Сообщество Империал: Древняя Грузия - Сообщество Империал

Laszlo

Древняя Грузия

Диаохи, Колхида, Иберия, Лазика.
Тема создана: 18 февраля 2020, 15:27 · Автор: Laszlo
  • 4 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
 2 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 18 февраля 2020, 15:27

Imp


Диаохи
Спойлер (раскрыть)

Колхида
Спойлер (раскрыть)

Иберия
Спойлер (раскрыть)

Агафий. О царствовании Юстининана. М.: АН СССР, 1953. 232 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Аммиан Марцеллин. Римская история. М.: АСТ, 2005. 631 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ахмадов Я. З. Нахский этномассив Закавказья: дзурдзуки/дзурдуки, ваьппи // Вестник Чеченской академии наук. № 2 (31). Грозный: Чеченская академия наук, 2016. С. 20-30 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Болтунова А.И. Античные города Грузии и Армении // Античный город. М., Издательство Академии наук СССР, 1963. С. 153-169. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 1. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2006. 456 с.
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 4. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2014. 408 с.
Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Геродот. История / Пер. с древнегреч. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 2002. 739 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гумба Г. Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории (І тысячелетие до н.э.). Сухум: Абгосиздат, 2016. 544 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джамирзаев С. М. Проблемы древней этнической истории Грузии и Кавказа : К древней истории нахских племен III-I тысячелетия до нашей эры // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.01. – История Грузии. Тбилиси, Институт истории и этнографии имени И. А. Джавахишвили, 1998. 303 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 150 с., [3] л. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дундуа Т. Г. Колхида, Иберия и Понтийское царство по нумизматическим материалам // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Институт истории и этнографии им. И. А. Джавахишвили, Академия наук Грузии, 1992. 34 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Житие Святой равноапостольной Нины, провестительницы Иберии. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1. Кн. 1–12 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 784 с.; Т. 2. Кн. 13–20 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 612 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
История нахов Передней Азии, Кавказа и Чечни / Я.З. Ахмадов, Г.Д. Гумба, Д.С. Курумов, Э.Х. Хасмагомадов ; отв. редактор Я.З. Ахмадов. Москва : Литера, 2019. 686 с.
Капанадзе Д. Г. Грузинская нумизматика. М., Академия наук СССР, 1955. 186 с.
Клавдий Птолемей. Руководство по географии. Составитель Боднарский М. С. Москва, Государственное издательство географической литературы, 1953. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Корнелий Тацит. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. Анналы. Малые произведения / Изд. подгот. А.С. Бобович и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 443 с.; Т. 2. История / Изд. подгот. Г.С. Кнабе и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 369 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ксенофонт. Анабасис / Пер. С.Я. Лурье, М.И. Максимовой, С.И. Соболевского. М.: Ладомир, 2003. 640 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Леонти Мровели. Жизнь катлийских царей / Перевод с древнегрузинского, введ. и примеч. Г. В. Цулая. М.: Наука, 1979. 104 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ломоури Н. Ю. Из исторической географии древней Колхиды // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1957. С. 96-110.
Лордкипанидзе О. Наследие древней Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 438 с.
Лэнг Д. Грузины. Хранители святынь. М.: Центрполиграф, 2008. 221 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мастыкова А. В. Федераты Восточной Римской империи на Черноморском побережье Кавказа и эволюция некрополя Цибилум (II-VII вв. ) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. № 10 (50). Политология. Белгород, Белгородский государственный университет, 2008. С. 28-34. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Меликишвили Г. А. Диаухи // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1950. С. 26-42.
Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян. Ереван: Айастан, 1990. 291 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Нюшков В. А. История и культура апсилов (II в. до н. э. – вторая половина VIII в. н. э.) . Сухум: Дом печати, 2016. 216 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Обращение Грузии/ Пер Е.С. Такайшвили. Тбилиси: Мецниереба, 1989. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Очерки истории Грузии. Т.1 : Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / [Ред.: Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе]. Тбилиси: Мецниереба, Типография Аакадемии наук Грузинской ССР , 1989. 508с.
Очерки истории Грузии. Т. II. Грузия в IV–X веках / под ред. М.Д. Лордкипанидзе, Д. Л. Мусхелишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 579 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. подгот. М.Е. Грабарь-Пассек, С.П. Маркиш. Т. II. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 545 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука. 1993. 578 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Рамишвили Р. М. Картлийское царство в первой половине 1 тысячелетия нашей эры (историко-археологическое исследование) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Академия наук Грузинской ССР, 1983. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Семенов И. Г. Генеалогия картлийских царей: от Мириана III до Вахтанга Горгасала. Махачкала, Динэм, 2007. 76 с.
Страбон. География: в 17-и кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994. 940 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003. 592 с.
Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 54 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Braund D. Georgia in Antiquity: A History of Colchis and Transcaucasian Iberia, 550 BC-AD 562. Oxford: Clarendon Press, 1994. 359 p.
Dundua Т. Die Kolchis, Iberien und der Polemonische Pontos nach numismatischen Materialien // Georgica. Band 14. Jena: Shaker Verlag, 1991. S. 100-103. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Fähnrich H. Geschichte Georgiens. Leiden-Boston: Brill, 2010. 589 p.
Hitchins K. Georgia II. History of Iranian-Georgian Relations // Encyclopedia Iranica. Vol. X, Fasc. 4. 2001. P. 464-470 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Labas K. Studien zur Geschichte der georgischen Länder vom 4. bis zum früheren 7. Jh. Dissertation Mag. Wien: Universitat Wien, 2014. 255 s. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Lang D. Iran, Armenia and Georgia // The Cambridge History of Iran. Vol. 3. Part. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 505-537.
Martin-Hisard B. Le roi géorgien Vaxt'ang Gorgasal dans l'histoire et dans la légende // Actes des congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. V. 13. 1982 P. 205-242 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Rapp S. H. The Sasanian World through Georgian Eyes. Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. Ashgate Publishing, Ltd., 2014. 524 p.
Rayfield D. Edge of Empires: A History of Georgia. Padstow: Reaktion Books, 2012. 479 p.
Thordarson F. Colchis // Encyclopaedia Iranica. Vol. VI. Fasc. 1. 1992. P. 41-42 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Toumanoff C. Christian Caucasia between Byzantium and Iran: New Light from Old Sources // Traditio. Vol. 10. Cambridge: Cambridge University Press, 1954. P. 109-189.
Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian history. Washington D. C.: Gerorgetown university press, 1963. 601 p.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 12 апреля 2020, 19:50

    В 40-х гг. I в. до н. э. боспорский царь Фарнак и пергамский правитель Митридат разграбил святилище Левкотею. Иберия (Картли) воевала против Фарнака, врага Рима. Также ее противником был и Митридат Пергамский, который был вассалом Рима. Во время парфянского похода Марка Антония Иберия (Картли), Албания и Армения находились среди врагов Рима. Кассий Дион сообщал, что Публий Кандидий Красс разбил царя иберов (картлийцев) Фарнаваза II. Последний стал союзником римлян и присоединиться к походу против албанского царя Зобера. В ответ на это парфяне отправили в Иберию-Картли свое войско во главе с сыном Фарнаджома Мирианом II. Мириан восстановил на престоле династию Фарнавазиани. Он правил всего около десяти лет. Он сотрудничал с римлянами, не позволяя вторгаться через кавказские перевалы кочевым иранцам. Несмотря на это Иберия (Картли) осталась независимой от Рима. В ’’Деяниях Августа’’ сказано, что цари Иберии (Картли), Албании и Атропатены были в дружбе с Августом Октавианом. В 20 г. до н. э. Мириан II умер и на картлийский престол взошел Аршак II у которого мать была армянской принцессой. Ему в 1 г. н. э. бросил вызов Адерки сын колхидского царя Картама и дочери Фарнаваза II. Власть Фарнавазиани была сброшена во второй раз. Адерки был известен в грузинской традиции как царь Рок. В современных же ему источниках он был известен как Фарсман I. Поначалу этот царь жил мирно со своими соседями (нахами). Он пользовался римским содействием и границы Иберии-Картли и Албании охраняло четыре римских легиона. Император Тиберий посадил на армянский престол понтийца Зенона, что вызвало реакцию парфян. Парфянский шаханшах Артабан III в 34 г. сверг Зенона и сделал армянским правителем своего сына Аршака. Усиление власти шаханшаха вызвало неудовольствие парфянской знати и она свергла Артабана поставив правителем Тиридата. В картвельских землях римляне построили крепости Апсара и Питиунт. С. Рапп датировал правление Артага в 78-63 г. до н. э., Бартома – 63-30 гг. до н. э., Мирвана ІІ – 30-20 гг. до н. э., Аршака II – 20 г. до н. э. – 1 г. н. э. Началом I в. н. э. датировано правление Адерки и его соправителей Картама и Бартома. Касательно происхождения имен, то имя Артак имело армянское происхождение, Бартом и Мирван – древнеперсидское, Аршак – среднеперсидское (пехлевийское) . Поскольку Фарсман I был по матери родственником Арташесянов по материной линии, то картлийский правящий дом выдвинул свои претензии на Армению. В 35 г. Фарсман призвал к себе на помощь сарматов (аорсов) и албанцев. По Кассию Диону римляне пообещали Армению для одного из сыновей Фарсмана. По данным Тацита иберы (картлийцы) овладели Арташатом и Артабан был вынужден послать в Армению большое войско во главе со своим сыном Ородом. Иберы (картлийцы) призвали сарматов (аорсов), которые прошли Каспийской дорогой (Дербентским проходом), а те сарматы (вероятно сираки), кто шли на помощь парфянам, не прошли, поскольку были заблокированы иные проходы в Кавказских горах. Иберы (картлийцы) вместе с албанами и сарматами (аорсами) разбили Орода. В Армении воцарился сын Фарсмана Мирдат. Артабан отправил в Армению войско, но оно было изгнано римлянами. В правление Гая Каллигулы Мирдат был вызван в Рим и арестован. Он заигрывал с парфянами и не стал подчиняться Фарсману. Император Клавдий же отпустил Митридата в Армению и тот воцарился с помощью римлян. По данным Тацита в 51 г. Фарсман I начал борьбу с Митридатом. Также он воевал с Кавказской Албанией. Фарсман I отправил в Армению своего сына Радамиста и он около Гарни разбил Митридата. Однако в Армению вторглись войска парфянского царя Валарша и легко изгнав картлийцев поставили царем Армении Тиридата. Радамист снова вторгся и снова овладел Арменией, но был изгнан армянскими нахарарами в Иберию. В Армении воцарился Тиридат. Фарсман сблизился с Римом и казнил Радамиста за антиримские действия. В 58 г. когда императором был Нерон и в Армению был послан Гней Домиций Корбулон иберы (картлийцы) были снова союзниками римлян, как и цари Малой Армении, Коммагены и Понта. Картлийцы получили небольшую часть Армении. В 58 г. царем Иберии-Картли стал Мирдат (Михрдат в армянских источниках, Митридат в греческих источниках). Когда парфяне заняли Армению в очередной раз, после серии столкновений римляне в 63 г. заключили договор с парфянами по которому был установлен кондоминат над Арменией. Римские источники имеют приоритет над грузинскими источниками в которых указаны как правители сыновья Фарсмана Картам и Братман, а потом Азорк и Армазель. Мирдат был сыном второй жены Фарсмана, который предпочел его Радамисту. В Армазийской надписи упомянута его мать, что дает возможность того, что во время неполнолетия Мирдата она правила как регент. Мирдат правил сорок восемь лет. Однако сведения римских источников противоречат как грузинской традиции, так и Мовсесу Хоренаци, который утверждал, что в 70-х гг. I в. н. э. Мирдат умер и начал править Картам. Однако в армазийской надписи на арамейском и греческом языках Мирдат назван сыном великого царя Фарсмана и другом цезаря и любящих Рим иберов (картлийцев).
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 12 апреля 2020, 20:06

      Иосиф Флавий сообщал, что в 72 г. аланы заключив союз с царем гирканов совершили набег на Армению и Атропатену. Царь Гирканов здесь это картлийский царь Мирдат, который открыл Дарьяльский перевал для алан. В 72 г. он был неудолетворен, что Картли была исключена из числа претендентов на армянскую корону. Армянский царь Трдат был вынужден бежать перед лицом врагов и прекратил военные действия только женившись на аланской принцессе Сатиник. Император Нерон оказал помощь Трдату и аланы были изгнаны из Армению, однако аланская помощь помогла отстоять Мирдату земли на юг от Куры от напавших на Картли армян. На некотрое время армяне даже заняли Мцхету, но были отброшены картлийцами и разбиты в Джавакхети. Картлийцы вернули себе крепость Цунда. Преемником Мирдата в 106 г. стал его брат Амазасп І. Он был союзником римского императора Траяна в его парфянской кампании. Траян сделал Армению римской провинцией, а Амазасп своим союзом с Римской империей обезопасил свою страну от опасности поглощения. Картлийский царь умер в 116 г. в городе Нисибисе в новообразованой римской провинции Месопатамии. В грекоязычной эпитафии Амазасп был назван ’’сыном славных царей, братом Митридата, погибшем от рук парфян’’. Сын Амазаспа Фарсман II стал царем в 117 г. Он расширил владения Картли. Царство махелонов и гениохов царя Анхиала было подвластно Фарсману. Также картлийцам было подвластно царство зидритов у реки Чорох. В состав Картли входила и Аргвети. В грузинской традиции Фарсман назван Доблестным. В конфликте Рима и Парфии он встал на сторону последней, в результате чего был захвачен в плен. Освободился он из плена и отказался в 129 г. почитать римского императора Адриана, который прислал ему слона и другие ценные подарки. В ответ он прислал вышитые золотом плащи, в которые рассерженый римский правитель одел гладиаторов в знак презрения. В 131 г. Адриан отправил в Иберию-Картли послом Флавия Арриана. Тот также побывал в Колхиде и описал состояние дел в регионе. Колхида была разделена между апсилами, абазгами, сванами, лазами. Враждебными Риму были племена махелонов, гениохов, зидритов, чанов. В 134 г. Фарсман II организовал вторжение алан на Албанию и Атропатену. Также аланы вторглись в Армению и римскую Каппадокию. Царь Парфии Валарш II откупился от них, а наместник Каппадокии Флавий Арриан вынудил их отступить. Эллий Спартиан говорил, что император Адриан старался улучшить отношения с Иберией (Картли), но правитель последней держался независимо и отказался явиться в Рим. При следующем императоре Антонине Пие отношения улучшились и Фарсман II явился в Рим с большой свитой. Юлий Капитолин говорил, что Фарсман II проявил больше уважения к Антонину Пию, чем к Адриану. В это же время осложнились отношения Иберии-Картли с парфянами. Парфянский царь Валарш II жаловался на Фарсману II императору. Антонин Пий же признал новые границы Картли. Нужно сказать, что Римская оказывала влияние на Картли. При постройке картлийских фортификаций использовались римские технологии, картлийская знать строили виллы с термами и с полом с подогревом, римские серебрянные монеты вытеснили парфянские драхмы. Правитель Апсилии в Колхиде принял римское имя Юлиан. По предположению Д. Рейфилда около 138 г. Фарсман II умирает. В грузинской исторической традиции преемником Фарсмана назван Гадам, который правил недолго. Надпись же на армейском и греческом в Армази гласит, что правителем был Ксефарнуг, чье имя имело аланские корни. Д. Рейфилд рассматривает его как узурпатора. По предположению К. Туманова следующий царь Фарсман III воцарился в 135 г. Многие года правления он был неполнолетним и за него правила регентша его бабушка Гадама. Во внешней политике он придерживался дружбы с римлянами. Преемником Фарсмана III был Амазасп II. Грузинские источники приписывали ему победу над аланами. Его непродолжительное правление закончилось восстанием знати в 189 г., которое поддержали армяне и аланы.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 12 апреля 2020, 20:29

        В результате его к власти пришел Рев I, который имел эпитет Справедливый. Рев был сыном армянского царя Вологеса и он установил династию Аршакуни в Картли. Он относился терпимо к христианам и евреям, несмотря на доминирование традиционных верований. В 193 г. Рев поддержал Песцения Нигера, который провозгласил себя императором в Антиохии на Востоке. В 216 г. престол унаследовал его сын Ваче, а в 234 г. сын Ваче Бакур (персидское по происхождению имя). В 249 г. царем стал Мирдат II. Этому царю шаханшах Ирана из новой династии Сасанидов дал в дар серебряную чашу на которой Мирдат был назван питиахшем Джурзана (Грузии). Правители с Рева по Бакура известны только по грузинским источникам. Интересно отметить, что в II-III вв. не было династических браков, ни договоров Картли с Колхидой. В Колхиде доминировали лазы. Антонин Пий признал правителем региона лазского царя Бакура. В 260-265 гг. по данным сасанидских надписей Картли правил царь Амазасп III. В грузинских источниках назван царем Мирдатом IV. Д. Рейфилд считает, что его можно считать Мирдатом II. Он правил перед Амазаспом. В 265 г. престол унаследовал Аспагур I. Аспагур боролся против персов в союзе с римскими императорами Аврелианом и Карром. Однако римляне слабо помагали картлийцам и Аспагур был вынужден эмигрировать к аланам и там умер. С. Рапп предложил свою датировку правления картлийских царей от Фарсмана I до Аспагура. Фарсман I и Каос, Азорк и Армазель в 1-58 гг. Амазасп и Дерок правили в 106-116 гг. Фарсман II и Мирдат I в 116-132 гг. С. Рапп был сторонником идеи о диархии в Картли. Он датировал правление Адами 132-135 гг., Фарсмана III – 135-185 гг., Амазаспа II – 185-189 гг., Рева – 189-216 гг., Ваче – 216-234 гг., Бакура І – 234-239 гг., Мирдата ІІ – 249-265 гг., Аспагура І – 265-284 гг. Имя Каос происходили от иранского имени Кавус, Мирдат от иранского имени обозначавший дарованый Митрой (Митрадата, армянская форма имени была Михрдат, а греческая форма – Митридат), имя Фарсман имело среднеперсидское происхождение, как и Картам, Бартом, Азорк, Амазасп, Бакур, имя Аспагур имело древнеперсидское происхождение, а Рев и Ваче не имели иранских соответствий. Дочь Аспагура Абешура вышла замуж за Мириана III. Последний, по мнению К. Туманова, принадлежал к персидскому роду Михран. В картвелогии династию основаную ним принято называть Хосровидами. Нужно отметить, что Хосроями в восточнохристианской традиции называли шаханшахов Эраншахра. Некоторые списки Обращения Картли же умалчивают о персидском происхождении Мириана и называют его отцом некоего Льва. Н. Джанашиа сомневался в персидском происхождении Мириана, аргументируя это тем, что армянский хронист Фавст Бузанд указывал, что в то время правили Фарнавазианы. На это И. Семенов резонно отвечал, что с предыдущей династией Мириан был связан через брак с Абешурой. М. Броссе считал, что Мириан первоначально был назначен в Картли не как царь, а питиахш провинции Гачиани. Леонти Мровели приписывал Мириану царствование над Арменией, Рани, Эретией, Моваканом и Эгриси. И. Семенов считает, что в 251 г. Мириан был назначен питиахшем Гугарка своим отцом шаханшахом Шапуром. Между 262 и 298 гг. он овладел престолом Картли. В 298 г. Гугарк был передан римлянами армянам. Датой рождения Мириана русский исследователь датирует временем до 243-244 гг.С. Рапп датировал дату рождения Мириана III 277 г., а временем воцарения назвал 284 г. Он указывал, что вероятно в списке царей в ’’Обращении Картли’’ отцом Мириана был Рев, а не Лев. Тот же царь Амазасп III был ставленником шаханшаха Шапура I и был назван одним из персидских сановников. В Картли в I-III в. н. э. в Картли распространились римские монеты денарии и ауреусы, а также парфянские драхмы. Импортировалась римская керамика. Картли активно взаимодействовала и торговала с Римской империей. Римские изделия фиксировались как в городах (Мцхета, Урбниси, Уплисцихе), в административных центрах (Згудери, Бори, Клдеети), так и в селах (Ничбиси, Хандаки, Атоци). В сельской местности частно находили клады с денариями Августа Октавиана и драхмами Готарза. Эллинистически-римская культура распространилась в Картли в городах и среди знати. В городах появились водопроводы и термы (бани). Среди простого населения распространились черепичные погребения, а среди знати погребения в каменных саркофагах. Среди картлийской знати распространился обычай применения гемм в качестве печати. На резных камнях распространены были изображения римских богов Фортуны, Изиды, Минервы, Виктории, Зевса, Марса, Плутона, Асклепия, Аполлона. Распространились геммы с изображениями античных сюжетов. Широко применялись греческий и арамейский языки. В Армази в 150 г. была написана арамейско-греческая билингва. В греческом тексте упоминалась Серапеит дочерь питиахша Зеунаха младшего сына Публия Агриппы, который был епитропосом царя Ксефарнуга. В арамейском тексте упоминалась Серапит дочь Зеваха Младшего битахша царя Фарсмана, жена Йодмангана победоносного, который одержал множество побед, придворного Сепарнуга (Ксефарнуга) и сына Агриппы. В обеих текстах сказано, что Серапит умерла в возрасте 21 года. Билингва привлекает внимание тем, что там упоминаються придворные царя и один из них носил римское имя. О. Лордкипанидзе характеризирует Картли I-III вв. как централизованное сильное государство .
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 12 апреля 2020, 20:49

          Картли при падении Парфянской империи столкнулось с новым могущественным соседом – Эраншахром Сасанидов. Новая династия имела большие амбиции. В 260 г. Шапур провозгласил себя царем и Ирана и не-Ирана. В 80-х гг. III в. Картли находилась в зоне влияния персов. Мириан III был союзником персов и вместе они воевали против армянского царя Трдата. В Картли христианство проникало из Лазики. Торговый путь по Певтигреновой карте шел через Себастополис (Сухуми) на Каспи и Мцхету, а оттуда в Армению и Эраншахр. В 298 г. вследствие проиграной войны персы пошли на заключение мира по которому признавали зависимость Иберии-Картли от Рима. Мириан III стал вассалом Рима. Император Константин I примирил между собой Мириана III и армянского царя Трдата III. Младший сын Мириана отправился к римлянам как заложник. Мовсес Хоренаци сообщал, что Трдат отправился в поход на персов и к нему присоединился Михран (Мириан), на которого он полагался, как на христианина. И. Семенов указывает, что это анахронизм, поскольку во время похода Трдата на персов Мириан еще не принял христианство. Также Мовсес Хоренаци упоминал его как правителя Иверии (Вирк) и бдешха Гогараци. В 325 г. епископ от Питиунта Стратофил был на соборе в Никее. Об утверждении христианства в Грузии сообщали Геласий Кесарийский, Руфин, Теодорит Кирский, Сократ, Созомен, Геласий Кизикский. Геласий Кесарийский сообщал, что пленная христианка вылечила царицу иберов (картлийцев) и расположила к себе царя. Мовсес Хоренаци упоминал о христианской пленнице Нунэ (Нино) и царе Михране (Мириане), который был вассалом армянского царя Трдата. Согласно ’’Обращению Картли’’ указаная проповедница бежала из Армении, где царь подверг христиан мученическую смерть. Она прибыла в Джавахети, а оттуда в Мцхету и увидела, что народ поклоняется языческим богам. Благодаря молитвам Нино Бог наслал на город непогоду и низверг идолов. Сама Нино прожила шесть лет и проповедовала христианство. Картлийский царь задумал истреблять всех христиан, но на него спустилась мгла и его просьбы к своим богам были не действенными, а лишь просьбы к христианскому Богу возымели действие. На горе Тхоти царь уверовал. Он потом отправил к кесарю (императору) римлян послов, чтобы они прислали им священников для крещения народа. Присланные к нему люди крестили царя, его семью, двор и народ. В районах Джвари, Тхоти, Уджарма были воздвигнуты кресты. Был построен храм Свети Цховели. Нино же проповедовала христианство в Цобени и Эрцо-Тианети в горной Картли. Согласно ’’Обращению Картли’’ азнауры поставили церковь в Мцхете в IV в., в V в. в царствование Арчила азнауры построили Стефан-Цминда. По ’’Житию Святой Нино’’ она крестила жителей Эрцо и Тианети. Однако большинство горцев не приняло христианства, а также зять царя. Из-за того, что Мириан III принял христианство император Константин освободил его сына Бакура. По мнению Н. Джанашиа христианство было принято в 337 г. Этого же мнения придерживался К. Туманов. К. Лабас указывался на христианизацию Картли в 334-336 гг. Д. Рейфилд считает реальным годом крещения Грузии 317 г., год когда в Грузии произошло солнечное затмение. Об обращении карлийского царя и затмении сообщал и римский хронист Руфин из Аквилеи. Принятие христианства было подготовлено деятельности Мани в Эраншахре. Манихеи признавали Иисуса Христа пророком. В IV веке была обращена Лазика и там основана церковь в Нокалакеви. В христианство были обращены лазы и апсилы. Первым христианским епископом Картли стал Иоване, который правил в 337-365 гг. Картлийская церковь стала автокефальной еще в 487 г., а Константинополь признал ее в 681 г. В Картли вскоре после обращения были введены грузинский алфавит и грузинская литургия. В Лазике же языком богослужения оставался греческий, но несмотря на это христианство сблизило картвельские государства. В ’’Житии Петра Ивера’’ сказано, что первым христианским царем стал Бакур. Армянский историк Агафангел назвал просветителем Картли Григора. Мовсес Хоренаци писал, что Картли обратили Нино и Григор. В V-VI вв. Петр Ивер основал грузинский монастырь в Иерусалиме. В 430 г. в храме Святого Креста в Иерусалиме была создана грузинская мозаичная надпись. В V в. грузинские монахи в Палестине, Сирии и Египте начали переводить на грузинский язык богослужебные книги с арамейского, армянского и греческого языков. По мнению Д. Рейфилда в 338 г. Мириан III воевал с народами Северного Кавказа, отражая их вторжение. И. Семенов датирует его смерть 336-342 гг., высчитав эту дату на основании данных ’’Жития Святой Нино’’. При этом он отмечает, что в грузинских источниках в отличии от армянских не сказано о гибели Мириана в борьбе с маскутами и дагестанскими народами приведеными в Армению Санатруком (Санесаном). Несмотря на смерть императора Константина I в 30-50-х гг. IV в. Иберия-Картли находилась в сфере влияния римлян. В 361 г. Мириан умер.
             Lion
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 12 апреля 2020, 20:55

            Основателем царства Иберии считается Фарнваз I Великий (305-240 д.н.э.). В 305 г. д.н.э. объединённая армия новообразованной Иберии и игравшего огромную роль в регионе Великого Айка под руководством Фарнваза I Великого освободила от армии Селевкидов территорию современной Грузии. Во время жизни этого талантливого, долго правившего царя окончательно сформировалось царство Иберии.
            С расположенным к югу от него Великий Айком с самого начала сложились крайне сложные и противоречивые отношения.

            Так, уже в 297 г. д.н.э. объединённая армия царств Иберии и Великого Айка под руководством Фарнваза I на территории Иберии победила вторгнувшуюся армию Понтийского царства. Однако в 280 г. д.н.э. последовало очередное нападение Понтийского царства, уже в направлении принадлежащих Великому Айку Бардзр Хайка, Тайка и Гугарка. И хотя объединённая армия царств Великого Айка и Иберии и в этот раз отбросила врага, однако вошедшая в Гугарк армия Фарнваза I Великого отказалась оставить его. В сложившихся сложных условиях царь Великий Айка Артавазд I (ок.305-ок.247 г. д.н.э.) вынужден был согласиться с этим фактом. Гугарк перешёл царству Иберии. Это стало причиной осложнения отношений в последующие века, а Иберия отныне никогда не отказывалась от идеи утверждения своей власти над этой исконной армянской провинцией.

            В 211 г. д.н.э. армия царства Великого Айка под руководством Ерванда III (212-201 г. д.н.э.) освободила Гугарк от армии Иберии и в провинции было установлено княжение нахарарского дома Каджберуни.Царство Иберии признало главенствующую роль царства Великий Айка.

            Сын Фарнваза I Великого Саурмаг I (240-210 г. д.н.э.), как и его сын Михран I (210-160 г. д.н.э.) вынуждены были согласиться со сложившейся ситуацией. Михран I даже во исполнение своих вассальных обязанностей помогал Ерванду III, когда последний боролся с Арташесом - будущим Арташесом I (201-189 г. д.н.э. правитель, 189-160 г. д.н.э. царь). Однако этот хитрый царь Иберии ждал благоприятный случай, который вскоре представился.

            В начале 180-ых г. д.н.э. многочисленное и мощное кочевое племя сарматов перешло Волгу и наголову разбило правивших на этой территории скифов, малая часть которых сместилась к западу, приняв в дальнейшем главенство сарматов, а основная часть слилась с сарматами и усилила последних.Следствием этого было в частности то, что в обширных степях от Дуная до Волги образовалось возглавляемое царским племенем сарматов, именуемым аланами (в западных источниках - "роксаланами") мощное Аланское царство, которое вело активную политику внешних завоеваний. Михран I попытался использовать мощь сарматов.

            И, хотя поход сарматов, горцев и иберийцев в 184 г. д.н.э. закончился их разгромом, однако царство Великий Айка вступил в длительную и тяжёлую борьбу против царства Селевкидов, что дало возможность Михрану I совершить ещё одну попытку.
            В 165 г. д.н.э. он захватил Джавахк и пленил царевича Зареха. Однако, через 3 года, в 162 г. д.н.э. царь Иберии потерпел разгромное поражение от армии царства Великий Айка и был вынужден окончательно отказаться от всех своих замыслов и признать своё полное поражение...

            В 93 г. д.н.э. в битве в Ташире армия царства Великого Айка, выступив по просьбе князей Иберии, которые, свергнув Фаранджома (160-93 г. д.н.э.), попросили Тиграна II Великого назначить его сына Аршака, женатого на дочери иберийского царя, царём, выдвинулась на север и в жаркой битве разгромила руководимую Фаранджомом армию Иберийского царства. Фаранджом был убит, царём Иберии провозглашён Аршак - Аршак I Армянин (око 93-90 г. д.н.э.) и Иберия попала под управление Великого Айка. Об этих событиях повествует "Картлис Цховреба" (Леонтиос Мровели и Давид Багратиони). Мровели указывает как место битвы Ташир, а Багратиони конкретизирует - вблизи Лори. В свою очередь Мровели считает царя Иберии Аршака I Армянина сыном Вагаршака I (247-225 г. д.н.э.), а Багратиони - Арташеса I (201-189 г. д.н.э. правитель, 189-160 г. д.н.э. царь), однако оба сообщения ошибочны. В действительности, принимая во внимание, что во время царства Аршака I Армянина в Великий Айке царём был Тигран II Великий, можно уверенно сказать, что Аршак был именно его сыном. Интересно, что, начиная с этого времени, в течении нескольких десятилетий Иберия признаёт верховенство Великого Айка и во время Аршака I Армянина (ок. 93-90 г. д.н.э.) и его сына Артака (ок.90-60 г. д.н.э.) армия Иберии действует в составе войск Великий Айка.

            Кратковременное и символическое провозглашение "союзником и другом" Рима в результате похода Помпея существенных изменений не повлекло. Но уже в середине того же века однозначное главенство Великого Айка над Иберией начинает уменьшаться. Царство Великий Айк пытается сохранить на троне Иберии род сына Тиграна II Аршака I Армянина в лице внука последнего Фарнваза II (ок. 60-35 г. д.н.э.) и его зятя и соправителя последнего Картама I (ок. 38-35 г. д.н.э.), в то время, когда Парфия желает видеть в руководстве страны своего кандидата - продолжателя рода царствовавшего до Аршака I Армянина в Иберии рода Фарнваза, внука Фаранджома и по понятным причинам ненавидящего Аршака I Армянина и его род Михрана - Михрана II (35-ок.20 г. д.н.э.). В 35 г. д.н.э. в битве у реки Дебед объединённая армия Великого Айка и Иберии потерпела тяжёлое поражение, а Фарнваз II и Картам I погибли. Царём Иберии был провозглашён женатый на вдове Картама I Михран - Михран II (35-ок. 20 г д.н.э.).

            После этого на несколько десятилетий Иберия вышла из орбиты политического воздействия царства Великий Айк. Единственное, что смогли сделать армяне в этих условиях - это дать приют сыну Картама I.

            Уже в 16 г. н.э. для возвращения отцовского трона из Великого Айка в Иберию вступает армия Великого Айка, руководимая сыном Картама I - Михрдатом. Эта армия побеждает армию сына и наследника Михрана II - Аршака II. Аршак II был убит. А Михрдат - Михрдат I был провозглашён царём Иберии. В результате этого не только род Фарнвазидов навсегда лишился царствования и на троне Иберии утвердилась ветвь Грузинских Аршакидов, но и снова возросла роль Великого Айка. Но в последующие десятилетия в условиях возникшей в Великом Айке неразберихи "иберийская политика" особых успехов добиться не смогла. Цари Иберии начали вести достаточно независимую и про римскую политику. Такой поворот особенно проявился при внуке Михрдата I - деятельном и талантливом Фарсмане I (35-74). В этих условиях для сохранения влияния на Иберию царства Великий Айк и Парфия вынуждены были объединить усилия с целью ограничения влияния Рима в этой стране. В свою очередь брат Парсмана I Михрдат и сын Радамизд несколько раз претендовали на трон Великого Айка, но так и не смогли достичь своей цели. Установившееся на век равновесие в регионе с середины I века по середину II века не позволило какой-либо стране иметь однозначно ведущую роль в Иберии, хотя эта страна находилась в орбите политического влияния царств Великий Айк и Парфии.

            Роль Иберии особенно возросла по причине того, что она была своеобразным посредником и буфером между достигшим пика своей мощи царством Аланов и другими странами.

            В результате именно во время Фармана II Храброго переживавшая подъём Иберия при поддержке Рима начала вести всё более независимую политику. Этот процесс некоторое время приносил определённый успех, но в дальнейшем равновесие сил в регионе заметно изменился и на первый план вышли другие обстоятельства.

            Дело в том, что после Вахарша I (117-144) царём Великого Айка стал Тигран VII Сохем(144-161,164-186), который поднявшись на трон с помощью Рима, в результате нарушил традиционный союз между Парфянским царством и Великим Айком и начал преимущественное союзничество с Римом. В результате в сложившемся положении про римские Великий Айк и Иберия серьёзно ограничили возможности Парфии в Армении и Закавказье. Этому Парфянское царство смогло ответить только убийством Фарсама II и воцарением его брата Михрдата.

            После воцарения Михрдата II в Иберии в течении нескольких лет значительно усилились про парфянская ориентация во вред Риму и его тогдашнему союзнику Великому Айку. В этих условиях в 155 году объединённая армия Великого Айка и Иберии под руководством римско-армянского претендента на трон, сына Михрдата II, Амазаспа победила армию Михрдата II. Михрдат II погиб, а Амазасп - Амазасп был объявлен царём Иберии. После свержения Михрдата II и воцарении Амазаспа II(155-180) в Иберии снова возросло влияние Рима и Великого Айка. Но со временем выяснилось, что Амазасп II тоже придерживается пропарфянской ориентации. В этих условиях в 180 г. руководимая новым претендентом на иберийский трон, сыном Тигрнана VII Сохемоса и сестры Амазаспа II Аревом объединённая армия Великого Айка, римская и некоторых князей Иберии, а так же аланы разбили армию Амазаспа II. Амазасп II был убит, а Арев - Рев стал царём Иберии.

            Во время Иберийского царя Рева (180-ок.210), его сына Ваче Справедливого (ок.210-225), сына Ваче Бакура I (225-235) и сына последнего Аспагура I (235-255) Иберия не только находилась в поле политического влияния Великий Айка, но и, происходя от последнего царья Цопка Артанеса (ок.140 г. Д.н.э.-94), а через него - от Армянских Аршакуни, представители царского дома Сохемоса являлись самыми верными союзниками Великoго Айка.

            Однако в условиях резкого ослабления Великого Айка после смерти Хосрова I Храброго и ненадолго сменившего его Аспагура I царём Иберии был провозглашён сын Шапуха I (247-272) Михран - Михран III (ок. 255-320), в результате чего в Иберии утвердилась имеющая предположительно Сасанидские корни и проводящая антиаршакидскую политику династия. В этих условиях начиная с середины III века до середины IV и особенно после восхождения на трон Великого Айка Трдата II Великого, отношения между царствами Великий Айк и Иберии стали весьма напряжёнными.

            Во второй половине III века и первой IV между Великим Айком и Иберией с переменным успехом произошли несколько столкновений, которые серьёзных результатов не имели. Во второй половине века, пользуясь войной против Персии, Иберия захватила Гугарк, но во время Папа (371-374) оно снова была в границах Великого Айка.

            Гугарк оказался в границах Иберии только после 387 года, однако к этому времени царство Иберия сама уже настолько ослабло, что ослабший Великий Айк, а в дальнейшем Армянское марзпанство и территория царства Иберия с конца IV века по начало VI века практически в равной степени принадлежали Персидской империи Сасанидов. Ситуацию существенно не изменил даже воинственный Вахтанг I Горгасал (446-491), после смерти которого царство Иберия начало разваливаться ускоренными темпами.

            В 523 г. в Иберии состоялось очередное выступление против Персидской империи, после разгрома которого царь Иберии Дачи (491-523) был свергнут, а царство Иберии было резко ослаблено. Уже сын Дачи Бакур IV (523-540), его сын Фарсам V (540-558), сын его брата Фарсам VI (558-565) и сын последнего Бакур V (565-580) из-за усиления центробежных феодальных тенденций и давления Персии по сути были лишены реальной власти.

            В то же время, уже начиная с правления Бакура IV, Персидская империя стала уделять всё большее и большее внимание хозяевам армянских поместий в Тайке и Гугарке, стремясь в их лице не только получить центробежные силы, направленные против последних царей Иберии, но и сформировать мощный противовес. В этих условиях, начиная с начала VI века, Багратуни постепенно набирают большую силу, своё фактическое влияние распространяя также на север Гугарка и Тайка, оказавшиеся в Иберии, где недовольные собственными царями грузинские князья готовы были подчиниться скорее не более сильным властителям, а пусть и более сильным, но по сути равным им по положению Багратуни...

            Этот процесс ослабления центральной власти, обусловленный развитием феодальных общественных отношений, достиг своего логического финала в 580 г., когда царь Персии Ормизд IV (579-589) сверг последнего царя Иберии Бакура V, однако одновременно в сложившихся военно-политических условиях не почувствовав себя достаточно уверенно, оставил вопрос организации территории Иберии местным князьям. В возникшем политическом вакууме эрисмтаваром (князем-князей) был провозглашён Гурген-Гуарм Багратуни (568-595) - сын Баграта (532-568), внук Гурген-Гуарм (527-532), который был женат на дочке Горгасала. Последный Гурген-Гуарм, теска Горгасала, был сыном Баграта (ок. 505-515) и внуком Смбата (482 - ок. 505). Смбат же был сыном прославленного Саhака Багратуни (475-482), Марзпана Армении, героя восстания 481-485 годов, мецената Мовсеса Хоренаци. Провозглашенный эрисмтаваром Гурген-Гуарам Багратуни (568-595) одновременно с этим получил от от Юстиниана II (565-578) звание куролапата.

            В итоге:
            а) де-юре было узаконено уже более пол-века существовавшее положение - утверждение лидерства Багратуни в Грузии.
            б) младшая ветвь Багратуни- Северные Багратуни - получали силу, равную их главной ветви.

            Таким образом, многовековой период сложного и полного противоречивых отношений соседства царств Великий Айк и Иберии завершилось. Характерно и закономерно также, что завершился этот период не менее сложным и противоречивым образом - объединением Северной Армении и Иберии под властью Армянских Багратуни.
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 12 апреля 2020, 21:11

              В 361 г. Мириан умер. В последние шестнадцать лет своей жизни он делился властью со своим сыном Ревом II. Д. Рейфилд считает, что престол после смерти Мирвана III перешел к Саурмагу II. И. Семенов считает, что Рев II имел удел в Уджарме и умер незадолго перед смертью отца. В Картлис Цховреба указано, что правящего после Мириана царя звали Ферозом, который был персом и которого Мириан еще при своей жизни сделал правителем провинции Гардабани. Мовсес Хоренаци дважды упоминал о Перозе из рода Гардаманаци. Этот Пероз был сыном Фероза, который стал зятем Мириана еще до 298 г. Внук Мириана Бакур был женат на внучке Фероза. Младшим сыном Мириана был Бакур время смерти которого по И. Семенову не можно установить даже приблизительно. На престол кроме Бакура претендовал сын Рева Тардат, но римляне предпочли Бакура. Наследником Бакура по мнению И. Семенова был Мирдат III. Нужно отметить, что в ’’Обращении Картли’’ преемником Бакура назван Тардат, в то время как в Картлис Цховреба назван Мирдат (Михрдат). По гипотезе И. Семенова Михрдат умер между 364 и 368 гг. Аммиан Марцеллин сообщал, что в 360 г. римляне одарили царя Иберии (Картли) Мерибана. По мнению И. Семенова римский хронист просто спутал Мирвана с Мирдатом и союзника римлян было звать Мирдат. Мовсес Хоренаци сообщал, что в правление в Армении царя Аршака иверийцы (картлийцы) помогали армянам. Саурмаг II выступил на стороне армянского царя Аршака II в его борьбе против персов. Эта война была частью более масштабной римо-персидской войны. В 363 г. император Юлиан погиб в войне с персами, а в 368 г. персы вторглись в Картли и сделали правителем государства Вараз-Бакура I. Аммиан Марцеллин указывал, что персидский шаханшах Шапур II изгнал некоего Савромака и поставил править Аспакура. Д. Рейфилд отодествляет Аспакура с Вараз-Бакуром. И. Семенов преполагает, что Савромак это никто иной как Саурмаг II. Саурмаг II был двоюродным братом Вараз-Бакура, а его отец был родным братом Мириана. В 369 г. римляне оказали помощь царю Армении Папу. Их помощи попросил картлийский царевич Саурмаг. В 370 г. на помощью ему пришли легионы Теренция, которые подошли к Куре. Не имея сил противостоять римлянам, царь Иберии (Картли) Вараз-Бакур I попросил разделить царство, поскольку его сын Ультра находился как заложник у персов. Прилегающая к Армении и Лазике часть Картли была отдана Саурмагу, а часть прилегающая к Кавказской Албании – Аспагуру. Однако персы были не согласны с этим разделом. Шаханшах Шапур требовал от римского императора Валента вывести войска и сделать царем Вараз-Бакура I. Однако некоторое время персы были вынуждены с этим мириться. Вараз-Бакур некоторое время правил Шида-Картли. Разделение Картли на две части длилось до гибели императора Валента в битве под Адрианополем в 378 г. После этого персы изгнали Саурмага. Согласно ’’Обращению Грузии’’ в правление Вараз-Бакура I в Сюник пришли персидские марзбаны, а в Тбилиси пришел персидский питиахш. Он построил себе крепость в Тбилиси и с того момента армяне и грузины стали данниками персов. В конце 70-х гг. IV в. персы подчинили себе всю Картли. При Вараз-Бакуре I произошли гонения на христианство. После него царем стал Бакур дед Петра Ивера. В 387 г. Рим и Эраншахр договорились про разделение сфер влияния. Западная Армения и Лазика попали в сферу влияния Рима, а Картли и остальная часть Армении и Кавказская Албания были под властью персов. К Картли от Армении перешло бдехшство Гугарк. В вассальных царствах правили цари. По мнению Д. Рейфилда после Вараз-Бакура правил его сын Мирдат, а после него Вараз-Бакур II. В ’’Обращении Картли’’ царем назван Бакур сын Вараз-Бакурa. Однако в Картлис Цховреба царем назван Тардат. И. Семенов временем его правления называет 387-394 гг. По мнению Д. Рейфилда Вараз-Бакур II строил христианские церкви. По мнению исследователя в 394 г. престол после Вараз-Бакура II унаследовал его шурин Трдат.

              - - - Сообщение автоматически склеено - - -

              Цитата

              И хотя объединённая армия царств Великого Айка и Иберии и в этот раз отбросила врага, однако вошедшая в Гугарк армия Фарнваза I Великого отказалась оставить его. В сложившихся сложных условиях царь Великий Айка Артавазд I (ок.305-ок.247 г. д.н.э.) вынужден был согласиться с этим фактом. Гугарк перешёл царству Иберии. Это стало причиной осложнения отношений в последующие века, а Иберия отныне никогда не отказывалась от идеи утверждения своей власти над этой исконной армянской провинцией.

              Вообще-то греко-латинские источники характеризируют Гогарани (по армянски Гугарк) как иберийскую (картлийскую) провинцию. Армянской эта область стала при Арташесе Первом. Ну и населеной армянами стала со временем. Вот во времена Вахтанга Горгасала она населена преимущественно армянами. Но после нескольких столетий Гугарк двуэтничен (грузины и армяне). При армянских Багратуни снова преимущественно армянский. Ну а с 1118 г. по 1801 г. в составе Грузии как провинция Сомхити (от грузинского сомехи обозначавшее армян).
                 Lion
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 12 апреля 2020, 21:24

                Как пограничная территория, там вне сомнении были грузины, но грузинская государственность образовалась в 301 году, а до этого Гугарк включали в состав своего царства еще цари Араратского царства. Вообще, не знаю, насколько хорошо Вы знакомы с ландшафтом Гугарка, но скажу Вам вот что - чисто климатический, да и по ландшафту это Армении. Далее, когда выходишь с северной стороны Боржоми, уже начинается "климатическая" Грузия.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 12 апреля 2020, 21:29

                  Цитата

                  Араратского царства.

                  Урарту не армянское, а хурритское государство.
                     Lion
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 12 апреля 2020, 21:34

                    Отбираете все из армянской истории, обираете ее, потом хотите иметь результат.

                    Ваше мнение понятно. Мое мнение, это всего лишь один из этапов развития армянского государства.

                    Впрочем, даже после Араратского царства грузинскому государству еще лет 300 еще нет. Так что как не крути, Гугарк был в начале в составе именно Армении.
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 12 апреля 2020, 21:39

                      Цитата

                      Отбираете все из армянской истории, обираете ее, потом хотите иметь результат.

                      Вам просто не нужно присваивать чужое. Хурриты не-индоевропейцы. Хайасцы входили в состав Урарту как поданные. А мушки-протоармяне Мелида добили Урарту.
                        • 4 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                         Похожие Темы
                        СГрузия, Алания и Кавказ
                        К вопросу о влияние Багратидов в регионе
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 19 апреля 2024, 09:59
                        АГрузия в Новое время
                        Грузия в Новое время
                        Автор Ş Şegirt
                        Обновление 19 апреля 2024, 07:44
                        АДревняя Греция
                        Воины-греки, лидийцы с VIII вднэ до македонской экспансии
                        Автор Ш ШиП
                        Обновление 08 марта 2024, 13:45
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Древний Восток Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 23 апр 2024, 19:43 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики