Диаоха (Диаэни; ассир. Дайаэни, урарт. Диауэхи) — древний регион и племенное государственное образование на юго-западе Закавказья, граничивший с южными границами Колхиды и северо-западными границами Урарту. В основном охватывает бассейн реки Чорох. Его столицами были города Шашилу и Зуани.Наименование Диаоха впервые упоминается в ближневосточных источниках в XII — VIII веках до н. э. В ассирийских же надписях упоминается как Дайаэни (Дайани).
Древние греки называли население региона «таохами», а историческую область — «Страна таохов», Тао (Тайк).
Несмотря на многочисленные научные исследования вопрос о населении Диаохи остаётся открытым.
Согласно одной недоказанной версии, население этого региона относилось к протокартвельским (древнегрузинским) племенам
По другой более вероятной версии (к ней склонялись такие авторитеты как И. М. Дьяконов и Г. А. Меликишвили), этот регион населяли хурриты (предположительно и таохи имели хурритское происхождение).
Так Б. А. Арутюнян, анализируя этническое происхождение бассейна реки Чорох в I тысячелетии до н. э., сделал сомнительный вывод, что в VII — VI веках до н. э. этот регион «... был населён скифскими племенами, подчинившими местное армянское население, а в районе устья реки Чорох — грузинские племена. Во второй половине I тысячелетия до н. э. они, в основном, оказались в водовороте формирования армянского народа и были арменезированы». В целом он склоняется к версии о смешанном составе населения данной территории
Первое упоминание относится к 1112 году до н. э., когда ассирийский царь Тиглатпаласар I (1115 — 1076 до н. э.) совершил поход на север, к Чёрному морю: «Всех царей я захватил в плен живыми. Их всех я пощадил, сохранил жизнь, но оставил в заложниках их сыновей. Я обложил их данью — в 1200 лошадей и 2000 голов крупного рогатого скота и отправил их в свои страны. Сени — царя страны Дайаэни, который не повиновался ассирийскому божеству, связанного я отвез в мой город Ашшур и там пощадил его. Когда покорился он великим божествам, я отпустил его».
В 845 году до н. э. на территорию Диаохи вновь пришли ассирийцы, и царь Салманасар III (858 — 824 до н. э.) покорил её. В его анналах записано: «В 15-й год моего правления я пошел на страну Наири. У истока Тигра я высек изображение моей царственности на скалах гор, где выходит вода, записал на нем победу моего могущества и пути моей отваги. Я прошел перевалом Тунибуни, поселения Араму урартского до истока Евфрата я разрушил, снес, сжег огнем. Я подошел к истоку Евфрата, принес жертвы моим богам, оружие Ашшура омыл в нем. Асиа, царь Дайану,) обнял мои ноги. Подать и дань я получил от него, сделал изображение моей царственности и поставил в его городе».
Вскоре Диаоха стала объектом экспансии царей Урарту Менуа (ок. 810 — 786 до н. э.) и Аргишти I (786 — 764 до н. э.). Они несколько раз нанесли поражение царю Утупурши, который уплатил урартам богатую дань, включавшую скот, золото, серебро и медь. Диаоха обязалась поставлять Урарту ежегодно более пяти тонн меди, а также золото и скот. Затем, в ходе военного похода, южные области Диаохи были присоединены к Урарту. В VIII веке до н. э., уже после разгрома, учинённого урартами, северные земли Диаохи вошли, предположительно, в состав Колхиды (Кулху). C 760-х годов до н. э. в надписях урартских царей Диаоха уже не упоминается, таким образом, Урарту и Колха стали соседями.
Цари Диаохи
Сени, царь страны Дайаэни (уп. 1112 до н. э.), подчинен Тиглатпаласаром I.
Асиа, царь Дайану (уп. 845 до н. э.), подчинен Салманасаром III.
Утупурши, царь, подчинен Менуа и Аргишти I.
Колхида
Спойлер (раскрыть)
Колхида (др.-греч. Κολχίς, лат. Colchis), Эгриси (груз. ეგრისი), Кулха, (урартск. Culha), Арги (мегр. არგი), изначально в д/гр.миф. Айя/Эа — историческая область, политическое образование и древнее государство(Колхидское царство) в Закавказье, преимущественно на западе современной Грузии. Область располагалась вдоль восточного побережья Чёрного моря (Черноморское побережье Кавказа), занимая Колхидскую низменность и прилегающие районы. Современная локализация — Аджария, Абхазия, западные края Грузии Самегрело-Верхняя Сванетия, Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия, Имеретия, Гурия; илы Турции Ардахан, Артвин и Ризе, а также районы России: Сочи и Туапсинский район.
Название области впервые было упомянуто в 13 веке до н. э. в ассирийских и урартрских клинописях как «Кулха», «Колха» или «Этиу» и относилось к сильному государственному образованию, созданному проживавшими здесь древними грузинскими племенами — колхами , которые сыграли значительную роль в формировании единой грузинской нации и государства , поэтому Колхиду принято считать древней грузинской исторической областью.
Современное наименование Колхида (дословно переводимое, как «земля колхов») стало употребляться древними греками , а затем и античными авторами (в частности Пиндаром и Эсхиллом) лишь в середине 1 тысячелетия до н. э.. После ослабления Колхиды термин применялся уже не к государственному объединению, а к исторической области, на территории которой в VI веке до н. э. возникли милетские торговые колонии-полисы, основанные на месте древних колхидских городов, разрушенных скифо-киммерийским нашествием. Среди них самые крупные: Питиунт (совр. Пицунда), Батус (совр. Батуми), Гераклея (совр. Анаклия), Диоскуриада (в период римского владычества город стал называться Себастополисом; совр. Сухуми), Фазис (совр. Поти), Гюэнос (совр. Очамчира), Несис или Никопсия (ныне Россия, совр. Туапсе), Апсарос (совр. Гонио) и Ризос или Ризея (ныне Турция, совр. Ризе).
Наиболее ранее описание Колхиды встречается у отца древнегреческой истории — Геродота, а также у Страбона и Ксенофонта.
Местное (картвельское) наименование этой исторической области — Эгриси. Оно происходит от названия самого крупного колхского племени эгров (современные мегрелы). Сегодня большую часть центральной Колхиды занимает регион Самегрело, который является прямым топонимическим, генетическим, историко-культурным наследником Колхиды-Эгриси.
До возникновения первых государственных образований на территории Колхиды существовала широко распространённая колхидская археологическая культура, относившаяся к позднебронзовому и раннежелезному векам и примерно датируемая периодом с 16 по 7 вв. до н. э..
В процессе своего развития население Колхиды переходит от родовых взаимоотношений к более высокому уровню племенных объединений. Историки полагают, что союз племён Колха, впервые упоминаемый во II тысячелетии до н. э. в ассирийских и урартских клинописях, являлся наиболее ранним картвельским государственным образованием, возникшим на территории Закавказья. Уже в начале I-ого тысячелетия до н. э. Колха трансформировалась в могущественное и высокоразвитое Колхидское царство, охватывавшее большую часть восточного побережья Чёрного моря. Ранее всего оно упоминается в середине I тысячелетия до н. э. в мифе об аргонавтах, изложенном греческими авторами Пиндаром и Эсхилом. Данный факт свидетельствовал о высоком уровне взаимосвязей Древней Греции и Колхидского царства, возможно обусловленного возникновением торговых полисов-колоний. Грузинские историки придают также большое значение сообщению Геродота о четырёх народах Передней Азии: персах, мидянах, сасперсах и колхах, полагая что колхи, как и персы, должны были иметь собственное государство. Официальная грузинская историография полагает, что население Колхиды середины I тыс. до н. э. было высокоразвитым, полисы были основаны не греками, а местным населением, а греческое влияние ограничивалось исключительно импортом. Однако интенсивные поиски археологов в Восточном Причерноморье не обнаружили каких-либо признаков существования государства. Как отмечает Болтунова, в мифе об аргонавтах неясна датировка и содержание. Возможно, ядро мифа формировалось на основе сюжетов, не имеющих отношение к реальности и только позднее ассоциированных с Колхидой. Сообщения Геродота можно трактовать не как существование государства, а как зависимость различных колхских племен от державы Ахменидов. Яйленко также считает спорным существование государства развитой городской культуры в Колхиде IV века до н. э. Encyclopædia Iranica также считает население Грузии во время господства Ахменидов в Закавказье (546—331 до н. э.) протогрузинскими племенами. Грузинскую концепцию также критиковали Шнирельман, Кох и Цхаладзе
Колхи, собирательное название древнегрузинских племён, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья. По наименованию Колхи древние греки с начала 1-го тысячелетия до н. э. называли западную Грузию Колхидой. Первоначально Колхи объединились в раннеклассовое политическое образование Колха (Кулха), о котором сообщают урартские (см. Урарту) надписи 8 в. до н. э.
Колхидские религиозные культы, возникшие задолго до эпохи эллинизма, являются одними из наиболее ранних форм грузинской мифологии. Большая часть древнеколхидских верований сохранилась у народностей колхидской (занской) группы картвельской языковой семьи, а именно у мегрелов, лазов, а также у сванов. К ним относятся такие божества, как очокочи, гвелвешапи, очопинтри, богиня Дали и Амирани. Традиционно колхидскими являются также культ коня, Обряд воздушного погребения, культ дерева и священной рощи (Диди Чкони). В качестве религиозного обряда инициации и для подготовки воинов колхами использовалось плавание с завязанными руками и ногами, представленное сегодня национальным грузинским (колхидо-иберийским) стилем плавания
В свою очередь, Колхида играла значительную роль в мировосприятии и мифологии древних греков, являясь в их представлении, «страной восходящего солнца», то есть страной, расположенной на краю существующего мира, там, где начинает свой путь Гелиос, каждый день восходящий в огненной колеснице по небосклону. В пользу этого факта также говорит и то, что легендарный царь Колхиды Ээт был сыном самого бога солнца. С колхидской землёй также связана древнегреческая легенда о происхождении металлургии, в которой титан Прометей, прикованный к горам Колхиды, якобы обучил колхское племя халибов, по наименованию которого в древнегреческом языке и называется железо. Однако наиболее известным свидетельством важной роли Колхиды в древнегреческой мифологии является миф о золотом руне и аргонавтах — путешественниках на корабле «Арго». Согласно мифу, за поколение до Троянской войны аргонавты отправились морем из Иолка (Фессалия) в Колхиду. Предводительствовал в этом походе Ясон, на которого царь Пелий возложил поручение добыть в Колхиде Золотое руно. Происхождение Золотого руна:
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы — сын Фрикс и дочь Гелла. Изменил Нефеле Афамант и женился на дочери Кадма, Ино. Невзлюбила Ино детей от первого брака своего мужа и замыслила погубить их. Она уговорила орхоменянок иссушить семена, заготовленные для посева. Засеяли орхоменяне поля иссушенными семенами, но ничего не взошло на их всегда плодородных нивах. Грозил голод орхоменянам. Тогда решил Афамант послать посольство в священные Дельфы, чтобы вопросить оракула стреловержца Аполлона о причине бесплодия нив. Коварная Ино подкупила послов, и они, вернувшись из Дельф, принесли ложный ответ оракула.
— Вот какой ответ дала прорицательница пифия, — говорили Афаманту подкупленные послы. — Принеси в жертву богам твоего сына Фрикса и вернут боги плодородие нивам. Афамант, чтобы избежать великого бедствия, грозившего Орхомену, решил пожертвовать своим любимым сыном. Торжествовала Ино: удался её план погубить Фрикса. Все было уже готово для жертвоприношения. Пасть под ножом жреца должен был юный Фрикс, но вдруг явился златорунный овен, дар бога Гермеса. Послала овна мать Фрикса, богиня Нефела, чтобы спасти своих детей. Сели на златорунного овна Фрикс с сестрой своей Геллой и овен понес их по воздуху далеко на север.
Быстро несся овен. Далеко внизу расстилались поля и леса и серебром извивались между ними реки. Выше гор несётся овен. Вот и море. Несётся над морем овен. Испугалась Гелла, от страха не может она держаться на овне. Упала в море Гелла и поглотили её вечно шумящие морские волны. Не мог спасти Фрикс сестру. Погибла она. С той поры море, где погибла Гелла, стало называться Геллеспонтом (море Геллы; современный пролив Дарданеллы).
Все дальше и дальше несся овен с Фриксом и спустился наконец на берегах Фасиса в далекой Колхиде, где правил сын бога Гелиоса, волшебник Эет.
Воспитал Эет Фрикса, а когда он возмужал, женил его на дочери своей Халкиопе. Золотого же овна, спасшего Фрикса, принесли в жертву великому тучегонителю Зевсу. Золотое руно овна Эет повесил в священной роще бога войны Ареса. Сторожить руно должен был ужасный, извергающий пламя дракон, никогда не смыкавший сном своих глаз.
Молва об этом золотом руне распространилась по всей Греции. Знали потомки Афаманта, отца Фрикса, что спасение и благоденствие их рода зависят от обладания руном и хотели любой ценой добыть его.
— Кун Николай Альбертович. Легенды и мифы древней Греции. Аргонавты.
Ещё задолго до появления греков, в XVI — VIII веках до н. э. в Колхиде было хорошо развито ремесло по изготовлению изделий из бронзы.
Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары через Эвксинский Понт (Εύξεινος Πόντος, др.-греч. назв. Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.
В VIII в. до н.э. Колхида оказалась в подчинении Ассирии, царь которой Саргон II, согласно Геродоту, поселил здесь часть израильского населения, которое он вывел из Палестины.
Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис. В древнегреческой мифологии Колхида и Кавказ представляли собой труднодостижимый «край света». На Кавказе был прикован к скалам Прометей, цари, правившие в Колхиде, были потомками бога солнца Гелиоса. В Колхиду отправились Аргонавты за золотым руном.
В VI веке до н. э. Колхидское царство — политическое образование на территории современной Западной Грузии. По определению греческого географа Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. Племена, жившие здесь, по Арриану: апсилы, абазги, санны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы (мингрельцы). Греческие города-полисы на Колхидской низменности были расположены в долине реки Риони, в районе современных населённых пунктов Даблагоми, Вани.
В Колхидском царстве ведущей отраслью хозяйства было земледелие. Древняя Колхида была очень плодородна: здесь греки получали вино, фрукты, корабельный лес, коноплю, лён, воск и смолу, а также золотой песок. Также высоко развитыми были металлургия железа, обработка льна, обработка дерева, керамическое производство, ювелирное ремесло. Чеканились монеты. Жители отличались умеренностью.
Статуэтка богини Ники, найденная в Вани, Грузия
В конце VI — первой половине V веков до н. э. в регионе установилось господство Персидской Державы Ахеменидов. Однако статус Колхиды и колхов остаётся спорным. По сообщению Геродота, колхи не подчинялись персам, но колхи посылали ко двору персидского царя рабов и рабынь:
Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта 70 (до этих пор ведь простирается персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров. Так вот, эти народы ещё и поныне посылают царю по 100 мальчиков и 100 девочек.
— Геродот «История» Книга третья, гл.97
Однако нет никаких данных о персидской администрации на территориях колхов. Тем не менее колхи упоминаются в персидских документах того времени, как данники, но не Ахеменидского государства в целом, а непосредственно царя. Значит, речь идёт об особой форме зависимости, чего-то вроде личной унии двух стран, или, адаптируя на современный юридический язык, "свободной ассоциации" с Персией, а "подати в виде добровольных даров", описанные Геродотом, скорее всего, процент от военных трофеев и заключённые из тюрем, обращённые в рабов. Так или иначе, но факт: в конце VI и первой половине V веков до н. э. влияние Персидской Державы в жизни региона было доминирующим.
В конце II века до н. э. Колхидское царство вошло в подчинение Понтийскому царству, а позднее, в I веке до н. э. — Римской империи как провинция Лазика.
В I-II веках на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство.
В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию и в конце III века на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Оно существовало 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией как провинция Лазика с центром в Фасисе.
В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают в ней свою власть. Поход Марвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии.
В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, здесь существовало Абхазское царство со столицей в Кутаиси.
Иберия
Спойлер (раскрыть)
Ибе́рия, Иве́рия, Ивири́я (греч. Ἰβηρία, лат. Hiberia, арм. Վիրք) — экзоэтноним (внешнее название) древнегрузинского государства Картли (груз. ქართლი), существовавшего на территории исторической Восточной Грузии. Упоминалось как грузинскими, так и античными, армянскими, византийскими авторами.
История
На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).
В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасали.
Древнейшая история
Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.
На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.
Период pacцвета Иберии
В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. Судя по Картлис Цховреба,Фарнаваз разделил своё государство на восемь административных округов, семь из которых получили статус эриставств ([саэристао] груз. საერისტაო): Аргвети (область, прилегающая к Восточной Грузии в районе Лихского хребта); Кахети; Гардабани (область от реки Бердуджи до Тбилиси и Гачиани; Ташири и Абоци; Джавахети, Кола, Артаани; Самцхе и Аджара; Кларджети. Восьмую административную единицу составляла центральная область - Шида Картли «от Тбилиси и Арагви до Тасискари и озера Паравани», которой управлял спаспет (главнокомандующий). Отдельной автономной единицей в Картлис Цховреба выделялось Эгриси (Колхида) во главе с Куджи, союзником царя в его борьбе с македонским ставленником Азо. Таким образом, согласно Картлис Цховреба, территория Иберии в период её могущества достигала пределов почти всей исторической Западной, Восточной и Южной Грузии. Однако о территориальном составе Иберии на раннем её этапе до сих пор ведутся споры. К примеру, американский историк К. Туманов полагает, что области Цобопор, Колбопор, Дзоропор, Ашоц и Ташир, по-видимому, первоначально находились в составе Армении или, по крайней мере, в эпоху Фарнавазидской Иберии и Ервандидской Армении, то есть в период с 300 по 200 годы до н. э.. По мнению Туманова, области Ашоц и Ташир перешли к Фарнавазидам по мере расширения вновь образованного иберийского государства. В то же время известный американский кавказолог Дэвид Лэнг, а также грузинский советский историк Меликишвили полагали, что составе Иберии в III веке до н. э. были также области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa Что подтверждается сведениеями Страбона, считавшего, что они были отделены от Иберии армянскими царствами лишь во II веке до н. э.
« Армения, первоначально имевшая небольшие размеры, была увеличена Артаксием и Задриадрием, которые сначала были полководцами Антиоха Великого, а впоследствии, после его поражения, сделавшись царями - один в Софене, Аксиене, Одомантиде и некоторых других (областях), а другой - в окрестностях Артаскат, - расширили (Армению), отрешив себе части (земель) указа окрестных народов, в именно ... у иберов - склоны Париадра, Хордзену и Гогарену, лежащую по ту сторону Кира... »
Период упадкa
Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.
Союз с Римом
Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 130-150-е годы н. э., во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближённых. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.
Агафий. О царствовании Юстининана. М.: АН СССР, 1953. 232 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Аммиан Марцеллин. Римская история. М.: АСТ, 2005. 631 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ахмадов Я. З. Нахский этномассив Закавказья: дзурдзуки/дзурдуки, ваьппи // Вестник Чеченской академии наук. № 2 (31). Грозный: Чеченская академия наук, 2016. С. 20-30 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Болтунова А.И. Античные города Грузии и Армении // Античный город. М., Издательство Академии наук СССР, 1963. С. 153-169. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 1. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2006. 456 с.
Воронов Ю.Н. Научные труды в семи томах. Том 4. Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АНА, 2014. 408 с.
Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Геродот. История / Пер. с древнегреч. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 2002. 739 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гумба Г. Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории (І тысячелетие до н.э.). Сухум: Абгосиздат, 2016. 544 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джамирзаев С. М. Проблемы древней этнической истории Грузии и Кавказа : К древней истории нахских племен III-I тысячелетия до нашей эры // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.01. – История Грузии. Тбилиси, Институт истории и этнографии имени И. А. Джавахишвили, 1998. 303 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 150 с., [3] л. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дундуа Т. Г. Колхида, Иберия и Понтийское царство по нумизматическим материалам // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Институт истории и этнографии им. И. А. Джавахишвили, Академия наук Грузии, 1992. 34 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Житие Святой равноапостольной Нины, провестительницы Иберии. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1. Кн. 1–12 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 784 с.; Т. 2. Кн. 13–20 / Пер. Г.Г. Генкеля. – М.: Ладомир, 2004. – 612 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
История нахов Передней Азии, Кавказа и Чечни / Я.З. Ахмадов, Г.Д. Гумба, Д.С. Курумов, Э.Х. Хасмагомадов ; отв. редактор Я.З. Ахмадов. Москва : Литера, 2019. 686 с.
Капанадзе Д. Г. Грузинская нумизматика. М., Академия наук СССР, 1955. 186 с.
Клавдий Птолемей. Руководство по географии. Составитель Боднарский М. С. Москва, Государственное издательство географической литературы, 1953. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Корнелий Тацит. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. Анналы. Малые произведения / Изд. подгот. А.С. Бобович и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 443 с.; Т. 2. История / Изд. подгот. Г.С. Кнабе и др. – Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969. – 369 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ксенофонт. Анабасис / Пер. С.Я. Лурье, М.И. Максимовой, С.И. Соболевского. М.: Ладомир, 2003. 640 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Леонти Мровели. Жизнь катлийских царей / Перевод с древнегрузинского, введ. и примеч. Г. В. Цулая. М.: Наука, 1979. 104 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ломоури Н. Ю. Из исторической географии древней Колхиды // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1957. С. 96-110.
Лордкипанидзе О. Наследие древней Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 438 с.
Лэнг Д. Грузины. Хранители святынь. М.: Центрполиграф, 2008. 221 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мастыкова А. В. Федераты Восточной Римской империи на Черноморском побережье Кавказа и эволюция некрополя Цибилум (II-VII вв. ) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. № 10 (50). Политология. Белгород, Белгородский государственный университет, 2008. С. 28-34. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Меликишвили Г. А. Диаухи // Вестник Древней истории. № 4. М., Академия наук СССР, 1950. С. 26-42.
Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян. Ереван: Айастан, 1990. 291 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Нюшков В. А. История и культура апсилов (II в. до н. э. – вторая половина VIII в. н. э.) . Сухум: Дом печати, 2016. 216 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Обращение Грузии/ Пер Е.С. Такайшвили. Тбилиси: Мецниереба, 1989. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Очерки истории Грузии. Т.1 : Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / [Ред.: Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе]. Тбилиси: Мецниереба, Типография Аакадемии наук Грузинской ССР , 1989. 508с.
Очерки истории Грузии. Т. II. Грузия в IV–X веках / под ред. М.Д. Лордкипанидзе, Д. Л. Мусхелишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 579 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. подгот. М.Е. Грабарь-Пассек, С.П. Маркиш. Т. II. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 545 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука. 1993. 578 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Рамишвили Р. М. Картлийское царство в первой половине 1 тысячелетия нашей эры (историко-археологическое исследование) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 07.00.06 – Археология. Тбилиси, Академия наук Грузинской ССР, 1983. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Семенов И. Г. Генеалогия картлийских царей: от Мириана III до Вахтанга Горгасала. Махачкала, Динэм, 2007. 76 с.
Страбон. География: в 17-и кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994. 940 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003. 592 с.
Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 54 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Braund D. Georgia in Antiquity: A History of Colchis and Transcaucasian Iberia, 550 BC-AD 562. Oxford: Clarendon Press, 1994. 359 p.
Dundua Т. Die Kolchis, Iberien und der Polemonische Pontos nach numismatischen Materialien // Georgica. Band 14. Jena: Shaker Verlag, 1991. S. 100-103. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Fähnrich H. Geschichte Georgiens. Leiden-Boston: Brill, 2010. 589 p.
Hitchins K. Georgia II. History of Iranian-Georgian Relations // Encyclopedia Iranica. Vol. X, Fasc. 4. 2001. P. 464-470 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Labas K. Studien zur Geschichte der georgischen Länder vom 4. bis zum früheren 7. Jh. Dissertation Mag. Wien: Universitat Wien, 2014. 255 s. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Lang D. Iran, Armenia and Georgia // The Cambridge History of Iran. Vol. 3. Part. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 505-537.
Martin-Hisard B. Le roi géorgien Vaxt'ang Gorgasal dans l'histoire et dans la légende // Actes des congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. V. 13. 1982 P. 205-242 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Rapp S. H. The Sasanian World through Georgian Eyes. Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. Ashgate Publishing, Ltd., 2014. 524 p.
Rayfield D. Edge of Empires: A History of Georgia. Padstow: Reaktion Books, 2012. 479 p.
Thordarson F. Colchis // Encyclopaedia Iranica. Vol. VI. Fasc. 1. 1992. P. 41-42 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Toumanoff C. Christian Caucasia between Byzantium and Iran: New Light from Old Sources // Traditio. Vol. 10. Cambridge: Cambridge University Press, 1954. P. 109-189.
Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian history. Washington D. C.: Gerorgetown university press, 1963. 601 p.
Ну тогда получается логично. Просто З. Анчабадзе записывал в абхазские племена еще апсилов и мисмисиян. И также продолжают сепаратистские ученые из Сухума.
Тут нужно учесть, что "абазги" (Αβαζγοι) и "апсилы" (Αψιλαι) это по большей части экзоэтнонимы. Это касается и других племенных объединений, упоминаемые античными авторами.
Несколько вопросов о исторической географии Черноморского побережья Грузии (II-VIII вв.)
Согласно важным историческим записям, описание Флавия Арриана «Перипл», так же как и побережье Черного моря, заслуживает наибольшего исторического значения в истории черноморского побережья Грузии во II веке. Арриан, как римский чиновник и наместник Каппадокии, провел проверку римских гарнизонов 131 г. н.э., расположенных на южном, восточном и северном побережье Черного моря, и оставил нам описание этих берегов, которые содержат бесценную информацию с точки зрения изучения этнической ситуации того времени. Ариан пишет: «За Зидритами следуют Лазы (Λαζοι) царь их Малассас (Μαλάσσας), получивший от Тебя царство.
Соседи Лазам Апсилы (Ἀψίλαι), их царь Юлиан (Ἰουλιανὸς) получил царство от Твоего отца. Соседи же Апсилов Аваски. (Ἀβασκοὶ); Ты же даровал царство государю их Рисмагу (Ρησμάγας). Сопредельные Аваскам Саниги (Σανίγαι); в их земле находится Севастополь. Царь Санигов Спадагас (Σπαδάγας), от Тебя почил царство» (Кечагмадзе, 1961: 42-43). Затем Флавий Ариан начинает описывать северо-восточное побережье Черного моря: «Выплывающим из Диоскуриаса встречается первая пристань Питиус (Πιτυοῦς) на расстоянии, трех сот пятидесяти стадий. Оттуда до Нитики (Νιτικὴ), сто пятьдесят стадий, Здесь в древности жило Скифское племя, о котором упоминает историк Геродот, называя его: Ффиротроктионами, каковое мнение о нем сохранилось и поныне. От Нитики до реки Аваскос (Ἄβασκος), девяносто стадий. Воргис (Βόργυς) отстоит от Аваскоса, на сто двадцать стадий. Нисис (Νῆσις) от Воргиса, на шестьдесят стадий; здесь находится мыс Ираклион.
От Нисиса до Масетики (Μασαιτικὴ), девяносто стадий. Отсюда до реки Ахеуса (Ὰχαιοῦς), шестьдесят стадий. Эта река служит границею между Зикхами (Ζίκχοί) и Санихами (Σάνιχοι). Царь их Стахемфакс (Σταχέμφαξ) получил от Тебя царство. От Axeyca до мыса Ираклия (Ἡράκλεια), при котором находится место закрытое от фраския и северного ветров, сто восемьдесят стадий. Отсюда до древней Лазикн (Λαζικὴ), сто двадцать стадий. Оттуда до древней Ахайи (Ὰχαία), сто пятьдесят стадий. Оттуда до пристани Пагра (Πάγρα), триста пятьдесят стадий» (Кечагмадзе, 1961: 52-53).
Анонимный автор 5-го века, несмотря на то,что напрямую копирует работу Арриан, также предоставляет нам интересную информацию: «От Питиунта до страны Стенитика (который когда-то именовался Триглитом) 150 стадий или 20 миллионов; в этой стране в древности жило скифское племя, которое упоминает одаренный словом Геродот . Он говорит, что они являются шишкоедами. И это представление о них существует поныне. От Стенитика до р. Абаска - 90 стадий или 12 миллионов. А от р.Абаска до Брухонта (который ныне называется Мизигом) 120 стадий или 16 миллионов. От Брухонта до р. Несис, где имеем мыс Гераклея (т.н. Пиксите) 60 стадий или 8 миллионов» (Кечагмадзе, 1961: 92).
Кечагмадзе, грузинский издатель сочинений Флавия Арриана, справедливо указывает во введении, что расстояния автора в стадиях (1 стадий - около 180 метров) часто неточны и дают приблизительные цифры. Он часто называет числа 90, 150 и 180 (Кечагмадзе, Введение, 1961: 23-24).
Наш интерес вызвали топонимы у Флавия Арриан и Анонимного автора V века, расположенные на северо-западе от Пицунды (Бичвинта). Первым таким пунктом является Нитике (Νιτικη) (Кетчагмадзе, 1961: 52-53), которого анонимный автор называет Стенике (Στεννιτικη) и Триглите (Τριγλιτη) (Кетчагмадзе, 1961: 92). Общеизвестно, что античные и византийские авторы давали названия чужеземных территорий в основном на родном языке. Поэтому мы решили использовать древнегреческий-русский словарь Дворецкого, чтобы объяснить эти топонимы. Древнегреческое слово «στενη» относится к узкой полосе земли, узкому выходу (Дворецкий, 1958: 1502). Если мы приблизим местоположения этих топонимов, приводимые у Ариана и Анонимного автора V века, то они совпадают с сегодняшней Гагрой. , Более интересным, однако, является второй топоним, встречаемый в "Анонимной географии", - Триглите (Τριγλιτη). Τριγλα - это вид рыб, так называемые морские ласточки (Дворецкий, 1958: 1644).
Интересна этимология деревни Кордула, населенной лазами и упоминаемая Страбоном, которая находилась недалеко от Афин, в юго-восточной части Черного моря. По словам Страбона, деревня и ее небольшая гавань были названы в честь рыб (Каухчишвили, 1957: 205). Это поселение упоминается Плинием Старшим как «Порт Кордула» (Латышев, II, 1904: 178). Этот топоним в другом варианте написания "Кордила" упоминаются в работах Клавдия Птолемея (Ломури, 1955: 42) и Анонимного автора V века (Георгика II, 1965; 17). Кордила также упоминается в одной грузинской рукописи. Эта старая гавань находилась между Ризе и Афиной и находилась примерно в 6-7 километрах от Афин (Н. Ломоури, 1955: 51). Расположение Старого Кордила совпадает с местоположением поселения Сиври-Кале в Турции (Bryer & Winfield, 1985: 334), ранее называвшемся Каледжук (Сихарулидзе, 1979: 20). "География" Страбона заслуживает доверия, поскольку Кордила - один из ставридских видов рыб, который до сих пор имеет морское значение в Черном море.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Спойлер (раскрыть)
Если наше предположение верно и "Стеника", то есть узкая полоса земли, совпадает с тем же узким проходом вокруг Гагры, то на само название Гагры можно взглянуть под другим углом. Некоторые историки связывают этимологию Гагры со сванским словом «გაკრა», что означает «ореховая роща» (Мибчуани: 1989). У таких доказательств нет веских оснований. Эта идея была подтверждена племенем "Σουαννοκολχι", приводимое Птолемеем, которые считались несуществующим свано-колхийским племенам. В определении Н. Ломури прямо пишется, что для других исторических источников племя этого имени неизвестно, и это племя, должно быть, принадлежало к чано-мегрельским племенам (Ломоури, 1955: 44, 55).
По нашему мнению, нам следует прочитать название этого племени, приводимое Птолемеем, как «сано-колхи», то же самое "чано-колхи". Для сравнения, Плиний называл их "сано-гениохами" (чано-гениохи). Было бы более правдоподобно связать имя "Гагра" с мегрело-чанским словом «Гагачи», что означает "пересечение горы" (Кобалия, 2010: 72).
В этом отношении интересна надпись, сохранившаяся в Хобийском монастыре, которая рассказывает о возвышении эристава Одиши (Самегрело) Вамека Дадиани и его борьбе против зихов (джиков): «Именем Божьим эристав и мандатурухуцеси Вамек Дадиани, после отца своего, патрона эристава Георгия Дадиани, совершил набег на Джикети из-за неверия и неверности одолел их , и стали крепости их, Угаги (უღაღი) и Гагари (გაგარი), обесчещенными и непригодными» (Такаишвили 1913–1914: 132–133). По словам Берадзе, в этой надписи «გაგარი» и «უღაღი» используются не в конкретных географических областях, а в общих терминах. «უღაღი» в старогрузинском означает «труднопроходимая дорога», в то время как «გაგარი» означает «лёгкий путь» или «проход» (Берадзе, 1973; 122-123).
Флавий Арриан и анонимный автор упоминают, что к северо-западу от Гагры есть река Аваско (Αβασκος) (Кечагмадзе, 1961: 52-53, 92), что значит как река абазгов. В грузинской историографии идентификация этнической принадлежности абазгов все еще остаётся спорным вопросом. Но интересен один момент. Если предположить, что река Боргис, упомянутая Аррианом, и Бруконт анонимного автора - это одна и та же река Мизиг, то река Абаско соответствует реке Псоу. Абхазское название Псоу — это Псху , где еще в 1930-х годах использовалось на картах Грузии того времени (1931-32 г.г.). Псоу - это русифицированная версия абхазского названия реки, которая используется до сих пор.
Можно предположить о том, что термин «абаза» («абаса») имел чисто греческое происхождение и не должен иметь никакой связи с самоназванием абхазов «аԥсуаа» или названием Абхазии на абхазском «Аԥсны». Грузинский историк XVIII Вахушти Багратиони пишет об Абхазии: «Запад от Анакопии есть Абхазия, сначала именовавшаяся также Эгриси, ибо удел земли Эгроса простирается до моря, потому и была названа так. Однако после ее отпадения от Эгриси, когда греки заняли эту страну, они назвали ее Абаса, а грузины именовали Апхазети» (Вахушти Багратиони)
Мнение Вахушти Багратиони очень интересно. Действительно, в древнегреческом есть много слов, начинающихся с «αβα»: αβασανιστα - поспешно, опрометчиво, αβασανιστω - без опыта, αβασκεω - , αβάσταχτο -невыносимый, нестерпимый, αβάτα - святое место, άβατο- непроходимый, недоступный, βάσις - ходьба, движение (Для сравнения: абазги, Αβαζγια - абазгия). Следует также отметить, что наименование «абаза» не встречается в самоназвании ни у одного из абхазских племен. Это наименование является экзоэтнонимы. Мы думаем, что имеем дело с той же тенденцией, что и с наименованиями лазов, санигов или апшилов, когда греки называли другие земли или племена на своем родном языке.
Название реки Псоу на абхазском «Псху» очень похоже на самоназвание абхазов «аԥсуаа». Здесь следует учитывать особенность абхазского языка, которая предшествует производственной приставке (например, Агруа - мегрельский, Акирта - грузинский).
С историко-географической точки зрения территория проживания абазгов включал территорию между реками Псоу/Мзимта и Бзыбь. Уже в V веке абазги прибыли в прибрежную зону, где они занимали часть территории санигов между реками Абаско и Анакопия. То, что река Абаскос (Псоу) была границей между санигами и абазгами подтверждается сведениями анонимного автора V века (Кечагмадзе, 1961: 92), а пограничной точкой между апсилами и абазгами является Анакопия, та же самая «Трахея», что подтверждается сведениями Прокопия Кесарийского (Георгика II, 1965: 158-159). Д. Летодиани приравнивает его к Гагре (Летодиани, 1991: 28). Большинство исследователей приравнивают Трахею к Анакопии. Рельеф, описанный Прокопием, совпадает с физико-географическим положением Анакопии, или современного Нового Афона.
К началу V века абазги все еще жили в горах и не занимали береговой линии между Гумистой и Псоу. В связи с этим интересно отметить «Житие» Ионна Златоуста в связи с его депортации в Бичвинту. В грузинском переводе написано: «Иоанн будет приведен в Питионт (т.е. Пицунда) вместо Охери Фриад Тоцано» вместо неопределенного «Тоцано» в греческом тексте написано: «Το Τζανων» (Абуладзе 1944: 71). «Το Τζανων» означает землю чанов, согласно греческому тексту Пицундского «Житие». Кажется странным думать о Бичвинте в Чанети, но здесь греческая версия «жизни» Иоанна относится к Санигету, который в древнегреческом языке является землей тех же самых чанов. Вот почему саны и саниги, упоминаемые Ипполитом Римским и Евсевием Кесарийским, индентичны. Во II веке, во времена Арриана, Диоскуриада/Севастополис находился на территории санигов (Арриан, 1961: 43), а в V веке город располагался на административной территории апшилов. Поэтому совершенно верным является следующее сведение у анонимного автора V века: «От Диоскурии (которая также называется Себастополем) до р. Апсара раньше жил народ, который назывался колхами и [затем] переименовался в лазы...» (Кечагмадзе, 1961: 88). Апсилы и лазы идентичны этому автору, что мы пытались доказать в предыдущем издании этого сборника (Габисония 2017-2018: 34-43). По словам Прокопия Кесарийского, именно поэтому апсилы являются более старшими христианами, чем абазги, где оно распространилось у них в VI веке.
К V-VII вв. Граница между Абазгией и Апсилией простиралась в районе Анакопии (современный Афон), на берегах рек Гумиста и Псирцха. Расстояние от Нового Афона до Сухуми составляет 20 километров. Прокопий Кесарийский говорит об этой области: «За пределами апсилов, при входе в пределы абасгов, есть место следующего рода, высокая гора, начинающаяся от Кавказского хребта и все понижающаяся, заканчиваясь как бы лестницей, тянется вплоть до самого Евксинского Понта. У подножья этой горы еще в древности абасги выстроили очень сильное укрепление, по величине наиболее значительное. Здесь им всегда удавалось отражать нападение врагов, которые ни в коем случае не могут преодолеть неприступность этого места. Есть один только проход, ведущий в это укрепление и в остальную страну абасгов, по которому нельзя идти людям даже по двое в ряд... Это место и носит название, достойное этого отвесного обрыва: люди, говорящие здесь по-гречески, называют его "Трахеей" - суровокремнистым» (Георгика, II 1965: 158-159) Одного взгляда на физико-географическую карту достаточно, чтобы определить местонахождение этой области вокруг современного Нового Афона.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Спойлер (раскрыть)
Северо-западная граница земель санигов простиралась до реки Ахеунта (Базис) или Шахе (Лазаревский район, к северо-западу от Сочи, Россия), затем до земли джиков (зихов) (Кечагмадзе, 1961: 52, 92). Такова была ситуация до V века. С этого века Ахеут стал границей между Абазгией и Джикетией (Зихией)
В 60-х годах VII века граница между Абазгией и Апсилией оставалась неизменной. В этот период по приказу византийского императора Константина II (641-668) в Эгриси были сосланы Максим Исповедник и два его ближайших ученика, Анастасий-монах и Анастасий-апокрисарий. Анастасий-апокрисарий написал письмо, рассказывающий о пребывании его учителя в Эгриси. Это письмо было позже переведено Феодосием Гангрским, и он добавил к письму свои сведения, что еще больше усилило значение его произведений. Также, по словам Феодосия, он совершил специальную поездку в Западную Грузию и опросил местных жителей о депортированных. Так что информация этого автора характеризуется высокой достоверностью.
Согласно письму Анастасия-апокрисария, письмо которого был переведен Феодосием Гангрским, он был заключен в крепость Скотори (Σκοτοριν). Эта крепость упоминается в латинском переводе Анастасия-апокрисария, где он локализуется в Апсилии, недалеко от границы с Абазгией. В этой работе Феодосия Гангрского названы следующие крепости Лазика: «Тусуме»/«Тусави» (в деревне Тумуши, современный Туми), «Мокви», «Джиха-Хора» (Меркула или Джгерда), «Сгимари»/«Схемари» (Кодорское ущелье, на реке Чхалта) «Фуста» (Афуста) (Габисония, 2016: 75-86). С. Каухчишвили считает, что «Скотори» находился в Кодорском ущелье, на границе с Абазгией (Георгика IV, 1, 1941: 52). Этот топоним упоминается в Атласе Абхазии 2013 года в низовьях Кодори. А. Виноградов пытался локализовать эту крепость рядом с крепостями Герзеули, Лари, Бати или Ахиста (Виноградов, 2013: 219-237). Крепость «Скотори» должна находиться у реки Гумист, потому что там была граница между Апсилией и Абазгией. В общине Эшера, в деревне Уазабаа, есть руины бывшей феодальной крепости, которую местные жители также называют «Уазааба», что означает «печальная крепость» или «крепость Мтирала» (Кварчия 2006: 255). Эта крепость, большой фрагмент двух стен которой является остатком пограничного укрепления Апсилии и наводит на размышления, должна была быть Скотори.
На древнегреческом языке «Σκοτος» означает «тьма», «темнота» (Дворецкий, 1958: 1485). Вполне возможно, что название этой крепости заимствовано из древнегреческих и грузинских имен древних греков и более поздних абхазов, что было связано с тревогой или темнотой.
В первой половине VIII века ситуация изменилась. Абхазы продвинулись на политической арене и постепенно стали доминировать в Западной Грузии. Во второй половине VIII века, основанное Леоном II, «Абхазское царство», более известное в грузинской историографии как Эгрис-Апхазетское царство, охватывало всю территорию Западной Грузии. Естественной границей на западе было Чёрное море. Самой северной частью царство считается древний город Никопсия (Георгика IV, 2, 1952; 223. Лорткипанидзе, 1963; Мусхелишвили, 1980; 141). Считается, что этот город находился рядом с поселком Новомихайловским около слияния реки Нечепсухо (Анчабадзе, 1959; 110). На это место указывает Флавий Ариан во II веке н.э. (Флавий Ариан, 1961; 53), и Анонимная география V века об этом пишет: «Старая Лазика сейчас называется Никопсией, возле которой находится река, называемый Псахапс» Эта историческая область Зихия или Джикетия, населенная адыгскими племенами, где находилось прибрежное поселение, основанный лазами. Античные авторы называли его Лазикой или Старой Лазикой. Леон II распространил свою власть над этой частью Черноморского побережья и была она названа Абазгией или Абхазией во времена Константина Багрянородного.
Согласно сообщению, изложенную в «Житие Вахтанга Горгосала», абхазский эристав Леон I говорит царю Арчилу: «Дал мне кесарь страну сию в наследственную (собственность) по славной отваге вашей. Отныне же дана она мне в вечное владение от Клисуры до Великой реки Хазарии, к которой примыкают отроги Кавказа».
«Великой рекой Хазарии» является р. Кубань, которая раньше впадала в Черное море через Кизилташский лиман до XIX века. Отсюда начинаются Кавказские горы. Но маловероятно, что территория абхазского эриставство тогда могло расширится на север. Павел Ингороква предположил, что это была «река Малой Хазарии», и в сноске как вариант отождествлял ее с рекой Шапсухо (Ингороква, 1954; 121).
По нашему мнению, наиболее достоверную информацию на границы «Абхазского царства» можно найти у византийского императора и историка X века Константина Багрянородного. Он пишет: "Побережье от пределов Зихии, то есть от реки Никопсиса, составляет страну Авасгию — вплоть до крепости Сотириуполя. Она простирается на 300 миль". (Георгика IV, 2, 1952; 223). Река Никопсия, как упоминалось выше, - это река Нечепсухо (адыг. Ныджыпсыхьу), где находился древний город Никопсия. Что касается крайнего южного пограничного пункта - Сотириуполя, то этим поселением являлся, по мнению П. Ингороква, город Оф (современная Турция) (Ингороква, 1954; 255. 257). Следует отметить, что он справедливо указал на тот факт, что такие ученые, как Кулаковский, Болотов, Латышев ошибались, расположив Сотириуполь на территории современной Абхазии.
Название этого поселения греческого происхождения. Слово «Σωτήρ» в переводе с греческого означает «спаситель». Никопсия находится в 300 милях (482 км) от римско-византийского границы или 500 километрах от исторического города Хопа (ныне Турция), в 15 км к югу от его находится деревня Кийиджик (Kiyicik). Это поселение находится на административной границе районов Артвин и Ризе, недалеко от побережья. Историческое название этой деревни было Мацхора/Моцхоре. Так деревня называлась до 1916 года. Лазское слово "მაცხორა или მოცხორე" тоже означает "спаситель", что и мегрельское слово "მანცხვარი". Это должен быть исторический Сотириуполь, имя которого византийцы произносили на греческий манер. До этого поселения проходила юго-западная граница "Абхазского царства". Здесь, в окрестностях Хопы, проходила государственная граница. Это подтверждается тем фактом, что к XI веку граница Грузинского царства и Византии проходила через Хопа. Грузинский царь Баграт IV (1027-1072), возвращаясь из Константинополя, «встретил войско всей Абхазии в причерноморском Хопа».
Хопа была пограничной крепостью на границе между Византийской империей и Эгриским царством (Лазика) в V веке. Отношения между Византией и эгриским царем Губазом I обострились, после чего ему пришлось отправиться в Константинополь для разрешения конфликта. Таким образом, с V по XIII в.в. граница между Византией, а затем Трапезундской империей и Грузией находилась на юго-восточном побережье Чёрного моря в районе Хопа, где сегодня расположено поселение Кийиджик (Kiyicik). Это подтверждается одной ссылкой. В частности, в 1223 году в борьбе с конийским султаном Кей-Кубадом Ι (1219/1220—1236/1237) император Трапезундской империи Андроник Ι Гид (1222-1235) начал собирать войска «от Сотириуполя и Лазики, а не до Оины» (Уни, запад Трабзона, Турция) (Успенский, 1929; 51–58). В XIII веке к княжеству Самцхе присоединилась Чанети (совр. Лазистан, Турция) и его черноморское побережье. Тогда граница Самцхе и Трапезундской империи стала проходить в районе Оф и Ризе (Atlas, 2016; 33).
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Спойлер (раскрыть)
Что касается представления о том, что область Трапезунд была частью Эгриси и Абхазского царства, то оно менее правдоподобно. Хотя Иоанн Сабанидзе упоминает о Трапезунде в отношении Западной Грузии, здесь мы говорим о населении, которое, по нашему мнению, было представлено мегрелами и чанами (лазами), первое из которых проживает в новообразованной политической единице «Абхазское царство», а второе - в Византийской империи. В грузинской версии «Путешествия Апостола Андрея», принадлежащей перу Эптвиме Мтацминдели, Трабзон называется «мегрельской деревней» (Sabine, 1882; 30). Кроме того, в грузинской версии «Акафист» Георгий Мтацминдели пишет, что «кесарь Геракл пришел в Трапезунд, в страну мегрелов» (Иордания, 1892; 64). Греческие авторы: Епифан Константинопольский, Феофан Исповедник, Никифор Константинопольский называют Трапезунд городом Лазики и лазов (Ингороква, 1954; 214-215). Трапезунде жили чаны (лазы), а не мегрелы. В этом отношении греческие авторы правильно представляли настоящее положение дел в отличие от грузинских авторов. По нашему мнению, это было связано с тем, что древнегрузинские авторы не делали качественного различия между чанами (лазами) и мегрелами, а потому считали их одним западногрузинским этносом. Причиной этого стало сходство чанского (лазского) и мегрельского языков. Поскольку Мегрелия и мегрелы были частью единого грузинского государства, Эпвтиме и Георгий Мтацминдели говорили о Трапезунде как о городе, заселенный мегрелами.
Армянская география" VII века описывает Западную Грузию следующим образом: "Колхида т.е. Егер, находится к востоку от Понтийского моря, близ Сарматии, и сопредельна с Иверией и Великой Арменией. Егер разделяется на четыре провинции: Манрили, Егревика, Лазив, Джанив, т. е. Халдеи" (Патаканов, 1877; 38-39). Этот исторический документ относит Эгер (Эгрисе) к территории проживания мегрело-чанского населения, а не к политическому образованию. Следовательно это Трапезунд, Ризе и , которая находились в пределах Византийской империи. Более интересно другое сообщение из «Армянской географии», относящуюся к северо-восточному и восточному побережьям Черного моря, а именно к Абхазии: "Две реки текут с Кавказа: Вальднис (Варданези, Кубань), впадающие в горы Кракс (Согд), которые начинаются с Кавказа и тянутся северо-запад между Меотидой и Понтом. Другая река, Псехос, отделяет Босфор от мест, где расположен маленький город Никофс... Между Булгарами и Понтийским морем живут народы: Гарши, Куты и Сваны до Писиунта – прибрежной страны Аваза, где живут Абхазы и Апшилы, до их города – прибрежного Севостополиса и также за ним до реки, что называется Дракон, которая суть Вишап, что течёт из Алуании и делит Абхаз от области Егер…" (Патаканов, 1883; 29).
«Армянская география» относится к памятнику географии и картографии Древней Армении, составленному в VII веке. Автором этого документа, предположительно, является Анания Ширакаци. Но документ также содержит рассказы о позднем веке. Выдержка, приведенная здесь, очевидно, относится к периоду VII-VIII веков или первой половине VIII века. Примечательно, «Армянская география» в плане повествования совпадает с "Картлис Цховреба" в повествовании Джуаншера, посвященном арабским завоеваниям в Западной Грузии во времена эрисмтаваров Мира и Арчила. По словам Джуаншера: «Командующий арабскими войсками Мурван ибн Мухаммад (Мурван Глухой) прошел через Клисуру, которая тогда была границей между Грецией (Византия) и Грузией, и разрушил город Цхум (Сухуми). Затем он подошёл к крепости Анакопия» (Картлис Цховреба, I, 1955; 235-236). Под наименованием "Греции" имеется ввиду Абхазия, которая была связана с Византийской империей вассальными отношениями. Резиденцией абхазскиих эриставов был город-крепость Анакопия (совр. Новый Афон). В подчинении абхазскиих эриставов был город Севастополис (Диоскуриада, Цхуми). «Армянская география» это тоже подтверждает. Граница упоминается в грузинском историческом источнике как «Клисур» (Клизянин - греческое слово, означающее укрепленное место), и в историографии она обозначена рекой Келасур. В «Армянской географии» река Дракона определяется как естественная граница между Абхазией и Эгриси. Вполне возможно, что армянский автор имел в виду реку Келасури. Георгий Анчабадзе отождествлял «реку Дракона» с Ингури (Анчабадзе, 2009, 223-229), что, по нашему мнению, не является вполне правильной. Так называемая «Река Дракона» - это более утонченное название реки Келасури, которая внезапно исчезает из русла реки (становится карстовой рекой) и только через некоторое время появляется на поверхности суши. Такая особенность этой реки могла бы дать ему статус «реки Дракона». Как правило, название «Река Дракона» встречается только в этом армянском историческом документе. Что касается Ингури, топоним этой реки можно объяснить только мегрельским словом "ინგირი". Его первоначальная форма, должно быть, была "ჸინგირი", что означает "холодная вода". Физическая характеристика этой реки позволяет нам выдвинуть это предложение. Русское наименование этой реки напрямую происходит от мегрельского названия "ინგირი".
Из этих двух исторических источников ясно, что Севастополис (Диоскуриада, Цхуми) и небольшой участок вокруг реки Гумиста до Келасури, которые должны были быть в подчинении абхазскиих эриставов на рубеже VII-VIII веков, начиная со второй половины VII века. Апсилия вместе с городом Цхуми была подчинена Эгрискому царству (Лазика) (Габисония 2016; 75-86). Что касается северной границы Абхазского эриставство, то «Армянская география» относит его местоположение непосредственно к реке Псевхос, где находилась Никопсия. Леонтий Мровели пишет: «Река Малой Хазарии, где лежит западная часть Кавказа» (Картлис Цховреба, I, 1955; 26). Основываясь на эти источники, Павел Ингороква считал реку Шапсухо крайним северо-западным рубежом Абхазского эристваство, что, по нашему мнению, не является верным. Река Псевхос (Псахапс в "Анонимной географии" V века), где недалеко Никопсия на реке Нечепсухо. Этот участок считался границей между Босфором и Абхазией.