Alexios
К примеру, то что в 1249-1262 гг. Ярославлем "с волостьми" управлял женский "дуумвират" в лице княгини Марины Ольговны и ее невестки.
Прямо Балашов вспомнился. Теща и "принятой"
Alexios
Неясны, к примеру, причины и условия перехода Угличского княжества ("волости", тянувшей к Ростову) к потомкам того же Федора Ростиславича.
Тут действительно неясно. В статье 6794г. Угличе поле названо отчиной Борисовичей.
Но нет ли тут аналогии с выморочным Переяславлем-Залесским по версии Кучкина? Завещание-завещанием, но Переяславль удержал князь Даниил только до смерти, а его сыновья и внуки держали волость только как часть великого княжения и в качестве великих князей. Возможно, и Углич в 1285г. отошел к великому княжению, был дан в держание Дмитрию Борисовичу, но в 1288г. в результате какого-то соглашения, "лоялисты" получили "отступные", в Угличе сел сын Федора Черного, а Андрей Александрович- в Ярославле? ( А зять царев Смоленском довольствовался?
)
Alexios
На этом фоне и смоленский сюзеренитет над Полоцком и Витебском не выглядит чем-то эктраординарным.
Не вполне пока понимаю, как увязать с Полоцком и Витебском мой вышеизложенный оффтоп.
Я больше склоняюсь к тому, что подчинение Полоцка и Витебска Смоленску, Литве и, гипотетически, Ливонии скорее напоминает душевные метания новгородцев между Москвой и Вильно в более поздние времена.
Alexios
Я говорил о "типичности" княжеских славянских имен смоленских князей: Ростислав, Святослав, Всеволод и т.п. Имя Ярослав у них не относилось к числу популярных.
В отношении перехода на христианский именослов-согласен. Я имел ввиду потомков Давыда Ростиславича, там- Феодор, Глеб, Михаил, Константин, даже Аввакум, но это, да, только известные. Однако, известен один случай наречения славянским именем Ярополк(Романович), если не считать некоего другого Ярополка, зачисленного Кузьминым в смоленские... Да и, строго говоря, этот "Ярослав-тесть Ольгерда" мог быть и не из смоленских династов, витебляне могли принять его с согласия великого литовского князя со стороны, как это делали псковичи. Тем не менее, точка зрения Воронина кажется мне убедительной.
Alexios
Уже в 12 в. Полоцкий стол превратился в "переходящее красное знамя", а полочане в своих взаимоотношениях с князьями вели себя точно также, как их соседи: новгородцы и псковичи.
Это мнимое завещание как-то не находит прецедентов в истории Руси 13-14 веков. Действительно, Полоцк не являлся вотчиной князя, в том смысле, который вкладывался в этот термин в 16 веке. В Полоцке вполне могла быть влиятельная немецкая купеческая община, церковь- они и пострадали от действий литовцев. И, повторюсь, почему папскому СК не было явлено доказательство: акт завещания
с печатью маестатной ? Даже если предположить, что правовая культура "схизматиков" этого не требовала, то латЫнская-вполне. О.Лицкевич( и не толко он) отмечали, что при составлении немецко-литовских письменных актов(до крещения) инициатива письменной фиксации исходила от немцев, тому же Ольгерду достаточно было устного соглашения.
Невежественный язычник, не зря Ягайло отмечал, что они с кузеном, став христианами, не верят устной клятве.