Вы - верховный правитель. Представьте себя генералом, сидящим за письменным столом в кресле. Или человеком скрытым в тени, сидящем на изысканном кресле, с котом на руках.
Вы правите отдавая приказы вашим лидерам. Некоторых мы не видим (например лидера нештабных подразделений), но у важных лидеров есть имя, портрет, характеристики и своя индивидуальность. И что более важно - очки отношений (Relation Score).
Ключевые должности, которые вы будете давать вашим лидерам это - директор (в советах), губернатор (зон) и командир (штабы).
Не важно, какую должность один из ваших лидеров занимает, он/она будут делать свою работу лучше, если ваши отношения с этим лидером будут на хорошем уровне.
Лидеры
Когда вы начинаете новую игру, правильным было бы изучить, что вам накинули брошенные кубы. Присмотритесь к своим лидерам и фракциям, чтобы лучше ориентироваться в человеческих ресурсах.
В меню обзора персонала (Personnel Overview) мы может получить быстрый обзор лидеров, с которыми началась ваша игра.
Первой вещью, на которую стоит обратить внимание, будет уровень одарённости (Capacity Level или CAP), который демонстрирует, насколько способным является (или может стать) ваш лидер. Но после этого необходимо посмотреть и на другие рейтинги лидеров. У каждого лидера есть 3 рейтинга: технический (TR), командный (CR) и рейтинг отношения с персоналом (Interpersonal Rating (IPR)).
Хорошим ходом было бы определить, насколько хорошо они подходят назначенным должностям. Вы начнёте игру с губернатором зоны, директором совета и командиром штаба.
В идеале вашему губернатору нужны хорошие технический рейтинг и рейтинг отношения с персоналом.
Вашему директору совета нужен только высокий техрейтинг, так как он не будет марать руки на местах и взаимодействовать с населением.
Ваш командир должен обладать хорошим командным рейтингом, особенно если он командует главным штабом.
Если я начну проверять свой список, то могу убедиться, что всё в порядке. Марлоу Дэвис в главштабе имеет командный рейтинг 62. Белла Кларк, губернатор Эпсилона, имеет техрейтинг 36 и рейтинг персонала 48. И наконец Айан Коперникус, директор верховного штаба командования, занимающийся практически всеми делами на момент начала игры, обладает приемлимым уровнем техрейтинга 34.
В идеале вы должны назначать на должности наиболее подходящих лидеров. Однако, не забывайте, что увольнение лидера ради замены на более подходящего может привести к проблемам. Особенно, если лидер, которого вы увольняете, обладает высоким положением.
Советники
Я заметил, что наш советник Арес Балкхед обладает очень высоким рейтингом отношений с персоналом.
Есть смысл присмотреться к нему ещё поближе, потому что он обладает отличным навыком дипломатии.
У вас ограниченное количество советников, изначально всего один. Уникальная вещь, которую вы можете сделать с вашим советником - это приписать его другому лидеру. Приписанный советник будет совершать те же проверки навыка, что и лидер, к которому он назначен, но если советник выбросит большее число, то именно оно будет использовано.
Благодаря этому, было бы неразумно назначать его советником нашему директору верховного совета командования, так как по-факту именно он и будет начальником и именно его броски будут участвовать в розыгрыше любых дипломатических стратагем.
Обычно вам всё равно придётся назначать вашего советника какому-нибудь лидеру, потому что иначе вы не сможете извлечь из него пользу (но при этом будете платить ему жалование!).
Фракции
Ещё одним аспектом, который вам стоило бы просмотреть после начала игры - это активные фракции, к которым принадлежат ваши лидеры.
В нашем случае это демократическая партия и фронт военной стали (Martial Steel Front). У каждой есть своё досье. Ваши отношения с ними будут улучшаться, если вы будете смещать вашу власть в область их предпочтений.
Хороший уровень счастья фракции (>60) даст вам повышенный шанс получения от них фракционных стратагем. В то время как плохой уровень (<60) увеличит шансы проблем, которые могут вам доставить эти фракции.
Но, возможно, ещё более важным является то, что лидеры, которые являются членами фракций, будут находиться под сильным влиянием уровня счастья фракции в том, что касается их отношения с вами. Как правило, в счастливой фракции состоят счастливые члены.
Существует три основных способа увеличить уровень счастья фракции:
1) Назначение их лидеров на важные должности, особенно если их назначают на должности, которые подходят им больше всего. Также, стоит особенно много внимания уделять лидеру фракции, так как он обладает самым большим влиянием на уровень счастья фракции.
В случае показанном на изображение сверху, хорошей идеей было бы заменить текущего главу главштаба Акадией Криомейт из фракции ФВС потому что членам этой фракции нравятся военные должности. Если бы не одно но, у неё нет подходящих для этого навыков. Я не уверен, что предпочёл бы плохого командира счастливой фракции. Но это решение, которое вам придётся принимать самому.
2) Когда фракции выдвигают свои требования, принимайте их и старайтесь выполнять.
3) Когда принимаете решения, старайтесь смещать свойства вашей власти в сторону свойств фракции, чей уровень счастья вы хотите увеличить.
4) Поднимайте уровень вашего слова (Word Score). Благородный верховный правитель, чьё слово имеет высокий уровень, даёт существенный прирост уровня счастья всех фракций.
В идеале, вы постараетесь держать все фракции в счастливом уровне, но если это недостижимо, то вы должны будете сделать выбор, уровень счастья какой фракции у вас будет высоким, а у какой низким.
В этом случае старайтесь держать на ключевых должностях как можно больше членов счастливой фракции, так как это приведёт к тому, что у ваших лидеров будет высокий уровень отношений с вами.
Однако, обстоятельства могут не сыграть вам на руку.
Стратагемы лидеров
В какой-то момент вы можете оказаться в ситуации низкого уровня отношения с лидером. Может потому что вы не помогаете его фракции или может потому что этот лидер слишком требователен. Но если они обладают хорошими навыками или занимают важную должность, то вы захотите улучшить с ними отношения.
В первую очередь, вы можете сделать это вызвав своего секретаря и изменив его жалование. Более высокие жалования практически всегда помогают поднять уровень отношений.
Но вы также можете разыграть стратагему лидера на этого человека. У вас всегда будет несколько таких, но если вы хотите иметь действительно большое их количество, то вам стоит создать внутренний совет (Interior Council) и вложить очки бюрократии в область человеческих ресурсов.
Например, наш губернатор Белла Кларк имеет уровень отношения 70, но мы хотим, чтобы он был ещё выше, чтобы получать бонусы производства в её зоне.
Медаль за заслуги - это одна из множества стратагем, которые способны увеличить ваши отношения с лидером. Не стесняйтесь их использовать.
После вручения ей медали за заслуги, уровень отношений поднялся на +25, до невероятных 95. И, как вы можете видеть, эта медаль дала ей постоянный бонус к уровню харизмы.
Навыки и бонусы лидеров
Счастливый лидер будет давать вам преимущества. Если уровень отношений выше 50, вы получите бонусы к работе, которую он выполняет. Если уровень ниже 50, то вы получите штрафы. Однако не забывайте, что если лидер не назначен, то это работает, как если бы он у вас был и ваши отношения были на нуле. Поэтому назначать лидеров целесообразно всегда.
У губернаторов уровень отношений влияет на уровни производства национальных ресурсов, от +25% до -25%. (но не влияет на очки бюрократии или предметы частного сектора)
У командиров, уровень отношений влияет на опыт (обучение) и увеличение уровня боевого духа.
У директоров уровень отношений влияет на скорость выполнения ими своих задач.
Выше вы можете видеть, какие, особенно в плане бюрократии, большие бонусы дают хорошие отношения. Но ещё вы можете заметить, какие бонусы дают навыки.
Чтобы извлечь максимальную выгоду от навыков ваших лидеров, вам нужно поддерживать с ними высокий уровень отношений. Лидер с уровнем отношений 25 получит -10 к броскам навыков, в то время как лидер с уровнем 75 получит +10, а с уровнем отношений 100 получит +20.
Навыки лидеров применяются постоянно.
Директор совета использует свои навыки для выполнения различных задач, которые он получает каждый раунд.
Командир будет применять свои навыки практически исключительно во время сражений. Но общий вес его навыков может добавить огромные модификаторы во время боя и зачастую именно он становится тем героем, который одерживает победы.
Губернатор может увеличить производство определённых активов, если обладает соответсвующими навыками. Например навык сельского хозяйства даёт прирост производства фермерских активов.
Выше мы можем видеть событие, в котором губернатору Белле Кларк приходится принимать решение. Обратите внимание, что если вы выберете вариант B, ей придётся сделать бросок на проверку навыка. Это происшествие из того типа событий, в котором наличие губернатора с сильными навыками взаимоотношений с персоналом очень важно.
Выборы
Если вашей политической организацией является республика или сенат, то вы будете часто проводить выборы. Они будут даже если вашей организацией является политбюро, но там голосований будет не много.
Выборы определяют, какой процент парламента/сената или политбюро будет контролировать каждая фракция.
Выборы как таковые не приносят счастья фракции. Однако, они определяют, какая фракция будет обладать большинством, а какая меньшинством.
Практически всегда именно фракция обладающая большинством будет направлять вам свои требования.
Вам доступны стратагемы, которые вы можете получить через совет тайной службы (Secret Service Council), и которые позволят вам манипулировать перевесом фракций на выборах за счёт своей прямой поддержки.
Приглядывайте за выборами и помните, что фракция большинства получит прирост во время выборов, если ваша популярность начнёт расти.
Избавление от лидеров
В какой-то момент времени вы осознаете, что на должностях находятся лидеры, которых вы никогда бы не назначали сами, потому что их навыки слишком низкие, их отношение к делу неправильное или потому что вы им просто не нравитесь.
В этот момент на сцену выходят стратагемы. Вы можете использовать отдел кадров внутреннего совета для производства стратагем, которые могут отправить в отставку лидеров (с определёнными последствиями).
А ещё вы можете использовать совет тайной службы для производства стратагемы убийства лидеров (Assassinate Leader).
Также эффиктивным методом может быть просто ожидание, когда лидеру надоест и он подаст в отставку (или взбунтуется) по собственному желанию.
Лидеры развиваются с получением опыта.
Каждый раунд лидеры получают опыт. Особенно занимающие военные позиции, они могут демонстрировать настоящие чудеса в этом плане. Накопленные ОО (очки опыта) будут потрачены лидером на один из навыков, которые он использует. С течением времени вы заметите, как уровни навыков ваших командиров растут вверх.
Выше представлен пример лидера, который получил немного уровней навыка по истечении нескольких раундов. Чем выше уровень одарённости (Capability Level) лидера, тем больший прирост навыка вы увидите с течением времени.
Более того, лидеры могут приобретать с течением времени лидерские черты (Leader Feats). Благодаря событиям или стратагемам. Археологические находки (Archaeological Finds) могут вам помочь найти сильные артефакты, которые можно давать вашим лидерам.
Чтобы закончить этот блог на негативной ноте. Опасайтесь того, чтобы ваши лидеры стали слишком старыми… в старости у них будет тенденция терять характеристики и рано или поздно они будут вынуждены уйти с действующей службы.