В традиционном сражении самураев, описанном в эпосе, боевое столкновение начиналось с перестрелки из луков, за которой следовал вызовы на поединок. К XVI веку от таких формальностей отказались, а сами сражения проходили с учетом реальных тактических и стратегических факторов. Значительный вклад в японскую военную науку внесли Такеда Синген и Уэсуги Кенсин. чьи ежегодные сражения при Каванакадзима (известно о сражениях 1553, 1554. 1555, 1556 и 1557 годов) можно скорее назвать ежегодными маневрами. Когда же пришло время настоящих сражений с полководцами уровня Нобунага и Иэясу. тактические и стратегические факторы стали учитываться в полной мере.
Появление огнестрельного оружия серьезно повлияло на способ ведения боевых действий в период Момояма. Широко практиковалась стрельба залпами, впервые опробованная в битве при Нагасино. Передовые линии армии теперь формировались аркебузирами. которых поддерживали копейщики и лучники. Копейщики образовывали боевое охранение, а лучники выступали в роли застрельщиков и снайперов, а также прикрывали аркебузиров стрельбой во время перезарядки ружей.
Были разработаны стандартные боевые построения, большинство из которых имели поэтические названия. Некоторые из них представлены на диаграмме.
1. Ганко (летящая птица). Гибкий строй, которым можно было маневрировать при изменении тактической ситуации. Основные силы с фронта и тыла надежно прикрыты аркебузирами, на флангах имеется более легкое прикрытие. Полководец располагается в задних рядах в центре, поэтому имеет хорошую связь со всей армией.
2. Хоси (стрела). Строй для свирепой атаки в самурайском стиле. Небольшое число аркебузиров составляют авангард, задача которого размягчить боевые порядки противника. В образовавшиеся бреши врываются самураи, которые составляют основные силы армии. Это очень подвижный строй, который нуждается в хорошо налаженной связи. Построение имеет целью быстро прорвать строй противника, поэтому фланги имеют лишь небольшое прикрытие, состоящее из лучников и копейщиков.
3. Саку (замочная скважина). Этот строй считался лучшим средством защиты от ?стрелы?. Шесть шеренг аркебузиров при поддержке двух шеренг лучников разведены по флангам с целью пропустить ?стрелу? между собой и взять ее под перекрестный обстрел. Самураи образуют собственно ?замочную скважину?, цель которой ? сдержать атаку ?стрелы?.
4. Какуёку (крыло журавля). Лучший строй для окружения противника. Опять же аркебузиры и лучники размягчают оборону противника. За ними следует авангард самураев, который связывает противника рукопашным боем. Тем временем основные силы армии образуют два крыла, развернутых таким образом, чтобы у противника не возникло подозрения о готовящемся окружении. Действительно, на виде спереди строй похож на ?стрелу?.
5. Кояку (ярмо). По форме строй отдаленно напоминает ярмо, надеваемое на вола. Это гибкий оборонительный строй, идеальная зашита от ?крыла журавля?, но также вполне способный выдержать и попадание ?стрелы?. Авангард достаточно силен, чтобы связать противника боем на время, достаточное для того, чтобы тот обнаружил свои намерения. Второй и третий полк действуют по ситуации, или образуя ?замочную скважину? или разворачиваясь, чтобы не допустить окружения.
6. Гсрин (рыбья чешуя). Этот строй используется в том случае, если у противника численное превосходство, а командующий надеется прорваться с помощью безудержной самурайской атаки. Строй напоминает ?затупленную? ?стрелу?. часть сил выведено на фланги, чтобы не рисковать всем в случае провала первого удара. В то же время строй позволяет наращивать нажим на одну точку.
7. Энгецу (полумесяц). Этот строй предназначен для организованного отступления. Предполагается, что армия понесла потери, но смогла избежать окружения, хотя угроза окружения по-прежнему сохраняется. Разбитые полки оттянуты в тыл, а наиболее боеспособные части формируют полумесяц, который маневрирует по ситуации. Аркебузиры строятся в глубину, их поддерживают лучники и копейщики.
Существовали также разновидности основных типов, описанных выше. Например. строй ?голова тигра? был модификацией ?летящей птицы? для армии неполной численности. Строй ?длинная змея? обеспечивал атаку на обоих флангах, тогда как ?летящий дракон? был разновидностью ?головы тигра? для армии, занявшей оборону на вершине холма.
Полководческое мастерство во многом определялось тем, сколько времени военачальник сможет продержать своих самураев в строю, прежде чем они, позабыв обо всем, не бросятся в бой. Летом 1615 года гарнизон Осака, состоявший в основном из ронинов (самураев-одиночек) дал генеральное сражение армии Токугава. Несколько ронинов, вооруженных аркебузами, без приказа открыли огонь по противнику. Заслышав стрельбу, остальные самураи бросились в бой, еще до того, как войско полностью развернулось.
Таким образом, полководцам приходилось бороться за дисциплину не только простых ополченцев, но и самураев, составлявших костяк армии. Например, для самурая было важным первым вступить в бой. Известны многочисленные примеры того, как нетерпение самураев рушило сложные и хорошо проработанные планы. Наиболее ярким примером может послужить история, случившаяся с Фукусима Масанори и Ике-да Трумаса в 1600 году. Иэясу поручил обоим военачальникам занять замок Гифу, который контролировал две важные дороги, шедшие из Эдо на запад. Для успеха Иэсяу требовалось как можно быстрее взять замок. Вместо того, чтобы приступить к осаде и штурму, Икеда и Фукусима начали спор о том, кто будет командовать всей операцией. Дело едва не дошло до дуэли, лишь в последний момент удалось достичь разумного компромисса: армия Фукусима атаковала замок с фронта, а армия Такеды ? с тыла.
Другой проблемой, характерной, впрочем, для любой, а не только японской армии, была связь. Токугава Иэясу однажды заметил:
?Было бы ошибкой думать, что битву можно выиграть, сидя в лагере на скамеечке. помахивая жезлом и отдавая приказы, хотя многие так и поступают... Командующий вряд ли одержит победу, если будет смотреть на спины своих солдат. Лучшее. что можно сделать в бою. это атаковать с предельной энергией?.
Иэясу активно участвовал в сражении. чем выгодно отличался от большинства современных ему командиров. Обычно во время боя он сидел на коне. По свидетельству очевидцев, он поначалу действовал спокойно, направляя солдат жезлом, но по мере того, как сражение разгоралось, приходил в возбуждение. В таком состоянии он лупил ладонью по передней луке седла и кричал: ?Какаре! Какаре!? (?На врага! На врага!?). Под Осакой свою последнюю битву он принял в возрасте 73 лет. Но и будучи стариком, он держался рядом с самой гущей боя и даже был ранен копьем в спину.
Командующий отдавал приказы движениями жезла. Жезл, называемый сайхай, был короткий, украшенный на конце кисточкой из кожи или бумаги. Иногда жезл был в форме опахала. Учива, используемые в наши дни судьями борьбы сумо, были жесткими и напоминали формой цифру ?8?. Младшие командиры пользовались тецутен, которые выглядели как простые опахала, но были частично или пешком сделаны из металла. Опахало обтягивалось пергаментом и украшалось изображением восходящего солнца. Популярной палитрой было сочетание черного, красного и золотого.
Звуковые команды подавались барабанами, трубами и гонгами.
Командующий обычно располагался в удобном месте, например, на вершине холма. Место, где сидел командующий, обносили ширмой ? маку. Ширма была высотой в человеческий рост и кренилась к шестам. воткнутым в землю. Полотнище маку обычно украшалось гербом командующего. В случае победы командующий садился в центре маку и участвовал в церемонии поднесения отрезанных голов. На протяжении веков в Японии лучшим трофеем считалась голова врага. К временам Момояма - охота за головами обросла многочисленными ритуалами. Командующий, облаченный в полные доспехи, сидел на лакированной скамеечке, часто покрытой шкурой. В руке он держал сайхай или учива. Самураи по очереди подносили к нему головы известных противников, командующий осматривал головы и делал замечания. Перед церемонией каждую отрубленную голову мыли, причесывали и клали на деревянный столик с вертикальным колом, на который и насаживали голову. К каждой голове привязывали записку, в которой указывался самурай. отрубивший эту голову. Если трофейных голов было очень много и столиков для всех не хватало, головы укладывали на боевые опахала, подстелив под них листья, чтобы не пачкалась кровь.
Даже величайшие командиры уровня Иэясу были суеверны и следили за приметами. В старые времена командующий отказывался наступать в определенном направлении, если в тот лень это направление считалось несчастливым. Пережитки этого суеверия еще долго встречались в японской армии. Другая старинная самурайская традиция предписывала съесть перед боем три счастливые блюда: сушеные моллюски (аваби). водоросли (комбу) и каштаны. Эти блюда следовало есть с подноса и запивать их сакэ.
Если соблюдать строгую дисциплину в бою было невозможно, то на марше поддерживался строгий порядок. Любопытен письменный приказ, отданный Иэясу в ходе кампании Одавара в 1590 году:
1. Всякий, кто будет наступать или вести разведку без приказа, подлежит наказанию.
2. Всякий, кто выдвинется слишком далеко, даже с целью добыть славу, подлежит наказанию.
3. Всякий, кто перейдет в другой полк без особой на то причине, подлежит конфискации коня и оружия.
4. На марше никто не должен идти по второстепенной дороге. Если кто-то нарушит строй, отвечает за беспорядок командир.
5. Всякий, кто откажется повиноваться приказам бугё. подлежит наказанию.
6. На марше все флаги, ружья, луки и копья следует нести в установленном порядке. Маршировать следует по команде командира. (Обратите внимание на слова ?в установленном порядке?. Для аркебуз этот порядок заключался в следующем: на правом плече, стволом вверх. Вероятно, копья несли похожим образом.)
7. Запрещается носить длинные копья вне строя.
8. Всякий, кто оставит лошадь в лагере, не привязав ее, подлежит наказанию.
9. В обозе все должны двигаться в строгом порядке, определенном жребием. Ни в коем случае обоз не должен смешиваться с войсками. Любое нарушение этого правила карается смертью на месте преступления. [Обратите внимание, это первое упоминание высшей меры наказания.]
10. Без приказа никто не имеет права хватать ни мужчин, ни женщин. Авангард без особого приказа не должен разорять местность, даже принадлежащую неприятелю.
11. Насилие и запугивание торговцев строжайше запрещено. Нарушители должны быть казнены на месте преступления.
12. Всякий, кто без приказа снимется с лагеря, подлежит наказанию.
Армия на марше имела внушительный вид. Когда Хидеёси начал кампанию Одавара. улицы Киото были запружены людьми. Повсюду были водружены деревянные трибуны, чтобы люди могли смотреть на уходящую в поход армию. Раньше, в 1578 году, когда Хидеёси командовал армией клана Мори, сражавшейся на стороне Нобунага. Армия из Киото уходила на запад в следующем порядке:
1. Знаменосцы. 2. Аркебузиры, 3. Лучники, 4. Копейщики. 5. Пешие самураи. 6. Конные самураи. 7. Боевые барабаны, трубы и гонги, 8. Старшие самураи, 9. Сам Хидеёси в сопровождении запасного коня, оруженосца, слуг и подавателя шлема. 10. Остальные самураи. 11. Знаменосцы.
Чтобы оценить японское искусство осады крепостей, надо представить, что представляли собой японские крепости. Укрепления в большом числе стали строить с XIV века. Среди сторонников укреплений был такой известный военачальник, как Кусуноки Масасигэ. К XVI веку искусство строительства крепостей достигло своего расцвета. Толчком к дальнейшему развитию укреплений стало появление огнестрельного оружия. В этом Япония коренным образом отличалась от Европы, где появление огнестрельного оружия ознаменовало смерть классических замков. Дело в том, что в Японии артиллерия не получила того развития, что имела в Европе. Поэтому японские крепости обеспечивали защиту от ружейного огня и конной атаки.
В какой-то мере замки представляли собой естественное развитие прежних деревянных укреплений, дополненных каменными постройками. Замки обычно возводились на холмах, а если подходящего холма не было, насыпался курган, поверхность которого обкладывалась камнем. Это придавало стенам замка характерную изогнутую форму, так как стена незаметно переходила в облицовку склона. Благодаря этому приему стены приобретали повышенную сейсмостойкость, но в то же время, по такой стене был проще взобраться во время штурма.
Замок был отличной базой для гарнизона, который мог активно действовать по всей округе. Наконец, замок служил символом могущества ею хозяина. Замок Адзу-чи, построенный по приказу Нобунага. впервые в Японии получил башню-донжон. Этот стиль позднее копировали Хидеёси, построивший замок в Осаке и Иэясу, построивший замок в Эдо.
Японские замки состояли из двух частей. Массивные каменные стены, окруженные рвом, напоминали европейские крепости, но на этом сходство заканчивалось. За стенами воздвигались многочисленные постройки в японском стиле. Эти строения были деревянные, лишь позднее появились каменные цитадели. На фоне массивных каменных стен внутренние постройки выглядели особенно хрупкими. Разумеется, легкие постройки были подвержены огню, что японцы прекрасно понимали.
Поскольку в распоряжении осаждавших не было дальнобойных метательных машин, японцы ставили внутренние постройки на значительном удалении от стен, таким образом решая проблему с возможным пожаром.
Наиболее популярным способом взятия крепости был прямой штурм стены и ворот. Штурм был сопряжен с огромными потерями среди наступающих, так как защитники безнаказанно расстреливали из аркебуз и луков лезущих по стенам солдат противника. Защитники также могли оставить стены и расстреливать всякого, кто пытался показаться наверху. Таким образом защищали крепость Осака в 1614 году. Таким образом, успех штурма зависел только от безрассудной храбрости и численного превосходства нападающих. Эту тактику японцы применяли и в Корее, беря одну крепость за другой. В Тонгнай командующий армией Кониси Юкинага первым взобрался на стену по бамбуковой лестнице.
Опыт войны в Корее, особенно ее второй части, когда корейские замки оборонялись китайскими гарнизонами, позволил японцам усовершенствовать свою манеру осады крепостей. Во времена Хидеёси успешно начали применяться подкопы. Первую успешную мину японцы подвели под стены крепости Камеяма в 1583 году. Наличие рва затрудняло саперные работы. Иногда ситуация позволяла брать крепость нетрадиционным образом. При осаде крепости Такамацу, Хидеёси приказал перекрыть дамбой протекающую рядом реку. Река вышла из берегов и подтопила стены крепости. Хидеёси приказал обстреливать крепостные стены из крупнокалиберных мушкетов. Вскоре гарнизон крепости капитулировал.
Штурм крепостных стен можно было затруднить с помощью заграждений. Металлические ежи и остроконечные тетраэдры. всегда обращенные одним из остриев вверх. были очень эффективны против пехоты, обутой в легкие сандалии. Вокруг стен укладывались ветками наружу срубленные деревья. Почву утыкали расщепленными бамбуковыми стеблями. Это был один из самых неприятных типов заграждения, так-как расколотые бамбуковые стебли очень остры. Между воткнутыми кольями натягивались веревки, образуя аналог современных проволочных заграждений. Все эти заграждения имели две цели: причинить ущерб живой силе противника и. главное, замедлить ее продвижение, давая возможность стрелкам на стенах сделать свое дело.
Като Кнёмаса в ходе Корейской войны разработал несколько новых приемов штурма крепостей. Во время осады китайской крепости, защищенной глубоким сухим рвом, Киёмаса приказал всем своим солдатам идти на соседнее рисовое поле и наделать снопов. Ночью японцы с помощью этих снопов не только засыпали ров, но и накидали кучу, почти достигшую вершины стены. Пока аркебузиры штурмующих держали стену под плотным огнем, самураи взобрались на стену и взяли крепость.
Другим изобретением Киёмаса была ?черепаха?. ?Черепаха? представляла собой грубую повозку на колесах, под защитой которой воины подходили к стене. Сверху повозку защищал экран из обожженных на огне шкур. Под прикрытием ?черепахи? воины разбирали кладку и делали пролом в стене.
Если прямой штурм стен проваливался, командующий осаждающей армии мог взять крепость в кольцо и вынудить гарнизон капитулировать под угрозой голода. Подобного рода осада сопровождалась подготовительными работами. Прежде всего, вокруг осажденной крепости возводилась сплошная стена, как правило из бамбука. Если крепость стояла на реке, через реку протягивали цепь. Русло реки или берег моря патрулировали корабли. Рядом с загородкой возводилась высокая осадная башня, с которой можно было наблюдать за событиями в осажденной крепости. Осадные башни могли иметь различную конструкцию: от простого деревянного каркаса со смотровой площадкой наверху, до капитальною строения. вроде того, что приказал возвести Иэясу при осаде Осаки. Ямамото Кансуке, служивший Такеда Сингену, однажды приказал построить башню на колесах и оснащенную подъемником, с помощью которого пожилые генералы могли легко попасть на верхнюю площадку. С помощью подъемника также можно было быстро спуститься, если противник начинал обстрел башни из ружей.
Японцы также изобрели передвижные мантелеты. Существовало два варианта таких щитов: деревянный и бамбуковый. В обоих случаях в щитах имелись бойницы для стрельбы и наблюдения.
Обычным способом ускорить капитуляцию гарнизона был подкуп. Изменник обычно устраивал в крепости пожар.
Как уже говорилось выше, японцы так и не научились использовать артиллерию. Они на своей шкуре убедились в эффективности пушек, столкнувшись с ними в Корее. Но японцам так и не удалось разработать технологию изготовления орудийных стволов, поэтому все японские пушки были куплены у европейцев. Первое, что спрашивали у капитана европейского корабля, пристававшего к берегам Японии, было оружие. Например, груз голландского корабля, на котором в 1600 году в Японию прибыл Вилл Адаме (первый англичанин, посетивший Японию), был конфискован по приказу Иэясу. В руки японцев попало несколько пушек, однако они не использовали их в последовавшей вскоре битве при Секигаха-ра, да и вообще никогда не использовали их. Дело в том, что в руки японцев попали корабельные пушки, которые не были приспособлены к сколько-нибудь дальней транспортировке. Японцы же неохотно пользовались колесным транспортом, обходясь носильщиками и вьючными животными, а также грузовыми судами. Поэтому у японцев не было полевой артиллерии, и не было возможности испытать пушки при осаде крепостей.
Иногда в некоторых текстах упоминается крепостная артиллерия, имевшаяся у японцев. По-видимому, здесь имеются в виду не настоящие пушки, а крупнокалиберные стационарные мушкеты. Такие мушкеты опирали перед выстрелом на крепостную стену (японцы также не знали ручного упора для мушкета, применявшегося в Европе). Одна такая ?крепостная пушка?, использовавшаяся Токугава при осаде Осаки, сохранилась до наших дней. Это трехметровый ствол массой 135 кг, изготовленный в 1610 году.
Хотя при осаде Осаки обе враждующие стороны применяли и настоящие пушки. Одна из пушек, стоявшая на крепостной стене, уцелела. Эта пушка имеет калибр 90 мм. длина ствола 2,9 м. масса ядра 8 фунтов. Поскольку станок пушки не сохранился, невозможно представить, как она использовалась на практике. Вероятно, имелся деревянный лафет. Скорее всего, отдача представляла значительную проблему. Известен рисунок того времени, показывающий пушку, ведущую огонь с крепостной стены. На рисунке отчетливо видно, что никакого лафета у пушки нет, а ствол просто лежит на куче тюков из рисовой соломы. Вокруг пушки сидит несколько человек расчета.
Иногда пушки устанавливали на осадные башни, чтобы обстреливать крепость с высоты. Это было опасным делом, обычно с башен стреляли из ружей, а не пушек. Изясу использовал огнестрельное оружие при осаде Осаки с психологической целью, не ожидая от него материального эффекта.
Говоря о трофейных пушках, следует заметить, что обычными пушками на английских кораблях того времени были 18-фунтовые кулверины и 5-фуитовые сейкеры. Возможно, эти же пушки были и у японцев. В 1615 году, после падения Осаки датчане подарили Токугава Хидетада два сейкера.
Кроме пушек японцы также применяли мангонелы. Это были простые катапульты, которые стреляли зажигающими снарядами. Кобаякава Такакаге использовал одну такую катапульту в 1580-90 гг. Подобные устройства применялись и при осаде Осаки.