Этноним «черкасы» — итальянского происхождения и был позаимствован у средневековых генуэзских купцов и путешественников, которые первые придали ему распространённость. Живший на Кавказе в XV веке генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», и на их собственном наречии они называются «адыги».
Название «черкесы» использовалось тюркскими народами (главным образом киргизами, татарамии турками), а также русскими. На рубеже XIII и XIV столетий в русских летописях вместо «касогов» постепенно появляется новый экзоэтноним «черкесы». При этом их также иногда называли турецким именем «казаки». В то же время, исследователями отмечается, что русские дали коллективное имя «черкесы» горцам Черкасии, входившим в различные племена.
В русском языке форма «черкес» вытеснила форму «черкас» лишь в XIX веке, после начала Кавказской войны.
Черкесы
С XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимомчеркесы. С этого же времени для обозначения страны проживания данного народа на Северном Кавказе употребляется топоним Черкесия.
При употреблении этнонима «черкесы» следует иметь в виду следующее:
в XV—XIX веках это был общеупотребительный экзоэтноним адыгов в европейских и русских источниках;
в зарубежной и значительной части российской литературы для обозначения всех адыгов до сих пор употребляется этноним «черкесы». Хотя при этом следует также иметь в виду, что иногда черкесами именуют себя не только потомки переселившихся в XIX веке в Турцию адыгов, но и иных кавказских народов: абхазов, осетин, чеченцев и других;
в части советской и современной российской литературы под этнонимом черкесы понимаются адыги — жители Карачаево-Черкесии (адыги с языком черкесским).
Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье, которая происходила в городах Матреге (ныне Тамань), Копе (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими здесь.
Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки: донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых, православие, сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более, что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших Московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов.
В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например, имел место крымский поход на Москву (1521). Войска хана ушли из Москвы только когда царь Василий официально подтвердил что является данником хана и будет впредь платить дань.
Русско-адыгские связи не прерывались, более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу.
Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских племён было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом Северо-Западного Кавказа был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством
Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с Северо-Западного Кавказа: в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Оно им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации встретили благосклонный приём и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу государю.
В 1556 году адыги и русские нанесли двойной удар по тюркской этносфере: адыги по Крыму, а русские по Астрахани. Заручившись поддержкой русского царя, адыги осуществили в 1556 году ряд смелых военных операций на Северо-Западном Кавказе, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала захвату русскими Астрахани, которая не могла теперь рассчитывать на поддержку крымско-османских баз на Таманском полуострове. После взятия русскими Астрахани появилась реальная возможность совместных действий русских и адыгов: «В 1556 году начинаются походы московских армий на нижний Днепр и на нижний Дон, сменённых вскоре запорожцами и донскими казаками вместе с черкесами».
Озова Фатима Анатольевна
СТАТУС КНЯЗЕЙ ЧЕРКЕСИИ В XVII ВЕКЕ: НЕЗАВИСИМЫЕ ИНАЛИДЫ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кушева Е. Н.
Народы Северного Кавказа и их связи с Россией
(вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
МАТРИМОНИАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СИСТЕМА ПРИЕМНОГО РОДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЧЕРКЕССКИХ КНЯЖЕСТВ (XIII-XVII ВВ. )
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
ЧЕРКЕСИЯ И КНЯЖЕСТВО КРЕМУК НА «КАРТЕ МИРА» (MAPPAMONDO) ФРА МАУРО, 1459 Г
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
ЛЕГЕНДЫ О ЧЕРКЕСАХ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КАРТОГРАФИИ XVI В
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
ЧЕРКЕССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XIV-XV ВЕКАХ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ С СУБЭТНИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
Население Северо-Западного Кавказа и евразийские кочевники: «Алгоритм» военно-политического взаимодействия
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
КРИТЕРИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕРКЕСИИ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
ЧЕРКЕСО-ФРАНКИ: ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ НА СТЫКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
ФОРМИРОВАНИЕ АДЫГСКОЙ ОБЩНОСТИ, XIII-XVI ВВ. : ПРОСТРАНСТВО, ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
ТОПОНИМ «ЧЕРКЕССКИЙ БАН» НА КАРТЕ ДЖ. ГАСТАЛЬДО 1551 Г. В КОНТЕКСТЕ ЧЕРКЕССКОГО ПРИСУТСТВИЯ В КРЫМУ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
РЕЛИГИОЗНЫЙ ОБЛИК НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В VIII-XV ВВ. : СООТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТОВ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ ЗАПАДНОЧЕРКЕССКИХ КНЯЖЕСТВ С РУССКИМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ ГОСУДАРСТВОМ (1552-1562)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Khotko Samir Kh
GENEALOGICAL LEGENDS ABOUT INAL AND THEIR RELATIONSHIP WITH THE LEGENDARY VERSIONS OF THE ORIGIN OF THE CIRCASSIAN MAMELUKES
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хотко Самир Хамидович
ЧЕРКЕССКИЕ РАБЫ В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIII - XV ВВ. )
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Открытие Черкесии. Картографические источники XIV-XIX вв.
Khotko Samir
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Противостояние военно-политических коалиций в Черкесии: на основе сообщений Елизара Ржевского (1578 г.).
Khotko Samir
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Военная история адыгов (черкесов): антропологический подход к пониманию архетипа воина.
Khotko Samir
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Землянский Александр Валентинович
Северный Кавказ в политике России в 30-90-е годы XVIII века
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Сивер Александр Викторович
К ВОПРОСУ О РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АРХЕОЛОГИИ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Пьянков А. В.
НАРОД КАСОГИ И СТРАНА КАСА
(к этнической ситуации на Северо-Западном Кавказе в VIII-X вв.)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Самир Хотко.
Письменные источники в интерпретации А. В. Пьянкова
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Пьянков А.В. Касоги/касахи/кашаки письменных источников и археологические реалии Северо-Западного Кавказа
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Успенский Павел Сергеевич
КРЕМАЦИОННЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
VIII–XIII ВВ. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Б.Х. Бгажноков, В.А.Фоменко
О. Б. Бубенок, А.М. Новичихин
ОЧЕРКИ ДРЕВНЕЙ
И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ
АДЫГОВ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Крушинский М. Черкесские князья в Польше. URL: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь /index.php?newsid=1078
Кармов Т.М. Кабардино-черкесские воины армии Ивана Грозного
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1897. Вып. 22. URL: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь /otryv1.phtml?id=6111
Дзуганов Т.А. Особенности и характер черкесской работорговли в XIII-XV вв. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Горелик М.В. Черкесские воины Золотой Орды (по археологическим данным)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа (из сочинения Книга познания мира).
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа Х - XIII веков.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV - Х веков.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бруцкус Ю. Захария: князь Таманский. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь /ARHГV/147/bruts.htm
Бубенок О.Б. Касоги на юго-западной границе Хазарского каганата
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Виноградов А.Ю. Зихия. URL: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Druzhinina I.A. Sustainable Historiographical Myths in the Study of Medieval History of the Peoples of the Northwest Caucasus // Caucasus Anthology. Vol. 11 (43). M., 2019. P. 10-34.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бузаров А.Ш., Надюков С.А. Христианство в Шапсугии
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Надюков Сахатбий Альджериевич
Шапсуги в культурно-историческом пространстве Северо-Западного Кавказа
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Chkhaidze V., Druzhinina I. Diocese of Zichia and attempt the Christianization of the zikhos
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Druzhinina I. Papagiya of the Constantine VII Porphyrogenitus’ Treatise De Administrando Imperio. History of Studies
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Druzhinina I. Papagiya of the Constantine VII Porphyrogenitus’ Treatise De Administrando Imperio in the Light of Written and Archaeological Sources
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Chkhaidze V., Druzhinina I. About the so-called kasogians, belorechenskaya and starokabardinskaya "archaeological cultures"
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бушаков В.А. Етнонім Черкес (до семантичної типології етнонiмiв)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь