Сообщество Империал: Ятвяги - Сообщество Империал

Laszlo

Ятвяги

Ятвяги
Тема создана: 01 сентября 2019, 14:48 · Автор: Laszlo
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 2 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 01 сентября 2019, 14:48

Imp

Ятвя́ги (судовы, дайнавы, судава, дайнава) — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти ассимилированы в южной части Дзукии. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, белорусской и польской народностей.
Обращение к письменным источникам показывает, что принятая в некоторых исследованиях классификационная схема, согласно которой ятвяги, судовы, дайновы и поллексяне (полешане) были четырьмя частями одного целого «племени», не соответствует действительности: в XIII веке все эти названия функционировали в разных языковых традициях для обозначения одной и той же реальности.
В 983 г., после удачного похода на ятвягов, в Киеве было решено по жребию принести в жертву юношу Иоанна, сына варяга Федора. Отец заступился за сына, толпа язычников убила того и другого (память их 12 июля).
В 1038 году войска Ярослава Мудрого совершили поход на ятвягов.
В 1058 году польский король Казимир I после победы, одержанной над ятвягами на реке Мзуре, даровал новый герб отважному рыцарю, подавшему знак горящей стрелой. В литературе по геральдике герб известен под названием Лис.
С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии, южной частью Судавии в XII—XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское княжество, затем Судавия (с центром в г. Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского.
В 1112 году — «Ярослав ходи да Ятвязе сын Святополчь и победи я». (Ипатьевская летопись).
В 1196 году — на ятвягов совершил поход князь Романа Мстиславович.
В XIII веке в Ипатьевской летописи ятвяги упоминаются в качестве грозного противника для земель Галицко-Волынского княжества. Ятвяги делились на несколько независимых образований, выступавших под разными именами (судовы, дайнавы, полешане, злинцы, покенцы, крисменцы).
В 1229 году волынские князья Даниил и Василько отправились на помощь мазовецкому князю Конраду, «оставиша в Берестии Володимера Пиньского и Угровьчане и Берестьяны, стеречи земле от Ятьвязь»
В 1247 году, сообщает Густынская летопись, «многая быша брани князем Литовским со Ятвяги». Литовские князья обратились за помощью к Даниилу Романовичу Галицкому, который после долгой борьбы победил ятвягов и наложил на них дань, «и отселе Ятвягове начаша давати дань Русским».
В 1251 году ятвяги и войско Данилы оказали помощь жемайтскому князю Викинту при нападении на замок Миндовга Воруту (Руту).
В 1254 году вице-ландмейстер Пруссии Буркхард фон Хорнхаузен заключает соглашение о военной помощи с галицким князем Даниилом и мазовецким князем Земовитом. Основным пунктом этого соглашения была передача «третьей части [земли Ятвяжской]», которую ещё предстояло завоевать, князьям «и их детям <…> со всеми правами и властью мирской <…> в вечное владение» в обмен на военную помощь и иные услуги в борьбе против этого племени и «любого другого, воюющего против веры христианской». Кроме того, орденские братья обязывались также не вступать в контакт с врагами других сторон и не препятствовать желанию своих подданных помогать в конфликтах князьям мазовецкому и галицкому против их врагов.
В 1256 войско галицко-волынский князь Данила разгромил объединённое войско ятвягов при Привище (в 15 км на запад от современного Августова).
По свидетельству грамоты Миндовга 1259 года, историческая область Дайнова в его время называлась некоторыми Яцвезин.
Сандомирский князь и король Польши Болеслав V Стыдливый (1226—1279) совершил несколько походов против племён ятвягов и основал в Лукуве, на восточной границе своего княжества, епархию для христианизации язычников. Однако все его попытки были тщетны.
В 1264 году Болеслав нанёс решительное поражение ятвягам во главе с бесстрашным князем Коматом, которому белорусский поэт Ян Чечот посвятил стихотворение «Про ятвяга Комата. 1264 г.» в рифмованной истории Великого княжества Литовского под названием «Песни о древних литвинах до 1434 года».
В 1273 великий князь литовский Тройден помог войском ятвяжскому князю из Судавии Сколоменду в походе на Кульмскую землю.
В том же году четыре ятвяжских князя с князьями Галицким и Владимирским заключили мирный договор.
В 1280 Тройден послал войско на помощь Сколоменду при набеге на Самбию.
В 1282 ятвяги напали на Люблин и опустошили его окрестности. Польский король Лешек Чёрный отправился за ними в погоню, настиг и победил в кровавом сражении между реками Нарев и Неман.
Территория, занимаемая ятвагами, называлась Судовией или Ятвагией
Кибинь А.В. От Ятвязи до Литвы: Русское пограничье с ятвягами и литвой в Х-ХІІІ вв. М.: Квадрига, 2014. 272 С.
Віцязь С.П. Прусы і яцвягі ранняга сярэднявечча: этнакультурныя трансфомацыі ў Верхнім Панямонні. Менск: Беларус. навука, 2012. 411 с.
Новиков А.С. Ятвяги в системе международных отношений в Восточной Европе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.03 – Всемирная История. Калининград: Российский государственный университет им. И. Канта, 2009. 200 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Cедов В.В. Ятвяжское племя Дейнава // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 113. Л.: Институт археологии АН СССР 1968. С. 24-30
Седов В.В. Ятвяги // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М. Наука, 1987. C. 411-419
Нагірний В. Ятвязька проблема в зовнішній політиці Данила Галицького // Археологія та етнологія Східної Європи: матеріали і дослідженняю. Т. 3. Одесса: Вид-во „Друк”, 2002. С. 227-228; Нагірний В. Ятвязький похід галицько-волинських князів 1248/49 рр.: перебіг і результати // Наукові записки Рівненського державного гуманітарного університету. Вип. 20. Рівне: Вид-во Рівненського державного гуманітарного університету, 2010.http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/Soc_Gum/apvvi/2010_20/nagirnyi.pdf
Урбановіч Р.Ю. Літоўска-яцвяжскія ўзаемаадносіны ў ХІІІ стагоддзі // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: Ч. 2. Минск: БГУ, 2011. С. 69-71.
Кибинь А.В. К этимологии термина ятвяги // Дни балтов и белые ночи. Круглый стол "Балтийская филология": десять лет спустя. СПб., 2008. С. 28-29. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кибинь А.В. Ятвяги в X-XI вв.: балтское племя или береговое братство // Slavica Petropolitana. № 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 117-132.
Okulicz-Kozaryn L. Życie codzienne Prusów i Jaćwięgów w wiekach średnich (IX-XIII w.). Warszawa: Pansimtwy Instytut Wydawniczy, 1983. 275, [40] s.
Nalepa J. Jaćwięgowie : nazwa i lokalizacja. Białostok: Białostockie Towarzystwo Naukowe, 1964. 60, [1] s.
Dubonis А. Yatvingians in the genesis of Lithuanian anti-Teutonic orientation // Lithuanian historical studies. vol. 11. 2006. Vilnius, 2007 p. 17-38
Powierski J. Sw. Wojciech w Polsce i w Prusach // Komunikaty Mazursko –Warmiński № 4 (94). Olsztyn: Ośrodek badań naukowych im Wojciecha Kętrzyńskiego w Olsztynie, 1966. S. 559 - 584.
Bartnicki M. Polityka księcia Daniela Rornanowicza wobec Litwy i Jaćwieży w latach 1245-1264 // Annales universitatis Mariae Curie-Sklodowska Lublin Polona. Vol. LIX. Sectio F. Lublin: Uniwersytet Mariae Curie-Sklodowska, 2004. S. 7-25. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Engel M. Jaćwieskie ośrodki grodowe w IX-XIII wieku. Geneza, rozwój i upadek // Materialy do Archeologii Warmii i Mazur.T. 1. Warszawa-Bialostok: Instytut Archeologii Uniwersytetu Warszawskiego, Instytut Historii I nauk politycznych Uniwersytetu w Bialostoku, 2015. S. 19-27
Engel M., Okulicz-Kozaryn J., Sobczak C. Warowna siedziba jaćwieskiego nobila Шюрпы? Architektura obronna kompleksu osadniczego w Szurpiłach // Bałtowie i ich sąsiedzi. Warszawa: Pańsimtwe Muzeum Archeologiczne wWarszawie, 2009. s. 517-544
Engel M., Iwanicki P., Rzeszotarska-Nowakiewicz A. “Sudovia in qua Sudovitae”. The new hypothesis about the origin of Sudovian Culture // Światowit. T. 6 (47). fasc.B. Warszawa: Instytut Archeologii Uniwersytetu Warszawskiego, 2006. S. 23-34.
     Tryggvi
    • Imperial
    Imperial
    Bokareis

    Дата: 06 июня 2020, 21:39

    severinn

    что "ятвяги" у скандинавов "атвинги", вероятно, встречали

    Во-первых, покажите, где они у скандинавов "атвинги". Во-вторых, вы не сможете объяснить начальный й- во всех остальных языках. В-третьих, цепляться за скандинавскую форму - себе дороже. Каким макаром скандинавский суффикс -ing- соотносится со славянским куском корня -аг-? Какой фонетический закон объясняет такое уникальное изменение? С какого перепуга славянское о- стало скандинавским а-?

    severinn

    насчет польского происхождения "отвага" - сомнительно, т.к. польский от восточнославянских 1000 лет назад не отличался.

    Какие 1000 лет? 17 век.

    severinn

    Немецкий корень, вероятно, не готский ?

    Древневерхненемецкий, видимо.

    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

    Впрочем, вот исчерпывающий ответ
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Независимо от заимствованности, фонетических законов и прочего - этого слова с таким значением в обсуждаемую эпоху тупо не существовало.

    severinn

    не спешите отрицать, а подумайте

    Просто слов нет.
    Единственное, о чём я думаю - на кой чёрт трачу на вас время.
       severinn
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 07 июня 2020, 00:16

      для ознакомления

      Варя́ги (др.-сканд. Væringjar,





      "Вообще, судовяне, самое большое прусское племя, также называлось ятвинги (йовингай, в славянских источниках ятвяги)".
      МАрия Гимбутас. Люди янтарного моря



      "Лингвисты полагают, что ятвяжские диалекты были близки диалектам пруссов. Наиболее значительный и ценный памятник ятвяжского языка — рукописный польско-ятвяжский словарь «Роganske gwary z Narewu», найденный в конце 1870-х годов в южной части Беловежской пущи. Его анализ позволил исследователям определить ятвяжские диалекты как близкие прусскому языку, а также выявил связь их с готскими языками (на основе значительного числа германизмов). Германские племена готов в начале нашей эры жили на южном обережье Балтики от Вислы до Нарева и Нёмана, и с последней четверти II века н. э. эти племена начали постепенно продвигаться в юго-восточном направлении. Что обосновывает суждение о том, что ятвяги — потомки готов.

      "От ятвяжских селений не осталось никакого следа, потому что дома срублены были из дерева. Дальше семейно-родовых союзов, формировавшихся во время общей опасности под начальством выдающегося храбростью старшины или князька, Я. не пошли. Польский летописец сравнивает Я. с хищным зверем, Авенариус, называя их храбрыми, но не культурными — с вечными бродягами."
      Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      стоит пользоваться интернетом...

      как говорится, "хочешь все знать- смотри мультики"
         Tryggvi
        • Imperial
        Imperial
        Bokareis

        Дата: 07 июня 2020, 00:35

        severinn

        "Вообще, судовяне, самое большое прусское племя, также называлось ятвинги (йовингай, в славянских источниках ятвяги)".

        Это всё прекрасно, но:
        1) Где атвинги?
        2) Причём здесь "отвага"?

        severinn

        стоит пользоваться интернетом...

        Вот именно что стоит пользоваться интернетом перед тем, как порождать неординарные новые идеи. Тогда бы вы быстро выяснили, что "скандинавский след" в этом этнониме предполагается уже давно, ну а никакой "отвагой" там не пахнет.
           Старый
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 07 июня 2020, 18:05

          severinn

          как и указывал ранее, беда форума в нежелании думать


          А беда форумчанина - не читать Имперские Законы, Раздел № 3, особенно Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          Цитата

          Пункт №15: На форуме запрещено при ведении дискуссии использовать бездоказательные оценки и утверждения, наподобие того что "это лучше, а это хуже", или отвод доводов оппонента под предлогом "это просто ерунда" или "чушь", и тому подобное. Каждое утверждение форумчанина должно быть обосновано и аргументировано, наличие фактов также желательно. Упомяните также что это Ваш или чужой опыт, а если нет, то не забудьте добавить, что это Ваше личное мнение.


          А так же Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь:

          Цитата

          3. Дискуссии в ИФ ведутся в соответствии с разделом 3 Законов форума и должны сопровождаться четкой аргументацией, голословные утверждения, не подкрепленные доказательствами, ссылками на исторические источники и факты не допускаются.

          4. На ИФ запрещаются посты, сопровождающиеся вопиющей безграмотностью, «заражённых» фоменковщиной и новохронологией, т.е. отрицающие без каких-либо серьёзных аргументов сложившуюся историческую традицию, достижения историографии в освещении тех или иных проблем истории, а также отвергающие принцип историзма при рассмотрении тех или иных процессов истории. Обсуждение тезисов и взглядов т.н. "Фолк-хистори" на ИФ допускаются только в специально отведенном для этого разделе.

          5. Сообщения, отправленные с нарушением настоящих Правил, могут быть удалены, перемещены или отредактированы (в зависимости от характера нарушения) Префектом, Консулом или Диктатором Форума (Администрацией).
             Старый
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 07 июня 2020, 21:32

            Увы, "совет и помощь новичку" не сработали... :facepalm:
            Весь "бред" (бездоказательные заявления и иски в суд...) удаляю в Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь ... :066:
               Tryggvi
              • Imperial
              Imperial
              Bokareis

              Дата: 07 июня 2020, 22:16

              severinn

              оскорбления

              Оскорбления бы были, если б вас кто назвал идиотом, но этого никто не делал. А вот охарактеризовать ваши заявления как бред имеет право каждый, покуда не будет выполнено два условия:
              а) вы внятно излагаете свою позицию
              б) вы не менее внятно её аргументируете.
              Ни того, ни другого вы не сделали, если не считать ссылку на сайт белорусских фриков-националистов. Но даже и там вы лишь отправили оппонентов в "свободное плавание", потому что до сих пор неизвестно, чтó должны подтверждать ссылки на Брокгауза и Ефрона.
                 ШиП
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 08 июня 2020, 00:18

                severinn
                Паясничать не устали? Последнее китайское :020:

                   konrad karlovich
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 08 июня 2020, 10:57

                  Старый

                  "ищите сами"
                  Шах и мат, господа норманисты. Или "Норманизм-как диагноз"(тм)Фомин. За 250 лет не найти ответа Ломоносову! :024:

                  severinn

                  у Вас нет аргументов
                  Вы объявили данную концепцию, Вам и контаргументы искать. За Вас никто искать не обязан. :003:
                    • 2 Страниц
                    • 1
                    • 2
                    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                    РегистрацияВход на форум 
                    Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                    Стиль:Language: 
                    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 16 апр 2024, 13:15 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики