Сообщество Империал: Античная история: вопросы - Сообщество Империал

Dick

Античная история: вопросы

Том второй
Тема создана: 22 июля 2006, 12:12 · Автор: Dick
 3 
 Dezperado
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 19 мая 2015, 13:57

Полезные ссылки по теме, которые, возможно, помогут решить многие вопросы
Исторические форумы:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Библиотеки, где можно найти публикации по теме, а также источники:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Тварий фон Мелкатор
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 30 октября 2017, 20:08

    Dezperado

    Тот же Сократ тоже бегал с поля боя

    Заступлюсь за Вильяма нашего Сократа.

    Цитата

    Во всяком случае он участвовал в походе под Амфиполь, а в битве при Делии спас жизнь Ксенофонту, подхватив его, когда тот упал с коня. Среди повального бегства афинян он отступал, не смешиваясь с ними, и спокойно оборачивался, готовый отразить любое нападение .
    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

    Что говорит о том, что оружия он не бросал и сохранял выдержку в ситуации когда очко сжимается до размеров атома :) .
       ШиП
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 31 октября 2017, 01:04

      Sextus Pompey

      вынести географию походов кимвров в отдельную тему?

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Dezperado
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 31 октября 2017, 13:30

        Tiberius S. Gracchus

        Конноли о каком шлеме?

        Коннолли об итало-коринфском шлеме, он же этруско-коринфский, который сейчас принято называть апуло-коринфским.
        Их выделено 5 типов, не считая поздних.
        Вот один из самых ранних, тип Б, сейчас в Копенгагене:


        Imp


        Вот тип С, вид сбоку, из Карлсруэ:


        Imp


        Вот такой же шлем из Мельфи, Апулия:


        Imp

        Основная особенность: имитация более раннего коринфского шлема. Но, в отличие от коринфского шлема, апуло-коринфский не надевали так, чтобы он действительно защищал лицо, наносник и глазницы были ложными. Натянуть более поздние экземпляры на лицо было просто невозможно.
        Что касается попыток найти такой шлем в Эрмитаже, то это очень оригинально, но надо учитывать всю коллекцию, т.е., то, что и в запасниках тоже. Коннолли почти наверняка увидел этот шлем в какой-нибудь книге или статье, и сослался на него.
           Tiberius S. Gracchus
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 31 октября 2017, 16:32

          Dezperado (31 октября 2017, 13:30):

          Что касается попыток найти такой шлем в Эрмитаже, то это очень оригинально, но надо учитывать всю коллекцию, т.е., то, что и в запасниках тоже. Коннолли почти наверняка увидел этот шлем в какой-нибудь книге или статье, и сослался на него.

          Я не претендую на оригинальность. Как вы могли читать выше, мой вопрос имеет сугубо практичную цель - узнать, есть ли информация на более точное расположение экспоната. И про запасники я тоже упоминал. Придётся самому побродить, может быть пообщаться с персоналом. :) Но, в любом случае - благодарю за ответ. :046:
             Александр Жмодиков
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 07 ноября 2017, 20:36

            Dezperado (31 октября 2017, 13:30):

            Коннолли об итало-коринфском шлеме, он же этруско-коринфский, который сейчас принято называть апуло-коринфским.
            Их выделено 5 типов, не считая поздних.
            Вот один из самых ранних, тип Б, сейчас в Копенгагене:

            Imp

            Вот тип С, вид сбоку, из Карлсруэ:

            Imp

            Вот такой же шлем из Мельфи, Апулия:

            Imp


            Отметим, что ни у одного из этих шлемов нет нащечников и даже следов их крепления (петель), и нет декоративных "завитков" (волют) на висках. А на шлемах на алтаре Домиция Агенобарба ясно видны нащечники и волюты.

            Dezperado (30 октября 2017, 15:37):

            Коннолли:
            В ленинградском Эрмитаже хранится шлем итало-коринфского типа, относящийся, видимо, к тому же периоду ( к 1 в до н.э.)


            В этом случае Коннолли впал в заблуждение. О каком конкретно шлеме он говорит – неизвестно. Я проконсультировался у Дмитрия Алексинского – он утверждает, что в Эрмитаже нет экземпляров итало-коринфских или апуло-коринфских шлемов, есть их изображения на апулийских вазах.
            К сожалению, Коннолли не проверял информацию, и нередко ошибался, как, например, в случае, когда он назвал посвятительную стелу, заказанную карфагенским офицером, могильной плитой испанского наемника, хотя на ней есть надпись, в которой сказано, кто и зачем заказал эту стелу.

            Цитата

            Алексей Козленко на Легионе как-то дал краткий обзор по римским потерям во время ВПВ, котрый основан на тех историках, что я уже цитировал.
            При таком уровне мобилизации неизбежно несколько человек в семье должны были служить одновременно и у них неизбежно должна быть дифференциация и по вооружению, и по возрасту.


            Но после битвы при Каннах, как сообщает Ливий, римское государство озаботилось заготовкой вооружения, очевидно, чтобы вооружить людей, у которых не было своего вооружения. Стало быть, такие люди были уже тогда, и их было немало. Для обычных войн, когда римляне выставляли только четыре легиона одновременно, хватало людей, способных обеспечить себя вооружением, а для большой войны, да еще после серии крупных поражений, таких людей уже не хватало.

            Цитата

            Я просил привести случай ординарный, а вы привели случай экстраординарный.


            А Вторая Пуническая война, о которой вы только что говорили – это ординарный случай? Обычная война для Рима того периода?

            Цитата

            Теперь, из этого отрывка следует, что сенат приказал неизвестно кому заготовить оружие, судя по контексту вообще римлянам, что были в Риме. Ну и что? Что касается доспехов из храмов, ну собрали они несколько сот комплектов, ну и что?


            Ну и то, что это прямое свидетельство, что государство взяло на себя заготовление вооружения, как оборонительного вооружения (arma, под этим термином подразумеваются щиты, шлемы и доспехи), так и оружия (tela, под этим термином обычно подразумеваются метательные копья, в том числе пилумы и дротики, но в общем смысле может подразумеваться все оружие, в том числе мечи). Об этом говорится в первой части фразы. Изъятие трофейных доспехов из храмов – это дополнительная мера.

            Цитата

            Ну так было что показывать, сам Ганнибал оценил.


            Причем тут Ганнибал? Изображения римских воинов разве для Ганнибала делали?

            Цитата

            Она стала нормой еще с 123г до н.э, после одно из законов Гая Гракха, т.к. в это время римляне уже массово бегали от армии. Но это уже начинался совсем другой период.


            Другой период, в который выдача вооружения государством стала нормой. В предыдущие периоды это были единичные случаи в экстренных ситуациях, но они были. Так что римляне в конце II века до н.э. ничего нового не придумали – они просто сделали нормой то, что раньше было редким мероприятием. С одной стороны, в государстве стало много граждан, неспособных обеспечить себя полным вооружением, с другой стороны, государство стало достаточно богатым, чтобы взять на себя вооружение большого количества людей на постоянной основе.

            Цитата

            Просто нет слов. Фотошоп появился в 1989г. Интернет появился в 1991г. Сапиенти сат.


            Это значит, что можно прибегать к шарлатанским методам? Изучать нужно сам предмет, или хотя бы фотографии с высоким разрешением, сделанные с разных ракурсов и при разном освещении (поверьте, открываются действительно интересные детали даже на давно известных рельефах), а не фотографии с низким разрешением, снятые с одного и того же ракурса. К тому же даже после вашей обработки, чтобы увидеть там ложные глаза и наносник, нужно включить воображение или иметь фильтр в голове.

            Цитата

            Вот изображение, прошедшее через уровни:
            Ясно виден наносник и ложный глаз.
            Теперь, другое фото этого же шлема, без фотошопа, ясно виден наносник и ложный глаз.
            И вот третье фото того же шлема без фотошопа, ясно виден наносник и ложный глаз на том же месте, что и на предыдущих изображениях.
            А отсюда следует вывод, что метод анализа по уровням работает, чтобы кому не хотелось.
            И что этот шлем ничего общего с эллинистическими шлемами не имеет.


            Если, по-вашему, наносник и ложный глаз видны без обработки фотографии в Фотошопе, зачем вообще нужна эта обработка? И я давно сказал, что я допускаю, что этот конкретный шлем «военачальника» действительно итало-коринфский – я не вижу у него нащечников и «завитка» (волюты) на виске. Но у прочих шлемов я без всякой обработки в Фотошопе четко вижу нащечники определенной формы и волюты определенной формы, а вот наносников и ложных глаз не вижу. Нащечники такой же формы и волюты такой же формы я четко вижу на некоторых эллинистических шлемах и не вижу на известных итало-коринфских (или апуло-коринфских, если угодно). Сильно выступающий «козырек» у некоторых шлемов на алтаре тоже похож на козырьки тех же эллинистических шлемов. Из этого я делаю вывод, что прочие шлемы на алтаре – не итало-коринфские, а либо типа Монтефортино (один), либо эллинистические «сидонского» типа.

            Цитата

            И, наконец, вообще по всем шлемам. Вот вам мнение такого светилы оружиеведения, как Рассел Робинсон, Robinson H. Russell. Armour of Imperial Rome, Arms & Armour Press, 1975
            Т.е. Робинсон пишет, что из четырех легионеров один носит типичный шлем монтефортино, о чем я вам и писал, а трое других этрусско-коринфские шлемы (так тогда называли апуло-коринфские шлемы) с нащечниками и псевдо налобниками (faceguard, дословно -- защитная маска), выполненными в виде козырька. И никаких эллинистических шлемов в данном случае он не видит.


            Это его проблемы, не мои. Я вам уже говорил: не надо пытаться давить меня авторитетами, мнения авторитетов не затуманивают мне глаза и не выключают мой мозг. Я давно научился видеть то, что есть, и не видеть того, чего нет, что бы там ни говорили авторитеты, даже если они все будут говорить хором, что там есть то, чего я не вижу, и нет того, что я вижу. Я верю своим глазам, а не авторитетам.

            Цитата

            И греки и римлянцы, когда надо превосходно бегали с поля боя, бросая щиты. Тот же Сократ тоже бегал с поля боя. Даже Демосфен и тот бегал.


            Сократ не бегал, а отступал с достоинством и прикрывал других. Он участвовал как минимум в трех битвах: при Потидее в 430 году до н.э., при Делии в 424 году и при Амфиполе в 422 году, две последние битвы афиняне проиграли, но к храбрости Сократа никто претензий не предъявлял, насколько я знаю.

            Цитата

            Так что римляне утонули на Траземенском озере именно из-за кольчуг, что свидетельствует о высокой доли окольчуженных на начало ВПВ.


            Я так и не понял, из чего следует этот тезис. Ливий, в тех местах, где он пересказывал Полибия, переводил hopla как arma (защитное вооружение и снаряжение вообще, включая щит, шлем и доспехи). Так что Полибий, пересказывая рассказы римлян о битвах, словом hopla, вероятно, передавал все то же arma. Переводить arma как «панцирь» - неточно и скорее всего неверно.

            Цитата

            Преполно там было литературы. Андроник, Плавт, Теренций Афр, Стаций, Марк Порций Катон Старший, Энний, Невий, Марк Пакувий.


            Небогатый выбор по сравнению с греческой литературой той же эпохи. К тому же Плавт, например, переводил греческие пьесы на латынь. Зачем Полибию читать греческие пьесы в переводе на латынь? А самое важное – Полибий не упоминает эти источники. Он один раз упоминает мнение Катона по одному вопросу, но из слов Полибия не ясно, читал ли он это мнение или слышал от кого-нибудь.

            Цитата

            Да нет, это ваши взгляды на Полибия несколько фантастичны


            Ничего фантастичного – нет сведений, что Полибий умел читать по-латыни, вот я и считаю, что он не умел. Ничего необычного я в этом не вижу. Например, Плутарх, который жил в I веке н.э., то есть, уже в пределах Римской империи, и бывал в Риме, сообщает, что в период пребывания в Риме он был так занят с учениками, что ему некогда было изучать латынь, так что он начал ее изучать только на склоне лет («Демосфен», 2). Очевидно, его ученики в Риме говорили по-гречески.

            Цитата

            у вас он какой-то король в изгнании. А на самом деле он был ахейский заложник. Этих ахейских заложников погибло несколько сотен человек в римском плену и никто не понес ответственности. А у вас за Полибием ходят самые знатные римляне и ему надписи переводят.


            Полибий сам сообщает о своей близкой дружбе со Сципионом Эмилианом, и некоторые другие авторы тоже. Причем знакомство завязалось при передаче каких-то греческих книг с беседы об этих книгах. В результате Полибий оказался в привилегированном для заложника положении. Прочие ахейские заложники жили не в Риме, а в других городах, а Полибий жил в Риме. Он либо часто бывал в доме Сципионов, либо даже жил в нем. Он мог охотиться и ездить по Италии аж до ее южных оконечностей. Он сопровождал Сципиона Эмилиана в некоторых походах даже за пределами Италии. Так что может он и не король в изгнании, но все же и не мелочь какая-нибудь.

            Цитата

            Сам бы выучился, никуда бы не делся.


            Зачем знатному греку учить язык западных варваров, если некоторые из них сносно говорят и пишут на греческом, а в главном городе этих варваров можно раздобыть греческие книги? Эмилий Павел, отец Сципиона Эмилиана, захватил библиотеку македонского царя Персея и вывез ее в Рим, и есть мнение, что те книги, о которых беседовали Полибий и Сицпион Эмилиан при знакомстве, были из той самой библиотеки. Конечно, можно предположить, что Полибий немного научился говорить и даже читать на латыни, но это только предположение, из которого нельзя делать выводов, и на его основе нельзя делать новые предположения.

            Цитата

            В лучшем случае послали бы грека-секретаря (двуязычного). Что касается архаической латыни, то "Законы 12 таблиц" были написаны именно на ней, а эти законы римляне изучали еще в школе, т.е. если бы Полибий взялся за латынь, мимо них бы он не прошел. Может он и не понял пару выражений, и ему специалисты и растолковали, но это и все. И нигде Полибий не говорит, что ему кто-то что-то переводил.


            Но Полибий так же не говорит, что он сам прочитал эти древние надписи. Он говорит, что эти надписи могли понять только весьма сведущие и внимательные читатели, да и то с трудом. Я не думаю, что он имел в виду себя или даже какого-нибудь другого грека.
               løgan
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 11 ноября 2017, 00:12

              Вопрос историкам-знатокам языческих религий: каков был статус Митры, Сола Инвиктуса и Сераписа в римском пантеоне? Были ли эти боги частью официальной религии, или стояли особняком от олимпийских богов? Опять же, не совсем понятно: какое божество было самым главным в Риме - Юпитер Оптимус Максимус или Митра, или вообще Сол? Запутался в иерархии этих богов, тут, увы, в отличие от греческой религии, подчинённость менее очевидная. Также встречал упоминание о храме Исиды в Риме ещё в республиканскую эпоху - интересно, как римляне относились к чужим языческим богам в своём государстве. Есть какие-либо ли работы или статьи на эту тему?
                 mulder
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 11 ноября 2017, 14:22

                løgan

                Вопрос историкам-знатокам языческих религий: каков был статус Митры, Сола Инвиктуса и Сераписа в римском пантеоне? Были ли эти боги частью официальной религии, или стояли особняком от олимпийских богов? Опять же, не совсем понятно: какое божество было самым главным в Риме - Юпитер Оптимус Максимус или Митра, или вообще Сол? Запутался в иерархии этих богов, тут, увы, в отличие от греческой религии, подчинённость менее очевидная. Также встречал упоминание о храме Исиды в Риме ещё в республиканскую эпоху - интересно, как римляне относились к чужим языческим богам в своём государстве. Есть какие-либо ли работы или статьи на эту тему?

                Франц Кюмон. Восточные религии в римском язычестве.
                Е.М. Штаерман .Социальные основы религии Древнего Рима.
                   Sextus Pompey
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 11 ноября 2017, 15:13

                  løgan (11 ноября 2017, 00:12):

                  Вопрос историкам-знатокам языческих религий: каков был статус Митры, Сола Инвиктуса и Сераписа в римском пантеоне? Были ли эти боги частью официальной религии, или стояли особняком от олимпийских богов? Опять же, не совсем понятно: какое божество было самым главным в Риме - Юпитер Оптимус Максимус или Митра, или вообще Сол? Запутался в иерархии этих богов, тут, увы, в отличие от греческой религии, подчинённость менее очевидная. Также встречал упоминание о храме Исиды в Риме ещё в республиканскую эпоху - интересно, как римляне относились к чужим языческим богам в своём государстве. Есть какие-либо ли работы или статьи на эту тему?

                  Вопрос очень широкий... Может быть, обсудить его в отдельной теме?
                     Dezperado
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 13 ноября 2017, 15:02

                    Александр Жмодиков

                    Отметим, что ни у одного из этих шлемов нет нащечников и даже следов их крепления (петель), и нет декоративных "завитков" (волют) на висках. А на шлемах на алтаре Домиция Агенобарба ясно видны нащечники и волюты.

                    Так это же ранние апуло-коринфские шлемы, 6-4 вв дон.э., а мы обсуждаем поздние.

                    Александр Жмодиков

                    В этом случае Коннолли впал в заблуждение. О каком конкретно шлеме он говорит – неизвестно. Я проконсультировался у Дмитрия Алексинского – он утверждает, что в Эрмитаже нет экземпляров итало-коринфских или апуло-коринфских шлемов, есть их изображения на апулийских вазах.

                    Ну, если уж дело дошло до Дмитрия Алексинского, который и работает в Эрмитаже, то да, утверждение Коннолли нужно ставить под вопрос.

                    Александр Жмодиков

                    Но после битвы при Каннах, как сообщает Ливий, римское государство озаботилось заготовкой вооружения, очевидно, чтобы вооружить людей, у которых не было своего вооружения.

                    Да там ни слова об этом. Там написано, что кому-то приказали приготовить оружие. Кому? Судя по контексту, самим же римлянам. Там же не сказано, что римские кузнецы, скажем, получили госзаказ от сената на вооружение для всех римлян. Ничего этого там нет! "Заготовьте оружие!" Это можно понять и так, что всем римлянам, что были в Риме, приказали срочно заготовить оружие, готовиться к осаде. Тут же вооружают 8 тыс рабов. Вот их за госсчет, согласен.

                    Александр Жмодиков

                    А Вторая Пуническая война, о которой вы только что говорили – это ординарный случай? Обычная война для Рима того периода?

                    Ну то есть нет ординарных случаев? Бывает.

                    Александр Жмодиков

                    Причем тут Ганнибал?

                    Ганнибал тут при том, что он римским оружием перевооружил свою армию, что указывает, что с оружием у римлян все было в порядке, не стал бы он кардиофилаксами своих перевооружать. А это значит, что изображения соответствуют действительности.

                    Александр Жмодиков

                    Это значит, что можно прибегать к шарлатанским методам? Изучать нужно сам предмет, или хотя бы фотографии с высоким разрешением, сделанные с разных ракурсов и при разном освещении

                    А, ну то есть способность работать с современными технологиями вы называете "шарлатанством"? Вспоминается известное "Я Пастернака не читал, но осуждаю". Что же касается моего пассажа "Просто нет слов. Фотошоп появился в 1989г. Интернет появился в 1991г. Сапиенти сат" , то я обращаю ваше внимание на тот факт, что вы сами пользуетесь фотографиями из Инета, а это значит, обработанными в Фотошопе. Вот вы привели фото с Сидонских стел. Но вы же сами не ездили к этим стелам, не делали фотографий с разных ракурсов и не выкладывали здесь. Например, вы видели, как выглядят те же фотографии Александрийских и часть тех же Сидонских стел до их обработки? Как говорится, "врачу, исцилися сам!"

                    Александр Жмодиков

                    Но у прочих шлемов я без всякой обработки в Фотошопе четко вижу нащечники определенной формы и волюты определенной формы, а вот наносников и ложных глаз не вижу.

                    Эти наносники и ложные глаза увидел Рассел Робинсон, так что можете отрицать эти факты и дальше, как вам угодно.

                    Александр Жмодиков

                    Это его проблемы, не мои. Я вам уже говорил: не надо пытаться давить меня авторитетами, мнения авторитетов не затуманивают мне глаза и не выключают мой мозг.

                    Извините, но после мнения Рассела Робинсона спор по шлемам потерял для меня всякий смысл. Я доверяю его мнению и придерживаюсь его точки зрения. :046:

                    Александр Жмодиков

                    Сократ не бегал, а отступал с достоинством и прикрывал других. Он участвовал как минимум в трех битвах: при Потидее в 430 году до н.э., при Делии в 424 году и при Амфиполе в 422 году, две последние битвы афиняне проиграли, но к храбрости Сократа никто претензий не предъявлял, насколько я знаю.

                    Я так замечу, что отступающий Сократ у Диогена Лаэртского очень похож на отступающего Аякса Теламонида в "Илиаде", который прикрывал своих от троянцев, так что это может быть топик. Но ладно, для нас важнее то, что мы увидим, если повернем камеру от Сократа чуть вбок, у того же Диогена Лаэртского:
                    "Во всяком случае он участвовал в походе под Амфиполь, а в битве при Делии спас жизнь Ксенофонту, подхватив его, когда тот упал с коня. Среди повального бегства афинян он отступал, не смешиваясь с ними, и спокойно оборачивался, готовый отразить любое нападение" .
                    И что же мы видим? А мы видим повальное бегство афинян, которые бежали с поля боя. И уж, конечно, бросив щиты, которые весили около 8 кг (можно вспомнить жалобы солдата Ксенофонту на тяжелый щит из "Анабасиса" и специальных слуг или рабов, что носили щиты гоплитов).

                    Александр Жмодиков

                    Так что Полибий, пересказывая рассказы римлян о битвах, словом hopla, вероятно, передавал все то же arma. Переводить arma как «панцирь» - неточно и скорее всего неверно.

                    Еще как верно и точно, потому что у Полибия римляне утонули из-за тяжести вооружения, щиты бы они отбросили, шлемы тоже на раз-два, кардиофилакс легкий, и только панцирь и тяжелый, и не снимешь быстро. Других версий просто нет. Ну если только не считать, что римлянцы со слезами на глазах пытались плыть, но не бросить щитов, и утонули, но не бросили щитов.

                    Александр Жмодиков

                    А самое важное – Полибий не упоминает эти источники.

                    Но Полибий же не писал по пьесам Теренция Афра свою историю? Вы спросили: а что ему было читать на латыни. Я привел список. Кстати, одних только речей Катона у того же Цицерона было больше 150. Можно было просто зачитаться.

                    Александр Жмодиков

                    Ничего фантастичного – нет сведений, что Полибий умел читать по-латыни, вот я и считаю, что он не умел.

                    Нет сведений, что он прожил 17 лет в Риме и не умел читать по-латыни, поэтому я считаю, что умел.

                    Александр Жмодиков

                    Полибий сам сообщает о своей близкой дружбе со Сципионом Эмилианом, и некоторые другие авторы тоже.

                    Но это же не значит, что Сципион бегал у Полибия на побегушках. И переводил ему огромные куски текста. Кстати, тот же Катон считал что латынь -- это диалект греческого, и сам выучил греческий. И только заложник Полибий от латыни нос воротит.
                       Tiberius S. Gracchus
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 13 ноября 2017, 16:00

                      Dezperado (13 ноября 2017, 15:02):

                      Ну, если уж дело дошло до Дмитрия Алексинского, который и работает в Эрмитаже, то да, утверждение Коннолли нужно ставить под вопрос.

                      Оффтоп (контент вне темы)
                         Похожие Темы
                        TВопросы по Total War: Rome II. Том II
                        Вопросы по Total War: Rome II. Том II
                        Автор A Alexander_NSK
                        Обновление Сегодня, 08:25
                        КВопросы по Моддингу в Total War: Rome II (Rome 2 Total War)
                        Обсуждаем что и как сделать
                        Автор F Ffq
                        Обновление Вчера, 20:36
                        ДИстория римской армии
                        Всё, что с ней связано
                        Автор J Jackel
                        Обновление 22 апреля 2024, 01:38
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 24 апр 2024, 11:24 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики