Изучение древних культур индейцев началось еще в XVI веке. Однако прошлое этого гигантского континента известно нам далеко не полностью. Ученые не могут, например, объяснить до конца загадку таинственных 'рисунков' в перуанской пустыне Наска. Немало споров вызывают и двенадцатитонные каменные шары в дебрях Коста-Рики. Кто создал эти колоссы? Когда? С какой целью? Что вызвало к жизни блестящую цивилизацию майя в самом центре гиблых тропических джунглей? Автор книги на основе новейших данных о древнеамериканской истории рассматривает ряд таинственных событий далекого прошлого индейцев майя. Для широкого круга читателей.
Содержание:
Предисловие
Введение
Глава 1. Погребенные в джунглях
Глава 2. Чальчуапа и Куикуилько - несостоявшиеся цивилизации
Глава 3. Царская гробница в Паленке: легенды и факты
Глава 4. Становой хребет "Древнего царства"
Глава 5. Майя - "финикийцы Нового Света"
Глава 6. В глубинах "Священного Сенота"
Глава 7. Загадка погибших городов
Вместо заключения
Список рекомендуемой литературы
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Предисловие
Спойлер (раскрыть)
Автор этой книги Валерий Иванович Гуляев хорошо известен и советскому и зарубежному читателю как археолог широкого профиля. Он плодотворно работает над целым рядом кардинальных проблем древнейшей истории человечества, таких, как становление производящих форм экономики, формирование первых городов, сложение классового общества, история ранних цивилизаций. При этом В. И. Гуляев обращается к материалам самых различных регионов земного шара, широко использует и собственно археологические данные, и свидетельства письменных памятников разных народов, и показания этнографов.
Полевую археологическую деятельность В. И. Гуляева также отличает весьма широкий территориальный и хронологический охват - от погребальных памятников скифского времени Центральной и Южной России до поселений первых земледельцев планеты в степях и предгорьях Северной Месопотамии (Ирак).
Но при всей широте интересов, по моему глубокому убеждению, абсолютно необходимой для историка, каждый исследователь должен иметь основной круг проблем, характерный для всей его деятельности. Для В. И. Гуляева это древнейшие судьбы Мезоамерики - важнейшего и глубоко своеобразного региона, одного из первых очагов производящего хозяйства, высокой и оригинальной цивилизации индейских народностей майя, сапотеков, нахуа.
В последние десятилетия к изучению древней истории Мезоамерики закономерно приковано внимание ученых многих стран. Активно включились в разработку основных ее проблем и советские исследователи. В. И. Гуляев по праву может быть назван одним из пионеров этого многотрудного, но весьма перспективного и нужного дела. Его научные и научно-популярные книги впервые в советской литературе знакомят с важнейшими и увлекательными моментами далекого прошлого заокеанских народов, без которых никакое представление о человеческой истории и культуре не может считаться ни полным, ни объективным.
Этой же цели служит и новая книга, предлагаемая читателям.
В. И. Гуляев назвал, ее "Древние майя: загадки погибшей цивилизации". И впрямь загадки, а точнее - целая серия загадок, еще совсем недавно казавшихся неразрешимыми. Их констатировали, им поражались, их обсуждали, создавали чисто умозрительные гипотезы и легенды, обволакивавшие подлинные исторические явления подобно тому, как реальные остатки городов древних майя покрылись со временем густыми зарослями джунглей. И глава за главой автор "вырубает джунгли", освобождает факты от легенд, фантастики, антиисторических вымыслов. Начинает он с состояния самих источников наших знаний о цивилизации майя - материальных ее остатков, показывая соотношение открытых и исследуемых ныне археологами реальных памятников с многочисленными легендами о "забытых" и "золотых" городах, распространившихся среди пришлых искателей неживы. И далее - загадки становления цивилизации, экономической ее основы, верований, наконец гибели.
Человек и природа в предельно тяжелых, глубоко специфических условиях Мезоамерики. Вопрос о роли природных факторов, в частности сейсмических явлений,- в развитии цивилизации, подъеме одних и упадке других ее центров; вопрос, рассмотренный предельно конкретно, - без преувеличений и абсолютизации, но и без недооценки, с постоянной яркой демонстрацией творческой роли человека в процессе взаимодействия с природой.
Еще одна загадка: традиционным уже стало представление о крайне экстенсивном характере этой экономики и прежде всего основной ее отрасли - подсечно-огневого земледелия. Исследования В. И. Гуляева показали глубокую ошибочность этого представления: им выяснены многообразные оригинальные формы земледелия древних майя (дренажирование болот, посевы на разных уровнях, сочетание мильпы с приусадебными участками и т. п.), вскрыты факторы повышения плодородия, доказана достаточно высокая продуктивность земледелия. В результате читатель получит совершенно новое, объективное представление об экономической основе майяской цивилизации.
Огромную роль играли здесь и связи между различными, зачастую весьма отдаленными друг от друга центрами древней Мезоамерики, связи, как торговые, так и культурные. Фактические доказательства активного и высокоразвитого мореплавания позволили автору именовать создателей цивилизации майя "финикийцами Нового Света". Наконец, сложнейшие вопросы культурной жизни. Отражение ее в мифах, в открытых археологами ритуальных памятниках, остатках сложных магических обрядов.
Сколькими легендарными оболочками покрылись здесь реальные факты! Здесь и скопление скелетов людей разного возраста и пола (в большинстве своем детей), превращенное в "свидетельство" жертвоприношения прекрасных девственниц - "невест бога дождя", и погребения царя в Паленке, объясняемое небезызвестным Э. Деникеном, как доказательство пришествия на грешную землю инопланетян и многое другое. Факт за фактом освобождает В. И. Гуляев от этих оболочек историю майя. И, обретя реальность, факты часто оказываются много интереснее и содержательнее самих фантазий и легенд. Поэтому я глубоко убежден, что многочисленные читатели с увлечением прочтут эту книгу, которая заметно обогатит их знания о вкладе различных народов в человеческую историю, в сокровищницу мировой культуры.
Мерперт Н.Я., доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором Института археологии АН СССР
Полевую археологическую деятельность В. И. Гуляева также отличает весьма широкий территориальный и хронологический охват - от погребальных памятников скифского времени Центральной и Южной России до поселений первых земледельцев планеты в степях и предгорьях Северной Месопотамии (Ирак).
Но при всей широте интересов, по моему глубокому убеждению, абсолютно необходимой для историка, каждый исследователь должен иметь основной круг проблем, характерный для всей его деятельности. Для В. И. Гуляева это древнейшие судьбы Мезоамерики - важнейшего и глубоко своеобразного региона, одного из первых очагов производящего хозяйства, высокой и оригинальной цивилизации индейских народностей майя, сапотеков, нахуа.
В последние десятилетия к изучению древней истории Мезоамерики закономерно приковано внимание ученых многих стран. Активно включились в разработку основных ее проблем и советские исследователи. В. И. Гуляев по праву может быть назван одним из пионеров этого многотрудного, но весьма перспективного и нужного дела. Его научные и научно-популярные книги впервые в советской литературе знакомят с важнейшими и увлекательными моментами далекого прошлого заокеанских народов, без которых никакое представление о человеческой истории и культуре не может считаться ни полным, ни объективным.
Этой же цели служит и новая книга, предлагаемая читателям.
В. И. Гуляев назвал, ее "Древние майя: загадки погибшей цивилизации". И впрямь загадки, а точнее - целая серия загадок, еще совсем недавно казавшихся неразрешимыми. Их констатировали, им поражались, их обсуждали, создавали чисто умозрительные гипотезы и легенды, обволакивавшие подлинные исторические явления подобно тому, как реальные остатки городов древних майя покрылись со временем густыми зарослями джунглей. И глава за главой автор "вырубает джунгли", освобождает факты от легенд, фантастики, антиисторических вымыслов. Начинает он с состояния самих источников наших знаний о цивилизации майя - материальных ее остатков, показывая соотношение открытых и исследуемых ныне археологами реальных памятников с многочисленными легендами о "забытых" и "золотых" городах, распространившихся среди пришлых искателей неживы. И далее - загадки становления цивилизации, экономической ее основы, верований, наконец гибели.
Человек и природа в предельно тяжелых, глубоко специфических условиях Мезоамерики. Вопрос о роли природных факторов, в частности сейсмических явлений,- в развитии цивилизации, подъеме одних и упадке других ее центров; вопрос, рассмотренный предельно конкретно, - без преувеличений и абсолютизации, но и без недооценки, с постоянной яркой демонстрацией творческой роли человека в процессе взаимодействия с природой.
Еще одна загадка: традиционным уже стало представление о крайне экстенсивном характере этой экономики и прежде всего основной ее отрасли - подсечно-огневого земледелия. Исследования В. И. Гуляева показали глубокую ошибочность этого представления: им выяснены многообразные оригинальные формы земледелия древних майя (дренажирование болот, посевы на разных уровнях, сочетание мильпы с приусадебными участками и т. п.), вскрыты факторы повышения плодородия, доказана достаточно высокая продуктивность земледелия. В результате читатель получит совершенно новое, объективное представление об экономической основе майяской цивилизации.
Огромную роль играли здесь и связи между различными, зачастую весьма отдаленными друг от друга центрами древней Мезоамерики, связи, как торговые, так и культурные. Фактические доказательства активного и высокоразвитого мореплавания позволили автору именовать создателей цивилизации майя "финикийцами Нового Света". Наконец, сложнейшие вопросы культурной жизни. Отражение ее в мифах, в открытых археологами ритуальных памятниках, остатках сложных магических обрядов.
Сколькими легендарными оболочками покрылись здесь реальные факты! Здесь и скопление скелетов людей разного возраста и пола (в большинстве своем детей), превращенное в "свидетельство" жертвоприношения прекрасных девственниц - "невест бога дождя", и погребения царя в Паленке, объясняемое небезызвестным Э. Деникеном, как доказательство пришествия на грешную землю инопланетян и многое другое. Факт за фактом освобождает В. И. Гуляев от этих оболочек историю майя. И, обретя реальность, факты часто оказываются много интереснее и содержательнее самих фантазий и легенд. Поэтому я глубоко убежден, что многочисленные читатели с увлечением прочтут эту книгу, которая заметно обогатит их знания о вкладе различных народов в человеческую историю, в сокровищницу мировой культуры.
Мерперт Н.Я., доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором Института археологии АН СССР
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Введение
Спойлер (раскрыть)
До открытий Колумба жители Старого Света вряд ли вообще подозревали о том, что за просторами океанов в Западном полушарии обитает значительная часть рода человеческого.
Племена и народы индейской Америки, отделенные громадными водными пространствами от остального мира, шли через века и эпохи подобно далекой планете, двигающейся по своему особому пути в звездных сферах Вселенной. Античная и средневековая Европа и гордящийся своей тысячелетней мудростью Восток не оставили в своем богатом литературном наследии ни одного упоминания о таинственных землях на западе и их краснокожих обитателях. Сами же аборигены Нового Света зачастую не имели соответствующих летописей и хроник, по которым можно было бы восстановить их прошлое. В то же время бесценные культурные достижения индейских цивилизаций ацтеков и майя в Мексике и инков в Перу были насильственно уничтожены в XVI веке европейскими завоевателями. "Культура метафор и чисел (имеется в виду культура ацтеков.- В. Г.),- писал известный мексиканский историк М. Лeон-Портилья, - была разрушена железом и огнем. Она исчезла как сон... От нее осталось лишь одно воспоминание... Ученые были уничтожены, рукописи сожжены, а скульптуры и дворцы превращены в бесформенные груды камня".
Таким образом, немые руины и черепки - едва ли не единственный полноценный источник по истории доколумбовой Америки. Отсюда необычайно важна роль археологии в изучении древностей индейцев. Правда, эта наука еще сравнительно молода. Ей нет и ста лет от роду. Но уже сейчас американская археология, поставив себе на службу достижения многих других научных дисциплин, успешно решает многие крупные проблемы древней истории Нового Света. Однако в целом прошлое континента известно еще нам далеко не полностью. В археологических знаниях до сих пор зияют огромные пробелы. Бесчисленные загадки и вопросы ждут своего скорейшего решения. Прошлое ревностно хранит свои тайны, и нужно приложить немало усилий, чтобы найти ключи к овладению ими. Ученые-американисты до сих пор не могут объяснить до конца загадку гигантских "рисунков" в перуанской пустыне Наска. Немало споров вызывают и двенадцатитонные каменные шары, спрятанные в глубине лесных дебрей Коста-Рики. Кто изготовил эти колоссы? Когда? С какой целью? Антропологи ломают голову по поводу обилия трепанированных доиспанских черепов из Перу - несомненное свидетельство наличия древних хирургических операций на головном мозге. Почему испанцы с такой легкостью сломили сопротивление воинственных ацтеков? Какова судьба не доставшегося Писарро золота инков? Что вызвало к жизни блестящую цивилизацию майя в самом сердце гиблых тропических джунглей? Достигали ли древние мореплаватели Старого Света берегов Америки до викингов и Колумба? Вопросы, вопросы. Их список бесконечен. Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена анализу лишь нескольких таких загадок древнеамериканской истории. Основная цель, которую ставит перед собой автор, - на основе новейших археологических данных осветить с максимальной полнотой ряд таинственных и загадочных событий далекого прошлого Мексики и Центральной Америки, противопоставив научный подход имеющим еще, к сожалению, широкое хождение в популярной литературе дилетантским и спекулятивным взглядам.
Среди бесчисленного сонма больших и малых археологических культур этой части Нового Света звездой первой величины выделяется в доколумбову эпоху цивилизация индейцев майя - "культура-загадка", "культура-феномен", полная парадоксов и противоречий. Известно, что все великие цивилизации древности возникли и развивались в условиях засушливого и теплого климата, в долинах крупных рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали наиболее благоприятные возможности для земледелия. Так было в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. И только древние майя, словно бросая вызов капризной судьбе, на века обосновались в негостеприимных джунглях Южной Мексики и Северной Гватемалы, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и сложнейшую иероглифическую письменность. Они использовали в математике понятие нуля раньше индусов и арабов, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а пути движения планеты Венера вычислили с ошибкой лишь на 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и в производстве керамики. Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись только из дерева, кости и камня. Майя не знали металлов (до X в. н. э.), колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных, гончарного круга. Вся гигантская программа их архитектурного строительства была выполнена исключительно мускульной силой человека. Майя жили еще, по сути дела, в каменном веке. Происхождение майя окутано пеленой таинственности. Мы знаем лишь, что появление развитой культуры у этого народа относится к первым векам нашей эры. Около 3000 лет назад отдельные племена индейцев - предки майя - начали свое продвижение из горных районов в глубины лесной равнинной зоны на юге Мексики и севере Гватемалы. Это была не слишком благоприятная для жизни территория. Даже сегодня природа здесь дика и своенравна. На пути человека плотной стеной встают лесные деревья- исполины - кедр, махогониевое дерево, сапот, пальмы, опутанные лианами и прикрытые снизу колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие мыши-вампиры представлены здесь более чем в избытке. Неистовые тропические ливни в мгновение ока смывают и уносят прочь тонкий слой плодородной почвы, а дождевую воду тут же впитывает пористый известняк. И в этих трудных условиях первые поселенцы - майя строили в джунглях простые хижины из дерева и глины, с высокими крышами из пальмовых листьев. Они вырубали лес грубыми каменными топорами и выжигали его, расчищая в зарослях небольшие участки для своих скромных посевов маиса, фасоли и тыквы.
Их технический потенциал был крайне невелик. И тем не менее уже ближайшие потомки первых колонистов возвели в джунглях каменные города и добились поразительных успехов в самых разных областях науки и искусства. Под защитой грозных богов и могущественных царей майя строили изящные храмы, гигантские дороги- дамбы, дворцы и пирамиды. Росли и расширялись старые селения и города. Возникали новые. И так продолжалось почти десять веков, пока в IX-X веках н. э. на цветущие земли майя не обрушилась внезапная катастрофа. Всякое архитектурное строительство совершенно прекратилось. Жрецы не возводили больше громоздких каменных стел с ликами царей и вычурными иероглифическими надписями. Один за другим приходили в запустение майяские города. Жители покидали их, оставляя на милость жадных тропических джунглей.
На опустевшие безмолвные площади, в дверные проемы зданий вскоре ворвалась буйная лесная зелень. Лианы и корни деревьев расшатывали фундаменты и крыши массивных каменных построек, а кустарники заполняли любую свободную пядь пространства. И считанные десятилетия спустя города древних майя исчезли, скрылись от людских глаз, погрузившись на дно зеленой лесной пучины. К моменту появления первых европейских завоевателей у берегов Нового Света цивилизация майя классического периода (I-IX в. н. э.) - наивысшее достижение в истории доколумбовой Америки - представляла собой лишь смутное воспоминание, туманную легенду в памяти ее далеких потомков - индейцев.
После X века развитие культуры майя, правда, уже значительно измененной влияниями со стороны чужеземных завоевателей - тольтеков, продолжалось на полуострове Юкатан (Мексика). Но "золотой век" майяской цивилизации остался позади. Страна переживала явный упадок. Беспрерывные войны, эпидемии, засухи и неурожаи опустошали некогда цветущие земли Юкатана. Испанцы застали здесь в XVI веке свыше полутора десятков небольших, постоянно враждующих между собой государств, каждое из которых имело свою династию правителей. Разрозненные и слабые, перед лицом нового могущественного противника они были обречены на гибель. После тридцати лет ожесточенного сопротивления царства юкатанских майя попали во власть испанского короля. Загадки, загадки, одна сложнее другой. Они сопровождают нас на протяжении всего знакомства с культурой древних майя. Ирония судьбы состоит в том, что эта величайшая цивилизация древности, о которой написаны горы книг и статей, до сих пор известна нам ничтожно мало. Мы не знаем имен правителей, военачальников и жрецов майяских городов. До сих пор не прочитаны до конца иероглифы, высеченные на многочисленных стелах, рельефах и алтарях.
Ученые не могут пока удовлетворительно ответить даже на такие важнейшие вопросы, как происхождение цивилизации майя, особенности ее социально-экономической структуры, характер политического устройства и, наконец, причины драматической гибели майяских городов в конце I тысячелетия н. э. Однако яркий свет познания начинает все больше пробиваться сквозь сумрачные тени столетий.
Ученые используют сейчас самые разнообразные методы для воссоздания прошлого майя. Значительную часть всей информации дают археологи, раскапывающие руины древних городов и селений, с их скульптурами, надписями, храмами и дворцами. Историки упорно выискивают необходимые сведения в пыли архивов и библиотек, среди немногих дошедших до нас письменных свидетельств о майя: здесь и повествования самих индейцев, записанные на их родном языке, но буквами латинского алфавита вскоре после конкисты (эпос майя-киче "Пополь-Вух", книги юкатанских индейцев "Чилам Балам" и др.), и свидетельства первых конкистадоров и монахов, вторгшихся в XVI веке с мечом и крестом на земли майя (Диего де Ланда, Кортес, Берналь Диас дель Кастильо, Давила). Наконец, заслуживают пристального внимания и сами индейцы. Некоторые из них, обосновавшиеся в наиболее глухих и труднодоступных уголках Мексики и Центральной Америки, все еще во многом сохраняют старый уклад жизни. Они говорят на родном языке, верят в языческих богов, пользуются древним земледельческим календарем - словом, буквально во всем следуют проторенными путями своих далеких предков. Традиции старой культуры у современного индейского населения тщательно изучают этнографы.
Эти всесторонние исследования и позволяют нам уже сейчас частично дать ответ на многие загадки погибшей цивилизации майя.
Племена и народы индейской Америки, отделенные громадными водными пространствами от остального мира, шли через века и эпохи подобно далекой планете, двигающейся по своему особому пути в звездных сферах Вселенной. Античная и средневековая Европа и гордящийся своей тысячелетней мудростью Восток не оставили в своем богатом литературном наследии ни одного упоминания о таинственных землях на западе и их краснокожих обитателях. Сами же аборигены Нового Света зачастую не имели соответствующих летописей и хроник, по которым можно было бы восстановить их прошлое. В то же время бесценные культурные достижения индейских цивилизаций ацтеков и майя в Мексике и инков в Перу были насильственно уничтожены в XVI веке европейскими завоевателями. "Культура метафор и чисел (имеется в виду культура ацтеков.- В. Г.),- писал известный мексиканский историк М. Лeон-Портилья, - была разрушена железом и огнем. Она исчезла как сон... От нее осталось лишь одно воспоминание... Ученые были уничтожены, рукописи сожжены, а скульптуры и дворцы превращены в бесформенные груды камня".
Таким образом, немые руины и черепки - едва ли не единственный полноценный источник по истории доколумбовой Америки. Отсюда необычайно важна роль археологии в изучении древностей индейцев. Правда, эта наука еще сравнительно молода. Ей нет и ста лет от роду. Но уже сейчас американская археология, поставив себе на службу достижения многих других научных дисциплин, успешно решает многие крупные проблемы древней истории Нового Света. Однако в целом прошлое континента известно еще нам далеко не полностью. В археологических знаниях до сих пор зияют огромные пробелы. Бесчисленные загадки и вопросы ждут своего скорейшего решения. Прошлое ревностно хранит свои тайны, и нужно приложить немало усилий, чтобы найти ключи к овладению ими. Ученые-американисты до сих пор не могут объяснить до конца загадку гигантских "рисунков" в перуанской пустыне Наска. Немало споров вызывают и двенадцатитонные каменные шары, спрятанные в глубине лесных дебрей Коста-Рики. Кто изготовил эти колоссы? Когда? С какой целью? Антропологи ломают голову по поводу обилия трепанированных доиспанских черепов из Перу - несомненное свидетельство наличия древних хирургических операций на головном мозге. Почему испанцы с такой легкостью сломили сопротивление воинственных ацтеков? Какова судьба не доставшегося Писарро золота инков? Что вызвало к жизни блестящую цивилизацию майя в самом сердце гиблых тропических джунглей? Достигали ли древние мореплаватели Старого Света берегов Америки до викингов и Колумба? Вопросы, вопросы. Их список бесконечен. Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена анализу лишь нескольких таких загадок древнеамериканской истории. Основная цель, которую ставит перед собой автор, - на основе новейших археологических данных осветить с максимальной полнотой ряд таинственных и загадочных событий далекого прошлого Мексики и Центральной Америки, противопоставив научный подход имеющим еще, к сожалению, широкое хождение в популярной литературе дилетантским и спекулятивным взглядам.
Среди бесчисленного сонма больших и малых археологических культур этой части Нового Света звездой первой величины выделяется в доколумбову эпоху цивилизация индейцев майя - "культура-загадка", "культура-феномен", полная парадоксов и противоречий. Известно, что все великие цивилизации древности возникли и развивались в условиях засушливого и теплого климата, в долинах крупных рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали наиболее благоприятные возможности для земледелия. Так было в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. И только древние майя, словно бросая вызов капризной судьбе, на века обосновались в негостеприимных джунглях Южной Мексики и Северной Гватемалы, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и сложнейшую иероглифическую письменность. Они использовали в математике понятие нуля раньше индусов и арабов, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а пути движения планеты Венера вычислили с ошибкой лишь на 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и в производстве керамики. Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись только из дерева, кости и камня. Майя не знали металлов (до X в. н. э.), колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных, гончарного круга. Вся гигантская программа их архитектурного строительства была выполнена исключительно мускульной силой человека. Майя жили еще, по сути дела, в каменном веке. Происхождение майя окутано пеленой таинственности. Мы знаем лишь, что появление развитой культуры у этого народа относится к первым векам нашей эры. Около 3000 лет назад отдельные племена индейцев - предки майя - начали свое продвижение из горных районов в глубины лесной равнинной зоны на юге Мексики и севере Гватемалы. Это была не слишком благоприятная для жизни территория. Даже сегодня природа здесь дика и своенравна. На пути человека плотной стеной встают лесные деревья- исполины - кедр, махогониевое дерево, сапот, пальмы, опутанные лианами и прикрытые снизу колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие мыши-вампиры представлены здесь более чем в избытке. Неистовые тропические ливни в мгновение ока смывают и уносят прочь тонкий слой плодородной почвы, а дождевую воду тут же впитывает пористый известняк. И в этих трудных условиях первые поселенцы - майя строили в джунглях простые хижины из дерева и глины, с высокими крышами из пальмовых листьев. Они вырубали лес грубыми каменными топорами и выжигали его, расчищая в зарослях небольшие участки для своих скромных посевов маиса, фасоли и тыквы.
Их технический потенциал был крайне невелик. И тем не менее уже ближайшие потомки первых колонистов возвели в джунглях каменные города и добились поразительных успехов в самых разных областях науки и искусства. Под защитой грозных богов и могущественных царей майя строили изящные храмы, гигантские дороги- дамбы, дворцы и пирамиды. Росли и расширялись старые селения и города. Возникали новые. И так продолжалось почти десять веков, пока в IX-X веках н. э. на цветущие земли майя не обрушилась внезапная катастрофа. Всякое архитектурное строительство совершенно прекратилось. Жрецы не возводили больше громоздких каменных стел с ликами царей и вычурными иероглифическими надписями. Один за другим приходили в запустение майяские города. Жители покидали их, оставляя на милость жадных тропических джунглей.
На опустевшие безмолвные площади, в дверные проемы зданий вскоре ворвалась буйная лесная зелень. Лианы и корни деревьев расшатывали фундаменты и крыши массивных каменных построек, а кустарники заполняли любую свободную пядь пространства. И считанные десятилетия спустя города древних майя исчезли, скрылись от людских глаз, погрузившись на дно зеленой лесной пучины. К моменту появления первых европейских завоевателей у берегов Нового Света цивилизация майя классического периода (I-IX в. н. э.) - наивысшее достижение в истории доколумбовой Америки - представляла собой лишь смутное воспоминание, туманную легенду в памяти ее далеких потомков - индейцев.
После X века развитие культуры майя, правда, уже значительно измененной влияниями со стороны чужеземных завоевателей - тольтеков, продолжалось на полуострове Юкатан (Мексика). Но "золотой век" майяской цивилизации остался позади. Страна переживала явный упадок. Беспрерывные войны, эпидемии, засухи и неурожаи опустошали некогда цветущие земли Юкатана. Испанцы застали здесь в XVI веке свыше полутора десятков небольших, постоянно враждующих между собой государств, каждое из которых имело свою династию правителей. Разрозненные и слабые, перед лицом нового могущественного противника они были обречены на гибель. После тридцати лет ожесточенного сопротивления царства юкатанских майя попали во власть испанского короля. Загадки, загадки, одна сложнее другой. Они сопровождают нас на протяжении всего знакомства с культурой древних майя. Ирония судьбы состоит в том, что эта величайшая цивилизация древности, о которой написаны горы книг и статей, до сих пор известна нам ничтожно мало. Мы не знаем имен правителей, военачальников и жрецов майяских городов. До сих пор не прочитаны до конца иероглифы, высеченные на многочисленных стелах, рельефах и алтарях.
Ученые не могут пока удовлетворительно ответить даже на такие важнейшие вопросы, как происхождение цивилизации майя, особенности ее социально-экономической структуры, характер политического устройства и, наконец, причины драматической гибели майяских городов в конце I тысячелетия н. э. Однако яркий свет познания начинает все больше пробиваться сквозь сумрачные тени столетий.
Ученые используют сейчас самые разнообразные методы для воссоздания прошлого майя. Значительную часть всей информации дают археологи, раскапывающие руины древних городов и селений, с их скульптурами, надписями, храмами и дворцами. Историки упорно выискивают необходимые сведения в пыли архивов и библиотек, среди немногих дошедших до нас письменных свидетельств о майя: здесь и повествования самих индейцев, записанные на их родном языке, но буквами латинского алфавита вскоре после конкисты (эпос майя-киче "Пополь-Вух", книги юкатанских индейцев "Чилам Балам" и др.), и свидетельства первых конкистадоров и монахов, вторгшихся в XVI веке с мечом и крестом на земли майя (Диего де Ланда, Кортес, Берналь Диас дель Кастильо, Давила). Наконец, заслуживают пристального внимания и сами индейцы. Некоторые из них, обосновавшиеся в наиболее глухих и труднодоступных уголках Мексики и Центральной Америки, все еще во многом сохраняют старый уклад жизни. Они говорят на родном языке, верят в языческих богов, пользуются древним земледельческим календарем - словом, буквально во всем следуют проторенными путями своих далеких предков. Традиции старой культуры у современного индейского населения тщательно изучают этнографы.
Эти всесторонние исследования и позволяют нам уже сейчас частично дать ответ на многие загадки погибшей цивилизации майя.