Сообщество Империал: Зороастризм - Сообщество Империал

Dezperado

Зороастризм

Огнепоклонники Переднего Востока
Тема создана: 23 августа 2012, 14:38 · Автор: Dezperado
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 10 ноября 2020, 15:06

Imperial



Нужно сказать, что основную информацию о Заратуштре и зороастризме содержит Авеста. Также произносились стихи. Яшты ’’Авесты’’ были сборниками таких стихов. Священная книга Авеста состоит из Старшей ’’Авесты’’ (Гаты, Ясна Хаптангхаити и Ясны) и Младшей Авесты. Стиль и содержание ’’Страшей Авесты’’ близки индийской ’’Ригведе’’ и датируются исследователями периодом 1200-800 г. до н. э. ’’Младшая Авеста’’ написана датируется эпохой до Ахеменидов. Младоавестийские тексты в усном формате предположительно создавались в Мерве (стране Маргуш) или Герате (стране Арее). На нее повлияли диалекты Южного Ирана и центр традиции предположительно был перенесен в Арахозию и Персиду. Письменная фиксация Авесты на авестийском языке произошло в Сасанидском Эраншахре в VI в. н. э. Авестийский канон предположительно был создан Адурбадом Махраспанданом в IV в. н. э. Нужно сказать, что в Старшей Авесте Ахура Мазда стоит над боротьбой духов добра и зла. В ’’Младшей Авесте’’ Злой дух обладает онтологическим суверенитетом. Неосязаемые в Гатах Амеша-Спента преобразовались в отдельные от него существа. В Гатах бескровные приношения, но в ’’Младшей Авесте’’ уже кровавые жертвоприношения животных. Авторы младоавестийских текстов освящали неприемлимые для пророка ритуалы кровавых жертвоприношений индоиранских народов. Заратуштра осуждал представление о первогерое Йиме.


В IX-X вв. зороастрийские маги написали пехлевийские ’’Будахишн’’ и ’’Денкард’’. Их источниками вероятно были тексты созданные в сасанидское или даже парфянское время. Заратуштра называл себя посвященным. Согласно пехлевийским источникам он провел многие годы в поисках мудрости и в возрасте 30 лет получил откровение (согласно одной из Гат и сочинению Задспрам). К нему явился Вохуман который привел его Ахура Мазде и пяти другим божествам источающим свет. Заратуштра утверждал, что у Ахура Мазды есть противник Ангро-Маинйу. Новшеством учения Заратуштры было то, что существовало семь божеств. Ахура-Мазда создал шесть низших божеств. Такими богами были Митра, Апам-Напату, Сраоши, Аши и Гэуш-Урвану. Все эти божества являются эманациями Ахура Мазды. В зороастризме они именуються язата и Амеша-Спента. Заратуштра поклонялся Ахура Мазде как владыке аша (справедливости). Мазда был величайшим из трех ахур. Ахура Мазда и Ангро-Маинйу добровольно выбрали добро и зло. И выбор между ними предстоит и каждому человеку. В конце времен Ахура Мазда победит зло. Заратуштра отвергал поклонение дэвам и считал Индру и его соратников злонамереным родом.


Заратуштра в своем учении представлял Амеша-Спента как божества-спутников Митры. Хшатра-Ваирйа стал владыкой небес, земля принадлежит Спента-Арваити, вода это творение Хаурватат, а растения – Амэрэтат, Огонь находиться под покровительством Аша-Вахишта, Вохуман являеться покровителем коров благословеных животных. Армаити являеться покровительницей женщин. Заратуштра дал завет людям жить в сооответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Человек должен опекать шесть меньших творений и жить св согласии с себе подобными. Жрецы представляли человека во время богослужения. В зороастризме было несколько эр. Первая эра было временем Творения. Нападение Ангра-Майниу было временем смешения, когда злой дух погубил совершенство Творения. Третья эра называлась Разделение когда человек отднелил добро от зла. Человечество имеет назначение вместе с богами победить зло и восстановить совершенство мира. Заратуштра порвал с представление о том, что жизнь однажды начавшись будет продолжаться покуда существуют люди и боги. Нужно отметить, что индийские боги-дэвы в учении зороастрийцев являються демонами, а благословеные ахуры зороастрийской традиции являються в Ригведе демонами.



Митра сохранил значение бога в иранской традиции, но по сравнению с индийским пантеоном его значение упало. Наонхатийа (Насатья) и Индра в иранской зороастрийской традиции стали божествами зла. Заратуштра преобразовал присущий ариям политеизм в духовный монотеизм во главе с Ахура Маздой. По представлениям Заратуштры над адом надзирает Ангро-Маиньйу. После смерти по представлениям зороастрийцев на Мосте-Разлучителе происходит суд над душами. Суд вершит Митра а по бокам от него Сраоша и Рашна. Благие души попадают в Рай, однако там им не суждено полного блаженства, поскольку оно наступит лишь во время Чудоделания (Фрашегирд). Души, которые сотворили поровну плохого и хорошего, отправляються в Чистилище, где в подземном царстве ведут существование лишенное и радости и печали. В аду же находяться грешные души. Во время Фрашегирда последует всеобщее воскресение и последует Последний Суд. Там грешные будут отделены от праведных. Аирйаман (бог дружбы и исцеления) и Атар (бог огня) расплавят весь метал в горах и он потечет на землю. Души пройдут через эту огненую ордалию. Благие души уцелеют, а грешные будут уничтожены. Дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем сражении с богами-язата. Раскаленая река потечет в ад и уничтожит Ангро-Маиньйу.
Заратуштра был первым человеком который учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, грядущем воскресении, Последнем Суде. Эти представления впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством и исламом. В Гатах Заратуштра скорее пророк чем законодатель. За годы проведеные у Виштаспы. От своих последователей он потребовал молиться пять раз в день. Пять ежедневных молитв считались непременной обязанностью каждого зороастрийца, частью его служения богу и оружием в борьбе против зла. Обряд молитвы, известный из ныне существующей практики, таков: сначала верующий готовит себя к молитве, омывая от пыли лицо, руки и ноги. Затем, развязав священный пояс, он стоит, держа двумя руками пояс перед собой, поражая себя в присутствии Создателя. Взгляд его устремлен на огонь — символ праведности.



Верующий молится Ахура Мазде, проклинает Ангра-Маинйу (при этом он презрительно машет концами пояса). Затем вновь завязывает пояс, продолжая молитву. Весь обряд занимает всего несколько минут, но его постоянное повторение имеет огромное религиозное значение, утверждая дисциплину и приучая к признанию основных положений веры. В знак инициации на верного надевался плетеный шнур. В 15 лет совершался обряд посвящения и с этого момента посвященный должен был каждый день развязывать и завязывать пояс. Заратуштра делил ночь на две части. Первая часть посвящалась душам умерших фравашам, а вторая Уша была посвящена Сраоше. День был разделен на три поры и к двум существующим был прибавлен Рапитвина. В зороастризме было семь праздников. Это Маидйой-зарэмайа (“Середина весны”), Маидйой-шема (“Середина лета”), Паитишахйа (“Праздник уборки зерна”), Айатрима (“Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ”), Маидйаирйа (“Середина зимы”) и, наконец, праздник с названием неясного происхождения Хамас-патмаэдайа, посвященный угощению в честь фраваши (он праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия). .Первое празднество — Маидйой-зарэмайа — отмечалось в честь Хшатра-Ваирйа и сотворения неба, а последнее — Хамаспатмаэдайа — посвящалось Ахура Мазде и его созданию — человеку с изъявлением особого почитания фраваши — душам умерших праведников, которые “сражались за истину-аша”. Седьмое творение — огонь — всегда стояло несколько в стороне от других, будучи жизненной силой, пронизывающей все творения. Поэтому и празднество, ему посвященное, выделяется среди остальных и назывался Новруз.



Ахуна-Ваирйа была молитвой аналогичной молитве Отче наш у христиан. Символ Веры Фраваране произносился ежедневно. В нем человек отрекался от сил зла и почитался Ахура-Мазда и Варуна. Далее происходила литургия из семи стихов Гат, которые произносились во время приношений огню и воде. Второй по святости молитвой была Ашэм-Воху, где призывалось в помощь Аша-Вахита. Эта молитва вместе с Ахуна-Ваирйа и Иенхе-Хатам предшествует Гага-Ахунаваити, в то время как другая святая молитва в Гатах — Аирйема-Ишйо - помещена в качестве защиты после последней Гаты (Ясна 54). Весь текст богослужения, начиная с Ахуна-Ваирйа и кончая Аирйема-Ишйо, назван Стаота-Иеснйа, то есть “(Слова) хвалы и поклонения”, и когда текст был принят как стандартный для богослужения в ритуале ясна, знать его наизусть стало обязанностью каждого священнослужителя. Так обеспечивалась сохранность и самих Гат. Великие гимны пророка благоговейно передавались таким способом из уст в уста, из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.



Другие гимны (яшты) повторялись из уст в уста. Одни яшты посвященные благим божествам были учреждены Заратуштрой, другие яшты сохранили языческий характер. Политический смысл в учении зороастрийцев состоял в учреждении сильного политического объединения на основе сильной царской власти. Как учение зороастризм возник среди оседлых земледельцев и скотоводов восточноиранского мира. Также Заратуштра призвал к борьбе против иранских кочевников западноевразийских степей, которые продолжали поклоняться дэвам.


Спойлер (раскрыть)
     Из деревни приехал
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 13 ноября 2020, 20:31

    Laszlo

    Думаеться в Восточном Туркестане и Северном Китае это мигранты из Согда и из самого Ирана. По крайней мере было два сасанидских принца, которые боролись с арабами после Йаздигерда. Правда там не до конца известна роль в этом китайцев. Но сам факт присутствия персидской общины в Китае намекает.


    Там задолго ДО нашей эры восточноиранских народов было много. Некоторые языки (типа хотано-сакский и тумшкско-сакский) даже зафиксированы письменно для начала нашей эры. Но это было уже тогда, когда многие оазисные полисы уже погибли.

    Laszlo

    И свои варвары в обличии эфталитов.


    Там не было эфталитов. Там были швета хуна.

    Как они между собой соотносятся - в связи с отсутствием вразумительных источников говорить не приходится, но если эфталиты локализуются по античным и византийским источникам гораздо западнее, нет серьезных оснований смешивать их с швета хуна.

    Только все это к зороастризму не относится. Никак.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 13 ноября 2020, 20:44

      Цитата

      Там задолго ДО нашей эры восточноиранских народов было много. Некоторые языки (типа хотано-сакский и тумшкско-сакский) даже зафиксированы письменно для начала нашей эры. Но это было уже тогда, когда многие оазисные полисы уже погибли.

      Собственно о царствах Восточного Туркестана есть данные пожалуй только в китайской традиции. Я еще сторонник того что тохары-юэчжи были ираноязычными. Касательно зороастризма, то разве в Восточном Туркестане и Тянь-Шане есть болота на которые вы указали? Болотные городища это вроде бы на Сыр-дарье.



      Цитата

      Как они между собой соотносятся - в связи с отсутствием вразумительных источников говорить не приходится, но если эфталиты локализуются по античным и византийским источникам гораздо западнее, нет серьезных оснований смешивать их с швета хуна.

      Естественно византийцев и армян эфталиты интересовали только в связи с антиперсидской деятельностью. Думаете Михиракула связан с Малыми Юэчжами и Цидоло (Кидарой)? Думаете Михиракула и Торамана связаны с хайона пехлевийских источников? Швета-хуна или млеччхи (варвары) упоминаються в индийских источниках в связи с историей Индии и не упоминают о других странах. Китайцы вроде бы знали о эфталитах как яда или идань и упоминали о них в связи с Средней Азией, Восточным Туркестаном и Тохаристаном.
         Из деревни приехал
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 13 ноября 2020, 20:49

        Laszlo

        Собственно о царствах Восточного Туркестана есть данные пожалуй только в китайской традиции. Я еще сторонник того что тохары-юэчжи были ираноязычными. Касательно зороастризма, то разве в Восточном Туркестане и Тянь-Шане есть болота на которые вы указали? Болотные городища это вроде бы на Сыр-дарье.


        Там были гигантские соленые (!) мелководные (!) водоемы, четко прослеживающиеся геологами и археологами. Некоторые города, фиксированные древними китайцами, стояли на островах или на берегах больших болот-озер.

        Laszlo

        Естественно византийцев и армян эфталиты интересовали только в связи с антиперсидской деятельностью. Думаете Михиракула связан с Малыми Юэчжами и Цидоло (Кидарой)? Думаете Михиракула и Торамана связаны с хайона пехлевийских источников? Швета-хуна или млеччхи (варвары) упоминаються в индийских источниках в связи с историей Индии и не упоминают о других странах. Китайцы вроде бы знали о эфталитах как яда или идань и упоминали о них в связи с Средней Азией, Восточным Туркестаном и Тохаристаном.


        Что это несколько разных народов - самая простая мысль - никому еще в голову не приходило?

        - - - Сообщение автоматически склеено - - -

        Какая между ними связь?

        Что известно по их политической истории, по их культуре, языку и т.д., чтобы их связать?

        Ведь ни хронологии по ним нет, ни четко выделенных археологических культур.

        Но "это все эфталиты"!
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 14 ноября 2020, 12:23

          Цитата

          Какая между ними связь?

          Что известно по их политической истории, по их культуре, языку и т.д., чтобы их связать?

          Ведь ни хронологии по ним нет, ни четко выделенных археологических культур.

          Но "это все эфталиты"!

          Cобственно все что мы знаем о швета-хуна в Индии это по скупым индийским источникам, нумизматике и Раджатарангини Калаханы. Единственное, что можно предполагать, что они ираноязычны, а не тюрки. Ведь тот же Кидара из Малых Юэчжей. А Грумбат из хионитов как бы тоже ни разу не тюрок (не гунн). Наиболее полные данные есть только по эфталитам, но прямые сведения по ним только по действиям в Иране и Средней Азии. В общем, реконструкция их истории еще менее понятна чем у Кушан.
             Dmitrij
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 14 ноября 2020, 19:39

            Может, кому-нибудь будет интересно

            История религий. Зороастризм.
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 14 ноября 2020, 20:02





                 Из деревни приехал
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 14 ноября 2020, 20:46

                Laszlo

                Наиболее полные данные есть только по эфталитам, но прямые сведения по ним только по действиям в Иране и Средней Азии.


                Положа руку на сердце - а ЧТО вообще про них известно, кроме с бодунища пересказанных слухов из 33-х рук?

                Зато "учОные" ухитряются создать "Эфталитскую державу" от Передней Азии до Бенгальского залива. Без ничего (вернее, с ничем).

                Сюда идет все, в т.ч. толкование "швета хуна" как "белых гуннов" и натягивание их на эфталитов. А вот связующих звеньев не было и нет. И, что печально, не предвидится.

                Скажу честно, мой взгляд на природу Дин-и Зардушт сугубо авторский, но он направлен на то, чтобы снять противоречия "признанных наукой" версий. Если наука порой признает такие версии, что Заратуштра жил при Ахеменидах, которые ухитрились ни разу не упомянуть ни его имени, ни его вероучения (если, по "признанной наукой" версии, зороастризм таки был религией Ахеменидов), то чем моя хуже?

                Я лично общался с парсами и гебрами. Их это, скажу честно, не чешет от слова вообще. Современный зороастризм носит сильнейшее влияние христианства. Вплоть до того, что можно погребать по обряду ингумации при особых мерах, не очень строгих и хитрых (например, забетонировать могилу, как колодец, а тело похоронить в герметичном гробу).

                Просто исследования в этой сфере стоят на одной точке много-много лет и явно нужен новый импульс, связанный с чем-то новым в осмыслении имеющихся данных (новые данные вряд ли появятся), чтобы вновь развивать исследования.

                Но пока "новым импульсом" является Павел Глоба (чтобы утихомирить его, в Россию приезжал эмиссар мобади мобадона Камрана Джамшиди Бахман Парса), на развитие исследований рассчитывать не приходится.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 14 ноября 2020, 21:54

                  Цитата

                  Но пока "новым импульсом" является Павел Глоба

                  Все это очень печально. Это если бы ''новый импульс'' христианству и иудаизму подала Латынина. Ну а гебры и парсы это уже несколько иное чем зороастрийцы Ирана. Они даже антропологически иные (влияние индусов), а традиция парсов и гебров сравнительно поздняя. Касательно влияния христиан, то я рискну предположить что оно с британского владычества над Индией. Касательно Ахеменидов, то думаю они в любом случае не современники Заратуштры. Указания греков свидетельствуют, что время когда жил Заратуштра воспринималось как седая древность. В любом случае период от 15 до 10 вв. до н. э.






                  Цитата

                  Положа руку на сердце - а ЧТО вообще про них известно, кроме с бодунища пересказанных слухов из 33-х рук?

                  Прокопий Кесарийский, армяне, данные китайцев про яда-идань и глубоко эпичное повестование в Шах-наме. Не густо, но хотя бы, что-то по сравнению с информацией об хионитах и кидаритов.
                     Из деревни приехал
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 14 ноября 2020, 22:02

                    Laszlo

                    Все это очень печально. Это если бы ''новый импульс'' христианству и иудаизму подала Латынина.


                    Но некоторые отечественные "учОные" (имен не называю - они примерно мои сверстники и еще довольно активно работают) свято уверены в том, что зороастризм - это религия астрологов, верят в сверхценность астрологии для всего понимания зороастризма, и несут это в массы.

                    Многие из них в молодости ходили на "лекции" Павла Глобы. А сам Глоба ответил Бахману Парса, что мол, шел бы ты лесом - я сам лучше знаю, что такое зороастризм и как с него бабки трясти.

                    А что мог сделать Бахман Парса? Он же не террорист - разозлился и уехал обратно.

                    Laszlo

                    Ну а гебры и парсы это уже несколько иное чем зороастрийцы Ирана. Они даже антропологически иные (влияние индусов), а традиция парсов и гебров сравнительно поздняя.


                    Традиция у них самая настоящая, древняя. Только община у парсов относительно новая (чуть более 1000 лет).

                    Внешне парсы имеют много от индийцев, хотя закрытость в общине сохранялась довольно долго.

                    А гебры - абсолютно обычные иранцы на вид.

                    Laszlo

                    Касательно влияния христиан, то я рискну предположить что оно с британского владычества над Индией.


                    Не знаю.

                    Мне кажется, это связано с повышением образованности в общине и попытке найти общие корни с другими экуменическими религиями.

                    Папа Иоанн Павел II любил поддерживать экуменизм - тогда и связи с христианством были расширены.

                    Сейчас генеральная линия в Ватикане вновь поколебалась, и про экуменизм слегка подзабыли.

                    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                    Laszlo

                    Прокопий Кесарийский, армяне, данные китайцев про яда-идань и глубоко эпичное повестование в Шах-наме. Не густо, но хотя бы, что-то по сравнению с информацией об хионитах и кидаритов.


                    "Шах-наме" и прочие художественные произведения источником не являются.

                    Как увязываются данные Прокопия Кесарийского, армян и китайцев? Ну, типа, вот в китайской летописи "Сунь-Вынь" есть народ "идань", а у них каганом "Идина", который является таким-то эфталитским царем по Прокопию и таким-то нахараром по армянским летописям? Что их связывает, как это отождествляется?
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 16 ноября 2020, 19:04

                      Цитата

                      "Шах-наме" и прочие художественные произведения источником не являются.

                      Собственно об этом был эпический срач между узбекским ученым Шамсиддином Камоллиддином (противник относить Шах-наме к историческим источникам) и таджикским (сторонник того что Шах-Наме исторический источник) ученым Лукмоном Бойматовым. Шах-наме Фирдоуси это если грубо то аналог европейской Старшей Эдды и Искандер-наме Низами. Эпическое стихотворное сочинение. Впрочем это не мешает делать некоторым ученым историческим источником. Грубо говоря в Античности и Средневековье грань между историческим произведением и художественной литературой тонкая. Собственно множество саг да и Круг Земной Снорри Стурлусона счимтают историческими источниками, хотя они более ценны как художественное произведение. Собственно Ригведа, Пураны и Махабхарата тоже в большей степени художественная литература, как и скажем кыргызский Манас. Эпическая традиция этих стран. Я всегда больше предпочитаю больше иметь дело с историческими источниками и документами. Но вот сасанидская традиция в передаче арабских переводчиков также имеет эпический характер. Да и История Армении Мовсеса Хоренаци больше принадлежит к литературе чем к истории. Я куда с большим желанием использую данные Фавста Бузанда, Егише и Агатангелоса по истории армян поскольку они и приближены ко времени описываемых событий и они грубо говоря исторические хроники.
                        • 5 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                         Похожие Темы
                        АРанний зороастризм
                        название говорит само за себя
                        Автор M Maj. Buzzard
                        Обновление 29 августа 2012, 15:27
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Культура Древнего Мира Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 17:13 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики