Сообщество Империал: Византийская Империя - Сообщество Империал

Haktar

Византийская Империя

Наследница Римской Империи
Тема создана: 01 ноября 2006, 03:35 · Автор: Haktar
 1 
 Haktar
  • Imperial
Imperial
Основатель

Дата: 01 ноября 2006, 03:35

Imp


В 395 году произошло окончательное разделение Римской Империи на Восточную и Западную. В состав Восточной Римской империи были включены Балканский полуостров с островами Эгейского моря, Крит, Кипр, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика. Выделение Восточной Римской Империи в самостоятельное государство фактически означало распад Римской империи. Столицей Империи стал город Византий, расположенный на европейском берегуБосфора и получивший новое название - Константинополь.

Тема по обсуждению Византийской Империи, и всё что с ней связано.
     Атлант Фарнезе
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 07 сентября 2015, 19:52

    Me262schwalbe

    Понятно и логично. что сухопутные войска передвигаются г.о. по суше, а не по воздуху,
       Атлант Фарнезе
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 07 сентября 2015, 21:38

      Кстати, насчет плохого состояния городских дорог я готов согласиться даже без дополнительного изучения монографий, послуживших источником словарной статьи. Ведь на фоне общего упадка коммунального хоз-ва городов, подробно описанного в той же "The economic hystory of Bizantium" их хорошее состояние выглядело бы весьма удивительно.
      С другой стороны авторы намного более осторожны в оценке в оценке состояния магистральных дорог. Они пишут, что достоверно об их состоянии сказать сложно, и, что мы мало знаем о том, насколько они были пригодны к использованию в Средние века. Лишь отмечают, о сокращении средств, выделяемых на их ремонт после Юстиниана и о резком сокращении упоминания о ремонтных работах в источниках в последующий период. Кстати, ряд примеров ремонта они приводят. Однако от резких выводов воздерживаются.

      Насчет Одо. Возможно он не очень объективен, но это типично для многих западных духовных лиц. Они любят писать про моральный упадок византийцев и т.п.
         me262schwalbe
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 08 сентября 2015, 10:39

        Атлант Фарнезе
        Специально перечитал раздел "Экономической истории" посвященной коммуникациям. Совершенно не вижу, на основании чего считать магистрали в неудовлетворительном состоянии.

        Атлант Фарнезе

        Лишь отмечают, о сокращении средств, выделяемых на их ремонт после Юстиниана и о резком сокращении упоминания о ремонтных работах в источниках в последующий период.

        1. Знаем о сокращении средств откуда? Мы вообще не знаем, сколько тратилось на ремонт дорог при Юстиниане I. Хотя, сокращение почти наверняка имело место быть в абсолютных цифрах. В конце-концов, протяженность дорог к концу VII века сильно сократилась. А вот сокращение содержание на каждую отдельную единицу пути - совсем не обязательно...
        2. Специфика византийского средневекового нарратива в том, что в центр повествования поставлен император. Если какие-нибудь работы по ремонту или постройке будут упоминаться в исторических сочинениях - то это будут работы санкционированные лично императором (а то и с его личным участием). Немногим более того, что мы знаем о ремонте дорог с VII века начиная, известно о строительстве и починке крепостей. А между тем, их строили и реставрировали по всей территории империи.
           Dezperado
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 08 сентября 2015, 11:11

          Атлант Фарнезе

          Quote

          Лично я понял фразу таким образом, что речь идет идет о всех видах дорожных работ в армии, включая лагерное строительство, поход, передвижение осадной техники и т.п.

          Пардон, но во фразе мы ясно видим the manuals of militaru tactics. То есть руководства по военной тактике. А это отдельный вид античной литературы. И вот что по этому поводу пишет Нефедкин (Арриан,
          Тактическое искусство / пер., коммент., вступ. статьи А. К. Нефёдкина. — СПб. : Факультет филологии и искусств СПбГУ ; Нестор-История, 2010):
          Spoiler (expand)

          Как видите, я проверил все основные работы. И только в одной из них, у Псевдо-Гигина упоминается строительство дорог у римского лагеря. Всего лишь упоминается. Что же касается строительства римлянами дорог во время походов, о чем пишут Цезарь, Иосиф Флавий и Тацит, то это не тактики, то есть не теоретическое осмысление военного дела, и речь идет о практических вещах. И сравнивать их надо с византийскими хрониками, а не трактатами. Кстати, вот что пишет Ле Боэк об этом строительстве (Ян Ле Боэк, Римская армия эпохи Ранней Империи):
          Spoiler (expand)

          Quote

          И ввиду отсутствия этой информации делается вывод о том, что дороги пришли в малопригодное состояние и утратили прежнее значение, в т.ч. и в глазах военных теоретиков.

          А такая информация в византийском трактате есть. Я посмотрел "Стратегикон" и нашел там все то же, что мы уже видели в остальных античных тактиках, речь в основном идет об использовании дорог, и о том, как не попасть в засаду.
          Spoiler (expand)

          Quote

          И ввиду отсутствия этой информации делается вывод о том, что дороги пришли в малопригодное состояние

          Кстати, если с такой точки зрения посмотреть на работы Энея Тактика и Ксенофонта, то можно прийти к выводу, что в IV в до н.э. в Греции дороги пришли в упадок. А вот в Киренаике они процветали. Так как Эней Тактик дороги советует перекапывать.

          Quote

          Говорить о государственном масштабе в рамках военного трактата было бы немного странно.

          Тактики -- это теоретическое осмысление практики. Что-то такого о дорогах там нет ( зачем строить дороги, как это важно, как правильно их строить, как надо их содержать и т.д.)

          Quote

          Впрочем, мы можем до бесконечности обсуждать смысл фразы и догадываться с чем они сравнивали. Единственный надежный выход из ситуации это найти указанные книги (лучше ту которая на английском) и убедиться самим.

          Мы посмотрели все основные работы по античной тактике, навряд ли автору удалось обнаружить еще примерно одиннадцать трактатов, где подробно обсуждается вопрос о строительстве дорог. Так что основной вывод остается: в большинстве античных тактик игнорировался вопрос о строительстве дорог.
          Таким образом, историю античных дорог лучше все-таки изучать не по античным тактикам.
          Вторая ссылка, кстати:
          Φαίδωνος Κουκουλέ, Βυζαντινών βίος και πολιτισμός,1949.
          me262schwalbe

          Quote

          Что до Одо - то товарищ малость ангажирован.

          Особенно, если вспомнить, в каком состоянии находились улицы славных европейских городов в то время.
             Атлант Фарнезе
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 08 сентября 2015, 12:42

            ms262schwalbe

            Я немного потерял нить дискуссии. Если вы вернетесь к моему первому посту, то увидите, что я говорил о сокращении объема ремонта дорог, как одном из аспектов упадка экономики. Как видите, моя позиция согласуется с историографией, авторы также пишут о сокращении ремонтных работ О том, что дороги пришли в абсолютно негодное состояние или вообще перестали использоваться я никогда не говорил и так не считаю. Если вы хотите доказать что они функционировали, то не вижу смысла продолжать. Для меня это и так очевидно.
            С аргументом насчет особенностей нарратива согласиться могу лишь отчасти. Если для 7-8 веков мы имеем проблему недостатка источников, то для последующего времени мы имеем не только исторические сочинения, но и актовый материал.

            Dezperado

            Можно до бесконечности перекидывать мяч туда-сюда, если интересно.
            Еще раз: я понял фразу таким образом, что имеются ввиду все виды дорожных работ в армии, включая лагерное строительство, поход, передвижение осадной техники и т.п. в военных трактатах, а не в любых источниках. Зачем было писать столь длинный пост, чтобы указать на очевидное? Да еще повторяя все по десятому разу.
            И еще раз: развернутую аргументацию вы сможете найти только в указанных монографиях, а не у меня.
            Предлагаю оставить беспредметную дискуссию до тех пор, пока мы не найдем литературу, послужившую основой статьи. Вашу точку зрения я понял.
               Dezperado
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 08 сентября 2015, 13:23

              Атлант Фарнезе

              Quote

              Еще раз: я понял фразу таким образом, что имеются ввиду все виды дорожных работ в армии, включая лагерное строительство, поход, передвижение осадной техники и т.п.

              Это все называется road construction?

              Quote

              Зачем было писать столь длинный пост, чтобы указать на очевидное?

              Ну хотя бы затем, чтобы указать, что автор статьи в Оксфордском словаре не прав, и все то, что мы находим в античных тактиках, мы находим и в византийском трактате. Если речь пойдет о строительстве лагеря, то можно посмотреть византийского Анонима, "Об устройстве лагеря"(правда, это уже 10 в). А уж о византийских трактатах пишет вовсе не R. Chevalier.
              Проще говоря, военные трактаты -- это слишком специфические источники, чтобы по ним судить об упадке или расцвете.
                 me262schwalbe
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 08 сентября 2015, 13:30

                Атлант Фарнезе

                Если вы вернетесь к моему первому посту, то увидите, что я говорил о сокращении объема ремонта дорог, как одном из аспектов упадка экономики.

                Фраза звучала так:

                Атлант Фарнезе

                Но обе этих точки зрения имеют мало отношения ко ВРИ данного перида. Там упадок городского хозяйства (прекращение содержания в рабочем порядке акведуков, ремонта канализаций и пр.), закрытие языческих школ, упадок традиционных античных развлечений вроде забегов на ипподроме, прекращение регулярного ремонта дорог и пр. обычно датируется второй половиной правления Юстиниана и последующим периодом.

                Как можно говорить о прекращении регулярного ремонта дорог, когда продолжало существовать ведомство, которое за это отвечало, которое имело значительный штат (деревни дрома) и "филиалы" на местах. Если не этим, то чем тогда занимались?

                Атлант Фарнезе

                С аргументом насчет особенностей нарратива согласиться могу лишь отчасти. Если для 7-8 веков мы имеем проблему недостатка источников, то для последующего времени мы имеем не только исторические сочинения, но и актовый материал.

                Актовый материал - на 99 % представлен документами из монастырских архивов. Состав документов там специфический - прежде всего акты касающиеся земельной собственности, налоговые практики, хрисовулы с дарованием разнородного иммунитета и т.д. О состоянии транспортной системы в целом - информацию извлечь оттуда практически невозможно.
                Оставшийся 1% - это то, что в прямом виде, либо в виде близкого к тексту пересказа, попало в нарратив. Ну плюс еще настенные записи, которые иногда сохранились на отреставрированном/построенном объекте.
                   Атлант Фарнезе
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 08 сентября 2015, 13:40

                  Dezperado (08 сентября 2015, 13:23):

                  Это все называется road construction?


                  Дорожные работы в лагере вполне могут подойти под это определение. Насчет расчистки дороги под технику не уверен. Но я все же с уважением отношусь к авторам словаря и уверен. что с потолка информацию они взять не могли.

                  Dezperado (08 сентября 2015, 13:23):

                  Ну хотя бы затем, чтобы указать, что автор статьи в Оксфордском словаре не прав, и все то, что мы находим в античных тактиках, мы находим и в византийском трактате. Если речь пойдет о строительстве лагеря, то можно посмотреть византийского Анонима, "Об устройстве лагеря"(правда, это уже 10 в). А уж о византийских трактатах пишет вовсе не R. Chevalier.
                  Проще говоря, военные трактаты -- это слишком специфические источники, чтобы по ним судить об упадке или расцвете.

                  Вашу точку зрения по этому вопросу я понял уже почти неделю назад :-) Десять раз повторять смысла нет, равно как и цитировать источники. Если уж совсем интересно, то можете заказать эту книгу с англосаксонских букинистических ресурсов, а потом расскажете мне.
                  Кстати, хочу поблагодарить вас за то, что благодаря этому пинанию мячей перечитал Вегеция (осталось совсем немного) :-) Хоть какой-то результат.
                     Dezperado
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 08 сентября 2015, 13:47

                    Атлант Фарнезе'

                    Quote

                    Дорожные работы в лагере вполне могут подойти под это определение.

                    Строительство лагеря и строительство дорог -- это несколько разные вещи.

                    Quote

                    Кстати, хочу поблагодарить вас за то, что благодаря этому пинанию мячей перечитал Вегеция (осталось совсем немного) :-)

                    Завсегда пожалуйста, тем более, что я перечитал Витрувия и еще много кого.
                       Атлант Фарнезе
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 08 сентября 2015, 14:10

                      me262schwalbe (08 сентября 2015, 13:30):

                      Как можно говорить о прекращении регулярного ремонта дорог, когда продолжало существовать ведомство, которое за это отвечало, которое имело значительный штат (деревни дрома) и "филиалы" на местах. Если не этим, то чем тогда занимались?

                      Вы опять подменяете понятия. Я никогда не утверждал, что служба логофета дрома не занималась ремонтом вообще. Я лишь говорил о том, что объемы этих работ сократились. Если мы заменим "прекращение регулярного ремонта" на "резкое сокращение ремонтных работ" вопрос будет исчерпан?

                      me262schwalbe (08 сентября 2015, 13:30):

                      Актовый материал - на 99 % представлен документами из монастырских архивов. Состав документов там специфический - прежде всего акты касающиеся земельной собственности, налоговые практики, хрисовулы с дарованием разнородного иммунитета и т.д. О состоянии транспортной системы в целом - информацию извлечь оттуда практически невозможно.
                      Оставшийся 1% - это то, что в прямом виде, либо в виде близкого к тексту пересказа, попало в нарратив. Ну плюс еще настенные записи, которые иногда сохранились на отреставрированном/построенном объекте.

                      Для 7- пер. 9-го века, действительно в основном монастырский. Хотя многие монастыри были крупными хозяйственными центрами и хозяйственной информации там немало. В той же статье про дороги из "The economic hiestory of Bizantinium" вы найдете ссылки на монастырские источники. Но со второй половины 9-го века растет кол-во актового материала государственного происхождения. Поэтому согласиться с вашей точкой зрения не могу, хотя и признаю этот фактор важным при изучении нарративных документов.
                         Похожие Темы
                        ФЗападная Римская Империя в Total War: Attila
                        Западная Римская Империя в Total War: Attila
                        Автор S Solovei90
                        Обновление Вчера, 23:46
                        FВпечатление от мода Judex - Rex (Опаленная Империя)
                        Впечатление от мода Judex - Rex (Опаленная Империя)
                        Автор И Илья_Укустов
                        Обновление 14 апреля 2024, 14:28
                        АБирманская империя
                        Бирманская империя
                        Автор И Из деревни при...
                        Обновление 27 марта 2024, 23:09
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Средиземноморье Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 04:32 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики