Закончив пополнение военного бюджета и восполнение понесенных в недавних войнах потерь, Фасилидас отправил Адаму, верховному вождю Канема, ультиматум с требованием стать данником или же обречь свою страну на разорение. Король твердо намеревался отомстить дерзкому язычнику и готовился преподать тому урок на поле брани.
Поэтому последовавший ответ его... обескуражил. Адам выразил свое полное согласие со всеми требованиями и пожаловав ко двору, публично принес извинения за прошлое неуважение. Более того, он прозрачно намекнул, что заинтересован ценностями Иудаизма. Фасилидас, как расчетливый политик, не стал давать волю эмоциям и принял сей неожиданный, но по-своему выгодный исход. Вот так Аксум обзавелся данником, чья территория практически не уступала его собственной. И так началась постепенная ассимиляция диких племен Канема.
Окрыленный успехом, Фасилидас объявил крестоносцам Египта священную войну за область Нобатия, призвав новообретенного данника к участию. Пусть канемцам было и далеко до военного мастерства аксумцев и тем паче рыцарей Христа, они компенсировали нехватку качественного снаряжения многочисленностью и яростью. С такими союзниками уже можно было бросить вызов серьезному противнику.
Так было положено начало величайшему противостоянию с иноверцами за историю правления Фасилидаса. Начало войны с Египтом, что символично, совпало со смертью текущего лидера Герметистов и принятием на должность нового - Фасилидаса, к тому времени заработавшему в их среде весомый авторитет.
Передовые отряды Аксума незамедлительно перешли границу и заняли стратегически важную переправу через ветвящийся дальше в Эфиопию Нил, отрезав тем самым приграничные области Египта от помощи с севера и позволяя основным силам Аксума начать их оккупацию.
По крайней мере, целью было заставить христиан подумать именно так. И это удалось. Египет повел основные силы против засевших на переправе Каср Ибрим воинов, общим числом шесть тысяч, что на тот момент составляло около трети вооруженных сил Аксума, если считать еще шесть тысяч от Канема. Решение египетского главнокомандующего стало роковой ошибкой.
Семь, а вскоре и подошедшие три тысячи отборных египетских солдат и рыцарей обрушились на занявших оборону эфиопцев. Католики превосходили иудеев в числе, особенно легкой пехоты и кавалерии, но благодаря грамотному планированию и тактике умелых аксумских военачальников данное преимущество оказалось почти сведено на нет. Рыцарская кавалерия не могла раскрыть весь свой ударный потенциал в условиях атаки переправы, а перегородившие реку пикинеры превосходно сдерживали наступление христиан и давали возможность эфиопским лучникам обрушить на врага настоящий град стрел. В пикинерах и лучниках Аксум имел преимущество и успешно его реализовал.
Центр эфиопской армии все же начал постепенно проседать, но к этому времени подоспело идущее с юго-запада подкрепление вассальных графов бывшей Алодии, среди которых особая надежда возлагалась на большое число полков тяжелой пехоты. Оказавшись в тылу у осаждающих переправу христиан, они позволили взять врага в клещи и довершить разгром египтян.
Говорить о полной победе еще было рано, но это первое крупное сражение с крестоносцами несомненно имело большое значение для Аксума, ранее не воевавшего против могущественного и прекрасно организованного государства подобного Египту. Оно показало, что крестоносцев можно одолеть даже не имея подавляющего численного превосходства.
Последовавшие события показали, что поражение ничему не научило крестоносцев.
Разделив армию на три примерно равные части, Фасилидас приказал первую, состоящую из ветеранов обороны Каср Ибрим и королевских гвардейцев переместить чуть севернее, но продолжать занимать переправу через Нил. Другие две, состоящие из подкреплений Алодии и Канема, отступили к южным, приграничным областям Египта и взяли в осаду местные крепости и поселения.
Не прошло и месяца, как на горизонте показалась огромная, девятитысячная армия собравшихся с силами католиков. Повторяя маршрут предшественников, они атаковали четырехтысячную элитную группировку, оставленную сторожить переправу Баллана.