Спойлер (раскрыть)
По сведениям Гегесиппа, который пересказывал сочинение Иосифа Флавия «Иудейская война», аланы совершили поход на Южный Кавказ в 72 г. н. э. Аланы известны как народ свирепый и долго неизвестный римлянам. Их набег объясняется то ли пустынностью земель, то ли страстью к грабежу. Лукан упоминает в связи с Цезарем два раза аланов как противников. Плиний указывает, что от Истра живут сарматы, греками называемые савроматы. Среди них гамаксобии или аорсы, аланы и роксоланы. Помпей Трог упоминал о вторжении асианов в Бактрию и Согдиану. В «Записях истории Августов» указывалось, что Антонин Пий много раз сдерживал аланов. Аланы упомянуты как противники Марка Аврелия. У Максимина мать была аланкой, и он был в правления оппелия Макрина их другом. Согласно Капитолину, на гробнице Гордиана ІІІ сказано, что он был разбит аланами на Филипповых полях. Вописк упоминал о триумфе Аврелиана в 274 г. и говорил, что были пленные из аланов. Сенека первым среди западных авторов указывает на аланов. Он говорит об Истре, который предоставляет путь для бегства аланам. Гай Светоний Транквил упоминал, что царь парфян Вологез просил у римлян помощь против аланов и Домициан приложил все усилия, чтобы послали на помощь именно его. В «Певтигреновой карте» на север от Кавказа указаны аланы. Тацит указывал, что в 35 г. н. э. иберийский царь Фарасман склонил на свою сторону албанов и сарматов (аланов) и выступил против армян и парфян. Сарматы (аланы) же приняли сторону обеих сил. Тогда лояльные грузинам силы были пропущены каспийской дорогой, в то время как лояльным к парфянам иберийцы закрыли дорогу и не пропустили их. Следующее сообщение Тацита относится к 49 г. н. э. и касается аорсов и сираков. При описании событий 68 г. он упоминает о албанах, которые по мнению А. Алеманя нужно в данном случае отождествлять с аланами. В 69 г. он упоминал о роксоланах в Мезии. Валерий Флакк говорил в своей поэме об аланах. Святой Амвросий Медиоланский сообщал, что гунны устремились против аланов, а аланы против готов.
Аммиан Марцеллин указывал, что около Меотиды живут аланы совместно с роксоланами, языгами, иксоматами, меланхленами, агафирсами, меотами. У Рифейских гор жили массагеты, аланы и саргеты. У Черного моря живут аланы, которые кочуют по широким степям в своих кибитках на повозках. Говоря о Лукуле и Помпее указывалось, что римляне достигали Каспийского моря, проходя землями массагетов, которых теперь называют аланами. Сообщалось, что в скифских пустынях за Танаисом живут аланы. Мало-помалу во многих битвах они подчинили себе окрестные народы и распространили на них свое имя.
ланы разделены в двух частях света, но известны под одним именем и у них единообразие обычаев, дикого образа жизни и вооружения. Они живут как номады, живут не в шалашах, а в кибитках покрытых древесной корой. Никто из них не пашет, а питаются они мясом и молоком. Дойдя до травянистой местности, они ставят кибитки в круг и кормятся как звери. Когда пастбище выедено, они грузят свои кибитки и идут далее. Кибитки — это их местопребывание, где живут мужчины с женщинами, где вырастают их дети. Упряжных животных они пасут, а более всего уделяют заботы коням. Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, занимаются домашней работой, а молодежь считает ниже своего достоинства проводить жизнь не на конях. Почти все аланы красивого облика и высокого роста. Они русые и их взгляд свиреп. Они втыкают в землю меч и поклоняются ему как Марсу. О рабстве они не имели понятия, начальниками они выбирают тех, кто в течение длительного времени отличался в битвах. В 375 году гунны прошли землями аланов-танаитов многих из них истребив, а уцелевших присоединив к себе. При их помощи они напали на гревтунгов (остготов). Секст Аврелий Виктор отмечал, что нашествие готов тяжелее беды от гуннов и аланов. Император Грациан предпочитал римлянам немногочисленных нанятых аланов и иногда одевался в походе в аланскую одежду, чем вызвал неудовольствие среди воинов. Клавдий Марий Виктор писал, что аланы поклоняются своим предкам. Клавдий Клавдиан в своих стихах упоминал о немирных аланах. Аланам приписывался ужасный крик. В битве Полленции выдающуюся роль сыграли вспомогательные отряды аланов. В Consularia Constapolitana упомянуто о победе римлян над аланами. Юлий Гонорий упоминал в своей «Космографии» аланов и сарматов. Софроний Евсевий Иероним говорил об аланах как об одном из народов, которые заполонили Галлию. Марциан Капелла тоже писал об аланах. Орозий Бракарский сообщал об Алании как о стране, которая находится на востоке. Феодосий упоминался как победитель аланов. После битвы при Полленции сказано о раздорах между аланами и гуннами. Об аланах говорится как о варварах, угнетающих Галлию и Испанию. Латин Пакат Дрепаний упоминал, что имущество у римлян забирают аланы наряду с другими варварами. Сальвиан отмечал такое качество аланов, как бесстыдство.Флавий Арриан упоминал об аланах в своей «Диспозиции против алан». Дион Кассий Коккеиан указывал, что в 135 году по подстрекательству Фарасмана аланы, которые суть массагеты, жестоко напали на Албанию и Мидию. Они достигли Армении и Каппадокии, но были вынуждены отойти, боясь Флавия Арриана. Аланы напали на Албанию и Атропатену по подстрекательству Фарасмана ІІ, а нападение на Армению и Каппадокию было уже их собственной инициативой. Дионисий Периегет упоминал у Меотиды аланов среди прочих варварских народов. Евсей Кесарийский отмечал, что аланы плотоядны и поедают мясо животных и рыбу и не вкушают хлеба.Геродиан рассказывал о бунте аланов-наемников в Месопотамии. Иоанн Лид ошибочно заявлял, что колхи — это синоним аланов. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщал, что в 35 г. Тиберий вступил в переговоры с иберами и албанами, а те в свою очередь открыли Каспийские ворота и дали проход через свои земли аланам. Армения была отвоевана, а земли парфян объяты войной. В 72 г. аланы с берегов Танаиса и Меотиды совершили новый набег на Мидию. Они достигли Армении, и с ними сразился царь Тиридат, которого они чуть не взяли в плен. Маркиан упоминал, что река Рудон течет с горы Алан. Рядом живет народ сарматов-аланов. Клавдий Птолемей сообщал об аланах-скифах, которые живут севернее роксоланов, живущих у Меотдиды. Говоря об Азиатской Скифии, он не упоминает аланов, но говорит о асаях. Касательно Скифии у Имаона говорится об аланах-скифах и аланорсах. Созомен сообщал об аланах как об одном из варварских народов, захвативших Галлию и Испанию. Стефан Византийский заимствовал данные об аланах и аорсах у Геродиана. Фемистий отмечал отвагу аланов. Зосим сообщал, что аланы были союзниками римлян при Грациане и Аркадии.
Аммиан Марцеллин указывал, что около Меотиды живут аланы совместно с роксоланами, языгами, иксоматами, меланхленами, агафирсами, меотами. У Рифейских гор жили массагеты, аланы и саргеты. У Черного моря живут аланы, которые кочуют по широким степям в своих кибитках на повозках. Говоря о Лукуле и Помпее указывалось, что римляне достигали Каспийского моря, проходя землями массагетов, которых теперь называют аланами. Сообщалось, что в скифских пустынях за Танаисом живут аланы. Мало-помалу во многих битвах они подчинили себе окрестные народы и распространили на них свое имя.
ланы разделены в двух частях света, но известны под одним именем и у них единообразие обычаев, дикого образа жизни и вооружения. Они живут как номады, живут не в шалашах, а в кибитках покрытых древесной корой. Никто из них не пашет, а питаются они мясом и молоком. Дойдя до травянистой местности, они ставят кибитки в круг и кормятся как звери. Когда пастбище выедено, они грузят свои кибитки и идут далее. Кибитки — это их местопребывание, где живут мужчины с женщинами, где вырастают их дети. Упряжных животных они пасут, а более всего уделяют заботы коням. Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, занимаются домашней работой, а молодежь считает ниже своего достоинства проводить жизнь не на конях. Почти все аланы красивого облика и высокого роста. Они русые и их взгляд свиреп. Они втыкают в землю меч и поклоняются ему как Марсу. О рабстве они не имели понятия, начальниками они выбирают тех, кто в течение длительного времени отличался в битвах. В 375 году гунны прошли землями аланов-танаитов многих из них истребив, а уцелевших присоединив к себе. При их помощи они напали на гревтунгов (остготов). Секст Аврелий Виктор отмечал, что нашествие готов тяжелее беды от гуннов и аланов. Император Грациан предпочитал римлянам немногочисленных нанятых аланов и иногда одевался в походе в аланскую одежду, чем вызвал неудовольствие среди воинов. Клавдий Марий Виктор писал, что аланы поклоняются своим предкам. Клавдий Клавдиан в своих стихах упоминал о немирных аланах. Аланам приписывался ужасный крик. В битве Полленции выдающуюся роль сыграли вспомогательные отряды аланов. В Consularia Constapolitana упомянуто о победе римлян над аланами. Юлий Гонорий упоминал в своей «Космографии» аланов и сарматов. Софроний Евсевий Иероним говорил об аланах как об одном из народов, которые заполонили Галлию. Марциан Капелла тоже писал об аланах. Орозий Бракарский сообщал об Алании как о стране, которая находится на востоке. Феодосий упоминался как победитель аланов. После битвы при Полленции сказано о раздорах между аланами и гуннами. Об аланах говорится как о варварах, угнетающих Галлию и Испанию. Латин Пакат Дрепаний упоминал, что имущество у римлян забирают аланы наряду с другими варварами. Сальвиан отмечал такое качество аланов, как бесстыдство.Флавий Арриан упоминал об аланах в своей «Диспозиции против алан». Дион Кассий Коккеиан указывал, что в 135 году по подстрекательству Фарасмана аланы, которые суть массагеты, жестоко напали на Албанию и Мидию. Они достигли Армении и Каппадокии, но были вынуждены отойти, боясь Флавия Арриана. Аланы напали на Албанию и Атропатену по подстрекательству Фарасмана ІІ, а нападение на Армению и Каппадокию было уже их собственной инициативой. Дионисий Периегет упоминал у Меотиды аланов среди прочих варварских народов. Евсей Кесарийский отмечал, что аланы плотоядны и поедают мясо животных и рыбу и не вкушают хлеба.Геродиан рассказывал о бунте аланов-наемников в Месопотамии. Иоанн Лид ошибочно заявлял, что колхи — это синоним аланов. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщал, что в 35 г. Тиберий вступил в переговоры с иберами и албанами, а те в свою очередь открыли Каспийские ворота и дали проход через свои земли аланам. Армения была отвоевана, а земли парфян объяты войной. В 72 г. аланы с берегов Танаиса и Меотиды совершили новый набег на Мидию. Они достигли Армении, и с ними сразился царь Тиридат, которого они чуть не взяли в плен. Маркиан упоминал, что река Рудон течет с горы Алан. Рядом живет народ сарматов-аланов. Клавдий Птолемей сообщал об аланах-скифах, которые живут севернее роксоланов, живущих у Меотдиды. Говоря об Азиатской Скифии, он не упоминает аланов, но говорит о асаях. Касательно Скифии у Имаона говорится об аланах-скифах и аланорсах. Созомен сообщал об аланах как об одном из варварских народов, захвативших Галлию и Испанию. Стефан Византийский заимствовал данные об аланах и аорсах у Геродиана. Фемистий отмечал отвагу аланов. Зосим сообщал, что аланы были союзниками римлян при Грациане и Аркадии.