Сам этноним тунгус был иноземного происхождения. Тунгосами называли эвенов и эвенков ненцы. В форме тунгус этот этноним прижился у русских, а потом вошел в европейскую историческую традицию. Монголы называли тунгуские народы лесными урянкатами. Конные эвенки называли себя донки. Пешие восточные эвенки называли оленных эвенков донкан или дункан. Оленные эвенки называли нгегыда нанайцев, ульчей и негидальцев противоставляя их себе – дункан. Это самоназвание происходила от эвенского дунрэ (земля) и эвенкийского дундрэ (земля). Самоназвание эвенов происходило от эвенского эвиген (местный). Эвенки же переселились в район рек Ган, Нонни, Хайлера из регионов на север от Амура. Самоназвание эвенки Г. Василевич объяснял как косой. Для сравнения самоназвание нанайцев нанай буквально значит местный житель. Европейцы знали нанайцев как гольдов. Касательно русского обозначения, то по мнению Б. Полевого их называли дючерами. Вероятно, их также называли натками и ачанами. Ученный также отождествлял с нанайцами гогулей и гольдов. Д. Болотин считает, что это отождествление недоказуемо. Негидальцы называли сами себя елкан бойонин – настоящие люди, встречался и этноним элкан бэйенин – местный человек. Также в ходу было Амиугун бэйенин люди с реки Амгунь. Эвенки же называли негидальцев неегида – крайние (береговые). Термином нег удэгэйцы называли прибрежных ороченов. Нивхи называли негидальцев их’ыдийи (люди чужого языка), нанайцы использовали термин хингун’епи, ульчи называли их амгун бэйэ – люди реки Амгунь. Негидальцы же называли ульчей и нанайцев натки (небритые), нанайцев – гольдами, удэгэйцев – олчан, маньчжуров – манзу, тунгусов – увунки, русских – лоча. Что характерно ульчи называли себя нани или ульча, что буквально значило местные жители. В отписках русских воевод ульчи упоминались как лонки. Этноним лонки был одним из названий ульчских родов. Ороки также себя называли нани, ульта, уйльта. Вероятно они происходили из тех же чжурчженских племен, что и ульчи. Однако ульчи обитали в Приамурье, а ороки на Сахалине рядом с айнами и нивхами. Линденау сообщал, что это кочевой народ, который был в подданстве у Канси. Японец Могами Токнаи отметил зону расселения ороков. Русские Иван Москвитин и Василий Поярков, атакже голландец Мартин де Фриз упоминали об этом народе. Ульчи, ороки и частично нанайцы относились к населению охотской культуры. Самоназвания ороков происходили от слов орон и ула, которые обозначали оленный. Орочены упоминались китайцами как елунчун жу, а самоназвание служило слово орочён (оленевод). Участие севернотунгусского компонента в этногенезе ороков можно датировать не ранее XIX в., более ранние предки связаны с чжурчженями. Нужно сказать, что охотская культура озерского этапа имеет ряд черт похожих черт с культурой хэйшуй мохэ (чжурчженей). А. Василевский охарактезировал охотскую культуру как мохэскую и считал, что население Сахалина представляло собой смешение местного палеоазиатского населения (северноазиатов и нивхов) с тунгусами. Тунгусы, переселившись с Нижнего Амура на Сахалин, адаптировались к местным условиям. Представляется, что в состав племен охотской культуры входило и местное палеоазиатское население, находящееся под культурным влиянием тунгусов. Охотцы проникли даже на Хоккайдо, однако ее носители были вынуждены отступить с Хоккайдо и части Сахалина под натиском носителей культуры Сацумон – протоайнов-гувэй. В эпосе айнов сохранились упоминания о битвах яункур (людей суши, тунгусов) и репункур (людей моря). Протоайнов к продвижению на север вынуждало давление японцев, которые вытесняли протоайнов с Хонсю на Хоккайдо, Курилы и Сахалин. К началу русской колонизации этноним тунгус был распространен на народы Центральной и Восточной Сибири, а также на часть народов Дальнего Востока. Тунгусами называли эвенов и эвенков. Великое расселение тунгусов из Забайкалья и Приамурья на юг, север и запад началось в XII в. и продолжалось вплоть до середины XVII в. Чжурчжени расселились на значительных пространствах Маньчжурии в XII в. вынудив мигрировать часть киданей в Восточный Туркестан. Прародиной чжурчженей был район Приамурья и Приморья. Касательно же района происхождения северных тунгусских племен, то относительно гипотезы Г. Василевич о происхождении предков эвенков и эвенов в Южном Прибайкалье, По мнению В. Туголукова стоит отождествить с эвенками этноним увань (уваньхи) упомянутый в китайских хрониках, как составная часть государства Бохай, а потом как часть племени кумохи. Касательно же гипотез Г. Василевич о связи этнонима учжэ упомянутого в китайских хрониках с родом эджен у эвенков, то вряд ли можно быть уверенным в этом, поскольку этот этноним упомянут как уги в транскрипции Н. Бичурина. Уги было одним из семи племен, входящих в государство Бохай. Вряд ли можно считать удачной и попытку выделить корень дул (дол) и приписать древнее происхождение долганам, как впрочем и этнонимы бай, кумо, курэ. Только этноним килен распространенный среди эвенов в районе реки Охоты может быть удачно отождествлен. Эвенки и эвены отвоевали у юкагиров значительные пространства Якутии вытеснив их в район Колымы и Индигирки. Решающие сражения произошли в районе Вилюя, где юкагиры были разбиты и после этого оттеснены в район бедный на железо. Кстати этноним юкагир тунгусского происхождения и звучал как йокегир, а самоназванием юкагиров было одул (сильный). Юкагирам осталось доминирование только на Северо-Востоке Азии. При этом в разных регионах субстрат, который лег в основу отдельных родов и племен отличался, поскольку тунгусы покорили территории ранее принадлежавшие юкагирам, енисейским, палеоазиатским народам. Происходило активное взаимодействие с самодийцами.