Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Так это же ранние апуло-коринфские шлемы, 6-4 вв дон.э., а мы обсуждаем поздние.
А что такое «поздние апуло-коринфские шлемы»? Покажите хоть один, чтобы было что обсуждать. А то мне тут говорят, что самые поздние настоящие апуло-коринфские шлемы – это конец 4 века до н.э., а тот единственный и очень странный поздний шлем, о котором я говорил, очень сильно отличается от апуло-коринфских по целому ряду признаков, аналогов не имеет и скорее всего не боевой, а церемониальный. Имеются хотя бы изображения, на которых четко видны признаки апуло-коринфского шлема и в то же время нащечники и волюты?
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Да там ни слова об этом. Там написано, что кому-то приказали приготовить оружие. Кому? Судя по контексту, самим же римлянам. Там же не сказано, что римские кузнецы, скажем, получили госзаказ от сената на вооружение для всех римлян. Ничего этого там нет! "Заготовьте оружие!" Это можно понять и так, что всем римлянам, что были в Риме, приказали срочно заготовить оружие, готовиться к осаде.
И как вы себе представляете это заготовление оборонительного и наступательного вооружения гражданами? Как обычные римляне, торговцы, ремесленники, содержатели харчевен, могли заготовить оборонительное и наступательное вооружение?
Кстати, немного позже диктатор Марк Юний Пера привлек 6 тыс. должников и преступников, которым пообещал списание долгов и прощение преступлений, если те пойдут в солдаты, и вооружил их трофеями с галльского триумфа Гая Фламиния (Liv.23.14.2-4).
В обоих случаях важен сам факт, что государство берет на себя снабжение новобранцев вооружением.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Ганнибал тут при том, что он римским оружием перевооружил свою армию, что указывает, что с оружием у римлян все было в порядке, не стал бы он кардиофилаксами своих перевооружать. А это значит, что изображения соответствуют действительности.
Вообще-то неизвестно точно, каким именно вооружением Ганнибал перевооружил своих «африканцев». У Полибия все то же hopla, у Ливия – все то же arma.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
А, ну то есть способность работать с современными технологиями вы называете "шарлатанством"?
Смотря как их использовать. Фотографировать рельефы и статуи современными камерами с высоким разрешением с разных ракурсов при разном освещении, изучать сохранившиеся в углублениях остатки красок – это правильное использование современных технологий. А так, как вы используете современные технологии – это чистое шарлатанство.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
я обращаю ваше внимание на тот факт, что вы сами пользуетесь фотографиями из Инета, а это значит, обработанными в Фотошопе. Вот вы привели фото с Сидонских стел. И что, вы сами съездили к этим стелам, сделали свои фото с разных ракурсов и выложили здесь?
А зачем фреску фотографировать с разных ракурсов? Она же плоская. И я не пытаюсь найти на ней какие-то мелкие мутные детали, которых не видно даже после обработки в Фотошопе - я говорю только о крупных, хорошо различимых деталях: нащечники, волюты, плюмаж. Вы их видите? При этом нащечники и волюты можно увидеть не только на эллинистических фресках, но и на реальных эллинистических шлемах. Кстати, вы не пробовали обработать фотографии сидонских фресок своими методами? Может, вы и на них найдете ложные глаза и наносники?
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Эти наносники и ложные глаза увидел Рассел Робинсон
Ага, наносники и ложные глаза он увидел, а нащечники и волюты, совершенно нехарактерные для апуло-коринфских шлемов, он не увидел. У него явно что-то не так с глазами или с головой.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Извините, но после мнения Рассела Робинсона спор по шлемам потерял для меня всякий смысл. Я доверяю его мнению и придерживаюсь его точки зрения.
То есть, вы тоже не видите нащечники и волюты? Или считаете их характерными для апуло-коринфских шлемов? Можете показать хоть один апуло-коринфский шлем с нащечниками и волютами?
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Я так замечу, что отступающий Сократ у Диогена Лаэртского очень похож на отступающего Аякса Теламонида в "Илиаде", который прикрывал своих от троянцев, так что это может быть топик. Но ладно, для нас важнее то, что мы увидим, если повернем камеру от Сократа чуть вбок, у того же Диогена Лаэртского:
"Во всяком случае он участвовал в походе под Амфиполь, а в битве при Делии спас жизнь Ксенофонту, подхватив его, когда тот упал с коня. Среди повального бегства афинян он отступал, не смешиваясь с ними, и спокойно оборачивался, готовый отразить любое нападение" .
И что же мы видим? А мы видим повальное бегство афинян, которые бежали с поля боя. И уж, конечно, бросив щиты, которые весили около 8 кг (можно вспомнить жалобы солдата Ксенофонту на тяжелый щит из "Анабасиса" и специальных слуг или рабов, что носили щиты гоплитов).
Гоплиты сами несли все свое вооружение. Слуги или рабы несли продовольствие и вещи, необходимые в походе. Щитоносцы (гиспасписты) и копьеносцы (дорифоры) были только у военачальников. А случай, про который рассказывает Ксенофонт, был такой: он убедил греков, что им нужно достичь вершины горы раньше, чем противник достигнет ее, и повел отряд на эту вершину, уговаривая гоплитов подниматься быстрее. Ксенофонт был верхом. Один из гоплитов, Сотерид из города Сикион, сказал ему: «Мы не в одинаковых условиях, ты на коне, а мне тяжело нести щит.» Ксенофонт сошел с коня, взял щит Сотерида и пошел вперед как можно скорее. Ему было нелегко, потому что он был во всадническом панцире. Другие гоплиты стали бить, толкать и ругать Сотерида, и заставили его снова взять свой щит. Греки достигли вершины раньше противника. Анабасис 3.4.39-49.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Еще как верно и точно, потому что у Полибия римляне утонули из-за тяжести вооружения
Полибий не говорит «из-за тяжести вооружения». Кстати, он говорит, что лишь некоторые римляне пытались плыть и тонули, а большинство стояли в воде, только головы торчали. С чего вы решили, что рассказ Полибия говорит о том, что кольчуги были у большинства римлян – непонятно.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Но Полибий же не писал по пьесам Теренция Афра свою историю? Вы спросили: а что ему было читать на латыни. Я привел список. Кстати, одних только речей Катона у того же Цицерона было больше 150. Можно было просто зачитаться.
А зачем Полибию было читать эти источники?
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Нет сведений, что он прожил 17 лет в Риме и не умел читать по-латыни, поэтому я считаю, что умел.
Считать вы можете что угодно, но это невозможно доказать, потому что нет сведений, подтверждающих это.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDezperado (13 ноября 2017, 15:02):
Но это же не значит, что Сципион бегал у Полибия на побегушках. И переводил ему огромные куски текста.
Причем тут «на побегушках»? Я полагаю, Сципион Эмилиан показывал Полибию город, в том числе тот храм, где хранились те плиты, на которых были выбиты те старинные договора, Полибий спросил, что на них написано, Сципион Эмилиан рассказал.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата
Кстати, тот же Катон считал что латынь -- это диалект греческого, и сам выучил греческий. И только заложник Полибий от латыни нос воротит.
Греческий – язык высокой культуры. Спустя некоторое время каждый образованный римлянин учил греческий. А для греков латынь, особенно во времена Полибия – язык западных варваров, культура которых вторична.