И ключевой вопрос это еще и логистика. Османов под Астраханью и Чигирином во многом подводила логистика. Плюс рейды калмыков по тылам (Чигиринские походы). А под Астраханью, то во первых русских поддерживали ногайцы. Плюс тихий саботаж Девлет-Гирея, которому не улыбался османский санджак в Астрахани, которую он хотел завоевать сам и этому посвятил походы 1571-1572 гг.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Турки это вам не ногаи и татары. Это как никак войско земледельческого общество пусть даже с отрядами кочевников.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Количества войск Османов в нескольких кампаниях таки известны. Правда всегда нужно полагаться на архивные источники, а не на летописи и мемуары. В росписях указываются конкретные цифры.
Нерентабельность мелкого тимара на рубеже XVI-XVII вв. была усугублена докатившейся до Турции волной «революции цен», вызванной наплывом в Европу дешевого американского серебра. Цены, как и налоги с крестьян, стали быстро увеличиваться, что опять-таки, с одной стороны, способствовало еще большему разорению райя, а с другой - ухудшению положения мелких тимариотов, сумма ежегодного дохода которых была жестко фиксирована. Все это вызвало серию народных восстаний, в которых принимали участие и деклассированные элементы, и крестьянские низы, и даже тимариоты. Результатом было как сокращение доходов казны, так и упадок воинского могущества империи. Необходимы были срочные реформы.
Сначала власти пошли по наиболее легкому пути. Наглядно проявившийся упадок боеспособности воинов-сипахи было решено компенсировать увеличением корпуса живших за счет выдач из казны янычар: в 1595 г. их было примерно 25 тыс., а несколько десятилетий спустя - уже 50 тыс. Однако ставка на янычар дала, как то бывало и с арабскими гулямами-мамлюками, обратный эффект. Расходы на армию резко увеличились, и казна не всегда была в состоянии вовремя выплачивать жалованье янычарам, которые в ответ начинали бунтовать и даже смещать неугодных им султанов. Кризис и нестабильность стали проявляться с еще большей силой.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Процесс дробления тимаров продолжался, причем все увеличивалось количество тимариотов, которые не были в состоянии выполнять свои воинские обязанности. Нуждаясь в деньгах, казна подчас продавала их владения, которые при этом нередко переходили в руки разбогатевших торговцев либо ростовщиков. Выходцы из этих слоев населения с конца XVII в. активно включились и в сферу откупа, которая в интересах казны была усовершенствована: земли категории хасс, как и некоторые иные ненаследственные пожалования, все чаще отдавались на откуп мультазимам пожизненно.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
На Балканах было много различных сел население которых относилось и к военному сословию (аскеры) и податному (реайя), при практически этом каждое село имело свои условия службы.
Так с мусульманских сел, где жили юруки, пять воинов выставлялось от очага (25 мужчин) (район Фесалоники и Варны).
Албанские химариоты (частью мусульмане, частью христиане) обязаны были являться на службу поголовно.
Войницкие села, относились к реайя, но имели самоуправление и были практически освобождены от налогов, они не платили даже обязательный налог с немусульман. Теоретически войниганы (сипахи) также были обязаны поголовно являться на службу со своим вооружением. Но на практике каждое село выставляло свой отряд под собственным знаменем в зависимости от содержания которое получали от Порты.
Села, где жили дербенджи (тоже христиане) выставляли одного воина на 30 хозяйств. Но если войниганы собирались только во время военных походов, дербенджи служили постоянно - охраняли дороги. Не их села накладывались некоторые налоги.
Были еще и другие войницкие села со своими условиями службы и льготного обложения.
Изначально войниганские отряды входили в султанскую армию, но с 17-18-го веков число их сел сократили, а сами войниганы превратились в вспомогательные отряды.
На гравюрах 17-18-го веков войниганы изображены пешими вооруженные саблями и мушкетами.
ИМХО, войницкие села это аналог казачих станиц. Особенно учитывая, то что в них было запрещено жить туркам и обычным крестьянам, а многие села принципиально не занимались земледелием, а скотоводством и ремеслом.