Чем для меня всегда выгодно отличались стратегии Тотал Вар (за искл. Вархамер, конечно), так это их не фэнтезийной, исторической основой. Никакой магии, никаких чудес, а токмо суровая историческая житуха. Да, песочница, да с определенного момента прощай история, если твоя фракция, вдруг, выносит всех с континента, но при этом с абсолютно рациональной. "земной" подложкой. Тут же вышла (хотел написать - экранизация) мифа. Мифа, где античные боги напрямую вмешиваются в "игровой" процесс и направляют героев. Где мифологические чудища - это естественная и неотъемлемая часть фауны. И, казалось бы, что имея за плечами Ваху, разработчики точно ( к Сивилле не ходи ) попытаются создать мифологических монстров, идущих рка об руку с людьми. И магии не будет конца. Но нет. Английская сдержанность наверно заставила их создать нечто кентаврическое из мифа и истории. Дать обыденное толкование мифологическим существам, при этом оставив героев героями-полубогами, спокойно врывающимися в гущу вражеских войск. Примечательно, что в игровом мифе совершенно отсутствует время. Совершенно непонятно сколько воды утекает с тех пор, как начинается игра и Троя оказывается в руках ахейцев или, напротив, Гектор разрушает Микены.
В общем, несмотря на то, что в мифе - люблю миф, я тем не менее доволен тем, что играю не только в Илиаду, но и в песочницу Бронзового века: где гиганты это просто очень рослые люди, Минотавр перекаченный переросток с битой, Сирены - весьма миловидные чирлидерши, а гарпии истерят в пылу битвы на пять балов ) А ведь скоро подойдут и амазонки. Впрочем, тут есть Горгона. которая одним своим действием может выкосить весь гарнизон противника и никакого как бы рационального объяснения (аля "яды группы Новичок") этому нет. Горгона здесь - та самая Горгона, убивающая одним взглядом. Таким образом, за небольшим исключением игрок может как отыгрывать миф, так и просто юзать как бы историческую стратегию.
Большим плюсом для меня стало и разнообразие механик для каждой из фракций. Даже внутри одного из союзов (будь то ахейцы или троянцы) нет повторяющихся моделей прохождения. И это разнообразие заставляет попробовать прохождение за всех персонажей, чем я, собственно, и занимаюсь с августа. Хорошо реализована экономика обмена, реконструирующая своеобразный глобальный рынок Бронзового века где не так важны деньги, как владение ресурсом и умелое им распоряжение. Персонализация преданности героев (обусловленная их характером) также заставляет с большим старанием подходить к кадровой работе. "Старый солдат", рассекающий одной правой вражеских юнитов и не знающий слов любви, будет в большой обиде на неженку правителя, поклоняющегося Афродите, а не Аресу.
Немного подбешивают многочисленные, но небольшие по составу армии (а по сути - бандитские ватаги) противника, нападающие на твои припортовые города, но это даже хорошо. Держат в тонусе.
Из минусов. ИИ часто нанимает "бомжей" (всяческих троянских воинов с дубинками и юношей с копьями), хотя справедливости ради, встречаются и укомплектованные элитными отрядами стеки. Но юношам и ополченцам после первых 20 ходов ИИ должен сказать твёрдое нет. А уж к середине игры, когда ты уже обзавёлся приличными юнитами, хотелось бы видеть не только агрессивного, но и столь же грозного в военном отношении противника. Что бывает, но далеко не всегда. Один грозный стек тут же сменяет армия наполовину состоящая из балласта.
В общем это небольшая локальная кампания стала для меня скорее приятным сюрпризом (к тому же и бесплатным) в преддверии очередной глобальной стратегии. Я получил от игры удовольствие, а стало быть - это принятие с тонким оттенком радости всё-же не переходящей в экстаз. )