Сообщество Империал: Чудь Заволоцкая и Тоймичи - Сообщество Империал

Laszlo

Чудь Заволоцкая и Тоймичи

Малоизвестные финнские народы средневековья
Тема создана: 16 октября 2012, 18:15 · Автор: Laszlo
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 10 сентября 2019, 18:20

Imp

Относительно Заволоцкой Чуди, то относительно ее происхождений существуют много гипотез. Некоторые ученные считали Заволоцкую Чудь собирательным географическим термином. М. Кастрен считал ее прибалтийскими финнами. Он отождествлял ее то с вепсами то с корелой. Д. Европеус также не исключал ее тождество с вепсами, хотя потом считал Заволоцкую Чудь древними уграми. Позже эту гипотезу принял П. Ефименко. Д. Зеленин сопоставлял Заволоцкую Чудь с карелами, хотя позднее сопоставлял ее с предками коми-зырян и некоторыми югорскими народами. Д. Бубрих был склонен отождествлять Чудь Заволоцкую с вепсами. Карелы жили только на нижнем течении Северной Двины. А. Туркин сопоставлял Чудь Заволоцкую с впесами и отчастью карелами. С вепсами и карелами сопоставлял Чудь Заволоцкую Б. Серебренников. А. попов считал язык Чуди Заволоцкой близким с западно-финнскими диалектами. В. Пименов считал Чудь Заволоцкую ветвью вепсов. А. Матвеев относил Чудь Заволоцкую к северофиннским народам (ныне вымершим), язык которых был промежуточным между вепским и карельским. Исследователь считал, что население Чуди Заволоцкой было неоднородным и вместе с карелами и вепсами включало северофиннское населенития. Относительно присутствия финно-пермскихнародов, то исследователь считал, что оно находилось на Пинеге. Л. Жеребцов же считал возможным продвижение финно-пермских народов до среднего течения реки Сухоны и в Важскую волость. Е. Рябинин сопоставлял часть Чуди Заволоцкой с Биармией. Он отмечал что присутствие прибалтийских финнов неоспоримо, но в Двинском регионе также чувствовалось присутствие волжско-финнского (меря и древние марийцы), а также северофины. А. Тальгрен считал Заволоцкую Чудь связаной с карелами и вепсами.
Археологические исследования выявили сложный состав населения Чудь Заволоцкой. С появлением славянских поселений к этнокультурной картине добавляется славянский компонент. Местное население постепенно ассимилировалось. Было два направления славянского колонизации - из Владимиро-Суздальской и Новгородской земли. Колонизационные процессы низовской (владимиро-суздальской) колонизации были более активны, как и потом в Великой Перми. Потомками славянских колонистов являются поморы. В их диалекте есть многочисленные заимствования из финно-угорских и скандинавских языков. Для общения с скандинавами они выработали руссенорск - русско-норвежский пиджин.
Тоймичи — финноугорское племя, жившее на территории современной России. Относились к севернофинским народностям.
Проживали во времена Киевской Руси и Новгородской республики в волости Тойма к северу от Устюга.

Цитата

«Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали…».

Исповедовали традиционные финно-угорские верования.
Иванищева М.В. В поисках чуди заволочской: Средневековые древности Тотемского края .
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Книга П.С. Ефименко - Заволоцкая Чудь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
А. Угрюмов о Заволоцкой Чудь и Заволочье
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Рядом с Чудью Заволоцкой вероятно находились и загадочные тоймичи. А. Попов и Е. Рябинин видели в них финнопермский народ. А. Матвеев связывал тоймичей с северо-финскими народами и считал их особой группой. Они, по его мнению, жили в районе реки Юг. Е. Хелимский считал, тоймскую ветвь тождественной северо-финским народам у А. Матвеева. Он разработал свою систему классификации финно-угорских языков. В северо-западные финны попали прибалтийско-финские народы — cаамы, обозначаемые lapp, саамы, обозначаемые лопь, тоймичи и меря. По мнению Я. Саарикиви, тоймичи были прибалтийскими финнами. П. Голдэн видит в тоймичах группу финского населения на Севере. Этноним тоймичи упомянут лишь единожды — в «Слове о погибели Русской земли». Они упомянуты в перечне языческих стран, платящих дань Руси. Нужно отметить, что для субэтнических групп коми и удмуртов названия обычно происходили от рек. У прибалтийских финнов из таких только Ижора. Тоймичи с большой долей вероятности были финнопермским этносом или субэтносом. Вероятно тоймичи и население Заволоцкой Чуди были ассимилированы славянами и карелами, пришедшими в этот регион.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 16 октября 2012, 18:15

    Книга П.С. Ефименко - Заволоцкая Чудь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Часть диссертации Алексея Евдовина ''Заволочье в средневековой русской истории, Х-ХIII вв.'' -
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    1137 год. Устав князя Святослава Ольговича.

    Цитата

    А зде в Новегороде что есть десятина от дании, обретох уряжено преже мене бывъшими князи, толико от вир и продажь десятины зьрел, олико днии в руце княжи и в клеть его. Нужа же бяше пискупу, нужа же князю в томь, в десятои части божии. Того деля уставил есмь святои Софьи, ать емлеть пискуп за десятину от вир и продажь 100 гривен новых кун, иже выдаваеть Домажиричь из Онега. Аче не будеть полна ста у Домажирича, а семьдесят выдасть, а дополнок възметь 20 гривен у князя ис клети. Урядил есмь аз святеи Софии и написал Никола князь Новогородьскыи Святослав: в Онеге на Волдутове погосте два сорочка, на Тудорове погосте два сорочька, на Ивани погосте с даромь 3 сорочькы, на Ракуле 3, на Спиркове два, у Вихтуя сорочек, в Пинезе 3, в Кегреле 3, устье Емьце два, устье Ваг два, у Пуите сорочек, у Чюдина полъсорочька, у Лигуя с даромь два, у Вавдита с даромь два, у Вели два, у Векшензе два, на Борку сорочек, в Отмине сорочек, в Тоиме сорочек, у Поме полъсорочка, у Тошьме сорочек, у Пененича сорочек, у Порогопустьць полъсорочка, у Валдита два сорочка, на Волоце в Мощи два, у Еми скора, а на мори от чрена и от салгы по пузу, у Тудора сорочек.
    В лето 6645 индикта 15. Ожели кто в которое время а то рюшить, или отъиметь, что я урядил князь Никола Святослави с владыкою Нифонтомь, князь ли или ин кто сильных новогородець, а будеть богу противен и святеи Софии.
    А 1) се Обонезьскыи ряд: во Олонци 3 гривны, на Свери грив [на], в Юсколе 3 грив[ны], в Тервиничих 3 грив[ны], у Вьюнице грив [на], устье Паши грив [на], у Пахитка на Паши полъгрив [ны], на Кукуеве горе грив [на], у Пермина грив [на], у Кокорка полъгрив [ны], на Масиеге низ Сяси полъгрив [ны], в поезде от всее земли владыце 10 грив[ен], а попу две грив [не], у Липсуевичь полъгрив [ны], у Тоивота грив [на], в Липне полъгрив [ны].
    А се Бежичьскыи ряд: в Бежичих 6 грив[ен] и 8 кун, Городецьке полъпяты грив[ны], в Змени 5 грив[ен], Езьске 4 грив[ны] и 8 кун, Рыбаньске грив [на] волжьская, вы Изьске полъгрив [ны] волжьская.

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Фрагмент какой-то статьи
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 17 октября 2012, 11:46

      Лимеров П.Ф. - Чудь в исследованиях Л.С. Грибовой
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      А. Угрюмов о Заволоцкой Чудь и Заволочье
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Неплохая подборка по Чуди Завлочской
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Тоймичи поганые
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Слово о погибели Русской земли
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      Цитата

      О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: дивна ты озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверями разными, птицами бесчисленными, городами великими, селами прекрасными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями могучими, боярами славными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
      Отсюда до венгров и до поляков и чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литвы и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил бог народу христианскому, поганые эти страны, великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
      Статья Адольфа Туркина о диалектах языка коми и информация о Суре поганой
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 19 октября 2012, 21:25

        Из статьи Л. Клима
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        Цитата

        Сочетание „заволочская чудь” в русских летописях появляется один раз: в введении ПВЛ, в перечне народов, и во всех позднейших летописях, принявших это введение. Введение писалось в 1110-ые годы. На основе этого можно сделать вывод, что, может быть, в 1078-ом году ещё не знали о заволочской чудь, даже в то время не жила чудь в Заволочье. Однако вывод может быть неверным. Ведь в этом случае кто убил Глеба? Кто жил в Заволочье? Анализ топонима Заволочье может помочь в объяснении вопроса. Название происходит от сочетания „за волоком”. В ПВЛ уже встречается топоним, образованный от него. Потом, кажется, топоним на определенное время забывается.

        Из информации Первой новгородской летописи узнаём, где могло располагаться Заволочье, можно проследить и формирование названия. В известии 1178-го года читается, что убили людей из Печеры и Югры (собирателей дани, отправленных в Печеру и Югру) убили их в Печере, а других за волоком. Значит, здесь ещё не появляется название Заволочье, образованное от сочетания "за волоком". Его первое появление в Первой новгородской летописи наблюдается в записи 1324-го года. Для Новгорода после этого становится действительно интересной территория за волоком, но её название ещё не укоренилось. Встречаются следующие формы: 1337 – за Волокъ, 1342 – за Волокъ и Заволочкую, 1388 – за Волокъ, на Заволочкую землю и заволочанh, 1419 – в земли Заволочкой и заволочанh, 1445 – ратью заволочкою и за Волокъ.

        Расположение территории, обозначаемой за Волокъ и Заволочье можно определить: в летописи волоком называется речная система озёр Ладога, Онега, Белое озеро и прилегающие к ним реки. И так, Заволочьем могла быть территория находящаяся за ними. Литература отождествляет Заволочье с территорией Северной Двины. Как выше цитировалось, в 1178-ом году „за волоком” убили выдающихся людей, вероятно военачальников, собирателей дани, значит, власть новгородского княжества на этой территории была ещё довольно непрочная. Может быть, 100 лет назад, в 1078-ом году Глеб посмел поехать на эту территорию? На территориях русских княжеств самую надежную связь предоставляли водные пути. Между отдельными водными системами существовало множество волоков. От сочетания „за волок(ом)” для обозначения территории за волоком легко образуется форма Заволочье. Очевидно, что в употреблении слов в ПВЛ и Первой новгородской летописи существует хронологический пробел, даже можно предполагать, что в двух летописях под названием Заволочье подразумеваются не одни и те же территории. На это указывает то, что в Вологодско-пермской летописи в информации 1078-го года о смерти Глеба в Заволочье читается добавление о том, что его похоронили в Чернигове[5]. Чернигов располагается на северо-восток от Киева, приблизительно на расстоянии 100 километров. А от территории Северной Двины, которая впервые в 1178-ом году, потом в XIV столетии часто называлась Заволочьем, больше чем на 1000 километров. Может быть, тело Глеба везли на такое расстояние только ради того, чтобы похоронить в его стольном городе? Если бы он умер в Заволочье при Северной Двине, и в этом случае его увезли бы в Чернигов? На данные вопросы пока нет ответа.

        Сравнивая ПВЛ с другими источниками, можно установить, что известие 1078-го года о смерти Глеба в Заволочье, нельзя связывать с финно-угорским населением Заволочья, названного чудью, и территорией Северной Двины, названной позже Заволочьем.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 16 января 2013, 10:52

          Все тот же отрывок из Слова о погибели Русской земли

          Цитата

          Отсел? до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець[2], от н?мець до кор?лы, от кор?лы до Устьюга[3], гд? тамо бяху тоймици погании[4], и за Дышючимъ моремъ[5]; от моря до болгаръ[6], от болгарь до буртасъ[7], от буртасъ до чермисъ[8], от чермисъ до моръдви,— то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду[9], отцю его Юрью[10], князю кыевьскому, д?ду его Володимеру и Манамаху, которымъ то половоци д?ти своя полошаху в колыб?ли.

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Мнение Ю. Бегунова -

          Цитата

          гд? тамо бяху тоймици погании[4]
          4.языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы — притоков Северной Двины.

          Работа Janne Saarikivi - Substrata Uralica. Studies on Finno-Ugrian Substrate in Northern Russian Dialects
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Мнение камрада Ortem - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Также интересен вопрос с Сурой поганой.
          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
          Отрывок из книги Н. Макарова «Русский Север: таинственное средневековье»-

          Цитата

          Где же провести северную границу Руси предмонгольского времени? Автор "Слова о погибели земли Русской", произведения, написанного вскоре после Батыева нашествия, прорисовывает ее следующим образом: "... от немець до корелы, от корелы до Устюга, где тамо бяху тоймици погании и за Дышачим морем; от моря до болгар..."11. Основная территория расселения карел в тот период — Северо-Западное Приладожье. Местоположение Устюга не требует комментариев. "Тоймици (тоймичи) погании" (то есть некрещеные) обитали, вероятно, не в ближайшей округе Устюга, а ниже по Двине, где в нее впадают реки Верхняя и Нижняя Тойма. "Дышачим (дышащим) морем" называли на Руси Белое море или Ледовитый океан, возможно, из-за сильных приливов, поражавших наших предков из континентальной Восточной Европы. Болгары — население не Дунайской, а Волжской Болгарии, государства, которое занимало часть Поволжья и Прикамья. Мы видим, что Рубежи, обозначенные безымянным автором середины XIII века, примерно соответствуют границе, которую реально наметить по археологическим материалам.

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Из одной коллективной публикации.

          Цитата

          Однако следует отметить, что, несмотря на значительные различия в оценке языковой и этнической принадлежности дорусского населения Заволочья, основной вывод о его родстве или, по крайней мере, близости к прибалтийским финнам, разделяют почти все современные исследователи. Правда, как писал Е.А. Рябинин, "последнее не исключает присутствия в том же регионе иных этнических групп - саамов, волжских финнов и древних пермян" [144, с. 23]. Причем, как отмечалось этим автором, особую сложность представляет вопрос о соотношении летописной чуди именно с пермскими племенами и присутствии пермского этнического элемента в западной (левобережной) части Подвинья.

          В частности, лингвистические данные показывают, что в северо-юго-западных диалектах коми языка (удорском, вымском, лузско-летском и нижневычегодском) имеется более 70 прибалтийско-финских слов, рассматривающихся в качестве древних заимствований из языка чуди заволочской, тогда как почти полное отсутствие таких заимствований в языке коми-пермяков свидетельствует об их усвоении западными группами пермян уже после дифференциации былой общности. Так, А.И. Туркин относит время этих контактов к 10-11 векам и связывает их с взаимодействием предков коми-зырян и заволочской чуди в правобережной части Двинского бассейна (Вычегда, Вымь, Сысола и Луза), т.е. в землях, расположенных к востоку от исторической области Заволочье.

          В свою очередь А.К. Матвеев, первоначально высказывавший довольно оптимистические заключения о наличии древнепермского топонимического пласта в Заволочье, позднее склонился к иному мнению. Согласно его последующим наблюдениям, в период русской колонизации предки коми-зырян обитали только в восточной части Подвинья, и, прежде всего, на Пинеге, но, очевидно, не сплошной массой, а отдельными поселениями - волостями. Таким образом "вопрос о существовании пермских элементов в левобережье Северной Двины, - отмечал А.К. Матвеев, - остается открытым. Явных доказательств этого нет" [60, с. 36-37].

          В данном случае следует упомянуть и о разработках историка И.В. Власовой. Правда, хотя основаны они на довольно позднем актовом материале, но также свидетельствуют о том, что зона расселения пермян на западе достигла только верховьев Двины и бассейна реки Юг. В связи с этим представляются интересными данные о расселении "тоймы" ("тоймичей"), связываемые исследователями с пермским языковым массивом или же рассматриваемой в качестве пермской по основному компоненту группировки, но сложившейся на местной (допермской) основе и впитавшей в себя большую примесь прибалтийско-финского этнического элемента.

          О локализации "тоймы" свидетельствует содержащийся в "Слове о погибели Русской земли" 13 века перечень так называемых "поганских" (языческих) земель, подвластных христианскому миру и достигавших на востоке "Устьюга, где бяхо тамо тоймици погании" [149, с. 188]. При этом нельзя не заметить, что упомянутый племенной этноним имеет прямое соответствие в наименовании рек Верхней и Нижней Тоймы - правых (восточных) притоков Северной Двины, протекающих по территории Верхнетоемского района Архангельской области, примыкающего с запада к Шенкурскому и Устьянскому районам, входящим в состав Поважского субрегиона.

          Суда по этим данным, тойма "была достаточно значительным по размерам племенем, сидевшим недалеко от Устюга, т.е. на Северной Двине", в нижнем и, возможно, среднем ее течениях [143, с. 20]. А признание пермской принадлежности "тоймичей" в свою очередь позволяет предполагать расселение древних пермян до восточного побережья Двины и их проживание на восточном пограничье с Заволочьем.

          Но этот вывод поддерживается не всеми исследователями. Так, в некоторых работах отстаивается мнение об еще более глубоком проникновении пермских племен в 9-14 веках на запад. В частности, известный историк и этнограф Л.Н. Жеребцов включает в их ареал обширные пространства левобережья Двинского бассейна [39, с. 61-62]. При этом очерчиваемая им западная граница проходит по среднему течению Сухоны (выше города Тотьмы), левобережью нижней и средней Ваги (примерно до города Шенкурска) и далее поворачивает на восток. В результате в пермский ареал оказывается включенной часть Важской области, в которой и применялся в 11-13 веках сам термин "Заволочье" и с которой, прежде всего, связывают летописную "чудь заволочскую".

          Однако, по мнению Е.А. Рябинина, вывод о широком распространении древних пермян в левобережье Двинского бассейна все же нуждается в дополнительном обосновании. Отдавая должное трудам Л.Н. Жеребцова, Е.А. Рябинин справедливо отмечал, что этот исследователь "в своих построениях придерживается ретроспективного метода, используя для реконструкции западных ареальных границ предков коми 9-14 веков источники значительно более позднего времени (в основном писцовые и переписные книги 17-18 веков), а также этнографические материалы, коррелируя их с данными субстратной топонимики, вопрос о пермской принадлежности которых … остается открытым" [143, с. 20]. Что же "касается поздних исторических документов, - писал Е.А. Рябинин, - то далеко не всегда в них зафиксирован собственно пермский "адрес" обитателей западной части Подвинья".

          К тому же самим Л.Н. Жеребцовым "на богатом письменном материале 17-18 веков убедительно показано продолжавшееся в то время переселение различных этнических коллективов (например, коми-зырян, хантов и манси - на верхнюю Печору). Естественно, нельзя исключать того, что такие относительно поздние миграции осуществлялись коми-зырянами и в западном направлении. Вместе с тем вполне вероятно, что на левобережье Двины действительно проникали отдельные группы древних пермян. В пользу такого предположения свидетельствует как их общая этноисторическая ситуация конца I - начала 2 тысячелетия н.э. на восточноевропейском Севере, характеризующаяся активными миграциями различных племенных групп" [143, с. 21].

          Исследуя проблемы расселения финно-угорского населения Северного Подвинья, Е.А. Рябинин в своей статье под названием "К этнической истории Русского Севера" подчеркивал, что "сложность изучения проблемы чуди заволочской обусловлена слабой изученностью археологических памятников Подвинья", поскольку "древности I тысячелетия н.э. остаются по существу неизвестными. Последнее обстоятельство объясняется как крайней разреженностью заселения и малочисленностью популяций, рассеянных на обширных пространствах, так и археологической невыразительностью бедных металлом памятников раннего средневековья" [143, с. 21].

          Согласно же материалам археологических исследований можно говорить, что лишь с 11 века в границах Поважья выявляются немногочисленные чудские памятники, в сложной по составу культуре которых отразилась история аборигенов Важского края, постепенно втягивающихся в многообразные связи с Русью. Вследствие этого и этнокультурная интерпретация археологического материала 11-14 веков возможна лишь в общем контексте с процессом древнерусского освоения восточноевропейского Севера.

          Как об этом уже упоминалось выше, вопросу о характере, путях и времени освоения северно-русских территорий уже посвящено достаточно большое число исторических и историко-географических исследований. Причем, можно считать достоверно установленным, что активная роль при этом принадлежала тем потокам, которые направлялись из Новгородской земли и Ростово-Суздальского (позднее Владимирского) княжества и были известны под названием "новгородской" и "низовской" колонизации [144, с. 24]. А скудость письменных известий о ранних этапах колонизации определила многозначность трактовок этого явления, среди которых, тем не менее, намечаются две основные концепции [57, с. 61-62].

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          В науке есть две версии относительно тоймичей. Одни ученные считают их прибалтийскими финнами, которые близки карелам. Другие ученные считают их финно-пермским народом.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 16 января 2013, 11:46

            Из статьи А. К. Матвеев К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ СУБСТРАТНОЙ ТОПОНИМИИ РУССКОГО СЕВЕРА

            Цитата

            Выделение особой тоймской ветви также вызывает вопросы. Прежде всего
            надо внести ясность в интерпретацию предлагаемого обозначения. Е. А. Хелимс-
            кий пишет, что тоймская ветвь «в южной части бассейна Северной Двины… при-
            мерно соответствует “севернофиннам” А. К. Матвеева и заволочской чуди»
            [Хелимский, 2006, 39]. Но «северно-финские языки» – термин условный, обознача-
            ющий еще не идентифицированные языки РС, которые содержат компоненты, име-
            ющие соответствия в прибалтийско-финских и саамских языках, вместе с тем
            обнаруживая определенную близость с волжско-финскими и пермскими языками,
            а также имеют свою собственную специфику, т. е. это языки субстратной топони-
            мии РС, которые мы не можем определенно считать прибалтийско-финскими или
            саамскими, причемсоотношениеприбалтийско-финских, саамских, волжско-финских
            и иных параллелей в них может быть различным. Таким образом, в нашем пони-
            мании термин «северно-финские языки» имеет временный методический статус.
            В дальнейшем этот термин может и не понадобиться или получить другое значе-
            ние. Однако территориально эти языки действительно связаны прежде всего с юго-
            востоком РС, хотя, например, язык гидронимии на -Vн(ь)га
            7
            , будучи одним из таких
            северно-финских языков, иррадиировал далеко на север и северо-запад. Возникает
            вопрос, можно ли назвать язык самого распространенного гидронимического типа
            региона по жителям бассейнов небольших рек, даже если на них обитала некая
            особая этническая общность (тоймичи поганые). К северно-финским же безого-
            ворочно надо относить язык гидронимии на -Vг в бассейне реки Юг, ареал которо-
            го намного превышает зону тоймской топонимии. Этот язык можно именовать
            южанским, тем более что этноним южане зафиксирован в древнерусских памят-
            никах, хотя и не совсемпонятно, относится ли он к финно-уграм или к какой-то терри-
            ториальной группировке русских.
            Отсюда следует, что термин «северно-финский» по своему содержанию ни-
            как не может быть соответствием для «тоймский». Он намного шире и по языко-
            вому континууму и территориально, поскольку древние тоймичи населяли лишь
            ничтожную часть северно-финского ареала. Вполне возможно, что тоймичи гово-
            рили на каком-то северно-финском языке, но их топонимия как единый комплекс
            пока не изучалась. Своя специфика в языке тоймичей, очевидно, была, однако гид-
            роним Тойма встречается и в других местах РС, а также и за его пределами,
            причем А. И. Попов считает первичным этноним тойма, а его носителей – финно-
            угорским племенем пермского типа [см.: Попов, 1965, 57–59].
            Все это в совокупности не позволяет считать целесообразным перенос наи-
            менования Тойма > тоймский на всю обширную зону распространения северно-
            финских языков. Но этот термин может использоваться в собственном прямом
            смысле для обозначения языка (диалекта) древних насельников бассейнов рек
            Верхняя и НижняяТойма в независимости от того, окажется ли данный язык северно-
            финским или пермским. Следует, однако, подчеркнуть, что неоднократно цитируе-
            мое место из «Слова о погибели Русской земли» о расселении поганых тоймичей
            [см. также: Хелимский, 2006, 39] можно понимать по-разному: или они занимали
            всю территорию от Корелы до Устюга (это явно не соответствует действительности),
            или жили где-то на этой территории, или обитали около Устюга (это скорее всего). Но
            следы пермской топонимии обнаруживаются на правобережье Северной Двины.
            Сходная ситуация сложилась и на Пинеге, где по ее притоку реке Сура обита-
            ла тоже упоминаемая в древнерусских источниках сура поганая. Возможно, и
            существовал какой-то сурский диалект, но было бы ошибкой переносить этот тер-
            мин на весь пинежский регион, а юго-восток РС еще обширнее. Как тоймичи
            поганые, так и сура поганая – типичные микроэтнонимы, указывающие на язы-
            чество местного населения, обитавшего в определенном микрорегионе (по какой-
            либо реке), которое могло, разумеется, иметь свое наречие, но могло и пользоваться
            каким-нибудь широко распространенным языком или его диалектом. Все это –
            предмет будущих разысканий.

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 17 января 2013, 21:34

              Как по мне предпочтительнее смотрится версия о финно-пермской принадлежности тоймичей. В вычегодско-вымской летописи упомянуты многие локальные группы коми по названиям речек. Это характерная особенность финно-пермской группы. Очевидна такая же ситуация с Печорой. Это не угры и тем более не самодийцы. Возможно Тоймичи и Печора занимали промежуточное положение между прибалтийскими финнами и финно-пермскими народами тяготея к последним. К тому же упоминание Устюга дает основание для такой идентификации, поскольку Устюг был ключевым пунктом для торговли между пермянами и русскими, а позже миссионерской деятельности русских священников. Конечно интересно предположение Е. Хелимского о тоймичах как о особой группе финнских народов, но к сожалению Е. Хелимский уже умер подробно не раскрыв свою позицию.
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 05 февраля 2013, 19:22

                Относительно Заволоцкой Чуди, то относительно ее происхождений существуют много гипотез. Некоторые ученные считали Заволоцкую Чудь собирательным географическим термином. М. Кастрен считал ее прибалтийскими финнами. Он отождествлял ее то с вепсами то с корелой. Д. Европеус также не исключал ее тождество с вепсами, хотя потом считал Заволоцкую Чудь древними уграми. Позже эту гипотезу принял П. Ефименко. Д. Зеленин сопоставлял Заволоцкую Чудь с карелами, хотя позднее сопоставлял ее с предками коми-зырян и некоторыми югорскими народами. Д. Бубрих был склонен отождествлять Чудь Заволоцкую с вепсами. Карелы жили только на нижнем течении Северной Двины. А. Туркин сопоставлял Чудь Заволоцкую с впесами и отчастью карелами. С вепсами и карелами сопоставлял Чудь Заволоцкую Б. Серебренников. А. попов считал язык Чуди Заволоцкой близким с западно-финнскими диалектами. В. Пименов считал Чудь Заволоцкую ветвью вепсов. А. Матвеев относил Чудь Заволоцкую к северофиннским народам (ныне вымершим), язык которых был промежуточным между вепским и карельским. Исследователь считал, что население Чуди Заволоцкой было неоднородным и вместе с карелами и вепсами включало северофиннское населенития. Относительно присутствия финно-пермскихнародов, то исследователь считал, что оно находилось на Пинеге. Л. Жеребцов же считал возможным продвижение финно-пермских народов до среднего течения реки Сухоны и в Важскую волость. Е. Рябинин сопоставлял часть Чуди Заволоцкой с Биармией. Он отмечал что присутствие прибалтийских финнов неоспоримо, но в Двинском регионе также чувствовалось присутствие волжско-финнского (меря и древние марийцы), а также северофины. А. Тальгрен считал Заволоцкую Чудь связаной с карелами и вепсами.
                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                Археологические исследования выявили сложный состав населения Чудь Заволоцкой. С появлением славянских поселений к этнокультурной картине добавляется славянский компонент. Местное население постепенно ассимилировалось. Было два направления славянского колонизации - из Владимиро-Суздальской и Новгородской земли. Колонизационные процессы низовской (владимиро-суздальской) колонизации были более активны, как и потом в Великой Перми. Потомками славянских колонистов являются поморы. В их диалекте есть многочисленные заимствования из финно-угорских и скандинавских языков. Для общения с скандинавами они выработали руссенорск - русско-норвежский пиджин.
                Поморы. Архангельск.

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                Каролине Серк-Ханссен
                Перевод с норвежского: Анастасия Гортер, 2003 г.
                РУССЕНОРСК- Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                Относительно Води, то она по языку и обычаям близка к эстонцам, ливам и сету. До переселения карелов на Ижорскую возвышенность водь населяла этот регион. Центром земли был погост на месте Копорья. Славянские поселения появившиеся в регионе обусловили сильные связи с Новгородом. До XVI в. население имело материальную культуру которая отличалась от славянской, хотя и ощутила сильное ее влияние. Водские древности близки эстонским. Водское население жило в погостах.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 05 февраля 2013, 18:48

                  Е. Рябинин считал возможной финно-пермскую принадлежность тоймичей.
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 18 марта 2013, 21:23

                    Иванищева М.В. В поисках чуди заволочской: Средневековые древности Тотемского края .
                    В памятних Тотемского края заметно пермско-финнское и поволжско-финнское влияния. По мнению Н. Макарова
                    Спойлер (раскрыть)

                    Автор не соглашается с этими выводами и ищет истоки Чуди Заволоцкой в финно-пермских древностях.
                    Н. Леонтьев в статье Следы Кривичей и Веси на Белозерской земле указывает, что до славян в этом регионе жили вепсы и саамы. Большинство географических названий вепские и лишь некоторые саамские. Вепсы пришли на территорию Белозерья позже чем саамы, но раньше славян которые появились на Мологе и Чадогоще в V-VI вв.
                    Эти статьи в История и археология Русского Севера. Сборник материалов МНК посвящённой 60-летию Н.В. Гуслистова. Вологда. - 2012.
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 20:18 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики