Сообщество Империал: Hannibal: Rome and Carthage in The Second Punic War - Сообщество Империал

MakVlad

Hannibal: Rome and Carthage in The Second Punic War

Глобальная стратегия про античность
Тема создана: 15 октября 2010, 10:42 · Автор: MakVlad
 MakVlad
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 15 октября 2010, 10:42

Впечатления от игры Hannibal: Rome and Carthage in The Second Punic War

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Хочу предупредить, что я играл только в бесплатную демо-версию игры, поэтому некоторые описанные элементы игры или мои претензии к ним могут не относиться к официальной продаваемой версии.
Итак, сыграв в игру более десятка раз могу сказать, что игра в целом понравилась. Разработчик Glenn E. Kidd сделал в 1983 году очень неплохую игру, а вот программист Джеймс Варшавски в 2010 году довольно скверно перенёс её на компьютер.
Начну с ложек дёгтя, которых на мой взгляд довольно много. Мини-карта ничего не отражает кроме общих географических очертаний, никакой информации о местонахождении вражеских войск, контроле над городами, на ней нет. Более того, две соседние итальянские провинции (Этрурия и Лациум-Кампания) окрашены в одинаковый цвет, так что граница между ними вовсе не видна. Теперь перейдём к основной карте. Раз уж начал про границы, продолжу: на карте они, как правило, обозначены горами, причём в некоторых случаях это не цепь гор, а один холмик, который частично загорожен изображением города. Тут же вдоль границы протекает река, но она нарисована только для красоты и никакого значения не имеет. На границе между двумя итальянскими провинциями, про которые я писал выше, гор нет, поэтому там вместо них пунктирная линия, которую тоже не сразу заметишь, потому что она опять-таки наполовину закрыта городом (Римом).

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Дальше про интерфейс. Почти все опции выведены на горячие клавиши, в основном интерфейсе игры их нет. Например, если вам надо отозвать карфагенского полководца домой, вы должны выделить его и нажать «r», других вариантов нет. Активизация полководцев тоже требует отдельного упоминания. Она на мой взгляд очень не интуитивна. Для того, чтобы активизировать лидера, вам надо сначала выделить его армию, затем в нижнем окошке выделить фишку лидера (и только её) и начать её перетаскивать на окошко рядом, в котором нарисовано боевое знамя. При этом знамя меняет форму. Для чего так надо было делать, непонятно. Почему нельзя было повесить эту функцию на правую кнопку или на двойной клик по фишке лидера?
Далее, в тьюториале постоянно говорится, что ни армии, ни флот не двигаются без генералов или адмиралов. При этом адмиралов в игре нет. Для движения флота можно активизировать любой корабль, считается что в этот момент к нему приписывается адмирал.
Дальше, в тьюториале и кратком справочнике по игре ни слова нет о перевозке войск по морю. Оно описано только в 120 страничном мануале в разделе специальных функций. На мой взгляд, странно называть спецфункцией один из двух типов перемещения армии в игре. Итак, для того, чтобы перемещаться по морю, надо двигать по карте армию с активизированным лидером, удерживая при этом кнопку Alt. Если вы не удерживаете кнопку, игра вам напишет, что вы совершаете нелегальное перемещение. Почему нельзя было сделать без кнопки, опять неясно.
Дальше. В игре используются карты, у каждого игрока их может быть до семи, они позволяют нанимать доп.войска, влияют на политическую ситуацию, используются в бою и т.п. Размером и формой карты напоминают почтовую квитанцию, расположены они в отдельном окошке, в котором не перекрывая друг друга могут уместиться от силы три карты. Учитывая, что текст почти везде расположен далеко от края, разложить их так, чтобы видны и читаемы были все сразу, почти невозможно. В общем, окошко обычно напоминает заваленный бумажками стол.

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Активированный генерал может двинуться на одну провинцию, может проводить сражения и штурмы до тех пор, пока не проиграет боя. Также активация заканчивается, если генерал осадил город или вы просто выбрали нового генерала для активации. Итого получается, что генерал с довольно крупным войском (которое не несёт, кстати, никаких потерь за размер) за свою активацию может подчинить все города двух провинций, если штурмы будут проходить удачно, без больших потерь. Не знаю, насколько это реалистично, захватить за ход две провинции. Кстати, ход равен одному году, о чём в самой игре почему-то не говорится (упоминается только в мануале), там только абстрактные ходы 1, 2, 3…

Боевая система довольно простая, фишки юнитов числом до восьми выставляются в боевую линию (если их меньше, они выставляются автоматически, если больше, вы можете выбрать, какие именно выставить). Затем жмёте кнопку раунда битвы и смотрите результаты: количество хитов и отступлений, нанесённых вами и противником. Применяете их к своей армии, добавляете войск в линию, если ещё есть неиспользованные и снова жмёте кнопку. И так до тех пор, пока одна из сторон не будет полностью разбита или не решит отступить. В обычном сражении такая система ещё терпима, там действительно может быть выбор, кого сначала пустить в бой, кого после, к кому применить хит потерь, а кого считать отступившим. Да и то всё это происходит очень долго: вместо того, чтобы выделить маленькое окошко для результатов, на это выделяется пол-экрана (на котором расположена вражеская армия), сначала выплывает надпись с результатами раунда, затем показывается как уничтоженные фишки противника перемещаются в область уничтоженных фишек и там исчезают. Затем отступившие фишки противника отплывают в свою область отступивших в этот раунд фишек, тут же они переплывают в область фишек, отступивших в предыдущих раундах (?!). Затем выбрать фишки для уничтожения и отступления предлагается вам, вы их выбираете, они так же плавно переплывают, в общем, вскоре всё это начинает надоедать. Для тех, кто хочет убыстрить игру, авторы рекомендуют использовать кнопку Esc, которая прекращает текущую анимацию. Но это ещё не всё. Представьте конец боя, по результату последнего раунда вы уничтожили все войска противника, а он заставил часть ваших отрядов отступить. Казалось бы, можно заканчивать бой, результат ясен. Нет, игра сначала заставит вас выбрать отступающие отряды, затем произведёт с ними все перемещения описанные выше, затем все ваши сохранившиеся войска, в том числе и вот эти отступившие перенесутся в стартовую область, из которой вы их выдвигали в боевую линию в начале сражения, и только после этого появится сообщение, что бой закончен и вы победили. Ладно, это сухопутные сражения. В морских же всё тоже самое, за исключением одного: там только один тип юнитов. То есть в ходе морского сражения вас заставляют несколько раундов подряд выбирать какие из абсолютно одинаковых фишек вы хотите уничтожить, а какими отступить. Единственное решение, которое вы действительно принимаете – это возможность отступить после 2-го раунда. Почему не провести хотя бы первые два раунда автоматически, непонятно. То же самое, если противник осаждает ваш город, гарнизон которого состоит из войск одного типа. Тут вообще никакие решения не принимаются, поскольку осаждённый не может отступить.

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

По ходу тьюториала (а их здесь 7) я постоянно тыкался в разные места, но программа жёстко контролирует игрока, и не позволяет ему совершать никаких действий, кроме того, которое от него требуется в данный момент. Например, если вам надо кликнуть правой кнопкой по Карфагену, чтобы посмотреть информацию о нём, вы не сможете ни кликнуть где-либо ещё на карте, ни даже на самом Карфагене, но левой кнопкой. Причём не просто не сможете, появится специальное окошко, в котором будет написано, что именно от вас ожидает система. Окошко кстати, само не закрывается, только кликом по кнопке. Непонятно зачем оно нужно, учитывая, что при этом еще постоянно открыто обучающее окно тьюториала, в котором и так написано, что вам надо сделать. В обучающих программах очень много повторений, например при описании кнопок интерфейса постоянно упоминается, что в тьюториале кнопка help не используется.

Ещё один бич компьютерных игр – незадокументированные «особенности». Вообще меня всегда поражало, как в 20 страничных правилах на настолку можно всё описать, а в 120 страничном мануале на комп. игру - нет.
Например, римский лидер Сципион в одной игре не только двинулся по суше, но и пересёк затем море без всяких потерь от истощения. В то же время мой лидер, переплыв море и желая совершить далее движение по суше, получил предупреждение, что будет проходить проверку на истощение, так как это превышение стандартного движения.
Другой пример, имея 5 активаций на ход, я активизировал одной из них Магона, который присоединил к себе армию Ганнибала. Дальше при попытках активизировать одного из своих лидеров последней активацией, я получал сообщение, что могу активизировать только Ганнибала, потому что одна из активаций в ход должна быть его. А когда я пытался активизировать Ганнибала, то не мог этого сделать, так как считается, что он двигался во время активизации Магона, когда присоединился к нему.
Среди других неприятных мелочей: невозможность отменить последнее действие, невозможность активизировать не двигавшиеся войска, если они были отделены от активизированной армии (а если она было отделена от них, то можно), отсутствие информации о состоянии армии и лидера (сделала она движение, был ли он активизирован).

Вместе с тем сама игра (то есть движок, различные механики) производят очень приятное впечатление. Очень много особенностей, добавляющих историчности игре. Например, для каждой провинции свои правила по найму войск, Где-то надо занять определённое количество городов, где-то только крупные города дают пополнение, где-то оказывает влияние присутствие лидера (Ганнибал получает дополнительный отряд, если находится в Бруттиуме). Очень интересно действует сенат в игре. В начале хода он определяет стратегию действий. Это может быть вторжение на новый ТВД, или пополнение войск на старом, укрепление защитной позиции. Игрок может перебрасывать армии или в тот регион, который указан сенатом или домой в Африку.



Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Как уже говорилось, в игре используются карты, в настольной игре их по 40 у каждого игрока, здесь точно не знаю. Механика их использования тоже оригинальна. Активный игрок может их разыгрывать в любой момент хода, но противник имеет право тут же разыграть карту в ответ. Это, как принято сейчас говорить, уменьшает даунтайм и добавляет интерактива игре.
В общем, впечатления от игры остаются приятные, я даже с удовольствием сыграл бы в настольный вариант.

Кстати, говоря о настольном варианте, что может заставить римлян атаковать Ганнибала. У него есть очень сильные тактические карты, удваивающие силу его армий при некоторых условиях, так что даже при большей армии римляне часто полностью её теряют. Скорее всего, там были правила или дававшие какие-то преимущества римлянам, независимо от исхода боя (это прослеживается и в игре, римский лидер, продержавшийся два раунда против Ганнибала получает продвижение и приносит игроку дополнительную карту) или требующие обязательной атаки (скажем, римская армия, превосходящая армию Ганнибала по размеру, должна его атаковать).

В заключение расскажу об одной из сыгранных партий, которая мне больше всего запомнилась. Демка длится всего 4 хода (причём после сообщения о завершении просто вылетает в основное меню, не позволяя ни посмотреть сложившуюся ситуацию на карте, ни какую-либо статистику, это ещё один камень в программерский огород Варшавского), и за это время решительного успеха достичь нельзя. Как правило игра заканчивается или неопределённой ситуацией или проигрышем, потому что на 4 ходе я часто провожу отчаянные штурмы, атаки и т.п. У меня довольно часто Ганнибал погибал в сражениях, штурмах и даже наоборот, сам был атакован в городе и пал при его защите. В этот же раз я начал играть необычно для себя, прошёл через всю Италию до Бруттиума, несмотря на истощение от доп.движения. Авантюра оказалась на редкость удачной: к концу 4 хода мои войска стояли в 4 из 6 итальянских провинций. В Цизальпинской Галлии стоял Гамилькар с 7 отрядами, причём я контролировал 4 из 5 городов провинции и получал по 2 отряда пополнения в ход, единственный же римский город занимала небольшая римская армия из двух отрядов, и на следующий ход их ждал или штурм или осада. В Умбрии-Самниуме расположился Газдрубал с 7 отрядами, оба крупных города были под моим контролем, что давало мне ещё два отряда подкреплений. Против него в одном из мелких городов, удерживаемых Римом стояла армия из 4 отрядов. Штурмом её взять было бы трудно, но и пополнений она получать не могла. В Лациуме-Кампании (в которой расположен сам Рим!) стоял лично Ганнибал с армией из 8 отрядов. Здесь я владел Неаполем, за который тоже получал отряд пополнения. В Риме было всего два отряда, правда ещё и 8 отрядов гарнизона, так что защищаться город ещё мог, а вот атаковать нет. И, наконец, в Бруттиуме небольшая армия Магона в 4 отряда занимала маленький город и тоже получала за него 1 отряд пополнения. Против него в крупном городе Региум расположилась римская армия такого же размера. Правда, чтобы собрать столько войск и лидеров в Италии, мне пришлось оставить без армий Африку и Испанию, но ситуация на главном ТВД сулила мне самые радужные преспективы.

Подводя итог своим впечатлениям от игры, скажу, что несмотря на корявую работу программиста в неё играть интересно, а иногда очень интересно. Всё-таки в бочке больше мёда, хотя и дёгтя туда набросали.
Оригинал статьи находится на Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     GARY
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 03 июня 2011, 10:37

    Где можно скачать игру?
       MakVlad
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 16 июня 2011, 19:09

      GARY (03 июня 2011, 10:37):

      Где можно скачать игру?

      Не знаю. Я её купил.
         Мануэль Маруланда В.
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 17 июня 2011, 00:31

        Купил демку?
           MakVlad
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 12 июля 2011, 18:44

          Нет, купил уже нормальную версию.
             Ravat
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 14 апреля 2016, 00:02

            Хорошо все описали.
               Похожие Темы
              RTotal War: Rome II - Hannibal at the Gates
              Ганнибал у ворот
              Автор n nnn900
              Обновление 05 марта 2024, 22:05
              S[MOD] Legacy Era: Second Imperial Civil War {Legends}
              Мод для Star Wars: Empire at War: Forces of Corruption
              Автор В Виктор_Шевченк...
              Обновление 15 февраля 2024, 11:46
              РRTW: Second Punic War Campaign
              Региональная кампания на тему Ганнибаловой войны
              Автор a as1991
              Обновление 22 октября 2023, 11:59
              Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
              РегистрацияВход на форум 
              Сообщество ИмпериалВселенная Стратегий Мир Варгеймов Настольные Варгеймы Обратная Связь
              Стиль:Language: 
              «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 мар 2024, 11:55 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики