Сообщество Империал: Зороастризм - Сообщество Империал

Dezperado

Зороастризм

Огнепоклонники Переднего Востока
Тема создана: 23 августа 2012, 14:38 · Автор: Dezperado
  • 5 Страниц
  • Первая
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 10 ноября 2020, 15:06

Imperial



Нужно сказать, что основную информацию о Заратуштре и зороастризме содержит Авеста. Также произносились стихи. Яшты ’’Авесты’’ были сборниками таких стихов. Священная книга Авеста состоит из Старшей ’’Авесты’’ (Гаты, Ясна Хаптангхаити и Ясны) и Младшей Авесты. Стиль и содержание ’’Страшей Авесты’’ близки индийской ’’Ригведе’’ и датируются исследователями периодом 1200-800 г. до н. э. ’’Младшая Авеста’’ написана датируется эпохой до Ахеменидов. Младоавестийские тексты в усном формате предположительно создавались в Мерве (стране Маргуш) или Герате (стране Арее). На нее повлияли диалекты Южного Ирана и центр традиции предположительно был перенесен в Арахозию и Персиду. Письменная фиксация Авесты на авестийском языке произошло в Сасанидском Эраншахре в VI в. н. э. Авестийский канон предположительно был создан Адурбадом Махраспанданом в IV в. н. э. Нужно сказать, что в Старшей Авесте Ахура Мазда стоит над боротьбой духов добра и зла. В ’’Младшей Авесте’’ Злой дух обладает онтологическим суверенитетом. Неосязаемые в Гатах Амеша-Спента преобразовались в отдельные от него существа. В Гатах бескровные приношения, но в ’’Младшей Авесте’’ уже кровавые жертвоприношения животных. Авторы младоавестийских текстов освящали неприемлимые для пророка ритуалы кровавых жертвоприношений индоиранских народов. Заратуштра осуждал представление о первогерое Йиме.


В IX-X вв. зороастрийские маги написали пехлевийские ’’Будахишн’’ и ’’Денкард’’. Их источниками вероятно были тексты созданные в сасанидское или даже парфянское время. Заратуштра называл себя посвященным. Согласно пехлевийским источникам он провел многие годы в поисках мудрости и в возрасте 30 лет получил откровение (согласно одной из Гат и сочинению Задспрам). К нему явился Вохуман который привел его Ахура Мазде и пяти другим божествам источающим свет. Заратуштра утверждал, что у Ахура Мазды есть противник Ангро-Маинйу. Новшеством учения Заратуштры было то, что существовало семь божеств. Ахура-Мазда создал шесть низших божеств. Такими богами были Митра, Апам-Напату, Сраоши, Аши и Гэуш-Урвану. Все эти божества являются эманациями Ахура Мазды. В зороастризме они именуються язата и Амеша-Спента. Заратуштра поклонялся Ахура Мазде как владыке аша (справедливости). Мазда был величайшим из трех ахур. Ахура Мазда и Ангро-Маинйу добровольно выбрали добро и зло. И выбор между ними предстоит и каждому человеку. В конце времен Ахура Мазда победит зло. Заратуштра отвергал поклонение дэвам и считал Индру и его соратников злонамереным родом.


Заратуштра в своем учении представлял Амеша-Спента как божества-спутников Митры. Хшатра-Ваирйа стал владыкой небес, земля принадлежит Спента-Арваити, вода это творение Хаурватат, а растения – Амэрэтат, Огонь находиться под покровительством Аша-Вахишта, Вохуман являеться покровителем коров благословеных животных. Армаити являеться покровительницей женщин. Заратуштра дал завет людям жить в сооответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Человек должен опекать шесть меньших творений и жить св согласии с себе подобными. Жрецы представляли человека во время богослужения. В зороастризме было несколько эр. Первая эра было временем Творения. Нападение Ангра-Майниу было временем смешения, когда злой дух погубил совершенство Творения. Третья эра называлась Разделение когда человек отднелил добро от зла. Человечество имеет назначение вместе с богами победить зло и восстановить совершенство мира. Заратуштра порвал с представление о том, что жизнь однажды начавшись будет продолжаться покуда существуют люди и боги. Нужно отметить, что индийские боги-дэвы в учении зороастрийцев являються демонами, а благословеные ахуры зороастрийской традиции являються в Ригведе демонами.



Митра сохранил значение бога в иранской традиции, но по сравнению с индийским пантеоном его значение упало. Наонхатийа (Насатья) и Индра в иранской зороастрийской традиции стали божествами зла. Заратуштра преобразовал присущий ариям политеизм в духовный монотеизм во главе с Ахура Маздой. По представлениям Заратуштры над адом надзирает Ангро-Маиньйу. После смерти по представлениям зороастрийцев на Мосте-Разлучителе происходит суд над душами. Суд вершит Митра а по бокам от него Сраоша и Рашна. Благие души попадают в Рай, однако там им не суждено полного блаженства, поскольку оно наступит лишь во время Чудоделания (Фрашегирд). Души, которые сотворили поровну плохого и хорошего, отправляються в Чистилище, где в подземном царстве ведут существование лишенное и радости и печали. В аду же находяться грешные души. Во время Фрашегирда последует всеобщее воскресение и последует Последний Суд. Там грешные будут отделены от праведных. Аирйаман (бог дружбы и исцеления) и Атар (бог огня) расплавят весь метал в горах и он потечет на землю. Души пройдут через эту огненую ордалию. Благие души уцелеют, а грешные будут уничтожены. Дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем сражении с богами-язата. Раскаленая река потечет в ад и уничтожит Ангро-Маиньйу.
Заратуштра был первым человеком который учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, грядущем воскресении, Последнем Суде. Эти представления впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством и исламом. В Гатах Заратуштра скорее пророк чем законодатель. За годы проведеные у Виштаспы. От своих последователей он потребовал молиться пять раз в день. Пять ежедневных молитв считались непременной обязанностью каждого зороастрийца, частью его служения богу и оружием в борьбе против зла. Обряд молитвы, известный из ныне существующей практики, таков: сначала верующий готовит себя к молитве, омывая от пыли лицо, руки и ноги. Затем, развязав священный пояс, он стоит, держа двумя руками пояс перед собой, поражая себя в присутствии Создателя. Взгляд его устремлен на огонь — символ праведности.



Верующий молится Ахура Мазде, проклинает Ангра-Маинйу (при этом он презрительно машет концами пояса). Затем вновь завязывает пояс, продолжая молитву. Весь обряд занимает всего несколько минут, но его постоянное повторение имеет огромное религиозное значение, утверждая дисциплину и приучая к признанию основных положений веры. В знак инициации на верного надевался плетеный шнур. В 15 лет совершался обряд посвящения и с этого момента посвященный должен был каждый день развязывать и завязывать пояс. Заратуштра делил ночь на две части. Первая часть посвящалась душам умерших фравашам, а вторая Уша была посвящена Сраоше. День был разделен на три поры и к двум существующим был прибавлен Рапитвина. В зороастризме было семь праздников. Это Маидйой-зарэмайа (“Середина весны”), Маидйой-шема (“Середина лета”), Паитишахйа (“Праздник уборки зерна”), Айатрима (“Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ”), Маидйаирйа (“Середина зимы”) и, наконец, праздник с названием неясного происхождения Хамас-патмаэдайа, посвященный угощению в честь фраваши (он праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия). .Первое празднество — Маидйой-зарэмайа — отмечалось в честь Хшатра-Ваирйа и сотворения неба, а последнее — Хамаспатмаэдайа — посвящалось Ахура Мазде и его созданию — человеку с изъявлением особого почитания фраваши — душам умерших праведников, которые “сражались за истину-аша”. Седьмое творение — огонь — всегда стояло несколько в стороне от других, будучи жизненной силой, пронизывающей все творения. Поэтому и празднество, ему посвященное, выделяется среди остальных и назывался Новруз.



Ахуна-Ваирйа была молитвой аналогичной молитве Отче наш у христиан. Символ Веры Фраваране произносился ежедневно. В нем человек отрекался от сил зла и почитался Ахура-Мазда и Варуна. Далее происходила литургия из семи стихов Гат, которые произносились во время приношений огню и воде. Второй по святости молитвой была Ашэм-Воху, где призывалось в помощь Аша-Вахита. Эта молитва вместе с Ахуна-Ваирйа и Иенхе-Хатам предшествует Гага-Ахунаваити, в то время как другая святая молитва в Гатах — Аирйема-Ишйо - помещена в качестве защиты после последней Гаты (Ясна 54). Весь текст богослужения, начиная с Ахуна-Ваирйа и кончая Аирйема-Ишйо, назван Стаота-Иеснйа, то есть “(Слова) хвалы и поклонения”, и когда текст был принят как стандартный для богослужения в ритуале ясна, знать его наизусть стало обязанностью каждого священнослужителя. Так обеспечивалась сохранность и самих Гат. Великие гимны пророка благоговейно передавались таким способом из уст в уста, из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.



Другие гимны (яшты) повторялись из уст в уста. Одни яшты посвященные благим божествам были учреждены Заратуштрой, другие яшты сохранили языческий характер. Политический смысл в учении зороастрийцев состоял в учреждении сильного политического объединения на основе сильной царской власти. Как учение зороастризм возник среди оседлых земледельцев и скотоводов восточноиранского мира. Также Заратуштра призвал к борьбе против иранских кочевников западноевразийских степей, которые продолжали поклоняться дэвам.


Спойлер (раскрыть)
     Из деревни приехал
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 22 ноября 2020, 17:37

    Laszlo

    В стране Баври Змей-Дахака приносил в жертву Ардвисуре 100 жеребцов, 1000 коров и 10000 овец, прося помощи в уничтожении людей на всех семи кершварах, но богиня не вняла его мольбе. Во дворце Квиринта, на золотом троне под золотым балдахином он молился Вайу, прося его о том же, но тщетно.


    В "Зам-яште" этого нет:
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    Это "Абан-яшт":
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    Вообще, тут совершенно дикая мешанина уже в период составления яштов - потому что Аджи Дахака является порождением Анхра-Майнью, и ему принципиально нереально вступить в конструктивный контакт с творениями Ахура-Мазды. Что отражает этот пассаж из Абан-яшта - неясно, потому что некий оксюморон получается. Исследовать это пока никто не брался.

    Генеалогия Аджи-Дахака в изложении И. В. Рака:
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    Чувствуется, что традиция была "пересажена" в Иран со своей прародины с относительно большим разрывом после пресечения ее на своей прародине, так что всего лет через 300 после падения Сасанидов даже мобеды плохо разбирались в древней и привнесенной мифологии - сделайте попытку проповедовать зороастризм на уровне яштов и гат, и увидите, что в абракадабре непонятных имен и не вызывающих ассоциация названий потонет само учение.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 22 ноября 2020, 21:48

      Спасибо за корректуру. Это чтобы не ошибаться.
        • 5 Страниц
        • Первая
        • 2
        • 3
        • 4
        • 5
         Похожие Темы
        АРанний зороастризм
        название говорит само за себя
        Автор M Maj. Buzzard
        Обновление 29 августа 2012, 15:27
        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
        РегистрацияВход на форум 
        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Культура Древнего Мира Обратная Связь
        Стиль:Language: 
        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 19:47 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики