Диаоха (Диаэни; ассир. Дайаэни, урарт. Диауэхи) — древний регион и племенное государственное образование на юго-западе Закавказья, граничивший с южными границами Колхиды и северо-западными границами Урарту. В основном охватывает бассейн реки Чорох. Его столицами были города Шашилу и Зуани.Наименование Диаоха впервые упоминается в ближневосточных источниках в XII — VIII веках до н. э. В ассирийских же надписях упоминается как Дайаэни (Дайани).
Древние греки называли население региона «таохами», а историческую область — «Страна таохов», Тао (Тайк).
Несмотря на многочисленные научные исследования вопрос о населении Диаохи остаётся открытым.
Согласно одной недоказанной версии, население этого региона относилось к протокартвельским (древнегрузинским) племенам
По другой более вероятной версии (к ней склонялись такие авторитеты как И. М. Дьяконов и Г. А. Меликишвили), этот регион населяли хурриты (предположительно и таохи имели хурритское происхождение).
Так Б. А. Арутюнян, анализируя этническое происхождение бассейна реки Чорох в I тысячелетии до н. э., сделал сомнительный вывод, что в VII — VI веках до н. э. этот регион «... был населён скифскими племенами, подчинившими местное армянское население, а в районе устья реки Чорох — грузинские племена. Во второй половине I тысячелетия до н. э. они, в основном, оказались в водовороте формирования армянского народа и были арменезированы». В целом он склоняется к версии о смешанном составе населения данной территории
Первое упоминание относится к 1112 году до н. э., когда ассирийский царь Тиглатпаласар I (1115 — 1076 до н. э.) совершил поход на север, к Чёрному морю: «Всех царей я захватил в плен живыми. Их всех я пощадил, сохранил жизнь, но оставил в заложниках их сыновей. Я обложил их данью — в 1200 лошадей и 2000 голов крупного рогатого скота и отправил их в свои страны. Сени — царя страны Дайаэни, который не повиновался ассирийскому божеству, связанного я отвез в мой город Ашшур и там пощадил его. Когда покорился он великим божествам, я отпустил его».
В 845 году до н. э. на территорию Диаохи вновь пришли ассирийцы, и царь Салманасар III (858 — 824 до н. э.) покорил её. В его анналах записано: «В 15-й год моего правления я пошел на страну Наири. У истока Тигра я высек изображение моей царственности на скалах гор, где выходит вода, записал на нем победу моего могущества и пути моей отваги. Я прошел перевалом Тунибуни, поселения Араму урартского до истока Евфрата я разрушил, снес, сжег огнем. Я подошел к истоку Евфрата, принес жертвы моим богам, оружие Ашшура омыл в нем. Асиа, царь Дайану,) обнял мои ноги. Подать и дань я получил от него, сделал изображение моей царственности и поставил в его городе».
Вскоре Диаоха стала объектом экспансии царей Урарту Менуа (ок. 810 — 786 до н. э.) и Аргишти I (786 — 764 до н. э.). Они несколько раз нанесли поражение царю Утупурши, который уплатил урартам богатую дань, включавшую скот, золото, серебро и медь. Диаоха обязалась поставлять Урарту ежегодно более пяти тонн меди, а также золото и скот. Затем, в ходе военного похода, южные области Диаохи были присоединены к Урарту. В VIII веке до н. э., уже после разгрома, учинённого урартами, северные земли Диаохи вошли, предположительно, в состав Колхиды (Кулху). C 760-х годов до н. э. в надписях урартских царей Диаоха уже не упоминается, таким образом, Урарту и Колха стали соседями.
Цари Диаохи
Сени, царь страны Дайаэни (уп. 1112 до н. э.), подчинен Тиглатпаласаром I.
Асиа, царь Дайану (уп. 845 до н. э.), подчинен Салманасаром III.
Утупурши, царь, подчинен Менуа и Аргишти I.
Колхида
Спойлер (раскрыть)
Колхида (др.-греч. Κολχίς, лат. Colchis), Эгриси (груз. ეგრისი), Кулха, (урартск. Culha), Арги (мегр. არგი), изначально в д/гр.миф. Айя/Эа — историческая область, политическое образование и древнее государство(Колхидское царство) в Закавказье, преимущественно на западе современной Грузии. Область располагалась вдоль восточного побережья Чёрного моря (Черноморское побережье Кавказа), занимая Колхидскую низменность и прилегающие районы. Современная локализация — Аджария, Абхазия, западные края Грузии Самегрело-Верхняя Сванетия, Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия, Имеретия, Гурия; илы Турции Ардахан, Артвин и Ризе, а также районы России: Сочи и Туапсинский район.
Название области впервые было упомянуто в 13 веке до н. э. в ассирийских и урартрских клинописях как «Кулха», «Колха» или «Этиу» и относилось к сильному государственному образованию, созданному проживавшими здесь древними грузинскими племенами — колхами , которые сыграли значительную роль в формировании единой грузинской нации и государства , поэтому Колхиду принято считать древней грузинской исторической областью.
Современное наименование Колхида (дословно переводимое, как «земля колхов») стало употребляться древними греками , а затем и античными авторами (в частности Пиндаром и Эсхиллом) лишь в середине 1 тысячелетия до н. э.. После ослабления Колхиды термин применялся уже не к государственному объединению, а к исторической области, на территории которой в VI веке до н. э. возникли милетские торговые колонии-полисы, основанные на месте древних колхидских городов, разрушенных скифо-киммерийским нашествием. Среди них самые крупные: Питиунт (совр. Пицунда), Батус (совр. Батуми), Гераклея (совр. Анаклия), Диоскуриада (в период римского владычества город стал называться Себастополисом; совр. Сухуми), Фазис (совр. Поти), Гюэнос (совр. Очамчира), Несис или Никопсия (ныне Россия, совр. Туапсе), Апсарос (совр. Гонио) и Ризос или Ризея (ныне Турция, совр. Ризе).
Наиболее ранее описание Колхиды встречается у отца древнегреческой истории — Геродота, а также у Страбона и Ксенофонта.
Местное (картвельское) наименование этой исторической области — Эгриси. Оно происходит от названия самого крупного колхского племени эгров (современные мегрелы). Сегодня большую часть центральной Колхиды занимает регион Самегрело, который является прямым топонимическим, генетическим, историко-культурным наследником Колхиды-Эгриси.
До возникновения первых государственных образований на территории Колхиды существовала широко распространённая колхидская археологическая культура, относившаяся к позднебронзовому и раннежелезному векам и примерно датируемая периодом с 16 по 7 вв. до н. э..
В процессе своего развития население Колхиды переходит от родовых взаимоотношений к более высокому уровню племенных объединений. Историки полагают, что союз племён Колха, впервые упоминаемый во II тысячелетии до н. э. в ассирийских и урартских клинописях, являлся наиболее ранним картвельским государственным образованием, возникшим на территории Закавказья. Уже в начале I-ого тысячелетия до н. э. Колха трансформировалась в могущественное и высокоразвитое Колхидское царство, охватывавшее большую часть восточного побережья Чёрного моря. Ранее всего оно упоминается в середине I тысячелетия до н. э. в мифе об аргонавтах, изложенном греческими авторами Пиндаром и Эсхилом. Данный факт свидетельствовал о высоком уровне взаимосвязей Древней Греции и Колхидского царства, возможно обусловленного возникновением торговых полисов-колоний. Грузинские историки придают также большое значение сообщению Геродота о четырёх народах Передней Азии: персах, мидянах, сасперсах и колхах, полагая что колхи, как и персы, должны были иметь собственное государство. Официальная грузинская историография полагает, что население Колхиды середины I тыс. до н. э. было высокоразвитым, полисы были основаны не греками, а местным населением, а греческое влияние ограничивалось исключительно импортом. Однако интенсивные поиски археологов в Восточном Причерноморье не обнаружили каких-либо признаков существования государства. Как отмечает Болтунова, в мифе об аргонавтах неясна датировка и содержание. Возможно, ядро мифа формировалось на основе сюжетов, не имеющих отношение к реальности и только позднее ассоциированных с Колхидой. Сообщения Геродота можно трактовать не как существование государства, а как зависимость различных колхских племен от державы Ахменидов. Яйленко также считает спорным существование государства развитой городской культуры в Колхиде IV века до н. э. Encyclopædia Iranica также считает население Грузии во время господства Ахменидов в Закавказье (546—331 до н. э.) протогрузинскими племенами. Грузинскую концепцию также критиковали Шнирельман, Кох и Цхаладзе
Колхи, собирательное название древнегрузинских племён, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья. По наименованию Колхи древние греки с начала 1-го тысячелетия до н. э. называли западную Грузию Колхидой. Первоначально Колхи объединились в раннеклассовое политическое образование Колха (Кулха), о котором сообщают урартские (см. Урарту) надписи 8 в. до н. э.
Колхидские религиозные культы, возникшие задолго до эпохи эллинизма, являются одними из наиболее ранних форм грузинской мифологии. Большая часть древнеколхидских верований сохранилась у народностей колхидской (занской) группы картвельской языковой семьи, а именно у мегрелов, лазов, а также у сванов. К ним относятся такие божества, как очокочи, гвелвешапи, очопинтри, богиня Дали и Амирани. Традиционно колхидскими являются также культ коня, Обряд воздушного погребения, культ дерева и священной рощи (Диди Чкони). В качестве религиозного обряда инициации и для подготовки воинов колхами использовалось плавание с завязанными руками и ногами, представленное сегодня национальным грузинским (колхидо-иберийским) стилем плавания
В свою очередь, Колхида играла значительную роль в мировосприятии и мифологии древних греков, являясь в их представлении, «страной восходящего солнца», то есть страной, расположенной на краю существующего мира, там, где начинает свой путь Гелиос, каждый день восходящий в огненной колеснице по небосклону. В пользу этого факта также говорит и то, что легендарный царь Колхиды Ээт был сыном самого бога солнца. С колхидской землёй также связана древнегреческая легенда о происхождении металлургии, в которой титан Прометей, прикованный к горам Колхиды, якобы обучил колхское племя халибов, по наименованию которого в древнегреческом языке и называется железо. Однако наиболее известным свидетельством важной роли Колхиды в древнегреческой мифологии является миф о золотом руне и аргонавтах — путешественниках на корабле «Арго». Согласно мифу, за поколение до Троянской войны аргонавты отправились морем из Иолка (Фессалия) в Колхиду. Предводительствовал в этом походе Ясон, на которого царь Пелий возложил поручение добыть в Колхиде Золотое руно. Происхождение Золотого руна:
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы — сын Фрикс и дочь Гелла. Изменил Нефеле Афамант и женился на дочери Кадма, Ино. Невзлюбила Ино детей от первого брака своего мужа и замыслила погубить их. Она уговорила орхоменянок иссушить семена, заготовленные для посева. Засеяли орхоменяне поля иссушенными семенами, но ничего не взошло на их всегда плодородных нивах. Грозил голод орхоменянам. Тогда решил Афамант послать посольство в священные Дельфы, чтобы вопросить оракула стреловержца Аполлона о причине бесплодия нив. Коварная Ино подкупила послов, и они, вернувшись из Дельф, принесли ложный ответ оракула.
— Вот какой ответ дала прорицательница пифия, — говорили Афаманту подкупленные послы. — Принеси в жертву богам твоего сына Фрикса и вернут боги плодородие нивам. Афамант, чтобы избежать великого бедствия, грозившего Орхомену, решил пожертвовать своим любимым сыном. Торжествовала Ино: удался её план погубить Фрикса. Все было уже готово для жертвоприношения. Пасть под ножом жреца должен был юный Фрикс, но вдруг явился златорунный овен, дар бога Гермеса. Послала овна мать Фрикса, богиня Нефела, чтобы спасти своих детей. Сели на златорунного овна Фрикс с сестрой своей Геллой и овен понес их по воздуху далеко на север.
Быстро несся овен. Далеко внизу расстилались поля и леса и серебром извивались между ними реки. Выше гор несётся овен. Вот и море. Несётся над морем овен. Испугалась Гелла, от страха не может она держаться на овне. Упала в море Гелла и поглотили её вечно шумящие морские волны. Не мог спасти Фрикс сестру. Погибла она. С той поры море, где погибла Гелла, стало называться Геллеспонтом (море Геллы; современный пролив Дарданеллы).
Все дальше и дальше несся овен с Фриксом и спустился наконец на берегах Фасиса в далекой Колхиде, где правил сын бога Гелиоса, волшебник Эет.
Воспитал Эет Фрикса, а когда он возмужал, женил его на дочери своей Халкиопе. Золотого же овна, спасшего Фрикса, принесли в жертву великому тучегонителю Зевсу. Золотое руно овна Эет повесил в священной роще бога войны Ареса. Сторожить руно должен был ужасный, извергающий пламя дракон, никогда не смыкавший сном своих глаз.
Молва об этом золотом руне распространилась по всей Греции. Знали потомки Афаманта, отца Фрикса, что спасение и благоденствие их рода зависят от обладания руном и хотели любой ценой добыть его.
— Кун Николай Альбертович. Легенды и мифы древней Греции. Аргонавты.
Ещё задолго до появления греков, в XVI — VIII веках до н. э. в Колхиде было хорошо развито ремесло по изготовлению изделий из бронзы.
Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары через Эвксинский Понт (Εύξεινος Πόντος, др.-греч. назв. Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.
В VIII в. до н.э. Колхида оказалась в подчинении Ассирии, царь которой Саргон II, согласно Геродоту, поселил здесь часть израильского населения, которое он вывел из Палестины.
Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис. В древнегреческой мифологии Колхида и Кавказ представляли собой труднодостижимый «край света». На Кавказе был прикован к скалам Прометей, цари, правившие в Колхиде, были потомками бога солнца Гелиоса. В Колхиду отправились Аргонавты за золотым руном.
В VI веке до н. э. Колхидское царство — политическое образование на территории современной Западной Грузии. По определению греческого географа Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. Племена, жившие здесь, по Арриану: апсилы, абазги, санны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы (мингрельцы). Греческие города-полисы на Колхидской низменности были расположены в долине реки Риони, в районе современных населённых пунктов Даблагоми, Вани.
В Колхидском царстве ведущей отраслью хозяйства было земледелие. Древняя Колхида была очень плодородна: здесь греки получали вино, фрукты, корабельный лес, коноплю, лён, воск и смолу, а также золотой песок. Также высоко развитыми были металлургия железа, обработка льна, обработка дерева, керамическое производство, ювелирное ремесло. Чеканились монеты. Жители отличались умеренностью.
Статуэтка богини Ники, найденная в Вани, Грузия
В конце VI — первой половине V веков до н. э. в регионе установилось господство Персидской Державы Ахеменидов. Однако статус Колхиды и колхов остаётся спорным. По сообщению Геродота, колхи не подчинялись персам, но колхи посылали ко двору персидского царя рабов и рабынь:
Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта 70 (до этих пор ведь простирается персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров. Так вот, эти народы ещё и поныне посылают царю по 100 мальчиков и 100 девочек.
— Геродот «История» Книга третья, гл.97
Однако нет никаких данных о персидской администрации на территориях колхов. Тем не менее колхи упоминаются в персидских документах того времени, как данники, но не Ахеменидского государства в целом, а непосредственно царя. Значит, речь идёт об особой форме зависимости, чего-то вроде личной унии двух стран, или, адаптируя на современный юридический язык, "свободной ассоциации" с Персией, а "подати в виде добровольных даров", описанные Геродотом, скорее всего, процент от военных трофеев и заключённые из тюрем, обращённые в рабов. Так или иначе, но факт: в конце VI и первой половине V веков до н. э. влияние Персидской Державы в жизни региона было доминирующим.
В конце II века до н. э. Колхидское царство вошло в подчинение Понтийскому царству, а позднее, в I веке до н. э. — Римской империи как провинция Лазика.
В I-II веках на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство.
В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию и в конце III века на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Оно существовало 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией как провинция Лазика с центром в Фасисе.
В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают в ней свою власть. Поход Марвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии.
В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, здесь существовало Абхазское царство со столицей в Кутаиси.
Иберия
Спойлер (раскрыть)
Ибе́рия, Иве́рия, Ивири́я (греч. Ἰβηρία, лат. Hiberia, арм. Վիրք) — экзоэтноним (внешнее название) древнегрузинского государства Картли (груз. ქართლი), существовавшего на территории исторической Восточной Грузии. Упоминалось как грузинскими, так и античными, армянскими, византийскими авторами.
История
На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).
В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасали.
Древнейшая история
Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.
На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.
Период pacцвета Иберии
В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. Судя по Картлис Цховреба,Фарнаваз разделил своё государство на восемь административных округов, семь из которых получили статус эриставств ([саэристао] груз. საერისტაო): Аргвети (область, прилегающая к Восточной Грузии в районе Лихского хребта); Кахети; Гардабани (область от реки Бердуджи до Тбилиси и Гачиани; Ташири и Абоци; Джавахети, Кола, Артаани; Самцхе и Аджара; Кларджети. Восьмую административную единицу составляла центральная область - Шида Картли «от Тбилиси и Арагви до Тасискари и озера Паравани», которой управлял спаспет (главнокомандующий). Отдельной автономной единицей в Картлис Цховреба выделялось Эгриси (Колхида) во главе с Куджи, союзником царя в его борьбе с македонским ставленником Азо. Таким образом, согласно Картлис Цховреба, территория Иберии в период её могущества достигала пределов почти всей исторической Западной, Восточной и Южной Грузии. Однако о территориальном составе Иберии на раннем её этапе до сих пор ведутся споры. К примеру, американский историк К. Туманов полагает, что области Цобопор, Колбопор, Дзоропор, Ашоц и Ташир, по-видимому, первоначально находились в составе Армении или, по крайней мере, в эпоху Фарнавазидской Иберии и Ервандидской Армении, то есть в период с 300 по 200 годы до н. э.. По мнению Туманова, области Ашоц и Ташир перешли к Фарнавазидам по мере расширения вновь образованного иберийского государства. В то же время известный американский кавказолог Дэвид Лэнг, а также грузинский советский историк Меликишвили полагали, что составе Иберии в III веке до н. э. были также области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa Что подтверждается сведениеями Страбона, считавшего, что они были отделены от Иберии армянскими царствами лишь во II веке до н. э.
« Армения, первоначально имевшая небольшие размеры, была увеличена Артаксием и Задриадрием, которые сначала были полководцами Антиоха Великого, а впоследствии, после его поражения, сделавшись царями - один в Софене, Аксиене, Одомантиде и некоторых других (областях), а другой - в окрестностях Артаскат, - расширили (Армению), отрешив себе части (земель) указа окрестных народов, в именно ... у иберов - склоны Париадра, Хордзену и Гогарену, лежащую по ту сторону Кира... »
Период упадкa
Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.
Союз с Римом
Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 130-150-е годы н. э., во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближённых. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.
Агафий. О царствовании Юстининана. М.: АН СССР, 1953. 232 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Аммиан Марцеллин. Римская история. М.: АСТ, 2005. 631 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ахмадов Я. З. Нахский этномассив Закавказья: дзурдзуки/дзурдуки, ваьппи // Вестник Чеченской академии наук. № 2 (31). Грозный: Чеченская академия наук, 2016. С. 20-30 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Болтунова А.И. Античные города Грузии и Армении // Античный город. М., Издательство Академии наук СССР, 1963. С. 153-169. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 1. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2006. 456 с.
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 4. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2014. 408 с.
Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Геродот. История / Пер. с древнегреч. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 2002. 739 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гумба Г. Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории (І тысячелетие до н.э.). Сухум: Абгосиздат, 2016. 544 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джамирзаев С. М. Проблемы древней этнической истории Грузии и Кавказа : К древней истории нахских племен III-I тысячелетия до нашей эры // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.01. – История Грузии. Тбилиси, Институт истории и этнографии имени И. А. Джавахишвили, 1998. 303 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 150 с., [3] л. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дундуа Т. Г. Колхида, Иберия и Понтийское царство по нумизматическим материалам // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Институт истории и этнографии им. И. А. Джавахишвили, Академия наук Грузии, 1992. 34 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Житие Святой равноапостольной Нины, провестительницы Иберии. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1. Кн. 1–12 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 784 с.; Т. 2. Кн. 13–20 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 612 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
История нахов Передней Азии, Кавказа и Чечни / Я.З. Ахмадов, Г.Д. Гумба, Д.С. Курумов, Э.Х. Хасмагомадов ; отв. редактор Я.З. Ахмадов. Москва : Литера, 2019. 686 с.
Капанадзе Д. Г. Грузинская нумизматика. М., Академия наук СССР, 1955. 186 с.
Клавдий Птолемей. Руководство по географии. Составитель Боднарский М. С. Москва, Государственное издательство географической литературы, 1953. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Корнелий Тацит. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. Анналы. Малые произведения / Изд. подгот. А.С. Бобович и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 443 с.; Т. 2. История / Изд. подгот. Г.С. Кнабе и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 369 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ксенофонт. Анабасис / Пер. С.Я. Лурье, М.И. Максимовой, С.И. Соболевского. М.: Ладомир, 2003. 640 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Леонти Мровели. Жизнь катлийских царей / Перевод с древнегрузинского, введ. и примеч. Г. В. Цулая. М.: Наука, 1979. 104 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ломоури Н. Ю. Из исторической географии древней Колхиды // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1957. С. 96-110.
Лордкипанидзе О. Наследие древней Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 438 с.
Лэнг Д. Грузины. Хранители святынь. М.: Центрполиграф, 2008. 221 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мастыкова А. В. Федераты Восточной Римской империи на Черноморском побережье Кавказа и эволюция некрополя Цибилум (II-VII вв. ) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. № 10 (50). Политология. Белгород, Белгородский государственный университет, 2008. С. 28-34. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Меликишвили Г. А. Диаухи // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1950. С. 26-42.
Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян. Ереван: Айастан, 1990. 291 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Нюшков В. А. История и культура апсилов (II в. до н. э. – вторая половина VIII в. н. э.) . Сухум: Дом печати, 2016. 216 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Обращение Грузии/ Пер Е.С. Такайшвили. Тбилиси: Мецниереба, 1989. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Очерки истории Грузии. Т.1 : Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / [Ред.: Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе]. Тбилиси: Мецниереба, Типография Аакадемии наук Грузинской ССР , 1989. 508с.
Очерки истории Грузии. Т. II. Грузия в IV–X веках / под ред. М.Д. Лордкипанидзе, Д. Л. Мусхелишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 579 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. подгот. М.Е. Грабарь-Пассек, С.П. Маркиш. Т. II. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 545 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука. 1993. 578 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Рамишвили Р. М. Картлийское царство в первой половине 1 тысячелетия нашей эры (историко-археологическое исследование) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Академия наук Грузинской ССР, 1983. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Семенов И. Г. Генеалогия картлийских царей: от Мириана III до Вахтанга Горгасала. Махачкала, Динэм, 2007. 76 с.
Страбон. География: в 17-и кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994. 940 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003. 592 с.
Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 54 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Braund D. Georgia in Antiquity: A History of Colchis and Transcaucasian Iberia, 550 BC-AD 562. Oxford: Clarendon Press, 1994. 359 p.
Dundua Т. Die Kolchis, Iberien und der Polemonische Pontos nach numismatischen Materialien // Georgica. Band 14. Jena: Shaker Verlag, 1991. S. 100-103. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Fähnrich H. Geschichte Georgiens. Leiden-Boston: Brill, 2010. 589 p.
Hitchins K. Georgia II. History of Iranian-Georgian Relations // Encyclopedia Iranica. Vol. X, Fasc. 4. 2001. P. 464-470 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Labas K. Studien zur Geschichte der georgischen Länder vom 4. bis zum früheren 7. Jh. Dissertation Mag. Wien: Universitat Wien, 2014. 255 s. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Lang D. Iran, Armenia and Georgia // The Cambridge History of Iran. Vol. 3. Part. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 505-537.
Martin-Hisard B. Le roi géorgien Vaxt'ang Gorgasal dans l'histoire et dans la légende // Actes des congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. V. 13. 1982 P. 205-242 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Rapp S. H. The Sasanian World through Georgian Eyes. Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. Ashgate Publishing, Ltd., 2014. 524 p.
Rayfield D. Edge of Empires: A History of Georgia. Padstow: Reaktion Books, 2012. 479 p.
Thordarson F. Colchis // Encyclopaedia Iranica. Vol. VI. Fasc. 1. 1992. P. 41-42 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Toumanoff C. Christian Caucasia between Byzantium and Iran: New Light from Old Sources // Traditio. Vol. 10. Cambridge: Cambridge University Press, 1954. P. 109-189.
Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian history. Washington D. C.: Gerorgetown university press, 1963. 601 p.
В 40-х гг. I в. до н. э. боспорский царь Фарнак и пергамский правитель Митридат разграбил святилище Левкотею. Иберия (Картли) воевала против Фарнака, врага Рима. Также ее противником был и Митридат Пергамский, который был вассалом Рима. Во время парфянского похода Марка Антония Иберия (Картли), Албания и Армения находились среди врагов Рима. Кассий Дион сообщал, что Публий Кандидий Красс разбил царя иберов (картлийцев) Фарнаваза II. Последний стал союзником римлян и присоединиться к походу против албанского царя Зобера. В ответ на это парфяне отправили в Иберию-Картли свое войско во главе с сыном Фарнаджома Мирианом II. Мириан восстановил на престоле династию Фарнавазиани. Он правил всего около десяти лет. Он сотрудничал с римлянами, не позволяя вторгаться через кавказские перевалы кочевым иранцам. Несмотря на это Иберия (Картли) осталась независимой от Рима. В ’’Деяниях Августа’’ сказано, что цари Иберии (Картли), Албании и Атропатены были в дружбе с Августом Октавианом. В 20 г. до н. э. Мириан II умер и на картлийский престол взошел Аршак II у которого мать была армянской принцессой. Ему в 1 г. н. э. бросил вызов Адерки сын колхидского царя Картама и дочери Фарнаваза II. Власть Фарнавазиани была сброшена во второй раз. Адерки был известен в грузинской традиции как царь Рок. В современных же ему источниках он был известен как Фарсман I. Поначалу этот царь жил мирно со своими соседями (нахами). Он пользовался римским содействием и границы Иберии-Картли и Албании охраняло четыре римских легиона. Император Тиберий посадил на армянский престол понтийца Зенона, что вызвало реакцию парфян. Парфянский шаханшах Артабан III в 34 г. сверг Зенона и сделал армянским правителем своего сына Аршака. Усиление власти шаханшаха вызвало неудовольствие парфянской знати и она свергла Артабана поставив правителем Тиридата. В картвельских землях римляне построили крепости Апсара и Питиунт. С. Рапп датировал правление Артага в 78-63 г. до н. э., Бартома – 63-30 гг. до н. э., Мирвана ІІ – 30-20 гг. до н. э., Аршака II – 20 г. до н. э. – 1 г. н. э. Началом I в. н. э. датировано правление Адерки и его соправителей Картама и Бартома. Касательно происхождения имен, то имя Артак имело армянское происхождение, Бартом и Мирван – древнеперсидское, Аршак – среднеперсидское (пехлевийское) . Поскольку Фарсман I был по матери родственником Арташесянов по материной линии, то картлийский правящий дом выдвинул свои претензии на Армению. В 35 г. Фарсман призвал к себе на помощь сарматов (аорсов) и албанцев. По Кассию Диону римляне пообещали Армению для одного из сыновей Фарсмана. По данным Тацита иберы (картлийцы) овладели Арташатом и Артабан был вынужден послать в Армению большое войско во главе со своим сыном Ородом. Иберы (картлийцы) призвали сарматов (аорсов), которые прошли Каспийской дорогой (Дербентским проходом), а те сарматы (вероятно сираки), кто шли на помощь парфянам, не прошли, поскольку были заблокированы иные проходы в Кавказских горах. Иберы (картлийцы) вместе с албанами и сарматами (аорсами) разбили Орода. В Армении воцарился сын Фарсмана Мирдат. Артабан отправил в Армению войско, но оно было изгнано римлянами. В правление Гая Каллигулы Мирдат был вызван в Рим и арестован. Он заигрывал с парфянами и не стал подчиняться Фарсману. Император Клавдий же отпустил Митридата в Армению и тот воцарился с помощью римлян. По данным Тацита в 51 г. Фарсман I начал борьбу с Митридатом. Также он воевал с Кавказской Албанией. Фарсман I отправил в Армению своего сына Радамиста и он около Гарни разбил Митридата. Однако в Армению вторглись войска парфянского царя Валарша и легко изгнав картлийцев поставили царем Армении Тиридата. Радамист снова вторгся и снова овладел Арменией, но был изгнан армянскими нахарарами в Иберию. В Армении воцарился Тиридат. Фарсман сблизился с Римом и казнил Радамиста за антиримские действия. В 58 г. когда императором был Нерон и в Армению был послан Гней Домиций Корбулон иберы (картлийцы) были снова союзниками римлян, как и цари Малой Армении, Коммагены и Понта. Картлийцы получили небольшую часть Армении. В 58 г. царем Иберии-Картли стал Мирдат (Михрдат в армянских источниках, Митридат в греческих источниках). Когда парфяне заняли Армению в очередной раз, после серии столкновений римляне в 63 г. заключили договор с парфянами по которому был установлен кондоминат над Арменией. Римские источники имеют приоритет над грузинскими источниками в которых указаны как правители сыновья Фарсмана Картам и Братман, а потом Азорк и Армазель. Мирдат был сыном второй жены Фарсмана, который предпочел его Радамисту. В Армазийской надписи упомянута его мать, что дает возможность того, что во время неполнолетия Мирдата она правила как регент. Мирдат правил сорок восемь лет. Однако сведения римских источников противоречат как грузинской традиции, так и Мовсесу Хоренаци, который утверждал, что в 70-х гг. I в. н. э. Мирдат умер и начал править Картам. Однако в армазийской надписи на арамейском и греческом языках Мирдат назван сыном великого царя Фарсмана и другом цезаря и любящих Рим иберов (картлийцев).
Иосиф Флавий сообщал, что в 72 г. аланы заключив союз с царем гирканов совершили набег на Армению и Атропатену. Царь Гирканов здесь это картлийский царь Мирдат, который открыл Дарьяльский перевал для алан. В 72 г. он был неудолетворен, что Картли была исключена из числа претендентов на армянскую корону. Армянский царь Трдат был вынужден бежать перед лицом врагов и прекратил военные действия только женившись на аланской принцессе Сатиник. Император Нерон оказал помощь Трдату и аланы были изгнаны из Армению, однако аланская помощь помогла отстоять Мирдату земли на юг от Куры от напавших на Картли армян. На некотрое время армяне даже заняли Мцхету, но были отброшены картлийцами и разбиты в Джавакхети. Картлийцы вернули себе крепость Цунда. Преемником Мирдата в 106 г. стал его брат Амазасп І. Он был союзником римского императора Траяна в его парфянской кампании. Траян сделал Армению римской провинцией, а Амазасп своим союзом с Римской империей обезопасил свою страну от опасности поглощения. Картлийский царь умер в 116 г. в городе Нисибисе в новообразованой римской провинции Месопатамии. В грекоязычной эпитафии Амазасп был назван ’’сыном славных царей, братом Митридата, погибшем от рук парфян’’. Сын Амазаспа Фарсман II стал царем в 117 г. Он расширил владения Картли. Царство махелонов и гениохов царя Анхиала было подвластно Фарсману. Также картлийцам было подвластно царство зидритов у реки Чорох. В состав Картли входила и Аргвети. В грузинской традиции Фарсман назван Доблестным. В конфликте Рима и Парфии он встал на сторону последней, в результате чего был захвачен в плен. Освободился он из плена и отказался в 129 г. почитать римского императора Адриана, который прислал ему слона и другие ценные подарки. В ответ он прислал вышитые золотом плащи, в которые рассерженый римский правитель одел гладиаторов в знак презрения. В 131 г. Адриан отправил в Иберию-Картли послом Флавия Арриана. Тот также побывал в Колхиде и описал состояние дел в регионе. Колхида была разделена между апсилами, абазгами, сванами, лазами. Враждебными Риму были племена махелонов, гениохов, зидритов, чанов. В 134 г. Фарсман II организовал вторжение алан на Албанию и Атропатену. Также аланы вторглись в Армению и римскую Каппадокию. Царь Парфии Валарш II откупился от них, а наместник Каппадокии Флавий Арриан вынудил их отступить. Эллий Спартиан говорил, что император Адриан старался улучшить отношения с Иберией (Картли), но правитель последней держался независимо и отказался явиться в Рим. При следующем императоре Антонине Пие отношения улучшились и Фарсман II явился в Рим с большой свитой. Юлий Капитолин говорил, что Фарсман II проявил больше уважения к Антонину Пию, чем к Адриану. В это же время осложнились отношения Иберии-Картли с парфянами. Парфянский царь Валарш II жаловался на Фарсману II императору. Антонин Пий же признал новые границы Картли. Нужно сказать, что Римская оказывала влияние на Картли. При постройке картлийских фортификаций использовались римские технологии, картлийская знать строили виллы с термами и с полом с подогревом, римские серебрянные монеты вытеснили парфянские драхмы. Правитель Апсилии в Колхиде принял римское имя Юлиан. По предположению Д. Рейфилда около 138 г. Фарсман II умирает. В грузинской исторической традиции преемником Фарсмана назван Гадам, который правил недолго. Надпись же на армейском и греческом в Армази гласит, что правителем был Ксефарнуг, чье имя имело аланские корни. Д. Рейфилд рассматривает его как узурпатора. По предположению К. Туманова следующий царь Фарсман III воцарился в 135 г. Многие года правления он был неполнолетним и за него правила регентша его бабушка Гадама. Во внешней политике он придерживался дружбы с римлянами. Преемником Фарсмана III был Амазасп II. Грузинские источники приписывали ему победу над аланами. Его непродолжительное правление закончилось восстанием знати в 189 г., которое поддержали армяне и аланы.
В результате его к власти пришел Рев I, который имел эпитет Справедливый. Рев был сыном армянского царя Вологеса и он установил династию Аршакуни в Картли. Он относился терпимо к христианам и евреям, несмотря на доминирование традиционных верований. В 193 г. Рев поддержал Песцения Нигера, который провозгласил себя императором в Антиохии на Востоке. В 216 г. престол унаследовал его сын Ваче, а в 234 г. сын Ваче Бакур (персидское по происхождению имя). В 249 г. царем стал Мирдат II. Этому царю шаханшах Ирана из новой династии Сасанидов дал в дар серебряную чашу на которой Мирдат был назван питиахшем Джурзана (Грузии). Правители с Рева по Бакура известны только по грузинским источникам. Интересно отметить, что в II-III вв. не было династических браков, ни договоров Картли с Колхидой. В Колхиде доминировали лазы. Антонин Пий признал правителем региона лазского царя Бакура. В 260-265 гг. по данным сасанидских надписей Картли правил царь Амазасп III. В грузинских источниках назван царем Мирдатом IV. Д. Рейфилд считает, что его можно считать Мирдатом II. Он правил перед Амазаспом. В 265 г. престол унаследовал Аспагур I. Аспагур боролся против персов в союзе с римскими императорами Аврелианом и Карром. Однако римляне слабо помагали картлийцам и Аспагур был вынужден эмигрировать к аланам и там умер. С. Рапп предложил свою датировку правления картлийских царей от Фарсмана I до Аспагура. Фарсман I и Каос, Азорк и Армазель в 1-58 гг. Амазасп и Дерок правили в 106-116 гг. Фарсман II и Мирдат I в 116-132 гг. С. Рапп был сторонником идеи о диархии в Картли. Он датировал правление Адами 132-135 гг., Фарсмана III – 135-185 гг., Амазаспа II – 185-189 гг., Рева – 189-216 гг., Ваче – 216-234 гг., Бакура І – 234-239 гг., Мирдата ІІ – 249-265 гг., Аспагура І – 265-284 гг. Имя Каос происходили от иранского имени Кавус, Мирдат от иранского имени обозначавший дарованый Митрой (Митрадата, армянская форма имени была Михрдат, а греческая форма – Митридат), имя Фарсман имело среднеперсидское происхождение, как и Картам, Бартом, Азорк, Амазасп, Бакур, имя Аспагур имело древнеперсидское происхождение, а Рев и Ваче не имели иранских соответствий. Дочь Аспагура Абешура вышла замуж за Мириана III. Последний, по мнению К. Туманова, принадлежал к персидскому роду Михран. В картвелогии династию основаную ним принято называть Хосровидами. Нужно отметить, что Хосроями в восточнохристианской традиции называли шаханшахов Эраншахра. Некоторые списки Обращения Картли же умалчивают о персидском происхождении Мириана и называют его отцом некоего Льва. Н. Джанашиа сомневался в персидском происхождении Мириана, аргументируя это тем, что армянский хронист Фавст Бузанд указывал, что в то время правили Фарнавазианы. На это И. Семенов резонно отвечал, что с предыдущей династией Мириан был связан через брак с Абешурой. М. Броссе считал, что Мириан первоначально был назначен в Картли не как царь, а питиахш провинции Гачиани. Леонти Мровели приписывал Мириану царствование над Арменией, Рани, Эретией, Моваканом и Эгриси. И. Семенов считает, что в 251 г. Мириан был назначен питиахшем Гугарка своим отцом шаханшахом Шапуром. Между 262 и 298 гг. он овладел престолом Картли. В 298 г. Гугарк был передан римлянами армянам. Датой рождения Мириана русский исследователь датирует временем до 243-244 гг.С. Рапп датировал дату рождения Мириана III 277 г., а временем воцарения назвал 284 г. Он указывал, что вероятно в списке царей в ’’Обращении Картли’’ отцом Мириана был Рев, а не Лев. Тот же царь Амазасп III был ставленником шаханшаха Шапура I и был назван одним из персидских сановников. В Картли в I-III в. н. э. в Картли распространились римские монеты денарии и ауреусы, а также парфянские драхмы. Импортировалась римская керамика. Картли активно взаимодействовала и торговала с Римской империей. Римские изделия фиксировались как в городах (Мцхета, Урбниси, Уплисцихе), в административных центрах (Згудери, Бори, Клдеети), так и в селах (Ничбиси, Хандаки, Атоци). В сельской местности частно находили клады с денариями Августа Октавиана и драхмами Готарза. Эллинистически-римская культура распространилась в Картли в городах и среди знати. В городах появились водопроводы и термы (бани). Среди простого населения распространились черепичные погребения, а среди знати погребения в каменных саркофагах. Среди картлийской знати распространился обычай применения гемм в качестве печати. На резных камнях распространены были изображения римских богов Фортуны, Изиды, Минервы, Виктории, Зевса, Марса, Плутона, Асклепия, Аполлона. Распространились геммы с изображениями античных сюжетов. Широко применялись греческий и арамейский языки. В Армази в 150 г. была написана арамейско-греческая билингва. В греческом тексте упоминалась Серапеит дочерь питиахша Зеунаха младшего сына Публия Агриппы, который был епитропосом царя Ксефарнуга. В арамейском тексте упоминалась Серапит дочь Зеваха Младшего битахша царя Фарсмана, жена Йодмангана победоносного, который одержал множество побед, придворного Сепарнуга (Ксефарнуга) и сына Агриппы. В обеих текстах сказано, что Серапит умерла в возрасте 21 года. Билингва привлекает внимание тем, что там упоминаються придворные царя и один из них носил римское имя. О. Лордкипанидзе характеризирует Картли I-III вв. как централизованное сильное государство .
Картли при падении Парфянской империи столкнулось с новым могущественным соседом – Эраншахром Сасанидов. Новая династия имела большие амбиции. В 260 г. Шапур провозгласил себя царем и Ирана и не-Ирана. В 80-х гг. III в. Картли находилась в зоне влияния персов. Мириан III был союзником персов и вместе они воевали против армянского царя Трдата. В Картли христианство проникало из Лазики. Торговый путь по Певтигреновой карте шел через Себастополис (Сухуми) на Каспи и Мцхету, а оттуда в Армению и Эраншахр. В 298 г. вследствие проиграной войны персы пошли на заключение мира по которому признавали зависимость Иберии-Картли от Рима. Мириан III стал вассалом Рима. Император Константин I примирил между собой Мириана III и армянского царя Трдата III. Младший сын Мириана отправился к римлянам как заложник. Мовсес Хоренаци сообщал, что Трдат отправился в поход на персов и к нему присоединился Михран (Мириан), на которого он полагался, как на христианина. И. Семенов указывает, что это анахронизм, поскольку во время похода Трдата на персов Мириан еще не принял христианство. Также Мовсес Хоренаци упоминал его как правителя Иверии (Вирк) и бдешха Гогараци. В 325 г. епископ от Питиунта Стратофил был на соборе в Никее. Об утверждении христианства в Грузии сообщали Геласий Кесарийский, Руфин, Теодорит Кирский, Сократ, Созомен, Геласий Кизикский. Геласий Кесарийский сообщал, что пленная христианка вылечила царицу иберов (картлийцев) и расположила к себе царя. Мовсес Хоренаци упоминал о христианской пленнице Нунэ (Нино) и царе Михране (Мириане), который был вассалом армянского царя Трдата. Согласно ’’Обращению Картли’’ указаная проповедница бежала из Армении, где царь подверг христиан мученическую смерть. Она прибыла в Джавахети, а оттуда в Мцхету и увидела, что народ поклоняется языческим богам. Благодаря молитвам Нино Бог наслал на город непогоду и низверг идолов. Сама Нино прожила шесть лет и проповедовала христианство. Картлийский царь задумал истреблять всех христиан, но на него спустилась мгла и его просьбы к своим богам были не действенными, а лишь просьбы к христианскому Богу возымели действие. На горе Тхоти царь уверовал. Он потом отправил к кесарю (императору) римлян послов, чтобы они прислали им священников для крещения народа. Присланные к нему люди крестили царя, его семью, двор и народ. В районах Джвари, Тхоти, Уджарма были воздвигнуты кресты. Был построен храм Свети Цховели. Нино же проповедовала христианство в Цобени и Эрцо-Тианети в горной Картли. Согласно ’’Обращению Картли’’ азнауры поставили церковь в Мцхете в IV в., в V в. в царствование Арчила азнауры построили Стефан-Цминда. По ’’Житию Святой Нино’’ она крестила жителей Эрцо и Тианети. Однако большинство горцев не приняло христианства, а также зять царя. Из-за того, что Мириан III принял христианство император Константин освободил его сына Бакура. По мнению Н. Джанашиа христианство было принято в 337 г. Этого же мнения придерживался К. Туманов. К. Лабас указывался на христианизацию Картли в 334-336 гг. Д. Рейфилд считает реальным годом крещения Грузии 317 г., год когда в Грузии произошло солнечное затмение. Об обращении карлийского царя и затмении сообщал и римский хронист Руфин из Аквилеи. Принятие христианства было подготовлено деятельности Мани в Эраншахре. Манихеи признавали Иисуса Христа пророком. В IV веке была обращена Лазика и там основана церковь в Нокалакеви. В христианство были обращены лазы и апсилы. Первым христианским епископом Картли стал Иоване, который правил в 337-365 гг. Картлийская церковь стала автокефальной еще в 487 г., а Константинополь признал ее в 681 г. В Картли вскоре после обращения были введены грузинский алфавит и грузинская литургия. В Лазике же языком богослужения оставался греческий, но несмотря на это христианство сблизило картвельские государства. В ’’Житии Петра Ивера’’ сказано, что первым христианским царем стал Бакур. Армянский историк Агафангел назвал просветителем Картли Григора. Мовсес Хоренаци писал, что Картли обратили Нино и Григор. В V-VI вв. Петр Ивер основал грузинский монастырь в Иерусалиме. В 430 г. в храме Святого Креста в Иерусалиме была создана грузинская мозаичная надпись. В V в. грузинские монахи в Палестине, Сирии и Египте начали переводить на грузинский язык богослужебные книги с арамейского, армянского и греческого языков. По мнению Д. Рейфилда в 338 г. Мириан III воевал с народами Северного Кавказа, отражая их вторжение. И. Семенов датирует его смерть 336-342 гг., высчитав эту дату на основании данных ’’Жития Святой Нино’’. При этом он отмечает, что в грузинских источниках в отличии от армянских не сказано о гибели Мириана в борьбе с маскутами и дагестанскими народами приведеными в Армению Санатруком (Санесаном). Несмотря на смерть императора Константина I в 30-50-х гг. IV в. Иберия-Картли находилась в сфере влияния римлян. В 361 г. Мириан умер.
Основателем царства Иберии считается Фарнваз I Великий (305-240 д.н.э.). В 305 г. д.н.э. объединённая армия новообразованной Иберии и игравшего огромную роль в регионе Великого Айка под руководством Фарнваза I Великого освободила от армии Селевкидов территорию современной Грузии. Во время жизни этого талантливого, долго правившего царя окончательно сформировалось царство Иберии.
С расположенным к югу от него Великий Айком с самого начала сложились крайне сложные и противоречивые отношения.
Так, уже в 297 г. д.н.э. объединённая армия царств Иберии и Великого Айка под руководством Фарнваза I на территории Иберии победила вторгнувшуюся армию Понтийского царства. Однако в 280 г. д.н.э. последовало очередное нападение Понтийского царства, уже в направлении принадлежащих Великому Айку Бардзр Хайка, Тайка и Гугарка. И хотя объединённая армия царств Великого Айка и Иберии и в этот раз отбросила врага, однако вошедшая в Гугарк армия Фарнваза I Великого отказалась оставить его. В сложившихся сложных условиях царь Великий Айка Артавазд I (ок.305-ок.247 г. д.н.э.) вынужден был согласиться с этим фактом. Гугарк перешёл царству Иберии. Это стало причиной осложнения отношений в последующие века, а Иберия отныне никогда не отказывалась от идеи утверждения своей власти над этой исконной армянской провинцией.
В 211 г. д.н.э. армия царства Великого Айка под руководством Ерванда III (212-201 г. д.н.э.) освободила Гугарк от армии Иберии и в провинции было установлено княжение нахарарского дома Каджберуни.Царство Иберии признало главенствующую роль царства Великий Айка.
Сын Фарнваза I Великого Саурмаг I (240-210 г. д.н.э.), как и его сын Михран I (210-160 г. д.н.э.) вынуждены были согласиться со сложившейся ситуацией. Михран I даже во исполнение своих вассальных обязанностей помогал Ерванду III, когда последний боролся с Арташесом - будущим Арташесом I (201-189 г. д.н.э. правитель, 189-160 г. д.н.э. царь). Однако этот хитрый царь Иберии ждал благоприятный случай, который вскоре представился.
В начале 180-ых г. д.н.э. многочисленное и мощное кочевое племя сарматов перешло Волгу и наголову разбило правивших на этой территории скифов, малая часть которых сместилась к западу, приняв в дальнейшем главенство сарматов, а основная часть слилась с сарматами и усилила последних.Следствием этого было в частности то, что в обширных степях от Дуная до Волги образовалось возглавляемое царским племенем сарматов, именуемым аланами (в западных источниках - "роксаланами") мощное Аланское царство, которое вело активную политику внешних завоеваний. Михран I попытался использовать мощь сарматов.
И, хотя поход сарматов, горцев и иберийцев в 184 г. д.н.э. закончился их разгромом, однако царство Великий Айка вступил в длительную и тяжёлую борьбу против царства Селевкидов, что дало возможность Михрану I совершить ещё одну попытку.
В 165 г. д.н.э. он захватил Джавахк и пленил царевича Зареха. Однако, через 3 года, в 162 г. д.н.э. царь Иберии потерпел разгромное поражение от армии царства Великий Айка и был вынужден окончательно отказаться от всех своих замыслов и признать своё полное поражение...
В 93 г. д.н.э. в битве в Ташире армия царства Великого Айка, выступив по просьбе князей Иберии, которые, свергнув Фаранджома (160-93 г. д.н.э.), попросили Тиграна II Великого назначить его сына Аршака, женатого на дочери иберийского царя, царём, выдвинулась на север и в жаркой битве разгромила руководимую Фаранджомом армию Иберийского царства. Фаранджом был убит, царём Иберии провозглашён Аршак - Аршак I Армянин (око 93-90 г. д.н.э.) и Иберия попала под управление Великого Айка. Об этих событиях повествует "Картлис Цховреба" (Леонтиос Мровели и Давид Багратиони). Мровели указывает как место битвы Ташир, а Багратиони конкретизирует - вблизи Лори. В свою очередь Мровели считает царя Иберии Аршака I Армянина сыном Вагаршака I (247-225 г. д.н.э.), а Багратиони - Арташеса I (201-189 г. д.н.э. правитель, 189-160 г. д.н.э. царь), однако оба сообщения ошибочны. В действительности, принимая во внимание, что во время царства Аршака I Армянина в Великий Айке царём был Тигран II Великий, можно уверенно сказать, что Аршак был именно его сыном. Интересно, что, начиная с этого времени, в течении нескольких десятилетий Иберия признаёт верховенство Великого Айка и во время Аршака I Армянина (ок. 93-90 г. д.н.э.) и его сына Артака (ок.90-60 г. д.н.э.) армия Иберии действует в составе войск Великий Айка.
Кратковременное и символическое провозглашение "союзником и другом" Рима в результате похода Помпея существенных изменений не повлекло. Но уже в середине того же века однозначное главенство Великого Айка над Иберией начинает уменьшаться. Царство Великий Айк пытается сохранить на троне Иберии род сына Тиграна II Аршака I Армянина в лице внука последнего Фарнваза II (ок. 60-35 г. д.н.э.) и его зятя и соправителя последнего Картама I (ок. 38-35 г. д.н.э.), в то время, когда Парфия желает видеть в руководстве страны своего кандидата - продолжателя рода царствовавшего до Аршака I Армянина в Иберии рода Фарнваза, внука Фаранджома и по понятным причинам ненавидящего Аршака I Армянина и его род Михрана - Михрана II (35-ок.20 г. д.н.э.). В 35 г. д.н.э. в битве у реки Дебед объединённая армия Великого Айка и Иберии потерпела тяжёлое поражение, а Фарнваз II и Картам I погибли. Царём Иберии был провозглашён женатый на вдове Картама I Михран - Михран II (35-ок. 20 г д.н.э.).
После этого на несколько десятилетий Иберия вышла из орбиты политического воздействия царства Великий Айк. Единственное, что смогли сделать армяне в этих условиях - это дать приют сыну Картама I.
Уже в 16 г. н.э. для возвращения отцовского трона из Великого Айка в Иберию вступает армия Великого Айка, руководимая сыном Картама I - Михрдатом. Эта армия побеждает армию сына и наследника Михрана II - Аршака II. Аршак II был убит. А Михрдат - Михрдат I был провозглашён царём Иберии. В результате этого не только род Фарнвазидов навсегда лишился царствования и на троне Иберии утвердилась ветвь Грузинских Аршакидов, но и снова возросла роль Великого Айка. Но в последующие десятилетия в условиях возникшей в Великом Айке неразберихи "иберийская политика" особых успехов добиться не смогла. Цари Иберии начали вести достаточно независимую и про римскую политику. Такой поворот особенно проявился при внуке Михрдата I - деятельном и талантливом Фарсмане I (35-74). В этих условиях для сохранения влияния на Иберию царства Великий Айк и Парфия вынуждены были объединить усилия с целью ограничения влияния Рима в этой стране. В свою очередь брат Парсмана I Михрдат и сын Радамизд несколько раз претендовали на трон Великого Айка, но так и не смогли достичь своей цели. Установившееся на век равновесие в регионе с середины I века по середину II века не позволило какой-либо стране иметь однозначно ведущую роль в Иберии, хотя эта страна находилась в орбите политического влияния царств Великий Айк и Парфии.
Роль Иберии особенно возросла по причине того, что она была своеобразным посредником и буфером между достигшим пика своей мощи царством Аланов и другими странами.
В результате именно во время Фармана II Храброго переживавшая подъём Иберия при поддержке Рима начала вести всё более независимую политику. Этот процесс некоторое время приносил определённый успех, но в дальнейшем равновесие сил в регионе заметно изменился и на первый план вышли другие обстоятельства.
Дело в том, что после Вахарша I (117-144) царём Великого Айка стал Тигран VII Сохем(144-161,164-186), который поднявшись на трон с помощью Рима, в результате нарушил традиционный союз между Парфянским царством и Великим Айком и начал преимущественное союзничество с Римом. В результате в сложившемся положении про римские Великий Айк и Иберия серьёзно ограничили возможности Парфии в Армении и Закавказье. Этому Парфянское царство смогло ответить только убийством Фарсама II и воцарением его брата Михрдата.
После воцарения Михрдата II в Иберии в течении нескольких лет значительно усилились про парфянская ориентация во вред Риму и его тогдашнему союзнику Великому Айку. В этих условиях в 155 году объединённая армия Великого Айка и Иберии под руководством римско-армянского претендента на трон, сына Михрдата II, Амазаспа победила армию Михрдата II. Михрдат II погиб, а Амазасп - Амазасп был объявлен царём Иберии. После свержения Михрдата II и воцарении Амазаспа II(155-180) в Иберии снова возросло влияние Рима и Великого Айка. Но со временем выяснилось, что Амазасп II тоже придерживается пропарфянской ориентации. В этих условиях в 180 г. руководимая новым претендентом на иберийский трон, сыном Тигрнана VII Сохемоса и сестры Амазаспа II Аревом объединённая армия Великого Айка, римская и некоторых князей Иберии, а так же аланы разбили армию Амазаспа II. Амазасп II был убит, а Арев - Рев стал царём Иберии.
Во время Иберийского царя Рева (180-ок.210), его сына Ваче Справедливого (ок.210-225), сына Ваче Бакура I (225-235) и сына последнего Аспагура I (235-255) Иберия не только находилась в поле политического влияния Великий Айка, но и, происходя от последнего царья Цопка Артанеса (ок.140 г. Д.н.э.-94), а через него - от Армянских Аршакуни, представители царского дома Сохемоса являлись самыми верными союзниками Великoго Айка.
Однако в условиях резкого ослабления Великого Айка после смерти Хосрова I Храброго и ненадолго сменившего его Аспагура I царём Иберии был провозглашён сын Шапуха I (247-272) Михран - Михран III (ок. 255-320), в результате чего в Иберии утвердилась имеющая предположительно Сасанидские корни и проводящая антиаршакидскую политику династия. В этих условиях начиная с середины III века до середины IV и особенно после восхождения на трон Великого Айка Трдата II Великого, отношения между царствами Великий Айк и Иберии стали весьма напряжёнными.
Во второй половине III века и первой IV между Великим Айком и Иберией с переменным успехом произошли несколько столкновений, которые серьёзных результатов не имели. Во второй половине века, пользуясь войной против Персии, Иберия захватила Гугарк, но во время Папа (371-374) оно снова была в границах Великого Айка.
Гугарк оказался в границах Иберии только после 387 года, однако к этому времени царство Иберия сама уже настолько ослабло, что ослабший Великий Айк, а в дальнейшем Армянское марзпанство и территория царства Иберия с конца IV века по начало VI века практически в равной степени принадлежали Персидской империи Сасанидов. Ситуацию существенно не изменил даже воинственный Вахтанг I Горгасал (446-491), после смерти которого царство Иберия начало разваливаться ускоренными темпами.
В 523 г. в Иберии состоялось очередное выступление против Персидской империи, после разгрома которого царь Иберии Дачи (491-523) был свергнут, а царство Иберии было резко ослаблено. Уже сын Дачи Бакур IV (523-540), его сын Фарсам V (540-558), сын его брата Фарсам VI (558-565) и сын последнего Бакур V (565-580) из-за усиления центробежных феодальных тенденций и давления Персии по сути были лишены реальной власти.
В то же время, уже начиная с правления Бакура IV, Персидская империя стала уделять всё большее и большее внимание хозяевам армянских поместий в Тайке и Гугарке, стремясь в их лице не только получить центробежные силы, направленные против последних царей Иберии, но и сформировать мощный противовес. В этих условиях, начиная с начала VI века, Багратуни постепенно набирают большую силу, своё фактическое влияние распространяя также на север Гугарка и Тайка, оказавшиеся в Иберии, где недовольные собственными царями грузинские князья готовы были подчиниться скорее не более сильным властителям, а пусть и более сильным, но по сути равным им по положению Багратуни...
Этот процесс ослабления центральной власти, обусловленный развитием феодальных общественных отношений, достиг своего логического финала в 580 г., когда царь Персии Ормизд IV (579-589) сверг последнего царя Иберии Бакура V, однако одновременно в сложившихся военно-политических условиях не почувствовав себя достаточно уверенно, оставил вопрос организации территории Иберии местным князьям. В возникшем политическом вакууме эрисмтаваром (князем-князей) был провозглашён Гурген-Гуарм Багратуни (568-595) - сын Баграта (532-568), внук Гурген-Гуарм (527-532), который был женат на дочке Горгасала. Последный Гурген-Гуарм, теска Горгасала, был сыном Баграта (ок. 505-515) и внуком Смбата (482 - ок. 505). Смбат же был сыном прославленного Саhака Багратуни (475-482), Марзпана Армении, героя восстания 481-485 годов, мецената Мовсеса Хоренаци. Провозглашенный эрисмтаваром Гурген-Гуарам Багратуни (568-595) одновременно с этим получил от от Юстиниана II (565-578) звание куролапата.
В итоге:
а) де-юре было узаконено уже более пол-века существовавшее положение - утверждение лидерства Багратуни в Грузии.
б) младшая ветвь Багратуни- Северные Багратуни - получали силу, равную их главной ветви.
Таким образом, многовековой период сложного и полного противоречивых отношений соседства царств Великий Айк и Иберии завершилось. Характерно и закономерно также, что завершился этот период не менее сложным и противоречивым образом - объединением Северной Армении и Иберии под властью Армянских Багратуни.
В 361 г. Мириан умер. В последние шестнадцать лет своей жизни он делился властью со своим сыном Ревом II. Д. Рейфилд считает, что престол после смерти Мирвана III перешел к Саурмагу II. И. Семенов считает, что Рев II имел удел в Уджарме и умер незадолго перед смертью отца. В Картлис Цховреба указано, что правящего после Мириана царя звали Ферозом, который был персом и которого Мириан еще при своей жизни сделал правителем провинции Гардабани. Мовсес Хоренаци дважды упоминал о Перозе из рода Гардаманаци. Этот Пероз был сыном Фероза, который стал зятем Мириана еще до 298 г. Внук Мириана Бакур был женат на внучке Фероза. Младшим сыном Мириана был Бакур время смерти которого по И. Семенову не можно установить даже приблизительно. На престол кроме Бакура претендовал сын Рева Тардат, но римляне предпочли Бакура. Наследником Бакура по мнению И. Семенова был Мирдат III. Нужно отметить, что в ’’Обращении Картли’’ преемником Бакура назван Тардат, в то время как в Картлис Цховреба назван Мирдат (Михрдат). По гипотезе И. Семенова Михрдат умер между 364 и 368 гг. Аммиан Марцеллин сообщал, что в 360 г. римляне одарили царя Иберии (Картли) Мерибана. По мнению И. Семенова римский хронист просто спутал Мирвана с Мирдатом и союзника римлян было звать Мирдат. Мовсес Хоренаци сообщал, что в правление в Армении царя Аршака иверийцы (картлийцы) помогали армянам. Саурмаг II выступил на стороне армянского царя Аршака II в его борьбе против персов. Эта война была частью более масштабной римо-персидской войны. В 363 г. император Юлиан погиб в войне с персами, а в 368 г. персы вторглись в Картли и сделали правителем государства Вараз-Бакура I. Аммиан Марцеллин указывал, что персидский шаханшах Шапур II изгнал некоего Савромака и поставил править Аспакура. Д. Рейфилд отодествляет Аспакура с Вараз-Бакуром. И. Семенов преполагает, что Савромак это никто иной как Саурмаг II. Саурмаг II был двоюродным братом Вараз-Бакура, а его отец был родным братом Мириана. В 369 г. римляне оказали помощь царю Армении Папу. Их помощи попросил картлийский царевич Саурмаг. В 370 г. на помощью ему пришли легионы Теренция, которые подошли к Куре. Не имея сил противостоять римлянам, царь Иберии (Картли) Вараз-Бакур I попросил разделить царство, поскольку его сын Ультра находился как заложник у персов. Прилегающая к Армении и Лазике часть Картли была отдана Саурмагу, а часть прилегающая к Кавказской Албании – Аспагуру. Однако персы были не согласны с этим разделом. Шаханшах Шапур требовал от римского императора Валента вывести войска и сделать царем Вараз-Бакура I. Однако некоторое время персы были вынуждены с этим мириться. Вараз-Бакур некоторое время правил Шида-Картли. Разделение Картли на две части длилось до гибели императора Валента в битве под Адрианополем в 378 г. После этого персы изгнали Саурмага. Согласно ’’Обращению Грузии’’ в правление Вараз-Бакура I в Сюник пришли персидские марзбаны, а в Тбилиси пришел персидский питиахш. Он построил себе крепость в Тбилиси и с того момента армяне и грузины стали данниками персов. В конце 70-х гг. IV в. персы подчинили себе всю Картли. При Вараз-Бакуре I произошли гонения на христианство. После него царем стал Бакур дед Петра Ивера. В 387 г. Рим и Эраншахр договорились про разделение сфер влияния. Западная Армения и Лазика попали в сферу влияния Рима, а Картли и остальная часть Армении и Кавказская Албания были под властью персов. К Картли от Армении перешло бдехшство Гугарк. В вассальных царствах правили цари. По мнению Д. Рейфилда после Вараз-Бакура правил его сын Мирдат, а после него Вараз-Бакур II. В ’’Обращении Картли’’ царем назван Бакур сын Вараз-Бакурa. Однако в Картлис Цховреба царем назван Тардат. И. Семенов временем его правления называет 387-394 гг. По мнению Д. Рейфилда Вараз-Бакур II строил христианские церкви. По мнению исследователя в 394 г. престол после Вараз-Бакура II унаследовал его шурин Трдат.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
И хотя объединённая армия царств Великого Айка и Иберии и в этот раз отбросила врага, однако вошедшая в Гугарк армия Фарнваза I Великого отказалась оставить его. В сложившихся сложных условиях царь Великий Айка Артавазд I (ок.305-ок.247 г. д.н.э.) вынужден был согласиться с этим фактом. Гугарк перешёл царству Иберии. Это стало причиной осложнения отношений в последующие века, а Иберия отныне никогда не отказывалась от идеи утверждения своей власти над этой исконной армянской провинцией.
Вообще-то греко-латинские источники характеризируют Гогарани (по армянски Гугарк) как иберийскую (картлийскую) провинцию. Армянской эта область стала при Арташесе Первом. Ну и населеной армянами стала со временем. Вот во времена Вахтанга Горгасала она населена преимущественно армянами. Но после нескольких столетий Гугарк двуэтничен (грузины и армяне). При армянских Багратуни снова преимущественно армянский. Ну а с 1118 г. по 1801 г. в составе Грузии как провинция Сомхити (от грузинского сомехи обозначавшее армян).
Как пограничная территория, там вне сомнении были грузины, но грузинская государственность образовалась в 301 году, а до этого Гугарк включали в состав своего царства еще цари Араратского царства. Вообще, не знаю, насколько хорошо Вы знакомы с ландшафтом Гугарка, но скажу Вам вот что - чисто климатический, да и по ландшафту это Армении. Далее, когда выходишь с северной стороны Боржоми, уже начинается "климатическая" Грузия.
Отбираете все из армянской истории, обираете ее, потом хотите иметь результат.
Ваше мнение понятно. Мое мнение, это всего лишь один из этапов развития армянского государства.
Впрочем, даже после Араратского царства грузинскому государству еще лет 300 еще нет. Так что как не крути, Гугарк был в начале в составе именно Армении.
Отбираете все из армянской истории, обираете ее, потом хотите иметь результат.
Вам просто не нужно присваивать чужое. Хурриты не-индоевропейцы. Хайасцы входили в состав Урарту как поданные. А мушки-протоармяне Мелида добили Урарту.