Сообщество Империал: Тунгусы - Сообщество Империал

Laszlo

Тунгусы

Малые коренные народы Восточной Сибири
Тема создана: 14 апреля 2020, 18:25 · Автор: Laszlo
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 2 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 14 апреля 2020, 18:25

Imperial

Сам этноним тунгус был иноземного происхождения. Тунгосами называли эвенов и эвенков ненцы. В форме тунгус этот этноним прижился у русских, а потом вошел в европейскую историческую традицию. Монголы называли тунгуские народы лесными урянкатами. Конные эвенки называли себя донки. Пешие восточные эвенки называли оленных эвенков донкан или дункан. Оленные эвенки называли нгегыда нанайцев, ульчей и негидальцев противоставляя их себе – дункан. Это самоназвание происходила от эвенского дунрэ (земля) и эвенкийского дундрэ (земля). Самоназвание эвенов происходило от эвенского эвиген (местный). Эвенки же переселились в район рек Ган, Нонни, Хайлера из регионов на север от Амура. Самоназвание эвенки Г. Василевич объяснял как косой. Для сравнения самоназвание нанайцев нанай буквально значит местный житель. Европейцы знали нанайцев как гольдов. Касательно русского обозначения, то по мнению Б. Полевого их называли дючерами. Вероятно, их также называли натками и ачанами. Ученный также отождествлял с нанайцами гогулей и гольдов. Д. Болотин считает, что это отождествление недоказуемо. Негидальцы называли сами себя елкан бойонин – настоящие люди, встречался и этноним элкан бэйенин – местный человек. Также в ходу было Амиугун бэйенин люди с реки Амгунь. Эвенки же называли негидальцев неегида – крайние (береговые). Термином нег удэгэйцы называли прибрежных ороченов. Нивхи называли негидальцев их’ыдийи (люди чужого языка), нанайцы использовали термин хингун’епи, ульчи называли их амгун бэйэ – люди реки Амгунь. Негидальцы же называли ульчей и нанайцев натки (небритые), нанайцев – гольдами, удэгэйцев – олчан, маньчжуров – манзу, тунгусов – увунки, русских – лоча. Что характерно ульчи называли себя нани или ульча, что буквально значило местные жители. В отписках русских воевод ульчи упоминались как лонки. Этноним лонки был одним из названий ульчских родов. Ороки также себя называли нани, ульта, уйльта. Вероятно они происходили из тех же чжурчженских племен, что и ульчи. Однако ульчи обитали в Приамурье, а ороки на Сахалине рядом с айнами и нивхами. Линденау сообщал, что это кочевой народ, который был в подданстве у Канси. Японец Могами Токнаи отметил зону расселения ороков. Русские Иван Москвитин и Василий Поярков, атакже голландец Мартин де Фриз упоминали об этом народе. Ульчи, ороки и частично нанайцы относились к населению охотской культуры. Самоназвания ороков происходили от слов орон и ула, которые обозначали оленный. Орочены упоминались китайцами как елунчун жу, а самоназвание служило слово орочён (оленевод). Участие севернотунгусского компонента в этногенезе ороков можно датировать не ранее XIX в., более ранние предки связаны с чжурчженями. Нужно сказать, что охотская культура озерского этапа имеет ряд черт похожих черт с культурой хэйшуй мохэ (чжурчженей). А. Василевский охарактезировал охотскую культуру как мохэскую и считал, что население Сахалина представляло собой смешение местного палеоазиатского населения (северноазиатов и нивхов) с тунгусами. Тунгусы, переселившись с Нижнего Амура на Сахалин, адаптировались к местным условиям. Представляется, что в состав племен охотской культуры входило и местное палеоазиатское население, находящееся под культурным влиянием тунгусов. Охотцы проникли даже на Хоккайдо, однако ее носители были вынуждены отступить с Хоккайдо и части Сахалина под натиском носителей культуры Сацумон – протоайнов-гувэй. В эпосе айнов сохранились упоминания о битвах яункур (людей суши, тунгусов) и репункур (людей моря). Протоайнов к продвижению на север вынуждало давление японцев, которые вытесняли протоайнов с Хонсю на Хоккайдо, Курилы и Сахалин. К началу русской колонизации этноним тунгус был распространен на народы Центральной и Восточной Сибири, а также на часть народов Дальнего Востока. Тунгусами называли эвенов и эвенков. Великое расселение тунгусов из Забайкалья и Приамурья на юг, север и запад началось в XII в. и продолжалось вплоть до середины XVII в. Чжурчжени расселились на значительных пространствах Маньчжурии в XII в. вынудив мигрировать часть киданей в Восточный Туркестан. Прародиной чжурчженей был район Приамурья и Приморья. Касательно же района происхождения северных тунгусских племен, то относительно гипотезы Г. Василевич о происхождении предков эвенков и эвенов в Южном Прибайкалье, По мнению В. Туголукова стоит отождествить с эвенками этноним увань (уваньхи) упомянутый в китайских хрониках, как составная часть государства Бохай, а потом как часть племени кумохи. Касательно же гипотез Г. Василевич о связи этнонима учжэ упомянутого в китайских хрониках с родом эджен у эвенков, то вряд ли можно быть уверенным в этом, поскольку этот этноним упомянут как уги в транскрипции Н. Бичурина. Уги было одним из семи племен, входящих в государство Бохай. Вряд ли можно считать удачной и попытку выделить корень дул (дол) и приписать древнее происхождение долганам, как впрочем и этнонимы бай, кумо, курэ. Только этноним килен распространенный среди эвенов в районе реки Охоты может быть удачно отождествлен. Эвенки и эвены отвоевали у юкагиров значительные пространства Якутии вытеснив их в район Колымы и Индигирки. Решающие сражения произошли в районе Вилюя, где юкагиры были разбиты и после этого оттеснены в район бедный на железо. Кстати этноним юкагир тунгусского происхождения и звучал как йокегир, а самоназванием юкагиров было одул (сильный). Юкагирам осталось доминирование только на Северо-Востоке Азии. При этом в разных регионах субстрат, который лег в основу отдельных родов и племен отличался, поскольку тунгусы покорили территории ранее принадлежавшие юкагирам, енисейским, палеоазиатским народам. Происходило активное взаимодействие с самодийцами.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 15 апреля 2020, 11:05

    Эвенки Подкаменной Тунгуски составляли особую группу тунгусов. В 1621 г. сургутские казаки Федорова вышли на Подкаменную Тунгуску через реку Тым и Сым-волок. В 1625 г. на Средней Тунгуске Поздей Фирсов сражался с эвенками. В местности Летние Рассохи на него напало множество тунгусов. Правители Варгаганской землицы Колделя и Ялтегу были вынуждены заплатить русским ясак. В 20-х гг. XVII в. упоминались князцы Таена и Лопу. Питские эвенки платили ясак у реки Пит. В Чунском зимовье платили ясак нюрумняли и чемдали. Около него же жили койдогиры и чапагиры. У Тетерского зимовья жили роды Топороки и Инберетин. Тетерские тунгусы состояли из родов цемдели, топороки, целбуяна. Целбуяна это род чемдалей. Подкаменная Тунгуска находилась в стороне от основных магистралей переселений, которые шли по Вилюю, Нижней Тунгуске, Ангаре. В устье Подкаменной Тунгуски жили кеты. Лишь в XVIII-XIX вв. туда начали переселяться чапагиры и баягиры. На Подкаменной Тунгуске доминировало племя ганальчи в составе которого главными были роды Куркагир и Момоль. Роды Кордуяль, Кочениль, Лопоколь, Момочар, Хорболь были менее значительными. Куркагиры были древним тунгусским родом и подверглись значительному влиянию монголоязычных соседей. Часть из них вошла в состав бурятов. Момоли явлляются частью момогиров. Момогиры к моменту прихода русских находились в верховьях Нижней Тунгусски, на правобережье Лены, а потом переселилась на Ангару. Кордуяли возможно были потомками ассимилированого эвенками монголоязычного народа. Другие роды кроме хорболей были эвенкийскими. Кроме вышеуказаных известны и другие роды – балигир, бульдагир, галель, гургагир, дюмиган, кималь, кироктоль, кичель, кунногир, купогир, куричель, кичаль, лонтогир, масель, мачакугир, нюшкагир, оёдаль, ошикагир, панкагир, санягир, саримикталь, суликаль, тонкуль, топороколь, тукаль, хоркигир, чапагир, чёлколь, чемдаль, чильчагир, чонколь, ятояль. Баликагиры были обособившейся групой балигиров, род бульдагир был частью забайкальского эвенского рода бултэгир. Роды кичель и панкагир были связаны тесным родством. Кироктоль был ответвлением чапагиров, кучали восходили к куркугирам, нюшкагиры было ответвлением рода мучугир и были родствены роду ушкагир. Чемдали были ответвелением чапагиров, чонокли были объякучеными тунгусами из рода синигир. На Подкаменной Тунгуске жили лишь немногие из кетов рода Богден. В кетской сказке Тунгама сказано, что на кетов напали тунгусы, однако им удалось перебить преследователей. Нужно сказать, что еще до XVII в. тунгусы делали попытки подчинить себе кетов и самодийцев. Эвенки-варгаганцы были группой смешаного эвенкийско-кетского происхождения. Напряженные отношения с кетами были у эвенков-ганальчей (куркагиров). Кеты наступали на Подкаменную Тунгуску, а эвенки им противодействовали в этом, впрочем эти племена и торговали между собой. Ганальчи сражались и с родственными эвенками-чемдалями. Эвенкийский фольклор говорил о народе момондой на Подкаменной Тунгуске. В. Туголуков считает, что это самодийское по происхождению население. Момондои после подчинения тунгусами стали относится эвенками к своим предками. Легенда напоминает сказания эвенков о ванядах, группе смешаного тунгусо-самодийского происхождения. Поскольку нганасаны расселились достаточно поздно, то вероятно этими самодийцами могла быть одна из территориальных групп энцев.
    Нужно сказать и о северо-западе ареала расселения тунгусов. Там обитали эвенки и частично эвены. Там находились горы из которых вытекали реки Курейка, Пясина, Котуй и Хета. До тунгусов там обитали самодийцы. Самоядь упоминалась даже на низовьях Лены в 1636 г. Это была Хантайская и Тавгицкая Самоядь. В эти земли пришли нюрумняли и буляши (ваняды), которые сами являлись группами смешаного самодийско-тунгусского населения. Местных тунгусов русские обложили ясаком в 20-х гг. XVII в., основав в 1625 г. Пясинское зимовье. Другие зимовья были основаны в 30-х гг. XVII в. В 1635 г. Елисей Буза взял ясак с тунгусов. В середине XVII в. тунгуское население края начало расти вслелдствие миграций эвенков с Нижней Тунгуски и эвенов с восточной стороны Нижней Лены. Тунгусов также гнали сюда эпидемии на Вилюе, Лене, Оленке. Баягиры и ваняды Есея и Нижней Тунгуски вели войны с синигирами и эдянами Анабары и Оленека в 1639-1667 гг. В 1682-1683 гг. тунгусы ваняды и малчагиры восстали против произвола ясачных сборщиков. В середине века момогиры Нижней Тунгуски воевали с калтагарами, сологонами, нюрманганами. Эвенки родов баягир, сологон, нюрмаган, калтагир мигрировали в южную Якутию и Приамурье. Якуты еще до XVII в. проникали на тунгуский северо-запад, однако в XVII в. это проникновение получило массовый характер. Они приходили с Вилюя и Алдана и сосредоточили в своих руках торговлю. Эвенки и эвены жаловались на якутскую экспансию.
       Из деревни приехал
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 15 апреля 2020, 11:22

      Кто кого там как называл - совершенно неинтересно. Тут все в кучу - это как про славян писать "ваще".

      Меня, чем очень длинные описание обо всем и ни о чем, вот больше интересует, почему у наших, дальневосточных тунгусов, такая интересная психология?

      Например, удэгеец идет с копьем на кабана или медведя. А на тигра не идет - боится с религиозным содроганием. Нанайцы, кстати, тоже (да, они разные - например, сунгарийские нанайцы и хунгарийские нанайцы вряд ли когда-то между собой общались, хотя границы установили поздно и до Хунгари с Сунгари добраться можно было при большой нужде).

      И при том, что удэгейцы с копьями не боятся идти на медведей или кабанов, они панически боялись сопротивляться китайцам.

      А вот корейцы не боятся идти на тигра с копьем, но китайцев примерно также боятся, как удэгейцы.

      Естественно, это все в прошлом, но все же?
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 15 апреля 2020, 11:30

        Важно описать какими были отношения тунгусов с соседями. Их племена активно воевали с якутами. Несмотря на то, что якуты заниали сравнительно небольшие территории на Средней Лене, их земли были зоной компактного расселения. На Вилюе и Олекме жили калтакули, нанагиры, баягиры, долганы, мургаты, бэллеты, нюрмаганы, киндигиры, сологоны, угулээты, почеганы, вакараи, маугиры, ваняды, булаши. Особое внимание стоит уделить некоторым родам, которые пришли с Приамурья в Якутию. Это сологоны, долганы и эджены (эдиганы). Последние по предположению В. Ушницкого происходят от народа уцзэ упомянутого в китайских источниках, который в свою очередь называли дикими чжурчженями. Нужно сказать, что имели место и обратные миграции. Так шамагиры выселились с Нижней Лены в Приамурье. Часть из них была поглощена якутами. Пуягиры или же баягиры жили у верховья Сини и озера Тобуй. Баягиры были предками кангаласких тунгусов и значительная их часть ушла на юго-восток. Увалагиры обитали на Среднем Вилюе и были потомками от смешения нанагиров с аборигенами Вилюя. Мургаты представляли собой нанагиров смешашихся с туматами, которые принадлежали к числу монголоязычных народов. Вероятно тунгусы угуляты также были племенем смeшаного тунгусо-монгольского происхождения. Этногенез многих тунгусских народов также был связан с покорением и ассимиляцией местного палеоазиатского населения. Кроме того, нужно отметить и ассимиляцию тунгусами части юкагиров. Ваняды были группой смешаного самодийско-тунгусского происхождения. Впоследствие они стали территориальной групы нганасан. Тунгусо-самодийское происхождение имели буляши и нюрумняли. Нужно отметить, что расселение самодийцев на Таймыре процесс достаточно поздний и датировался временами русской колонизации, а это значит, что тунгусы присутствовали в этом регионе ранее самодийцев и их пласт более ранний. В 1683 г. группы смешаного происхождения разгромили Есейское зимовье. Касательно долганов, то это группа тунгусов была тюркизирована якутами и долганы стали тюркским этносом. Этногенез долган сложен. До тюркизации долганы имели смешаное тунгуско-юкагирское происхождение. Многие роды тунгусов имели смешаное происхождение, поскольку значительные просторы владений, где ранее обитали юкагиры, был занят тунгусами. Долганы жили на реках Сите и Вилюе. Нанагиры жили в районе Нюрбы, а также от Лены до устье Олекмы. Они представляли из себя часть киндигиров, как и камчагиры и лашкагиры.
        Тунгусы занимали большую часть современной республики Саха-Якутия. Восточные эвенки жили на восток от Байкала и Лены, к югу от Алдана и Маи. Их южной границей служил Амур. На севере и северо-западе эвенки граничили с якутами. На северо-востоке они граничили с эвенами, на юге, юго-западе и юго-востоке с монголами, даурами, дючерами, нивхами. Общая численность эвенков по данным Б. Долгих составляла 21 тыс. В верховьях Селемджи и Шевли жили мокогиры (бирары).В бассейне Зеи жили уиллагиры. По Гилюю и Нюкже манягиры. На Бурее жили шамагиры. В бассейнах рек Кур, Урми, Тунгуска, Бира, Биджан жили килены, дилкогиры, четелкогиры, юкамцы, дунканы. На северо-востоке дальневосточного ареала эвенков жили роды буталов, лалагиров, макагиров, эджен. На побережье Охотского моря жил тунгуский род аинкагир. Дальневосточных эвенков было 564 человек. Во время русской колонизации якуты пользуясь тем, что тунгусы воевали против казаков начали наступление на тунгусские земли из своего анклава на Верхней Лене. Еще одной проблемой были междуусобия между отдельными тунгусскими родами. Маугиры и агагиры, уиллагиры и лалагиры ожесточенно воевали друг против друга. Верхнеленские и нижнетунгусские, тунгирские и нюкжинские эвенки также враждовали между собой. Кроме того, междуродовые конфликты часто провоцировали служивые люди, используя одних тунгусов против других. Большие потери тунгусы понесли от эпидемий принесеных русскими, поскольку не имели к ним имунитета. Переселения дауров и дючеров, осуществленые маньчжурами, привели к миграции в Маньчжурию гогулей и большей части тунгусов, которые занимались земледелием. На освободившиеся земли приходили так называемые пешие тунгусы с берегов Охотского моря. Также за Амур мигрировала часть эвенков желавших сбросить власть русских. Эти миграционные процессы привели к сложению ряда новых этносов Приамурья. Тунгусские роды донкан и юкаминкан заселили бассейны рек Кур и Урми. В районе озера Болонь жили тунгусы рода эджен, которые до переселения жили на Алдане и Мае. Эвенки жили у озера Удыль. Нахтагиры приняли участие в этногенезе нанайцев, и они, как и килеры и шамагиры, были ассимилированы нанайцами. Тунгусские роды были и среди ульчей.

        - - - Сообщение автоматически склеено - - -

        Цитата

        Тут все в кучу - это как про славян писать "ваще".

        Тут вообще-то общая о тунгусах тема. И как бы сведений о тунгусах в разы меньше чем о тех же славянах. Проблема источников. Только чжурчжени и маньчжуры как бы освещены достаточно.

        - - - Сообщение автоматически склеено - - -

        Цитата

        И при том, что удэгейцы с копьями не боятся идти на медведей или кабанов, они панически боялись сопротивляться китайцам.

        А вот корейцы не боятся идти на тигра с копьем, но китайцев примерно также боятся, как удэгейцы.


        Китайцев, точнее маньчжуров, было в разы больше чем местных. Да и вооружены они лучше. И давать прикурить чжурчжени и маньчжуры давали диким чжурчженям или проще тунгусам давали знатно. Ресурсы о дальневосточных тунгусов мизерные по сравнению даже с маньчжурами, не говоря уже о войсках империй Цзинь и Цин.
           CountBagaturMonte
          • Imperial
          Imperial
          БорецЗаСвободу

          Дата: 15 апреля 2020, 11:31

          Тунгусы - молодцы. Их родственники Китай завоёвывали и империи ставили.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 15 апреля 2020, 11:32

            Нужно сказать, что эвены оформились вследствие взаимодействия пеших тунгусов с палеоазиатскими народами северо-востока Азии. В якутском предании, что прародитель якутов Омогой Бай прогнал с Вилюя тунгусов. В другом предании говорилось, что якуты потеснили тунгуса Тарагана и вынудили его бежать на север, где эвены образовали ламунхинский род. В фольклоре эвенков было предание, что мамагиры под давлением якутов Тыгына переселились на север. С происхождением эвенов связана реку Вилюй и низовья Алдана, как исходная точка миграции. Дотунгусское население территорий, на которые пришли эвены, якуты называли харасагыл. На эти территории пришли шологоны, дулиганы, эдиганы. Также тунгусы потеснили монголоязычных туматов, которые смешались с тунгусами и юкагирами на нижней Лене и Яне. Прийдя на Охотское побережье предки эвенов смешались с местными пешими тунгусами. В этническую территорию эвенов в XVII в. вошли земли вблизи Охотского моря между реками Тауя и Улья, в Верхоянском хребте и у истоков Колымы. Северо-восточными соседями тауйских эвенов стали коряки, которые теснили юкагиров. Переселение коряков на юкагирские территории отмечается в эпоху русской колонизации в XVII в. С запада на земли юкагиров наседали верхоянские эвены, продвигавшиеся по Яне, Индигирке и Колыме. С востока на юкагиров наступали чукчи. Юкагиры несмотря на свою воинственность не смогли остановить вторжения, поскольку им приходилось сразу одновременно сражатся на нескольких фронтах. Кроме того, их силы подкосили эпидемии.
            Отток части тунгусов в верховья Маи, Ульи и Охоты способствовал этногенезу негидальцев. Принимая в расчет миграции нужно отметить, что через почти век количество эвенов на охотском побережье сократилось в три раза. Эвены делились на роды бояшин, годникан (ветвь рода кукугир), горбикан (родственники эвенков килер), долган, килар, кукугир, уяган, эджен, абдор, адган, ивъян, кутин, нючьчин, омоктон, омыттыкагир, угджур, уяир, шелган. Расселение эвенов сопровождалось дроблением родов на меньшие единицы. В 1668 г. эвены еще жили мирно с коряками, но уже в 1688 г. воевали. В качестве ясачных инородцев эвены участвовали в походах казаков на коряков, тесня их на северо-восток. В 1709 г. эвены с казаками дошли в походе на коряков до реки Тубаны. В 1678-1679 гг. зашиверские эвены жаловались на юкагиров. В 1688 г. уже казак Иван Тобольский указывал, что ламутки (эвены) побили ясачных юкагиров. Эвены метисировались с русскими. В первой половине XVIII в. эвены проникли на Чукотку. Проникновение на Камчатку эвенов состоялось в XIX в. В якутском предании говорилось, что перед якутами на Колыме жили ламуты (эвены). На Колыме и Алазеи эвены появились еще в XVII в., однако появлялись и жиди там лишь эпизодически. Ассимиляция юкагиров эвенами произойшла в XIX в. Однако у эвенов были и столкновения с русскими. Эвены-горбиканы в 1677 г. разбили отряд русских Томилова, а в 1680 г. разгромили на Юдоме отряд Данила Бибикова из 200 человек. В 1678 г. кукугиры во главе с Мунеканом и годниканы во главе с Некруном взяли в осаду Охотский острог. Эвены родов килар и лялтигир также в 1678 г. восставали против русских из Охотского острога. В 1652 г. эвены рода Тугочер были обложены русскими ясаком. В 1665 г. ненигиры хотели отбить у русских своих аманатов. В 1680 г. эвены рода Эвъян напали на отряд Бибикова. Другие эвенские роды были более покорны и исправно платили русским ясак .
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 15 апреля 2020, 11:53

              Русские продвигаясь на восток также сталкивались с тунгусскими родами, живших вокруг якутов и рядом с юкагирами. В документе от 1641 г. отмечались успехи Ивана Реброва и Семена Дежнева в исследовании земель на северо-востоке Азии. Их премировали мехом соболей. В 1642 г. Семен Дежнев и Михаил Стадухин указывали, что пришли на Оймякон, но поскольку это место холодное они платили дань не там, а на Чюне. Рядом с ними жили мемельские тунгусы, то есть представители рода момогир племени шилягир. Синигиры жили на Оленьке, Анабаре, Чоне, Нижней Тунгуске. Вместе с долганами они пришли на Таймыр, где были ассимилированы нганасанами и якутами. Момогиры враждовали с другими тунгусами из родов нюмагиров и нюрмаганами. В Скаске Андрея Горелого от 1646 г. указывалось, что на Колыму можно попасть только летом. В 1646 г. сообщалось о путешествии Василия Пояркова на Охотское море. В скаске Михаила Стадухина от 1647 г. говорилось реках Колыме, Чюхче и Анадыри. Впервые в этом источнике чукчи упомянуты под этнонимом чюхчи и отмечалась схожесть их быта с самоедами. Тем же годом датировано путешествие Семена Дежнева. В 1648 г. на Анадырь был отправлен Анкидинов для ясачного сбора на Анадыри. В том же году Семеном Дежневым было взято с этой земли первый ясак. Он был взят ними с юкагиров (в источнике их назвали омоками). В 1649 г. ясачные юкагиры восстали призвав на помощь еще не покоренных русскими неясачных юкагиров и чукчей. В документах 1663-1664 гг. ясачные юкагиры с Колымы жаловались на произвол со стороны русских служивых. Они повторяли свои жалобы и в 1664-1665 гг. В 1681 г. юкагиры подняли восстание против русских. Об этом сообщал Курбат Иванов из Анадырского острога, прося у якутского воеводы помощи. Иван Приклонский в документе от 1683 г. отмечал, что шамагиры, удагиры, нашикагиры давали ясак. Когда юкагирский вождь Канива поднял восстание против русских, то и тунгуские роды поддерживали юкагиров и отказывались платить ясак.
              В западной части якутского уезда они жили на реках Оленек и Анабар. Оленекско-анабарские тунгусы принадлежали к роду синигир. Далее жили пешие тунгусы из родов готниан, шалган, эджен, шолгон, горбикан, киляр, нинагир, улбидан, тлбакан, уягир, негняр, бояшин, которые жили на побережье Охотского моря. Численность пеших тунгусов вскоре сократилась из-за эпидемий, многие роды вовсе прекратили существование. В Зашиверском зимовья ясак платили ламуты-эвены. Они начали платить дань с 1662 г. Ламуты также платили ясак в Верхнеколымском зимовье, например Зельянский род. Также соседами племен Северо-Восточной Азии были уягиры и кукугиры.Тунгусы делились на собственно охотских, тауйских и оленных. Тауйскими были долганы, уяганы, дельяны, кукугиры, годниканы, килары, горбиканы. Охотскими были угдигиры, негняри, уягиры, инеганы, ачганы, толбаны, шолганы, баякшинцы, ненакагиры, нюнагиры, гулюгиры, шолон, эджен, годниканы, килары, горбиканы, уяганы, лелтягиры, зельяны, мамагиры, кайтагиры, эджены, енъян. Большинство этих родов платило ясак в Охотском остроге, который был построен в 1649 г. Иваном Афанасьевым, а еще ранее Иван Москвитин в 1639 г. дошел до Охотского моря и сделал палеоазиатов нивхов ясачными людьми русского государя.


              Imperial
                 cheremis
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 15 апреля 2020, 11:57

                В детстве общался с метисом эвенко- марийцем . Вылитый полинезиец получился с широкими глазами и волнистыми чёрными волосами . Так же был очень загорелый аки негра . Пацан был из столицы эвенков Туры и считал себя эвенком а не марийцем , при этом мы вместе подучивали отдельные марийские слова от родни .
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 15 апреля 2020, 12:07

                  Особо стоит сказать о тунгусо-маньчжурских народах Приамурья и Приморья. Ульчи были известны русским как лонки, а нанайцы как голдики. На севере доминировал севернотунгусский компонент, на юге маньчжурский. Присутствовал и местный амурско-чжурчженский компонент. В среднем и нижнем течении Амура жили гогули, дючеры, натки. Основными группами тунгусов были шамагиры, юкамцы, дунканы, бирары, уиллагиры, манагиры, колтагиры. Амгунские тунгусы были предками негидальцев. Шамагиры, юкамцы, дунканы, четелскогиры были предками ряда нанайских родов. К приходу русских эти тунгусы заняли Нижнее Приамурье. Наиболее восточными группами приамурских тунгусов были манагиры жившее у Зеи, Гилюя, Уркана. Бирары жили у Селемджи, Быссой, Шевли. Колтагиры жили у рек Ингода и Нерче. Эти тунгусы ощкущали влияние дауров и дючеров и находились на периферии Империи Цин. Бирары делились на роды гурагир и дунагир. На Зее жили одауреные шамагиры, лалагиры князца Томканея и уиллагиры. Дуланы русских источников это солоны, которые занимали склоны Большого Хингана и бассейн реки Нонни. Они входили в знаменные войска и собственно были дючерами. На Зее жили пашенные тунгусы. Местные баягиры, шамагиры и ежеуны были зависимым от дауров населением. Также пашенные тунгусы жили на Верхнем Амуре. Зейских тунгусов было около 1240 человек. Конные тунгусы жили в Южном Забайкалье и Баргуджине. Вакараи вследствие русской экспансии вторглись в Приамурье, но в 1654 г. были разбиты манагирами. После того как маньчжуры увели в Маньчжурию манагиров на их место пришли киндигиры, которые поселились у Албазина. Эвенки расселились у Охотского моря. Это были роды лалагир, бутал, эджэн, муктегир, мэкэгир, эгенкегир. Бирары оказывали русским поддержку в войнах с маньчжурами. Нужно отметить, что союзниками русских были тунгусы Сибири, в то время как приамурские и приморские тунгуские народы выступали на стороне Империи Цин и дауров. К конным тунгусам относился род нелюдов к которому относился Гантимур. В Забайкалье было и десять иных владений. К конным тунгусам относилось 11 родов – баягир, дуликагир, колтагир, почагор, лупикир, баликагир, челкагир, чермагир, вакараи, чёмагир. Они жили около Баргузинского, Телембинского и Селингинского острогов. Конные тунгусы платили дань монгольским тайшам. В 1655 г. русские принудили платить ясак Гантимура. В 50-х гг. XVII в. конных и пашенных тунгусов маньчжуры эвакуировали вглубь Маньчжурии. В 1667 г. к русским вернулся Гантимур только со своими ближайшими родственниками. Орочоны были близки к племенам манагиров. Они платили дань маньчжурам в Аньгунь. По Амуру и Тугуру жили негидальцы.
                  В лесах Нижнего и Среднего Приамурья жили орочоны, манегиры, бирары. Д. Болотин считает, что около Зеи жили тунгусоязычные гогули и монголоязычные дауры, что прослеживается в источниках и погребальном обряде. Гогулей ученный считает зейскими дючерами. Живущими по обоим берегам реки Зеи до впадения в нее Селмеджи и Томи. Дючеры занимали средний и нижний Амур, а дауры – верхний Амур. В археологическом отношении даурам соответствовала владимировская культура XIII в.- середины XVII в. Нужно сказать, что в состав носителей этой культуры входили и тунгусоязычные группы. Дючеров как общность русский археолог считает реальной со второй половины XIII в. Нижнеамурский вариант владимировской культуры, по мнению исследователя, был амурским чжучженским.
                  В бассейне Сунгари сунгарийские нанайцы, орочи, удэгэйцы были известны под названием хэджэнь. В работах специалистов по средневековой истории Дальнего Востока указано, что на этногенез удэгэйцев. В состав чжурчженей входили племена хэйшуй мохэ, сумо мохэ, байшань, хуйба, тели, юэси, фуне, юйлоу, удигай, учжэ, уго, вэймо. В эпоху Империи Ляо в состав 72 непокорных племен категории шеннючжи входило много чжурчженских племен. Нейтральными по отношению к Ляо были чжурчжени хуйба. В состав непокорных племен входили удзи, удигай, учжэ, тели, еланские роды хешиле и ваньян. Они проживали в Приморье и в Северной Маньчжурии. Этноним удзи или учжэ был китайской адаптацией маньчжурского вечжи – лес, а веджи-кай или же удигай значило лесные люди. По мнению Г. Розова ужэ и удзи суть синонимы. Нужно сказать, что сами удэгэйцы называли себя ’’лесными людьми’’. У удэгэйцев сохранилось предание, что убежать в леса их вынудили монголы. Некоторое время удэ-удигэ было словом нарицательным, обозначавшим у китайцев и маньчжуров диких лесных жителей, пока не стало самоназванием народа удэгэйцев. Племя ужэ приняло активное участие в истории государства Бохай и играль активную роль в государстве Поздний Бохай, которое существовало в эпоху киданской экспансии. С 1616 г. маньчжуры стали уводить удэгэйское население из Приамурья для войны с Империей Мин и включали его в свои восьмизнаменные отряды. Одно из удэгэйских племен цякала (кьякала, камедзига) было переселено в Маньчжурию. В предании удэгэйцев сказано, что они оказывали сопротивление маньчжурам. Походы маньчжуров обусловили распад родов удэгэйцев на более мелкие единицы. Удэгэйцы состояли из трех основных родов Кьякала (род Кья), Фейяка (род Пеонка), Кялундзига. Однако, по мнению некоторых ученных, родов могло быть больше, самых известных могло быть пять – Камандзига, Кялундзига, Кья, Кимонко, Геонка. Китайцы в цинское время обозначали удэгэйцев как уди (удаха). Взаимодействие удэгэйцев с другими тунгусо-маньчжурскими племенами привело к появлению родов удэгэйского происхождения у нанайцев, негидальцев, ульчей. По мнению А. Старцева, фейяка жили в бассейне реки Уссури. Удэгэйский род пеонка вынужден был мигрировать с Уссури под давлением маньчжуров и переселился в район рек Самарги и Пея. В этом регионе они взаимдействовали с нанайцами рода килер и образовали роды Кялундзига, и Кимонко. Род кья жил по побережью Японского моря в районе рек Павловка и Джигитовка. Удэгэйцы активно взаимодействовали с эвенками родов килер и самагиров. Удэгэйцы враждовали с нанайцами, зато у них активные были связи с родственными негидальцами.
                     Из деревни приехал
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 15 апреля 2020, 12:12

                    Laszlo

                    Китайцев, точнее маньчжуров, было в разы больше чем местных.


                    1) с чего бы маньчжуров намного больше, особенно где-то в Приморье, куда и идти неблизко?

                    2) мы говорим о китайцах - китайцы удэгейцев называли тазами и гноили как хотели (в прямом смысле слова - в землю живьем закапывали), хотя винтовки и у удэгейцев тогда были. При этом сказать, что удэгеец трус или стрелять не умеет - нельзя (см. про кабанов и медведей)

                    Laszlo

                    Тут вообще-то общая о тунгусах тема. И как бы сведений о тунгусах в разы меньше чем о тех же славянах. Проблема источников. Только чжурчжени и маньчжуры как бы освещены достаточно.


                    Только вот читать эти портянки нереально, и знаний всякие копи-пасты не дают - системно излагать прочитанное, ЕМНИП, в школе на уроке литературы учат.

                    Count Bagatur RF

                    Тунгусы - молодцы. Их родственники Китай завоёвывали и империи ставили.


                    Пока предатель не открыл "родственникам" проход в Великой Стене, много они завоевали?
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 15 апреля 2020, 12:57

                      Вообще это краткое изложение событий в тунгусском мире который занимал как бы пол-сибири. И жили там самые разные племена и роды. И субстрат был разный. Юкагирский, палеозиатский, самодийский.
                      Касательно китайцев по соседству с удэгэйцами то это вероятно конец 18 века-19 век, поскольку некоторое время для китайцев действовал запрет селиться на север от Ивового Палисада. Касательно походов маньчжуров то есть прекрасное исследование Мелихова на эту тему (касательно 17 века) - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      На территории Маньчжурии издавна обитали различные кочевые народы, периодически досаждавшие китайцам и корейцам. После того, как Китай был завоеван маньчжурами, китайцам было запрещено селиться севернее Великой стены, в Маньчжурии могли жить только маньчжуры. Так как большинство маньчжур после завоевания Китая там и осели, населенными оказались только исконные маньчжурские земли на юге Маньчжурии. От "диких земель" они были отделены т.н. "Ивовым палисадом" (Лютяобянь). В связи с постепенным заселением земель к северу от Ивового палисада в 1726 году там была образована новая провинция - Гирин. Для защиты этих земель со стороны монгольских кочевий в начале XVII века соорудили новую укрепленную линию - "Границу ивовых тычин".
                      Однако, законы существуют для того, чтобы их нарушать. Несмотря на "закрытие" Маньчжурии и политику сохранения ее для "знаменных" маньчжур, постепенное переселение китайцев за Великую стену продолжалось. Пытаясь остановить этот процесс, императорское правительство в 1740 году запретило китайскую колонизацию Ляодуна, в 1762 году - района Нингуты, в 1776 году "запретной зоной" были объявлены провинция Гирин и земли Хэйлунцзяна. Однако новые запреты также были малоэффективны. К тому же само правительство делало ряд отступлений (например, в связи со стихийными бедствиями и голодом в Северном Китая в 1748 году было временно разрешено переселение в Маньчжурию). Кроме того, запрет не распространялся на купцов, мелких торговцев и ремесленников. С середины XIX века никаких ограничений на переселение китайцев в Маньчжурию уже не соблюдалось.

                      - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                      Касательно прохода в Великой Стене, то предоставление его было связано с тем, что минские власти теснили крестьяне-повстанцы. И тогда минские власти впустили в Китай маньчжуров. В 1644 году Минскую империю с севера у Великой стены прикрывала Восточная армия У Саньгуя, в которой насчитывалось около 120 тысяч отборных солдат. После вступления повстанцев Ли Цзычэна в Пекин в её ряды влились солдаты и полководцы из разбитых повстанцами армий. Желая избежать кровопролития, повстанцы предложили У Саньгую признать власть новой династии Шунь. У Саньгуй наголову разгромил посланное из Пекина 20-тысячное войско Тан Туна и Бай Гуанэня, однако когда в середине мая 1644 года против него двинул основные силы сам Ли Цзычэн, У Саньгуй решился на союз с маньчжурами. Доргонь поначалу воспринял предложение У Саньгуя как ловушку, и не торопился с ответом, однако обстоятельства толкали маньчжуров на союз: замена разложившейся династии Мин новой сильной властью могла положить конец маньчжурским набегам на северные провинции Китая. Поэтому, когда У Саньгуй лично прибыл в маньчжурскую ставку, было достигнуто соглашение: У Саньгуй принёс клятву верности малолетнему Фулиню, и маньчжурская армия двинулась на юг. К тому времени повстанческая армия уже разгромила выставленный У Саньгуем заслон, а её авангард окольным путём проник за Великую стену. Здесь, у прохода Ипяньши, маньчжуры нанесли ему поражение, и двинулись к Шаньхайгуаню, к которому с юга уже подходил Ли Цзычэн. Шаньхайгуаньская битва закончилась полным разгромом Ли Цзычэна.
                      Разбитая повстанческая армия 3 июня без боя оставила Пекин, куда 6 июня вошли маньчжурские войска. Устроив пышную церемонию похорон повесившегося императора Чунчжэня, Доргонь провозгласил династию Цин его наследницей и мстительницей за последнего монарха династии Мин. Особым манифестом всем китайским чиновникам, перешедшим на сторону Цин, было обещано зачисление на службу, повышение в чине и возможность вести дела вместе с маньчжурами. Пекин был объявлен новой столицей Цин, 30 октября туда был привезён малолетний Фулинь.
                      Армия Ли Цзычэна, покинув Пекин, двинулась на юго-запад, чтобы соединиться со стоявшими гарнизонами в крупных городах частями. Их неотступно преследовали войска У Саньгуя и Шан Кэси, подкреплённые маньчжурской конницей князей Додо и Боло. Около Чжэндина состоялось большое сражение, длившееся два дня, в его ходе был ранен Ли Цзычэн; однако ни одна из сторон не одержала победы. Начав через некоторое время отход, повстанцы отправились к горам Тайханшань, и через перевал Гугуань вступила в провинцию Шаньси. Воспользовавшись отступлением повстанцев, на местах стали поднимать голову их враги — помещичьи дружины, сельские ополчения, силы деревенской самообороны; лидеры этих отрядов следовали примеру У Саньгуя и переходили на сторону маньчжуров.
                      В Шаньси армия Ли Цзычэна не получила поддержки со стороны уставшего от войны крестьянства, понесла значительные потери в боях; в ней начались раздоры. Часть командиров со своими частями отделились от главных сил, основная масса войск через перевал Тунгуань перешла в провинцию Шэньси и сделала своей базой Сиань, где повстанцы создали свои органы власти и резко увеличили численность войск. Тем временем войска У Саньгуя и маньчжурская конница малой кровью покорили всю провинцию Шаньси; точно так же были завоёваны южная часть столичной провинции и провинция Шаньдун.
                      После овладения Пекином началось массовое переселение в провинцию Чжили всех «знамённых», живших на равнине Ляохэ в Южной Маньчжурии. Началось запустение юга Ляодуна, центральные и северные районы Маньчжурии опустели ещё в результате походов Нурхаци и Абахая. Маньчжурия превратилась в пустынный край с более или менее обжитыми, но малолюдными центральными районами. В этих условиях часть северных тунгусских племён начала платить ясак уже не маньчжурским, а русским властям.
                        • 5 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Азия и Африка Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 23 апр 2024, 17:39 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики