PROСПОРТ вспоминает высказывания великой русской балерины Майи Плисецкой о футболистах и тренерах: Пепе Гвардиоле, Лионеле Месси, Мирославе Клозе и многих других.
Великая русская балерина Майя Плисецкая умерла от сердечного приступа в мюнхенской больнице 2 мая 2015 года — на 90-м году жизни. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на генерального директора Большого театра Владимира Урина.
PROСПОРТ вспоминает самые интересные высказывания Майи Плисецкой о футболе, любовь к которому у балерины, по ее словам, началась с «отрочества».
Майя Плисецкая полюбила футбол еще будучи ученицей балетной школы. С подругами она ходила на московский стадион «Динамо». При этом симпатии Майи, вспоминала она в интервью «Советскому спорт», были на стороне московских армейцев:
«Потому что там играл замечательный Федотов. И мы старались выбираться на матчи, когда играл именно он… Был такой фильм очень давно — “Майя Плисецкая танцует” — там есть кадр, где на стадионе Пахмутова и я кричим: “Понедельник, браво!!!”. Его поклонницей я тоже была».
Балерина сравнивала футбол с театром, признавая, что ей трудно представить, какие нервы нужно иметь футболистам, чтобы выдерживать давление со стороны миллионов зрителей:
«Какое должно быть самообладание. Ведь нельзя растеряться, нельзя расслабиться ни на секунду. Нельзя потерять мяч… Человек находится в страшном напряжении. Побеждает тот, кто это все выдерживает».
Рассуждая о современном футболе в интервью «Спорт-Экспрессу», Майя Плисецкая настаивала на том, что это игре нужны гении:
» Нужны гении, на которых ходили бы, как когда-то на Стрельцова, на Федотова, а теперь на Месси. Сейчас все здорово играют, плохих не держат — в конце концов за такие гонорары стыдно плохо играть. Но к виртуозам, повторю, нужны гении… Гениев не забывают. Они становятся легендами! «.
В 1978 году именно Плисецкая должна была произвести символический удар по мячу перед стартовым матчем чемпионата мира по футболу. Первенство планеты проходило в Аргентине, и балерина как раз находилась в этой стране. Но из-за острой боли в спине она не смогла выйти на поле и вынуждена была наблюдать за игрой с трибуны. Этот случай она позже описала в книге «Я, Майя Плисецкая».
Балерина вспоминала, что когда жила в Москве, находилась в дружеских отношениях как со спортсменами, так и с руководителями футбольных клубов:
«Дружили с братьями Старостиными, их сестрой Клавдией Петровной — женой бывшего тренера “Динамо” Виктора Ивановича Дубинина. Помню, однажды, когда только-только разрешили выезды за границу, один из братьев привез Клавдии Петровне первый в Москве женский парик. Она была безумно счастлива и всем о нем рассказывала. Я даже ее спрашивала: “Зачем вы каждому сообщаете, что это парик, а не ваши волосы?” Клавдия Петровна с улыбкой отвечала: “Просто хочется похвастаться”. Мы с ней и ее мужем и на футбол вместе ездили — у нас был специальный пропуск на стадион для машины».
Плисецкая последние годы жила в Германии, где также следила за футболом. Здесь же она увидела в деле футболиста, которого, по собственному признанию, ставила выше других — нападающего немецкой сборной Мирослава Клозе:
» Он стоит у меня на отдельной ступеньке… Отвечает всем моим вкусовым запросам. Элегантный, не забияка, джентльмен. Виртуозно владеет мячом, оригинально мыслит на поле. Он, безусловно, на сегодня один из лучших игроков в мире. Конечно, бывает обидно, когда не забивает явный гол, но это случается со всеми. Клозе импонирует мне всем своим поведением: и на поле, и вне его. Однажды общалась с ним — скромный человек, смущающийся, не самовлюбленный. После забитого гола элегантно делает сальто — как циркач профессиональный. И, конечно, меня покоряет его огромный прыжок «.
Свои симпатии Плисецкая отдала мюнхенскому футбольному клубу «Бавария». За время работы в ее любимой команде голландский тренер Луи ван Гал успел настроить балерину против себя:
» Ван Гал был ужасающим. Я его утробно ненавидела — как своего личного врага. Была счастлива, что ван Гала убрали. Он безобразно относился к футболистам, третировал их. Как смеет так? Когда его сняли, я выпила бокал вина… Отвратительный [характер]. И внешность крайне малоприятная «.
При этом Майя Плисецкая хорошо отзывалась о главном тренере сборной Германии Иоахиме Лёве:
» В его внешности есть что-то такое от XIX века, из французских романов. Он хоть и немец, а похож на француза. Лёв очень интеллигентный. Смотришь на него — артист. Совсем не похоже, что тренер. Замечательный футбольный специалист «.
О нынешнем главном тренере «Баварии» Хосепе Гвардиоле Плисецкая говорила добрые слова еще когда он работал с испанской «Барселоной»:
» По танцору видно, когда у него хороший педагог. Я по барселонским футболистам вижу, что у них замечательный тренер. Как они разыгрывают комбинации! Бывает, в футболе мяч от одного ко второму, к третьему летит бессмысленно, а парни Гвардиолы играют умно, интересно. И в каком темпе! Ему можно сказать: «Браво!» Внешне Гвардиола немножко франт, но имеет право. Пиджачок у него элегантный, узенький. Гоголь говорил: «обтянутый, как чертик». Сейчас это модно «.
Плисецкая называла себе «реалистом», когда начинала говорить о борьбе с расизмом в российском футболе:
«У нас, по-моему, ни с чем нельзя бороться. Будешь бороться, а они все равно за свое. Знаете, очень страшно это сказать. Очень. Но в России, наверное, необходим страх. Когда человек сильно боится, он не совершит преступления».
При этом балерина неоднократно говорила о том, что российскому чемпионату необходимы иностранные тренеры и футболисты:
«То, что сейчас действительно приглашают [иностранцев], отлично. У иностранцев иная спортивная культура, другая школа, ментальность — все другое. Нам нельзя было всю жизнь вариться в собственном соку. Да, у нас играли гении — Бобров, Стрельцов. Но это когда-то. У них был талант от Бога. А бывает, как в военном билете: «Годен, не обучен».
Также реалистично Майя Плисецкая отвечала на вопрос «Спорт-Экспресса» о том, может ли Россия выиграть домашний чемпионат мира по футболу — 2018:
«Пока нет. На сегодняшний день. Пока у России нет Месси. А в 2018-м — посмотрим. Если доживем, то увидим».
И продолжала:
«Какие могут быть планки! Человек должен играть на все 100. Даже выше своих сил! Сейчас уже хорошо играть мало, даже здорово — недостаточно. Надо так, чтобы ах! Как Пеле, как Зидан. Публика этого ждет. Ждет сенсации, нового гения, который будет забивать сумасшедшие голы “прямо с середины поля”. Вообще, считаю, что футбол — не просто спорт, а великое искусство…».