Еще, пожалуй, можно привести пример
несостоявшегося чуда света.
Таким я считаю "город-храм" Ахетатон - столицу египетского фараона-реформатора Эхнатона.
Эхнатон (Аменхотеп IV) предпринял попытку вытеснить традиционный древнеегипетский политеистический пантеон, взамен введя веру в единое Божество - Атона. Его символом был солнечный диск. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где теперь находится селение Амарна, новую столицу, назвав ее ?Ахетатон?, что значит ?Небосклон Атона?. По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется ?амарнским?. Сам он также принял новое имя ? Эхнатон ? ?Дух Атона? (или еще переводят "Угодный Атону").
Правление Эхнатона, его религиозная реформа и строительство Ахетатона сопровождались революционными изменениями в религиозных взглядах и эстетике. Об этом можно посмотреть тут:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Некоторые историки считают, что если бы фараону удалось реализовать этот грандиозный проект, возник бы уникальный образец теократического города, населенного мудрецами, жрецами, учеными и художниками, зодчими и ремесленниками.
Со строительством этого города также связана одна из самых романтических легенд, оставшихся нам от Древнего Египта - легенда о царице Нефертити (супруге Эхнатона).
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Реконструкция блестящей столицы, заложенной в 1376 г до Р. Х. по воле Эхнатона и исчезнувшей со смертью своего создателя ? результат долгих исследований, ведущихся с начала века на руинах Телъ-элъ-Амарны, зоны, находящейся почти в 20 км от Гермополя, в 280 км на юг от Каира и в 350 км на север от Фив.
Город растянулся почти на 15 км, на прибрежной полосе восточного берега Нила. В скалистых горах сразу за городом (тек востоку от города, а не к западу, как в других больших городах) вытянулся некрополь, между ним и Ахетатоном размещались поселения мастеровых, работавших для города живых и города мертвых. Главная ось города была смещена к Нилу и пролегла вдоль большого проспекта шириной 100 метров, называемого царской дорогой, которая соединяла Большие северные ворота с южными. В 800 метрах, почти параллельно ей, проходила дорога Великого жреца, а еще через 400 метров ? дорога ремесленников.
Дорога Великого жреца практически разделяла город на две вытянутые части первая, находившаяся ближе к Нилу, с царской дорогой в центре, предназначалась для царских резиденции, жилищ сановников, портовых и иных служб, восточная часть, в глубине города, застроенная вдоль дороги ремесленников, предназначалась для остальных горожан. У подножия скалистой горной цепи, простиравшейся как одно большое плато над Ахетатоном до сих пор сохранилось множество межевых стел.
Но жреческая реакция положила конец мечтам фараона-идеалиста. Сразу же после его смерти старый культ был восстановлен, сын "отступника" юный Тутанхамон отказался от веры своего отца и вскоре погиб в 19-летнем возрасте при невыясненных обстоятельствах. Ахетатон был заброшен. Чудо не состоялось.
Город с населением в 40?50 тысяч человек растянулся на 12 километров, а с незастроенными пустырями на все 30. Главная улица Ахетатона, по бокам которой стояли Большой храм, дворец фараона, особняки жрецов и казенные заведения, проходила вдоль Нила.
Безусловно, центральным зданием города был главный храм ? ?Дом Атона в Ахетатоне?, длина которого составляла около 800 метров. Сориентирован он был с запада на восток, чтобы встречать и приветствовать Атона. Естественно, это здание не имело крыши, чтобы Атон мог пребывать в своем доме постоянно. В центральной части храма археологи обнаружили триста шестьдесят (!) жертвенников и быстро нашли этой находке объяснение. Год египтян состоял как раз из такого числа дней. (Плюс пять дополнительных дней, которые не принадлежали никакому времени года, оставаясь ?бесхозными?.), следовательно, и каждый алтарь соответствовал определенному дню года.
Число алтарей имело сакральный смысл, связующий время и пространство. Каждый день в жизни, согласно религиозной доктрине Эхнатона, был единственный и неповторимый, поэтому и отмечать его следовало соответственно. Приветствуя вместе с женой, детьми и жрецами Атона на рассвете, Эхнатон даже заготавливал на каждый день специальный текст гимна, который никогда не повторялся. (Собственно, существовала ?болванка?, к которой то прибавляли одни строки, то изымали другие.), ведь предыдущий день отличается от того, что несет с собой встающий из-за Нила Атон. Египтяне называли такое положение вещей законом Змеи, то есть законом непрерывных изменений. (У древних греков тоже существовала подобная доктрина, выражавшаяся фразой: ?В одну и ту же реку нельзя войти даже один раз?, потому что, пока будешь входить, река будет течь, а не стоять на месте.). Произнося (или распевая) гимн Атону, фараон совершал обряд реанимирования бога, чтобы жизнь на земле продолжила существование. Вероятно, и Нефертити при этом потрясала систрами (погремушками) и пела: недаром же во многих надписях ее называют ?сладкоголосой?, утверждают, что ?при звуке ее голоса все ликуют?. Ответно Атон руками-лучами подносил к носу Эхнатона и Нефертити анх ? символ жизни.
В Ахетатоне были еще храмы ? ?Проводы Атона на покой? и ?Дворец Атона в Ахетатоне? и три святилища, одинаково называвшиеся ?Тень Ра? и принадлежавшие женщинам царской семьи: Нефертити, ее дочери Меритатон и матери Эхнатона Тэйе. За исключением ?Дворца Атона? ни одно из этих сакральных зданий до сих пор не обнаружено. И касательно культовой жизни ахетатонцев остается лишь добавить, что в каждом доме, даже самого последнего бедняка, обязательно была молельня. При этом, несмотря на растиражированное историками ?нетерпение? Атона других богов, многие молельни были посвящены Амону, Исиде или Бэсу.
Как всякий город, построенный вдруг по воле одного человека, Ахетатон не имел исторически сложившегося центра. Он представлял собой отдельные замкнутые кварталы, в которых жили люди определенной профессии. Именно поэтому, например, после раскопок квартала скульпторов надеяться на то, что будут обнаружены памятники, равные по значению бюсту Нефертити, практически не приходится. Интересно, что при планировке города в нем уже была заложена социальная дифферентация: в северной части жили торговцы, мелкие чиновники и ремесленники, на юге ? чиновники высших рангов и скульпторы.
Главным украшением города (помимо храмов) были три дворца. Два из них ? Северный дворец и Мару-Атон (южный дворец) ? носили увеселительный и дачный характер и находились на окраинах Небосклона Атона. Между ними в самом центре города, примыкая к ?Дому Атона в Ахетатоне?, находился Большой дворец. Это было великолепное здание длиной 262 метра, разделенное главной дорогой на две части: официальную и частные апартаменты семьи фараона. Между собой они соединялись крытым кирпичным мостом, в котором было три пролета (что придавало ему вид современных триумфальных арок): через широкий центральный проезжали колесницы и повозки, боковые были отведены для пешеходов. На втором этаже крытого перехода находилось ?окно явлений?. Из него по праздникам перед народом и войском представала царствующая чета, которая награждала особо отличившихся подданных золотыми украшениями. Естественно, официальная часть дворца была больше и лучше украшена, но от нее мало что осталось. Зато в личных апартаментах Эхнатона Аменхотеповича и его супруги археологам удалось определить комнату, которая почти наверняка являлась спальней Нефертити, так как рядом располагалось еще шесть спален меньших размеров ? по числу дочерей царицы. ?Добыча? из спальни Нефертити оказалась не так уж богата: в передней археологи обнаружили изображение царской семьи, а в самой спальне умывальню и каменную плиту-лежанку, от которой шел водосток. Неужели Нефертити купалась в постели!?
Жилища высших сановников представляли собой усадьбы, окруженные со всех сторон забором и садом, в котором обязательно присутствовали пруд и беседка. Площадь самого жилища превышала 500 кв. метров. Над входом в усадьбу высекали имя, звания хозяина и молитвы Атону. Потом иероглифы заполняли голубой пастой, которая создавала необыкновенную гармонию с желтым известняком. Надписи эти иногда переделывались, и по ним можно проследить карьеру чиновника или его опалу. Многие правительственные нувориши происходили из беднейших слоев, это те, ?кому он (Эхнатон) дал развиться?. Имя одного чиновника даже переводится как ?Меня создал Эхнатон?. Лингвисты обратили внимание, что классический египетский язык в Ахетатоне сильно разбавляется просторечьем, в нем появляются неологизмы.
Тем не менее, добрый царь умел, когда требовалось, проявить суровость. Такая участь, например, постигла уже упоминавшегося Май. Нам неизвестно, какой проступок или предательство он совершил, но его имя стерли отовсюду, а изображения в гробнице закрыли толстым слоем штукатурки.