Трон правителя Ашанти, собрание Бруклинского Музея Изящных Искусств
Государство Ашанти появилось как военный союз племен ашанти, одержавших в 1701 гг. победу над своими соперниками – племенами денкьира.
Спойлер (раскрыть)
Во главе государства стоял верховный вождь – ашантихене, резиденцией которого был город Кумаси, а также его соправительница (асантева, «королева-мать») и совет старейшин, в который входили вожди областей – оманов (оманхене) и военные вожди (ашафохене). Отдельными областями управляли местные вожди — оманхене.
В конфедерацию входили собственно ашантийские оманы (аманто, от 8 до 12) и столичный округ Кумаси, а с 1740-х гг. — две категории зависимых вождеств: протектораты (амансин) и данники (амантеасе).
Оман состоял из общины (акура), в которые входили большие семьи (фиефо), и военной организации (асафо). Общество ашанти имело классовое деление – знать (преимущественно занимавшиеся военным делом и управлением), свободные общинники и рабы.
Население занималось земледелием и промыслами – резьбой по дереву, ткачеству, гончарным делом, обработкой металлов и т.д. Широко велась торговля рабами и золотом, в т.ч. транссахарская торговля.
В течение всего XVIII века Федерация Ашанти боролась за контроль над торговым и путями на юг, к побережью Гвинейского залива, и на север, в страны Западного Судана (зд. в расширительном смысле – Биляд ас-Судан или «Страна Черных», примерно соответствующая культурно-исторической и географической области Сахель).
Обеспечив выход к Гвинейскому заливу, ашанти вели активную торговлю с европейским странами – в т.ч. Англией и Голландией. В марте 1820 г. в Ашанти прибыл первый британский консул Джозеф Дюпуи.
К началу XIX в. Федерация Ашанти превратилась в мощную региональную державу, под контролем которой находились земли, примерно соответствующие территории современной Ганы с 2-3 млн. населения.
Попытки англичан укрепиться в Гвинейском заливе и обеспечить выгодную колониальную торговлю вылились в серию т.н. «англо-ашантийских войн» на протяжении XIX в. После первых 5 войн (в русскоязычной историографии – столкновения 1806, 1811, 1814—1815, 1823—1826 и 1863-1864 гг.) Англия не добилась радикальных изменений в положении на побережье и признала независимость Ашанти.
При этом англоязычные историки считают, что имело место не 7, как это принято в русской историографии, а 5 войн, причем первая из них шла с 1823 по 1831 г. и закончилась военным поражением ашанти.
Англичане продолжали политику колониальной экспансии на Золотом Берегу, однако их попытки проникнуть вглубь Ашанти не увенчивались успехом. После столкновений 1863-1864 гг. на границе установились относительно мирные отношения и английский гарнизон в колонии Золотой Берег по состоянию на начало очередной войны (1873-1874) составлял всего 160 солдат.
Во время войны 1873-1874 гг., начавшейся в результате подстрекательств ашантихене населения приобретенной в 1871 г. Англией голландской колонии в Гвинее, англичане проникли вглубь страны, столица была сожжена и разграблена. Ашанти утратили монополию торговли с европейцами во внутренних районах Золотого Берега – теперь англичанам разрешалась свободная торговля на всей территории страны, в Кумаси был направлен английский резидент, призванный контролировать соблюдение мирного договора.
В результате последней войны 1895-1896 гг. Англия нанесла Федерации Ашанти полное поражение, оккупировала её территорию и заключила договоры о протекторате с отдельными племенами Федерации, после чего Федерация прекратила своё существование.
Ашантихене Премпе I, не выполнивший условия договора о выплате англичанам 50 тысяч унций золота, был смещён, арестован и сослан на Сейшельские острова.
В 1900 г. ашанти во главе с королевой-матерью Яаа Асантева предприняли последнюю попытку отстоять свою независимость. Однако английский контингент численностью ок. 1400 солдат, вооруженных пулеметами Максим, подавил восстание. Яаа Асантева и 15 её ближайших соратников были схвачены и также высланы на Сейшелы.
С 1902 г. территория Федерации стала территорией английской колонии Золотой Берег.
С переходом Англии к политике «косвенного управления» в 1924 г. англичане вернули с Сейшел высланных туда Премпе I и остальных оставшихся в живых лидеров ашанти. В 1926 г. Премпе I был провозглашён оманхене Кумаси.
В 1935 г. Англией была формально восстановлена Федерация Ашанти, и наследник Премпе I – Премпе II – был провозглашён ашантихене. Однако фактическая власть в стране принадлежала английскому губернатору Золотого Берега. После провозглашения в 1957 г. независимости Ганы территория Федерации Ашанти получила по конституции статус области с сохранением некоторых внешних атрибутов монархии.
Карта английской колонии Золотой Берег и территории государства Ашанти, 1896 г.
Вообще, по моим наблюдениям, главные силы в Африке - это конница. А пехота - это необходимый и не слишком боеспособный элемент "меблировки" поля боя.
Т.е. пехоты может быть 10 000, а конницы - ну, пара тысяч, или вообще, тысяча - а реально именно конница верхом рулит. Остальное, как в раннем Средневековье Европы - мясо для всадника.
У негров лесных районов Центральной Африки конные негры и не-негры (арабы, туареги и т.п.) Сахеля воспринимались именно как нечто вроде татар у русских.
А отвлечься от "броска песка в глаза", если он не может подняться выше полуметра от земли, вообще смысла не вижу. Потому что кони поднимают пыли и песка больше. А сами туареги, если не брать поединков для этнографов (думаю, при реальных битвах присутствовали единицы) были именно конными воинами.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Туарегов давайте отдельно. Все же они тут появились только из-за формы подтока копья.
Размер подтока хорошо виден на фото - он очень узкий, как лопата совершенно непригоден.
Как долото - стучать по какой части? По наконечнику? Как тесло тоже очень неудобен.
Кстати, в тех краях топоры, которым регулярно вооружают местных воинов (в т.ч. конных), сильно отличаются от настоящих боевых и рабочих топоров Европы и Азии. Их как серьезное оружие сложно использовать. Только против совсем не защищенного доспехами противника.
Вообще, по моим наблюдениям, главные силы в Африке - это конница. А пехота - это необходимый и не слишком боеспособный элемент "меблировки" поля боя.
Какие-нибудь зулусы или бушмены с тобой точно не согласятся...
Из деревни приехал
Нет четкого понимания. Причем никем. А форма - очень традиционная. Может, просто в силу традиций.
Сами традиции тоже ведь с чего-то начинались...
Встречал т.н. "метательную" версию: изначально плоская форма подтока лучше, якобы, ложилась в простую плоскую копьеметалку, чем круглая, а в полёте она же выполняла роль стабилизатора, повышая устойчивость на курсе, повышенную дальность (за счёт планирования...) и более меткое попадание...
Кстати, в свете последнего любопытно обратить внимание на алеутскую/эскимосскую традицию использования т.н. "крылатых предметов" на гарпунах...
Из деревни приехал
Кстати, в тех краях топоры, которым регулярно вооружают местных воинов (в т.ч. конных), сильно отличаются от настоящих боевых и рабочих топоров Европы и Азии. Их как серьезное оружие сложно использовать. Только против совсем не защищенного доспехами противника.
Такие топоры и не были никогда боевыми, т.к. это преимущественно обрядовые экземпляры... Форма же лезвия в таких случаях диктовалась совершенно не боевым их назначением, а традициями того или иного "тайного общества/союза/клана" (коих существовало в великом множестве практически у каждого народа Африки...) и вели своё происхождение от отдельных "боевых" частей родовых/клановых тотемов (типа "клюв цапли" или "коготь льва"...)
Какие-нибудь зулусы или бушмены с тобой точно не согласятся...
Это не та Африка. Может, я неточно выразился, но Сахель и Магриб вместе с Африканским Рогом - это территория доминирования конницы.
Ашанти у нас уже выходят из зоны Сахеля, но на севере с ним пересекаются.
Южную Африку представляю не очень хорошо и не очень пока интересуюсь.
Старый
Сами традиции тоже ведь с чего-то начинались...
Солидаризуюсь с Конрадом Кэйрном, автором "Рыцарей Африки" - у этого типа подтока более культурологическое объяснение, чем функциональное.
Старый
Такие топоры и не были никогда боевыми, т.к. это преимущественно обрядовые экземпляры... Форма же лезвия в таких случаях диктовалась совершенно не боевым их назначением, а традициями того или иного "тайного общества/союза/клана" (коих существовало в великом множестве практически у каждого народа Африки...) и вели своё происхождение от отдельных "боевых" частей родовых/клановых тотемов (типа "клюв цапли" или "коготь льва"...)
Ах, если бы! У мосси (конное племя) это вполне боевой топор (длинный, с С-образным железком), сонге (тот, который из меди) - да, скорее всего, ритуальный, но сонге не является "конным племенем". Между ними топор шона - вполне функционален, как тесло, но как оружие малопригоден - только против слабовооруженного противника. Такого типа топоры часто встречаются у "конных племен" как часть комплекса вооружения всадника. Т.ч. ритуальную принадлежность можно исключить.