Тут странная ситуация сложилась - с одной стороны, казахи и андижанцы не являются европейцами, с другой - они торговали с Китаем русским и реэкспортным через Россию товаром.
Поэтому сейчас сюда определю, а потом посмотрим - оставить или переместить куда-еще.
Как велась торговля в западных районах Китая, граничащих с феодальными мусульманскими государствами Средней Азии и Казахстана - это отдельная тема.
Империя Цин была типично феодальной монархией, власть в которой строилась на военной силе. Войску уделялось очень большое внимание. К началу XIX в. госаппарат ослаб и вооруженные силы стали быстро деградировать, но для XVIII в. это были вполне боеспособные силы, умевшие и хотевшие побеждать.
Относительно оружия были правила — раз в 3 года (по особому указу — чаще) гарнизоны проверялись. Каждый воин должен был представить свое оружие и доспехи, а также коня. Причем на всех предметах должны были быть подписи с именем владельца (чтобы не менялись оружием во время смотра). На копьях, луках, стрелах и т.д. должны были быть сделаны надписи, на доспехах и сбруе прикреплены бирки с надписями. Если чего-то не было (не приготовил к смотру, утерял, сломал и не починил и т.п.), воина штрафовали, если установлено было, что он это куда-то слил — дело переходило в уголовную плоскость.
Если на смотре выяснялось, что у солдат оружие не прошло ремонт в установленный срок (были строго расписанные для каждой провинции нормы — в зависимости от климата и условий службы), или же срок службы оружия вышел, а его не заменили — то заказывалось новое оружие, принимались меры по ремонту старого. Списанное оружие следовало сдать. Как правило, его утилизировали на месте или перевозили на большие центральные склады, где тоже утилизировали.
Т.е. контроль за оружием был. Нет фактов, что списанным оружием торговали направо-налево. В таких объемных источниках, как "Да Цин личао шилу" и "Дунхуа сюйлу" есть порядка 5-6 упоминаний о том, что в Кашгарии и Джунгарии местные торговцы выходили тайно за линию караулов и вели торговлю с казахами (в Джунгарии) и киргизами (в Кашгарии). Это сразу доводилось до сведения императора, но ... там упоминалось о спекуляциях чаем, золотом, шелком, но не оружием.
Немного повторю предысторию, потому что в этой теме об этом не было ни слова.
В 1755-1760 гг. империя Цин вторглась в Центральную Азию, поочередно разгромив Джунгарию (1755-1758) и Кашгарию (1757-1760), и присоединив их территории — ныне Синьцзян-Уйгурский Автономный Район (СУАР) КНР.
Казахи претендовали на земли джунгар и стали вторгаться с запада, пытаясь отхватить и себе кусочек от «джунгарского наследства». Тогда в 1756-1757 гг. Цины совершили карательные походы на казахов и привели их в покорность. Казахи обязались не помогать джунгарам, за что им был выдан карт-бланш на то, чтобы они могли ловить и продавать в рабство тех джунгар, которые бежали за пределы Джунгарии. Но занять их земли (за 100 лет до этого джунгары выбили с них казахов и заняли их сами) им запретили.
Цины выстроили линию караулов — были постоянные, которые действовали круглый год, и временные, выносившиеся на 100-200 км. на запад от постоянных. Там гарнизоны стояли в теплый период года. Зимой казахам разрешали подкочевать на эту территорию для выпаса скота, но при условии, что со скотом будут только табунщики и пастухи из расчета 1 на 100 голов, а женщин и детей не будет (не ранее конца 1760-х). За это брали налог — 1 голову из 100.
Торговать с казахами Цины запретили в Кашгарии совершенно, но разрешили в Джунгарии — после завоевания этой страны большая часть населения или была перебита (всеми сражающимися сторонами — Цинами, казахами, междоусобицами среди самих джунгар), или бежала в Россию и Казахстан (это отдельная, большая и интересная тема — не во всем это было благо). После того, как тем, кто оказывал сопротивление Цинам (а там история от слова ВААШПЕ интересная — в 1755 г. джунгары без серьезного сопротивления признали власть Цинов, дали присягу и через полгода начали восстание, присягу нарушив — за это была положена казнь, что и произвели карательные отряды, вырезав очень много повстанцев, сильно изменив демографию региона) была объявлена амнистия в 1760 г., на прежние кочевья собралось примерно 10% прежнего населения (если исходить из данных Бичурина). Там был дефицит скота для обеспечения гарнизонов.
Поэтому там торговлю разрешили. Но по особым правилам — казахи присылали людей с письмами от своих султанов с просьбой разрешить, скажем, Ахмеду, Хасану и Магомеду продать 100 голов овец и 10 голов лошадей в Чугучаке (например). Печать султана была гарантией, что это не самозванцы. Получив одобрение, казахи подгоняли к Чугучаку скот. На подходе их встречал военный отряд — казахов проводили в особое место, где они ожидали под охраной оценщиков из числа цинских чиновников.
Те приезжали и оценивали скот. Скажем, за 100 овец и 10 коней решили дать 20 концов камки. Если казахи начинали роптать — мол, цена малая, невыгодно, им говорили: «Ты кто такой? Давай до свиданья!» и выгоняли со всем скотом. Поэтому ропот был крайне редко — казахи были более заинтересованы в получении китайских тканей, нежели Цины — в получении скота (чисто внешне, хотя скот от казахов был крайне нужен — иначе что есть, на чем пахать? А тут можно было, пользуясь монополией, выкрутить руки).
При этом казахам формально было запрещено привозить что-то кроме скота — все знали, что они привозят также русские товары. Но вот именно на это смотрели сквозь пальцы — котлы или юфть на месте не делались, из Китая это не возили или возили другой аналогичный товар, но не сильно регулярно. Поэтому русский товар под видом поставок из Коканда через казахов имел место быть в обороте.
А вот в обратную сторону было нельзя — металл ни в каком виде казахам продавать запрещали. Даже в виде котла или кумгана — а вдруг они их перекуют в наконечники для стрел или копий? Т.е. кроме тканей, чая и т.п. нельзя было ничего продать.
Гражданского населения в Джунгарии не было — остатки прежнего населения были слишком малочисленными и они понимали, что теперь им надо дружить с победителями, иначе их казахи добьют. Уже с 1765 г. уцелевшие бывшие повстанцы совершали рейды под руководством цинских военачальников в казахские кочевья, устраняя наиболее беспокойных батыров и отгоняя их скот на цинскую сторону. Шла постоянная война малой интенсивности — как у русских на Кавказе в XIX в. Т.е. формально и торговля была, и посольства от казахов ездили (под цинским конвоем по строго оговоренному маршруту), но были постоянные набеги и угон скота.
Все мастера, которые делали оружие и доспехи, были военными. Они жили при гарнизонах и делали луки, стрелы, чинили доспехи и ружья. Все это было очень хорошо поставлено под контроль. Гражданских мастеров не было.
Поставки материалов для луков (рог, сухожилия, клей, лак, особые породы дерева) поставлялись из Китая. Это все фиксировалось на промежуточной таможне между Китаем и вновь завоеванными землями — что везут, куда, кто отвечает за приемку груза.
Постепенно в Джунгарии стали развивать гражданское общество — постепенно переселяли уйгуров из Кашгарии (но над ними был установлен строгий полицейский контроль со стороны военных властей), пригоняли ссыльных преступников, которые должны были жить в особых поселениях (цзянтунь) и возделывать целину, чтобы обеспечить войска в гарнизонах продовольствием, приезжали купцы, которым сначала запрещали иметь семьи (чтобы не оседали), но потом разрешили. Но с этими людьми казахам не разрешали общаться — их постоянно держали под надзором и не разрешали оставаться на месте, если товар был продан (а если не успели за оговоренный срок продать — тоже выгоняли, с товаром).
Организовать не-военное производство луков и их сбыт в этих условиях было невозможно.
В Кашгарии ситуация была немного иной, но в целом — хрен редьки не слаще. Там было гражданское население — уйгуры. Но китайского гражданского населения не было, гражданских мастеров, умевших делать цинские луки, не было. Уйгуры до 1790-х могли ездить за границу, но недалеко — в ближайшие кочевья киргизов лояльных племен. Киргизы и мусульмане из Бухары и Коканда, а также Хунзы, Бадахшана и т.д., могли приезжать в Яркенд и Кашгар и некоторые другие города, но торговали тоже под жестким контролем (хотя и не так, как в Джунгарии). На обратном пути их проверяли на наличие запрещенных товаров (металлы всех видов, в т.ч. драгоценные и черные). В случае, если купцы везли запрещенный товар, предпочтительнее было устроить следствие и наказать того, кто продал запретный товар, а купца, как правило, лишь штрафовали и ставили на вид. Это из политических соображений — чтобы возить товар не перестали.
Т.о. не было базиса, на котором можно было иметь какое-то количество оружия, чтобы продать казахам, и не было реально работающих каналов.
Но был канал другого рода — в 1780-х годах русский капитан Иван Андреев, служивший в одной из крепостей на территории современного Казахстана, писал, что у казахов есть «луки китайския, калмыцкия (т.е. джунгарские) и мунгальския». Собственно, торговля из такого заявления не вырастает, а указание на «калмыцкия» луки говорит или о трофеях, взятых у джунгар в 1750-е годы и ранее, или же отбитые у откочевавших в 1771 г. с Волги в Джунгарию калмыков, что менее вероятно — у калмыков тогда лук уже под влиянием русских быстро исчезал и трофеи, скажем, казаков, преследовавших откочевывавших калмыков, показывали соотношение трофейных луков и ружей как примерно 1:10.
Соответственно, луки «китайския» — это могли быть или трофеи, взятые джунгарами у Цинов до разгрома их державы — а у джунгар были большие победы над цинскими войсками, или же предметы, отбитые у цинских воинов в годы малой войны 1750-1760-х годов.
Ну а в XIX в. эти же сведения повторил еще ряд русских авторов, но если капитан Андреев, возможно, умел отличать китайский лук от монгольского или бухарского (все-таки военный, служит много лет на фронтире, знает язык и часто выезжает к казахам по служебным делам), то остальные были штафирки, служили по гражданской части и, даже в случае с Левшиным, хотя и бывали в казахских кочевьях, вряд ли понимали в луках вообще.
Но зато в XIX в. Синьцзян начинают сотрясать восстания уйгуров — 1815, 1826-1828, 1830, 1847, 1864-1877. Во многих событиях активно участвовали казахи — и реально сейчас на территории Казахстана находят цинские луки и их части в довольно больших количествах (в Китае лук активно использовался в войсках где-то до начала 1870-х).
Но про торговлю опять, получается, нет ни слова — трофеи.
Да и психология у солдат, постоянно сражающихся с каким-то врагом, везде, на мой взгляд, одинакова — не продавать противнику то, что может быть использовано против тебя.
Вот так вкратце. Если же с примерами из законов и случаев, происходивших на практике во время торговли, то можно книгу писать.