Сообщество Империал: Велесова книга - Сообщество Империал

lis

Велесова книга

Архив
Тема создана: 27 декабря 2006, 23:19 · Автор: lis
 Dick
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 26 января 2007, 11:24

Для Kommandor

Quote

ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ПОНИМАЕМ НАЛИЧИЕ БОГОВ У СЛАВЯН ?


Не понял вопроса? Вы ставите под сомнение наличие богов у славян, потому, что их нет в вуду Imp (простите, о вуду я вообще имею смутное представление)? Или Вас смущают различия между славянским язычеством и африканскими культами? А с чего им быть похожими Imp ?
Я ведь писал уже: наиболее примитивные формы религии - тотемизм и почитание духов умерших - так или иначе присутствовал у всех народов, - сюда же можно добавить поклонение и обожествление сил природы - это общее свойство человеческого разума объяснять так непостижимые явления. Но по мере развития сознания каждый народ движется своим путем, и религия отражает его мировозрение, духовные ценности, жизненный уклад. Извините, но славяне 9-10 веков чуток опередили африканские племена и в социальном развитии, и в духовном - уж протите за избыток патриотизма Imp .
Вообще не пойму, откуда такое желание найти сходство в религиях настолько разных народов Imp ?
     Сколот
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 26 января 2007, 11:56

    Думал тута надысь.
    Известно, что христианство монотеистическая религия, которая предусматривает наличие своего рода покровителей в виде святых (св. Николай, св. Ольга, св. Андрей, св. Илья и т.п. и т.д.), каждый из которых за что-то "отвечает", например: "покровитель и защитник домашнего скота, путешественников и плавающих по морю."
    В язычестве (по крайней мере, в том виде, который воссоздают современные родноверы) верховный Бог тож один. Остальные: Перун, Сварог, Даждьбог, Мокошь и т.д. и т.п., - дети Бога, которые за что-то тож "отвечают": покровитель воинства, хранительница домашнего очага и т.п.
    Не скрою, для меня лично боги язычества и святые христианства, каждый из которых за что-то отвечает, - аналогия.
    Единственная разница - это то, что святые христианства - в прошлом простые смертные, которые после смерти были причислены к лику святых. Боги язычества - официально мифические персонажы.
    Так вот. Как мне кажется, в далеком-далеком прошлом, эти самые мифические боги язычества были реальными личностями, память о которых в сознании людей вознесла их чрез века в ранг божеств.
    Что думаете, господа?
       Dick
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 26 января 2007, 15:46

      Для Сколота

      Угу, мне тоже нравится рассматривать древние религии и мифологии с этой точки зрения Imp - уж больно там все боги на людей похожи Imp . Так что за неимением других источников - это тоже метод изучение "долетописной" истории, если, конечно, не отмахиваться от легенд, как от досужего вымысла по определению.

      А насчет христианских святых - это не так. Приписывать им черты древних богов-покровителей - это особенность русского православия. Народ просто, чтоб легче было перейти к новой вере, проводил такие аналогии, да и церковь у нас не особо этому противилась (в отличие от Европы), иногда даже способствовала - не даром же многие христианские праздники совпадают с древними языческими Imp .
         lis
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 26 января 2007, 16:04

        Крещение Руси.
        ?Язычество и Христианство?.



        Язычество.

        Славься Перун - бог Огнекудрый!
        Он посылает стрелы в врагов,
        верных ведет по стезе.
        Он же воинам - честь и суд,
        праведен Он - златорун, милосерд!
        Велесова книга



        ?Вначале несколько слов о самом термине "язычество". Он литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова "языци", т.е. "народы", "иноземцы". Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы "отгораживались" от народов, еще не крещенных. В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой.
        Язычество древних славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. А отголоски сохранялись до недавнего времени. Говоря о своеобразии в эволюции и формах восточнославянского и древнерусского язычества, мы не должны забывать, что его развитие не шло в стороне от путей, по которым развивались языческие комплексы других нардов. При всех различиях в условиях существования - социальных, географических, климатических - необходимо помнить о прохождении одинаковых стадий в становлении языческих воззрений у разных народов.
        Входя в мир славянского язычества, мы должны также четко представлять, что его развитие опосредовано окружающей человека природной средой и господствующими общественными отношениями? (Ю. Кривошеев. Религия восточных славян накануне крещения Руси).

        ?Не столько недостаток в записях, относящихся до древнего славянского баснословия, сколько нестарание о развитии находящихся о сем предмете сухих сказаний, тому причиною, что мы не имеем до сего времени систематического описания сих богов. Бывшие вскоре по просвещении христианством славянских племен писатели имели причину мало упоминать или совсем умалчивать о идолослужении, тогда еще не совсем истребившемся, и может быть многими уважаемом как вере их отцов? (Г.Глинка Древняя религия славян 1804г). Так же часто летописцы писали искажённые факты, или умалчивали от таковых. Ведь кто такие летописцы? ? Христиане. Поэтому можем ли мы полностью полагаться на те данные, что оставили нам христиане-летописцы о язычниках? "Рукой летописца, - писал академик А.А. Шахматов, - управлял в большинстве случаев не высокий идеал далекого от жизни и мирской суеты благочестивого отшельника... рукой летописца управляли политические страсти и мирские интересы". Вопрос актуальный, но актуальность его до вечности, так как нет свидетельств и за и против. Вот например: Златая мать или ещё называемая Златой Бабою, Бабушкой, а в некоторых летописях Бабушкой Ягой. Вот какое описание об этой богине даёт Глинка в совей статье:

        ??Баба была богинею тишины и покоя. Истукан ее был сделан из золота в виде женщины; а от сего и наименование свое получила, равномерно как и от свойства, приписываемого ей. На руках она держала младенца, который почитался ея внуком, и от коего названа Бабою, т. е. Бабушкою. Сей внук был Световид. Вокруг истукана находилось великое множество музыкальных орудий, на коих во время ея праздненства были ей воспеваемы хвалы. Храм же ея славнейший был сооружен при реке Обиго или Обеге. Здесь она давала ответы; а потому храм сей почитался прорицалищным, и был в великой славе. Она столь была свято чтима, что мимо ея истукана никто не смел пройти, не принесши чего-либо на жертву, и если ничего не имел, то по малой мере клочок от своего платья с земным поклонением подносил??.

        Так почему добрая древне русская богиня Бабушка Яга стала в ?русских народных сказках? злой каргой Бабой Ягой? Ответа нет, лишь предположения. И противоречия, так в одном из описание подземных богов мы можем встретить Ягу Бабу, которая уже похоже на сказочного персонажа ?и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к
        ступе проделанными мелом и помелом?
        . Да, конечно само происхождение, суть и свойства славянских богов до нас не сохранилось. Но тем не менее многое заключить из отдельных строк и совпадений в летописях, сказаниях и ?памятям старины? (археологические находки). Так например основываясь на Велесовой книге, о прославление великого Триглавы мы можем узнать уже достаточно многое о древнерусских богах.

        ?Сварога - Деда богов восхваляли,
        что ожидает нас.
        Сварог - старший бог Рода божьего
        и Роду всему - вечно бьющий родник,
        что летом протек от кроны,
        зимою не замерзал,
        живил той водою пьющих!
        Живились и мы, срок пока не истек,
        пока не отправились сами к Нему
        ко райским блаженным лугам!

        И Громовержцу - богу Перуну,
        Богу битв и борьбы??


        Или например одним из самых почитаемых богов в Древней Руси был Даждь-бог. Бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая. Его имя переводилось, как ?бог жары?. Славяне называли его ?Солнце-царь?, ?Сын Сварогов?, символами его были золото и серебро. Интересна трактовка Даждь-бога, как древнейшей антологии с Христом. Языческий бог, так же как и христианский пророк, был дарителем благ для человека и изображался, на княжеских коронах. Он почитался как защитник, славяне называли себя детьми Даждь-бога.
        Но кроме культа богов у древних славян мы можем найти и другие культы:
        Священным деревом считался дуб. Константин Багрянородный повествует, как русы, плывущие на ?моноксилах? (ладьях) в Константинополь, добравшись до острова Хортица в низовье Днепра, совершают ?свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, втыкают они стрелы кругом, а другие кладут также кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай?. Любопытные находки, связанные с культом дуба, имеются у археологов: со дна Днепра и Десны были подняты стволы дубов, которые стояли на речных берегах и попали в воду, вероятнее всего, в результате подмыва. Радиоуглеродный анализ днепровского дуба показывает, что он упал в реку где то в середине VIII столетия. В верхнюю часть стволов (где расходились ветви) оказались вбитыми кабаньи клыки. Эти дубы с клыками, несомненно, являлись священными деревьями, возле которых происходили моления, как это было на острове Хортица.
        Кабаньи клыки, вделанные в стволы священных деревьев, указывают еще на один пласт верований восточных славян ? культ животных. Кабан вепрь стоял в ряду почитаемых зверей. К числу священных животных относились также конь, медведь, козел, змея, утка, кукушка, ворон и др. Происхождение родовых и племенных групп связывалось с тем или иным животным. Люди искали у священных животных помощи и покровительства.
        В глубокой древности, в эпоху родового строя, возник культ предков. Он строился на убеждении, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но в ином качестве. Умершие не порывали связи с живущими, которым они либо помогали, либо вредили. Покойники вредители ? это прежде всего принадлежащие к чужому роду или племени.
        Предметом благоговения и почитания были ?чистые?, ?добрые? покойники ? прародители и родители мужского и женского пола. Они охраняли живущих родичей от бед, выступая в качестве заступников и покровителей перед внешним миром. Родоначальник именовался Чуром или Щуром. Следы культа Чура, защищавшего живущих сородичей, находим в славянских языках. Восклицания ?Чур!?, ?Чур меня!?, ?Чур, это мое!? означали, по видимому, заклинание, призывание Чура на помощь.

        Так что мы знаем о ?язычестве? славян? По сути ничего.



        Христианство ? Крещение.


        ?Приходили ко мне болгары, говоря: ?Прими закон наш?. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя? Что же вы посоветуете, что ответите?? Бояре и старейшины здраво заметили: ?Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь и в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба, кто как служит богу? И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять?Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сидит и глядит туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали ? на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем здесь жить по старому? Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей?.


        В 980 году была предпринята попытка превратить Киев в религиозное средоточие восточного славянства, для чего языческое капище с изваянием Перуна, располагавшееся в первоначально в черте городских укреплений, выноситься на новое место, доступное всем прибывшим в центр земли Русской. Согласно Повести временных лет, Владимир ?постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его средяну, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и проважаху сыны свои и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмъ тъ?. Владимиром был создан целый пантеон богов. Само ?Постановление кумиров? - это идеологическая акция, с помощью которой киевской князь надеялся укрепить свою власть над союзными племенами. Перун предстал в окружение богов других племён, символизируя их единство. Столица полян тем самым объявлялась религиозным центром восточного славянства и, возможно других этических групп ? балтских, угро-финнских, иранских. (по А.Г.Кузьмин ?Принятие христианства на Руси и по И.Я. Фроянов ?Древняя Русь?).
        Языческая ?реформа? Владимира оказалась неудачной, как и предшествующие ей попытки провозгласить Перуна верховым божеством всем славян. Сам Перунов культ приходилось навязывать, различным племенам и общинам. В результате чего, это вылилось в религиозное насилие над кривичами, словенами, радимичами, вытичами идр. Что и оборачивалось в антикиевские выступления. Так в 984 году Владимир воюет с радимичами. Наверное тогда поняв, что реформа имеющая цель сплотить, наоборот привела к раздорам и обострила отношения, Владимир понимает необходимость поисков новых средств для сплочения межплеменного союза, для утверждения власти полян и утверждения киевской верхушки. Что и привело к принятию христианства на земле Русской.
        С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна ? к нему, даже поверженному, князь Владимир проявил уважение: идол был спущен в Днепр и его сопровождал эскорт из двенадцати дружинников в соответствии с одной из форм славянского погребения. Так свергнутый бог был похоронен, как умерший человек.
        Привлекает внимание весьма красноречивое указание древнерусского летописца, создателя ?Повести временных лет?. Приведя версию о крещении князя Владимира в Корсуне, он замечал, что несведущие считают, будто Владимир крестился в Киеве, ?иные же говорят в Васильеве, а другие и по иному скажут?. Не было известно в точности, где крестили киевлян ? в Днепре или Почайне. Значит, прошло не более ста лет со времени крещения, а русские люди уже имели довольно смутное представление об этом событии. О чем это свидетельствует? Конечно же о том, что ?крещение Руси? не запечатлелось в памяти народной, будучи в сознании современников событием почти рядовым. (по И.Я. Фроянову ?Начала христианства на Руси?)
        Эпоха христианства показала уникальный синтез язычества и новой религии. Они не столько боролись друг с другом сколько взаимодополнялись. Должно пройти время, чтобы христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна ? заменил Илья-Пророк, Велеса ? Николай Угодник, образ Даждь-бога соединился с образом Христа.
        Но в тоже время, если верить Иоакимовской летописи, то христианство в некоторых областях приживалось с трудом. Так летопись описывает события в Новгороде, куда по приказу Владимира, ?пошёл Добрыня?. В городе созвали вече и решили не впускать не прошенных гостей в Новгород ?и не дати идолы опровергнути?. Путята и Добрыня хитростью взяли город и ?идолы сокруши, древянии сожгоша, а каменнии, изломав, в речку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика?. Потом он ?посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению?. Тех же кто не хотел креститься, крестили насильно.
        Существует множество версий почему князь Владимир принял именно христианство, что принесло христианство на Русь, какие последствия это имело. Но стоит ли об этом рассказывать и обсуждать ещё раз, если всё и так известно и входит в программу изучения учеников и студентов? Я думаю, не стоит.


        Это отрывок из моего последнего доклада. Как раз на эту тему.
           Сколот
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 26 января 2007, 17:21

          Lis
          Камрад, ты где такой доклад читаешь?

          Dick

          Quote

          А насчет христианских святых - это не так. Приписывать им черты древних богов-покровителей - это особенность русского православия.

          Здесь я имел в виду то, что каждый христианский святой за что-то "отвечает". И привел аналогию с язычеством, где каждый бог за что-то "отвечает". Imp
          В русском православии, согласен, получилось так, что христианским святым стали приписывать черты языческих богов. Что сподвигло католиков приписывать святым какие-либо черты, не задумывался. Скорее всего, то же самое: память о чертах языческих богов.

          Quote

          Народ просто, чтоб легче было перейти к новой вере, проводил такие аналогии, да и церковь у нас не особо этому противилась (в отличие от Европы), иногда даже способствовала - не даром же многие христианские праздники совпадают с древними языческими

          Здесь я немного другого мнения. Думаю, что, скорее всего, русская церковь сознательно назначала православные праздники, совпадающие по дате с языческими праздниками, чтобы народ побыстрее забыл "бесовские" обычаи язычества. Что в итоге получилось - наложение язычества на христианство, ИМХО.
             Dick
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 26 января 2007, 17:57

            Для Сколота

            Quote

            Здесь я немного другого мнения.


            Почему другого - такого же Imp . И народ это устраивало - не так больно было себя ломать, и церковь - все перемены поспокойней проходили.
               lis
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 26 января 2007, 18:22

              Сколот
              В вузе читаю...
              У меня много работ на эту тему. Imp
                 Kommandor
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 26 января 2007, 19:15

                Почему мы говорим БОГИ славян , а не говорим СВЯТЫЕ славян?
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                Quote

                Вы ставите под сомнение наличие богов у славян, потому, что их нет в вуду

                Вуду применено как аналогия возможного развития тотемизма.
                Наличие богов у славян - ставлю
                Видите ли , я не нахожу доказательств.
                Устное предание , даже оформленное в письменную форму , не подразумевает , что мы правильно понимаем ПОНЯТИЙНУЮ БАЗУ.
                Я не вижу причин отвергать знак равенства между понятием БОГ и СВЯТОЙ , применительно к славянским божествам.
                Но БОГИ - высшие сущности , а СВЯТЫЕ - обыкновенные люди, которые в силу определённых обстоятельств , были выделены окружением для примера и подражания , поклонения

                Quote

                А с чего им быть похожими

                В силу законов развития .
                общая тенденция развития

                Quote

                Вообще не пойму, откуда такое желание найти сходство в религиях настолько разных народов

                Нет такого желания .
                Зачем искать общеизвестное.
                разнятся частности , а ОБЩЕГО - предостаточно.
                ====================================
                Теперь - для чего?
                1.
                если Вы начнёте рассматривать развитие православия в средние века , то обязательно наткнётесь на следующий малообъяснимый факт:
                существует резкий переход от Имён- прозвищ к именам , данным по СВЯТКАМ( можно поискать ссылку на работу , где отражена эта тема)
                2.
                Вы никогда не рассматривали период вхождения Петра 1 на престол?
                Есть такое предание , о том , что Пётр , перед вошествием на престол ? молился на одном из культовых валунов

                Можно и ещё привести примеры...
                Хочется понять - с чем имеем дело..
                Правильно ли понимаем НАЛИЧИЕ ЯЗЫЧЕСКИХ богов или имеем дело с искажением ( сокрытием) нечто такого , чего ни православная церковь , да и католическая тоже - не хотят вспоминать ни под каким предлогом.

                Quote

                ?Вначале несколько слов о самом термине "язычество".

                рассматривалась так же версия
                язычники = книжники
                это более неудобная трактовка

                Quote

                Язычество древних славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры

                Установка на НЕПРОВЕРЯЕМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
                а всего то: сколько тысяч лет славянской культуре ( как народу)?
                чем подтверждается?

                Quote

                В 980 году была предпринята попытка превратить Киев в религиозное средоточие восточного славянства, для чего языческое капище с изваянием Перуна,.........

                Представьте себе , как летописец , который всю жизнь был христианином и чтил БОГОРОДИЦУ ( не Христа , а Богородицу ) , стал бы описывать новое течение христианства с лохматым мужиком во главе ( Христом) и ликами святых.
                Ведь наличие ХРАМА - как постройки - вовсе не обязательно.
                а он мог описать и ритуал КРЕСТНОГО ХОДА..

                Quote

                Сам Перунов культ приходилось навязывать, различным племенам и общинам. В результате чего, это вылилось в религиозное насилие над кривичами, словенами, радимичами, вытичами идр. Что и оборачивалось в антикиевские выступления. Так в 984 году Владимир воюет с радимичами. Наверное тогда поняв, что реформа имеющая цель сплотить, наоборот привела к раздорам и обострила отношения, Владимир понимает необходимость поисков новых средств для сплочения межплеменного союза, для утверждения власти полян и утверждения киевской верхушки. Что и привело к принятию христианства на земле Русской.

                Ничего не напоминает?
                Никоновская реформа и гонения старообрядцев....

                Quote

                Существует множество версий почему князь Владимир принял именно христианство, что принесло христианство на Русь, какие последствия это имело

                Собственно - это очень большой вопрос - что именно имеется ввиду под принятием христианства:
                1.принятие нового культа
                2. какого именно христианства? оно на тот момент тоже различалось течениями:
                папская церковь , арианство , богомильство ....
                2.Может речь шла о смене епархии
                так можно довести количество вопросов до десятка и больше.........
                   lis
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 26 января 2007, 19:25

                  Kommandor
                  Слушай, это разбор полётов или вопрос, я не понял...
                     Kommandor
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 26 января 2007, 20:02

                    Вообще то - вопрос идёт первым предложением.
                    остальное - мысли вслух.
                    Кстати , во многом почерпнутые после переосмысления этого:
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                       Похожие Темы
                      RЧёрная книга / Black Book
                      RPG в славянском стиле
                      Автор A Age of Kings
                      Обновление 12 января 2024, 20:40
                      ККнига Илая
                      Ещё один фильм в жанре постапокалиптики.
                      Автор П Просто Тень
                      Обновление 09 декабря 2023, 18:28
                      МKsięga Czarodzieja (Книга Чародея)
                      Księga Czarodzieja (Книга Чародея) - польский мод на добавление фракций
                      Автор C Celman Ctraik
                      Обновление 08 февраля 2023, 14:41
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 14:22 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики