Сообщество Империал: Древняя Грузия - Сообщество Империал

Laszlo

Древняя Грузия

Диаохи, Колхида, Иберия, Лазика.
Тема создана: 18 февраля 2020, 15:27 · Автор: Laszlo
  • 4 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
 2 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 18 февраля 2020, 15:27

Imp


Диаохи
Спойлер (раскрыть)

Колхида
Спойлер (раскрыть)

Иберия
Спойлер (раскрыть)

Агафий. О царствовании Юстининана. М.: АН СССР, 1953. 232 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Аммиан Марцеллин. Римская история. М.: АСТ, 2005. 631 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ахмадов Я. З. Нахский этномассив Закавказья: дзурдзуки/дзурдуки, ваьппи // Вестник Чеченской академии наук. № 2 (31). Грозный: Чеченская академия наук, 2016. С. 20-30 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Болтунова А.И. Античные города Грузии и Армении // Античный город. М., Издательство Академии наук СССР, 1963. С. 153-169. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 1. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2006. 456 с.
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 4. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2014. 408 с.
Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Геродот. История / Пер. с древнегреч. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 2002. 739 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гумба Г. Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории (І тысячелетие до н.э.). Сухум: Абгосиздат, 2016. 544 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джамирзаев С. М. Проблемы древней этнической истории Грузии и Кавказа : К древней истории нахских племен III-I тысячелетия до нашей эры // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.01. – История Грузии. Тбилиси, Институт истории и этнографии имени И. А. Джавахишвили, 1998. 303 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 150 с., [3] л. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дундуа Т. Г. Колхида, Иберия и Понтийское царство по нумизматическим материалам // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Институт истории и этнографии им. И. А. Джавахишвили, Академия наук Грузии, 1992. 34 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Житие Святой равноапостольной Нины, провестительницы Иберии. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1. Кн. 1–12 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 784 с.; Т. 2. Кн. 13–20 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 612 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
История нахов Передней Азии, Кавказа и Чечни / Я.З. Ахмадов, Г.Д. Гумба, Д.С. Курумов, Э.Х. Хасмагомадов ; отв. редактор Я.З. Ахмадов. Москва : Литера, 2019. 686 с.
Капанадзе Д. Г. Грузинская нумизматика. М., Академия наук СССР, 1955. 186 с.
Клавдий Птолемей. Руководство по географии. Составитель Боднарский М. С. Москва, Государственное издательство географической литературы, 1953. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Корнелий Тацит. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. Анналы. Малые произведения / Изд. подгот. А.С. Бобович и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 443 с.; Т. 2. История / Изд. подгот. Г.С. Кнабе и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 369 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ксенофонт. Анабасис / Пер. С.Я. Лурье, М.И. Максимовой, С.И. Соболевского. М.: Ладомир, 2003. 640 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Леонти Мровели. Жизнь катлийских царей / Перевод с древнегрузинского, введ. и примеч. Г. В. Цулая. М.: Наука, 1979. 104 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ломоури Н. Ю. Из исторической географии древней Колхиды // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1957. С. 96-110.
Лордкипанидзе О. Наследие древней Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 438 с.
Лэнг Д. Грузины. Хранители святынь. М.: Центрполиграф, 2008. 221 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мастыкова А. В. Федераты Восточной Римской империи на Черноморском побережье Кавказа и эволюция некрополя Цибилум (II-VII вв. ) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. № 10 (50). Политология. Белгород, Белгородский государственный университет, 2008. С. 28-34. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Меликишвили Г. А. Диаухи // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1950. С. 26-42.
Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян. Ереван: Айастан, 1990. 291 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Нюшков В. А. История и культура апсилов (II в. до н. э. – вторая половина VIII в. н. э.) . Сухум: Дом печати, 2016. 216 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Обращение Грузии/ Пер Е.С. Такайшвили. Тбилиси: Мецниереба, 1989. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Очерки истории Грузии. Т.1 : Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / [Ред.: Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе]. Тбилиси: Мецниереба, Типография Аакадемии наук Грузинской ССР , 1989. 508с.
Очерки истории Грузии. Т. II. Грузия в IV–X веках / под ред. М.Д. Лордкипанидзе, Д. Л. Мусхелишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 579 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. подгот. М.Е. Грабарь-Пассек, С.П. Маркиш. Т. II. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 545 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука. 1993. 578 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Рамишвили Р. М. Картлийское царство в первой половине 1 тысячелетия нашей эры (историко-археологическое исследование) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Академия наук Грузинской ССР, 1983. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Семенов И. Г. Генеалогия картлийских царей: от Мириана III до Вахтанга Горгасала. Махачкала, Динэм, 2007. 76 с.
Страбон. География: в 17-и кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994. 940 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003. 592 с.
Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 54 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Braund D. Georgia in Antiquity: A History of Colchis and Transcaucasian Iberia, 550 BC-AD 562. Oxford: Clarendon Press, 1994. 359 p.
Dundua Т. Die Kolchis, Iberien und der Polemonische Pontos nach numismatischen Materialien // Georgica. Band 14. Jena: Shaker Verlag, 1991. S. 100-103. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Fähnrich H. Geschichte Georgiens. Leiden-Boston: Brill, 2010. 589 p.
Hitchins K. Georgia II. History of Iranian-Georgian Relations // Encyclopedia Iranica. Vol. X, Fasc. 4. 2001. P. 464-470 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Labas K. Studien zur Geschichte der georgischen Länder vom 4. bis zum früheren 7. Jh. Dissertation Mag. Wien: Universitat Wien, 2014. 255 s. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Lang D. Iran, Armenia and Georgia // The Cambridge History of Iran. Vol. 3. Part. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 505-537.
Martin-Hisard B. Le roi géorgien Vaxt'ang Gorgasal dans l'histoire et dans la légende // Actes des congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. V. 13. 1982 P. 205-242 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Rapp S. H. The Sasanian World through Georgian Eyes. Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. Ashgate Publishing, Ltd., 2014. 524 p.
Rayfield D. Edge of Empires: A History of Georgia. Padstow: Reaktion Books, 2012. 479 p.
Thordarson F. Colchis // Encyclopaedia Iranica. Vol. VI. Fasc. 1. 1992. P. 41-42 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Toumanoff C. Christian Caucasia between Byzantium and Iran: New Light from Old Sources // Traditio. Vol. 10. Cambridge: Cambridge University Press, 1954. P. 109-189.
Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian history. Washington D. C.: Gerorgetown university press, 1963. 601 p.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 12 апреля 2020, 17:56

    В Позднем Бронзовом веке на западе Грузии сложилась колхидская культура. Она пережила два этапа. Позднебронзовый этап начался во второй половине II тыс. до н. э., а эпоха раннего железного века наступила с VII в. до н.э. Кроме Западной Грузии территория культуры включала Северо-Восточную Анатолию. В Шида-Картли существовала восточногрузинская культура. Триалетская культура занимала часть предгорной Квемо-Картли, Триалети, Шида-Картли, Кахети, Ташир. С. Джанашиа и Г. Меликшвили отрицают постулат о том, что картвелы пришли из Анатолии в первой половине I тыс. до н.э. Общекартвельский язык основа существовал уже в III тыс. до н.э., а II тыс. до н.э. было временем грузино-занского единства. Однако наряду с картвельскими племенами на Южном Кавказе жили абхазско-адыгские и нахо-дагестанские народы. Временем начала распада картвельского языка-основы стало начало II тыс. до н.э. Картско-занское единство распалось в VIII в. до н.э. Первым из картвельской общности выделился сванский во II тыс. до н.э. Картско-занские племена занимали южные территории Грузии и северо-восточную Анатолию и контактировали с хеттами и хурритами с урартами. Сваны занимали горную и низьменную части Западной Грузии. Топонимика Западной Грузии часто имела сванские корни. В ассирийских надписях упоминались племена мосхов и иберов. Д. Рейфилд связывает мосхов с племенами месхов и также отождествляет с ними Мцхету. Ниже мы укажем точки зрения касательно мосхов-мушков. В антропологическом отношении население Грузии составляло пять типов: причерноморский (аджарцы, гурийцы, мегрелы, абхазы), западногрузинский (лечхумцы, рачинцы, имеретинцы, гурийцы, аджарцы), восточногрузинский (картлийцы и кахетинцы), южногрузинский (месхи и джавахи), кавкасионский (грузины и не-грузины). В XII в. до н.э. ассирийские источники фиксировали существование племенного союза известного им как Дайаэни или Даиани. В более поздних урартских источниках он упоминается как Диауехи или Диаухи. Диаухи находилось на юго-западе Грузии, в районе Эрзурума и верховьев Западного Евфрата. Ассирийский царь Салманасар III сообщал, что в верховьях Евфрата получил на 15 год своего правления дань от правителя Дайаэни Асиа. Урартские источники кроме Диаухи упоминали о стране Забаха. К концу XII в. до н. э. Дайаэни находилось во главе племен, которые выступали против Ассирии. В 1112 г. Тиглатпаласар I выступил против стран Наири. Среди царей Наири только правитель Дайаэни был назван по имени Сиени. Сиени был уведен в Ассирию и только, дав клятву покорности, был отпущен. Власть Дайаэни распространялась до Верхнего (Черного) моря. Дайаэни распространило свое влияние на часть племен колхидской культуры. Колхида как политическое объединение появляеться в VIII в. до н. э. Именно тогда в урартских надписях упоминается страна Кулха. Под ударами колхов пало царство Диаухи (Дийаэни). В IX в. до н. э. еще упоминалась страна Дайаэни. Только в середине VIII в. до н. э. Диаухи-Дийаэни была разгромлена урартами.В 845 г. до н. э. царь Дайаэни Асиа без боя дает дань ассирийцам. Дайаэни ориентировалась на ассирийцев, поскольку находилась между Урарту и Колхидой. В надписи у с. Язлыташ на урартской клинописной надписи указано, что урартский царь Менуа вторгся в Диаухи, взял Шашилу и опустошил всю страну. Царь Диаухи назван по имени Утупурши. Менуа построил крепости у границ Диаухи, а сами же крепости Диаухи разрушил. При Аргишти I урартцы отторгли у Диаухи три области. Диаухи до того повиновались цари Луша, Катарза, Эриахи, Гулутахи, Уитерухи, Апуни, Игани. Диаухи была крупной страной и там захватывали десятки тысяч пленных и голов скота. Царь Диаухи как дань платил золото и серебро. Аргишти действуя на территории Диаухи оскопил царей племен Шашки, Ардаракихи, Балтулхи, Кабилухи. В Диаухи было 35 крепостей и 200 поселений. Д. Рейфилд отождествлял Диаухи с грузинской землей Тао. Хи же были урартским обозначением люди и таким образом Диаохи это люди Тао. Армяне называли ее Тайком. Из царств подвластных Диаухи на территории Грузии по мнению Г. Меликишвили были: 1) Катарза (Котарзена у Птолемея, она же Кларджети); 2) Витерухи (племя бизеров); 3) Иганиехи (гениохи античных источников); 4) Забаха (Джавахети). Д. Рейфилд был согласен с отожждествлением Забахи с грузинской землей Джавахети. На армянском ее название звучало Джавакх. Д. Рейфилд отождествлял Витерухи с Одзрхе, Катарза – с Годердзи на юге Кларджети, Луша – с лазами, Эриахи – с Эретией, Иганиехи – с гениохами. По его мнению позже диаохи были известны грекам как таохи, а Геродот знал их как сасперов, которые были соседями мидян . До царствования в Урарту Сардури II ассирийцы ничего не сообщали о Колхиде. Сардури II воевал с Кулхой и подчинил страну Хушалхи, которая подчинялась колхам. Сардури также сообщал, что в походе на Кулхи взял царский город Илдамуша. Он увел в плен более 17 тыс. человек и захватил десятки тысяч голов скота. Древняя столица Колхиды находилась на реке Чорох. Сведения греков о столице на Фасисе (Риони) вероятно описывали более поздние реалии. Кулха, как Диаухи-Диайэни можно считать уже государством, а не союзом племен.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 12 апреля 2020, 18:19

      Касательно колхов, то Д. Рейфилд отмечал, что имена колхидских правителей имели не-картвельское происхождение. Так имена Куджи и Аиэта имели абхазское происхождение. Имена правителей Аристарха и Савмака имели греческое и иранское происхождение соответственно. К. Туманов видел в колхах не протокартвельское, а уже картвельское население. Ф. Тордарсон писал, что доминирующие племена колхов были южнокартвельскими, предками занов. К. Хитчинс также считала колхов картвелами. Касательно происхождения самого названия этноса колхов, то Д. Рейфилд указывал, что он происходит от названия грузинской земли Кола, а хи обозначения людей, то есть люди Колы. Х. Фенрих пишет, что колхи были картвелами. По мнению Т. Микеладзе колхи были западногрузинскими племенами, которые были картезированы в IV-III вв. до н. э. Г. Меликишвили сопоставлял колхов с мегрело-чанскими племенами. С. Джанашиа считал, что колхи были предками грузин и был приверженцем Б. Куфтина, который называл их иберо-мергелами. Д. Рейфилд считал колхов западными картвелами. Ю. Воронов называл памятники колхидской культуры колхидо-кобанскими чем указывал, что Колхиду кроме картвелов населяли абхазско-адыгские племена. Его мнение разделяет А. Скаков. Он же указывает на торговые связи Колхиды с государствами Армянского нагорья, в частности с Урарту. Картвельское название Кулхи/Колхи было Эгриси, которое происходило от грузинского обозначения мегрелов эгр, которое в древнегреческих источниках (Геродот и Ксенофонт) были известны как марги. Римским обозначением Эгриси было Лазика, которое происходило от сванского ла-зан (земля занов). Греческие и римские авторы делили Колхиду на северное эллинизированое государство и южную племенную конфедерациию. Колхами правили скептухи (скипетродержцы) . По мнению Г. Меликишвили, новый этап в истории региона открыли киммерийские и скифские втторжения. В 30-х или 20-х гг. VIII в. киммерийцы вторглись в Колхиду по так называемой Меотидско-Колхидской дороге. В ассирийских документах времен Саргона II указывалось, что Урарту подверглось вторжению со сторону киммерийцев в районе страны Гурианиа (Куриани). Во время вторжения были разгромлены недавно основаные греческие поселения. Первые данные о Колхиде в древнегреческих источниках содержаться в мифе о аргонавтах, где упомянут царь Ээт и принцеса Медея. Страбон считал его правдоподобным. Геродот отмечал, что колхи жили выше сасперов вплоть до моря. Псевдо-Скиллак отмечал, что колхи живут в приморской зоне около Диоскурии и Апсары. Страбон называл Питиунт и Диоскурию местностями Колхиды и указывал, что они в землях гениохов. Анонимный географ V в. указывал, что от Диоскурии до Апсары жил народ колхи. Территория Колхиды простиралась от Сухуми до реки Чорох. В Колхиде жило несколько племен. Ликофрон Халкидский, Аполлоний Родосский, Каллимах, Прокопий Кесарийский родиной Медеи и Аиэта назван город Кутайа (Кутаиси). Ксенофонт констатировал, что в Колхиде царствовал потомок Ээта. Плиний указывал, что Савлак был потомком Ээта (что маловероятно). Страбон указывал, что правители Колхиды имели умеренную власть. Скептухии на которые делилась Колхида были административными единицами в которых правила местная родовая аристократия. Для нее были характерны пышные погребения, например в Вани. Погребеных сопровождали ювелирные украшения (гривны, диадемы, серьги, перстни, браслеты, подвески, височные кольца), оружие, сельскохозяйственные орудия (для простых колхов) керамика (в ее производстве колхи достигли определенных успехов и она была гончарной) и животные принесенные в жертву. Основная часть населения Колхиды была свободными общинниками, которых Аполлоний Родосский называл представителями домов. Они и были основными производителями. В Колхиде высокого уровня достигла добыча железа. Высокого уровня достигло земледельчество. Колхи выращивали пшеницу, лен, коноплю, виноград. Они строили башенный дом из беревенчастых стен. Среди несвободных колхов упоминались слуги и рабы. В Колхиде доминировал культ Великой Матери и изображение богини отображено на монетах колхидках. Греческая историческая традиция связывала первые контакты эллинов с колхами со временем Троянской войны (ХІІІ в. до н.э.). О. Лордкипанидзе считает, что есть основания говорить о контактах с эллинами со времен Великой греческой колонизации, то есть с VIII в. до н. э. Под давлением киммерийцев племена витерухи (бизеров) оказались далеко от первоначальных территорий своего расселения. Они ушли из района Гюмри в район южнее устья Чороха и Северо-Анатолийского хребта. Они поселились в Самцхе. На северо-запад, на колхидскую территорию продвинулись племена катарза и гениохов. Следом за киммерийцами вторглись скифы. Они проникли в район Гогарани (Гугарка), Шакашену и Ширак. Скифские памятники зафиксированы на территории Западной и Восточной Грузии. Скифское вторжение привело к упадку Урарту. При агонии этого государства картвельские племена освободились из-под его власти. В начале VI в. до н. э. Урарту было разгромлено Мидией.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 12 апреля 2020, 18:49

        Племена сасперов (иберов) распространили свою власть на территорию части урартских племен. В середине VI в. до н. э. Мидию покорили персы, которые создали империю Ахеменидов. По мнению Г. Меликишвили сасперы вместе с матиенами и алародиями были включены в 18 сатрапию и платили 200 талантов серебра. Племена же мосхов, тибаренов, макронов, моссиников, маров составили 19 сатрапию и платили ежегодно 300 талантов серебра. В состав Персидской империи Ахеменидов входила Южная Грузия. Однако Восточная и Западная Грузия не входили в ее состав. Плутарх отмечал, что иберы (картлийцы) не подчинялись ни мидянам, ни персам. Геродот писал о добровольной дани колхов персам. По мнению Д. Рейфилда сасперы составляли восемнадцатую сатрапию, а колхи вместе с мосхами, тибаренами, макронами и моссиниками составили девятнадцатую сатрапию. О. Лордкипанидзе констатировал некоторую зависимость Колхиды от персов. Картские племена называли землю Колхиды Эгриси по названию племени эгров (мегрелов). Аполонний Родосский написал о кирбах. Колхида находилась севернее реки Чорох. Политический центр Колхиды находился на реке Риони. Ксенофонт упоминает о Колхиде как о стране фасианов. Мары и колхи приняли участие в походе на Грецию в 480 г. до н. э. Имена их правителей Фарандат и Маситий были иранскими. Ю. Воронов указывал, что мидийское и персидское влияние отобразилось в импортах с Передней Азии. Колхи посылали персам каждые пять лет по 100 юношей и девушек. Во времена Ксенофонта кардухи, халибы, макроны, колхи, моссиники, койты и тибарены не были подчинены персам. Район Понта уже был вне Персидской империи в конце V в. до н. э. Геродот сообщал , что из Колхиды экспортировался лен. Страбон сообщал, что колхи производили лен, пеньку, воск, смолу, а также дерево для суден. Ксенофонт сообщал о льяных панцирях колхов. На берегах Колхиды находились греческие колонии Фасис, Гиэнос и Диоскурия. Гиэнос находился в районе Очамчири, Фасис на реке Риони в районе Поти, а Диоскурия в районе Сухуми. Гиэнос упоминался только Псевдо-Скиллаком. Арриан говорил об основании Диоскурии милетцами. Скилак Кариандский упоминал Фасис и Диоскурию. Гераклит упоминал, что Фасис находился в земле гениохов. Позже появилась греческая колония Питиунт. Колхида привлекала греков тем, что была богата золотом и железом. Страбон и Арриан упоминали, что золото добывалось сванами. Временем особенно активных контактов колхов с эллинами было время с 70-х гг. V в. до н. э. до последней четверти IV в. до н. э. Эллины поставляли колхам вино, оливковое масло, керамику. Вани достигло определеных высот в развитии благодаря контактам с элинами. Из Колхиды в причерноморские греческие колонии шла керамика, монеты и рабы-колхи. Греческие колонисты Фасиса, Диоскурии и Гиэноса взаимодействовали с местным населением и Северная Колхида благодаря торговле с эллинами процветала. На реке Риони находились основные торговые и ремесленные центры Колхиды. Клавдий Птолемей упоминал поселения колхов Мехлесс (это область обитания махелонов), Мадия (город Мациум упоминаеимый Плинием), Сараке (Шорапани), Сурий (Вардцихе), Задрис (земли зидритов). На реке Чорох находился город Гюмниас. В районе Чороха греки контактировали с западнокартвельскими племенами, в частности с макронами. В районе Понта жили племена халибов, скифинов, макронов. Арриан указывал, что соседями трапезундцев являються санны (чаны). Они непримиримые враги трапезундцев и крайне воинствены. Народ не имеет царей и платит дань римлянам, но делает это нерегулярно. Керасунт также был во вражеских отношениях с окружающими племенами . К западу от Керасунта жили моссиники, которые враждовали между собой. По данным Ксенофонта там были сторонники эллинов и их противники. У моссиников были укрепленные поселения, главный город и царь (вождь). На запад от моссиников жили тибарены, которые были более дружествены к эллинам и их поселения не были так укреплены. Таохи жили в неприступных поселениях, халибы (халды) жили в укрепленых поселениях, а чаны жили на юг от Трапезунда. В земле скифинов находился многолюдный город Гюмниас. В первой половине IV в. до н. э. персы восстановили свою власть в Юго-Восточном Причерноморье. Местное население платило дань. В конце правления Артаксеркса II от персов отпал ряд анатолийских сатрапов. Линия разграничения между персидской (Ариан Картли) и свободной Картли проходил по Тао. Пограничные с сатрапией Армения таохи добились независимости. В ’’Житии Святой Нино’’ нашли отображение факты из истории Грузии до образования царства Картли. Упоминалась страна Сабастани из которой в Картли вторглись персы. По гипотезе С. Раппа Сабастани стоит читать как Сагастани, что, в свою очередь, производное от иранского наименования страны саков (скифов) – Сакастан. Сакастан это не царство саков парфянского времени в Систане, а страна Шакашен на территории современных Армении и Азербайджана. В ’’Житии Святой Нино’’ упоминалась Ариан Картли. В армянских источниках иранские народы обозначились как Арик и Парск. Иранское aryan обозначало иранские народы, живущие оседлой жизнью. В надписи Шапура I на Каба-и Зардушт в Накш-и Рустам Картли обозначалось Wrwčan, Wiruzān, Wručān. В сасанидском источнике Šahrestānīhā ī Ērānšahr грузинская гвардия обозначалась как Wērōy-pahr. В ’’Житии Святой Нино’’ земли на север от Картли названы črdiloysa k‛ueqanay, что происходит от грузинского чрдили (тени). Землей теней назывались земли в которых жили аланы, а до них сарматские племена аорсов и сираков и скифы. В связи с упомянутой в грузинском источнике ’’Страной теней’’, приходит на ум описание греками земли киммерийцев. Как холодные земли на севере они упоминались у Мовсеса Хоренаци и Святой Нино. Леонти Мровели когда говорил о давнем прошлом картлийцев упоминал, что они придерживались диких обычаев и грязной религии. На север от картлийцев по убеждениям сирийцев, грузин и армян жили народы Гог и Магог, что перекликаеться с библейской рефлексией на эту тему. В Ахеменидскую эпоху Мцхета не играла значительную роль. Политическими центрами были Самтавро, Саркине, Каспи, Урбниси, Уплисцихе. Догосударственная эпоха была временем борьбы одних картвельских племен против других. В ней преимущество имели более южные, находящиеся в районе Самцхе. Д. Рейфилд отметил, что в период иранского господства при мидийцах и персах в грузинский язык вошел ряд иранских заимствований. По мнению исследователя при персах Грузия были впервые унифицирована. Во время жизни Ксенофонта греческие колонии в южной Колхиде не ощущали персидского господства. Кардухи были врагами армян, но сасперы находлились под властью правителя восемнадцатой сатрапии. Самым воинственным племенем считались таохи, которые не подчинялись сатрапу и в случае поражения совершая самобийства, прыгая со скал. Д. Рейфилд отожествлял мосиников с санигами и считал их не-картвельским племенем. Об иберах (картлийцах) упоминали Аполлодор, Варрон, Плиний, Страбон, Аппиан, Евсевий Кесарийский. Этот этноним присутствовал только в римской и византийской исторических традициях. Страной Вирк называли Иберию-Картли армяне. Грузины же называли свою страну Картли. О. Лордкипанидзе предполагал, что месхи продвинулись в Картли. Т. Микеладзе полагал, что месхи продвинулись в Колхиду. Он как и Г. Меликишвили отождествлял месхов с мушками. В. Шнирельман однако отмечал, что однако месхи жили в Анатолии и лишь в последних веках I тыс. до н. э. продвинулись к Юго-Западной Грузии. А. Хаханишвили считал мушков картвельским племенем месхов (моссиников). И. Джавахишвили отрицая гипотезу Б. Грозного не считал мушков индоевропейцами и считал их месхами. Однако мушков есть куда большие основания отождествить с предками армян. О тождестве мушков с армянами высказались И. Дьяконов и Я. Манандян.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 12 апреля 2020, 19:39

          Первым правителем Картли в Мцхете в ’’Обращении Грузии’’ назван сын правителя Ариан-Картли Азо. Упоминались также владения бун-турков с центром в Саркине, Каспи, Урбниси, Одзразе и с крепостями в Саркине и Уплисцихе. Упоминались хоны. В Обращении Грузии сказано, что царь Александр Македонский взял Саркине и держал при себе Азо. Он дал ему во владение Мцхета и назначил границами Эретию, Эргисцкали, Сомхити и Црольскую гору. После Азо правил Фарнаваз. В ’’Житии Святой Нино’’ же сказано, что Азо привел из Ариан Картли десять княжеских родов. В ’’Обращении Грузии’’ население Картли рассматривается как прямые потомки переселившихся из Ариан-Картли. У Леонти Мровели сказано о прародителе всех кавказцев Таргамосе и прародителе картлийцев Мцхетосе. Он указывал, что Александр Македонский уничтожил аборигенов Картли бун-турков, а картлосиан там оставил, дав им преддводителем Азона. Преемником Азона был Фарнаваз. Однако, как нам известно из античных источников, Александр Македонский не был на Южном Кавказе и отношения к основанию Картли не имел. Этим способом грузинские летописцы искали дополнительную легитимность правящей династии. Фарнаваз же по грузинской традиции восстал от господствующих греков и освободил картлийцев от власти иноплеменников. И этот сюжет был выдуман древнегрузинскими летописцами. По сведениям летописей Фарнаваз и Куджи выступили против Азо и привлекли себе на помощь овсов (тут сарматов) и леков (дагестанские народы). Фарнаваз занял все земли Картли, кроме Кларджети, где укрепился Азо. Азо получил поддержку от Сабердзнети (Греции, тут македонцев), Фарнаваз же обратился к Антиоху царю Асурстана (Селевкидского государства). В решительной битве погиб Азо, а Фарнаваз совершил набег на границу Сабердзнети и вернулся через Эклеци (Акилисену) в Кларджети. Эти войны также являються чистейшей воды вымыслом. Для Фарнаваза создавался образ героя, который одолел могущественных врагов. Если таких не было, то таких стоитло выдумать. Фарнаваз, к тому же был основателем династии. Фарнаваз устроил свое государство наподобие персидского, разделил царство на саэристао, укрепил свой город Мцхета, воздвиг на Армазской горе идол бога Армази. Фарнаваз появлялся и в Эгриси и Кларджети и устраивал дела этих краев. Эти сведения уже отчасти являються реальными. Армянский хронист Фавст Бузанд указывал, что правящая династия Иберии-Картли называлась Фарнавазианами. Центром государства стал город Мцхета. Власти царя подчинялись правители регионов – эриставы. По мнению Д. Рейфилда Фарнаваз родился в 326 г. до н.э., а правил в 299-234 гг. до н.э. На дочери Фарнаваза женился правитель колхов Куджи. Само имя Фарнаваз было иранским. Фарнавазу приписывали происхождение от иранской матери. Иранское происхождение имело и имя Самара, который был вождем картвелов Мцхеты. Фарнаваз назначил править Внутренней Картли спаспета, который подчинялся только царю и обычно был из правящей династии. Фарнаваз сделал грузинский язык государственным, а для делопроизводства использовался арамейский (который был лингва-франка, например, в Ахеменидской империи и в Индии времен Маурьев). Фарнаваз на холме в Армазицихе он соорудил идол лунному богу Армази. Леонти Мровели называет приемниками Фарнаваза царей Саурмага и Мирвана. Преемник Мирвана был Фарнаджом, преемником Фарнаджома – Арсок, преемником Арсока – Артак. На горе Армази была сооружена крепость Армазцихе, которая датируется III в. до н. э. На горе Задени также была сооружена крепость. Фарнаваз разделил государств на восемь эриставств: Аргвети, Кахети, Гардабани, Ташир и Абоц, Джавахети и Кола и Артаани, Самцхе и Аджара, Кларджети, Шида-Картли. Отдельным от Картли эриставством названо Эгриси, которое по грузинской исторической традиции возглавлял Куджи. Власть Фарнаваза распространялась на Южную, Восточную и Западную Грузию. Однако эти сведения являеться отображением территориального деления не при Фарнавазе конкретно, а в античности вообще. По данным Страбона до экспансии армян при Арташесе Гогарена (Квемо-Картли), Хордзена (Месхетия), нагорье Периадра (Тао и Спер) принадлежали иберам (картлийцам). Равниные иберы (картлийцы) снаряжались по-армянски и мидийски, а горные иберы (картлийцы) в стиле жизни были схожи с скифами и сарматами. Страбон сообщал, что во внешних войнам иберам помогали кочевники. По данным грузинских летописей Фарнаваз женился на женщине из дурдзуков, а свою сестру выдал за царя овсов (вероятно тут разговор идет о союзе с сарматами). Преемник Фарнаваза Саурмаг с помощью дурдзуков вернул себе престол. Имя Саурмаг также было иранского происхождения. Д. Рейфилд предположил, что этот правитель был вообще сарматским зятем Фарнаваза. Саурмаг приписывали правление в 234-159 гг. до н. э. Он воздвиг идолы богам Айнину и Данину. В ’’Мученичестве Святого Евстафия’’ сказано о божествах солнца, луны и пяти планет. В надписи из Вани из Колхиды упомянуты боги Мать-Земля, Солнце и Луна. Саурмаг способствовал интеграции в грузинское общество нахов и сарматов. Он переселил дурдзуков в Аргвети. В квартале Зарнави города Мцхеты ним были поселены евреи.. В последующих столетия картлийские правители будут поселять на своих землях арамеев, армян и иранцев как полезных мигрантов. Саурмаг был вассалом Селевкидов, но вскоре могущество последних было поколеблено царством Понт царя Фарнака I.
             Şegirt
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 12 апреля 2020, 19:43

            Папуна Габисония


            Проблемы исторической географии и
            этнополитической истории Западной Грузии
            (I-V вв.)


            Средневековые грузинские документы называли Западную Грузию "Эгриси". Соответственно им не были известны античные наименования "Колхида" и "Лазика". Только в труде "Житие царицы цариц Тамар" Василия Эзосмодзгвари мы можем найти наименование "Лазия", где он использует его для обозначения одного из районов Юго-Восточного Причерноморья" (Картлис Цховреба, II 1959; 142). Этот регион называется Лазистан. Он также известен как Чанети, Лазети и Лазона.
            Существует много сведений о племенах, населявших восточное и юго-восточное побережья Черного моря, у древнегреческих и римских авторов. Прежде всего мы должны выделить Страбона. Он перечисляет следующие племена с севера на юг: "За ней обитают ахейцы, зиги, генниохи, керкеты и макропогоны. Над этими областями лежит ущелье Фтирофагов. За гениохами находится Колхида, лежащая у подошвы Кавказских и Мосхийских гор".Со сведений Страбона Диоскуриада являлась частью Колхиды, где собирались многие племена, в том числе "фтирофаги (букв. "вшиеды"; имеет также значение "шишкоедов" - сост.), получившие это имя от своей нечистоплотности и грязи. Ряд сними жили соаны (Σοαννες)" (Т. Каухчишвили, 1957: 111-140). Страбон пишет: "Над Трапезунтом и Фарнакией расположены тибрены, халдеи, санны, которые прежде назывались макронами, и Малая Армения; аппеты, раньше называвшиеся керкитами, живут где-то поблизости от этих мест..." "...Все жители этих горных областей совершенно дикие, однако гептакомиты превосходят в этом смысле прочих. Некоторые живут даже на деревьях или в башнях, поэтому древ­ние называли их мосинеками, так как башни эти называются «мосинами». Они питаются звериным мясом и древесными плодами."
            По нашему мнению, «фтирофагии» - племя, которое упоминалась античными авторы, должно быть собирательным наименованием. У Страбона есть одно очень интересное сведение на рацион питания племен в юго-восточной части Черного моря, когда он указывает, что эти люди в основном пита­ют­ся зве­ри­ным мясом и дре­вес­ны­ми пло­да­ми. Под древесными плодами можно увидеть орехи, грецкие орехи и каштаны. Известно, что кукуруза появилась в Западной Грузии в XVI века. Из-за климата в Западной Грузии пшеница менее продуктивна. Эндемичные зерновые культуры - крупы также менее продуктивны. Так что кукурузу было легко заменить и исключить из пищи. Почти до рубежа XIX и XX веков, особенно в период неурожая, зерно заменялось каштанами, рощи которых изобилуют в Западной и Юго-Западной Грузии. Мы думаем, что Страбон и другие авторы под наименованием "фтирофаги" (букв. "поедатели вшей") имели в виду племена, которые употребляли каштаны в своем рационе. Каштан похож на сосновую или еловую шишку.

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Таким образом, мы не имеем в виду конкретное племя под термином «фтирофаги», как в случае «макропогонов» (букв. «длиннобородых людей»). Если мы доверяем Плинию Старшему, то «фтирофаги» должны быть чанами (санами). В своей работе Страбон почему-то не упоминает известное племя лазов (Λαζοί), поселившегося на побережье Колхиды на рубеже старой и новой эры. Что касается племени макронов, то к рубежу новой эры макроны, по свидетельству Страбона (XII, 3, 18), они уже именовались саннами (чанами). В объяснении Евстафия Фессалонийского (XII в.) мы читаем: «Макроны, Понтийские люди, - к югу от ткачей. Теперь мы называем их саньясинами, то есть более мудро. , , Песчаная страна называется chanike теми, кто использует форму нижней челюсти »(Георгика, 8 1970: 3-16). Стефан Византийец, который повторяет записи более ранних авторов, сообщает нам: «Макроны теперь называются саннами» (Георгика, 3 1936: 281). Он также упоминает соседей колхов "макрокефалов" или "гдзелтавианов".
            Римский автор I века Помпоний Мела писал о Восточном Причерноморье: "Этот берег населен дикими и необразованными народами. Они живут у открытого моря. Это - меланхлены, серы, сираки, колики, кораксы, фтирофаги, гениохи, ахейцы, керкетийцы и синдонцы. Последние живут у границы Понта с Меотидой. В области гениохов находится город Диоскуриада". Как отмечает издатель этого автора на грузинском языке Гамкрелидзе, что сообщения Мела, написанные разными авторами, являются запутанными (Гамкрелидзе 1982: 12-13). Поэтому, по словам этого римского автора, трудно сравнивать различные места проживания этих племен. Тем не менее, его сведения все еще имеют некоторую ценность.Более важные сведения можем найти у известного римского государственного деятеля и историка Гая Плиния (23-79 г. н.э.). Плиний Старший пишет: "Затем другая река Хариент, народ салтии, у древнейших называвшийся фтирофагами [вшеедами], и другой народ — санны (Sanni); через область суанов с Кавказа течет река Хоб. Далее — Роан, область Кегритика, реки: Сигания, Терс, Астелф, Хрисоррой, племя абсилов (Absilae), крепость Севастополь в 100000 шагов от Фасиса, племя саников (Sanicarum), город Кигн, река и город Пений, наконец, племена гениохов, различающиеся многими названиями (Латышев 1904; 178-179). Важные сведения также даёт Клавдий Птолемей, астроном и географ II века. В своем труде "Руководство по географии" он перечисляет следующие племена восточного побережья Черного моря: ахаеи, керкиты, генниохи и ранее неизвестные "суано-колхи" (Σουαννοκολχι). Также по его словам: «Приморскую часть Колхиды населяют лазы (Λαζοί), вышележащие местности - манралы (μανρаλοι) и народы, живущие в Экректике» (Ломоури 1955: 44). Мемнон также упоминает лазов и санигов, заселявших "внутренние (т.е. востоно-приченоморские) области Понта". Во время Митридатовских войн конца I в. до н.э., по словам Меменона, в их земли бежали сторонники Митридата IV Евпатора (Латышев 1890; 510). Хотя упоминания этих авторов об этих племенах существенны, наиболее заслуживающим доверия является «Перипл Понта Эквсинского» Флавия Арианна. Арианн, как римский чиновник и наместник Каппадокии в звании legatus Augusti propraetore (легат императора в должности пропретора), осматривал римские гарнизоны, развернутые на южном, восточном и северном побережьях Черного моря в 131 году н.э., предоставив нам описание этих берегов, которые содержат ценную информацию об изучении этнической ситуации того времени. Арианн пишет: "Народы, страны которых мы миновали, следующие: Сопредельные Трапезунтийцам (Τραπεζυντίοις) как говорит Ксенофонт, Колхи (Κόλχοι). Другой же народ весьма воинственный и враждебный Трапезунтийцам, Ксенофонт называет Дриллами (Δριλλοι). Мне же кажется, что это Санны (Σάννοι), ибо они до ныне весьма воинственны и очень неприязненны Трапезунтийцам. Этот народ обитает в неприступных местах и не имеет царей. Они когда-то платили дань Римлянам, а по причине теперешней разбойнической его жизни, не исполняет более эту обязанность; но теперь они опять к ней обратятся, или мы его вытесним. Соседями сему народу суть Махелоны (Μαχέλονες) и Иниохи (Ἡνίοχοι), царь их Анхиал (Ἀγγχίαλος). Смежные же Махелонам и Иниохам суть Зидриты (Ζυδρεῖτας), они подвластны Фарасмуну (Φαρασμῦν). За Зидритами следуют Лазы (Λαζοι) царь их Малассас (Μαλάσσας), получивший от Тебя царство. Соседи Лазам Апсилы (Ἀψίλαι); их царь Иулиан (Ἰουλιανὸς) получил царство от Твоего отца. Соседи же Апсилов Аваски. (Ἀβασκοὶ); Ты же даровал царство государю их Рисмагу (Ρησμάγας). Сопредельные Аваскам Саниги (Σανίγαι); в их земле находится Севастополь. Царь Санигов Спадагас (Σπαδάγας), от Тебя получил царство" (Арианн 1961; 42-52)
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 12 апреля 2020, 19:44

              Понтийцы аннексировали Южную Колхиду и угрожали Иберии-Картли. Это и обусловило картлийско-селевкиидский альянс отображеный в грузинском летописании. После смерти Саурмага армяне отняли у грузин район Южного Тао. Против Саурмага бунтовала картлийская знать и поэтому он был вынужден бежать к дурдзукам. Опираясь на их мощь он вернул себе прнстол. Потом он передал престол иранцу Мириану на котором женил свою дочь. При Мириане I дурдзуки вместе с кавкасиани Чарталети нападают на картлийцев и опустошают Кахетию и Базалети. За это Мириан громил страну дурдзуков и Чарталетию. Горские племена фактически были полунезависимы от царя, которые не вмешивался в их внутренние дела. Мириан I правил в 159-109 гг. до н. э. При нем Иберия-Картли оказалась под двойной угрозой – со стороны понтийского царя Митридата VI Евпатора и армянских царей. Мириан передал власть своему сыну Фарнаджому, который соорудил идол анатолийскому богу Задену. Царь Фарнаджом построил крепость Некреси на северо-восточной окраине Кахетии. По данным Страбона в Камбисене соприкасались между собой иберы (картлийцы), армяне и албаны. По мнению Г. Меликишвили, часть Эретии уже в III в. до н.э. входила в состав Картли-Иберии. Фарнаджом правил в 109-90 гг. до н.э. Его свергла собственная знать. Сын Фарнаджома, будущий царь Мириан II бежал к парфянскому двору. Во II в. до н. э. Селевкиды потерпели поражение от римлян, а армяне начали расширять свои владения. По данным Страбона Арташес завоевал у Иберии склоны Пармадра, Хорзену и Гогарену. Также Картли утратила Камбисену, которая стала армянской провинцией. Малая Армения включила в свой состав земли халибов, моссиников, тибаренов. На рубеже II-I вв. до н.э. часть малоармянских владений перешла под власть Понтийского царства. Митридат VI Евпатор сделал Малую Армению зависимой от себя. Город Фарнакия был построен в области халибов. Западногрузинские племена стали интегрироваться с эллинистическим миром. Во II в. до н.э. Картли утратила контроль над Колхидой кроме региона Аргвети. При Митридате Евпаторе Колхидой правил его вассал Моаферн. На картлийский же престол взошел царь Аршак (в греко-латинских источниках он известен как Арташес), сын армянского царя Артавазда. Он взошел на престол поскольку был женат на принцессе из династии Фарнавазиани. Аршак соорудил город Цунда на армяно-картлийской границе. Аршак правил в 90-73 гг. до н.э. и про его правление источники сообщают очень кратко. С. Рапп доверял сведениям грузинских источников и указывал, что Фарнаваз I правил в 299-234 гг. до н. э., Саурмаг – 234-159 гг. до н. э., Мирван I – 159-109 гг., Фарнаджом – 109-90 г. до н. э., Аршак I – 90-78 г. до н. э. Все имена из этого списка кроме Саурмага имели среднеперсидское (пехлевийское) происхождение. Они попадали в грузинский язык или напрямую из пехлеви или через армянское посредничество. После Аршака престол перешел к его сыну Артагу (его римские авторы называли Артоком). О. Лордкипанидзе считает уместным говорить о урбанистическом взрыве в IV-III вв. до н. э. Для государственного строя Картли стают характерны черты Ахеменидской империи и Селевкидского государства. По данным Леонти Мровели Антиох I даровал Фарнавазу царский венец. Царская резиденция находилась в Армази-цихе. Страбон упоминает ее как Армозике, Плиний - Гермоста, Клавдий Птолемей – Армактика, Дион Кассий – Акрополис. Площадь укрепления занимала 30 га. Среди древних городов упоминались Урбниси и Уплисцихе. Фарнаваз создал культ трех богов – Армази, Гайма, Гаци. Был создан единый государственный культ. В III в. до н. э. Картли строит на своей западной границе крепости Шорапани и Димна. Колхи чеканили свою серебряную монету. На монетах упоминался их царь Аки. Колхи ассимилируют иранцев. В источниках упоминаеться их царь Савлак, имя которого имело выразительную сарматскую этимологию. В эллинистическое время Колхида начинает слабеть и попадать под влияние Картли. Вторая половина IV-III вв. до н. э. были временем перелома для страны в культурном отношении. Меняеться погребальный обряд и инвентарь. В Колхиду попадает расписная керамика и ювелирные изделия из эллинистического мира. Появляеться каменная архитектура. В III-I вв. до н. э. в Колхиду поступала керамика из северноанатолийских греческих колоний, Пергама, Самоса, Александрии. На смену колхидкам приходят золотые стартеры македонских царей. Колхидские амфоры изготовлялись по синопским образцам. В Вани начинают строиться сооружения эллинистического образца. К колхам проникают культы Диониса и Геракла. Для Колхиды было характерно тесное взаимодействие с эллинистическим миром в экономическом и культурном отношении. В Колхиде появляеться культ Левкотеи, которая была местным морским божеством. Вани был городом центром культа. Он был разрушен в I в. до н. э. .
                 Şegirt
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 12 апреля 2020, 19:46

                Лазы упоминаются Плинием Старшим, Мемноном и Флавием Арианом. А Страбон и Помпоний Мела их не упоминают. Тем не менее, все сведения этих авторов в основном относятся к рубежу старой и новой эры, когда лазы появляются на исторической арене. Владение лазов в научных кругах больше не является спорным вопросом. Чан и Лаз, Чанети и Лазети (Лазика) похожи. В этом случае нас интересует происхождение «Лаз». В свое время Нодар Ломури опубликовал специальную статью "Для вопроса о названии Лазети», в которой он рассмотрел исторические исходные данные и предложил следующее: "Со второй половины IX века византийские светские и церковные документы используют наименование "Лазика" для обозначения Трапезунда и прилегающих с ним территорий" (Ломоури 1964: 70-85). Исследователь включил П. Ингороква в полемику на эту тему. Ингороква утверждал, по сути, то же самое, но с несколько иной позиции.
                Изучение этого вопроса привлекло наше внимание к проблеме идентификации племени дриллов. Но почему эта часть чанов именовалась так ? Древнегреческое слово «Δριλας» переводится как «дождевой червь». Территория проживания дриллов совпадает с местоположением исторического грузинского микрорайона на севере-востоке Турции - долина Мургули (лаз. и груз. მურღული). «მურღული» с мегрельского (мегрело-чанского) означает «червь». В греческих надписях Евангелии из Коридети, датируемые XI веком, упоминается феодальный род Ксиадзе. Коридети (Чименли) - одна из деревень долины Мургули. Сегодня существует также мегрельская фамилия Мургулия, происхождение которой должно быть связано с этим регионом. Оказывается, что античные авторы неправильно переводили или истолковали местные названия на восточном побережье Черного моря, а также в других местах. Мы думаем, что "лаз" и «Лазика» из этой категории. Пока лазы живут в Турции, "чаны" считается их собственным самоназванием, слово на мегрельском (также называемое чанским) Это ничего не значит. Например, корень слова «მარგალ», самоназвание мегрела на мегрельском, - «რგ», Что, по крайней мере, в данном случае означает «выглядить». Но в древнегреческом «Λασια» - часто означает "кустарник", «Λασιος» означает «неопрятные волосы» (ср. Λαζοι− Лазы)». В связи с этим интересно, что у Плиния Старшего упоминается племя салтии (Saltiae) у реки Хариент. "Saltus" или "salti" на латыни означает "лес". В этом случае считается, что Плиний Старший перевел греческое слово "Λασια" на латынь. Тем не менее, он также упоминает лазов в своей работе (в данном случае в греческом виде). Салтии с ним те же фтирофаги. Наверное, что салтии Плиния Старшего упоминаются в Пасхальной хронике (VII в.): «И родина так называемых салтиев, которые также называются санитами (Σαλλοι, Σανιται), достигает Понта, где находится крепость Апсарос, Севастополис, причал Исэ и река Фазис» (Георгика I, 1941: 10). Конечно же , здесь под санитами имеются в виду саны ,т.е. Чаны. Многочисленные чанские объединения жили в районе Лазистанского хребта и юго-восточной части побережья Черного моря , где был сложный рельеф для земледелия и они пытались увеличить свой ареал проживания (с помощью демографического роста и других факторов). Один из этих союзов античные авторы называли лазами, в отличие от других чанов, и их страну Лазикой. При описании названия использовалось описание ландшафта Колхидской низменности. В связи с этим Феофилакт Симокат (VII в.) в своем труде "История" пишет: "Услыхав о случившемся, император поручил Роману ведение войны. После того как стратиг прибыл в Колхиду, которую на обычном языке называют Лазикой,..." (Георгика 1941: 23). Таким образом, наименование "Колхида", которая была популярна в античные времена, к VII веку использовалась только в исторических документов, а в речи (позже в письменной форме) стала популярна наименование "Лазика". Из-за установленных письменных норм, термины «Колхида» и «Колхи» часто встречаются на рубеже старой и новой эры. Интересно мнение Прокопия Кесарийского (VI в.): «Трапезунтийцы соседствуют с санами, теперь называемыми тзанами, или колхи, иначе известными как лазы. Их называли одинаково». (Георгика 2, 1965: 120). Как мы видим, написание По-своему Прокопий также отдает дань уважения. Чтобы отметить эти окопы, диграф "Τσ" уже был введен в византийскую литературу для передачи аффриаката [ts] , чтобы передать имя этого народа в более правильной форме. Вопрос в том, зачем было это нужно римлянам, а затем и византийцам давать новое имя одной из ветвей чанов. Предполагаем , что мы имеем дело с политической договоренностью. Чаны, живущие в горах, как правило, для римлян и византийцев оставались варварами, потому что у них не было своего государства и закона. Это касается к юго-восточному побережье Черного моря. И другая часть чанов, которую называли "лазами", создали свое государство. Соответственно, ущелья, населенные баром Колхиды, отличаются Они были названы. Это особенно подчеркивает византийский писатель Агафий Схоластик: "Лазы - народ очень многочисленный и воинственный. Они властвуют над многими другими племенами. Гордясь старым названием колхов, они сверх меры себя возвеличивают и, может быть, не совсем без основания...." "...Их, наконец, никак нельзя назвать варварами, и не так они живут, но общением с римлянами они приведены к гражданственности и законному порядку". Прокопий Кесарийский пишет: "Тзаны, находясь очень далеко от берега моря, живут рядом с армянами в середине материка... Что же касается лазов, то невозможно, чтобы они не были колхами, так как они живут по берегу реки Фазиса: как это бывает и у многих других племен, они только имя колхов переменили на имя лазов" (Георгика, 1965; 120).
                Джанашия был совершенно прав, когда писал и отметил, что мегрелы были жителями западногрузинского государство, которого в позднеримских и византийских источниках называли "Лазикой", а в грузинских - «Эгриси». От корня этой страны «Эгр» по норме древнегрузинского языка соответственно происходит наименование"мегрел" ("მე-გრ-ელ-ი"). Эта мегрельская форма должна быть известна в этнониме манралов у Птолемея. "Μανραλοι" в форме "νρ" Группа, вероятно, является производной от группы gr. Название страны "Εκρηκτική"дает нам корень "εκρηκτ", который является слегка искаженной версией местного названия «Эгриси». Напомним об этом Оно должно быть сохранено в Эгрете (Egreta) (Джанашия 1959: 6).
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 12 апреля 2020, 19:48

                  Аппиан сообщал, что в 83 г. до н.э. Митридату пришлось вести войну с колхами и боспорцами. Одолев их, Митридат назначил править Колхидой своего сына. Колхида в это время активно торгует с Синопом и обеспечивает Понт морскими силами. После того как Митридата разбил Помпей. Понтийский царь бежал через Колхиду в Боспор. В северных районах Колхиды жили абхазско-адыгские племена керкетов, гениохов, зихов, ахейцев. Ахейцы, зихи, керкеты, гениохи жили морским разбоем. Плиний сообщал, что Питиунт и Диоскурия подверглись их набегам. Сваны жили недалеко от Диоскурии и господствовали над ней. Страбон знал сванов как соанов и считал их первыми из местных народов по силе и мужеству. Говорилось, что у них есть царь и совет из трехсот мужей и указывалось, что они могут выставить войско в 200 тыс. (что безусловно большое преувеличение). В конце I тыс. до н. э. в Колхиде горцы возобладали над равниными земледельцами. Границам же Колхиды и Картли угрожал новый враг. Римляне разбили войска Митридата Евпатора и Тиграна II Великого. При обороне Тигранакерта армянам помогали иберы (картлийцы) и албаны. Также иберы (картлийцы) вместе с армянами защищали подступы к Арташату. В это время Картли и Кавказская Албания находились в зависимости от Великой Армении. Весной 65 г. до н.э. римляне вторглись в Картли. Страбон указывал на поход в Иберию (Картли) из Армении. Плутарх говорил о том, что иберы (картлийцы) были разбиты римлянами. Помпей открыл себе путь в Колхиду и на Фасисе (Рионе) встретился с эскадрой Сервилия. Отступая перед войсками римлян понтийцы разорили Колхиду. Дион Кассий указывал, что с иберами (картлийцами) Помпей сражался ранее чем с албанами. Царь Артак вел переговоры с римлянами, но готовился напасть, однако Помпей опередил него и прошел через трудный горный проход к Акрополю (Армазцихе) и взяли город. Потом на реке Пелор иберы (картлийцы) были вновь разбиты. Артак был вынужден дать своих детей в заложники. После этого Помпей пришел в Колхиду через Сурамский перевал и дошел до Риони. В Колхиде ему сопротивлялся Олтак, который потом принял участие в триумфе Помпея. На Риони Помпей закончил свой поход, не став воевать с горцами Северной Колхиды. Царь Иберии-Картли был провозглашен после войны другом и союзником римлян. В Колхиду Помпей назначил правителем Аристарха. Евтропий называл его царем, однако на легенде монеты такой его титул не указан. Во время правления Артака в Иберии власть имели заместитель царя, который был или братом царя или его тезкой, что вводило в заблуждение исследователей, которые предполагали двовластие в Иберии-Картли. Также некоторой властью владели жрецы, которые были законоведами и дипломатами. Было сословие эри из свободных общинников, которые также несли военную службу. Внизу социальной иерархии находились царские рабы, которые и были основными производителями в Картли, что свидетельствует в пользу того, что Картли в своем развитии зашел далее Колхиды. В 63 г. до н. э. Иберия-Картли перешла под власть Фарнаваза II сына Артага. До 51 г. до н. э. Картли находилась в состоянии мира. Г. Меликишвили предполагает, что Аристарх правил не всей, а только Центральной Колхидой. Во время гражданской войны в Римской империи Колхида оказалась вне сферы влияния Преемник Митридата VI Евпатора Фарнак в 48 г. до н. э. во главе боспорских сил вторгся в Колхиду, а после этого пришел в Армению и Понт. Цезарь изгнал Фарнака в 47 г. до н. э. Отступающие войска Фарнака разграбили Вани. Фарнака был убит наместником Боспора Асандросом. Царство Фарнака была передана римскому союзнику Митридату Пергамскому, который умер в борьбе с Асандросом. Последний удерживал контроль над Колхидой до 18 г. до н. э. После 47 г. до н. э. Южная и Центральная Колхида была владением понтийского царя Полемона I на протяжении 40 лет. После Полемона Колхидой на рубеже эр правила его супруга царица Пифодорида. В ее владения входили еще земли халибов и тибаренов. В 17 г. н. э. Колхида входила в состав владений внука Полемона I Полемона II и правил этим регионом до 38 г. н. э. В 18-34 гг. н. э. сын Полемона II Зенон правил Великой Арменией. Брат Полемона II Котис правил Малой Арменией. Монеты Полемона были в обиходе в Колхиде и Картли. В 63 г. н. э. во время войны Нерона с Парфией Понт и Колхида управлялись как римские провинции. Римское присутствие в Колхиде ограничивалось присутствием гарнизонов в прибрежных городах. В регионе Трабзона преимуществено жили картвельские народы гениохов и макронов, в то время как земли на север от Чороха находились под контролем лазов и картлийцев. Греческие колонии Диоскурии, Фазиса и других городов не оправились от последствий войны 60-40-х гг. до н. э. Новыми центрами стали Трабзон и Гонио (там находился римский гарнизон). Римский гарнизон в Колхиде из 3 тыс. воинов удерживал только порты. В 50-м гг. н. э. Питиунт был разорен сванами. Вследствии парфяно-римских столкновений 50-30-х гг. I в. до н. э. Картли, как и Армения с Албанией освободились от зависимости от Рима. В 53 г. до н. э. в битве при Каррах парфянин Сурена сокрушил легионы Марка Лициния Красса. В 40 г. до н. э. парфяне заняли большую часть римской Анатолии.
                     Şegirt
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 12 апреля 2020, 19:49

                    И самое главное в старой топонимике «Маргвети» (Аргвети). Как правило, в мегрельском языке много глаголов с основой на «рг», в то время как глаголы с основой на «гр» встречаются редко. Вместо этого корень "гр" больше распространен в грузинском языке. Древнегреческом языке слова с основой на «γρ» тоже встречаются чаще. Таким образом, мегрельская версия "Эгриси" должна была быть "Эргиси", чего нельзя найти ни в исторических источниках, ни в речи мегрелов. Интересно, что в грузинской исторической письменности одновременно сохранились два термина: "Маргви" и "Эгри". У нас есть мегрельский корень "рг" в наименование "Маргви". Манралы Птолемея, должно быть, обозначали «маргалов» или мегрелов, которые до прихода чанов, которых греки называли «лазами», населяли большую часть Западной Грузии и носили прозвище «маргал». Таким образом "манралы" Птолемея, по словам Берадзе, искаженная от Маргви или Маргвети (Берадзе 2001: 39). Примечательно, что в это время сваны также упоминаются в письменных источниках непосредственно как сваны, и с тех пор ничего не изменилось.
                    То, как люди, живущие здесь, назвали свою страну, является отдельной темой для исследования. Наименованием "Эгриси" для обозначения территории расселения мегрелов, как упоминалось выше, использовали жители Восточной Грузии. Мегрелы не были знакомы с этим термином. Сваны называют мегрелов "зан", а Самегрело - "Занар", а Мегрельский "Лузну". Учитывая этот факт, С. Джанашия заключил, что древнее имя мегрелов должно было быть "зани" (Janashia 1959: 6). По словам Мари, «Лаз» - это эллинизированная форма названия «занов», «Лаз» происходит от «Ла-Зан», которая является сванской формой названия местности (Марр 1913: 32). Считается, что приставка "са" запаздывает, а приставка "ла" имеет сванское происхождение. Мегрельское «Самаргало» явно является производным от "Самегрело", образовавшиеся с помощью приставки "са". В завещании рукописи XI-XII вв. «Житие Андрея Юродивого» мы впервые находим термин «Одиши» (ოდიში) для обозначения сегодняшнего Самегрело. Вахушти Багратион, затем Иоанн Батонишвили, М. Джанашвили и Марр в свое время пытались выяснить происхождение этимологии "Одиши". Вахушти Багратион в своем труде в описании Мегрелии включил предположение о народном этимологии этого топонима, который означает «когда-то эта земля была нашей». По словам Берадзе, часть территории, населенной мегрелами, с древних времен называлась Одиши (Берадзе 2001: 30-31).
                    Что касается мнения С. Джанашии, то возникает вопрос, почему в сванском языке до сих пор сохраняется старое общее название чанов (лазов) и мегрелов, а не самих себя. Напротив, имя Лазика не вошло в сванский язык, или Чани был создан в сванском форме "зани". Это было в то время, когда сванское имя «შონე» до сих пор использовалась в мегрельском языке, а в Восточной Грузии оно называлось «Карти», что сегодня относится к Тбилиси. На этом фоне тот факт, что мегрельское название страны не сохранилось, по нашему мнению, обусловлено большим влиянием грузинского литературного языка. В феодальную эпоху в мегрельском термине, обозначавший страну, не было необходимости, и Эгриси, затем Одиши, наконец, Самегрело, который был создан в письменной форме, возобладали над этим. Однако вполне возможно, что в начале феодальной эпохи мегрелы использовали самоназвание «маргал». Мы найдем бесспорное доказательство в виде надписи из Атенского Сиона, где упоминается эрисмтвар Стефанос II с титулом "мегрельского и грузинского эриставтеристави".
                    Что касается лазов, то их самоназванием, когда они обрели гегемонию в Западной Грузии на рубеже старой и новой эры, должен был «чани», который сохранился у реки Чанисцкали. В сегодняшнем мегрельском языке эту реку называют «Ценцкари», но появление "ц" вместо "ч" объясняется регрессивной ассимиляцией и должно быть вторичной формой (Кипшидзе 1914; Джанашия 1959: 18). Возможно, что Цаленджиха также был принят таким образом и первоначально назывался «Чан / Чан Джиха» («Замок Чана»). Местные жители до сих пор называют Цаленджиху «Цендиха» для краткости, где «Диха» относится к земле. Однако слово «цалени» сохранилось в лазском, что означает "нижний" (предоставлено историком Г. Арахамия). Также в исторической области Лазети существовала деревня с похожим названием - Цален Чой. Также интересным является топоним "Очане" недалеко от Джвари. Если бы это имя было связано с именем чанов, то у нас был бы "Сачанио" или "Лечане", как мы имеем в случае с самоназваниями компактно населенных семей в Самегрело без исключения. Вполне возможно, что название крепости Чаквинджи связано с чанами, и оно должно быть упомянуто основой чанов (мегрельский «Квинджи» означает "нижний", а «Ча» должен означать Чан, а не Чан (в мегрельском «Инча»)), водохранилище, поскольку в данном случае название крепости "Инчаквинджи" будет. Для сравнения, по словам И. Антелава: "Джихан Квинджи" и "Цихегоджи" - эта два названия Археополиса, упоминаемая античными авторами, и означает основание крепости, что должно быть понято как основной или княжеский замок. В работе Джуаншера, включенной в «Жизнь Картли», мы находим крепость Годжи как имя современного Нокалакеви (до 30-х годов XX века) (Картлис Цховреба, I, 1955 :). Но в древнем издании «Простота Давида и Константина» (XII в.) Этот город-крепость упоминается как «Джихан Квинджи» (Памятники древнегрузинской агиографической литературы, III, 1971: 258). Прямым переводом "Джиха Квинджи" является его древнегреческое (византийское) название "Археополис", то есть главный город, а не так называемый "Старый город". А. Тордия считает Одиши древним наименованием , от куда пошло и название страны (Тордия 2012: 75-76).
                    Хотя византийский автор VI века Иоанн Лидиец сообщает, что Колхиду теперь называют Лазикой, потому что лазы обрели гегемонию в этой стране (Грузия 2 1965: 236), Лазика не была выбрана в качестве имени Западной Грузии, что было естественно. С самого начала этноним чан (греч. λαζι) был придуман мегрелами (маргалами). Скорее всего, местное мегрельское население было более многочисленным, чем пришедшие чаны. Поскольку жители Восточной Грузии приравнивали мегрелов и чанов по своему языку и обычаям, жители Западной Грузии назывались мегров, мегрелов и маргвов, а страну, соответственно, Эгриси и Маргвети. Это, конечно, было отражено в грузинских исторических документов, и поэтому наши исторические источники не знают термины "лаз" и "Лазика" соответственно. Римляне, а затем византийцы называли всю Западную Грузию "Лазикой" из-за чанского или лазского происхождения правящей династии.
                      • 4 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                       Похожие Темы
                      СГрузия, Алания и Кавказ
                      К вопросу о влияние Багратидов в регионе
                      Автор L Laszlo
                      Обновление Вчера, 09:28
                      АДревняя Греция
                      Воины-греки, лидийцы с VIII вднэ до македонской экспансии
                      Автор Ш ШиП
                      Обновление 08 марта 2024, 13:45
                      ДДревняя Греция
                      С VIII в до нашей эры до македонской экспансии
                      Автор A Ariovistus
                      Обновление 02 февраля 2024, 22:13
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Древний Восток Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 03:07 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики