Федот
Цитата
Думаю ты преувеличиваешь, говоря о религиозной борьбе. Ничего религиозного в борьбе Олега с Аскольдом и Диром небыло, это чистая политика, борьба за Киевский престол.
Летописец говорит об этом - особенно этот аспект противостояния севера и юга виден в случае Ярополка, где прямо говорится о том, что с Владимиром пришло много язычников.
Цитата
Так же у них были близкая культура, язык, домостроительство, языческие святилища и др.
Это не овечает на вопрос о том, почему держава русских никогда не имела тенденцию к выходу на земли близкородственных балтийских славян? Почему русские участвовали в мелких скандинавских междоусобицах, Святослав пытался создать державу в Болгарии, русские владели Тмутараканью и Саркелом, но все продвижение на запад это Веприк, Кукейнос и Юрьев (да и те уже после принятия христианства и в Прибалтике)? Почему близкородственные племена не подали помощь? Может быть единства такого прочного не было?
Цитата
Дружина это отдельная ячейка, сословие. И главной фигурой в этом сословии является князь и воеводы. Вслед за Владимиром крестилось и ближайшее окружение. От него и началось постепенное распространение хрстиансква на Руси. В народе язычество держалось значительно дольше.
Ну начнем с того, что уже христианские дружинники убили Андрея Боголюбского, воевода Ярополка выдал своего князя Владимиру, что творили уже позже галицкие бояре об этом речь молчит... Если бы действительно было серьезное влияние язычества, то наверняка нашлись бы лица выступившие против него, а если оно было влиятельным и традиционным (в смысле общего единого культа всего конгломерата племен) то количество лиц выступивших против новой веры было бы очень значительным.
Цитата
"Чудес не бывает на свете".
Не буду так утверждать. В варианте концепции сильного язычества дружины только некое чудо произошедшее с Владимиром в ходе осады Корсуня могло вызвать у его дружины (которая большой частью была с ним) мысль о том, что старые боги это ничто...
Об этом кстати можно туманно видеть и в ПВЛ.
Цитата
Дружина князя была довольно полиэтническая. В нее входили разные славянские племена с разной религией, а также варяги, финно-угры, балты и другие.
Ты сам говорил в теме про русов Фалдана, что влияние скандинавов было небольшим на Руси. Или не так. При любом раскладе на мой взгляд национальный состав не наемного войска (а дружина это все же не наемники типа "ромейских" варягов) должно все равно примерно соответствовать национальному составу населения - то есть основная масса это все же наши прямые предки.
С другой стороны я уже писал, о том, что сам культ общий для всех племен Руси был создан Владимиром незадолго до Крещения и был также внешним воздействием, которое никак не коренилось на взглядах народных масс. Даже преположу, что он мог быть отголоском взглядов балтийских славян, принесенный с Севера через новгородских словен - но он был чужд подавляющему большинству других племен.
Цитата
Что такое коллаборционист? Как по-русски понять это слово?
Ренегат. Политический и религиозный. В самом прямом понятии этого слова употреблявшимся в отношении лиц передших в ислам в XVI - XIX столетии. Теперь понятно?
Цитата
Язычник - это религия, Язычниками были и скандинавы и славяне. Опять твои аргументы абсолютно неусвояемы.
и
Цитата
Многочисленные находки шведской колонизации Северной Руси представлены языческими артефактами, например молоточки Тора.
То есть все таки естьразница между славянским язычеством и скандинавским? Речь о том, что скандинавских элементов гораздо больше чем всех славянских языческих.
Цитата
На Руси были только шведы. Многочисленные находки шведской колонизации Северной Руси представлены языческими артефактами, например молоточки Тора. Христианского в этих находках ничего нет, так как шведы в это время были язычниками.
Цитата
На Руси скандинавы быстро, уже к середине X века, были ассимилированы в славянской среде.
Этот вывод основан на данных археологии. Однако остается открытым вопрос: не является ли исчезновение скандинавских признаков просто результатом смены языческих погребальных обрядов единым христианским? Ведь и в самой Скандинавии происходит тот же процесс. Ассимиляция отнюдь не исчерпывается усвоением новой материальной культуры. К числу важнейших признаков этнокультурой общности принадлежат язык, письменность, словесность и литература, религия, а также самосознание и самоидентификация. Именно совокупность всех этих элементов, а не только материальная культура, должна была в той или иной мере проявиться в ходе ассимиляции скандинавов на Руси.
Особую роль при этом играют язык и письменность. Их сохранение в иноэтничной и инокультурной среде может служить безусловным показателем обособленности этнической общности. Поэтому вопрос о племени утраты осевшими на Руси скандинавами и родного языка и рунического письма имеет принципиальное значение, но пока он не исследовался. В историческую литературу лишь вошло утверждение полностью согласующееся с выводами археологов ? о славянизации великокняжеского рода к середине Х века, поскольку в это время в княжеской среде скандинавские по происхождению имена якобы сменяются славянскими (первые славянские княжеские имена ? Святослав, возможно, также Предслава и Володислав ? упомянуты в договоре 944 года).
Языковая ситуация середины Х века достаточно убедительно восстанавливается по данным трактата Константина Багрянородного ?Об управлении империей?, написанного около 950 года. Параллельный список скандинавских и славянских названий Днепровских порогов, не содержащий сколько-нибудь существенных искажений исходных слов, указывает на свободное владение информатором Константина, вероятно, знатным росом (скандинавом), как древнескадинавским (древнешведским), так и древнерусским зыками. Можно предположить, что в среде знати в это время господствовалодвуязычие.
Ко второй половине XI века ситуация меняется. Два граффити в соборе св. Софии в Новгроде (второй половины XI векаи, вероятно, 1137 года) процарапаны лицами, носящими скандинавские имена Геребен и Фарьман (второе, скорее всего, прозвище), но написаны кириллицей. Надписи не оставляют сомнения, что для обоих авторов русский язык является родным, хотя они и носят скандинавские имена. Можно предположить, что вытеснение древнешведского языка и переход на русский в среде знати завершились где-то к середине XI века.
Но был ли к этому времени повсеместно забыть родной язык выходцами с севера? Уже в начале нашей эры германцы создали собственный вид письма, названный руническим ( от слова ?руна? - тайна, шепот; буква алфавита), который широко использовался вплоть до XIII-XIV веков. Поэтому приходившие на Русь варяги оставили немало предметов (монет, украшений, амулетов) с процарапанными на них надписями. Но большинство этих надписей относится к IX-XI векам, причем лишь в редких случаях можно с уверенностью говорить, что надписи сделаны жителями Руси.
1115-1130 годами достоверно датируется шиферное пряслице, обнаруженное в Звенигороде Галицком, с вырезанной руками надписью ?Сигрид? (женское имя). Другие скандинавские находки в Звенигороде отсутствуют, а значит, материальная культура тех, кто оставил надпись, не отличалась от культуры местного населения. Надпись на пряслице примечательна (чтобы не сказать сенсационна) в нескольких отношениях. Во-первых, она ? яркое свидетельство не только пребывания здесь скандинавов, но и сохранения ими своей языковой культуры. Во-вторых, надпись убедительно доказывает, что она оставлена не новопоселенцами, а потомками варягов, давно потерявшими связи с родиной. Дело в том, что в надписи использована руна g, которая в качестве буквенного знака практически вышла из употребления к концу IX века. Надпись исполнена в традициях рунического письма, которые неизбежно бы исчезли к XII веку, если бы у его носителей существовали стабильные контакты со Скандинавией.
Получается, что какая-то группа скандинавов, покинувшая родину самое позднее в начале X века, утратившая с ней связи и обосновавшаяся в Юго-Западной Руси, сумела сохранить свою письменность, а значит и язык, в славянском окружении на протяжении двух столетий. Остался и именослов: имя Сигрид принадлежит к числу распространенных во всех скандинавских странах женских имен. Не были забыты старые скандинавские языческие представления, хотя эти люди определенно были христианами. На выпуклой боковой стороне пряслица наряду с двумя крестами встречаем две руны f, название которых означает ?скот, имущество?, что позволяло использовать их в качество магического знака благополучия и процветания.
Ту же картину наблюдаем мы и со скандинавскими именами. Договор 944 года отнюдь не говорит об отказе княжеского рода от традиции использования скандинавских имен, как об этом постоянно пишут. Сокращение скандинавских имен в великокняжеской семье, кажется, происходит лишь в последние десятилетия Х века. Однако княжеский именослов этого времени почти не известен нам: он ограничен исключительно именами 12 сыновей Владимира, среди них лишь один носит скандинавское имя (Глеб). Позднее, когда в летописных рассказах упоминается значительно большее число князей, часто встречается целый ряд скандинавских имен: вряд ли они исчезли на полвека, а потом снова вошли в обиход.
Более показательна форма скандинавских имен. Имена Рюрик, Олег, Ольга утратили начальное ?аш?, а на стыке согласных ?лг- появился гласный, и два последних имени приобрели современный вид: Олег и Ольга. Особенно большое переработке в летописных текстах подверглись имена Игорь (из Ingvarr) и Глеб ( из ?. ). Однако маловероятно, что эти изменения произошли к середине и даже к концу Х века, хотя первое имя, Игорь, в договоре 944 года и в летописных статьях приведено уже в этой форме. Дело в том, что вплоть до конца Х века византийские авторы передают имя Игорь как Ингор, то есть сохраняют его скандинавскую форму. А имя Олег в документе на еврейском языке второй половины Х века передано как Хелгу. Это означает, что в живой речи конца Х века оба имени еще не изменились в той степени, как это представляет Нестор, писавший в начале XII века.
Таким образом, наиболее вероятно, что в княжеской среде скандинавские имена окончательно славянизировались лишь к концу XI века. Тогда же их скандинавское происхождение перестало ощущаться, и они стали восприниматься как древнерусские нехристианские имена.
Однако давно подмечено, что княжеская среда, как и вообще элита общества , наиболее быстро и легко усваивает культурные новшества. Крестьянство значительно консервативнее. Видимо, именно поэтому в новгородских берестяных грамотах мы обнаруживаем скандинавские имена сельских жителей с XI и вплоть до начала XV века. Таких человек восемь, именем девятого названо местное урочище ? Гугмор наволок (грамота ?2, датируемая 1409 ? 1422 годами). Особенно интересно, что в той же грамоте названы два человека со скандинавскими именами ? Воземут и Вльют. Возможно, что в этом поселке, расположенном на пути в Заволочье, с давних пор жила варяжская семья, сохранявшая исконные традиции именования детей.
Итак, с точки зрения языка и письменности, процесс этнокультурной ассимиляции некогда осевших на Руси скандинавов происходил совсем не столь интенсивно, как это представляется по данным археологии. В княжеской среде и в среде жителей крупных городов ассимиляция шла быстрее, завершившись в целом к концу XI века. На периферии же Древнерусского государства потомки варягов, видимо, образовывали достаточно замкнутые группы, длительное время сохранявшие язык, письмо, именослов и другие культурные традиции своих предков.
Цитата
В Новгороде найдены языческие святилища напоминающие об их балтийской родине - Арконе. Такие святилища были только там. Это нам говорит как раз о довольно развитом язычестве на Руси.
А может быть в Новгороде? Ведь два раза именно словене давали перевес язычеству в конфликтах с христианами (Аскольд и Дир/Ярополк)? И сопротивление силой было оказано только там?