Сообщество Империал: Древняя Грузия - Сообщество Империал

Laszlo

Древняя Грузия

Диаохи, Колхида, Иберия, Лазика.
Тема создана: 18 февраля 2020, 15:27 · Автор: Laszlo
  • 4 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
 2 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 18 февраля 2020, 15:27

Imp


Диаохи
Спойлер (раскрыть)

Колхида
Спойлер (раскрыть)

Иберия
Спойлер (раскрыть)

Агафий. О царствовании Юстининана. М.: АН СССР, 1953. 232 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Аммиан Марцеллин. Римская история. М.: АСТ, 2005. 631 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ахмадов Я. З. Нахский этномассив Закавказья: дзурдзуки/дзурдуки, ваьппи // Вестник Чеченской академии наук. № 2 (31). Грозный: Чеченская академия наук, 2016. С. 20-30 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Болтунова А.И. Античные города Грузии и Армении // Античный город. М., Издательство Академии наук СССР, 1963. С. 153-169. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 1. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2006. 456 с.
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 4. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2014. 408 с.
Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Геродот. История / Пер. с древнегреч. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 2002. 739 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гумба Г. Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории (І тысячелетие до н.э.). Сухум: Абгосиздат, 2016. 544 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джамирзаев С. М. Проблемы древней этнической истории Грузии и Кавказа : К древней истории нахских племен III-I тысячелетия до нашей эры // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.01. – История Грузии. Тбилиси, Институт истории и этнографии имени И. А. Джавахишвили, 1998. 303 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 150 с., [3] л. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дундуа Т. Г. Колхида, Иберия и Понтийское царство по нумизматическим материалам // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Институт истории и этнографии им. И. А. Джавахишвили, Академия наук Грузии, 1992. 34 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Житие Святой равноапостольной Нины, провестительницы Иберии. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1. Кн. 1–12 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 784 с.; Т. 2. Кн. 13–20 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 612 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
История нахов Передней Азии, Кавказа и Чечни / Я.З. Ахмадов, Г.Д. Гумба, Д.С. Курумов, Э.Х. Хасмагомадов ; отв. редактор Я.З. Ахмадов. Москва : Литера, 2019. 686 с.
Капанадзе Д. Г. Грузинская нумизматика. М., Академия наук СССР, 1955. 186 с.
Клавдий Птолемей. Руководство по географии. Составитель Боднарский М. С. Москва, Государственное издательство географической литературы, 1953. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Корнелий Тацит. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. Анналы. Малые произведения / Изд. подгот. А.С. Бобович и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 443 с.; Т. 2. История / Изд. подгот. Г.С. Кнабе и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 369 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ксенофонт. Анабасис / Пер. С.Я. Лурье, М.И. Максимовой, С.И. Соболевского. М.: Ладомир, 2003. 640 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Леонти Мровели. Жизнь катлийских царей / Перевод с древнегрузинского, введ. и примеч. Г. В. Цулая. М.: Наука, 1979. 104 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ломоури Н. Ю. Из исторической географии древней Колхиды // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1957. С. 96-110.
Лордкипанидзе О. Наследие древней Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 438 с.
Лэнг Д. Грузины. Хранители святынь. М.: Центрполиграф, 2008. 221 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мастыкова А. В. Федераты Восточной Римской империи на Черноморском побережье Кавказа и эволюция некрополя Цибилум (II-VII вв. ) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. № 10 (50). Политология. Белгород, Белгородский государственный университет, 2008. С. 28-34. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Меликишвили Г. А. Диаухи // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1950. С. 26-42.
Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян. Ереван: Айастан, 1990. 291 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Нюшков В. А. История и культура апсилов (II в. до н. э. – вторая половина VIII в. н. э.) . Сухум: Дом печати, 2016. 216 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Обращение Грузии/ Пер Е.С. Такайшвили. Тбилиси: Мецниереба, 1989. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Очерки истории Грузии. Т.1 : Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / [Ред.: Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе]. Тбилиси: Мецниереба, Типография Аакадемии наук Грузинской ССР , 1989. 508с.
Очерки истории Грузии. Т. II. Грузия в IV–X веках / под ред. М.Д. Лордкипанидзе, Д. Л. Мусхелишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 579 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. подгот. М.Е. Грабарь-Пассек, С.П. Маркиш. Т. II. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 545 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука. 1993. 578 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Рамишвили Р. М. Картлийское царство в первой половине 1 тысячелетия нашей эры (историко-археологическое исследование) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Академия наук Грузинской ССР, 1983. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Семенов И. Г. Генеалогия картлийских царей: от Мириана III до Вахтанга Горгасала. Махачкала, Динэм, 2007. 76 с.
Страбон. География: в 17-и кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994. 940 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003. 592 с.
Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 54 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Braund D. Georgia in Antiquity: A History of Colchis and Transcaucasian Iberia, 550 BC-AD 562. Oxford: Clarendon Press, 1994. 359 p.
Dundua Т. Die Kolchis, Iberien und der Polemonische Pontos nach numismatischen Materialien // Georgica. Band 14. Jena: Shaker Verlag, 1991. S. 100-103. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Fähnrich H. Geschichte Georgiens. Leiden-Boston: Brill, 2010. 589 p.
Hitchins K. Georgia II. History of Iranian-Georgian Relations // Encyclopedia Iranica. Vol. X, Fasc. 4. 2001. P. 464-470 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Labas K. Studien zur Geschichte der georgischen Länder vom 4. bis zum früheren 7. Jh. Dissertation Mag. Wien: Universitat Wien, 2014. 255 s. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Lang D. Iran, Armenia and Georgia // The Cambridge History of Iran. Vol. 3. Part. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 505-537.
Martin-Hisard B. Le roi géorgien Vaxt'ang Gorgasal dans l'histoire et dans la légende // Actes des congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. V. 13. 1982 P. 205-242 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Rapp S. H. The Sasanian World through Georgian Eyes. Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. Ashgate Publishing, Ltd., 2014. 524 p.
Rayfield D. Edge of Empires: A History of Georgia. Padstow: Reaktion Books, 2012. 479 p.
Thordarson F. Colchis // Encyclopaedia Iranica. Vol. VI. Fasc. 1. 1992. P. 41-42 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Toumanoff C. Christian Caucasia between Byzantium and Iran: New Light from Old Sources // Traditio. Vol. 10. Cambridge: Cambridge University Press, 1954. P. 109-189.
Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian history. Washington D. C.: Gerorgetown university press, 1963. 601 p.
     Lion
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 12 апреля 2020, 21:44

    Хурриты как раз индоевропейцы, смотрите их классического представителя в лице царства Митани. В двою очередь, т.н. "язык" т.н. "Урарту" хурритский очень и очень условно. Ее часто называют "новохурритским".

    Араратское царство один из этапов армянского государства. Это мое мнение, это мнение отражено в научной позиции Академии наук Армении. Можете думать по другому, не настаиваю. Я на УДО, по этой теме спорить с Вами не буду :046:
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 12 апреля 2020, 21:46

      В ’’Обращении Грузии’’ упоминались персидские питиахши (бдешхи) в Картли. Их имена Крам Хуар Борзард, Вараш, Боразбод, Вазген (Варскен). Крам Хуар Борзард был питиахшем при Вараз-Бакуре. Он присматривал еще над Сюником и Арменией. Вараш же конвоировал Мирдата IV в Ктесифон. Боразбод был питиахшем во второй четверти и в середине V в. Вазген (Варскен) был современником Вахтанга Горгасала. Сам титул питиахш имел среднеперсидскую этимологию и происходил от парфянской должности бидашх (биташх). В Армении эта должность назывался бдешх. По сути это был аналог европейского марграфа. На Кавказе бдешхи впервые появились при Тигране II Великом в Армении. Их было четыре в Армении и один в Картли. В Картли этот пост впервые был зафиксирован в 150 г. н. э. и вероятно был заимствован у армян. К. Туманов называл этих питиахшей Гушаридами. Кроме того, известен питиахши Аспаурук и Бар Саума. Около 330 г. Гушаридов на месте питиахшей сменили Михраниды, которых представлял Пероз сын Мириана III. Касательно должности спаспета то его аналогами были титулы спарапет у армян, парфянский спадпет, персидский спахбед. Спаспет (спарапет) было среднеперсидским заимствованием. Должность передавалась по наследству. Грузинский должность цихистави (комендант крепости) имел армянский аналог бердакали. У персов аналогом цихистави был амбарапет (интендант). Должность нахапета была заимствована грузинами у армян. В Иране она называлась нафбед (нафапет). Грузинским эквивалентом нахапета были титулы мтавара или эристава. Нахапеты были в той же области Гогарани (Гугарк), где присутствовал и питиахш. Касательно же марзбанов то эта должность существовала в Эраншахре Сасанидов. Она была введена в Армении и Албании в V в., а в Картли в VI в. Нужно сказать, что грузинский титул азнаур происходил от иранцев. Его персидским соответствием был азат, а армянским – азнив. Грузинский термин мамамзузе происходил от армянского даеяк и среднеиранского дайаг. В Тбилиси и Уджарме были общины зороастрийцев. В ’’Житии Шушаник’’ и ’’Житии Святого Евстафия’’ есть специальные термины на грузинском для огнепоклоников. В Картли, Армении и Албании персы насаждали маздеизм и направляли в эти страны мобедов и магов (священников зороастрийского культа). Алтарь огня называеться в грузинском атрошани, это производное от среднеперсидского атарошан. Святой Евстафий указывал, что его отец был мобедом из Гандзака (Гянджи). Нужно сказать, что в Мцхете был квартал Могута (то есть квартал магов, то есть зороастрийцев). Еще Святая Нино видела его. По данным Леонти Мровели он был основан персами еще в правление Фарнаджома. Святая Нино указывала, что при Мириане III кроме зороастрийцев жили язычники, которые поклонялись Гаци, Гайму, Армазу, Задену, Айнину, Данину, Данане. Упомянуто, что врагом Армаза был бог халдеев Итруджан, которого возможно отождествить с пехлевийским Друж (демон лжи в зороастризме). По данным ’’Жития Святой Нино’’ проповедница уничтожила изображение Арамазда, бога молний. В его имени достаточно легко угадываеться Ахурамазда, главный бог зороастрийцев. Это прошло безнаказано для Нино только потому, что Картли во время Мириана ІІІ находилось в зоне влияния римлян. Культ же меча в Армазицихе был связан с культом существовавшем у скифов и алан. Н. Марр отождествлял бога Задена с персидским Митрой. Богинь Айнину и Дайнину С. Рапп связывал с зороастрийским божеством Анахитой. Армаз был по происхождению лувийским культом Луны Арма. Американский исследователь отмечал, что картвелы не восприняли маздеизм полностью, но творчески переработали его и включили в свой пантеон. Воспринятие элементов зороастризма было логично, если учитывать продолжительные связи с иранскими государствами. Из Эраншахра грузины восприняли и манихейство .
         Lion
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 12 апреля 2020, 21:48

        Цитата

        Его персидским соответствием был азат, а армянским – азнив


        У армян тоже "азат", термина "азнив" нет.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 12 апреля 2020, 21:50

          В 40-х гг. V в. персы вели войны на востоке с кушанами. Тяжелое налоговое ярмо и насаждение зороастризма привели к тому, что в 449 г. восстали армяне. В 450 г. их поддержали албаны. В 451 г. состоялась Арварайская битва в которой армяне проиграли, хотя нанесли значительные потери врагу. Картли никак не принимала участие в этой борьбе. По мнению Д. Рейфилда в 447 г. царем Картли стал Вахтанг Горгасал, сын Сагдухт и Мирдата V. С. Рапп придерживался того же мнения. И. Семенов датирует начало правление Вахтанга 457 г. Сагдухт попросила своего отца Барзабода уговорить шаханшаха позволить Вахтангу остаться христианином. Йаздигерд II признал официальными религиями Картли христианство и зороастризм. В Картли был направлен мобед Бинкаран. Вахтанг женился на Балендухт, от которой у него родился сын Дачи. Принцесса умерла при родах. После ее смерти Вахтанг женился на Елене, родственнице византийского императора Зенона. При Вахтанге находился совет, который помогал ему управлять. В него входил спаспет, христианский епископ и зороастрийский мобед. В 456 г. картлийский царь напал на аланов и гуннов (оногуров) и победил их, воюя в интересах Сасанидов и поделился добычей с албанами и персами. Кампания на севере позволила ему взять контроль над кавказскими перевалами и оказывать влияние на аланов, нахов и оногуров. Вахтанг по данным Джуаншера Джуаншериани совершил поход в Овсетию (Аланию). Однако к ’’Жизни Вахтанга Горгасала’’ нужно подходить критически и, по мнению Н. Джанашиа, Вахтанг выбил из кавказских проходов персидские гарнизоны. По данным Лазаря Парпеци царь договорился с гуннами (вероятно с савирами) о поддержке. Аланские и гуннские отряды были вспомагательными силами в картлийском войске. Согласно ’’Мученичеству Шушаник’’ питиахш Гугарка Вазген сын Аршуши во время своего визита в Эраншахр принял зороастризм. Он проводил независимую политику и не считался с царем. В 60-х гг. V в. Вахтанг воевал против Эгриси, стараясь объединить картвельские народы в одном государстве. Также грузинские источники сообщают, что царь отвоевал у Византии Кларджети. На веру эти сведения принимает Д. Рейфилд. Н. Джанашиа критичного мнения о сведениях Джуаншера Джуаншериани. В 60-х гг. V в. Вахтанг был вынужден участвовать в кампании персов на востоке против эфталитов на северо-востоке Эраншахра. Вернувшись из похода Вахтанг сместил с поста католикоса ставленника персов архиепископа. Во время пребывания на византийской территории Вахтанг познакомился с Петром и Самоэлом. Потом Вахтанг обратился к ромеям, чтобы те прислали ему католикосом Петра, а епископом Самоэла. В ответ на это Микаэл обвинил царя в отречении от христианства и принятии ним зороастризма. Однако Вахтанг отверг все обвинения, но Микаэл проклял царя и все его войско. Вахтанг отправил Микаэла в ссылку в Константинополь. В Картли же был образован католикосат и высвячено сразу 13 епископов. Сторонников Микаэла Вахтанг сместил. В Картли находились епархии в Мцхете, Самтависи, Руиси, Никози, Цилкани, Тбилиси, Манглиси, Болниси, Цуртави, Череми, Рустави, Ниноцминда, Хорнабуджи, Бодбэ, Челта, Ацкури, Цунда, Ахиза, Эрушети. Вахтанг построил соборы в Мцхете и Болниси. Мцхета была церковной столицей Картли. Церковная реформа Вахтанга произошла в 60-х гг. V в. и царь кроме этого основал ряд городов и укрепил уже существующие. Была укреплена царская резиденция Уджарма. Вероятно царь присоединил к себе область Албании Камбисену (Камбечиани), которая была известна грузинам как Эретия. В ней правил наследственный принц. Джуаншер Джуаншериани указывал на десять эриставов Вахтанга, спаспет владел доменом у Тбилиси и Мцхеты. Лазарь Парпеци сообщал, что Вахтанг оставил армян, что по мнению Д. Рейфилда свидетельствует о том, что он отбросил монофизитство. В то же время в Артануджи в Кларджети находилась христианская и зороастрийская символика. В 472 г. Вахтанг выступил на стороне шаханшаха Фируза против ромеев. Впрочем в 467 г. Вахтанг находился на стороне ромеев и просил Константинополь признать автокефалию грузинской церкви. Он сделал грузинский язык церковным и начал распространение христианства среди алан и нахов. В конце 70-х гг. VI в. опираясь на союз с ромеями Вахтанг изгнал из Картли зороастрийских мобедов. В 482 г. Вахтанг убил питиахша Вазгена и фактически восстал против персов, как и вождь армян Вахан Мамиконян. В ’’Мученничестве Шушаник’’ указано, что в 475 г. Вазген казнил свою армянскую жену Шушан за отказ отречься от христианства. Шушан была дочерью спарапета армян Вардана Мамиконяна. Сам Вазген был зороастрийским неофитом и скорее был наместником персов в Картли, чем подданым царя. Этого Вахтанг стерпеть не мог. В Картли вступило войско Михрана, а в Армению войско Артнерсеха. По данным Лазаря Парпеци Вахтанг, укрывающийся в горах, убеждал Вахана выступить против персов. В Картли в 484 г. вступил персидский полководец Азарвухт и Вахтанг был вынужден укрываться в Лазике. Ситуацию спасло только то, что на востоке в битве с эфталитами погиб шахиншах Фируз. Персы перестали преследовать христиан в Армении и назначили местным марзбаном Вахана Мамиконяна. Касательно же Картли, то Джуаншер Джуаншериани указывал, что правитель персов Хосров требовал, чтобы Вахтанг выступил против ромеев, от чего царь отказался. Реальным правителем Эраншахра в это время был же Кавад I. В битве с персами Вахтанг убил шах-заде Бартама, но сам был тяжело ранен в легкое. Вахтанг отошел в Уджарму, а сами персы разоряли Картли. Картлийско-персидская война была частью большой византийско-персидской войны. В ходе ее Вахтанг умер. Д. Рейфилд датировал его смерть 522 г. К. Лабас же считала датой смерти Вахтанга 502 г. С. Рапп считал датой смети Вахтанга 522 г.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 12 апреля 2020, 22:25

            Царь оставил после себя трех сыновей – Дачи, Леона, Мирдата. Они имели статус князей (эрисмтаваров). Только Дачи был сыном от брака с персидской принцессой Балендухт. Леон и Мирдат были сыновьями от брака с Еленой. Перед своей смертью Вахтанг дал в лен Леону Кларджети и Одрзхе и западную часть княжества Цунда. После смерти Леона они достались Мирдату, который до того правил в Джавакхети. По мнению К. Туманова престол после Вахтанга унаследовал Дачи. К. Лабас также считала Дачи преемником Вахтанга и датировала его правление 502-514 гг. Х. Фенрих считал, что Вахтанг передал власть Дачи, но не датировал его правление. После Дачи правил его сын Бакур. После Бакура правил Фарсман. Касательно Гургена, то его как правителя называют византийские источники, но он отсутствует в грузинской исторической традиции как царь. С. Рапп считал преемником Вахтанга Дачи и датировал его правление 522-534 гг. Преемником Дачи был назван Бакур II и его правление датировано 534-547 гг. 547-561 гг. датировано правление Фарсмана V, с 561 г. началось правление Фарсмана VI, а Бакур III правил до 580 г. Для имен Вахтанг, Бакур, Фарсман, Дачи предполагались среднеперсидские этимологии. Н. Джанашиа же считал преемником Вахтанга Гургена. Похожего мнения придерживался и Д. Рейфилд. По мнению К. Туманова Дачи правил Картли 12 лет, а после него Бакур II на протяжении тринадцати лет. Х. Фенрих отмечал, что Бакур боролся против зороастрийцев и умер в 537 г. Он считает, что режим марзбаната был учрежден в 537 г. В 540 г. персы опустошили Картли. В правление Дачи и Бакура католикосами Картли были Тавчепаг и Чермаг. По мнению К. Туманова после Бакура правил его сын Фарсман V, продолжительность правления которого не указана. К. Лабас считала, что Фарсман стал править в 540 г. К. Туманов предположил, что годами правления Фарсмана были 547-561 гг. Фарсман переписывался с Юстинианом с 550 г. В грузинской летописи указывалось, что Картли разделилось. Сыновья Дачи подчинились персам, а сыновья Михрдата грекам (ромеям). В ’’Мученичестве Святого Евстафия’’ сказано, что в окружении персидского марзбана находились католикос, картлийский питиахш и Григор картлийский мамасхалиси. Сам Евстафий был персом Гвиробандаком из Гандзака. В Мцхете он принял христианство. Он был не один в этом. Были и иные персы из колонии в Мцхете, которые приняли христианство. Это были Губнак, Бахтийар, Бурсо, Панагушнасп, Перозак, Самуил и Степанос. Евстафия пригласили праздновать праздник Садык, но он отказался праздновать его, назвав его темным, что было оскорблением для зороастрийцев. Персы-зороастрийцы из колонии в Мцхете доставили персов-христиан на суд персидскому марзбану Ерванду Гушнаспу. Персы кинули в заточение шесть персов-христиан кроме Бахтийара и Панагушнаспа. По просьбе картлийской знати шесть узников освободили. Через некоторое Ерванда Гушнаспа на посту марзбана сменил Бежан Бузмил. Персы-зороастрийцы снова обвинили Евстафия и Самуила. По просьбе сирийских христиан их освободили, но в конце-концов Евстафия казнили. Тело Евстафия было похоронено в Мцхете. Там же был погребен Самуил. В правление Фарсмана в Картли прибыли сирийские монахи, которые реформировали монашескую жизнь грузинских монахов. О них сообщает автор ’’Жития Абибоса Некресели’’. Возглавлял их Иоанн из Месопотамии. Его ученниками были Иоанн из Зезаздени, Стефан из Хирзи, Иосиф из Алаверди, Давид из Гареджи, Зенон из Икалто, Исе из Цилкани, Тата из Степанцминды, Абибос из Некреси, Михаил из Улумби, Пирос из Брети, дьякон Элиа. Эти монахи осуществили многие чудеса и основали обители Хирзи, Алаверди, Гареджи, Икалто, Цилкани, Степанцминду, Некреси, Улумби, Брети. По мнению К. Туманова сын Фарсмана Бакур III правил во времена шаханшаха Хормизда IV. В 572 г. Гуарам поднял восстание в Картли против персов и пришел к власти в 583 г. сместив Хосровидов с престола и основав новую грузинскую династию Гуарамидов. В Тбилиси же назначили персидского марзбана. Персы хотели ликвидировать царскую власть в Картли и для этого начали атаку на христианство. Шахaншах Кавад приказал Гургену принять зороастризм. В этой ситуации Гурген пошел на переговоры с ромейским императором Юстином I. Ромеи обещали помощь картлийцам, но в момент персидского вторжения отправили лишь малый отряд. Гургену пришлось бежать и он в 523 г. укрылся в Эгриси. В начале VI в. на объединенном Валаршапатском соборе кавказских христианских церквей было принято решение считать истиной религией монофизитство, а диафизитство и несторианство были осуждены. Несториане были лояльны персам, а монофизитство имело симпатии у византийского императора Анастасия. Когда к власти в Византии пришел Юстиниан I, то победил халкедонизм (православие), что привело к изменениям и в Картли. Прокопий Кесарийский писал, что иберы (картлийцы) лучше всего соблюдают религию. Монофизиты же при Юстиниане считались еретиками. Монофизитами были армяне и албаны. Халкедонитами стали грузины. Окончательный церковный раскол между грузинами и армянами же состоялся в 608 г. После мира между ромеями и персами Византия фактично согласилась с установлением в Картли режима правления персидского марзбана установившегося 523 г. Сыновья Гургена Перан и Бакур, а также его внук Фаза перешли на службу к ромеям и служили в их войске. Картли находилось под властью персов до восстания 571 г. В период с 523 по 571 гг. Картли находилось под управлением персидских марзбанаов. Впрочем, попытки восстановления царства были. Иоанн Малала и Феофан указывали, что в 535 г. в Константинополь прибыл царь Заманазе, который объявил себя союзником и другом императора. Прокопий Кесарийский ничего не говорит об этом посольстве. Картли, как Армения и Албания, была включена в Северный кустак (наместничество) центр которого находился в Гандзаке. Иберия, Армения и Албания были шахрами (областями) Эраншахра. Персы укрепили кавказские перевалы, чтобы не дать проникнуть с севера кочевникам, которые могли оказать грузинам помощь. В V-VI в. в Картли ходили сасанидские драхмы Валарша, Кавада I, Замаспа, Хосрова I, Хормизда IV, Хосрова II .
               герцог фридландский
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 13 апреля 2020, 00:20

              Lion (12 апреля 2020, 21:44):

              Араратское царство один из этапов армянского государства. Это мое мнение, это мнение отражено в научной позиции Академии наук Армении. Можете думать по другому, не настаиваю. Я на УДО, по этой теме спорить с Вами не буду :046:

              Лион, в вашей Академии наук скоро планету Марс назовут колыбелью армянского народа. :0142:

              - - - Сообщение автоматически склеено - - -

              Lion (12 апреля 2020, 21:24):

              Как пограничная территория, там вне сомнении были грузины, но грузинская государственность образовалась в 301 году, а до этого Гугарк включали в состав своего царства еще цари Араратского царства. Вообще, не знаю, насколько хорошо Вы знакомы с ландшафтом Гугарка, но скажу Вам вот что - чисто климатический, да и по ландшафту это Армении. Далее, когда выходишь с северной стороны Боржоми, уже начинается "климатическая" Грузия.
              А Вы еще и знатный климатолог, да Лион? :062:

              - - - Сообщение автоматически склеено - - -

              Lion (12 апреля 2020, 20:55):


              Таким образом, многовековой период сложного и полного противоречивых отношений соседства царств Великий Айк и Иберии завершилось. Характерно и закономерно также, что завершился этот период не менее сложным и противоречивым образом - объединением Северной Армении и Иберии под властью Армянских Багратуни.
              Вот только почему-то они о своем армянстве молчали.

              - - - Сообщение автоматически склеено - - -

              Lion (12 апреля 2020, 21:34):

              Отбираете все из армянской истории, обираете ее, потом хотите иметь результат.

              Ваше мнение понятно. Мое мнение, это всего лишь один из этапов развития армянского государства.

              Впрочем, даже после Араратского царства грузинскому государству еще лет 300 еще нет. Так что как не крути, Гугарк был в начале в составе именно Армении.
              Лион, армянские же историки признавали что ничего особенного в истории Армении нет. Что она постоянно была объектом притязаний соседей. И все.
                 Şegirt
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 13 апреля 2020, 07:41

                И самое главное в старой топонимике «Маргвети» (Аргвети). Как правило, в мегрельском языке много глаголов с основой на «рг», в то время как глаголы с основой на «гр» встречаются редко. Вместо этого корень "гр" больше распространен в грузинском языке. Древнегреческом языке слова с основой на «γρ» тоже встречаются чаще. Таким образом, мегрельская версия "Эгриси" должна была быть "Эргиси", чего нельзя найти ни в исторических источниках, ни в речи мегрелов. Интересно, что в грузинской исторической письменности одновременно сохранились два термина: "Маргви" и "Эгри". У нас есть мегрельский корень "рг" в наименование "Маргви". Манралы Птолемея, должно быть, обозначали «маргалов» или мегрелов, которые до прихода чанов, которых греки называли «лазами», населяли большую часть Западной Грузии и носили прозвище «маргал». Таким образом "манралы" Птолемея, по словам Берадзе, искаженная от Маргви или Маргвети (Берадзе 2001: 39). Примечательно, что в это время сваны также упоминаются в письменных источниках непосредственно как сваны, и с тех пор ничего не изменилось.
                То, как люди, живущие здесь, назвали свою страну, является отдельной темой для исследования. Наименованием "Эгриси" для обозначения территории расселения мегрелов, как упоминалось выше, использовали жители Восточной Грузии. Мегрелы не были знакомы с этим термином. Сваны называют мегрелов "зан", а Самегрело - "Занар", а Мегрельский "Лузну". Учитывая этот факт, С. Джанашия заключил, что древнее имя мегрелов должно было быть "зани" (Janashia 1959: 6). По словам Марра, «Лаз» - это эллинизированная форма названия «занов», «Лаз» происходит от «Ла-Зан», которая является сванской формой названия местности (Марр 1913: 32). Считается, что приставка "са" запаздывает, а приставка "ла" имеет сванское происхождение. Мегрельское «Самаргало» явно является производным от "Самегрело", образовавшиеся с помощью приставки "са". В завещании рукописи XI-XII вв. «Житие Андрея Юродивого» мы впервые находим термин «Одиши» (ოდიში) для обозначения сегодняшнего Самегрело. Вахушти Багратион, затем Иоанн Батонишвили, М. Джанашвили и Марр в свое время пытались выяснить происхождение этимологии "Одиши". Вахушти Багратион в своем труде в описании Мегрелии включил предположение о народном этимологии этого топонима, который означает «когда-то эта земля была нашей». По словам Берадзе, часть территории, населенной мегрелами, с древних времен называлась Одиши (Берадзе 2001: 30-31).
                Что касается мнения С. Джанашии, то возникает вопрос, почему в сванском языке до сих пор сохраняется старое общее название чанов и мегрелов, а не самих себя. Напротив, имя Лазика не вошло в сванский язык, или Чани был создан в Сванури в форме Зани. Это было в то время, когда сванское имя «შონე» до сих пор использовалась в мегрельском языке, а в Восточной Грузии оно называлось «Карти», что сегодня относится к Тбилиси. На этом фоне тот факт, что мегрельское название страны не сохранилось, по нашему мнению, обусловлено большим влиянием грузинского литературного языка. В феодальную эпоху в мегрельском термине, обозначавший страну, не было необходимости, и Эгриси, затем Одиши, наконец, Самегрело, который был создан в письменной форме, возобладали над этим. Однако вполне возможно, что в начале феодальной эпохи мегрелы использовали самоназвание «маргал». Мы найдем бесспорное доказательство в виде надписи из Атенского Сиона, где упоминается эрисмтвар Стефанос II с титулом "мегрельского и грузинского ериставтеристави".

                - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                Что касается лазов, то их самоназванием, когда они обрели гегемонию в Западной Грузии на рубеже старой и новой эры, должен был «чани», который сохранился у реки Чанисцкали. В сегодняшнем мегрельском языке эту реку называют «Ценцкари», но появление "ц" вместо "ч" объясняется регрессивной ассимиляцией и должно быть вторичной формой (Кипшидзе 1914; Джанашия 1959: 18). Возможно, что Цаленджиха также был принят таким образом и первоначально назывался «Чан / Чан Джиха» («Замок Чана»). Местные жители до сих пор называют Цаленджиху «Цендиха» для краткости, где «Диха» относится к земле. Однако слово «цалени» сохранилось в лазском, что означает "нижний" (предоставлено историком Г. Арахамия). Также в исторической области Лазети существовала деревня с похожим названием - Цален Чой. Также интересным является топоним "Очане" недалеко от Джвари. Если бы это имя было связано с именем чанов, то у нас был бы "Сачанио" или "Лечане", как мы имеем в случае с самоназваниями компактно населенных семей в Самегрело без исключения. Вполне возможно, что название крепости Чаквинджи связано с чанами, и оно должно быть упомянуто основой чанов (мегрельский «Квинджи» означает "нижний", а «Ча» должен означать Чан, а не Чан (в мегрельском «Инча»)), водохранилище, поскольку в данном случае название крепости "Инчаквинджи" будет. Для сравнения, по словам И. Антелава: "Джихан Квинджи" и "Цихегоджи" - эта два названия Археополиса, упоминаемая античными авторами, и означает основание крепости, что должно быть понято как основной или княжеский замок. В работе Джуаншера, включенной в «Жизнь Картли», мы находим крепость Годжи как имя современного Нокалакеви (до 30-х годов XX века) (Картлис Цховреба, I, 1955). Но в древнем издании «Простота Давида и Константина» (XII в.) Этот город-крепость упоминается как «Джихан Квинджи» (Памятники древнегрузинской агиографической литературы, III, 1971: 258). Прямым переводом "Джиха Квинджи" является его древнегреческое (византийское) название "Археополис", то есть главный город, а не так называемый "Старый город". А. Тордия считает Одиши древним наименованием , от куда пошло и название страны (Тордия 2012: 75-76).
                Хотя византийский автор VI века Иоанн Лидиец сообщает, что Колхиду теперь называют Лазикой, потому что лазы обрели гегемонию в этой стране (Грузия 2 1965: 236), Лазика не была выбрана в качестве имени Западной Грузии, что было естественно. С самого начала этноним чан (греч. λαζι) был придуман мегрелами (маргалами). Скорее всего, местное мегрельское население было более многочисленным, чем пришедшие чаны. Поскольку жители Восточной Грузии приравнивали мегрелов и чанов по своему языку и обычаям, жители Западной Грузии назывались мегров, мегрелов и маргвов, а страну, соответственно, Эгриси и Маргвети. Это, конечно, было отражено в грузинских исторических документов, и поэтому наши исторические источники не знают термины "лаз" и "Лазика" соответственно. Римляне, а затем византийцы называли всю Западную Грузию "Лазикой" из-за чанского или лазского происхождения правящей династии.
                Впоследствии, как справедливо полагает Нодар Ломоури, византийский термин "Лазика" для обозначения юго-восточного побережья Черного моря, и его жителей называли "лазов" с IX века, после того, как византийская светская и духовная власти потеряла свой контроль над Западной Грузии. Соответственно, эти названия были искусственно присвоены юго-восточному побережью Черного моря, которые со временем стали их собственными наименованиями (Ломоури 1964: 86).
                Первое упоминание о санигах появляется у Мемнона Гераклейского в I в. н.э. В связи с серединой I века, когда он упоминает, что саниги и лазы жили в крайней части Понта (Каухчишвили 1987: 46), согласно сведениям Ипполита Римского (III в.): «Санны, которые называются саниками и простираются до Понта, где есть проход Апсар, Себастополь и Иссулиман и река Фасид. Эти племена простираются до Трапезунта» (Георгика, I 1941; 19-20). Евсевий Кесарийский (260-340 гг. н.э.) также дает нам следующую информацию: саны «называются санигами» (Георгика, I 1941: 32). Флавий Арриан пишет о санигах: «Сопредельные Аваскам Саниги; в их земле находится Севастополь. Царь Санигов Спадагас, от Тебя почил царство" (Арриан 1965; 43) . Прокопий Кесарийский писал о санигах во времена императора Траяна (98-117 гг.): «За ними живут сагины; приморской же частью их страны издревле владели римляне. Для их устрашения они (римляне) выстроили два приморских укрепления, Севастополь и Питиунт, находящиеся друг от друга на расстоянии двух дней пути, и с самого начала держали здесь военный гарнизон. В прежнее время, как я сказал, легионы римских войск занимали все местечки по побережью от Трапезунта до страны санигов" (Георгика, II 1965; 125-126). Также саниги упоминаются в "Пасхальной хронике (VII в.): «Так называемые саллы, их же называют санитами, которые обитают у Понта, где находится крепость Апсар, Севастополь, гавань Исса, и река Фасис, эти народы занимают земли до Трапезунта» (Георгика, IV 1941; 10).
                Согласно Арриану, район расселения племени санигов ,находившиеся от р. Ахеунта (река Шахе) до Севастополиса, совпадает с расселением более ранних гениохов, проживающих в этом районе. Страбон дает нам обширную информацию о гениохах, которые, как уже упоминалось выше, приписывают себе происхождение от лаконианов - Река, Амфистрата, Метокле и Диоскуров.
                В историографии были высказаны различные предположения об этнической принадлежности гениохов. Некоторые исследователи считают их сванами (И. Орбели, Т. Микеладзе, Т. Мибчуани). Вторая часть ученых считает гениохов мегрело-лазами (Ив. Джавахишвили, С. Джанашия, П. Ингороква, Ак. Урушадзе). Но З. Анчабадзе связывал санигов с джиками и садзами (Анчабадзе 1964: 173). По словам Меликишвили, гениохи являются иганихами, упомянутыми в урартских документах. М. Инадзе придерживается того же мнения. Согласно одной точке зрения, термин Гениохи - это не этническое имя, а профессия. Греки использовали это имя для обозначения профессиональных носильщиков, которые служили торговцам, чтобы пересечь Черное море с Северного Кавказа (Квезерели-Копадзе 1955: 30-35).

                - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                Это интересное мнение, но оно ошибочное. Из трудов античных авторов ясно, что гениохи не были даже профессиональными пиратами. Эта деятельность была вызвана не столько любовью к делу, сколько социально-экономическим фактором, на который ясно указывает Страбон. Происхождение имени гениохов, по нашему мнению, четко объяснено Страбоном и связано с древнегреческим словом «Ηνίοχος», которое на грузинском языке переводится как «извозчик». Гениохиы не должны были быть связаны с племенем иганихе, жившим в древние времена около озера Чилдыр (северо-восточная Турция). Древние греки дали это имя гениохийцам, согласно некоторой традиции, извозчикам Диоскуров (братьев-близнецов, которые основали Диоскуриаду): Рекас (Кракас) и Амфистрат. Но этническая принадлежность гениохов была уже известна Плинию Старшему, когда он предоставил нам информацию о племени сан-гениохов на берегах реки Пиксент в юго-восточной части Черного моря. Он также называет гениохов на северо-восточном побережье Черного моря. Конечно, по наименованием "санни" подразумеваются чаны. Оказывается, это чан-гениохи или одна из ветвей чанов. Арриан также называет союз макронов и гениохов в этой области. По словам Страбона, мы знаем, что макроны - это одни и те же чаны.
                Гениохи, живущие в северо-восточном регионе Черного моря, также должны быть чанами. Это то, что заставляет нас думать об их образе жизни. Они были знаменитыми моряками. И если мы посмотрим на прошлое лазов или чанов, их жизнь всегда была тесно связана с морем. Можно предположить, что для них (или для чанов, живущих на берегу моря) название «гениох» было продиктовано каким-то аллегорическим знаком со стороны древних греков, так как они посвятили много времени навигации. Для сравнения, извозчики Диоскуров также находились в постоянном движении. Гениохи жили в юго-восточной части Черноморского региона и уже давно мигрировали на северо-восточное побережье Черного моря. Если верить рассказу Гераклида Понтийский, они впервые появляются в окрестностях Фазиса в IV-III веках (Инадзе 1955: 14). Затем дальше на север, на территорию исторической Абхазии. Территория между Псоу и рекой Шахе своим климатом и природой очень похожа местность между Трабзоном и Ризе на юго-восточном побережье Черного моря. Наряду с различными факторами, географическая среда, возможно, была причиной переселения здесь гениохов. Похожую точку зрения высказал Ломоури (Ломоури 1955: 54-55).
                Идентичность гениохов и санигов, проживавших в северо-восточной части Черноморского побережья, можно по праву предположить. Уже в I в. н.э. древнегреческая историко-литературная традиция была возрождена, и гениохийцы получили свое имя вместо аллегорического наименования: «саниги». Если мы посмотрим на написанные на греческом языке «Σαννοι» и «Σαννιγαι» - Саниг на самом деле одно и то же. Если «Σαννοι» относится к чанам, то «Σαννιγαι», который состоит из «Σαννι» - название выше описанного племени и «γαι»- «земли», поэтому это переводится как «Земли чанов». Здесь напрашивается вопрос: Почему древним грекам нужно было называть чанов несколькими именами ? Можно предположить, что это было связано с существованием многочисленных племен чанов, которые поселились в разных районах и имели местные наименования. Древние греки, конечно же, приписывали им различные греческие имена (ср. Италия, Египет, Испания). Именно по этой причине санны (чаны) у Ипполита Римского и Евсевии Кесарийского к III веку являются теми же санигами. В связи с этим интересно отметить «Житие» знаменитого церковного деятеля IV в. Иоанна Златоуста в связи с его депортации в Бичвинту. В грузинском переводе написано: «Иоанн будет приведен в Питионт (т.е. Пицунда) вместо Охери Фриад Тоцано» вместо неопределенного «Тоцано» в греческом тексте написано: «Το Τζανων» (Абуладзе 1944: 71). «Το Τζανων» означает землю чанов, согласно греческому тексту Пицундского «Житие». Таким образом, следующее утверждение анонимного автора V века должно быть верным: «От Диоскуриады... до р. Апсара прежде жил народ, называемый колхами и переименованный в лазов» (Арриан 1961; 88) Если мы примем во внимание идентичность греческих наименований «Лазия» и латинской «Салти», упоминаемое в историческом документе VII в. «Пасхальная хроника». Саллы, также называемые санитами, представляют собой те же саннам, лазами или чанами.

                - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                В римских исторических трудах, начиная с I в. н.э. упоминается еще одно племя в Западной Грузии, точнее на территории современной Абхазии, которая известна в римских, а затем византийских документах как апсилы. Апсилы впервые упоминаются Плинием Старшим в форме абсилы (Absilae), также он упоминает территорию их расселения от Севастополиса. Они упоминаются также у Арриана: «Соседи Лазов - Апсилы (Ἀψίλαι) ; их царь Иулиан (Ἰουλιανὸς) получил царство от Твоего отца.» (Aрриан 1961: 43). Юлиан получил царство от отца римского императора Адриана (117-138), адресата письма Ариана, точнее от его отца, императора Траяна (98-117). Апсилы (апшилы) также упоминаются Агафием Миринейским, который в 555 году описал отъезд византийского полководца Сотериха на Северный Кавказ: «Сотерих прибыл в так называемую страну мисимян, которые, подобно апсилам, являются подданными царя колхов, но разговаривают на ином языке и живут по другим законам. Они проживают более к северу и немного восточное от племени апсилов» (Георгика III 1936; 86). Та же Агафий Миринейский сообщает нам, что во время экспедиции византийцев на землю мизимиан, византийцы «пришли в крепость так называемых тибелеев («Τιβελεος»), которая находится на границе земель мизимиан и апсилов и делит ее». По его словам, апсилы и мисимяне являются родственными племенами и соседями (Георгика, 3, 1936: 160-162).
                Согласно Прокопию Кесарийскому: «Апсилии издревле были подданными лазов. В этой стране есть крепость в высшей степени укрепленная; местные жители называют ее Тзибилой (Τζιβιλην)» (Георгика, 2 1965: 162). Прокопий Кесарийский также сообщает о восстании в Апсилии: «Один из знатных людей у лазов, по имени Тердет, который носил у этого народа название т.н. "магистра", поссорившись с царем лазов Губазом и став его врагом, тайно вошел в соглашение с персами, что передаст им укрепления... Подошедшее персидское войско Тердет принял в укреплении. Вследствие этого мидяне стали думать о захвате под свою власть не только Лазики, но и Апсилии. Ни римляне, ни лазы, занятые войной вокруг Петра и теснимые войском мидян, не могли послать помощи апсилийцам. У начальника этой крепости была жена, родом из Апсилии... Вследствие этого апсилии отпали от колхов, упрекая их в том, что они не захотели оказать им помощи... Но Губаз послал к ним тысячу римлян под начальством Иоанна, сына Фомы... Многими дружескими речами и обещаниями ему удалось привлечь их на свою сторону без всякого сражения и вновь сделать подданными лазов. Вот чем кончилось дело у апсилиев по поводу крепости Тзибилы» (Георгика, 2 1965: 163-165).
                Апсилия упоминается в работах Феодосия Гангрского 60-х г. VII в. в которых рассказывается о ссылке Максима Исповедника и его ученика Анастасия в Западную Грузию (Георгика, 4, I 1941: 44).
                В начале VIII века византийский император Юстиниан II (705-711) отправил своего командующего Леона Спатара (Исаврийского) на Кавказ по определенному поручению. Леон Исаврийский сначала отправился в Фазис, затем в Апсилию, а оттуда на Северный Кавказ. На обратном пути византийский полководец осадил «железную крепость» в землях мисимиян. В это время первый человек из апсалов, Марин (Μαρίνος), пришел к Леону и предложил помощь. Затем Леон отправился в Апсилию с Марином (Георгика, 4, I 1941: 112-113).
                Апсилия также упоминается в «Картлис Цховреба» в форме Апшилети. Исторический источник, рассказывающий о жизни и деятельности Вахтанга Горгасали, приписывается Джуаншеру. Джуаншер также описывает события первой половины VIII в., где говорится о князе Картли Стефаносе и его сыновьях: "И узнавши, что цари картлийские со всей родней ушли в Эгриси, а оттуда скрылись в Абхазии, стал преследовать их по пятам и сокрушил все города и крепости страны Эгрисской. Разрушил трехстенную крепость Цихе-Годжи, разгромил и прошел порубежную стену Клисуры. А (в пору) нашествия его католикосом был Табор. И как только прошел Глухой (Марван ΙΙ ибн Мухаммад) Клисуру, которая была в ту пору рубежом между Грецией и Грузией, разгромил город Апшилети Цхуми и подступил к крепости Анакопия, В ней (Анакопии) пребывали тогда цари картлийские Михр и Арчил. Отец же их помер и был погребен в Эгриси. А эристав кесаря Леон находился в крепости Собгиси, расположенной на Осетинском перевале» (Картлис Цховреба, I 1955 ).
                Считается, что эта часть произведений Джуаншера была каким-то образом сжата, а истории разных времен объединены в одно целое. Недавние исследования показывают, что Хроника Мира и Арчила относится к событиям 711-714 годов, и что личность Марван Кру (Марвана II ибн Мухаммада) фактически слился с личностью другого арабского полководца Маслама ибн Абд аль-Малика, организававший экспедицию в Грузию в 714 году. И эристави кесаря не является, как считалось, эристав Абхазии Леон I, а был им представитель византийского императора на Кавказе Леон Исаврийский. Соответственно, первым человеком из Апшилов была тот же Марин, т.е. Мир, старший сын князя Картли Стефаноса (Санадзе, Берадзе 2004: 70-76).
                Вопрос об этническая принадлежности апсилов (апшилов) в грузинской сториографии привел историков к разногласиям, и этот вопрос остается спорным и по сей день. Как мы видели выше, в римских исторических трудах апсилы впервые упоминаются в I веке, а после начала VIII века византийские авторы не упоминают это племя. В связи с упоминанием Джуаншера в «Картлис Цховреба» о наличии у абхазов города Цхуми сложилось впечатление, что оно было введено в поздний период, когда вся западная Грузия уже называлась «Абхазским царством». Если мы разделяем мнение Санадзе и Берадзе, то информация о эриставе Леоне и Апсилии должна быть взята из «Хронографии» Феофана Исповедника. Если это так, то получается, что только римско-византийские исторические труды сохранили название одной из частей Западной Грузии. А местная топонимика или устная традиция не сохранили никакой информации об апсилах (апшилах) до нас, если мы не примем во внимание мнение группы ученых о том, что самоназвание абхазов «аԥсуаа» связано с именем племени апсилов, а название Абхазии на абхазском языке «Аԥсны» происходит от Апсилии. Эти исследователи обосновывают это сходством названий аԥсуаа/Аԥсны и апсил/Апсилия.
                Эти имена действительно похожи друг на друга, но приведенные выше исторические источники не позволяют нам без колебаний объединять эти хоронимы. Историческая Абхазия известна в византийских источниках как Абазгия, а абхазы - как абазги. Мы рассмотрим вопрос исторических абхазов, с помощью тех же византийских источников и нынешней этнической принадлежности абхазов ниже. Теперь напрашивается вопрос, могло ли имя одного из народов, живших в Западной Грузии, и его поселения исчезнуть без следа в истории? Мы думаем, что нет, потому что у нас нет прецедента для этого на территории Грузии. Имена сохранились в топонимике, устной традиции и письменных источниках. Апсилия (Апшилети) не могла быть исключением в этом случае. Хотя фамилия Апшилава (Абшилава) можно увидеть и сравнить по названию этого племени сегодня, формирование фамилий связано с относительно поздним периодом. Кроме того, эта фамилия, очевидно, является чанского (лазского) происхождения с его концом и должна быть производной от Апиши (Абиши) или Абиси. Аби - это первоначально имя. Апшия - это также деревня в юго-восточной части Черноморского региона исторического Лазистан (Чанети, Лазети и Лазона).
                   Şegirt
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 13 апреля 2020, 09:07

                  Чтобы прояснить этническую принадлежность апсилии, интересно отметить заявление Агафия Миринейского о том, что мисимияне, подобно апсилам или лазским царям, говорят только на другом языке. Мисимиянами, как это вполне обоснованно, были сваны, жившие в верховьях Кодорского ущелья, чье греческое название происходит от их самоназвания в ед. числе «მუშუანი» (Каухчишвили 1936: 227-280).
                  А греческое имя сванов "Σοαννος", древних греков и римлян должно быть взято из мегрело-чанского "შონე", обозначающее сванов. Хотя апсилы и сваны (мисимияне), живущие в Кодорском ущелье, имели тесные и определенные родственные связи, апсили не говорили бы на сванском языке. Если бы апсилы имели свой собственный язык, Агафий Миринейский упомянул бы это, как в случае с мисимиянами. В противном случае такой упор на языковое различие был бы бессмысленным. Эта история была бы такова: мисимияне, подобно апсильскому Колхиды, говорят на другом языке, так же как и апсилы. По словам Меликишвили, этот византийский исторический источник подтверждает, что апсилы и мисимяне разные. Однако он относил эти племена к разным этническим группам (Меликишвили 1959: 92). По словам Мусхелишвили, «Апшил» не имеет ничего общего географически, хронологически, формально-лингвистически с самоназванием абхазов «аԥсуаа» и должен рассматриваться как одно из западногрузинских (мегрело-чанских) племен (Мусхелишвили 2000: 17-24).
                  Мы считаем, что апсилы, упомянутые античными и византийскими авторами, говорили по-мегрельски и вообще были мегрелами. Это должно быть подтверждено названием главной крепости апсилов «Τζιβιλην». Это укрепление по праву приравнивается к селе Цебельда. Как известно, что топоним «Цебельда» пришло в советское время в качестве официального названия в 1930-х годах для села ,населенные абхазами, Цабал и Дали, то же Кодорское ущелье, называвшиеся раньше Цебель-Дали (Цебелда) (Хорава 2008: 10-11). Абхазы называют Цебельда «Ҵабал», что подтверждается русскоязычной картой Самегрело 1864 года («Карта Мингреліи 1861 года»). На грузинском это имя было установлено в форме Цебелди, что привело к Г. Меликишвили пришел к выводу, что название «Цибели» (Цебельда) было связано с Ципели. Однако Прокопий Кесарийский использовал диграф «Τζ» для передачи глухого постальвеолярного аффриката [t͡ʃ], чтобы правильно передать название этой крепости, как писали византийские авторы того времени, оно было чанского происхождения. Поэтому «Τζιβιλην» следует понимать как «Чибили», а не «Цибиле», как это дано в «Георгике». Если мы будем читать «Чибили» как название главной крепости апсилов, то этническая принадлежность и язык этого племени будут известны, потому что слово «ჭიბილი» встречается только в мегрельском языке и означает «вращение». Руины этой крепости сохранились до наших дней. На правой стороне Кодори, который построен из резаных камней и в целом оправдывает название. Интересно, что на юго-западе современного Цебельда есть переименованная гора с названием деревни «Герзеули». Этот топоним также происходит от мегрельского слова «ღვირზალი», означающий «сердитый». Вот как это отмечено на общедоступной карте Грузии в 1931-32 гг. Если мнение Санадзе-Берадзе верное в отношении сходства между Мариносом и Мир, то получается, что Мир - это эристав мегрелов, земли которых должно быть унаследованы от его отца.
                  Если мы считаем, что апсилы - мегрелы, то имена «апсилы» и «Апсилия» являются устоявшимися терминами римских и византийских авторов. Действительно, в древнегреческом «αψιλαι» («άφιλαι») обычно означает «недружественный, враждебный к людям». Предположительно, этот термин был придуман этим мегрельским союзом во время его первого контакта с древними греками. Вполне возможно, что именно из-за этих обстоятельств имена «Апсилия» («Апшилети» - это грузинская версия греческого названия) и «апсил», импющие иностранное происхождение, до нас не дошли. Трудно сказать, как местные жители называли этот регион в то время, потому что позже термин «Абхазия» полностью охватил этот регион. Тем не менее, в середине феодальной эпохи эта область была включена в Цхумское эриставство, который правил феодальный род Аманелисдзе (по мегрельски Аминасквири) до 1330 года (Антелава1996: 27).
                  В 1330 году Цхумское эриставство было захвачено князем Одиши (Самегрело) и его права на эриставство было подтверждено грузинским царем Георгием V Брцкинвале (1318-1346). По словам Вахушти Багратиони, Георгий Брцкинвале «вступил в Одиши, оттуда в Абхазию; распорядился о делах тамошних, и крепости занял сам; а Цхумское эриставство передал Бедиели, так как и первоначально был Цхомским эриставом» (Вахушти Багратиони 1973: 257-258). Цхумское эриставство было отдельной административной единицей и никогда не входило в Абхазское эриставство. Это подтверждается сведением Вахушти Багратиони о Абхазии времён Леона II: «Первый царь Леван, царствовал 20 лет. Воцарившись, этот Леон, овладев всей Эгриси, назвал ее не Эгриси, а Абхазети (Абхазией) и разделил сию Эгриси, а отныне Абхазию, на восемь эриставств:
                  1. - Посадил над абхазами и дал ему Абхазию и Джикети до моря и Хазарской реки (т.е. до р.Кубани);
                  2. - Посадил в Цхоми и дал ему территорию за Эгриси -Анакопию с Аланией;
                  3. - Посадил в Бедиа и дал ему восточное реки Эгриси до Цхенис-Цкали» (Вахушти Багратиони 1973: 796). Хотя Вахушти Багратиони по ошибке выходит за пределы Цхумиского эриставство, его ссылка может основываться на старом источнике или исторической традиции. Граница Абхазии не простиралась к востоку от реки Кодори, как это видно из работ Феодосия Гангрского, византийского автора VII века, рассказывающие о ссылке Максима Исповедника, известного церковного деятеля VII века, и его ученика Анастасия в Западную Грузию (Габисония, 2016: 75-88). К юго-востоку от Кодори начиналась земля лазов.
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 13 апреля 2020, 10:36

                    Отписался по теме в теме Грузия, Алания и Кавказ. Так что выходит абхазы только абазги?
                       Şegirt
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 17 апреля 2020, 12:58

                      Laszlo

                      Так что выходит абхазы только абазги?

                      Можно так сказать.
                        • 4 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                         Похожие Темы
                        СГрузия, Алания и Кавказ
                        К вопросу о влияние Багратидов в регионе
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 20 марта 2024, 10:46
                        АДревняя Греция
                        Воины-греки, лидийцы с VIII вднэ до македонской экспансии
                        Автор Ш ШиП
                        Обновление 08 марта 2024, 13:45
                        ДДревняя Греция
                        С VIII в до нашей эры до македонской экспансии
                        Автор A Ariovistus
                        Обновление 02 февраля 2024, 22:13
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Древний Восток Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 16 апр 2024, 15:10 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики