Сообщество Империал: Тунгусы - Сообщество Империал

Laszlo

Тунгусы

Малые коренные народы Восточной Сибири
Тема создана: 14 апреля 2020, 18:25 · Автор: Laszlo
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
 2 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 14 апреля 2020, 18:25

Imperial

Сам этноним тунгус был иноземного происхождения. Тунгосами называли эвенов и эвенков ненцы. В форме тунгус этот этноним прижился у русских, а потом вошел в европейскую историческую традицию. Монголы называли тунгуские народы лесными урянкатами. Конные эвенки называли себя донки. Пешие восточные эвенки называли оленных эвенков донкан или дункан. Оленные эвенки называли нгегыда нанайцев, ульчей и негидальцев противоставляя их себе – дункан. Это самоназвание происходила от эвенского дунрэ (земля) и эвенкийского дундрэ (земля). Самоназвание эвенов происходило от эвенского эвиген (местный). Эвенки же переселились в район рек Ган, Нонни, Хайлера из регионов на север от Амура. Самоназвание эвенки Г. Василевич объяснял как косой. Для сравнения самоназвание нанайцев нанай буквально значит местный житель. Европейцы знали нанайцев как гольдов. Касательно русского обозначения, то по мнению Б. Полевого их называли дючерами. Вероятно, их также называли натками и ачанами. Ученный также отождествлял с нанайцами гогулей и гольдов. Д. Болотин считает, что это отождествление недоказуемо. Негидальцы называли сами себя елкан бойонин – настоящие люди, встречался и этноним элкан бэйенин – местный человек. Также в ходу было Амиугун бэйенин люди с реки Амгунь. Эвенки же называли негидальцев неегида – крайние (береговые). Термином нег удэгэйцы называли прибрежных ороченов. Нивхи называли негидальцев их’ыдийи (люди чужого языка), нанайцы использовали термин хингун’епи, ульчи называли их амгун бэйэ – люди реки Амгунь. Негидальцы же называли ульчей и нанайцев натки (небритые), нанайцев – гольдами, удэгэйцев – олчан, маньчжуров – манзу, тунгусов – увунки, русских – лоча. Что характерно ульчи называли себя нани или ульча, что буквально значило местные жители. В отписках русских воевод ульчи упоминались как лонки. Этноним лонки был одним из названий ульчских родов. Ороки также себя называли нани, ульта, уйльта. Вероятно они происходили из тех же чжурчженских племен, что и ульчи. Однако ульчи обитали в Приамурье, а ороки на Сахалине рядом с айнами и нивхами. Линденау сообщал, что это кочевой народ, который был в подданстве у Канси. Японец Могами Токнаи отметил зону расселения ороков. Русские Иван Москвитин и Василий Поярков, атакже голландец Мартин де Фриз упоминали об этом народе. Ульчи, ороки и частично нанайцы относились к населению охотской культуры. Самоназвания ороков происходили от слов орон и ула, которые обозначали оленный. Орочены упоминались китайцами как елунчун жу, а самоназвание служило слово орочён (оленевод). Участие севернотунгусского компонента в этногенезе ороков можно датировать не ранее XIX в., более ранние предки связаны с чжурчженями. Нужно сказать, что охотская культура озерского этапа имеет ряд черт похожих черт с культурой хэйшуй мохэ (чжурчженей). А. Василевский охарактезировал охотскую культуру как мохэскую и считал, что население Сахалина представляло собой смешение местного палеоазиатского населения (северноазиатов и нивхов) с тунгусами. Тунгусы, переселившись с Нижнего Амура на Сахалин, адаптировались к местным условиям. Представляется, что в состав племен охотской культуры входило и местное палеоазиатское население, находящееся под культурным влиянием тунгусов. Охотцы проникли даже на Хоккайдо, однако ее носители были вынуждены отступить с Хоккайдо и части Сахалина под натиском носителей культуры Сацумон – протоайнов-гувэй. В эпосе айнов сохранились упоминания о битвах яункур (людей суши, тунгусов) и репункур (людей моря). Протоайнов к продвижению на север вынуждало давление японцев, которые вытесняли протоайнов с Хонсю на Хоккайдо, Курилы и Сахалин. К началу русской колонизации этноним тунгус был распространен на народы Центральной и Восточной Сибири, а также на часть народов Дальнего Востока. Тунгусами называли эвенов и эвенков. Великое расселение тунгусов из Забайкалья и Приамурья на юг, север и запад началось в XII в. и продолжалось вплоть до середины XVII в. Чжурчжени расселились на значительных пространствах Маньчжурии в XII в. вынудив мигрировать часть киданей в Восточный Туркестан. Прародиной чжурчженей был район Приамурья и Приморья. Касательно же района происхождения северных тунгусских племен, то относительно гипотезы Г. Василевич о происхождении предков эвенков и эвенов в Южном Прибайкалье, По мнению В. Туголукова стоит отождествить с эвенками этноним увань (уваньхи) упомянутый в китайских хрониках, как составная часть государства Бохай, а потом как часть племени кумохи. Касательно же гипотез Г. Василевич о связи этнонима учжэ упомянутого в китайских хрониках с родом эджен у эвенков, то вряд ли можно быть уверенным в этом, поскольку этот этноним упомянут как уги в транскрипции Н. Бичурина. Уги было одним из семи племен, входящих в государство Бохай. Вряд ли можно считать удачной и попытку выделить корень дул (дол) и приписать древнее происхождение долганам, как впрочем и этнонимы бай, кумо, курэ. Только этноним килен распространенный среди эвенов в районе реки Охоты может быть удачно отождествлен. Эвенки и эвены отвоевали у юкагиров значительные пространства Якутии вытеснив их в район Колымы и Индигирки. Решающие сражения произошли в районе Вилюя, где юкагиры были разбиты и после этого оттеснены в район бедный на железо. Кстати этноним юкагир тунгусского происхождения и звучал как йокегир, а самоназванием юкагиров было одул (сильный). Юкагирам осталось доминирование только на Северо-Востоке Азии. При этом в разных регионах субстрат, который лег в основу отдельных родов и племен отличался, поскольку тунгусы покорили территории ранее принадлежавшие юкагирам, енисейским, палеоазиатским народам. Происходило активное взаимодействие с самодийцами.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 14 апреля 2020, 18:57

    В 1605 г. в отписке из Кетского острога упоминалось о нападении тунгусских князцов Могуля (Малчагир), Гиргетья (Гургакга), Нянкула (Нянкаул), Кичега (Кичигир) на острог. Нужно сказать, что имена князцов были на самом деле названиями родов. Нужно сказать, что местные тунгусы были связаны с селькупами Пегой Орды. Селькупы называлы тунгусов полпэк. С тунгусами поддерживали отношения князья Тайбохта (в документе Байбахта) и Вагай Кичеев. В XVIII в. тунгусы проникли в земли хантов, а в XVI в. в земли энцев. Тунгусы селились на реках Оми, Васюгане, Парабель, по соседству с барабинскими татарами. В 1609 г. мы находим первое упоминание, что тунгусы восстали против власти русских. В этом же сообщении говорилось, что местные остяки, то есть кеты (поскольку о событиях отписывался енисейский воевода) не хотят платить ясака. С момента гибели Кучума прошло какое-то десятилетие, а сыновья Кучума еще боролись за реставрацию Сибирского ханства, когда русские углубились в тунгусские земли и обложили их ясаком. В том же году тунгусы напали на кетов кузнецкой волости. В 1607 г. русские впервые взяли дань с тунгусов района Нижней Тунгуски. Мангазейский казак Михайло Камышлов совершил поход на местных эвенков. Те платили ясак в Туруханском, Летнем, Турыжском, Илимпийский, Кондогирским, Титейском, Курейском, Непском зимовьях. Нужно сказать, что эвенки оказывали ожесточенное сопротивление русским. Например на казаков один раз напал отряд численостью в 700 эвенков. Упоминался князь горбинской земли Ковыр. Сопротивление русским было особо активным в 30-х гг. XVII в., когда эвенкийские земли завоевывали отряды мангазейских, енисейских, томских воевод. В 1639-1640 гг. против русских восстали алданские эвенки. Движение русских в 40-х – начале 50-х гг. XVII вв. привело к приведению в русское подданство 30 тыс. тунгусов. Этому способствовали как экспедиции Василия Пояркова и Ерофея Хабарова, так и упорядочение отношений русских с тунгусами, что найшло выражение в создании Якутского воеводства и установлению добрососедских отношений. Воевода ограждал тунгусов от поборов казаков и служивых, а те, в свою очередь, платили ясак. Гарячие головы казаков и служивых направили на северо-восток Азии, где они столкнулись с юкагирами и чукчами, начав серию многолетних войн. В этих конфликтах соседние с юкагирами эвены занимали пассивную позицию и платили ясак. Другие тунгусы же поддержали восстания юкагиров. Напряженность в отношениях с тунгусами перешла с территории современной Саха-Якутии на пограничные земли Колымы и Индигирки. Еще одним фактором нестабильности была казаческая вольница на Амуре. Хотя усилиями Шарходы казаки были вытеснены с Амура, но повторное возвращение Ерофея Хабарова на Амур привело к напряжености с местным тунгусским населением в 60-х гг. XVII в. Да и в первое свое пребывание в 50-х гг. XVII в. он сжег городок Толчин, уничтожал мужчин, взял в рабство местных женщин и детей. Он нажил себе состояние на ясаке из соболей, присваивая их себе. Многие участники его экспедиций писали русскому царю, что он не заботился о приведении новых подданых под руку русского царя, а радел только о собственных прибылях. На момент конфликта с Империей Цин в 80-х гг. в всей Сибири было 4 тыс. казаков и служивых. О первых столкновениях русских с тунгусами известно согласно одному из русских документов, а конкретно отписке тобольского воеводы кетскому воеводе Чеботаю Челищеву о посылке сургутских служилых и кетов против эвенков. В документе отмечалось, что эвенки нападают на кетов и тюрков в бассейне Енисея. Чтобы урегулировать эту ситуацию предполагалось отправить против тунгусов 30 служивых и подвластных русским кетов. В начале XVII в. эвенки в союзе с кетами и нганасанами остановили ненецкое продвижение на Таймыр. Активное сопротивление тунгусов вынудило Петра Бекетова признать за их князцами право на сбор ясака не казаками, а своими воинами. На практике это значило, что от сбора ясака обогачивались не только казаки, но и воины тунгусских князцов и сам правитель. В 1619 г. был основан Енисейский острог, а в 1622 г. на Терентия Савина в местности Рыбная Ловля напали эвенки князца Тасея и отказались платить ясак. В 1624 г. на эвенков был отправлен отряд Терентия Савина для того чтобы взять ясак с князца Иркинея. В 1624-1625 гг. против Тасея был отправлен отряд Василия Тюменца. Против эвенков были направлены также отряды Поздея Фирсова и Василия Алексеева. На реке Бире Тасей атаковал отряд Василия Тюменца и вынудил его отступить, что вызвало волнения у кетов и качинских тюрок Другие же казаческие отряды не нашли Тасея. Енисейский воевода Андрей Ошанин впоследствии отправил против Тасея экспедицию численостью в 108 человек из 70 стрельцов и 38 кетов. Русским было не суждено разбить Тасея, поскольку тот погиб в войне с буррятами. В 1628 г. Лукашка Тасеев нападал на русских, а тунгусы отказывались платить ясак. Против него был отправлен отряд Петра Бекетова, который усмирил тунгусов. По отношению к приангарским тунгусам, например к Иркинею, сменилась политика. Их приводили к шерти лаской принося им дары и поили их вином.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 14 апреля 2020, 19:28

      Следующее сообщение датировано 1630 г., где сообщалось, что русские брали ясан с тунгусов и братских (бурятов) людей. Упоминались князцы Кохоль и Кавым, которые правили землями на Тасе и Чуне. Также были владения на Чаповчы, Муры, Карабулы, упоминались лапагиры. Говорилось о князцах Ыркинее, Текинее, Маймуги. На Тунгуске на Аплинском пороге с Ковы и Каты упоминался князец Болтурин правящий чипогупами. Под Братским острогом на Тунгуске упоминались князцы Корота и Когуня. Налягами правил Мукилги. Отмечалось, что ясак за 1629-1630 гг. был собран казаками из Красноярска. Ясак был взят мехами, и естественно в ходе военных действий казаки забирали и продовольствие и в документе было указано на то, что ясачные тунгусы оголодали. В тексте также было указано, что казаки появились на Лене. Как видно из контекста документа русские к тому времени достаточно освоились в регионе. Возглавлял служивых Яков Хрипунов. В друг тексте 1630 г., который назывался ’’Росписью именной рекам, землям и князцам, с которых собирается ясак в Енисейский острог’’ упомянуты лишь тунгусы около Вихоревой реки и Тунгуски, при этом не упомянуты князи по имени. Зато земли бурятов и их князей были хорошо известны. В документе от 1633-1634 гг. упоминается Ленский острог и упоминаются якуты как государевы непослушники. Отряд, отправленый на покорение якутов, насчитывал несколько десятков людей. Против них сражался брат якутского тойона Еттюя. Упоминались также тойоны Откурай и Бойзок. Енисейские служивые люди писали, что сидели в осаде и перечисляли свои ранения. Нужно сказать, что уже в 1633 г. до русских доходили сведения о Акиянском море (Тихом Океане, а точнее об Охотском море). Евстафий Григорьев подбивал нескольких людей бежать из-под воеводской юрисдикции на восток. Нужно сказать, что Петр Бекетов в свой отписке довольно подробно описал приведение тунгусов современной Якутии к русскому подданству. В конце 20-х гг. XVII в. русские служивые из Енисейского острога проникли я Якутию. В район Ленского волока в 1628 г. пришел Василий Бугор. В 1633 г. Парфен Ходырев с Дружинкой Москвитиным пришел на реку Витим. В том же году ттуда пришел отряд Семена Родюкова. В 1634 г. пришел отряд Петра Бекетова, который на Средней Лене и Олекме собрал ясак с местных тунгусов.В документе от 1636 г. енисейский воевода Прокофий Соковин уже писал о необходимости приведения в подданство бурятов, тунгусов и якутов. Отмечалось, что буряты не хотят платить ясака и нападают на служивых и тунгусов. Тунгусов буряты сгоняли в свои улусы. Кроме того, успехи бурятов вызвало, то что наляги, тунгусы и якуты начали отказыватся платить ясак. Отправка нескольких экспедиций из Томска в Енисейский острог и далее серьезных результатов не дали и поэтому енисейский воевода просил прислать на помощь несколько сот пехотинцев вооруженных огнестрельным оружием, дабы покорить местное население. Он призвал царя отправить экспедицию на Лену. В 1638 г. на Лену из Енисейска был отправлен отряд под руководством Ерофея Хабарова из Устюга. Тогда же был отправлен отряд Петра Бекетова. Он через Верхнюю Тунгуску через Рыбчу и Чадобчю пришел к тунгусам, которые не желали покорятся. Этот командир разбил бурятов и вынудил их как и тунгусов платить дань. Наляские люди (наляги), ранее платившее дань бурятам, стали платить ясак русским. Отмечалось, что Петр Бекетов пришел на реку Лену, воевал по Илиму и Киринге. Русские построили Якутский острог и принудили якутов платить дань. Заслугу приведения в подданство якутов на Лене Петр Бекетов приписал себе. В 1639 г. в Якутском остроге уже появились Петр Головин и Матвей Глебов. К ним пришли служивые из Березова и Тобольска. В 1640 г. упоминался уже Илимский острог. Дмитрий Копылов с томскими служивыми людьми воевал на Алдане собирая ясак. Там он принудил платить дань лалагирских и бутольских тунгусов и накарских якутов. Далее путь шел на реку Маю, где жило десять родов тунгусов. Путь Маи шел через Ламу. С последней можно было добратся до реки Учюр около озера, где жили многие тунгусы. Эту информацию русские получили от ясачных иженских тунгусов .
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 14 апреля 2020, 19:45

        Нужно сказать, что вопрос взаимоотношений с тунгусами стоял довольно остро. В 1639 г. тунгусы-кинтегиры напали на Витиме убили Демида Пахомова не дав ему сотоварищи поставить зимовье. В 1640 г. шамагиры и мучугиры Гушко ограбили на Киренге русских купцов Мишки Березовского. На реке Большая Тира кутские тунгусы Мокшеива Ечуки ограбили русских Фильку Сисолетина. На реке Куриме в том же году Мокшей и Еченя ограбили Петрушку Устьвымитина. На реке Коченга тунгусами Мукини были ограблены люди Ивашки Худякова. На Лене тунгусы князца Звероула не давали русским охотится. Ну а эти мятежи начались с того, что в 1638 г. тунгусы кинтегиры князца Пловунчи уничтожили отряд Микитки Саматреня и Андрея Осколькова. На реке Илим князцы Нетуйко и Нюкейко громили русские зимовья и склады в 1640 г. Тунгусы делали это не только по Илиму, но и по рекам Верхняя Тунгуска, Киргена, Куты, Мука, в верхнем течении Лены в 1639-1640 гг. Из всех тунгусов на территории современной Якутии ясак платил только князец Мукиня, остальные же дани не давали. Нужно сказать, что то был не первый такой случай. В 1624 г. шамагиры Бакшенги разбили Ивашку Золина и Сидорка Видяникова. В 1628 г. они разбили Владимира Шишку. В 1631 г. тунгусы убили на Киренге некоторыхрусских, а в 1637 г. шамагиры напали на отряд Андрея Осколкова на Лене. В 1640 г. понадобилось вмешательство якутских воевод, однако это не привело к немедленным результатам. Так шамагиры Чалбана, Звероула и Бакшенги воевали у устья Куты, а потом у Алдана и на Лене. Русские идели в осаде в зимовьях боясь тунгусов. В 1641 г. шамагиры и иокигиры напали на русских на Киренге, а потом ниже Таюры. Когда шамагиры были приведены к покорности силой русского оружия, то Бакшенга старался переложить ответственность на других тунгусских князцов и на действия русских сборщиков ясака.
        Несмотря на сложную ситуацию, русские продолжали свое продвижение тунгускими землями. В 1639 г., что найти путь к Амуру был отправлен отряд Максима Перфильева. Он поднялся по Витиму до устья Муи. Русские захватили в плен тунгуса Комбойку и от его родствеников получили информацию о Даурской земле, где правил князь Ботога. Зимовали русские в устье реки Котомары. Была собрана информация о пути с Витима на Шилку. Русские продолжили путь после зимовки на реку Цыпир и дошли до озера Баунт. Экспедиция Ивана Осипова получили информацию о реке Чай и даурском князе Лавкае. Также путь к даурам исследовал Еналей Бахтеяров.
        В документе, датированом 1640-1641 г., Петр Головин и Матвей Глебов писали со слов Постника Иванова и Прокопия Лазарева, что экспедиция русских была на Янге и Индигирке. На Янге они встретили тунгусов называемых ламутки (то есть эвенов). На Онге и Янге реке жили якутский князь Кутурга и тунгусы. На Индигирке находилась уже земля юкагиров. Служивые сообщали, что у юкагиров взяли аманата и сообщали, что с юкагиров можно взять большой ясак и что их земля многолюдна. Якутские воеводы могли уже многое сказать о реках и населении на территории современной республики Саха-Якутии. Среди подвластных русским племен названы шамагиры, ладагиры, налагиры. В районе реки Тутуры русские столкнулись с тунгусским князцом Можеулом у которого был улусный чилкагирец. От него русские узнали подробности о землях бурятов. По Ламе и Байкалы жили пока еще независимые от русских чилкагиры и кумкагиры, даже по реке Киренге не все тунгусы платили дань русским. Говорилось, что в том регионе живут многие тунгусы, названия родов которых неведомы. Сообщалось о реках Ангаре и Селенге. Указывалось, что Ангара находится близ Енисейска, а Селенга через монгольские земли течет в Китайскую землю. Хотя эти знания были приблизительны, но в общем открывали для русских новые горизонты. Дальнейшие экспедиции Хабарова были бы невозможны без этих знаний.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 14 апреля 2020, 21:03

          Продвижение землями тунгусов и якутов сделало возможным продвижение русских далее по берегам Северного Ледовитого океана и на юг в степи. В документе от 1641 г. тунгусский князь Можеул-Мужуй сообщал, что тунгусы чилкагиры, как только государевы люди дойдут до них, согласны платить ясак. Говорилось и о намерении бурятов платить ясак. Мартыну Васильеву и Аксену Аникееву в 1641 г. была дана памятка, дабы искать путей в Китай. В Якутской приказной избе знали о реке Шилке в Приамурье и даурском князе Лавкае. Эти сведения вероятино были известны бурятам. В землях Лавкая добывали серебрянную руду. В другом документе якутские воеводы говорили, что готовы привести к покорности неясачных тунгусов живущих у Ангары, а также бурят. Сообщалось, что по реке Витиму живут даурский князь Ботог и что язык дауров не похож не на тунгусский и не на якутский. Русские же служивые на реке Чае нашли неясачных тунгусов киндигирцев и иных родов. Для того чтобы выйти на Витим отправили отряд во главе с служивым татарином Еналеем Бахтеяровым. В 1643 г. якутские воеводы отправили Василию Пояркову приказ привести в русское подданство тунгусов, бурятов и все население, которое будет ними обнаружено путем на Зею и на Шилку. Предписывалось защищать новых подданых от третьей стороны. В 1643 г. Василий Поярков черед рект Алдан, Учур, Гонам, перешев Становый хребет, спустился через реку Брянту в Зею. Там он побывал у уиллагиров. В 1644 г. отряд Пояркова дошел до Амура. В 1644-1645 гг. он добрался до низовий Амура.
          В документе от 1645 г. уже говорилось о восстании бурятов и тунгусов против русской власти и осаде ними верхоленского острога. В источнике говорилось о отпадении всей земли бурятов и тунгусов (части тунгусов). Пятидесятник Курбат Иванов просил якутского воеводу Василия Пушкина о военной помощи. В регионах, где население было более многочисленым, русские натолкнулись на сопротивление. В документе от 1646 г. Василий Пушкин приказывал Алексею Бедареву усмирить восстание бурятов. Сообщалось, что со времени разгрома казачьего отряда Васьки Колесникова буряты ясака не платили и про осаду Верхоленского острога. Алексей Бедарев с войском более ста человек отправился в поход. Это возымело эффект и после ряда стычек буряты дали аманатов и шертовали русским. Буряты были снова приведены в подданство. В борьбу с русскими пошиб вождь Куржум, а русские отряды пришли на Ангару. Буряты указывали, что они люди степные и мехами дань не платят, а соболи у них от тунгусов. Челобитная служивых людей проливает свет на то, какой позиция была у части тунгусов. Сообщалось, что буряты не хотели давать дани и угрожали служивых перебить, а союзных русским ясачных тунгусов сварить в котлах заживо. В любом случае, инициатива отпадения от Московии принадлежала не тунгусам, а бурятам. Те тунгусы, которые отпали от русских, вероятно находились в зависимости от бурятов. Союзником русским оставался Можеуль. В целом русские восстановили контроль над землями своих ясачных, однако Василий Пушкин обращал внимание царя, что в подконтрольных землях мало служивых и, что для контроля над территориями, в том числе, в Якутском остроге необходимо отправить новых служивых в Сибирь. Об этом же просили служивые Верхоленского острога. В 1646 г. енисейский воевода Федор Уваров сообщал об обложении ясаком немирных тунгусов и об основании острога при Байкале у устья Ангары. В 1646 г . был основан Верхнеангарский острог, а в 1648 г. Баргузинский острог. После этого русское подданство приняло тунгусское население бассейна реки Мамы (притоки Вития). В этом документе раскрывалась предыстория восстания. Васька Колесников искал в землях тунгусов серебрянную руду. Тунгусские князцы Котега и Мукотей были взяты в аманаты и сказали, что не знают о серебре. После подавления восстания бурят русские около Байкала на Ангаре построили острог. Курбат Иванов в 1647 г. сообщал, что в прошлом привел к русскому подданству 1,5 тыс. бурятов та 300 тунгусов. В 1647 г. Василий Пушкин писал в Сибирский приказ о событиях 1645-1646 гг. На протяжении 1646-1647 гг. русские продолжали покорение бурятских земель. В 1649 г. Ерофею Хабарову было позволено совершить поход на юг. Ему позволили вербовать людей для похода и приводить их в подданство. В 1649 г. он совершил первый поход в Приамурье. Тогда он находился в составе отряда И. Галкина, который пришел на реку Шилку. Тунгусское население бассейна реки Шилки начало платить ясак русским с 1649 г. Однако присутствие русских в Забайкалье стало крепким только в 60-х гг. XVII в., когда в 1666 г. были построены Верхнеудинский и Селенгинский, а в 1667 г. Еравненский остроги.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 14 апреля 2020, 21:21

            Во время второго похода в Приамурье Ерофей Хабаров столкнулся с княжеством Гантимуровых, которое было эвенкийским владением, впрочем достаточно развитым, поскольку лежало на переферии Империи Цин. По данным пленных тунгусов и дауров Ерофей Хабаров указывал, что вверх по реке Шилке находилось княжество Гантимура, куда входили шародувы, нелюды и почеги. Шародувы это сартулы, почеги – тунгусы почегорского рода. Сам Гантимур принадлежал к нелюдам. Население княжества составляло две тысячи луков, то есть могло максимально выставить войско из 2 тыс. чел. В 1655 г. Гантимур заплатил ясак русским при походе Петра Бекетова. К. Щербатов сообщал, что в подчинении у эвенков находилась часть дауров. Современники же отличали Гантимура от даурских князей Левкая, Шильгея, Гильдегу. Дауры назывались даурами, а нелюды лелюскими людьми, нелюли, недюли. А. Зуев сомневается, что Гантимур доминировал над тунгусами Восточного Забайкалья. Это было характерно для XVIII в., то есть времени правления его потомков – княжеского рода Гантимуровых. Гантимур вел торговлю с даурами, а информация Щербатова о подчинении дауров Гантимуру носила идеологический характер в колониальном споре между Московией и Империей Цин за власть над Приамурьем. Поскольку Гантимур стал русскими вассалом, то русские старались распространить его власть и на дауров, чтобы тем самым легитимизировать свои претензии. При этом нужно отметить, что при втором появлении казаков Ерофея Хабарова в 1650-1651 гг. Гантимур ушел в цинские владения, а в русское подданство перешел в 1666-1667 г. Это переселение было зафиксировано в одном из документов цинского императора на старомонгольском языке. Гантимур назывался в документе подданым богдыхана. Гантимур был лишь одним из 10 князцов на юге Восточного Забайкалья. Его роль вряд ли была более значимой чем у князцов Бабуга, Тякша, Кагила, Топука, Болдоноя, Индака. Нужно сказать, что эти вожди также удалились со своих земель во время второй экспедиции Хабарова и вернулись позже Гантимура. Причиной их возвращения было то, что маньчжуры начали устанавливать твердый контроль над своей северной переферией. Эвенкийские вожди были расселены на севере Маньчжурии, а их вождям предоставлен чин цзолина. Большинство эвенков были переселено в Маньчжурию в 1653-1654 гг. А. Соломин считал Гантимура происходящим из дауров и правящей династии (Елюй) Империи Ляо. Такая гипотеза вряд ли соответствует действительности. Г. Миллер, А. Артемьев, Ф. Болонев считали его родом Дуликагир. Е. Широкогорова указывала на его происхождение из рода Баягир. По нашему мнению, наиболее вероятна гипотеза А. Зуева о происхождении его из тунгского племени нелюдов. Ю. Хазанкович говорила просто о его эвенкийском происхождении .
               Из деревни приехал
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 14 апреля 2020, 21:38

              Вот такая мешанина для темы, как по мне, так не нужна. Ее даже читать сложно - слишкомногабукафф.

              Тунгус тунгусу рознь. Удэгэйцы, нанайцы и эвенки - они все тунгусы по языку. Только у каждого своя история, свои земли, свои особенности. Они даже внешне сильно непохожи.

              Енисейские тунгусы - какое отношение они имеют к, скажем, Дерсу Узала? Князь Гантимур - какое он имеет отношение к ламутам?
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 15 апреля 2020, 09:52

                Согласно спискам Мангазейской архивы среди летних и нижнечумских тунгусов были роды Горагир, Иологир, Макзегир, Малгачагир, Сентей, Тектя, Хангаев. В русских источниках для обозначения рода Сентей использовалось обозначение товар, которое было испорченым эвенкийским тэвел, который обозначал таймырских долган. Горагиры платили ясак в 20-х гг. XVII в. Иологиры происходили от племени джалаир, часть которого бежала от монголов в Баргузинскую землю. Под давлением якутов иологиры переселились на Нижнюю Тунгуску, а оттуда далее в Приангарье и Прибайкалье. Род тектя происходил от вакагиров, которые в свою очередь происходили от меркитов. Укдогиры имели родствеников на Дальнем Востоке среди тунгусов Угдигир на реке Тауя среди пеших тунгусов. Хангаев род обозначал род хангай из тунгусов. На северо-востоке часть этого рода была ассимилирована юкагирами. Хангаями якуты называли диких тунгусов. Сами тунгусы называли хангаями чукчей. Чинчагир было потомками тунгусов смешавшихся с аборигеным населением. Предки рода Эмидак пришли из территории Якутии. Этноним Макзегир вероятно также имел формы мандегир или манегир. Из малоизвестных родов известен род купогир, который известен из русских документов в первой половине XVII в. роды купы. Чапагиры жили на Ангаре, Подкаменной и Нижней Тунгуске. Чапагиры представляли собой смесь тунгусов с аборигеным населением бассейнов Ангары и Подкаменной Тунгусски. В русских источниках часто чапагиры и тунгусы противоставлялись. В их составе было семь родов – мироколь, люток, кичель (кичегир), панкагир, санягир, кемукагир, мукто. Около Турыжского и Илимпийского зимовий жили баягиры и нюрумняли. Илимпийские тунгусы состояли из родов гургугир, елдагир, иологир, комбагир, оёгир, удыгир, хирогия, хукочар, хутокогир, эмидак. Б. Долгих считал, что илимпийские эвенки составляли группу нюрумнялей. Турыжские эвенки были баягирами. Стоит отметить, что эвенийский род мурмугир-вервегир вероятно был связан с селькупами и они были теми тунгусами, которые ушли к селькупам. Род елдагир пришел на Нижнюю Тунгуску с Вилюя. Елдагиры были ответвлением баягиров. Род катарэ был связан с летними тунгусами Нижнего Енисея. Катарэ были частью баягиров. Род Ковуки были частью рода Момочар. Ховокогиры были частью баягиров. Комбагиры и удыгиры были чужими для эвенков Нижней Тунгски. Коныри были частью мамагиров. Род Токодо был родом смешаного самодийско-баягирского происхождения. Удагиры в XVII в. в основном жили на Средней Лене. Чёлкогиры жили первоначально на юго-западе Байкала и в Забайкалье. Некоторая часть из них появилась даже на побережье Охотского моря. Шалдагиры были частью кондогиров. Вблизи Кондогирского зимовья жили роды кондогир, чапагир, горнцын, чемдаль. Кондогиры жили также у Усть-Непского зимовья. Б. Долгих считал, что кондогир это киндигир. Путугиры пришли на Нижнюю Тунгуску с Северного Забайкалья и в документах назывались почёгорами. Род монголь русских источников это род Мунгали, а Галель это Галье (часть рода Каплин). Сычёгиры были известны русским с 20-х гг. XVII в. рядом с шалягирами и кумкагирами. Хачакагиры были частью Сычёгиров. Они пришли в регион с Нижнего Вилюя. Ошикагиры пришли с реки Ерома. У Усть-Непского и Курейского зимовий жили роды шилягир, момогир, мучугир, бояршин, колобовшин, майканов, коненкин, салаткин, тугошан, хамерин, лонтогир. Роберт Финч упоминал о шилягирах наряду с тунгусами. Момогиры были частью шилягиров, как и мучугир. С 40-х гг. XVII в. они платили дань. Момогиры ушли с Лены на Нижнюю Тунгуску под давлением киндигиров и чильчагиров. Момогиры в 1653 г. напали на Усть-Патоме на якутских служивых людей. Киндигиры и чильчагиры пришли на Нижнюю Тунгуску с севера. Мучугиры были враждебны русским. До переселения они жили на Лене. Бояршин род был шилягиров и момогиров и был баягирского происхождения. Коненкины были частью мамагиров. Мойканов род это род Мойкагир. Тугошары это тугочеры. Лунтогиры были древним родом тунгусов. Среди дючеров был был Лунтигирский улус
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 15 апреля 2020, 10:17

                  В 1624 г. посланый из Енисейского острога Поздей Фирсов сражался с подкаменными тунгусами и разбил их. В 1629 г. русским в Закаменном зимовье дали дань кеты и эвенки рода Сентей. В списке закаменных остяков в 1639 г. были тунгусы Ендул, Илига, Сендул, Ченгул. Около Енисея эвенки и кеты сильно смешались между собой. Нужно отметить присутствие тунгусов и среди чулымских тюрков в 20-60-х гг. XVII в. Они проникали с восточного берега Енисея на западный, однако это было спорадическим явлением и осуществлялось уже в колониальный русский период в 50-80-х гг. XVII в. Однако нужно сказать, что далее на север тунгусы проникали на запад до рек Обь, Таз и Пясина. Исaак Масса указывал, что земля между этими реками является землями самоедов и тунгусов. Он упоминал также о реке Тоегргаф, то есть о реке Турухан. Ниже этой реки на карте голландца написано Тингоеси (Тунгусия). Голландец отмечал, что тунгусы подчинились русским по совету самоедов. Отмечалось, что русские не прекращали исследовать земли тунгусов даже во время Смуты. Тунгусы рассказывали, что на юг от них нахожятся страны враждующие между собой. Немец Альбрехт Доббен указывал, что при Енисее живут тунгусы и ему также было известно о странах якутов и дауров. Джосиас Логан локализировал тунгусов на реках Тунгуска и Енисей. Некоторая часть эвенов жила на территории Обь-Енисейского региона. На Иртыше жила группа тунгусов Лобутан. Нижнетунгуские тунгусы согласно энецким преданиям воевали с энцами до XVII в. В эвенкийском фольклоре упоминался самодийский народ улдыга. Кроме того предполагается проникновение на Турухан селькупов и их смешение с тунгусами. От тунгусов баягиров происходил энецкий род Бай. Смешанное самодийско-тунгуское население проживало на Нижней Тунгуске. Буляши и силахи имели смешаное происхождение. Русские счтитали буляшей и тунгусов родствеными народами. В 20-х гг. XVII они воевали против русских. В 30-х гг. буляши воевали с тунгусами рода сентей. Нюрумняли были группой смешаного тунгуско-самодийского происхождения, они были связаны с Пясидской самоядью, предками нганасан, впрочем как и ваняды. К моменту русской колонизации отношения энцев и тунгусов уже были добрососедскими .
                  Нужно сказать, что конные тунгусы жили среди монголоязычных народов и граничили с монголами, бурятами и даурами. В регионе Прибайкалья они составляли меньшинство, однако занимали значительные территории. В 1627 г. Максим Перфильев совершил поход в Прибайкалье и обложил данью местных эвенков. На протяжении 20-70-х гг. XVII в. русские построили в Восточной и Центральной Сибири ряд острогов из которых совершали походы на тунгусов приводя их в русское подданство. В лесостепной части Прибайкалья по Ангаре жила безименная группа тунгусов. Далее по Гее и Видимо жили ордынская группа тунгусов во главе с князцом Чеулкой, гейская группа во главе с Хеленкой, мунгули во главе с Едоком. Ордынские тунгусы откочевали, не желая покорятся русским. Между 1669 и 1702 гг. гейско-видимские тунгусы делились на пять владений – Чичеулов, Кобулюков, Керкин, Вихоревских, Видимских. Далее находились нижнеокинские тунгусы, которые делились на Ийскую волость и Нангатаев улус. В районе Ии и Уды кочевали кочемары, кармагиры, карануты. В районе реки Белой и Китой жили борондои и карануты. В таежном регионе в нижнеилимской и устькиргенской областях жили шамагиры, в Усольской волости – ладагиры, в Хандинской волости – икогиры, Очеульской – камчагир и челкогир, в 20-х гг. XVII в. в районе верхней Лены жили сычёгиры, однако после прихода русских они ушли на Нижнюю Тунгусску. В Прибайкалье жило более 3 тыс. эвенков среди которых 1,9 тыс. были стоководами, 1,5 тыс. оленеводами. С расселением русских эвенки начали оседать. В Прибайкалье жили борондои, загачины, заектаи, камчагиры, карануты, кармагиры, кумкагиры, мурмугиры, налягиры, халкачины, челкагиры, цингидины, чючинигиры, шамагиры. Борондои были частью каранутов, загачины были самостоятельным родом и в Северо-Западной Монголии существовал хошун Цзахачин, уляты из Забайкалья были частью олетов Монголии, Заектаи были частью кумкагиров. Икогиры ушли с Илима на Киренгу. Камчагиры были большим родом и жили между Леной и Байкалом. Этот род имел монгольское происхождение, а карануты в значительной степени вошли в состав бурятов и имели тюркское происхождение. Кумкагиры были частью налягиров и происходили от ветви кумгаут из племени джалаиров, а мунгули были связаны с монголами. Налягиры были крупнейшим родом в таежном регионе. Цингиндины были потомками от смешения тунгусов и кетов, а халзакчины – от смещения бурятов и эвенков, равно как и тыртеевцы. Чёлкогиры во второй половине XVII в. переселились в Южное Забайкалье. Чючинигиры вследствии контактов с бурятами были ассимилированы последними. Одним из самых влиятельных родов в составе прибайкальских эвенков были шамагиры. На Амгуни жили негидальцы, которые происходили из эвенкийского рода насихагил. Кичигиры были одними из древнейших тунгуских родов, корчи были родом смешаного тунгусско-хорчинского происхождения в Баргузине, манегиры обитали в Приамурье. Прибайкальские эвенки в общем в XVII в. находились под политическим и этническим влиянием бурят. В русских источниках их называли братцкими кыштымами. Буряты в 1641 г. нападали на налягиров запрещая им платить ясак русским. Те тунгусы, которые не желали покорятся бурятам, бежали на север. Часть эвенков оставшихся на родине была ассимилирована бурятами. Также эвенки контактировали с тюрками Тывы. Вместе с русскими тунгусы в 1661 г. погромили Яндашскую землю. В составе сойотов был тунгусский по происхождению род кучугет. Также эвенки корчуны ассимилировали часть потомков племени курыкан, которые не ушли с остальными на Лену, а остались в Прибайкалье. Изеберт Идес писал о верхнеангарских тунгусах живших у Иркутского острога. Он отметил их татуировки и отмечал их силу и рост .
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 15 апреля 2020, 10:33

                    В среднем и нижнем Приангарье также жили тунгусы. В этом регионе тунгуский князец Данул воевал против кетов, селькупов и тюрок Кузнецкой волости в 1609 г., требуя, чтобы они не давали ясак русским, а только тунгусам. Кетский приказчик отправил против них отряд из русских, коми и селькупов. В 1611 г. тунгусы напали на селькупов. В 1623 г. кодские ханты Михайла Алычева воевали против Данулки. Еще ранее в 1619 г. ханты ходили походом на Данулку. В 1621 г. в Енисейский острог с ясаком приходили тунгусские князцы Ялым, Юганя и Иркиней. В 1622 г. ясак дал Тасей брат Ялым. Иркиней правил землями по Иркинее, Тасей по Тасе, а князец Мунти жил по реке Муре. В трех днях пути от Ангары находились земли лапагиров. Оттуда происходили князцы Иркиней и Бокей. Выше этого региона находились земли топороков во главе которых находился князец Мамыга. На Аплинском пороге жили чапагиры во главе с Бултурином. На реке Рыбной жили лапагиры, мендизикуры, кайваганцы. Кайваганцев возглавлял князец Болкей Келов, а мендзикуров – Мукотей. Местных лапагиров возглавлял Мадуга Бурулчин. Данные о этих князцах датируются 20-ми гг. XVII в. В 30-х гг. XVII в. топороки на Ангаре больше не упоминались. Вместо них начали писать о тунгусах на Чандобце и на Муре. Ичеренцев на Муре возглавляли Готал Мултин, а чандобских тунгусов – Тюлкиней. В 80-х гг. XVII в. местные тунгусы обозначались как чадобские и рыбинские. На Тасеевской жило семь родов – Ичериль, Легор, Недедин, Таналчин, Топорокиль. Численность местного эвенкийского населения достигала более 1,7 тыс. чел. По соседству с ними жили енисейские народы асанов и коттов. Регион Приангарья особо активно колонизировался русскими, что привело к уходу части местного населения в иные края. Русские вели меновую неэквивалетную торговлю с тунгусами. Приангарские тунгусы принадлежали к племенам и родам багдаль, ичериль, коюнголь, кайваган, кипан, немедин, таналчин, топороки, недедин. Род багдаль принадлежал к племени чемдаль, род ичерчиль же ощутил на себе влияние переселение шамагиров с Лены на Ангару и смешалась с ними. Позже они смешались с русскими. Кайваганы были родом смешаного тунгусо-енисейского происхождения. Каменско-черноульские тунгусы были чапагирами. Кипань были смешаной группой населения тунгусо-аринского происхождения. Рыбенские лапагиры составляли одно целое с варгаганскими тунгусами. В русском сочинении ’’О сибирском царстве’’ лапагиры и горагиры упоминались отдельно от тунгусов. В. Туголуков считает, что можно говорить о древнеуральском субстрате в составе местного населения. Мендзинкурцы и немедины были одной и той же этнической группой эвенкийского происхождения. Нанадунки и топорки были этнично смешаной групппой населения. Топороки происходили из рода Момогир. Таналчины имели смешаное асанско-эвенкийское происхождение. Ятоули (ятогиры) своим происхождением связаны с маньчжурскими народами. В бассейне Средней Ангары эвенки жили рядом с кетоязычными асанами и коттами. По документу от 1633 г. Асанская землица совмещалась с эвенкийским владением Сабука, который был братом Тупорака, откуда топорки и получили свое название Асаны массово смешивались с эвенками, как и аринцы и кеты. У тунгусов по сведениям Адама Бранда были такие обычаи, которые современные этнографы считает характерными для енисейских народов. Немецкий купец отмечал, что тунгусы это народ распространившийся широко и далеко, который когда-то был воинственным и непокорным, сейчас же он повинуется русским и платит ясак. Дома их из шкур и войлока, нрав тунгусов весел, поклоняются они идолам и у них есть шаманы. Делятся они на конных, оленных и собачьих (по способу передвежения). Этнически смешаные группы эвенки называли чангитами, дотунгусское же население называли чулугды, наименованию, которое восходило к общему алтайскому обозначению енисейского населения. Нужно сказать, что этим термином называли вообще не-алтайские народы, например, тех же русских .
                      • 5 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • Последняя »
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Азия и Африка Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 02:18 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики