Agapich.S (04 сентября 2017, 12:48):
Добрый день. Подскажите пожалуйста, где находилась знамённая группа , барабанщики при построении в атакующую батальонную колонну пехоты в русской армии 1812 года?
Некоторое время назад я отвечал на похожий вопрос на другом форуме, копирую оттуда:
По поводу расположения барабанщиков и музыкантов в "колонне к атаке" в уставе сказано только следующее: «музыканты и барабанщики становятся за хвостом колонны», и все.
(Воинский устав о пехотной службе. СПб., 1816, отделение 3 (О баталионном учении), часть 6, глава 4, параграф 601, с. 356).
В другом месте сказано, что в густой колонне или в колонне с половинными дистанциями музыканты становятся позади барабанщиков (отделение 3, часть 3, глава 4, параграфы 197-203, примечание 2, с. 259). Колонна к атаке – это колонна с дистанциями, равными половине ширины фронта взвода, так что сказанное выше относится и к ней. Там же сказано, что в колонне с полными дистанциями (взводная колонна с дистанциями, равными ширине фронта взвода) барабанщики и музыканты остаются на своих местах, то есть, там, где им полагалось быть в исходном построении в линию.
В уставе, напечатанном в 1811 году, сказано, что когда батальон построен в линию, в исходном положении барабанщики должны быть построены в три шеренги на правом фланге батальона, батальонный барабанщик – на правом фланге их первой шеренги, музыканты – справа от барабанщиков (Воинский устав о пехотной службе. СПб., 1811, с. 6). На схеме построения полка из схем к уставу, напечатанному в 1816 году (План I), показано, что левый фланг барабанщиков 2-го и 3-го батальонов должен быть отделен от правого фланга их батальона интервалом шириной в один ряд, первая шеренга барабанщиков – на уровне второй шеренги батальона, флейтщики – исходно в одну шеренгу справа от батальонного барабанщика вплотную к нему. Полковые музыканты построены в три шеренги и находятся между правым флангом 1-го батальона и барабанщиками этого батальона, на том же уровне и с интервалами в ширину одного ряда от фланга батальона и от барабанщиков.
В тексте устава сказано, что когда батальон готовился к движению или к стрельбе, батальонный барабанщик и оба флейтщика выходили из строя вперед и становились в нескольких шагах от батальонного командира перед 5-ым взводом. Прочие барабанщики уходили за фронт и становились за 5-ым взводом. Полковые музыканты также уходили за фронт и становились в 10 шагах позади первого взвода (гренадерского) первого батальона. Перед открытием огня батальонный командир уезжал за фронт и становился в 16 шагах за серединой батальона, при этом батальонный барабанщик и флейтщики следовали за ним (отделение 3, часть 1, глава 3, параграф 15, 17 и 22, с. 216-218).
На схеме построения полка (План I), показано, что рядом с батальонным командиром находились не только батальонный барабанщик и флейтщики, но и еще один барабанщик (все в одну шеренгу, слева направо: барабанщик, батальонный барабанщик, два флейтщика). Батальонный командир исходно находился в 16 шагах перед серединой батальона. Все остальные барабанщики сразу отходят за фронт и становятся позади 5-го взвода, судя по масштабу, примерно в 15 шагах от задней шеренги, правофланговый барабанщик ровно позади унтер-офицера в третьей шеренге 5-го взвода, который отделяет два ряда рядовых (знаменные ряды) слева от знаменной группы. Музыканты на схеме отходят за фронт и становятся примерно за серединой первого (гренадерского) взвода, почему-то чуть правее середины.
Когда батальон был построен в колонну, батальонный командир не имел назначенного места (отделение 3, часть 3, глава 1, параграф 180, с. 253). То есть, он мог находиться там, где считал нужным.
Еще пара моментов:
1. В процессе перестроения из линии в колонну к атаке командиры 1-го, 2-го, 3-го, 6-го, 7-го и 8-го взводов выходили из строя, их места занимали унтер-офицеры из 3-ей шеренги, а когда взводы приходили на свои места, офицеры опять занимали места в первой шеренге, командиры 1-го, 2-го и 3-го взводов – на правом фланге своих взводов, командиры 6-го, 7-го и 8-го взводов – на левом фланге своих взводов (1816 год, отделение 3, часть 3, глава 4, параграф 230, с. 264) в затылок офицеру на левом фланге 5-го взвода. Я только не понял, переходил ли командир 5-го взвода, который при построении в линию находился на правом фланге взвода, на левый фланг, или на левый фланг становился замыкающий офицер 5-го взвода.
2. Перед открытием огня офицеры из 1-ой шеренги и стоящие за ними в 3-ей шеренге унтер-офицеры уходили за фронт, командиры дивизионов становились за серединой своих дивизионов в 6 шагах позади замыкающих унтер-офицеров, командиры взводов – за серединой своих взводов в 4 шагах позади замыкающих унтер-офицеров, прочие офицеры между взводами и все унтер-офицеры – на линиях замыкающих офицеров и унтер-офицеров соответственно, позади второго ряда своего взвода (1811 год, отделение 2 (О ротном учении), урок 2, глава 3, параграф 61, с. 106; параграф 72, с. 109). В уставе 1816 года сказано «идут за фронт и становятся как в параграфе 61 ротного учения сказано» (1816 год, отделение 3, часть 1, глава 3, параграф 23, с. 218). Про смыкание ничего не говорится, значит, между взводами оставались промежутки шириной в один ряд.
Кстати, во французском уставе 1791 года тоже сказано только, что при построении в колонну атаки барабанщики и музыканты становятся позади колонны, и больше ничего, никаких подробностей.