Сообщество Империал: Зороастризм - Сообщество Империал

Dezperado

Зороастризм

Огнепоклонники Переднего Востока
Тема создана: 23 августа 2012, 14:38 · Автор: Dezperado
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 10 ноября 2020, 15:06

Imperial



Нужно сказать, что основную информацию о Заратуштре и зороастризме содержит Авеста. Также произносились стихи. Яшты ’’Авесты’’ были сборниками таких стихов. Священная книга Авеста состоит из Старшей ’’Авесты’’ (Гаты, Ясна Хаптангхаити и Ясны) и Младшей Авесты. Стиль и содержание ’’Страшей Авесты’’ близки индийской ’’Ригведе’’ и датируются исследователями периодом 1200-800 г. до н. э. ’’Младшая Авеста’’ написана датируется эпохой до Ахеменидов. Младоавестийские тексты в усном формате предположительно создавались в Мерве (стране Маргуш) или Герате (стране Арее). На нее повлияли диалекты Южного Ирана и центр традиции предположительно был перенесен в Арахозию и Персиду. Письменная фиксация Авесты на авестийском языке произошло в Сасанидском Эраншахре в VI в. н. э. Авестийский канон предположительно был создан Адурбадом Махраспанданом в IV в. н. э. Нужно сказать, что в Старшей Авесте Ахура Мазда стоит над боротьбой духов добра и зла. В ’’Младшей Авесте’’ Злой дух обладает онтологическим суверенитетом. Неосязаемые в Гатах Амеша-Спента преобразовались в отдельные от него существа. В Гатах бескровные приношения, но в ’’Младшей Авесте’’ уже кровавые жертвоприношения животных. Авторы младоавестийских текстов освящали неприемлимые для пророка ритуалы кровавых жертвоприношений индоиранских народов. Заратуштра осуждал представление о первогерое Йиме.


В IX-X вв. зороастрийские маги написали пехлевийские ’’Будахишн’’ и ’’Денкард’’. Их источниками вероятно были тексты созданные в сасанидское или даже парфянское время. Заратуштра называл себя посвященным. Согласно пехлевийским источникам он провел многие годы в поисках мудрости и в возрасте 30 лет получил откровение (согласно одной из Гат и сочинению Задспрам). К нему явился Вохуман который привел его Ахура Мазде и пяти другим божествам источающим свет. Заратуштра утверждал, что у Ахура Мазды есть противник Ангро-Маинйу. Новшеством учения Заратуштры было то, что существовало семь божеств. Ахура-Мазда создал шесть низших божеств. Такими богами были Митра, Апам-Напату, Сраоши, Аши и Гэуш-Урвану. Все эти божества являются эманациями Ахура Мазды. В зороастризме они именуються язата и Амеша-Спента. Заратуштра поклонялся Ахура Мазде как владыке аша (справедливости). Мазда был величайшим из трех ахур. Ахура Мазда и Ангро-Маинйу добровольно выбрали добро и зло. И выбор между ними предстоит и каждому человеку. В конце времен Ахура Мазда победит зло. Заратуштра отвергал поклонение дэвам и считал Индру и его соратников злонамереным родом.


Заратуштра в своем учении представлял Амеша-Спента как божества-спутников Митры. Хшатра-Ваирйа стал владыкой небес, земля принадлежит Спента-Арваити, вода это творение Хаурватат, а растения – Амэрэтат, Огонь находиться под покровительством Аша-Вахишта, Вохуман являеться покровителем коров благословеных животных. Армаити являеться покровительницей женщин. Заратуштра дал завет людям жить в сооответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Человек должен опекать шесть меньших творений и жить св согласии с себе подобными. Жрецы представляли человека во время богослужения. В зороастризме было несколько эр. Первая эра было временем Творения. Нападение Ангра-Майниу было временем смешения, когда злой дух погубил совершенство Творения. Третья эра называлась Разделение когда человек отднелил добро от зла. Человечество имеет назначение вместе с богами победить зло и восстановить совершенство мира. Заратуштра порвал с представление о том, что жизнь однажды начавшись будет продолжаться покуда существуют люди и боги. Нужно отметить, что индийские боги-дэвы в учении зороастрийцев являються демонами, а благословеные ахуры зороастрийской традиции являються в Ригведе демонами.



Митра сохранил значение бога в иранской традиции, но по сравнению с индийским пантеоном его значение упало. Наонхатийа (Насатья) и Индра в иранской зороастрийской традиции стали божествами зла. Заратуштра преобразовал присущий ариям политеизм в духовный монотеизм во главе с Ахура Маздой. По представлениям Заратуштры над адом надзирает Ангро-Маиньйу. После смерти по представлениям зороастрийцев на Мосте-Разлучителе происходит суд над душами. Суд вершит Митра а по бокам от него Сраоша и Рашна. Благие души попадают в Рай, однако там им не суждено полного блаженства, поскольку оно наступит лишь во время Чудоделания (Фрашегирд). Души, которые сотворили поровну плохого и хорошего, отправляються в Чистилище, где в подземном царстве ведут существование лишенное и радости и печали. В аду же находяться грешные души. Во время Фрашегирда последует всеобщее воскресение и последует Последний Суд. Там грешные будут отделены от праведных. Аирйаман (бог дружбы и исцеления) и Атар (бог огня) расплавят весь метал в горах и он потечет на землю. Души пройдут через эту огненую ордалию. Благие души уцелеют, а грешные будут уничтожены. Дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем сражении с богами-язата. Раскаленая река потечет в ад и уничтожит Ангро-Маиньйу.
Заратуштра был первым человеком который учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, грядущем воскресении, Последнем Суде. Эти представления впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством и исламом. В Гатах Заратуштра скорее пророк чем законодатель. За годы проведеные у Виштаспы. От своих последователей он потребовал молиться пять раз в день. Пять ежедневных молитв считались непременной обязанностью каждого зороастрийца, частью его служения богу и оружием в борьбе против зла. Обряд молитвы, известный из ныне существующей практики, таков: сначала верующий готовит себя к молитве, омывая от пыли лицо, руки и ноги. Затем, развязав священный пояс, он стоит, держа двумя руками пояс перед собой, поражая себя в присутствии Создателя. Взгляд его устремлен на огонь — символ праведности.



Верующий молится Ахура Мазде, проклинает Ангра-Маинйу (при этом он презрительно машет концами пояса). Затем вновь завязывает пояс, продолжая молитву. Весь обряд занимает всего несколько минут, но его постоянное повторение имеет огромное религиозное значение, утверждая дисциплину и приучая к признанию основных положений веры. В знак инициации на верного надевался плетеный шнур. В 15 лет совершался обряд посвящения и с этого момента посвященный должен был каждый день развязывать и завязывать пояс. Заратуштра делил ночь на две части. Первая часть посвящалась душам умерших фравашам, а вторая Уша была посвящена Сраоше. День был разделен на три поры и к двум существующим был прибавлен Рапитвина. В зороастризме было семь праздников. Это Маидйой-зарэмайа (“Середина весны”), Маидйой-шема (“Середина лета”), Паитишахйа (“Праздник уборки зерна”), Айатрима (“Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ”), Маидйаирйа (“Середина зимы”) и, наконец, праздник с названием неясного происхождения Хамас-патмаэдайа, посвященный угощению в честь фраваши (он праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия). .Первое празднество — Маидйой-зарэмайа — отмечалось в честь Хшатра-Ваирйа и сотворения неба, а последнее — Хамаспатмаэдайа — посвящалось Ахура Мазде и его созданию — человеку с изъявлением особого почитания фраваши — душам умерших праведников, которые “сражались за истину-аша”. Седьмое творение — огонь — всегда стояло несколько в стороне от других, будучи жизненной силой, пронизывающей все творения. Поэтому и празднество, ему посвященное, выделяется среди остальных и назывался Новруз.



Ахуна-Ваирйа была молитвой аналогичной молитве Отче наш у христиан. Символ Веры Фраваране произносился ежедневно. В нем человек отрекался от сил зла и почитался Ахура-Мазда и Варуна. Далее происходила литургия из семи стихов Гат, которые произносились во время приношений огню и воде. Второй по святости молитвой была Ашэм-Воху, где призывалось в помощь Аша-Вахита. Эта молитва вместе с Ахуна-Ваирйа и Иенхе-Хатам предшествует Гага-Ахунаваити, в то время как другая святая молитва в Гатах — Аирйема-Ишйо - помещена в качестве защиты после последней Гаты (Ясна 54). Весь текст богослужения, начиная с Ахуна-Ваирйа и кончая Аирйема-Ишйо, назван Стаота-Иеснйа, то есть “(Слова) хвалы и поклонения”, и когда текст был принят как стандартный для богослужения в ритуале ясна, знать его наизусть стало обязанностью каждого священнослужителя. Так обеспечивалась сохранность и самих Гат. Великие гимны пророка благоговейно передавались таким способом из уст в уста, из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.



Другие гимны (яшты) повторялись из уст в уста. Одни яшты посвященные благим божествам были учреждены Заратуштрой, другие яшты сохранили языческий характер. Политический смысл в учении зороастрийцев состоял в учреждении сильного политического объединения на основе сильной царской власти. Как учение зороастризм возник среди оседлых земледельцев и скотоводов восточноиранского мира. Также Заратуштра призвал к борьбе против иранских кочевников западноевразийских степей, которые продолжали поклоняться дэвам.


Спойлер (раскрыть)
     Из деревни приехал
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 16 ноября 2020, 21:23

    Laszlo

    Собственно об этом был эпический срач между узбекским ученым Шамсиддином Камоллиддином (противник относить Шах-наме к историческим источникам) и таджикским (сторонник того что Шах-Наме исторический источник) ученым Лукмоном Бойматовым.


    Скорее всего, тут недопонимание на уровне "а что такое Шах-намэ"?

    Упоминается наличие в Сасанидском Иране некой "Хватай-намак" (Книги властителей). Мол, это была историческая хроника, представлявшая собой некий сборник прецедентов для правителей.

    Считается, что кое-что из "Хватай-намак" было использовано Дакики для первых дастанов "Шах-намэ".

    Потом Дакики успешно получил по голове от фанатика-мусульманина, и его дело в несколько ином формате завершил Абуль-Касым Фирдоуси (судя по имени - явный мусульманин). И то, что получилось, стало совсем далеко от "Хватай-намак".

    Если говорить о "до-Фирдоусийском" пласте "Шах-намэ", там, возможно, что-то есть. Но то, что сделал Фирдоуси - это уже совсем беллетристика. Хотя... священная история на то и священная, чтобы не соответствовать реальной.

    Laszlo

    Но вот сасанидская традиция в передаче арабских переводчиков также имеет эпический характер.


    Практически все "первые" сочинения в историографии той или иной страны - слабы, как источники. ПВЛ - яркий тому пример.

    А арабы как раз испытывали определенные муки роста над своей собственной отсталостью. И к истории относились как к своего рода "скальдическим песням", которые должны были прославлять царей и героев. Анализ и отбор информации, хронология и т.д. не были отработаны. И получалось нечто.

    Но, что имеем - то имеем. Ибо объективно!
       Из деревни приехал
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 20 ноября 2020, 16:47

      Laszlo

      люс кровнородственные браки среди знати (принятые у зороастрийцев).


      Да ну! А зороастрийцы и не знали! :0162:

      Хведодах - это не кровнородственный брак, а своеобразный пережиток левирата.

      Но греки и тут отметились - им-то, конструктивно с задним приводом, легче представить, что персы реально женились на своих матерях или дочерях! :085:

      Laszlo

      Влияние армян на нахов вообще никакое. Очень опосредованое и через Албанию на дагестанские земли.


      Ага, а род у них с чего-то называется по-армянски (тохм - неполногласие от тохум)! Требую восстановить историческую истину! :020: Армяне всегда влияли на Кавказе на ВСЕ! :062:
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 20 ноября 2020, 17:17

        Цитата

        Да ну! А зороастрийцы и не знали! :0162:

        Хведодах - это не кровнородственный брак, а своеобразный пережиток левирата.

        Но греки и тут отметились - им-то, конструктивно с задним приводом, легче представить, что персы реально женились на своих матерях или дочерях! :085:


        То, что греки и римляне долбились в зад я как бы знаю. А еще они ''любили'' мальчиков на симпозиумах. Я вовсе не исключаю то что был и левират. Левират вообще распространен среди кочевников и бывших кочевников.

        Ну о таких браках писали не только греки и римляне, но и Картир на Каба-йи Зардушт. А у армян один из последних Арташесидов таки был женат на кровной родственнице Эрато.
           Из деревни приехал
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 20 ноября 2020, 17:30

          Laszlo

          Ну о таких браках писали не только греки и римляне, но и Картир на Каба-йи Зардушт. А у армян один из последних Арташесидов таки был женат на кровной родственнице Эрато.


          А откуда слово хведодах? От зороастрийцев.

          Это реально было. Но именно как пережиток левирата.

          Кросскузенный брак (дело не самое лучшее, но морально и медицински допустимое) существовал у зороастрийцев, но он и у прочих народов существовал.

          Вспомните классическую турецкую мыльную оперу "Королек - птичка певчая" - там все дело вокруг как раз кросскузенного брака вертится.

          А вот насчет того, что отец на дочери или сын на матери женился, или родной брат на родной сестре - ну, "некоторые любят погорячее", но чтобы целая религия, окормляющая большой и развитый народ, такое проповедовала - по принципу бритвы Оккама и риваятов от зороастрийских священников (в свое время общался с ними, одного даже помню, как зовут - эрвад Бурзин Аташбанд, он, кстати, в начале 2000-х в Киеве работал) определяется как тенденциозное истолкование обычая левирата для "расчеловечивания" основного врага.

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Цитата

          И при поддержке богов и царя царей, я сделал в Эраншахре следующее; было установлено много храмов Варахранова огня и много было заключено родственных браков (Зороастризм поощрял заключение родственных браков. Многие сасанидские шаханшахи были женаты на родных сестрах, дочерях, племянницах.)


          Вот "надпись Картира". Только то, что в скобках - комментарии С. Ю. Касумовой, которая плохо читала "Шах-намэ" (про то, что Дарий был женат на своей дочери и она от него сына родила - Фирдоуси писал). А может, у нее такие личные приоритеты.

          В чем смысл левирата и благо от заключения хведодах? В праве - женщина не остается брошенной на произвол судьбы в случае, если остается вдовой или осиротевшей.

          Только вот никто не занимался сексом с такими супругами.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 20 ноября 2020, 17:52

            Цитата

            А вот насчет того, что отец на дочери или сын на матери женился, или родной брат на родной сестре - ну, "некоторые любят погорячее", но чтобы целая религия, окормляющая большой и развитый народ, такое проповедовала - по принципу бритвы Оккама и риваятов от зороастрийских священников (в свое время общался с ними, одного даже помню, как зовут - эрвад Бурзин Аташбанд, он, кстати, в начале 2000-х в Киеве работал) определяется как тенденциозное истолкование обычая левирата для "расчеловечивания" основного врага.

            Вполне возможно, что таки да греческая, римская, а потом и византийская пропаганда. Правда не всегда историки подходили к этому критично. Мэри Бойс например восприняла за чистую монету. Хотя Дандамаев весьма критичного мнения о сведениях греков о персах.



            Цитата

            «Тохум/тухум - термин иранского происхождения. В древнеперсидском он представлен в форме tau(h)ma в значении рода, племени, родственника; авест. taohman, санскрит. takman? пехл. toIuti, обозначает «семя, племя»

            Спасибо. Вообще в армянах очень много древнеперсидского, парфянского и пехлевийского влияния. Ряд парфянских слов дошли до нас именно через посредничество армянского языка. Армянский это такая сборная солянка разных элементов - хурриты, лувийцы, протоармяне-мушки, скифы, мидийцы, парфяне, а в конце еще и персы с албанскими племенами. Армяне народ со сложным этногенезом.



            Цитата

            Кросскузенный брак (дело не самое лучшее, но морально и медицински допустимое) существовал у зороастрийцев, но он и у прочих народов существовал.

            Если вспомнить еще о диковинных обычаях, то некоторые цивилизованые народы порицали гиндукушские и тибетские народы за полиандрию - это когда у одной женщины несколько мужей.
               Из деревни приехал
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 20 ноября 2020, 18:20

              Laszlo

              Если вспомнить еще о диковинных обычаях, то некоторые цивилизованые народы порицали гиндукушские и тибетские народы за полиандрию - это когда у одной женщины несколько мужей.


              Полиандрия пережиточно и в Европе была еще недавно.

              Был такой фильм югославский, предтеча Амира Кустурицы - "Чудо невиданное" (1983). Там как раз ситуация показана - 4 брата с гор потребовали от одной девушки выйти замуж за всех четверых, иначе они не смогут содержать жену поодиночке.

              Реликт, конечно, но очень красочный.

              - - - Сообщение автоматически склеено - - -

              Laszlo

              Спасибо. Вообще в армянах очень много древнеперсидского, парфянского и пехлевийского влияния.


              Дык, контекст региона - совершенно не индоевропейский. Потом появляются иранские племена. А потом вдруг на периферии иранского ареала находится новое индоевропейское племя, которое с прошествием времени становится армянами...

              Конечно же, народ а) пришлый, б) навязавший свой язык покоренным. Так и существовал своего рода островком и-е. языков среди неиндоевропейских народов, попутно пытаясь ассимилировать местные племена.

              Обратите внимание на количество армян с "мусульманскими" фамилиями - Шахгелдян, Шахбазян, Ешилбашьян (!), Аллахвердян (!), Ханзадян, Ханларян, Джигарханян и т.д. Явно арменизированные мусульмане (курды или кто еще).

              - - - Сообщение автоматически склеено - - -

              Кстати, может, нам перенести все про зороастризм в соответствующую тему? А то здесь это злостный оффтопик и с опаской жду налета - уже и каску надел! :062:
                 герцог фридландский
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 20 ноября 2020, 21:10

                Laszlo (20 ноября 2020, 17:52):


                Вполне возможно, что таки да греческая, римская, а потом и византийская пропаганда. Правда не всегда историки подходили к этому критично. Мэри Бойс например восприняла за чистую монету. Хотя Дандамаев весьма критичного мнения о сведениях греков о персах.


                Ласло, посмотрите вот здесь:
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 21 ноября 2020, 22:37

                  Захха́к; Зогак (авест. Aži Dahāka; пехл. Azdahāg или Dahāg или Bēvar Asp; перс. ضحاک‎) — в иранской мифологии змеиный царь, трёхглавый змей; чудовищный дракон из свиты Аримана, живший в Вавилоне. В поздней традиции — враг царя Джамшида, родом из Аравии; свергнув Джамшида, завладел персидским престолом, но Феридун, сын Джамшида, с помощью кузнеца Каве положил конец жестокому тысячелетнему правлению Заххака и заключил его в пещеру горы Дамавенд.
                  От этого названия происходят Аждахак в армянской мифологии, Аждарха в мифологии тюркских народов, аждахоры в таджикской мифологии и Асьтаха на Балканах. Его имя Беварасп означает «обладающий мириадом коней».
                  В Узбекистане, на территории современного Карши, располагаются руины крупного античного города, получившие название Калъаи Зохаки Морон — «крепость Заххака, царя змей». А в Кабулистане, в 15 км на запад от Бамиана (Ваmijan; местечко и горный проход в 87 км к северо-западу от Кабула), лежат развалины так называемого «замка Зогака» — из обожжённых кирпичей, окружённого валом в 25 м вышиной и возведённого для наблюдения за важным горным проходом.



                  «Бундахишн» приводит его родословную: он был сыном Хрутаспа, сына Зайнигава, сына Авирафшьянга, сына Таджа, сына Фравака, сына Сиямака; а по линии матери его предками были: Ута, Байак, Тамбайак, Овойхм, Пайриурво, Урваэсм, Гадвитв, Друджаскап, Гана-минуй. «Чихрдад-наск» также включал его родословную вплоть до Таза (Таджа), брата Хушанга.

                  Согласно «Бундахишну», Дахак просил помощи у Ахримана у реки Спед в Адурбадагане.

                  Ахриман хотел сделать Бевараспа бессмертным, но Ормазд изменил это. Однако, как говорится в сочинении «Суждения духа разума», правления Аждахака Бевараспа и Фрасияга Туранского были полезны тем, что если бы они не завладели властью, то Злой дух отдал бы её дэву Гнева (Айшме), и тогда до дня Воскрешения нельзя было бы отобрать её.

                  В «Бундахишне» поясняется, что огонь Фробак (или Фарнбаг) спас фарр Йимы от рук Дахака. Дахак вместе со Спитьюром распилил Джама.

                  Тирания Дахака упоминается в пехлевийских текстах. Он назван правителем рода Вадага, который владел миром 1000 лет (по одной версии, тысячу лет без одного дня). Его правление пришлось на тысячелетнее владычество созвездия Скорпиона.

                  Во время правления Аждахака от соединения дэва с молодой женщиной, а молодого мужчины — с колдуньей, произошли чернокожие люди. В Вавилоне он воздвиг себе дворец Квиринта Дузита в форме журавля, а ещё два дворца — в Шамбаране и Хиндустане.

                  По «Денкарду», его правление привело к упадку нравственности и росту смертности людей. Зохак якобы составил иудейские писания и поместил их в крепости Иерусалима, а также дал людям десять заповедей, во всем противоположных заповедям Джамшеда. От людей Зохака эти тексты получили Авраам и Моисей, поэтому им следуют все иудеи. Дурные правители впоследствии были потомками Зохака, и от него проистекает всякое дурное правление. Тем не менее некоторые местные иранские средневековые правители не стеснялись возводить к нему свои родословные.
                  По воле Аримана из плеч Зохака выросли две ядовитые рогатые змеи. Зохак — эталон дурного монарха. О правлении Зохака говорилось во фрагардах 4 и 20 утраченного «Судгар-наска».

                  В «Предании о сыне Зарера» имя Аждахака используется как нарицательное для характеристики противников Виштаспа. Кроме того, аждахак — название вредного животного.
                  Побеждённый Феридуном Зохак прикован цепями в жерле Демавенда. Перед концом света (в конце седьмого тысячелетия существования мира) Дахак вырвется из оков, нападёт на мир и поразит много созданий, но будет сражен Кэрсаспом или Самом. По «Денкарду», он явится в облике жреца.
                  После конца света и воскрешения мёртвых Дахак, добровольно совершивший злодеяния, подвергнется «наказанию трёх ночей».
                     Из деревни приехал
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 21 ноября 2020, 23:07

                    Заххак и Аджи Дахака - это несколько разные персонажи.

                    Заххак - это персонаж "Шах-намэ", его образ обработан и переосмыслен Фирдоуси. Его не стоит смешивать с авестийским Аджи Дахакой.

                    К тому же Беварасп - это имя, означающее "Обладающий 10 000 коней". Эти имена разные по этимологии и не могут быть смешаны при рассмотрении образов. Фирдоуси смешал разные легенды для достижения собственной цели.

                    А Аджи Дахака - это то, что впоследствии станет аджахаром иранской мифологии. Хтоническое зло, проявившееся в человеке, поскольку перед актом творения людей Ахура-Мазда предупредил фраваши, что в каждом может сыграть слабинка и он может перейти на сторону зла.

                    Очень важным в этом случае является факт свободного выбора со стороны фраваши - Ахура-Мазда предлагает фраваши выбор - или быть вселенными в человеческие тела, воплотиться для ускорения победы добра, с неминуемыми жертвами (например, совершившие смертельные непрощаемые грехи в день Фрашокэрэти не воскреснут после омовения дождем из расплавленного металла, а сгорят во веки вечные), или же остаться под его вечной защитой в духовном мире, что несколько отдалит неминуемую победу добра.

                    Фраваши, понимая, что часть из них погибнет навечно, выбрали помощь Ахура-Мазде. И часть из них погибнет навечно. Убийство праведника (того же Джамшида) - это непрощаемый грех. Огненный дождь не может омыть Аджи Дахаку - он может только сжечь его навечно (и телесную, и духовную сущности).
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 21 ноября 2020, 23:07

                      писание внешности Дахаки даётся в ряде яштов «Авесты»:

                      Змея
                      Трёхглавого Дахаку -
                      Трёхпастый, шестиглазый,
                      Коварный, криводушный,
                      Исчадье дэвов, злой,
                      Могущественный, сильный,
                      Он сделан Анхра-Манью
                      Сильнейшим быть во Лжи
                      На гибель всего мира,
                      Всех праведных существ

                      «Замйад-яшт» содержит описание схватки за хварно, когда Святой Дух отправил за ним Благую Мысль, Истину и Огонь, а Злой Дух — Злую Мысль, Ярость и трёхглавого Змея Дахаку. Сперва Огонь захотел завладеть хварно, но Дахака угрожал погубить его, и Огонь отказался от своего намерения. Когда, в свою очередь, трёхпастый Дахака устремился к Хварно, ему воспрепятствовал уже Огонь, угрожая сжечь того. Тогда хварно попало на дно моря Ворукаша.

                      В стране Баври Змей-Дахака приносил в жертву Ардвисуре 100 жеребцов, 1000 коров и 10000 овец, прося помощи в уничтожении людей на всех семи кершварах, но богиня не вняла его мольбе. Во дворце Квиринта, на золотом троне под золотым балдахином он молился Вайу, прося его о том же, но тщетно.

                      Упоминается о гибели Змея-Дахаки от руки Трайтаоны. Говорится о его супругах Сахнавак и Арнавак.



                      По рассказу Фирдоуси, Зохак (или Бивересп) поначалу был обычным человеком, сыном Мердаса, правителя степи Копьеносных Наездников (то есть Аравии). Див (Иблис), принявший человеческий образ, убедил Зохака погубить своего отца. Араб Мердас попал в выкопанную сыном яму в саду и погиб. Зохак воцарился, и Иблис потребовал от него обета верности.

                      Затем Иблис принял обличье повара и изобрёл употребление в пищу мяса животных (до этого, по Фирдоуси, люди питались только растительной пищей), став постепенно приучать к нему Зохака. На первый день он накормил его просто желтками, когда царю понравилась эта пища, приготовил дичь, затем барашка и на четвёртый день мясо быка. Зохак был доволен и предложил награду, но повар попросил лишь ненадолго прижаться к плечам Зохака, и тогда из них выросли две змеи. Зохак не знал, как избавиться от них, и тогда снова появился Ахриман, приняв уже обличье врача, и посоветовал кормить змей людским мозгом.

                      Тем временем иранцы, недовольные правлением Джемшида, провозгласили своим царём араба Зохака. Джемшид был распилен пополам.

                      Зохак взошёл на престол, забрал во дворец и воспитал сестёр Джемшида Эрневаз и Шехрназ, которых затем взял в жёны. Его тираническое правление длилось тысячу лет.

                      Каждый день по приказу царя в стране убивали двоих юношей, чтобы готовить из их мозгов пищу для змей. Тогда мудрецы Армаил и Кармаил поступили на службу как повара и стали спасать каждый день одного из юношей, смешивая мозги второго, приготовлявшиеся в пищу царю, с овечьими. Спасённых они отправляли в горы, и от них произошло племя курдов.

                      Правление Зохака становилось всё более жестоким. Он казнил витязей, а красавиц брал в наложницы. Однажды ночью, лёжа с Эрневаз, он увидел во сне трёх братьев и булаву с коровьей головой у младшего. Проснувшись, он рассказал сон Эрневаз, а затем потребовал от мобедов истолковать его, что и сделал Зирек. Сон предвещал рождение Феридуна. Зохак пытался погубить Феридуна во младенчестве, но это ему не удалось, хотя он и приказал убить корову Бермайе.

                      Однажды Зохак выступил перед мобедами с речью, желая собрать войска. Тогда с мольбой к царю обратился кузнец Каве, который просил пощадить его последнего сына (17 других сыновей уже были съедены змеями Зохака). Зохак вернул ему сына, но Каве отказался подписать послание царя. Народ, собранный Каве, восстал, и Зохак скрылся.

                      Феридун с войском взял столицу Зохака Иерусалим, но царя там не оказалось, он бежал в Хиндустан. Казначей Кондров бежал к Зохаку и рассказал тому о деяниях Феридуна. Войско Зохака напало на город, а Зохак проник в свой дворец, но был побеждён Феридуном, который рассёк его шлем своей булавой. По приказу Соруша Зохак был прикован к скале над пропастью.
                        • 5 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                         Похожие Темы
                        АРанний зороастризм
                        название говорит само за себя
                        Автор M Maj. Buzzard
                        Обновление 29 августа 2012, 15:27
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Культура Древнего Мира Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 23:46 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики