Сообщество Империал: Низами Гянджеви - Сообщество Империал

Laszlo

Низами Гянджеви

Низами Гянджеви
Тема создана: 15 ноября 2020, 21:37 · Автор: Laszlo
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 15 ноября 2020, 21:37

Imperial


Абу Мухаммед Ильяс б. Йусуф известный больше как Низами Гянджеви родился между 1140 и 1146 гг. в Гяндже. Киракос Гандзакеци живший несколько поколений спустя отмечал, что в Гяндже жили преимущественно персы. Отцом поэта был Йусуф б. Заки из Кума и был чиновником-персом. Раиса, мать поэта, по словам самого поэта была курдянкой. Родители поэта рано умерли. Сам Низами Гянджеви получил блестящее образование и был прозван за то мудрецом.
Свою поэму ’’Лейли и Меджнун’’ он посвятил ширваншаху Ахситану I, а поэму ’’Семь красавиц’’ атабеку Мараги Ала ад-Дину. У Низами Гянджеви было три жены, одна из которых известна по имени (кыпчачка Афак). Он жил с ней в браке в 1170-1179 гг. до самой ее смерти. В 1179 г. он закончил поэму ’’Хосров и Ширин’’. ‘’Сокровищница тайн’’ им была написана между 1173 и 1179 гг. ''Семь красавиц'' была написана около 1197 г. ’’Искандер-наме’’ была им написана между 1194 и 1202 гг. Умирает Низами Гянджеви около 1209 г. В творчестве Низами Гянджеви нашли отображение события прошлого Ирана, однако ему не была чужда и тюркская проблематика. Так благодаря нему мы знаем о том как кыпчаки поклонялись своим предкам, а также некоторые данные о енисейских кыргызах. Высокие качества поэзии Низами Гянджеви были воспеты персидскими поэтами следующих веков.
Касательно происхождения Низами Гянджеви, то азербайджанский просветитель Ф. Кочарлинский в начале XX в. считал его тюрком из Гянджи. Ведущие востоковеды И. Дьяконов, А. Крымский, В. Бартольд, Е. Бертельс считали его персом. С упразднением Закавказской Республики в 1936 г. нужды нациестроительства в СССР подвигли И. Сталина противостоять пантюркскистской идее, которая была ранее популярной в Азербайджане. При Азербайджанской Демократической Республике азербайджанцы называли себя тюрками. По указании коммунистов ряду национальных кудльтур были приписаны давние традиции и узбекской культуре был приписан Рудаки, а азербайджанской Низами, хотя они писали на фарси. В 1938 г. в Азербайджанской ССР был проведен 800-летний юбилей Низами Гянджеви. Это было явлением так называемого советского патриотизма. Идея признать Низами Гянджеви азербайджанским поэтом была у первого секретаря ЦК КП (б) Азербайджанской ССР Мир-Джафара Багирова.
В 1938 г. в Москве была выпущена Антология азербайджанской поэзии под редакцией В. Лугового, где Низами Гянджеви был объявлен азербайджанским поэтом. В том же году в газете Правда он наряду с Хакани Ширвани был объявлен деятелем азербайджанской культуры. Е. Бертельс под давлением генеральной линии партии был вынужден назвать Низами Гянджеви азербайджанским поэтом. Азербайджанский коммунистический поэт С. Вургун клеймил мусаватистов и пантюркистов за то, что они не признавали Низами Гянджеви деятелем азербайджанской культуры. Мамед Эмин Расулзаде считал первым азербайджанским поэтом Фузули Багдади.
Только в 1949 г. он сменил свое мнение и стал считать Низами Гянджеви азербайджанцем. М. Аткин и П. У. Меллер отмечали, что необходимость приписать Низами Гянджеви к азербайджанской литературе и выделить ее из литературы персидской было обусловлено советской национальной политикой. Русский исследователь в эмиграции В. Минорский же отмечал, что его мать курдянка, а отец из Кума. Азербайджанский художник Ганзафар Халыков создал картину с изображением Низами Гянджеви, хотя в Средневековье изображений поэта не было. В 1948 г. Е. Бертельс написал статью в которой считал Низами Гянджеви и Рудаки деятелями персидской литературы, но сразу же был обвинен в следовании ошибочным позициям западноевропейских востоковедов и в буржуазном космополитизме и был вынужден откреститься от своей позиции. В современном политическом дискурсе в России и Азербайджане принято считать Низами Гянджеви азербайджанским поэтом, однако иранист И. Стеблин-Каменский выступил с критикой этой позиции. Сейчас Р. Кафарлы считает Низами Гянджеви азербайджанским поэтом.
Ч. Стори, Ф. Де Блуа и Мухаммед Эмин Риаи указывают, что Низами Гянджеви жил в Гяндже, которая была преимущественно населена персами и творил на фарси. Т. Свентоховский и О. Альдштадт называют Низами Гянджеви персидским поэтом, но отмечают, что его творчеством было синтезом тюркской и персидской культур. К. Ван Руймбеке, К. Талатов, Дж. Клинтон, К. Люте, У. Эндрюс, М. Калпаклы, Я. Рыпка считают Низами Гянджеви персидским поэтом. С. Лорнеджад и А. Дустзадэ посвятили целую монографию вопросу политизации творческого наследия Низами Гянджеви. Они также высказывались в пользу принадлежности Низами Гянджеви к персидской литературы .


Примечания и литература (Раскрыть)


Низами. Сериал. 1 серия (Раскрыть)
    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
    РегистрацияВход на форум 
    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 11:45 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики