Сообщество Империал: Осетины - Сообщество Империал

Laszlo

Осетины

Осетины
Тема создана: 10 ноября 2019, 17:18 · Автор: Laszlo
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 10 ноября 2019, 17:18

[notice
Imp


Спойлер (раскрыть)

Спойлер (раскрыть)

Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси: Мецниереба, 1966. 258 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гаглойти Ю. С. Проблемы этнической истории южных осетин. Цхинвал: Полиграфическое производственное объединение Республики Южная Осетия, 1996. 62 c. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гаглойти Ю.С. Аланика // Дарьял. № 1-4. 1999. 1-3. 2000. Владикавказ: Редакция журнала Дарьял, 1999-2000. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гаглойти Ю. С. Алано-Георгика. Сведения грузинских источников об Осетии и осетинах. Владикавказ: Ир, 2007. 238 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гутнов Ф.Х. Привилегированные сословия средневековой Осетии Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. Орджоникидзе, 1989. 176 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гутнов Ф.Х. Средневековая Осетия. Владикавказ: Ир, 1993. 229 с.;Гутнов Ф. Субъективные заметки по древней и средневековой истории Осетии // Дарьял. № 3. Владикавказ: Редакия журнала Дарьял, 2004. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гутнов Ф. Северная Осетия в XIV – XV вв. // Дарьял. № 2. Владикавказ: Редакия журнала Дарьял, 2006. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гутнов Ф.Х. Горский феодализм. Часть III. Северный Кавказ в ХIII- ХV вв.: монография. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. 494 с.
Калоев Б. А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. 471 с.
Дзарасов А. А. Взаимоотношения алан-осетин с народами Кавказа в средние века // Диссертация на соискание ученной степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.02. – отечественная история. Владикавказ: Cеверо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова, 1999. 162 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Марзоев И.-Б. Т. Осетинская феодальная знать в системе взаимодействия этнических элит Северного Кавказа: XVIII - начало XX вв. // Диссертация на соискание ученной степени кандидат исторических наук. Специальность 07.00.07. – этнография, этнология и антропология. М.: Институт этнологи и антропологи им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2006. 168 c. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Марзоев И.-Б. Т. Высшее сословие Дигорского общества Осетии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет», 2010. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Марзоев И.-Б. Т. Высшее сословие Куртатинского общества Осетии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет», 2011. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Марзоев И.-Б. Т. Привилегированные сословия Осетии в поликультурном пространстве Кавказа: генеалогические связи и межэтнические коммуникации: ХVIII - начало ХХ века // Диссертация на соискание ученной степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.07. – этнография, этнология и антропология. Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2011. 401 c. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Марзоев И.-Б. Т. Высшее сословие Тагаурского общества Осетии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет», 2014. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Марзоев И.Т. Тагаурские князья в Северной Осетии. Рига: Lambert, 2018. 476 с.
Мамиев М. Э. Православное христианство в позднесредневековой Осетии. Владикавказ: Cеверо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова, 2004. 231 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мамиев М. Э. Аланское православие: история и традиция. М.: СЕМ, 2014. 264 с.
Бзаров P.C. Три осетинских общества в середине XIX в. Орджоникидзе: Ир, 1988. 155 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бзаров P.C. Социальная структура осетинских обществ в XVIII - первой половине XIX в. // Диссертация на соискание ученной степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.02. – отечественная история. Владикавказ: Cеверо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова, 2000. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бзаров Р.С. Аланское посольство в России: предшественники, полномочия, состав. М.: СЕМ, 2013. 120 с.
Блиев М.М. Русско-Осетинские отношения в XVIII веке (Сборник документов в 2-х томах). Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Блиев М.М. Социально-политическая основа тагаурских движений начала XIX в. // Известия Севро-Осетинского научно-исследовательского института. Т. ХІХ. Орджоникидзе: СОНИИ, 1957. С. 173-183
Блиев М.М. Осетия в первой трети XIX века. Орджоникидзе : Сев.-Осет. кн. изд-во, 1964. 173 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь М.М. Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII - 30-е гг. XIX в.). Орджоникидзе, 1970. 377 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. М.: Европа, 2006. 462 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Блиев М.М. Осетинское посольство в Петербурге 1749—1752 : присоединение Осетии к России. Владикавказ: ИПП им. В. Гассиева, 2010. 234 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь А. Х. Аланы-осетины в советской историографии // Известия СОИГСИ. № 33 (72). Владикавказ: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева» Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-А, 2019. С. 168-185 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хамицаева А. А. Социально-политическое развитие Осетии в составе России в конце ХVIII - 60-е гг. ХIХ века // Диссертация на соискание ученной степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.02. – отечественная история. М.: Институт Российской истории РАН, 2000. 218 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дзидзоев В. Д. Народы Северного Кавказа в XVIII-XIX вв. Владикавказ: РИПП, 1994. 96 с.
Дзидзоев В. Д. Территориальные притязания на Абхазию и Южную Осетию в свете Георгиевского трактата 1783 года // Северо-кавказский юридический вестник. № 4. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2014. С. 38-44 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дзидзоев В. Д. Дзугаев К. Г. Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дауева Т.Т. Конфликты и миротворческие практики в осетинском обществе (конец XVIII – начало XX в.): Монография. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. 226 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ванеев З. И. К вопросу о Двалах Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Чичинадзе З. История Осетии по грузинским источникам. Цхинвали: Цхинвал, 1993. 169 с.
Лордкипанидзе М., Отхмезури Г. Осетины в Грузии // Кавказ и глобализация. Т.1 (4). Lulea: Central Asia & Central Caucasus Press AB, 2007. C. 127-137 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Лордкипанидзе М., Отхмезури Г. Шида Картли // Осетины в Грузии. Тбилиси: Универсал, 2015. С. 7-53 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Топчишвили Р. Грузино-осетинские этноисторические очерки. Тбилиси: Институт истории и этнологии им. И. Джавахишвили, 2006. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Топчишвили Р. Осетины в Грузии: миф и реальность. Тбилиси: Тбилисский государственный университет им. И. Джавахишвили, 2009. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Топчишвили Р. Об этнической принадлежности двалов // Осетины в Грузии. Тбилиси: Универсал, 2015. С. 162-205 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Топчишвили Р. Об осетинской мифологеме истории и кража истории // Осетины в Грузии. Тбилиси: Универсал, 2015. С. 302-366 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Тотадзе А. Осетины на грузинской земле // Осетинский вопрос. Тбилиси: Кера, 1994. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Этническая история Северного Кавказа XVI-XIX века. М.: ИЭИА, 1993. 265 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Апхазава Н. Культурно-этнические процессы в северозападной части Шида Картли с древнейших времен до позднего средневековья (на основе археологических материалов) // Осетины в Грузии. Тбилиси: Универсал, 2015. С. 71-127 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Лазаришвили Г.Р. О времени переселения осетин в Грузию // Советская этнография. №2. М.: Наука, 1966. с. 101-109
Джоджуа Т. Историография Цхинвальского региона (Южная Осетия) // Историографический диалог вокруг непризнанных государств: Приднестровье, Нагорный Карабах, Армения, Южная Осетия и Грузия // Slavic Eurasian Studies. № 18. Sapporo: Slavic Research Centre, 2007. С. 84-112 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гвасалиа Дж. Шида Картли и осетинская проблема // Осетины в Грузии. Тбилиси: Универсал, 2015. С. 54-70 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Тогошвили Г. Д. Избранные труды по кавказоведению. Т. 2. Владикавказ: Ир, 2014. 473 с.
Лекишвили C. Когда возник термин Южная Осетия? // Осетины в Грузии. Тбилиси: Универсал, 2015. С. 206-230 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Итонишвили В. Осетинщина // Осетинский вопрос. Тбилиси: Кера, 1994. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
СCкитский Б. В. Очерки по истории осетинского народа до 1867 г. Владикавказ: Евразия, 2009. 223 с.
Шавлохова Е.С. Покорение горцев в первой половине XIX в. как один из этапов присоединения Осетии к России // Общество: философия, история, культура. Краснодар,Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «ХОРС»2018. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века) Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1963. 372 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973. 208 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX в. М.: Наука, 1974. 276 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе: Ир, 1984. 303 с.
Кузнецов В.А. Реком, Нузал и Царазонта. Орджоникидзе: Ир, 1990. 200 с.
Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ: Ир, 2002. 159 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кобахидзе Е. С. Осетия конца XVIII - начала ХХ в.: опыт исторического взаимодействия традиционного и государственно-административного управления // Диссертация на соискание ученной степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.02. – отечественная история. Cанкт-Петербург: Cанкт-Петербургский институт истории РАН, 2010. 484 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бубенок О. Б. Осетины на Южном Кавказе: аборигены или пришельцы? // Кавказ и глобализация. Т.1 (4). Lulea: Central Asia & Central Caucasus Press AB, 2007. C. 138-152 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Габриелян Р. А. История Осетии по армянским источникам V-XVIII вв. // Диссертация на соискание ученной степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.02. – отечественная история. Владикавказ: Cеверо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова, Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, 2004. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь[/notice]
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 13 апреля 2020, 11:44

    В ’’Дидимоуравани’’ упоминался поход великого моурава Гиорги Саакадзе в Осетию. Парсадан Горгиджанидзе сообщал, что шах Аббас во время своего пребывания в Восточной Грузии пошел разорять Осетию в 1614 г. В поэме Арчила ІІ ’’Спор Теймураза с Ростомом’’ он отмечал, что после того как шах изгнал его из Грузии он жил в Осетии в Пайкоме. В сочинении ’’Шахнавазиани’’ упоминалось как осетины были в войске царя Шахнаваза во время похода против Вамека Дадиани. В купчей из Джавы в XVIII в. сказано, что из-за осетин обезлюднела земля и что местные были вынуждены продавать свои земли. Иосиф Тбилели в поэме ’’Великий Моурави’’ сообщал, что моурав разрушил крепостные стены в Осетии, оббессилил знатных, прекратил набеги осетин, расправился с нем мечем. Бери Эгнаташвили указывал, что во время царя Баграта (1360-1393) грузинам были подвластны осетины. В правление Гиорги VII Халелампрес Мачабели привлек на свою сторону Осетию. Вахушти Багратиони указывал, что Херхеулидзе считали себя осетинской фамилией, а также говорил о том, что Эристовы происходят от Сидамоновых. Сообщалось, что в правление царя Вахтанга (Шахнаваза) двалы перестали платить дань из-за чего царь собрал войска и вступил в Крцхинвали дабы вступить с войсками в Осетию. В 1711 г. царь Вахтанг VI выступил с войском в Осетию и сокрушил восемьдесят башен, прошел Зарамаг, Жгельское ущелье, Кедела, Кудара, после чего возвратился в Картли. Сехния Чхеидзе сообщал, что в 1737 г. осетины ксанского эриставства заняли Ананури и Ахалгори, а также призвали Иесе брата ксанского эристава. Папуна Орбелиани указывал, что в 1741 г. войска Надира вступили в Ксанское эриставство и с этой стороны Осетии (имееться в виду будущая Южная Осетия) согнали жителей и передали их Гиви Амилахори. В 1743 г. Амилахори призвали к себе на помощь осетин и джиков (черкесов) для того чтобы нападать на владения Баратишвили. В 1746 г. эриставские осетины отложились и начали громить Верхнюю Картли. Мачабели и Иесе Амилахори двинулись на осетин. Леки (дагестанцы) захватили пленных в Грузии и Осетии. Также отмечалось, что осетины повинностей не давали, не пускали чиновников и злодействовали против эриставов. Государь кахов был вынужден направить против них войско во главе с тушинским моуравом Джимшером и нанесло там поражение осетинам. После этого осетинцы Ксанского эриставства обретились с просьбой о прощении и начали снова исполнять повинности. В 1750 г. помогая гянджинскому хану Шахверди Ираклий призвал на помощь осетин и других горцев. В 1751 г. в связи с угрозой нападения тебризского правителя на Ереванское ханства Ираклий снова призвал на помощь осетин с другими горцами .
    В 1778 г. Ираклий II зачислил всех грузинских и осетинских крестьян Ксани и Лиахви в разряд казенных крестьян. В 1779 г. царь подтверждал этот статус, говоря о восстании против него ксанского эристава Гиорги. В 1788 г. царица Дареджан указывала, что на осетин напали леки (дагестанские горцы). Вахушти Багратиони отмечал, что фамилии осетин это: Басиани, Баделидзе, Черкесидзе, Тагаури, Куртаули, Тчахилидзе, Сидамон. Отмечалось, что овсов погромил Бату, а их прежние заняли черкесы и она сделалась Кабардой. Сами овсы удалились в горы. Овсетия недоступна врагам из-за снега и гор. Ее еще называли Аланети. Земли неплодородные, а стада скота малочисленые. Простое население являеться христианами и являються паствой никозского епископа. Главари же тагаурцев, куртатинцев, дигорцев, басианцев (балкарцев), Валагира (Алагирии), Байкома (Пайкома) мусульмане. У овсов принято помогать друг другу на войне и оказывать кровную месть чего бы это не стоило на протяжении долгого времени. Облачены они в панцыри и кольчуги, воюют саблями и ружьями. Безопасность гостю в Осетии гарантирует приютившая его фамилия. Жители Чми это овсы, которые являються мусульманами вследствие соседства с черкесами. Касательно Тагаурии говорилось, что она граничит с Хеви и Черкесией, в ней поселения Кабани, Дзивгис, Какидур, Чимити. Куртаули на запад от Тагаурии, в ней находяться поселения Джаба, Куара, Чми. Валагир-Байком богато поселениями и живут там Сидамоновы и Тцахиловы. Дигория находиться к западу от Казарского ущелья в Двалетии и делиться на две части: Черкезидзе и Баделидзе. Отсюда путь в Черкесию. Басиани по сравнению с остальными осетинами более богаче, а их фамилии знатнее .
    Давид Багратиони сообщал, что в 1804 г. возмутились эристовские осетины. Микиртум повел русский полк на Осетию и у Нара он был разбит. После этого Цицианов повел войска в Осетию, царь Соломон отправил своего внука Леона в Осетию и против него русские направили войска Ахвердова и сожгли Цхинвали. Баграт Батонишвили отмечал, что в 1805 г. отряд Микиртуна Сологунова был разбит осетинами. В 1810 г. Соломон отправил из Ахалциха своего племянника Леона в Осетию в Самачбло, чтобы поднять население на войну, что обеспокоило Тормасова и Симоновича. Теймураз Багратиони писал, что в 1810 г. прибыл Леон которого направил в Осетию царь Александр. Они подошли к Цхинвалу, где укрылся Ахвердов. Осетины разорили окрестности Цхинвали. Около Магландвалетского озера направленый Ермоловым сын ксанского эристава с 300 русскими и 1 тыс. грузин был разбит осетинами.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 13 апреля 2020, 20:07

      Из Двалетии осетины приходили в ущелья Большой и Малой Лиахви, Ксани и Арагви в Картли. Поселялись они в XVII в. и в Кахетии. Некоторая часть осетин в XVIII в. поселилась и на берегах Куры. В XVIII в. осетины поселялись в Самухрано, которое до того опустошалось дагестанскими горцами. В район Ксани осетины, по мнению Б. Калоева, пришли в XVIII в. Переселение осетин в Грузию, в основном, было мирным. К концу XVIII в. осетин в Грузии было до 15 тыс. человек. Однако встречались и случаи межэтнических столкновений. Осетины нападали на Джаву в XVII в. В ’’Мученичестве царя Луарсаба’’ Висарион отмечал, что Грузия страдала от горных осетин, которые брали в плен и убивали грузин. У осетин были грузинские рабы – гурдзиаг. В 1626 г. осетины Двалетии отказались платить подати. В 1711 г. царь Вахтанг VІ cоверишил поход на Кударо и Наро-Мамисонскую котловину против местных осетинов. В 1725 г. Заал Давиташвили обращался к владыке Антону II с жалобой на осетин. В 1743 г. осетины убили арагвийского эристава Бежана и его брата Отия. В 1744 г. Ираклий II доводил до ведома осетин жалобы на них от жителей Арагвского края. В 1778 г. тавад Гиорги Цицишвили жаловался, что осетинский крепостной хотел убить его. В 1779 г. Бардзим Мачабели жаловался на лиахвских осетин. В 1783 г. Ираклий II жаловался Г. Потемкину на набеги осетин. В 1789 и 1793 гг. крепостной Зураба Палавандишвили жаловался на осетин. В 1795 г. осетины выкрали членов семьи Бурдули. В 1796 г. Биртвел Туманишвили писал, что осетины разоряют его. В 1800 г. Отар Амилахори жаловался царю Гиорги на опустошения совершаемые осетинами. Для осетин были обычны набеги на соседей – балц, а грузины назвали их особым термином – овсоба. Однако картлийские цари поддерживали политику переселения осетин в грузинские земли. Еще Теймураз І в 1611 г. дал грамоту царским крепостным Хетагурам. Ираклий II в 1782 г. приглашал осетин поселяться в Картли. Ряд царским грамот содержит данные о приглашении царем осетин-тагаурцев. В 1780 г. некто Кута Пилишвили пришел вместе со своей семьей из Осетии. В 1792 г. царь Ираклий ІІ даровал дворянство Туджию Кундухишвили. В 1780 г. царь Александр дал грамоты азнауру Джаше Эпхишвили и таваду Каису Туашвили. Однако край был далек от моноэтничности. Еще в XVII в. в Цхинвальском регионе в монастырях Тири и Икорта были надписи Тавхелисдзе, епископа Филиппа Мровели, ксанского эристава Иесе и царицы Родам. В XVIII в. были эпитафии Гиорги Мачабели, Иоатама и Елены Амилахори. Грузинская эпиграфика была широко распространена в Шида Картли. В Цхинвали даже в XVIII не жили осетины. В картах XVII – XVIII вв. Осетией называлась только Северная Осетия, а Южная Осетия как термин получил распространение только с ХІХ в. К. Кох называл этим термином район Большой и Малой Лиахви, Ксани и Магран-Двалетии. Среди грузин термин Южная Осетия использовал Г. Чочишвили, а в русских документах зафиксирован в 1860 г. По Георгивскому трактату 1783 г. территории будущей Южной Осетии были признаны за Картли-Кахетией. Русские выделили в Осетинский округ земли Большой и Малой Лиахви (Магран-Двалетию), Нар-Мамисонскую котловину (историческую Двалетию), восточную часть Цхинвальского района, Джавский район. Вахушти Багратиони обозначал границей Шида Картли Кавкасиони (Главный Кавказский хребет). С ним был солидарен И. Гюльденштедт. Земли южных осетин входили в ксанское и арагвское эриставства, Самачабло. Осетинские крестьяне оседали на грузинских землях в качестве хизанов (добровольных крепостных крестьян). Были и аристократические семьи осетин, такие как тавады Херхеулидзе, Павленишвили, Туманишвили, и как азнауры Батишвили, Рчеулишвили, Ломидзе, Эларишвили, Сресели, Шалмеликишвили, Годабрелидзе, Гомартели, которые поступали на службу картлийским и имеретинским царям. В 1604-1615 гг. осетины проживали в верховьях Большой Лиахви. Осетинская миграция в Шида Картли особенно усилилась в 70-х гг. XVIII в. В этих землях осетины подвергались картвелизации .
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 13 апреля 2020, 20:51

        Во время царя Баграта V Осетия находилась в зависимости от Грузии. В 1522 г. осетины помогли грузинам в отражении похода шаха Исмаила І Хатаи из династии Сефевидов. В конце XVI в. осетины досаждали своими набегами Грузии и в 1601 г. Гиорги Саакадзе был вынужден отправить в Двалетию и Осетию свои отряды. В 1614 г. шах Аббас из династии Сефевидов напал на Грузию и вместе с тем вторгся в Осетию. Он прошел Дарьяльским ущельем до Зарамага, но там был отбит осетинами. Осетины сражались в войске Гиорги Саакадзе против кызылбашей. С 1622 г. царгасаты были союзниками имеретинского правящего дома. В 1659 г. осетины поддержали восставших грузин аргавского эристава Заала, ксанского эристава Шалвы, Елизбара и Бидзины Чолокашвили в Бактрионской битве. Во второй половины XVII в. осетины из Двалетии перестали платить дань и картлийский царь Шахнаваз был вынужден направить туда войска. В конце XVII в. Осетия находилась под церковным влиянием Грузии. В 1711 г. Вахтанг VI осуществил поход против осетинов Двалетии. В XVIII в. из-за постоянных набегов осетинов грузины были вынуждены мигрировать с части Шида-Картли. В 1731 г. осетины ксанского эриставства восстали против картлийского ставленика Османов Исхак-паши. В 1737 г. осетины заняли Нанаури и Ахалгори в Ксанском эриставстве. Они уничтожили карательный отряд Сефи-хана. В 1741 г. войска Надир-шаха совершили карательный поход в Ксанское эриставство. В 1742 г. осетины по призыву Гиви Амилахори восстали против Афшаров. В 1743 г. осетины приняли участие в усобице между Амилахори и Бараташвили на стороне первых. В 1744 г. Теймураз ІІ и Ираклий ІІ с нанятым отрядом из дагестанских горцев напал на ксанского эристава и разорил местных осетин. В 1746 г. ксанские осетины начали нападать на Шида-Картли. Тогда же вторжение в их земли осуществили дагестанские горцы. Осетины не давали повинностей грузинским царям и против них кахетинский царь направил войско во главе с тушинским моуравом Джимшером, который победил их. В 1750 г. Ираклий ІІ и Теймураз ІІ, оказывая помощь гянджийскому хану Шахверди, призвали на помощь осетинов, ингушей и кабардинцев. В 1751 г., оказывая помощь ереванскому хану против тебризского хана Азад-хана, грузинский царь призвал на помощь осетинов. В 1753 г. для сражений с шекинским Хаджи-Челеби Ираклий ІІ призвал черкесов и осетинов. В 1754 г. в отражении набега аварского Нурсал-бека приняли участие осетины. В 1759 г. набегу дагестанских горцев подверглись осетины на Лиахви. В 1768 г. посланый от Ираклия II А. Цалеуков нанимал осетин для участия в русско-турецкой войне. В 1769 г. в записке митрополита кутатского сказано, что грузины нанимают до 40 тыс. осетин и дагестанцев. В 1770 г. осетин Болатико Хетагуров был вместе с царем Ираклием II в битве при Аспиндзе. В 1771 г. А. Батырев доносил известие, что все осетинские старейшины явились на помощь грузинскому царю против турок. В 1786 г. Дохчико Томаеву Ираклий II передал в имение в Цхинвали. Осетины воевали на стороне грузин против дагестанских горцев. В 1795 г. осетины оказали помощь грузинам в их борьбе против Ага-Мухаммеда Каджара в битве при Крцаниси. Царевич Иоанн жаловал за это осетинам Туаровым поместье. В 1796 г. грузины вместе с осетинами выступили в поход на гянджинского хана Джавада. Осетин Гиви убил полководца Джавада Арзумана. В 1799 г. Ивану Елканову дано было имение в Ачабети. Участие в походах на Южный Кавказ осетинские правители рассматривали и как сохранение собственного суверенитета .
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 14 апреля 2020, 11:15

          В XIV- XV вв. осетины были организованы в несколько обществ: 1) Тагаурское по Газельдону и Геналдону, а также по левому берегу Терека от Дарьяла до выхода из гор; 2) Куртатинское по Фиагдону; 3) Алагирское по Ардону; 4) Дигорское по реке Уруху и его притокам. Ф. Гутнов отмечает, что аристократическими обществами были Тагаурия и Дигория, а Алагирия и Куртатия были демократическими. Из всех обществ самым древним было алагирское, но феодальные отношения там были развиты хуже чем в Дигории и Тагаурии. В Алагирском и Куртатинском обществах список знатных фамилий не был постоянным. Среди осетин не было фамильных гербов, символика алдаров была выражена в тамгах. Наиболее развиты феодальные отношения были в Дигории и Тагаурии. Осетинские общества враждовали между собой, а также воевали с кабардинцами. Дигорцы оказывали кабардинцам помощь против алагирцев. В ’’Песне алагирской вдовы’’ сказано о набеге алагирцев на владения дигорцев. Дигорцы выводили свое происхождение от алдара Бадила, происхождение которого выводили из Маджара (то ли золотоордынского Маджара, то ли Венгрии). В преданиях дигорской знати баделатах сказано, что на дигорцев нападали кабардинцы и отымали у них имущество, брали в плен мужчин и женщин, налагали дань. Также в ’’Песне о Айдаруке’’ указано, что пришлая знать во главе с Баделом оттеснила от власти местных жителей во главе с Айдаруком Кабановым. Тагаурцы выводили свое происхождение от алдара Тага, который происходил из Армении. Он сначала поселился в земле алагирцев. Кабардинцы поддерживали тагаурскую знать в борьбе за землю. Куртатинцы производили себя от Курта, брата Тага. Знатные фамилии Нартского ущелья связывали свое происхождение с младшим братом Инала Хетагом. В генеалогических преданиях осетин и адыгов говорилось об взаимных браках. Взаимодействовали осетины и с балкарскими таубиями. Супругами осетинских баделатов и алдаров были дочери адыгских пши и уорков, а также балкарских таубиев. В осетинском языке есть ряд заимствований из кабардинского. Майор П. Татаров отмечал, что в союзе с кабардинцами находяться карачаевцы, балкарцы и дигорцы. Осетинские правители в большинстве своем были поддаными Малой Кабарды. В фольклоре адыгов сохранилось упоминание как осетины помогли им против крымцев в Кабурунской битве выставив 3 тыс. воинов. В осетинском фольклоре это ’’Песни о Туганове Елбурдуке’’ и ’’Песни о крымских воинах’’. 1766 г. осетины сообщали игумену Георгию, что если на кабардинцев нападут крымцы, то осетины должны оказать им помощь. В малокабардинских селениях жили осетинские фамилии Бацежевых, Ошроевых, Дудуевых, Цолаковы, Кушховы. Также осетинские алдары поддерживали связи с нахами. Например, Тугановы были связаны с ингушами-галгаевцами Смаиловыми. Присяжным братом наха Хидыр-Мирзы был предок Дударовых. В XVIII в. осетины подвинули границу с ингушами на восток. Еще в XVI в. Ларс был владением Салтана-мурзы, брата Ших-мурзы Окуцкого (Аккинского). Осетины основали Чми и Балту и продвинулись до левобережья Терека, заняв Ларс. Они были потомками переселенцев из Алагирского общества. Осетины Слонате (Слоновы) платили дань малокабардинским пши и ингушам. В конце XVIII в. к ингушам бежал Арсланбег Хасан Слонов, боясь мести со стороны Мударовых. От осетин происходила ингушская фамилия Дударовых. Среди ингушей в Армхи жили осетины Цуровы и Льяновы. Среди ингушей-джераховцев были две фамилии осетинского происхождения – Цуровы и Хаматхановы. В Чечне жила осетинская семья Таусултановых. К ингушам и чеченцы осетины переселялись из-за боязни кровной мести в иных местах. Осетинская знать проживала в боевых башнях, которые господствовали над долиной. Знать отдавала на афстау (выпас неимущим крестьянам) свой скот. Также она была задействована в работрговле. Рабами могли стать захваченые в набегах пленные и собственные крепостные. Для того чтобы защититься от набегов в Куртатинском ущелье была сооружена защитная стена. В Дигории и Тагаурии чувствовалась зависимость местной знати от кабардинцев, которые отрезали осетин от плоскости. Вход в Дарьяльское ущелье был владением кабардинцев Мударовых, у входа в Куртатинское ущелье находились владения Гиляксанова. Дигорцы выпасали скот у кабардинцев, получали от них соль и просо. Взамен этого кабардинцы перегоняли скот на горные пастбища к дигорцам. Включение Осетии в сферу влияния Малой и Большой Кабарды связывало ее с Россией. В 1587 г. Р. Биркин и С. Звенигородский останавливались у осетинского правителя Ларса Солтана. В статейном списке посольства М. Татищева в Грузию в 1604-1605 гг. говорилось, что осетины были поддаными малокабардинского пши Айтека Клехстанова, но отпали от него. Это значит, что зависимость от него была в XVI в. В источнике осетины названы осинцами. По мнению, Е. Кушевой это были тагаурцы. В статейных списках Н. Толочанова и А. Иевлева 1650-1651 гг. сказано, что дигорцы дают дань Алегуку, Хадождуку, Зазаруку Анзорову. В документе сказано о дигорцах Измаиле и Чибирке. Ими владел Аслан-мирза Карабогов, который был под властью Анзоровой Кабарды. Зависели от Кабарды и куртатинцы. В 1749 г. куртатинцы отказались давать дань кабардинцам, которую ранее платили. Платили дань кабардинцам и алагирцы. Из Дигории в Кабарду на плоскость выселились Кубатиевы, Тугановы, Караджаевы. Из Тагаурии в Малую Кабарду к Мударову выселились Дударовы. Дударовы владели Ларсом. Осетины брали на воспитание (аталычество) кабардинских узденей, а также заключали браки с ними. Кабардинское влияние также было заметно с принятием осетинами ислама. В ислам перешла знать не только Дигории, но и Тагаурского, Куртатинского и алагирского обществ. Осетины бывало переселялись в Кабарду. Там переселенцы (хэзэс) опускались на ступень ниже чем те были. Алдаров приравнивались к уорк-джынегунам, то есть к первостепеным узденям. В 1752 г. умер Адильгирей Гиляксанов и это обусловило переориентацию многих осетин с Малой Кабарды на Большую Кабарду. Батай и Али-Арслан Таусултановы не имели того политического веса как Адильгирей. В середине XVIII в. Осетия находилась в состоянии глубокой нужды. Тагаурские старейшины писали русской императрице Елизавете І о том, что не имеют довольно пахотной земли и содержать скот не могут .
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 14 апреля 2020, 11:34

            Дигория делилась на общества: Тапандигория и Уаллагком (по Сангуты-ону и по правому берегу Уруха, от Гулара до Задалеска), Стыр-Дигорию (по верхнему течению Уруха, от Гулара до Биллаги-дона), Донифарский и Лесгорский район. В Тапандигории и Уаллагкоме знать называлась баделатами, в Стыр-Дигории – царгасатами, в Донифарском рпайоне – гагуатами. В состав бадилата входили Тугановы, Кубатиевы, Караджаевы, Абисаловы, Кабановы, Чегемовы, Битиевы. В зависимости от них находились адамихаты, кумияги, косаги, хехесы, которые несли повинности. В 1767 г. вспыхнуло восстание крестьян-чагаров против бадилатов. В 1779 г. бадилаты уехали из Дигории в Кабарду на помощь кабардинским пши. Когда же те были разбиты, то крестьяне в 1781 г. восстали. В Стыр-Дигории от царгасатов зависели адамихаты, кумиаги, косагой. В ней было пять аулов и три фамилии знати – Карабугаевы, Таймазовы, Кантемировы. Сам край был небольшим по размеру. Царгасаты несли военную службу имеретинским царям и награждались ними деревнями в Рача. Они именовались владетельными князям Дигории. В Донифарском районе были знатные семьи Кануковых, Кабановы, Кобековы, Найфоновы, Дзираевы, Дзоболаховы, Тараевы. Гагуаты выводили свой род от некоего Гога и сравнивала себя с царгасатами и баделатами. Русские же считали гагуатов ниже царгасатов и баделатов и именовало их уздениям второй степени. Царгасаты и баделаты были же в представлении русских узденями первой степени. В середине XVII в. дигорцев насчитывалось 30 тыс. человек. По данным И. – А. Гюльденштедта в Дигории находилось около 30 поселений. На карте 1744 г. в Кабарде было одно дигорское поселение, остальные возникли не ранее 70-х гг. XVIII в. и не позже 1781 г. Миграции дигорцев достигли Урсдона, пока не были остановлены алагирцами. Переселения дигорцев были в зависимости от кабардинцев, которые властвовали над дигорцами и в начале ХІХ в. На равнине существовали поселения баделатов Караджаевых, Тугановых и Кубатиевых. Кроме выселения на плоскость, дигорцы проникали в Уаллагком, Куртатинское и Балкарское ущелья. Выходцы из Дигории были в Грузии в Раче. В Дигорию же двигалось население из Грузии и Балкарии .
            Тагаурское, Куратитинское, Алагирское общество были населены иронцами. В Тагаурии знать именовалась тагиатами (аналог баделатов) и состояла из семей Тулатовых, Кундуховых, Мамсуровых, Алдатовых, Тугановых, Тхостовых, Есеновых, Кануковых, Шанаевых, Дударовых, Джантиевых. Тагиатам повиновались фарсаглаги (аналог адамихатов), кавдасарды (аналог кумиягов), цагары (рабы). Брачные союзы заключали с кабардинскими уорками. Тагиаты собирали дань за проезд Дарьяльским ущельем. В Тагаурии было 697 дворов. Тагаурцы поселялись в Балкарии и Грузии. В саму Тагаурию же прибывали алагирцы . В Куртатинском обществе общество возглавляли уазданлаги (алдары) и им повиновались фарсаглаги, кавдасарды и рабы. Общественные отношения были такими же как в Тагаурии. Знатными фамилиями были Арисхановы, Богоевы, Борсиевы, Гумицаевы, Гусовы, Гуриевы, Габизовы, Гайтовы, Есиевы, Секаевы, Тезиевы, Цаликовы, Цопановы. Алагирцы признавали у них только одинадцать знатных фамилий, а дигорцы вообще девять фамилий. Куртатинцы имели 21 село в которых было 807 дворов. В Куртатию переселялись выходцы из алагирцев. Было и иноязычное население, например ингушская семья Яндиевых . В Алагирском обществе привелигированым сословием были уазданлаги (алдары). Им повиновались фарсаглаги. Знатными фамилиями были Сидамоновы, Царазоновы, Кусагоновы, Агузовы. Однако К. Хетагуров настаивал на том, что было четыре сословия: тыхджын мыккаг, фарсаглаг, кавдасард, цагары. Алагирцы переселялись в Уаллагком, Куртатию, Тагаурию. Алагирцы и переселялись в Грузию в район Большой Лиахви .
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 14 апреля 2020, 12:15

              В 30-х гг. налаживанием русско-осетинских отношений занимался Зураб Елиханов, который также оказывал услуги грузинским царям. В 1734 г. он вернулся в Осетию. В 40-х XVIII в. осетин было 200 тыс. Зураб Елиханов говорил, что осетины могут выставить войско в 30 тыс. Осетины торговали с русскими через Кизляр. В 1743 г. осетины писали Елизавете I челобитную о своем сложном материальном положении. В 1742 г. грузинские миссионеры Иосиф и Николай обратились к императрице, где обещали просвещать осетин. В 1743 г. Синод рассмотрел вопрос о создании духовной комиссии для осетин. А. Бестужин-Рюмин в 1744 г. написал доклад о положении дел в Осетии. В 1745 г. грузины выехали из Санкт-Петербурга для миссии в Осетии. Они побывали во всех обществах. Осетины ставали перед комиссией вопрос о присоединении к Российской империи. Рискуя испортить отношения с Османами и Афшарами, русские в 1746 г. начали переговоры с осетинами. В 1746 г. иеромонах Ефрем был направлен в Осетию. В 1747 г. Сенат решил, что если кто из осетин пожелает осесть в Кизляр, то не будет этому препятствовать. В 1747 г. в Осетии начали готовиться к посольству в Санкт-Петербург. Архимандрит Андрей Бибирюлев должен был сопровождать посольство. В 1747 г. начались разногласия в Осетинской духовной коммиссии. Кайхосро Махотелов чинил препятствия в восприятии православия осетинами. Также мешал делам русско-осетинского взаимопонимания игумен Николай. Архимандрит Пахомий же готовился с осетинами прибыть в Кизляр. Чинили препятствия этой поездке и владетели Малой Кабарды. В 1748 г. А. Бестужев-Рюмин предоставил доклад о политическом положении Осетии. Коллегия Иностранных дел считала принятие осетин в подданства не своевременным. Пахомию запретили приводить осетин в подданства, а всю деятельность планировали ограничить духовной комиссией. В 1748 г. в Кизляр прибыли куртатинские и алагирские старейшины. Зураб Елиханов служил переводчиком. В письме русским было сказано, что осетины народ независимый и в подданстве у Османов, Сефевидов и Афшаров он не был. Было высказано желание войти в русское подданство. Осетины желали в 1748 г. поехать в Россию, но им помешали кабардинцы. Русские же желали сохранить дружественые отношения с Кабардой, своим стратегическим союзником на Кавказе. В 1749 г. осетинское посольство в составе пяти человек (из которых два дигорца) выехало в Кизляр. В составе посольства были Зураб Елиханов, Елисей Хетагов, Патермирза Кутат, Созруко и Гази Баделидзевы. Последние два в качестве послов были только в Кизляре. Из Кизляра осетины прибыли в Астрахань, а оттуда – в Москву. В Москве было Сенатом принято решение о увелечении осетинам денежного жалования. Там же послы встретились со своим земляком Прокофием Сидамоновым. Из Москвы они попали в Санкт-Петербург. Зураб Елиханов приложил усилия для организации осетинского посольства 1749-1752 гг. в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербург кроме послов с архимандритом Пахомием прибыл Вениамин Ахшерумов. Русское правительство в 1750 г. стояло на позиции, что способствовать выселению осетин на равнину и принять их в подданство не может не испортив отношения с Османами и правителями разных тюркских ханств в Иране. Кайхосро Махотелов и игумен Николай доносили, что члены посольство крепостные крестьяне грузин и находяться в подданстве у Османов. Сенат допросил архимандрита Пахомия, который ответил, что осетины не подвластны Грузии, Осетия независима и что послы это старейшины края и население подчиняеться их воле. Зураб Елиханов летом 1750 г. выдвинул предложение принять осетин в русское подданство, обеспечить безопасность Осетии и позволить осетинам выселяться на плоскость. Он обещал выставить на помощь русским 30 тыс. воинов. В 1750 г. послы получили письмо из Осетии. В 1751 г. осетинское посольство постигло ряд неудач, которые были обусловлены деятельностью Иосифа Эристави, игумена Николая, Кайхосро Махотелова. Они отмечали, что Двалетия, откуда был Зураб Елиханов, находиться под османской протекцией. Противники осетинского посольства действовали совместно с некотрыми грузинскими эмигрантами в России. 29 октября 1751 г. осетинские послы были приняты в Коллегии иностранных дел. Осетины указали местности в которые хотели бы переселиться. Советник В. Бакунин избегал прямых ответов на вопросы осетин. Члены посольства охарактеризировали отношения с Кабардой как дружественные. В. Бакунин написал А. Бестужеву-Рюмину, что Осетия занимает важное военно-стратегическое положение и представляет интерес для России. Канцлер предложил упразднить пошлины для осетинских купцов и допустить осетинских послов на аудиенцию к императрице Елизавете І в декабре 1751 г. Кабардинскому князю Адильгирею Гиляксанову увеличили жалование, а осетин одарили дорогими одеждами. В январе 1752 г. осетины готовились к возвращению на родину. 28 января послы в последний раз были на заседание Сената, который напутствовал их в том, чтобы они принимали крещение и склоняли иных осетин к русскому подданству. 1 февраля посольство покинуло Санкт-Петербург. Ранней весной 1752 г. осетинские послы вернулись на родину. Посольством была проложена дорога, которая связала их с Россиею
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 14 апреля 2020, 12:54

                Со смертью Надир-шаха в 1747 г. Афшарское государство распалась на ряд независимых ханств. Картлийский царь Теймураз ІІ начал активную политику по отношению к азербайджанским ханствам и призывает на помощь осетин и кабардинцев. К императрице Елизавете І обращались тагаурские старейшины, которые просили выселить на место современного Малгобека между реками Терек и Курп. В 1749 и 1755 гг. уже дигорцы ведут переговоры о выселении на плоскость. Прошение на переселение на равнину присылали и куртатинские старейшины. Кабардинцы стараясь сохранить контроль над осетинами, предлагали русским свои услуги в охране дорог от воровских нападений. В 1757 г. Коллегия иностранных дел подала в Сенат свой доклад касательно осетинских дел. Указывалось, что русские не могут защитить осетин от кабардинцев, а переселению осетин в районы близ гор вредно способствовать. Касательно осетинского предложения назначить приставом Девлетгирея, то также ответ был негативным, мотивируя это тем что он мусульманин и не может способствовать распространению христианства. Осетин предлагалось поселить на оборонительной линии по Тереку, где бы вместе с казаками несли военную службу. Кашкатавская групировка кабардинских пши была недовольна политикой русских. После смерти Адильгирея Гиляксанова в 1752 г. у осетин уже не было сильного заступника. Его племянники Батако и Асланбек Алиевы не оказывали осетинам помощи. Кашкатавовцы же мешали осетинам ездить в Кизляр. В 1754-1755 гг. кабардинцы нападали на осетин. В 1759 г. они совершили набег на ингушей. Также мешали русским в Ингушетии чеченские старейшины. Противодействие кабардинцев и чеченцев мешало русской политике на Центральном Кавказе. Коллегия иностранных дел хотела ограничиться предупреждением кабардинцам о недопустимости набегов на осетин, а в Чечню русские направили войска Бековича-Черкасского. В 1759 и 1761 гг. русские обсуждали вопрос с переселением на равнину. В 1756 г. в Сенате обсуждался вопрос касательно торговли с Осетией. Но более решительно вопрос стал решаться только в 1761 г. С приходом к власти императрицы Екатерины ІІ Россия начинает активно решать осетинский вопрос. В 1763 г. строительство Моздока способствовало выселению осетин на плоскость. Они переселились туда вместе с ингушами и кабардинским пши Кургоко Кончокиным. Моздок превращался в центр политической и культурной жизни осетин. В 1764 г. там открыли осетинскую школу. В 1765 г. в Малой Кабарде существовало осетинское подворье. Кашкатавская партия кабардинцев была недовольна постройкой Моздока и имела своими союзниками Османов и крымских Гиреев. Они доносили тем о всех предприятиях русских в Осетии. В 1766 г. кабардинцы обратились к осетинам, призывая к борьбе за независимость от Российской империи. Берг-коллегия в России расматривала возможность разработки недр Осетии, однако находилась в противоречии с Коллегией иностраных дел, которая указывала, что богатствами края уже пользуеться картли-кахетинский царь Ираклий II. В 1768 г. татарами был убит руководитель Осетинской духовной комиссии архимандрит Григорий. Русские власти не могли ему найти преемника. Астраханский губернатор Бекетов был против отправки экспедиции С. Вонявина в Осетию и указывал на опасности в пути, однако потом согласился с этой инициативой. Экспедиция должна была оценить внутренее положение в Осетии, политическую ориентацию осетин, желание их быть под русской властью и экономическое положение. Экспедиция побывала в Куртатии и Алагирии. С. Вонявин предлагал переселить осетин на плоскость, чтобы обеспечить надежную комуникацию Осетии с Россией. Ротмистр Киреев передавал в своем рапорте, что алагирцы хотели вступить в русское подданство. В Осетии в то время было посольство от Ираклия ІІ, который предлагал осетинам и кабардинцам проложить совместную дорогу из России в Грузию. Алегуко Цаликов доносил Кирееву, что картлийцам и кахетинцам угрожают претендент на грузинский престол и векил Ирана из лурской династии Зендов Керим-хан и Ираклий II ищет себе путей для отступления. С. Вонявин же говорил, что Ираклий вербует осетин в свое войско. Когда Российская империя вступила в войну в 1768 г. на ее стороне выступили имеретинский царь Соломон І и картлийско-кахетинский царь Ираклий II. Было необходимо обеспечить контакт с Грузией, что можно было осуществить через Осетию. В 1769 г. в Осетии встретились русский генерал Г. К. Г. Тотлебен и царь Ираклий II. Осетины в 1770 г. помогли русским установить контакт между Астраханью и русскими войсками в Грузии. В том же году тагаурцы вместе с ингушами высказали желание войти в русское подданство. Летом 1770 г. русские одобрительно отнеслись к этой инициативе и прислали А. Батырева для переговоров об этом. Тагаурцы приняли присягу и позволили русским построить редуты на Военно-Грузинской дороге. Однако в 1769 г. куртатинец Бахтыгирей Есиев напал на осетинское подворье и казаков. В этом столкновении был убит брат Бахтыгирея, что сделало русских его кровниками. В 1770 г. русские разместили на Военно-Грузинской дороге казаков, а в 1771 г. туда прибыло две военных команды. Нужно сказать, что нападал на проежаюших по этой дороге Ахмет Дударов, однако вскоре принес извинения Фромгольду и Дегистодия за это. В 1772 г. тагаурцы снова нарушили присягу, напав на отряд охранявший професора Гюльденштедта, однако открытой стычки не произошло. После прихода майор Криднера в Тагаурию и ингуши были недовольны действиями русской администрации Моздока и Кизляра. В Осетию была направлена новая экспедиция во главе с А. Батыревым и А. Кирхнером. В 1771 г. экспедиция прибыла в Куртатию. Куртатинцы присягнули русским. После этого русские прибыли в Алагирию, где получил от алагирцев согласие вступить в русское подданство. Комендат Паркер предложил осетинам вступить в подданство Российской империи. Сговорчивости осетин способствовали успехи русских в войне с турками и крымцами. Кабардинцы тоже были вынуждены на время смириться с русской властью. По Кучук-Кайнарджискому договору Кабарда признавалась русским протекторатом. П. Кречетников предлагал через Алегуко Цаликова и Бакара Казгиреева осетинам вступить в переговоры. В Осетию была отправлена экспедиция Казыханова. Она была удачной. Русские оповестили осетин о предстоящих переговорах в Моздоке. В составе экспедиции был А. Батырев. В Моздок отправилось двадцать осетинских старейшин, которые, в основном, представляли куртатинцев. Алагирцев представляли всего три старейшины. Осетины выражали желание принять христианство, вопрос об обеспечении безопасности Осетии от кабардинских набегов полагался на русских, также обещалось что будет возобновлено осетинское подворье в Моздоке, ставился вопрос об отправке в Осетию военной команды и духовной миссии, соддержалось требование защитить осетин от малокабардинского владетеля Росланбека Муртазова. Осетины же брали на себя доставку полезных ископаемых русским властям. Осетинских делегатов торжественно принял астраханский губернатор. Осетинско-русские переговоры осени 1774 г. прошли успешно и способствовали вхождению Куртатии и Алагирии в состав Российской империи. Однако принятие русского подданства еще не означало вхождение осетин в русскую административную систему. За осетинами долгое время оставалось местное самоуправление. П. Кречетников в 1775 г. сделал доклад перед императрицей Екатериной ІІ о делах в Осетии. В 1779 г. из Астрахани в Осетию был направлен протопоп Иоанн Болгарский. Он в составе Осетинской духовной комиссии был в крае и составил доклад о положении в нем. В 1783 г. русские построили редут Потемкинский на Джулате, а в 1784 г. основали Владикавказ .
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 14 апреля 2020, 13:16

                  С 80-90-х гг. XVIII в. осетины начали участвовать в русских военных экспедициях. Населения Капкая помогло отражать вражеские нападения на Владикавказ. После 1780 г. Осетия активно экономически и культурно развивается. До 80-х гг. XVIII в. Дигория была фактически вне зоны русского влияния. В 1781 г. в Дигории произошло восстание крестьян против баделатов. Чтобы урегулировать эту ситуацию в Дигорию прибыл офицер И. Штедер. Дигорские баделаты были союзниками кабардинских и черкесских пши. Крестьяне вынудили баделатов пойти на некоторые уступки. Они должны были принести клятву верности России, все рабы должны были быть отпущены, подати должны быть точно установлены по старому обычаю, тумы должны быть независимыми от баделатов. В результате восстания 3 тыс. осетин стали поддаными Российской империи. В 1785 г. туркам удалось поднять против Ираклия ІІ дагестанских горцев, азербайджанских ханов, Османы собирали войска в Ахалцихе. Картли-кахетинский царь запросил помощи и в связи с этим возросло значение Осетии как связующего пункта между Грузией и империей. В Картли прибыло 400 осетинских добровольцев. В 1785 г. на Северном Кавказе началось движение горцев под предводительством шейх-Мансура (чеченца Ушурмы). Осетины отнеслись к этому движению враждебно и в 1786 г. выставили 500 воинов для обороны Терекско-Моздокской линии. Осетины приняли участие в русско-шведской войне 1788-1790 гг. Также они отметились в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. В 1787 г. крестился Кубатиев Кирман. В 80-90-х гг. XVIII в. было предпринято осетинское посольство Мамиева Карадзау. В Осетию в Куртатию прибыли послы от императрицы. В то же время явились кабардинцы, которые требовали дани. Осетины воевали с ними. В связи с этим к русским отправилось посольство в 1787 г. После русско-турецкой войны 1787-1791 гг. между русскими и кабардинцами были напряженные отношения. Кабардинцы систематически нападали на Осетию. Отметился пши Кильчукин, который взаимодействовал в свое время с Шейхом-Мансуром. В 1793 г. он потребовал от ряда осетинских селений отказаться от русского подданства. Под нажимом алдаров русскими было на время прекращено переселение осетин на плоскость. В 1794 г. начались восстания в Кабарде против русских, которые были против введения судов в крае. Кабардинцы изгоняли из Осетии русских священников. В 1793 г. в Кабарду прибыл с фирманом османский дервиш Фриз-оглу. Отправлялись фирманы и в Дагестан. В 1795 г. Ага-Мухаммед Каджар вторгся в Картли-Кахетию. В ответ на это в Азербайджан был направлен отряд П. Зубова в 1796 г., но после смерти императрицы Екатерины ІІ был выведен из региона. Для Грузии обострилась каджарская угроза и в 1799 г. царь Гиорги ХІІ просил у русских помощи. В 1800 г. ухудшилось положение в Осетии. Осетины начали терпеть большие притеснения от кабардинцев. В том же году Фатх-Али Каджар потребовал от картли-кахетинского царя покориться его власти. Грузины запросили помощи у русских. Русский император Павел І в этих условиях идет навстречу грузинам и санкционировал включение Картли и Кахетии в состав Российской империи. В 1801 г. уже русский император Александр І превратил эти грузинские царства в русское наместничество. Потомки Гиорги ХІІ Парнаоз, Юлон, Александр переселились в Имеретию, откуда отправили своих послов к Каджарам с просьбой помочь вернуть контроль над Картли-Кахетией. В 1801 г. Военно-Грузинская дорога пришла в негодность и осетинские алдары Дударовы, Кундуховы, Есеновы, Тугановы, Шанаевы, Тлатовы, Мамсуровы, Джантиевы, Алдатовы обязались содержать дорогу в исправности и охранять ее. В 1802 г. осетины, подстрекаемые Юлоном, уже нападают на дорогу и грабят проезжающих. В регион был отправлен отряд Ф. Симановича чтобы навести порядок. К южным осетинам он направил Иване Янгулидзе и Элизбара Мачабели с объяснениями, что отряд К. Кнорринга направлен не воевать с осетинами. В Южной Осетии русские приняли присягу от местных жителей .
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 14 апреля 2020, 13:45

                    В 1771 г. тагаурец Ахмет Дударов доставил картли-кахетинскому царю Ираклию несколько сот осетин на слубу. Однако он уже поддерживал связь с Османами в 1787 г. Ахмет поддержал движение Шейх-Мансура среди горцев. В 1784 г. Б. Петров жаловался, что тот ограбил его у аула Чми. Француз Гамба отмечал, что Ахмет Дударов был известен среди горцев своими разбоями и жестокостями. В 1791 г. тагаурцы и куртатинцы воевали на стороне внука Ираклия Давида в борьбе за имеретинский престол. Давид стал известен как имеретинский царь Соломон II. В 1799 г. тагаурцы не пропустили отряд в шестьдесят новобранцев в Грузию. В 1804 г. к Ахмету Дударову написал фирман каджарский шах Фатх-Али по которому требовал от тагаурцев, чтобы они не пропускали русских и истребили их. Похожий фирман был послан и куртатинцам. В 1803 г. царевич Александр сообщал Ахмету Дударову, что шах его щедро одарит, если он будет рассылать шахские фирманы не только тагаурцам, но и куртатинцам и кабардинцам. Границей Каджарского государства предполагалось сделать Моздок и Кизляр и включить Осетию в состав владений Каджаров. Уже в 1802 г. Ахмет Дударов восстал и столкнулся с отрядом К. Кнорринга. В 1802 г. Каджары признают за Юлоном достоинство царя Картли-Кахетии. Его признают и грузинские тавады и азнауры. Они направили русскому царю прошение о сохранении в Грузии царевича из Багратиони. Царевич Вахтанг готовился к войне против русских. В связи с этим осложнилась ситуация в Тагаурии. Кроме того, русские положили на осетин обслуживание Военно-Грузинской дороги в 1804 г. Ахмет Дударов при таких обстоятельствах взял сторону Каджаров. Кроме того к нему обратился царевич Александр. В 1804 г. то, что П. Цицианов за ограбление армянского купца заперел тагаурцам путь в Грузию, что послужило поводом для нового выступления. Восставшие поддержали мтиульцев и хевсурцев также недовольных русской властью. Они напали на русских в Ларсе и Степан-Цминде. Восставшие взяли в свои руки Военно-Грузинскую дорогу от Владикавказа до Мцхеты. Восстание было подавлено П. Несветаевым взявшим Ларс, Казбек и Дарьял. Ситуация была сложной и был усилен гарнизон Владикавказа. В таких условиях Ахмет Дударов пошел на переговоры с П. Цициановым. Впрочем ему продолжал писать царевич Александр, который обещал что в 1805 г. Каджары изгонят русских из Грузии. Однако каджарского вторжения в том году не состоялось. В 1805 г. граф П. Ивелич призвал к себе Ахмета Дударова и сообщил ему, что П. Цицианов готов принять от него присягу на верность. Однако последнего в 1806 г. убил нукер бакинского хана. В 1806-1808 гг. в Тагаурии было неспокойно. Тагаурские тагиаты нападали на проезжающих Военно-Грузинской дорогой и требовали платы близкой той, что им платили при грузинских царях. На место П. Цицианова пришел И. Гудович, которому и написали тагаурцы. В 1807 г. тагаурцы жаловались что лишились за последние годы подарков и доходов ранее получаемых от русских. Они непрямо угрожали властям. В 1809 г. состоялись переговоры между майором И. Гриневым и тагаурскими старейшинами. Чтобы успокоить тагаурцев им было обещаны по 10 рублей с проезжавшего их землями. В том же году к тагаурцам обращался царевич Александр, который писал, что каджарский шах выступил на помощь Грузии. Однако ему не удалось поднять на борьбу северных осетин, в отличие от южных. Обеспечив союз с алдарами, в первую очередь Дударовыми, русские на время русско-персидской войны получили замиреную Осетию. С назначением А. Ермолова ситуация начала осложняться, поскольку он хотел обуздать горцев силой и хотел поставить русского военного начальника над Осетией. В 1823 г. из Южной Осетии в Северную Осетию А. Ермоловым была направлена карательная экспедиция. В 1824 г. русские вновь вторглись в Северную Осетию. На период очередной персидско-русской войны настало затишье, но уже в 1826 г. генерал Н. Скворцов обрушил на тагиатов репрессии. Тогда те отказывались повиноваться. Следущей экспедиции русских пришлось ждать до окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Уже при И. Паскевиче в 1830 г. после похода против ингушей-джераховцев в Тагаурию были направлены войска под командованием генерала И. Абхазова. Тогда против русских восстали Беслан Шанаев (главный вождь), Базруко и Джанхот Мамсуровы, Хамурза Тулатов, Бата Кануков. Беслан Шанаев собрал тагаурцев, куртатинцев и алагирцев в числе 2 тыс. воинов и занял перевалы между Тереком и Санибом. При Ларсе состоялось первое столкновение, потом русскими были взяты Нижний Саниб, Генал, Кани, Даргавс. В Куртатинском ущелье И. Абхазов приказал уничтожить Барзикау, Лац, Хидикус, Уаласых, Ламардон, Чми. В 1831 г. уничтожено тагаурское селение Кобан. Тагаурцы составляли большинство выселившихся на плоскость осетин. Осетины переселялись в Моздок и Владикавказ. Позитивную роль для осетинов сыграл тот факт, что за антиправительственные действия кабардинцы были лишены прав на владикавказскую равнину. Алагирцы начали выселение на плоскость еще в XVIII в. Они основали Салугардан и Ардон. Куртатинцы, выселевшиеся в XIX в., основали Суадаг и Кадгарон. Осетинские алдары сначала занимали земли, которые только желали. Потом их владения были ограничены русскими властями. Была и крестьянская колонизация. По распоряжению А. Ермолова они основали в 1818 г. Кардиусар. В 1837 г. у Татартупского минарета осетины основали Эльхотово, которое приобрело права казачьего поселения .
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Азия и Африка Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 22:21 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики