Попробую реанимировать интересную тему.
Atkins 22 Апр 2010 (22:18):
... Витте хотя бы железные дороги построил, рубль золотой и водку казенную завел.
Справедливости ради стоит заметить, что
Транссиб - идея не Сергея Юльевича. Впервые о необходимости строительства стальной магистрали, связывавшей Европейскую Россию с её дальневосточными владениями, высказался ещё в 1850-е гг. генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьёв-Амурский. Министр путей сообщения Посьет в конце 1881 г. добился у Александра III согласия на проведения изысканий по трассе будущей ж.д. Сами изыскания начались в 1887 г. Наконец, Витте способствовал собственно реализации строительства. Т.е. в данном контексте его заслуга состоить не в выдвижении и реализации идеи, а в том. что он оценил и протащил идею, минуя все бюрократические препятствия и ловушки.
Золотой рубль. Признавая за С.Ю. Витте заслугу введения золотого рубля, нельзя не отметить тот факт, что он был не только лишь реализатором этой идеи, но, в отличие от Транссиба, был лишь реализатором идеи на последней стадии, причём, если в вопросе строителства ж.д. магистрали через всю Россию до него всё ограничивалось разговорами да изысканиями, то в вопросе введения золотого стандарта до Витте осуществлялись меры - формировался золотой запас.
С точки зрения целесообразности введения золотого рубля даже сегодня, спустя более ста лет, нет единого мнения: специалисты отмечают как плюсы, так и минусы этого события. Поэтому выскажу своё мнение.
Полагаю, что введение золотого стандарта приносило негативных последствий больше, нежели позитивных. В частности, как уже было сказано выше, устойчивость рубля обеспечивалась золотыми запасами, формирование которых беспечивалось из трёх источников:
а) собственная добыча золота;
б) иностранные займы;
в) экспортные платежи.
Опуская пункт (а), обращу внимание на последние два пункта. В период формирования золотого запаса (1885 - 1897 гг.) государство занимало за границей ежегодно в среднем по 49 млн. руб, из которых 2/3 (33 млн. руб.) шли на приобретение иностранной конвертируемой валюты) и лишь 1/3 (16 млн. руб.) - собственно на релизацию хозяйственных проектов. (Ист.: Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало ХХ в.): Новые подсчёты и оценки. - М.: РОССПЭН, 2003. - с. 42.). Формирование золотого запаса, призванного поддерживать стабильность рубля, осуществлялось также и за счёт всё возрастающего экспорта зерновых, который осуществлялся любыми средствами - главным образом, в ущерб своим коммерческим интересам (цены на хлеб, поставляемый Россией зарубеж, в конце XIX ст. стабильно падали: 1882 - 1886 гг. - 94,6 коп./пуд; 1887 - 1891 гг. - 82,2 коп./пуд; 1893 - 1896 гг. - 63,5 коп./пуд). Такая политика продолжалась и после введения золотого стандарта.
Т.о., инструменты выбранные для поддержания стабильной национальной валюты приводили 1) к росту внешнего государственного долга; 2) к нарастанию кризиса в сельском хозяйстве (на рубеже XIX - XX ст. около 50% экспорта обеспечивалось экспортом зерновых; продажа хлеба за рубеж по заниженным ценам приводило к отказу крупных производителей зерна от производства данного продукта и переориентациеи своей деятельности с земледелия на сдачу земель в аренду, что вело к разрушению товарного зерноводства) и 3) к обострению социальной обстановки (экспорт хлеба любыми средствами, во что бы то ни стало, приводил к массовому голоду на местах).
Кроме того, само по себе введение стабильной национальной валюты лишало российского производителя конкурентных преимуществ в борьбе за иностранные рынки.