Сообщество Империал: Зороастризм - Сообщество Империал

Dezperado

Зороастризм

Огнепоклонники Переднего Востока
Тема создана: 23 августа 2012, 14:38 · Автор: Dezperado
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 10 ноября 2020, 15:06

Imperial



Нужно сказать, что основную информацию о Заратуштре и зороастризме содержит Авеста. Также произносились стихи. Яшты ’’Авесты’’ были сборниками таких стихов. Священная книга Авеста состоит из Старшей ’’Авесты’’ (Гаты, Ясна Хаптангхаити и Ясны) и Младшей Авесты. Стиль и содержание ’’Страшей Авесты’’ близки индийской ’’Ригведе’’ и датируются исследователями периодом 1200-800 г. до н. э. ’’Младшая Авеста’’ написана датируется эпохой до Ахеменидов. Младоавестийские тексты в усном формате предположительно создавались в Мерве (стране Маргуш) или Герате (стране Арее). На нее повлияли диалекты Южного Ирана и центр традиции предположительно был перенесен в Арахозию и Персиду. Письменная фиксация Авесты на авестийском языке произошло в Сасанидском Эраншахре в VI в. н. э. Авестийский канон предположительно был создан Адурбадом Махраспанданом в IV в. н. э. Нужно сказать, что в Старшей Авесте Ахура Мазда стоит над боротьбой духов добра и зла. В ’’Младшей Авесте’’ Злой дух обладает онтологическим суверенитетом. Неосязаемые в Гатах Амеша-Спента преобразовались в отдельные от него существа. В Гатах бескровные приношения, но в ’’Младшей Авесте’’ уже кровавые жертвоприношения животных. Авторы младоавестийских текстов освящали неприемлимые для пророка ритуалы кровавых жертвоприношений индоиранских народов. Заратуштра осуждал представление о первогерое Йиме.


В IX-X вв. зороастрийские маги написали пехлевийские ’’Будахишн’’ и ’’Денкард’’. Их источниками вероятно были тексты созданные в сасанидское или даже парфянское время. Заратуштра называл себя посвященным. Согласно пехлевийским источникам он провел многие годы в поисках мудрости и в возрасте 30 лет получил откровение (согласно одной из Гат и сочинению Задспрам). К нему явился Вохуман который привел его Ахура Мазде и пяти другим божествам источающим свет. Заратуштра утверждал, что у Ахура Мазды есть противник Ангро-Маинйу. Новшеством учения Заратуштры было то, что существовало семь божеств. Ахура-Мазда создал шесть низших божеств. Такими богами были Митра, Апам-Напату, Сраоши, Аши и Гэуш-Урвану. Все эти божества являются эманациями Ахура Мазды. В зороастризме они именуються язата и Амеша-Спента. Заратуштра поклонялся Ахура Мазде как владыке аша (справедливости). Мазда был величайшим из трех ахур. Ахура Мазда и Ангро-Маинйу добровольно выбрали добро и зло. И выбор между ними предстоит и каждому человеку. В конце времен Ахура Мазда победит зло. Заратуштра отвергал поклонение дэвам и считал Индру и его соратников злонамереным родом.


Заратуштра в своем учении представлял Амеша-Спента как божества-спутников Митры. Хшатра-Ваирйа стал владыкой небес, земля принадлежит Спента-Арваити, вода это творение Хаурватат, а растения – Амэрэтат, Огонь находиться под покровительством Аша-Вахишта, Вохуман являеться покровителем коров благословеных животных. Армаити являеться покровительницей женщин. Заратуштра дал завет людям жить в сооответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Человек должен опекать шесть меньших творений и жить св согласии с себе подобными. Жрецы представляли человека во время богослужения. В зороастризме было несколько эр. Первая эра было временем Творения. Нападение Ангра-Майниу было временем смешения, когда злой дух погубил совершенство Творения. Третья эра называлась Разделение когда человек отднелил добро от зла. Человечество имеет назначение вместе с богами победить зло и восстановить совершенство мира. Заратуштра порвал с представление о том, что жизнь однажды начавшись будет продолжаться покуда существуют люди и боги. Нужно отметить, что индийские боги-дэвы в учении зороастрийцев являються демонами, а благословеные ахуры зороастрийской традиции являються в Ригведе демонами.



Митра сохранил значение бога в иранской традиции, но по сравнению с индийским пантеоном его значение упало. Наонхатийа (Насатья) и Индра в иранской зороастрийской традиции стали божествами зла. Заратуштра преобразовал присущий ариям политеизм в духовный монотеизм во главе с Ахура Маздой. По представлениям Заратуштры над адом надзирает Ангро-Маиньйу. После смерти по представлениям зороастрийцев на Мосте-Разлучителе происходит суд над душами. Суд вершит Митра а по бокам от него Сраоша и Рашна. Благие души попадают в Рай, однако там им не суждено полного блаженства, поскольку оно наступит лишь во время Чудоделания (Фрашегирд). Души, которые сотворили поровну плохого и хорошего, отправляються в Чистилище, где в подземном царстве ведут существование лишенное и радости и печали. В аду же находяться грешные души. Во время Фрашегирда последует всеобщее воскресение и последует Последний Суд. Там грешные будут отделены от праведных. Аирйаман (бог дружбы и исцеления) и Атар (бог огня) расплавят весь метал в горах и он потечет на землю. Души пройдут через эту огненую ордалию. Благие души уцелеют, а грешные будут уничтожены. Дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем сражении с богами-язата. Раскаленая река потечет в ад и уничтожит Ангро-Маиньйу.
Заратуштра был первым человеком который учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, грядущем воскресении, Последнем Суде. Эти представления впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством и исламом. В Гатах Заратуштра скорее пророк чем законодатель. За годы проведеные у Виштаспы. От своих последователей он потребовал молиться пять раз в день. Пять ежедневных молитв считались непременной обязанностью каждого зороастрийца, частью его служения богу и оружием в борьбе против зла. Обряд молитвы, известный из ныне существующей практики, таков: сначала верующий готовит себя к молитве, омывая от пыли лицо, руки и ноги. Затем, развязав священный пояс, он стоит, держа двумя руками пояс перед собой, поражая себя в присутствии Создателя. Взгляд его устремлен на огонь — символ праведности.



Верующий молится Ахура Мазде, проклинает Ангра-Маинйу (при этом он презрительно машет концами пояса). Затем вновь завязывает пояс, продолжая молитву. Весь обряд занимает всего несколько минут, но его постоянное повторение имеет огромное религиозное значение, утверждая дисциплину и приучая к признанию основных положений веры. В знак инициации на верного надевался плетеный шнур. В 15 лет совершался обряд посвящения и с этого момента посвященный должен был каждый день развязывать и завязывать пояс. Заратуштра делил ночь на две части. Первая часть посвящалась душам умерших фравашам, а вторая Уша была посвящена Сраоше. День был разделен на три поры и к двум существующим был прибавлен Рапитвина. В зороастризме было семь праздников. Это Маидйой-зарэмайа (“Середина весны”), Маидйой-шема (“Середина лета”), Паитишахйа (“Праздник уборки зерна”), Айатрима (“Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ”), Маидйаирйа (“Середина зимы”) и, наконец, праздник с названием неясного происхождения Хамас-патмаэдайа, посвященный угощению в честь фраваши (он праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия). .Первое празднество — Маидйой-зарэмайа — отмечалось в честь Хшатра-Ваирйа и сотворения неба, а последнее — Хамаспатмаэдайа — посвящалось Ахура Мазде и его созданию — человеку с изъявлением особого почитания фраваши — душам умерших праведников, которые “сражались за истину-аша”. Седьмое творение — огонь — всегда стояло несколько в стороне от других, будучи жизненной силой, пронизывающей все творения. Поэтому и празднество, ему посвященное, выделяется среди остальных и назывался Новруз.



Ахуна-Ваирйа была молитвой аналогичной молитве Отче наш у христиан. Символ Веры Фраваране произносился ежедневно. В нем человек отрекался от сил зла и почитался Ахура-Мазда и Варуна. Далее происходила литургия из семи стихов Гат, которые произносились во время приношений огню и воде. Второй по святости молитвой была Ашэм-Воху, где призывалось в помощь Аша-Вахита. Эта молитва вместе с Ахуна-Ваирйа и Иенхе-Хатам предшествует Гага-Ахунаваити, в то время как другая святая молитва в Гатах — Аирйема-Ишйо - помещена в качестве защиты после последней Гаты (Ясна 54). Весь текст богослужения, начиная с Ахуна-Ваирйа и кончая Аирйема-Ишйо, назван Стаота-Иеснйа, то есть “(Слова) хвалы и поклонения”, и когда текст был принят как стандартный для богослужения в ритуале ясна, знать его наизусть стало обязанностью каждого священнослужителя. Так обеспечивалась сохранность и самих Гат. Великие гимны пророка благоговейно передавались таким способом из уст в уста, из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.



Другие гимны (яшты) повторялись из уст в уста. Одни яшты посвященные благим божествам были учреждены Заратуштрой, другие яшты сохранили языческий характер. Политический смысл в учении зороастрийцев состоял в учреждении сильного политического объединения на основе сильной царской власти. Как учение зороастризм возник среди оседлых земледельцев и скотоводов восточноиранского мира. Также Заратуштра призвал к борьбе против иранских кочевников западноевразийских степей, которые продолжали поклоняться дэвам.


Спойлер (раскрыть)
     Из деревни приехал
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 12 ноября 2020, 14:34

    "Все работы рассказы хороши, выбирай на вкус" (с)

    Надо анализировать места, описанные в зороастрийских текстах.

    Характерная особенность - первое видение Заратуштре было в реке. Он отошел от берега ближе к середине потока, чтобы (внимание!) набрать более чистой воды.

    О чем это говорит? На момент первых видений Заратуштра жил где-то на равнине, где реки довольно мутные и у берегов заболочены.

    Дэвы живут "у хребтов Эрезуры", где ищут то отверстие, где Солнце выходит на небо - если узнают, в мире будет большая трагедия.

    Видимо, это горные районы, заселенные "дэвопоклонники".

    Море Ворукаша находится в осязаемой досягаемости от места проживания Заратуштры, но довольно далеко - большинство о нем слышали, как о реальном объекте, но не видели сами.

    Карту Центральной Азии можно найти в Интернете и найти там большую часть ориентиров. Результат к Ирану имеет мало отношения.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 12 ноября 2020, 16:08

      То есть думаете, что родина Заратуштры степи или Согдиана?
         Из деревни приехал
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 12 ноября 2020, 16:27

        Я думаю, гораздо восточнее.

        Ираноязычное население было распространено до самого Китая. Отсутствие у персов и мидийцев не-легендарных сведений о Заратуштре говорит только об одном - Пророк был для них иностранцем, о котором знали только легенды.

        Очень важный момент - постоянное упоминание храфстра. Откуда можно в Иране набрать столько чудовищ самого мерзотного вида, чтобы повлиять на воображение человека? А для зороастрийцев это было на момент создания не действительность, а прошлым, которое можно увидеть довольно часто.

        Т.е. в этом месте должны были достаточно часто встречаться ископаемые останки каких-то доисторических животных причудливого вида, трактовавшихся как следы большой битвы с храфстра и дэвами.

        Привязка еще идет к большому водоему с соленой водой, которая "очищается бурлением". Важный признак - была соленая вода, забурлило - и на этом месте вода стала пресная.

        Признаков много, но тут надо для исследования привлекать географов и геологов с палеонтологами. На Иран это совсем не похоже.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 12 ноября 2020, 19:37

          Ну как бы для прародины зороастризма чаще всего предполагают Маргиану и Бактрию. И это точно не территория Атропатены как считали арабские географы. А зороастризм у персов м мидийцев был далек от того что проповедовал проророк Заратуштра. У западных иранцев кровавые жертвоприношения, богиня Анахит (заимствовованая у ассирийцев Иштар), бог Тири, потом был введен образ Ахура Мазды фарвахар заимствованый у ассирийцев, Артаксеркс Второй ввел же почитание трех богов и антропоморфные изображения богов. Восточноиранские жрецы этой скверне противопоставили создание храмов огней. Собственно и не удивительно что на Мидию и Парсуаш с Аншаном имели большое влияние месопотамские цивилизации.
             Из деревни приехал
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 12 ноября 2020, 21:51

            Laszlo

            А зороастризм у персов м мидийцев был далек от того что проповедовал проророк Заратуштра. У западных иранцев кровавые жертвоприношения, богиня Анахит (заимствовованая у ассирийцев Иштар), бог Тири, потом был введен образ Ахура Мазды фарвахар заимствованый у ассирийцев, Артаксеркс Второй ввел же почитание трех богов и антропоморфные изображения богов.


            Если бы это был зороастризм, мы бы знали Гаты времен Ахеменидов.

            А гатический язык не является западноиранским + неизвестен по письменным памятникам Ахеменидов.

            То, что у персов были похожие боги - это просто совпадение на уровне общих корней мифологии у ранее родственных народов (давно разошедшихся исторически).
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 12 ноября 2020, 23:35

              Насколько я помню Гаты при мидянах и Ахеменидах передавались изустно (по версии Бойс). Кодификация Авесты это парфянское и сасанидское время. Авестийский язык насколько я помню связан с согдийским, бактрийским и хорезмийским.
                 Из деревни приехал
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 13 ноября 2020, 18:36

                Laszlo

                Насколько я помню Гаты при мидянах и Ахеменидах передавались изустно (по версии Бойс).


                Я же говорю - бабушка Мэри - наше все!

                А как быть с передаваемой ей же легендой, что Александр Македонский сжег 1200 бычьих шкур, на которых были золотом написаны священные тексты?

                Мое личное мнение - в Ахеменидском Иране не было зороастризма. Были боги с похожими (за счет определенного родства на уровне мифологических представлений) именами. Но это был не зороастризм.

                Зороастризм пришел с парфянами, с востока. Тогда стали давать огонь в качестве инвеституры. Т.е. Азербайджан - это искаженное Атарпадкан ([Земля] получивших [огонь ранга] Атар).

                Laszlo

                Авестийский язык насколько я помню связан с согдийским, бактрийским и хорезмийским.


                Похож как греческий или армянский на русский или английский. Т.е. условная группа восточноиранская, а родство не явное.

                Laszlo

                Кодификация Авесты это парфянское и сасанидское время.


                Не знаю. Поскольку из 21 книги Авесты осталась только 1, то, скорее всего, раннеарабское. Когда хватились и стали записывать за мобедами все, что они говорили.

                Писаное не исчезло бы так навсегда. Нашлись бы тайно списанные копии, спрятанные свитки и т.п. Но утрачено 20 (!) из 21 книги! Остались самые пустопорожние фрагменты от былого единого учения, что позволяет нашим "учОным" бредить, что зороастризм - это "продукт работы астрологов и предсказателей", в то время как это - очень органичный в древности набор представлений, направленный на обслуживание нужд оседлого общества, постоянно воюющего против кочевников.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 13 ноября 2020, 19:39

                  Цитата

                  Азербайджан - это искаженное Атарпадкан ([Земля] получивших [огонь ранга] Атар).

                  Что то не особо вериться в Азербайджан-Атарпаткан как прародину зороастризма. Все таки сведения арабов очень поздние. Все таки мне больше вериться в Бактрийско-маргианскую прародину.

                  Цитата

                  очень органичный в древности набор представлений, направленный на обслуживание нужд оседлого общества, постоянно воюющего против кочевников.

                  Это так.


                  Цитата

                  бабушка Мэри - наше все!

                  Ну по крайней мере у бабушки Мэри я видел наиболее исчерпывающее исследование. А Нигосяну я бы не верил с его версией о родине зороастризма где-то около Урмии. Все таки в литературе сложилось представление что родина скорее Средняя Азия.



                  Цитата

                  Не знаю. Поскольку из 21 книги Авесты осталась только 1, то, скорее всего, раннеарабское. Когда хватились и стали записывать за мобедами все, что они говорили.

                  Писаное не исчезло бы так навсегда. Нашлись бы тайно списанные копии, спрятанные свитки и т.п. Но утрачено 20 (!) из 21 книги!


                  Проблема сохранности источников. Помниться Гиббон указывал, что арабы первое время сжигали все что противоречило исламской религии в частности Александрийскую библиотеку. Хотя некоторые грешат на христиан при погроме Серапеума в 391 г. Но против этого выступила Фейт Джастис. Нужно отметить, что Газневиды и Гуриды устроили в Индии такой погром, что из индийских хроник по Раннему Средневековью остались только кашмирская Раджатарангини и ланкийские хроники. То есть осталась преимущественно эпиграфика и сакральные тексты. Касательно сакральных текстов то я так понимаю большинство из зороастрийских сакральных текстов написаны в 9-10 вв. Да и исследователи Авесты говорят что существующие манускрипты восходят к одной рукописи Х в. Если обратить внимание на то, что на зороастрийцев в Х в. обрушились преследования со стороны мусульман то это не удивительно. Зороастрийцы записали то, что смогли спасти.



                  Цитата

                  Мое личное мнение - в Ахеменидском Иране не было зороастризма. Были боги с похожими (за счет определенного родства на уровне мифологических представлений) именами. Но это был не зороастризм.

                  Сама идеология Ахеменидского Ирана синкретическая. ЧСХ, во времена эллинизма синкретизм никуда не делся. К старым верованиям добавились изображения эллинистических божеств. Как по мне история зороастризма еще более сложна чем история христианства. И источников по ней осталось очень мало и ЧСХ они остались в поздней передаче. В парфянское время поклонялись изображениям богов, зурванистская ересь живет и здраствует. Кроме того, сами парфяне называли себя теопатор унаследовав ряд элементов идеологии эллинистических государств. Особенностью парфянского времени было создание нескольких главных храмов огня, один из которых находился в Атарпатакане. Восстановителями зороастрийского благочестия были Сасаниды. При этом Первые Сасаниды сами были с усами. При первых Сасанидах зурванизм никуда не девался, появляется манихейство которое смог подавить Картир, проводиться иконоборчество с уничтожением объектов поклонения. Армяне называли парфян поклоняющимся изображениям. Впрочем, при дальнейших Сасанидах была и маздакистская ересь. Вообще для зороастризма Каритира в 3 в. и в 5 в. характерен религиозный фанатизм. В Кавказской Албании, Армении и Иберии-Картли персы старались насадить свою веру. Впрочем, христиане сами бы нетерпимы к зороастризму.
                     Из деревни приехал
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 13 ноября 2020, 19:44

                    Laszlo

                    Что то не особо вериться в Азербайджан-Атарпаткан как прародину зороастризма. Все таки сведения арабов очень поздние. Все таки мне больше вериться в Бактрийско-маргианскую прародину.


                    Это не прародина, а факт, подтверждающий инвеституру - название "Азербайджан" эти земли получили при вручении от парфян местным династам огня Атар (Азар или Азер в других огласовках) в качестве инвеституры.

                    В Бактрии нет ничего того, что надо, чтобы собрать весь паззл о родине Заратуштры. ИМХО, она гораздо северо-восточнее.

                    Laszlo

                    Ну по крайней мере у бабушки Мэри я видел наиболее исчерпывающее исследование.


                    Полезная книга, ничего не скажешь. Но когда начинаешь думать сам (т.е. уже прочел достаточно чужих работ), то понимаешь, что все апелляции к Бактрии довольно зыбкие.

                    Laszlo

                    Проблема сохранности источников. Помниться Гиббон указывал, что арабы первое время сжигали все что противоречило исламской религии в частности Александрийскую библиотеку. Хотя некоторые грешат на христиан при погроме Серапеума в 391 г. Но против этого выступила Фейт Джастис. Нужно отметить, что Газневиды и Гуриды устроили в Индии такой погром, что из индийских хроник по Раннему Средневековью остались только кашмирская Раджатарангини и ланкийские хроники. То есть осталась преимущественно эпиграфика и сакральные тексты. Касательно сакральных текстов то я так понимаю большинство из зороастрийских сакральных текстов написаны в 9-10 вв. Да и исследователи Авесты говорят что существующие манускрипты восходят к одной рукописи Х в. Если обратить внимание на то, что на зороастрийцев в Х в. обрушились преследования со стороны мусульман то это не удивительно. Зороастрийцы записали то, что смогли спасти.


                    Индия и Иран - "малописьменные" страны. Что мешало тем же индийцам без арабов сохранять летописи и хроники? А так - все "Кушанская империя" есть маловразумительный конструкт, основанный на косвенных данных об отдельных царях, лишенный общей исторической канвы и хронологии. Арабов-то не было - кто же там был сам себе злобный Буратино?

                    Зороастризм пришел в Иран с востока. Насколько далеко на восток отнести родину Заратуштры? Думаю, в оазисы Восточного Туркестана или где-то в Притяньшанье, где были ОТДЕЛЬНЫЕ ираноязычные полисы, которые были поглощены инородцами.

                    Собственно, тогда становится понятно, почему язык фиксируется только в священных текстах, на родине не осталось никаких следов от этой религии (хотя в Восточном Туркестане и Северном Китае зороастризм процветал еще при Танах), а могилу/место смерти Заратуштры не превратили в объект поклонения.

                    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                    Laszlo

                    Особенностью парфянского времени было создание нескольких главных храмов огня, один из которых находился в Атарпатакане.


                    Это вообще первая фиксация таких храмов.

                    Laszlo

                    Восстановителями зороастрийского благочестия были Сасаниды.


                    Или даже создателями на основе более древней религии, которую создал Заратуштра.

                    Всякие ритуальные предписания и т.д. - это, скорее всего, уже попытки сделать "систему". В нормальной общине такие сложности не прокатят. Это прерогатива большой системы с большими ресурсами во всех смыслах.
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 13 ноября 2020, 20:10

                      Цитата

                      Зороастризм пришел в Иран с востока. Насколько далеко на восток отнести родину Заратуштры? Думаю, в оазисы Восточного Туркестана или где-то в Притяньшанье, где были ОТДЕЛЬНЫЕ ираноязычные полисы, которые были поглощены инородцами.

                      Собственно, тогда становится понятно, почему язык фиксируется только в священных текстах, на родине не осталось никаких следов от этой религии (хотя в Восточном Туркестане и Северном Китае зороастризм процветал еще при Танах), а могилу/место смерти Заратуштры не превратили в объект поклонения.

                      Думаеться в Восточном Туркестане и Северном Китае это мигранты из Согда и из самого Ирана. По крайней мере было два сасанидских принца, которые боролись с арабами после Йаздигерда. Правда там не до конца известна роль в этом китайцев. Но сам факт присутствия персидской общины в Китае намекает.

                      Цитата

                      Что мешало тем же индийцам без арабов сохранять летописи и хроники? А так - все "Кушанская империя" есть маловразумительный конструкт, основанный на косвенных данных об отдельных царях, лишенный общей исторической канвы и хронологии. Арабов-то не было - кто же там был сам себе злобный Буратино?

                      Собственно у Индии был свой Аттила - Михиракула. И свои варвары в обличии эфталитов. Касательно более позднего времени, то в исламских источниках и сказаниях индусов упоминается какие разорения причинил Махмуд Газневи. Впрочем, как мне представляется сама историческая традиция индусов как и у иранцев имела специфические черты. Характерно что история Сасанидов была передана ат-Табари, ас-Саалиби и ад-Динавари. При этом древнейшая история иранцев изображаеться в предполагаемых сасанидских источниках типа Хвадай-намаг настолько же эпически как раняя история армян у Мовсеса Хоренаци. И для более нормального отображения истории персов нужно использовать греческие, латинские и древневосточные источники. Отображение армянской истории Мовсесом Хоренаци до 3 в. н. э. это просто ад кромешный. Те кто в Армении говорят о существовании армянского письма до Месропа Маштоца безсовестно врут. Не может хронист страны с длительной письменной историей городить столько чуши по своей древней истории. касательно древнеперсидской клинописи, то насколько я помню ее применение лимитированное и только официальных надписях персидских царей царей из династии Ахеменидов. Официальный язык империи Ахеменидов имперский арамейский. Касательно Кушанов, то их история ребус еще тот. Дезперадо, еще в бытность свою на форуме, высказал свое фэ в отношении кушанской хронологии Земайля. Собственно он был критичен и к Боровковой за то, что та не знала Рабатакской надписи и ряда других документов опубликованых Симс-Вильямсом - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Собственно по кушанам есть ряд надписей самих кушан (в частности Рабатакская), индийская эпиграфика, сведения китайцев о Большом Юэчжи. Собственно и история индо-скифов такая же фрагментарная и известная по данным нумизматики, фрагментарных греко-латинских и китайских данных. Сведения о шаках (индо-скифах) в индийской традиции глубоко эпические. О чем писал или писала Руденко.
                        • 5 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                         Похожие Темы
                        АРанний зороастризм
                        название говорит само за себя
                        Автор M Maj. Buzzard
                        Обновление 29 августа 2012, 15:27
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Культура Древнего Мира Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 00:23 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики