И самое главное в старой топонимике «Маргвети» (Аргвети). Как правило, в мегрельском языке много глаголов с основой на «рг», в то время как глаголы с основой на «гр» встречаются редко. Вместо этого корень "гр" больше распространен в грузинском языке. Древнегреческом языке слова с основой на «γρ» тоже встречаются чаще. Таким образом, мегрельская версия "Эгриси" должна была быть "Эргиси", чего нельзя найти ни в исторических источниках, ни в речи мегрелов. Интересно, что в грузинской исторической письменности одновременно сохранились два термина: "Маргви" и "Эгри". У нас есть мегрельский корень "рг" в наименование "Маргви". Манралы Птолемея, должно быть, обозначали «маргалов» или мегрелов, которые до прихода чанов, которых греки называли «лазами», населяли большую часть Западной Грузии и носили прозвище «маргал». Таким образом "манралы" Птолемея, по словам Берадзе, искаженная от Маргви или Маргвети (Берадзе 2001: 39). Примечательно, что в это время сваны также упоминаются в письменных источниках непосредственно как сваны, и с тех пор ничего не изменилось.
То, как люди, живущие здесь, назвали свою страну, является отдельной темой для исследования. Наименованием "Эгриси" для обозначения территории расселения мегрелов, как упоминалось выше, использовали жители Восточной Грузии. Мегрелы не были знакомы с этим термином. Сваны называют мегрелов "зан", а Самегрело - "Занар", а Мегрельский "Лузну". Учитывая этот факт, С. Джанашия заключил, что древнее имя мегрелов должно было быть "зани" (Janashia 1959: 6). По словам Марра, «Лаз» - это эллинизированная форма названия «занов», «Лаз» происходит от «Ла-Зан», которая является сванской формой названия местности (Марр 1913: 32). Считается, что приставка "са" запаздывает, а приставка "ла" имеет сванское происхождение. Мегрельское «Самаргало» явно является производным от "Самегрело", образовавшиеся с помощью приставки "са". В завещании рукописи XI-XII вв. «Житие Андрея Юродивого» мы впервые находим термин «Одиши» (ოდიში) для обозначения сегодняшнего Самегрело. Вахушти Багратион, затем Иоанн Батонишвили, М. Джанашвили и Марр в свое время пытались выяснить происхождение этимологии "Одиши". Вахушти Багратион в своем труде в описании Мегрелии включил предположение о народном этимологии этого топонима, который означает «когда-то эта земля была нашей». По словам Берадзе, часть территории, населенной мегрелами, с древних времен называлась Одиши (Берадзе 2001: 30-31).
Что касается мнения С. Джанашии, то возникает вопрос, почему в сванском языке до сих пор сохраняется старое общее название чанов и мегрелов, а не самих себя. Напротив, имя Лазика не вошло в сванский язык, или Чани был создан в Сванури в форме Зани. Это было в то время, когда сванское имя «შონე» до сих пор использовалась в мегрельском языке, а в Восточной Грузии оно называлось «Карти», что сегодня относится к Тбилиси. На этом фоне тот факт, что мегрельское название страны не сохранилось, по нашему мнению, обусловлено большим влиянием грузинского литературного языка. В феодальную эпоху в мегрельском термине, обозначавший страну, не было необходимости, и Эгриси, затем Одиши, наконец, Самегрело, который был создан в письменной форме, возобладали над этим. Однако вполне возможно, что в начале феодальной эпохи мегрелы использовали самоназвание «маргал». Мы найдем бесспорное доказательство в виде надписи из Атенского Сиона, где упоминается эрисмтвар Стефанос II с титулом "мегрельского и грузинского ериставтеристави".
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Что касается лазов, то их самоназванием, когда они обрели гегемонию в Западной Грузии на рубеже старой и новой эры, должен был «чани», который сохранился у реки Чанисцкали. В сегодняшнем мегрельском языке эту реку называют «Ценцкари», но появление "ц" вместо "ч" объясняется регрессивной ассимиляцией и должно быть вторичной формой (Кипшидзе 1914; Джанашия 1959: 18). Возможно, что Цаленджиха также был принят таким образом и первоначально назывался «Чан / Чан Джиха» («Замок Чана»). Местные жители до сих пор называют Цаленджиху «Цендиха» для краткости, где «Диха» относится к земле. Однако слово «цалени» сохранилось в лазском, что означает "нижний" (предоставлено историком Г. Арахамия). Также в исторической области Лазети существовала деревня с похожим названием - Цален Чой. Также интересным является топоним "Очане" недалеко от Джвари. Если бы это имя было связано с именем чанов, то у нас был бы "Сачанио" или "Лечане", как мы имеем в случае с самоназваниями компактно населенных семей в Самегрело без исключения. Вполне возможно, что название крепости Чаквинджи связано с чанами, и оно должно быть упомянуто основой чанов (мегрельский «Квинджи» означает "нижний", а «Ча» должен означать Чан, а не Чан (в мегрельском «Инча»)), водохранилище, поскольку в данном случае название крепости "Инчаквинджи" будет. Для сравнения, по словам И. Антелава: "Джихан Квинджи" и "Цихегоджи" - эта два названия Археополиса, упоминаемая античными авторами, и означает основание крепости, что должно быть понято как основной или княжеский замок. В работе Джуаншера, включенной в «Жизнь Картли», мы находим крепость Годжи как имя современного Нокалакеви (до 30-х годов XX века) (Картлис Цховреба, I, 1955). Но в древнем издании «Простота Давида и Константина» (XII в.) Этот город-крепость упоминается как «Джихан Квинджи» (Памятники древнегрузинской агиографической литературы, III, 1971: 258). Прямым переводом "Джиха Квинджи" является его древнегреческое (византийское) название "Археополис", то есть главный город, а не так называемый "Старый город". А. Тордия считает Одиши древним наименованием , от куда пошло и название страны (Тордия 2012: 75-76).
Хотя византийский автор VI века Иоанн Лидиец сообщает, что Колхиду теперь называют Лазикой, потому что лазы обрели гегемонию в этой стране (Грузия 2 1965: 236), Лазика не была выбрана в качестве имени Западной Грузии, что было естественно. С самого начала этноним чан (греч. λαζι) был придуман мегрелами (маргалами). Скорее всего, местное мегрельское население было более многочисленным, чем пришедшие чаны. Поскольку жители Восточной Грузии приравнивали мегрелов и чанов по своему языку и обычаям, жители Западной Грузии назывались мегров, мегрелов и маргвов, а страну, соответственно, Эгриси и Маргвети. Это, конечно, было отражено в грузинских исторических документов, и поэтому наши исторические источники не знают термины "лаз" и "Лазика" соответственно. Римляне, а затем византийцы называли всю Западную Грузию "Лазикой" из-за чанского или лазского происхождения правящей династии.
Впоследствии, как справедливо полагает Нодар Ломоури, византийский термин "Лазика" для обозначения юго-восточного побережья Черного моря, и его жителей называли "лазов" с IX века, после того, как византийская светская и духовная власти потеряла свой контроль над Западной Грузии. Соответственно, эти названия были искусственно присвоены юго-восточному побережью Черного моря, которые со временем стали их собственными наименованиями (Ломоури 1964: 86).
Первое упоминание о санигах появляется у Мемнона Гераклейского в I в. н.э. В связи с серединой I века, когда он упоминает, что саниги и лазы жили в крайней части Понта (Каухчишвили 1987: 46), согласно сведениям Ипполита Римского (III в.): «Санны, которые называются саниками и простираются до Понта, где есть проход Апсар, Себастополь и Иссулиман и река Фасид. Эти племена простираются до Трапезунта» (Георгика, I 1941; 19-20). Евсевий Кесарийский (260-340 гг. н.э.) также дает нам следующую информацию: саны «называются санигами» (Георгика, I 1941: 32). Флавий Арриан пишет о санигах: «Сопредельные Аваскам Саниги; в их земле находится Севастополь. Царь Санигов Спадагас, от Тебя почил царство" (Арриан 1965; 43) . Прокопий Кесарийский писал о санигах во времена императора Траяна (98-117 гг.): «За ними живут сагины; приморской же частью их страны издревле владели римляне. Для их устрашения они (римляне) выстроили два приморских укрепления, Севастополь и Питиунт, находящиеся друг от друга на расстоянии двух дней пути, и с самого начала держали здесь военный гарнизон. В прежнее время, как я сказал, легионы римских войск занимали все местечки по побережью от Трапезунта до страны санигов" (Георгика, II 1965; 125-126). Также саниги упоминаются в "Пасхальной хронике (VII в.): «Так называемые саллы, их же называют санитами, которые обитают у Понта, где находится крепость Апсар, Севастополь, гавань Исса, и река Фасис, эти народы занимают земли до Трапезунта» (Георгика, IV 1941; 10).
Согласно Арриану, район расселения племени санигов ,находившиеся от р. Ахеунта (река Шахе) до Севастополиса, совпадает с расселением более ранних гениохов, проживающих в этом районе. Страбон дает нам обширную информацию о гениохах, которые, как уже упоминалось выше, приписывают себе происхождение от лаконианов - Река, Амфистрата, Метокле и Диоскуров.
В историографии были высказаны различные предположения об этнической принадлежности гениохов. Некоторые исследователи считают их сванами (И. Орбели, Т. Микеладзе, Т. Мибчуани). Вторая часть ученых считает гениохов мегрело-лазами (Ив. Джавахишвили, С. Джанашия, П. Ингороква, Ак. Урушадзе). Но З. Анчабадзе связывал санигов с джиками и садзами (Анчабадзе 1964: 173). По словам Меликишвили, гениохи являются иганихами, упомянутыми в урартских документах. М. Инадзе придерживается того же мнения. Согласно одной точке зрения, термин Гениохи - это не этническое имя, а профессия. Греки использовали это имя для обозначения профессиональных носильщиков, которые служили торговцам, чтобы пересечь Черное море с Северного Кавказа (Квезерели-Копадзе 1955: 30-35).
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Это интересное мнение, но оно ошибочное. Из трудов античных авторов ясно, что гениохи не были даже профессиональными пиратами. Эта деятельность была вызвана не столько любовью к делу, сколько социально-экономическим фактором, на который ясно указывает Страбон. Происхождение имени гениохов, по нашему мнению, четко объяснено Страбоном и связано с древнегреческим словом «Ηνίοχος», которое на грузинском языке переводится как «извозчик». Гениохиы не должны были быть связаны с племенем иганихе, жившим в древние времена около озера Чилдыр (северо-восточная Турция). Древние греки дали это имя гениохийцам, согласно некоторой традиции, извозчикам Диоскуров (братьев-близнецов, которые основали Диоскуриаду): Рекас (Кракас) и Амфистрат. Но этническая принадлежность гениохов была уже известна Плинию Старшему, когда он предоставил нам информацию о племени сан-гениохов на берегах реки Пиксент в юго-восточной части Черного моря. Он также называет гениохов на северо-восточном побережье Черного моря. Конечно, по наименованием "санни" подразумеваются чаны. Оказывается, это чан-гениохи или одна из ветвей чанов. Арриан также называет союз макронов и гениохов в этой области. По словам Страбона, мы знаем, что макроны - это одни и те же чаны.
Гениохи, живущие в северо-восточном регионе Черного моря, также должны быть чанами. Это то, что заставляет нас думать об их образе жизни. Они были знаменитыми моряками. И если мы посмотрим на прошлое лазов или чанов, их жизнь всегда была тесно связана с морем. Можно предположить, что для них (или для чанов, живущих на берегу моря) название «гениох» было продиктовано каким-то аллегорическим знаком со стороны древних греков, так как они посвятили много времени навигации. Для сравнения, извозчики Диоскуров также находились в постоянном движении. Гениохи жили в юго-восточной части Черноморского региона и уже давно мигрировали на северо-восточное побережье Черного моря. Если верить рассказу Гераклида Понтийский, они впервые появляются в окрестностях Фазиса в IV-III веках (Инадзе 1955: 14). Затем дальше на север, на территорию исторической Абхазии. Территория между Псоу и рекой Шахе своим климатом и природой очень похожа местность между Трабзоном и Ризе на юго-восточном побережье Черного моря. Наряду с различными факторами, географическая среда, возможно, была причиной переселения здесь гениохов. Похожую точку зрения высказал Ломоури (Ломоури 1955: 54-55).
Идентичность гениохов и санигов, проживавших в северо-восточной части Черноморского побережья, можно по праву предположить. Уже в I в. н.э. древнегреческая историко-литературная традиция была возрождена, и гениохийцы получили свое имя вместо аллегорического наименования: «саниги». Если мы посмотрим на написанные на греческом языке «Σαννοι» и «Σαννιγαι» - Саниг на самом деле одно и то же. Если «Σαννοι» относится к чанам, то «Σαννιγαι», который состоит из «Σαννι» - название выше описанного племени и «γαι»- «земли», поэтому это переводится как «Земли чанов». Здесь напрашивается вопрос: Почему древним грекам нужно было называть чанов несколькими именами ? Можно предположить, что это было связано с существованием многочисленных племен чанов, которые поселились в разных районах и имели местные наименования. Древние греки, конечно же, приписывали им различные греческие имена (ср. Италия, Египет, Испания). Именно по этой причине санны (чаны) у Ипполита Римского и Евсевии Кесарийского к III веку являются теми же санигами. В связи с этим интересно отметить «Житие» знаменитого церковного деятеля IV в. Иоанна Златоуста в связи с его депортации в Бичвинту. В грузинском переводе написано: «Иоанн будет приведен в Питионт (т.е. Пицунда) вместо Охери Фриад Тоцано» вместо неопределенного «Тоцано» в греческом тексте написано: «Το Τζανων» (Абуладзе 1944: 71). «Το Τζανων» означает землю чанов, согласно греческому тексту Пицундского «Житие». Таким образом, следующее утверждение анонимного автора V века должно быть верным: «От Диоскуриады... до р. Апсара прежде жил народ, называемый колхами и переименованный в лазов» (Арриан 1961; 88) Если мы примем во внимание идентичность греческих наименований «Лазия» и латинской «Салти», упоминаемое в историческом документе VII в. «Пасхальная хроника». Саллы, также называемые санитами, представляют собой те же саннам, лазами или чанами.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
В римских исторических трудах, начиная с I в. н.э. упоминается еще одно племя в Западной Грузии, точнее на территории современной Абхазии, которая известна в римских, а затем византийских документах как апсилы. Апсилы впервые упоминаются Плинием Старшим в форме абсилы (Absilae), также он упоминает территорию их расселения от Севастополиса. Они упоминаются также у Арриана: «Соседи Лазов - Апсилы (Ἀψίλαι) ; их царь Иулиан (Ἰουλιανὸς) получил царство от Твоего отца.» (Aрриан 1961: 43). Юлиан получил царство от отца римского императора Адриана (117-138), адресата письма Ариана, точнее от его отца, императора Траяна (98-117). Апсилы (апшилы) также упоминаются Агафием Миринейским, который в 555 году описал отъезд византийского полководца Сотериха на Северный Кавказ: «Сотерих прибыл в так называемую страну мисимян, которые, подобно апсилам, являются подданными царя колхов, но разговаривают на ином языке и живут по другим законам. Они проживают более к северу и немного восточное от племени апсилов» (Георгика III 1936; 86). Та же Агафий Миринейский сообщает нам, что во время экспедиции византийцев на землю мизимиан, византийцы «пришли в крепость так называемых тибелеев («Τιβελεος»), которая находится на границе земель мизимиан и апсилов и делит ее». По его словам, апсилы и мисимяне являются родственными племенами и соседями (Георгика, 3, 1936: 160-162).
Согласно Прокопию Кесарийскому: «Апсилии издревле были подданными лазов. В этой стране есть крепость в высшей степени укрепленная; местные жители называют ее Тзибилой (Τζιβιλην)» (Георгика, 2 1965: 162). Прокопий Кесарийский также сообщает о восстании в Апсилии: «Один из знатных людей у лазов, по имени Тердет, который носил у этого народа название т.н. "магистра", поссорившись с царем лазов Губазом и став его врагом, тайно вошел в соглашение с персами, что передаст им укрепления... Подошедшее персидское войско Тердет принял в укреплении. Вследствие этого мидяне стали думать о захвате под свою власть не только Лазики, но и Апсилии. Ни римляне, ни лазы, занятые войной вокруг Петра и теснимые войском мидян, не могли послать помощи апсилийцам. У начальника этой крепости была жена, родом из Апсилии... Вследствие этого апсилии отпали от колхов, упрекая их в том, что они не захотели оказать им помощи... Но Губаз послал к ним тысячу римлян под начальством Иоанна, сына Фомы... Многими дружескими речами и обещаниями ему удалось привлечь их на свою сторону без всякого сражения и вновь сделать подданными лазов. Вот чем кончилось дело у апсилиев по поводу крепости Тзибилы» (Георгика, 2 1965: 163-165).
Апсилия упоминается в работах Феодосия Гангрского 60-х г. VII в. в которых рассказывается о ссылке Максима Исповедника и его ученика Анастасия в Западную Грузию (Георгика, 4, I 1941: 44).
В начале VIII века византийский император Юстиниан II (705-711) отправил своего командующего Леона Спатара (Исаврийского) на Кавказ по определенному поручению. Леон Исаврийский сначала отправился в Фазис, затем в Апсилию, а оттуда на Северный Кавказ. На обратном пути византийский полководец осадил «железную крепость» в землях мисимиян. В это время первый человек из апсалов, Марин (Μαρίνος), пришел к Леону и предложил помощь. Затем Леон отправился в Апсилию с Марином (Георгика, 4, I 1941: 112-113).
Апсилия также упоминается в «Картлис Цховреба» в форме Апшилети. Исторический источник, рассказывающий о жизни и деятельности Вахтанга Горгасали, приписывается Джуаншеру. Джуаншер также описывает события первой половины VIII в., где говорится о князе Картли Стефаносе и его сыновьях: "И узнавши, что цари картлийские со всей родней ушли в Эгриси, а оттуда скрылись в Абхазии, стал преследовать их по пятам и сокрушил все города и крепости страны Эгрисской. Разрушил трехстенную крепость Цихе-Годжи, разгромил и прошел порубежную стену Клисуры. А (в пору) нашествия его католикосом был Табор. И как только прошел Глухой (Марван ΙΙ ибн Мухаммад) Клисуру, которая была в ту пору рубежом между Грецией и Грузией, разгромил город Апшилети Цхуми и подступил к крепости Анакопия, В ней (Анакопии) пребывали тогда цари картлийские Михр и Арчил. Отец же их помер и был погребен в Эгриси. А эристав кесаря Леон находился в крепости Собгиси, расположенной на Осетинском перевале» (Картлис Цховреба, I 1955 ).
Считается, что эта часть произведений Джуаншера была каким-то образом сжата, а истории разных времен объединены в одно целое. Недавние исследования показывают, что Хроника Мира и Арчила относится к событиям 711-714 годов, и что личность Марван Кру (Марвана II ибн Мухаммада) фактически слился с личностью другого арабского полководца Маслама ибн Абд аль-Малика, организававший экспедицию в Грузию в 714 году. И эристави кесаря не является, как считалось, эристав Абхазии Леон I, а был им представитель византийского императора на Кавказе Леон Исаврийский. Соответственно, первым человеком из Апшилов была тот же Марин, т.е. Мир, старший сын князя Картли Стефаноса (Санадзе, Берадзе 2004: 70-76).
Вопрос об этническая принадлежности апсилов (апшилов) в грузинской сториографии привел историков к разногласиям, и этот вопрос остается спорным и по сей день. Как мы видели выше, в римских исторических трудах апсилы впервые упоминаются в I веке, а после начала VIII века византийские авторы не упоминают это племя. В связи с упоминанием Джуаншера в «Картлис Цховреба» о наличии у абхазов города Цхуми сложилось впечатление, что оно было введено в поздний период, когда вся западная Грузия уже называлась «Абхазским царством». Если мы разделяем мнение Санадзе и Берадзе, то информация о эриставе Леоне и Апсилии должна быть взята из «Хронографии» Феофана Исповедника. Если это так, то получается, что только римско-византийские исторические труды сохранили название одной из частей Западной Грузии. А местная топонимика или устная традиция не сохранили никакой информации об апсилах (апшилах) до нас, если мы не примем во внимание мнение группы ученых о том, что самоназвание абхазов «аԥсуаа» связано с именем племени апсилов, а название Абхазии на абхазском языке «Аԥсны» происходит от Апсилии. Эти исследователи обосновывают это сходством названий аԥсуаа/Аԥсны и апсил/Апсилия.
Эти имена действительно похожи друг на друга, но приведенные выше исторические источники не позволяют нам без колебаний объединять эти хоронимы. Историческая Абхазия известна в византийских источниках как Абазгия, а абхазы - как абазги. Мы рассмотрим вопрос исторических абхазов, с помощью тех же византийских источников и нынешней этнической принадлежности абхазов ниже. Теперь напрашивается вопрос, могло ли имя одного из народов, живших в Западной Грузии, и его поселения исчезнуть без следа в истории? Мы думаем, что нет, потому что у нас нет прецедента для этого на территории Грузии. Имена сохранились в топонимике, устной традиции и письменных источниках. Апсилия (Апшилети) не могла быть исключением в этом случае. Хотя фамилия Апшилава (Абшилава) можно увидеть и сравнить по названию этого племени сегодня, формирование фамилий связано с относительно поздним периодом. Кроме того, эта фамилия, очевидно, является чанского (лазского) происхождения с его концом и должна быть производной от Апиши (Абиши) или Абиси. Аби - это первоначально имя. Апшия - это также деревня в юго-восточной части Черноморского региона исторического Лазистан (Чанети, Лазети и Лазона).