в пиратстве на Балтике, занимались, кроме земледелия и скотоводства, добычей янтаря, торговлей, рыболовством, охотой, оружейным промыслом. Всплеск янтарной торговли пруссов с Римской империей (I—II вв.) привёл к тому, что к исходу т. н. римского периода (I—IV вв.) область расселения пруссов становится самой богатой во всем балтоязычном ареале; земледелие же, по мнению некоторых исследователей, становится ведущим занятием пруссов только в XI—XII вв.
Европа не раз предпринимала попытки христианизации пруссов, особенно после принятия Польшей христианства в 966 году. Самой известной попыткой такого рода стала миссия монаха бенедиктинца, епископа пражского Адальберта. В преддверии 1000 года, с которым в тогдашней Европе многие связывали «второе пришествие Христа» и «страшный суд», Адальберт решил совершить миссийное путешествие в Пруссию. В 997 году он прибыл в тогда ещё кашубский Гданьск; взяв там в попутчики двоих монахов, он отправился на лодке в Пруссию и вскоре высадился на берег в районе Самбийского полуострова. В землях пруссов Адальберт провёл лишь 10 дней. Сначала пруссы, приняв Адальберта за торговца, встретили его дружелюбно, но, поняв, что он пытается им проповедовать, стали прогонять прочь. Учитывая, что Адальберт прибыл со стороны Польши, являвшейся тогда главным врагом пруссов, нетрудно понять, почему пруссы посоветовали Адальберту «убираться туда, откуда [он] пришёл». В конце концов монах забрёл в священную рощу пруссов, которые восприняли это как богохульство. За свою роковую ошибку Адальберт был заколот копьём. Это произошло в ночь на 23 апреля 997 года рядом с нынешнем посёлком Береговое (Калининградская обл., неподалёку от г. Приморск). Тело погибшего миссионера выкупил великий князь польский Болеслав I Храбрый.
Несмотря на неудачу миссии Адальберта, попытки христианизации пруссов не прекратились. В 1008 или 1009 году в Пруссию отправился миссийный архиепископ Бруно Кверфуртский. Как и Адальберт, Бруно был убит пруссами. Это произошло 14 февраля 1009 года на стыке трёх стран, то есть Пруссии, Руси и Литвы.
Okulicz-Kozaryn L. Życie codzienne Prusów i Jaćwięgów w wiekach średnich (IX-XIII w.). Warszawa: Pansimtwy Instytut Wydawniczy, 1983. 275, [40] s.
Okulicz-Kozaryn L. Dzieje Prusów. Wrocław: Fundacja na Rzecz Nauki Polskiej, 1997. 530 s.
Łowmiański H. Prusy pogańskie. Torun: Kasa im. Mianoskiego – Instytut popierania nauki, 1935. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Łowmiański H. Prusy - Litwa – Krzyżacy. Warszawa: Pansimtwy instytut Wydawniczy 1989. 480 s.
Biskup M. Rola Zakonu Krzyżackiego w wiekach XIII – XVI w. Poznań, 1974. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Chwalibińska J. Ród Prusów w wiekach średnich. Torun: Nakladem Towarzystwa Naukowego, 1948.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Zajączkowski St. F. Podboj Prus i ich kolonizacja przez Kryzakow. Torun-Warszawa: Skład Gł. Kasa im. Mianowskiego - Instytut Popierania Nauki, 1935. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Назва з екрану
Niekrasz L. Z. Gdzie jesteście, Prūsai? Warszawa: Wydawnicztwo J.J., 2012. 224 S., 3 tab.
Szulcz D. O znaceniu Prus dawnych. Warszawa: W drukarniach J. Kaczanowskiego i Stanislawa Strabskiego, 1846. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Fischer D. Etnografia dawnych prussow. Gdyna: Wydawnictwa instttutu baltyckiego,1937.53s.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Toeppen M. Historisch-comparative Geographie von Preussen. Gotha: Justus Perthes, 1858. XII, 398 s. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Aberg N. Ostpreussen in der Völkerwanderungszeit. Uppsala-Leipzig: Almqvist und Wirssels boktryckeri - Otto Harrasowitz verlag, 1919. 218 s. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Gaerte W. Die Wikinger in Ostpreussen. Konigsberg, 1932. 32 s.
Urban W. The Prussian crusade. Chicago: Lithuanian research and studies center, 2000. 443 p.
Тэргович М.Л. Экспансия Тевтонского ордена в юго-восточную Прибалтику. Специальность 07.00.03. Всеобщая история. Калининград: Российский государственный университет им. И. Канта, 2010. 174 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Седов В.В. Пруссы // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М. Наука, 1987. C. 398-404
Седов В.В. Скалвы // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М. Наука, 1987. C. 409-411
Ehrlich B. Die alten Preussen // Der Ostdeutsche Volksboden. 2 erweitere Auflage. Breslau: Ferdinand Hirt, 1926. S. 265-286
Dobrosielska A. Opór Prusów wobec zakonu krzyżackiego w dobie podboju i budowy władztwa krzyżackiego : szkic z antropologii politycznej Prusów // Komunikaty Mazursko-Warminskie. Olsztyn: Ośrodek Badań Naukowych im. Wojciecha Kętrzyńskiego w Olsztynie, 2013. S. 445-479.
Powierski J. Najdawniejsze nazwy etniczne z terenu Prus i niektórych obszarów sąsiednich // Komunikaty Mazursko-Warmińskie. № 2. Olsztyn: Ośrodek badań naukowych im Wojciecha Kętrzyńskiego w Olsztynie, 1965. S. 161-183; Powierski J. Sw. Wojciech w Polsce i w Prusach // Komunikaty Mazursko –Warmiński № 4 (94). Olsztyn: Ośrodek badań naukowych im Wojciecha Kętrzyńskiego w Olsztynie, 1966. S. 559 – 584; Powierski J. Stosunki polsko-pruskie do 1230 r. ze szczególnym uwzględnieniem roli Pomorza Gdańskiego // Roczniki Towarzystwa Naukowego w Toruniu R. 74 za r. 1968, z. 1. Toruń: Towarzystwo Naukowe w Toruniu, 1968. 212 s.
Powierski J. Prusowie, Mazowsze i sprowadzenie Krzyżaków do Polski. T. II. 1 Malbork: Wydawnictwo Muzeum Zamku Malborskiego, 2001. 294 s.
Haftka M. Elbląg we wczesnym średniowieczu i problem lokalizacji Truso // Pomorania Antiqua. T. VI. Gdańsk: Muzeum Archeologiczne w Gdańsku, 1975. S. 193 - 280.
Odoj R. Dzieje Prusów do czasów krzyżackich // Komunikaty Mazursko-Warmińskie. № 1 (107). 1970. S. 51 - 65.
Antoniewicz J. Prusowie we wczesnym średniowieczu i zarys ich kultury materialnej // Szkice z dziejów Pomorza.
Pomorze średniowieczne. Warszawa: Książka i Wiedza, 1958. S. 121 - 159.
Kittel P. Średniowieczne uzbrojenie zaczepne Prusów z obszaru północno-wschodniej Polski // Komunikaty Mazursko-Warmińskie. № 2. . Olsztyn: Ośrodek Badań Naukowych im. Wojciecha Kętrzyńskiego w Olsztynie, 2002. S. 155-188.
Jagodziński M.F. Zagadnienie obecności Skandynawów w rejonie ujścia Wisły we wczesnym średniowieczu // Pruthenia. Olsztyn: Ośrodek Badań Naukowych im. Wojciecha Kętrzyńskiego w Olsztynie, 2009. S. 117-192
Zonenberg S. Prahistoria Prus w Preußische Chronik
Szymona Grunaua // Sensus Historiae. Vol. 1. Bydgoszcz: Oficyna Wydawnicza Epigram, 2010. S. 79-90
Ефремов Л.А. Связи древних пруссов (по керамсическим материалам) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. Вып. 12. Гуманитарные науки. Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2007. С. 79-82
Колтырин С.А. Пруссы: происхождение и взаимосвязи // Исторический формат. № 3. СПб.: Редакция журнала Исторический формат, 2015. С. 120-142
Кретинин Г.В. К вопросу о месте гибели вождя прусского вождя Генриха Монте // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. Вып. 6. Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2014. C. 167-172
Новиков А.С. Балты Юго-Восточной Прибалтики XII-XIII вв. глазами их соседей (к проблеме этнокультурных стереотипов) // Ретроспектива: всемирная история глазами молодых исследователей. Калининград: Балтийский государственный университет им. Иманнуила Канта, 2005. С. 20-25
Новиков А.С. Казнь Генриха Монте и мотив двойной смерти у пруссов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. Вып. 6. Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2012. C. 118-122.
Пашуто В.Т. Борьба прусского народа за независимость до конца ХІІІ в. // История СССР. № 6. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 54-81
Перцев В.Н. Внутренний строй Пруссии перед завоеванием ее немцами // Ученные записки Белорусского государственного университета. Минск, 1951. С. 90-123.
Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 года. М., Индрик, 2003. 402 с. + 150 л.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кулаков В.И. Пруссы и восточные славяне // Труды пятого международного конгресса славянской археологии. Т. III. Вып. 1. М., 1987. С. 116-124
Кулаков В.И. Тувангсте и Кенисберг. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Віцязь С.П. Прусы і яцвягі ранняга сярэднявечча: этнакультурныя трансфомацыі ў Верхнім Панямонні. Мінск: Беларус. навука, 2012. 411 с.
Гимбутас М. Балты. Люди Янтарного моря. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. 223 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Читайте о Пруссы в нашей группе Вконтакте Смотрите Пруссы в нашей группе Ютуба
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин
    6 446
    126
    1 365
    6 723
    0

    Дата: 09 Сентябрь 2019, 17:17

    О эстиях добывающих янтарь упоминает Тацит. Вооружение эстиев составляли рогатины и луки, мечь был редкостью. Они умелые земледельцы. О эстиях как соседах гуннов и венедов упоминал Йордан. Как Hestii их знал Кассиодор. Эйнхард употреблял форму Aisti. Йордан упоминал о походе готов на эстиев. Кассиодор сообщал, что остготский король благодарил их за присланый янтарь. Эйнхард упоминал эстиев вместе с славянами. Из владений пруссов начинался Янтарный путь. Прибытие аваров в Центральную Европу в середине VI в. прервал связи балтов с Средиземноморьем и пруссы осуществляли взаимодействие только в рамках циркумбалтийского региона. Роль дружин на некоторое время падает. С началом эрпохи викингов скандинавы пробывали взять под свой контроль торговлю янтарем приводит не к упадку, а возвышению дружинных элементов. Возрастает активность торговли по Неманскому торговому пути. Вместе с тем в Натангии продолжали доминировать жрецы. Упадок дружин приходится на ХІ-ХІІ вв. Впервые пруссы упоминалось в «Баварском географе» как bruzzi. Этноним пруссы упоминается в Дагомейском законе. Ибрагим б. Йакуб упоминал о стране Brws около Польши. Ибн ал-Варди знал пруссов как бераци. Ал-Идриси упоминал о гних как о Бороси. Жители этой страны не понимают сакалиба. Но немец Гельмольд в своей «Славянской хронике» считал пруссов славянами. Так позже считали и Маврорбини и М. Ломоносов. И они ошибались в этом отношении. Нестор упоминал о пруссах как о народе живущем около Варяжского (Балтийского моря). Первое реальное упоминание о пруссах это 1149 г. В Новгороде была Прусская улица.В «Cаге о Кнютлингах» упомянуто о самбийском купце Видгауте. Как Pruci и Prucia пруссы упомянуты Титмаром Мерзебургском в рассказе о миссии Адальберта-Войцеха. Польско-прусские войны начались по инициативе Болеслава ІІІ Кривоустого. Конрад Мазовецкий же позволил тевтонским рыцарям поселиться в Хелмно, чтобы прекратить прусские набеги. Перед тем он на своих землях основал Орден Добжинских братьев, но потерпел неудачу в противостоянии с пруссами. В исландских анналах упоминается страна Pryzaland.Петр Дусбург делил прусскую землю на одинадцать частей: Кальмен и Любовия, Помезания, Погезания, Вармия, Наттангия, Самбия, Надровия, Скаловия, Судовия, Галиндия, Барта и Плицка Барта. В «Книге переписи Дании» упомянуты Помизания, Перагодия, Ермландия, Нотангия, Замбия, Надравия, Скальво, Барция, Галиндо, Судуя (и Силлонис).

    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

    Помезания происходит от древне-прусского pa-median. Ее границами были реки Осса на юге, Висла на западе, Ногат (северный запад), прежний Трусский залив, ряд озер на северо-востоке и верхнее течение реки Дрвецы. С 1207 г. Помезания стала исходным пунктом цистерцианской миссии. Помезания была частью края известного как Витланд. Погезания находилась на восток по Помезании, гранича на севере с Вармией, на востоке с Барцией. Центральную часть края пересекало среднее течение реки Пассарги. На восток от Ногата лежало озеро Друсо. В эпоху викингов оно было связано с Ногатом и Фришским заливом. О Трусо упоминали Вульфстан и Альфред Великий . Порт Трусо упоминался как находящийся в Витланд. Трусо соединял Хедебю и Бирку. Касательно локализации Труссо в истриографии есть значительная литература и например Р. Одой считал, что Труто это безымянное поселение у Вискяутена.
    Преемником Трусо стал Эльбинг. Вармия находилась на север от Погезании. Северо-восточной границей был Фришский залив, а на восток граничила с Натангией.. Край был завоеван немцами в 1237-1242 гг. Пруссы-вармийцы в 1251 г. приняли участие в походе ятвягов на галицко-волынские земли. Как Ермланд край известен в скандинавских источниках. В Саге о Орваре Одде сказано, что Ермланд был подвластен Квилланусу. В сочинении «Какие земли лежат в мире» упоминат Ермланд как одна из балтийских стран. В «Описании земли ІІІ» упомянут Ермланд рядом с Семландом. В «Хеймслюсинге» упоминалмя Ермланд. Натангия же была покорена немцами в одно время с Вармией. Самбия состояла из полуострова Самланд и прилегающих территорий. На юге его границей был Фришский залив и река Прегель, где была граница с Натангией.
    Петр Дусбург говорил, что только одна Самбия могла выставить 4 тыс. конных и 40 тыс. пеших. Это конечно существенное преувеличение. В Самбии набиралось всего несколько сот витингов (хорошо вооруженых воинов) при власти Ордена. Восточная граница проходила около реки Дейма. Самбия по описанию Вульфстана была частью Витланда. Это был густонаселенный регион, где жило 22 тыс. чел. Регион делился на округа Лоптов, Кеденау, Меденау, Кайм, Вальдау, Рудов, Варген, Гермау. Около 1116-1117 гг. Кнут датский просил Видгаута купца из Самбии просил быть ему сватом. В эпоху викингов у села Вискяутен был большой некополь викингов. Поселение скандинавов в Самбии существовало от ІХ в. до 1000 г.Адам Бременский сообщал о самбийцах, что они едят конину, пьют молоко и кровь своих коней. В Бирке и Хедебю бывали купцы самбов. Адам Бременский отмечал Самбию как военную базу прузов. Он отмечал, что самбы оказывают помощь тем, кто попал в беду на море, но преследуют католических проповедников. Самланд упоминался в анонимном скальдическом стихе ХІІ в.
    В «Саге О Орваре Одде» Самланд упоминался как страна подвластная Квилланусу. В «Саге о королях Дании» сказано, что самбийский купец Видгаут выступил в роли свата Кнута господина. В «Саге о Кнютлингах» указано, что самбийцы занимаются пиратством. Саксон Грамматик в «Деяних данов» cообщал, что в правление датского короля Свена сембы вместе с эстами нападали на Данию. При следующем короле Кнуте IV в 1080 г. датчане наказали сембов. Касательно более ранних времен, то говорилось, что король данов властвовал над сембами. Касательно Рагнара Лодброка сказано, что тот воевал против сембов и куршей. В «Саге о Самсоне Красивом» упомянуто, что Сигурд покорил Самланд. В «Уппхаве» упоминался Самланд. В «Описании земли ІІІ» упомянут Самланд. Саксон Грамматик в «Деяниях данов» упоминал о столкновениях датчан с сембами . В «Генеалогии Датского королевства королевства» сказано, что Кнут Великий воевал против вармийцев и сембов. Свен Аггон в «Истории Датского королевства» указывал, что Кнут Великий подчинил Самбию. В «Анналах Руды» под 1210 г. сказано о экспедиции Вальдемара ІІ в Пруссию и в конкретно Самбию. В ирландском описании мира сказано, что чешский король Примиус покорил народ самбов и нарек наиболее могущественного вождя самбов своим именем после крещения. Надровия лежала восток и на юго-восток от Самбии – в верхнем течении Прегеля и его приток. Скаловия находилась на север от Надровии и находилась в нижнем течении Немана и его притоки Шешупе. Петер Дусбург отмечал, что в Надровии находится главное языческое святилище – Ромов, где собирались криве кривейто. На юг от Натангии и на север от Галиндии лежала Бартия, которая делилась на Малую и Большую. Барты упоминались в Ипатьевской летописи под 1251 и 1277 гг. Галиндия находилась на юг от Бартии и Надровии и около озер Мамра и Снярдва. Эта земля в ХІ-ХІІІ вв. была опустошена.
    Касательно скалвов, то В. Седов относил их к западным балтам и считал отдельной от пруссов общностью, которая находилась в нижнем течении Немана. Племенем ставшим, а не бывших пруссами, скалвов считал В. Кулаков. Прусским племенем скалвов считал О. Натан. К. Энгел, В. Нагявичюс, Й. Хофман считали скалвов частью куршей. Р. Валкайтэ-Куликавскене, А. Тавтавичюс, В. Шыменас считали скалвов отдельным западнобалтским племенем. Памятники скалвов несколько выделялись в группу нижненеманских могильников делились на северную и южную группы. Вероятно скалвы делились на два племени. Обряд погребения у скалвов не был однообразным. Кроме кремаций встречались и ингумации. Погребеные по обряду ингумации ориентированы на север и северо-запад. Погребальный инвентарь ингумаций богат и в мужских погребениях встречаются оружие (втульчатык наконечники копий, однолезвийные мечи), браслеты, снаряжение коня, фибулы, косы, огнива, ножи, арбалетовидные фибулы. В женских погребениях встречались подвески от головных уборов, бронзовые булавки для укрепления головного убора. Вообще украшения головного убора являются особенностью скалвов. Подвески как правило были серебрянными сердцевидными с бронзовыми спиральками. Нередки арбалетовидные фибулы, перстни, браслеты, ожерелья. Более редки шейные гривны. Погребения мужчин с северной оринтацией сопровождаются погребениями коней. В южном регионе погребения коней малочислены, но встречаются вещи из конского снаряжения. Коней помещали справа от мужчины. Головы коней украшали серебряннными или бронзовыми сердцевидными подвесками.

    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

    Ранняя история пруссов освещена фрагментарно и датировка событий условна. Около 800 г. датский викинг Рагнар Лодброк появился в Самбии. Тогда же появилось городище Кауп. Около 860-880 гг. порт Труссо погиб от одного из набегов викингов. В 992 г. поляки совершили первый поход на пруссов . В 1010 г. Болеслав І Храбрый уничтожил языческое капище в Ромове и от рук поляка погиб жрец Криво Ливойлес. Галл Аноним сообщал, что Болеслав Храбрый побеждал закосневших в язычестве пруссов. Отмечалось, что Пруссия защищена лесами и болотами и большое войско не может туда пройти. Винцентий Кадлубек писал, что Болеслав Храбрый покорил своей власти Пруссию.
    Однако большой удар по обществу военных вождей нанес набег датчан в 1016 г. зафиксированый в датских источниках. Датчане разгромили поселение Кауп, убили прусских мужчин, а на их женщинах женились. После этого ведущую роль в обществе переняли жрецы. В. Кулаков отмечал, что священные леса и поля находились под их юрисдицией . В великопольской хронике указывалось, что в правлении Мешка ІІ мазовшане призвали себе на помощь пруссов и русинов. В столкновении с потомком Мешка Казимиром мазовецкий князь потерпел поражение и бежал к пруссам, которые его казнили через повешенье. В 1047 г. пруссы напали на Мазовию и казнили князя Мечислава. Земля распределялась среди общинников по наследственным жребиям. Подати тратились на приношения богам. Пруссы начали экспансию. Бартия, Надравия, Погезания и Вармия ранее не бывшие прусскими стали такими. Также пруссы войшли в контакт с скалвами и ятвягами .
    В. Седов считает скалвов обособленным племенем . Власть на местах принадлежала советам старейшин. В 1110-1111 г. Болеслав ІІІ организовал поход на Натангию и Самбию. Галл Аноним не указывал названий земель, только говорил, что польский король ходил в поход зимой. Пруссы не решились ему противостоять и он сжег много их поселений и поработив множество людей вернулся с богатой добычей в Польшу. В ’’Рочнике Свентокшинских’’ сказано о походе поляков на пруссов в 1113 г. Cогласно Ипатьевской летописи около 1147 г. поляки и русины совершили общий поход на пруссов. По данным Великопольской хроники В 1149 г. Мешко стерег свои земли от нападения пруссов. В 1157 г. поляки и пруссы вместе воевали против немцев. Болеслав IV совершил поход в Пруссию и польское войско погибло в Мазурских болотах около 1165 г. Винцент Кадлубек указывал, что король погиб совершая поход на гетов (пруссов). В 1172 г. пруссы вмешиваясь во внутрипольские дела замучали польского епископа Вернера.
    26 октября 1206 г. папа Инокентий III издал буллу о христианизации пруссов. Вальдемар II совершил набег на Самбию. Петр Дусбург пересказывал легенду, говоря о том, что галинды пришли неевооружеными на соседнюю христианскую землю. Скорее всего, галинды напали на Мазовию, однако мазовшане совершив поход в ответ опустошили Галиндию. В 1212 г. польские монахи во главе с пресвитером Христианом в местечке Зантир построили первый католический монастырь. В 10-х гг. ХІІІ в. Конрад Мазовецкий привлек пруссов к разграблению Малой Польши. В 1217 г. в земле пруссов погиб миссионер Филипп. Поляки в 1222-1223 гг. при помощи крестоносцев нападали на пруссов. В ответ пруссы пройшли через Вислу и сожгли монастыри в Оливе и Древенице. К западу от Гданьска пруссы соорудили каменное изваяние. Отношения с поляками в целом у пруссов не отмечались особой враждебностью. Они могли вступать в союз с поляками против немцев, мазовецкий князь мог их нанимать для участия во внутрипольских делах. Пруссия ставала объектом для польских королей, однако пруссам удавалось отстоять свою независимость. Обострение пруссо-польских противоречий можно датировать началом ХІІІ в., когда Папа Римский задумал христианизировать пруссов. Более ранние набеги скандинавов были рейдами за добычей.
    В «Великопольской хронике» сказано, что когда Конрад Мазовецкий находился в изгнании, то он часто приводил ятвягов, сковитов (скалвов), литовцев, жмудинов, пруссов на сандомирские земли. Также говорилось, что князь мазовецкий терпел многочисленные вторжения пруссов и полешан (ятвягов). Поэтому он отдал Хелминскую землю госпитальерам святой Марии Иерусалимской (Тевтонскому Ордену). Опираясь на их помощь он сокрушил пруссов. Святиополк князь Поморья в польской хронике характеризировался как изменник и самозваник, который оказывал помощь пруссам. Тевтонцы же объединились против него с поляками.

    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

    В 1228 г. по призыву Конрада Мазовецкого тевтонские рыцари прибыли в Кульмскую землю и основали там Добжинский Орден. В 1230 г. он превратился в Тевтонский Орден. Немцы начали продвигаться далее на земли помезан и строить там свои поселения. В 1233 г. тевтонцы нанесли первое значимое поражение пруссам при Сиргуне. В 1234 г. они снова воевали с помезанами. В 1237 г. они уже воевали в Погезании. После покорения помезан и погезан война была перенесена на земли бартов, вармов и натангов. В 1242-1243 гг. пруссы пользуясь помощью поморянского князя Святополка восстали против немцев. Они смогли вторгнуться в Кульмскую землю и заняли ряд поселений. Впрочем потом восстание было подавлено и пруссы осмелились снова восстать в 1247 г. В битве при Крукке пруссы одержали победу над значительным отрядом немцев, в котором было 54 братьев-рыцарей. Однако к 1251 г. помезане, погезане, барты, вармийцы, натанги были вынуждены подчиниться.Период 1254-1260 гг. характеризовался усилением немецкой власти над пруссами. В 1254 г. в прусских землях появился Пшемысл Оттокар. В 1255 г. в Самбии на месте бывшего прусского поселения был основан кенигберг, который стал ффорпостом немецкой власти в регионе. Тогда же были достигнуты победы над надровами и скалвами. Обобщая материал источников мы можем говорить, что начало деятельности Ордена относится к 1226 г., когда ему были переданы земли Любавия и Кульмерланд, которые ранее принадлежали мазовецкому князю Конраду. Перед тем мазовшане завоевали их у пруссов. Пруссы же усиливщись в начале ХІІІ в. начали оказывать серьезное давление на Польшу и Мазовию. Начало эфективной деятельности Тевтонского Ордена относится к 1233 г. На протяжении девяти лет власть Ордена распространилась на Помезанию, Погезанию, Барту, Натангию, Вармия. Казалось бы замиреные прусские племена в 1243 г. на борьбу поднял Святополк, однако несмотря на большие первоначальные успехи восставшие племена быстро были подчинены. В 1249 г. был заключен Христбургский договор по которому пруссы отказались от язычества и прежних обычаев.Катализатором событий в 60-х гг. ХІІІ в. стало поражение тевтонцев в битве при озере Дурбе. Победа литовцев обусловила новое прусское восстание во главе которого встал вождь натангов Геркус Мантас. Против немцев поднялись почти все пруссы за исключением помезан и части погезан. Восставших самбов возглавил Гланде, вармийцев – Глаппо, погезан – Ауттума, бартов – Диван. Локальные стычки в Самбии привели к нескольким поражениям пруссов, однако те не успокаивались и смогли блокировать Кенигсберг. Также успехом пруссов была победа при Покарвисе в 1261 г. Натанги у у Горбионы победили немцев в локальной стычке. Барты осадили Крйецбург, а в битве на реке Вангарии полег значительный немецкий отряд в котором было 20 братьев-рыцарей. Пруссы смогли организовать осаду Бартенштейна. При Сиргуне был разбит отряд тевтонцев, где было 12 братьев-рыцарей. Вождь бартов Диван разорял окрестности Христбурга и Мариенбурга. Устоять немцам помогла помощь со стороны вождя помезан Сомиле. При Мариенвердене пруссы однако разбили немцев решивших сделать вылазку. В 1263 г. литовцы князя Тренета вторглись в Мазовию и вместе стем в орденские земли Помезанию и Кульмерланд. Во время осады Шензее был убит бартский вождь Диван. В 1264 г. ятвяги вместе с литовцами оказали помощь пруссам. Ситуация для Тевтонского Ордена казалась критичной, но в середине 60-х гг. XIII ему на помощь прийшли подкрепления из Европы, что позволило переломить ход войны. Была снята блокада с Кенигберга, а в 70-х гг. прийшло время больших побед тевтонцев. В 1273 г. натанги, барты и вармийцы покорились Ордену. Часть восставших была выдана самими же прусссами немцам, другая же погибла в столкновениях. В 1274 г. продолжали сопротивление ятвяги, надровы и скалвы, которые вторглись в земли тевтонцев, однако вскоре надровы и скалвы были разбиты и признали власть великого магистра. Дольше всех, сопротивлялись ятвяги, которые сложили оружие только в 80-х гг. XIII в. После гибели натангского вождя Геркуса Мантаса и вармийского вождя Глаппо в 1273 г. племена натангов и вармов фактически прекратили сопротивление. Помезаны и погезаны были расколоты изнутри. Часть из них была верна Ордену и приняла христианство, вторая часть надеясь на помощь извне периодически восставала. Надровы и скалвы оказали слабее сопротивление в 1273-1274 гг. и были сравнительно быстро покорены. Войны Тевтонского Ордена в 1274-1283 гг. в Пруссии были большой мерой войной против ятвягов и поддерживавших их Литвы. И ранее в 60-х гг. ХІІІ в. ятвяги много раз атаковали земли Тевтонского Ордена и Польши. Нужно сказать, что Тройден поселил прусских беженцев в Гродно и Слониме в 1276 г. Ранее в 1275 г. походами ятвягов были спровоцированы восстания погезан в тылу Ордена. Однако оно было подавлено и погезане были вынуждены уйти в район Гродно. Во время захвата орденским войско Гродно в 1284 г. погиб барт бежавший из Погезании. В районе Радуни и Пелясы на Черной Руси бытовал литовский говор называемый бартянский язык. Появление пруссов в русинской части Понемонья вызывало неудовольство со стороны Владимира Васильковича. Он взял Слоним и Турийск, а Сирпутис пришел на Камен. Волековыск оказался в зависимости от волынского князя. В 1277 г. пруссы из Гродно разбили русинов и монголов. В 1282 г. ятвяги и литовцы прийшли под Люблин и Сандомир. В 1286 г. население Пруссии хотело восстать против Ордена надеясь на сотрудничество с руянским князем Виславом ІІ. Пруссы хотели его провозгласить своим королем, однако из этой затеи ничего не выйшло. Те пруссы, которые не бежали в Литву поселились в польских землях. Они были в Мазовии, Куявии, Серадзе, Малопольше, Подляшье, Великопольше, Равской, Ленчицкой и Добжиньской землях. От пруссов происходит польские субэтнос курпов, которые являются славянизироваными балтами. Пруссы под литовским влиянием стали литовским субэтносом летувинниками или славянизировались и стали частью белорусов. После подчинения прусских племен пруссы составляли часть населения Ордена и служили в его войсках.
      У тебя есть вопрос или предложение по этой теме? Или хочешь высказать свою точку зрения?
      Тогда просто нажми ниже на любую кнопку своей социальной сети и сделай это!

       РегистрацияУважаемый Гость, для скрытия рекламы, зарегистрируйтесь на форумеВход на форум 
      © 2019 «Империал» · Условия использования · Ответственность · Визитка Сообщества · 16 Сен 2019, 15:14 · Счётчики