Арми/Армиум, после Мари и Эмара наиболее часто упоминаемый город в эблаитских архивах. Наиболее подробные данные можно найти в работах Bonechi {1960б: 21-31; 1993: 52-55). Fronzaroli предложил следующие возможности для происхождения этимологического названия Armanum/Armi/Armium : armanum «plane tree», crm «крутые высоты», и arman «бросить, чтобы поселиться вместе» (Fronzaroli 1977 года: 148 . -49; 1984-1986 годы: 141). Учитывая особенности цитадели Бази, вывод из crm выглядит чрезвычайно заманчиво.
Исходя из архивов Эблы, в Армиуме имелся правитель и старейшины. Кроме того имеется обозначения ещё ряда административных лиц: : gurus', KADIB, ku-li, lu-kar, maliktum, mazalum, maskim, maskim-e-gi, па-se nagar, and se-s-2-ib. Между Армиумом и Эблой сложились активные политические, экономические и религиозные отношения. Так в списке L2712 из архивов Эблы упомянуто имя Armiu ,в качестве получателя продовольствия. Что может означать, что выкуп хлеба и других продуктов было занятием отдельных лиц-резидентов из Армиума. Имелись также общие культовые мероприятия, которые проводились совместно жителями Эблы и Армиума (Bonechi 1990b: 30-31), некоторые из них состоялись в Эбле. Многие LU.KAR (купцы) из Армиума были заняты в Эбле. Имеются данные о множестве различных людей проживающих в Армиуме, видимо, связанные с этим городом из-за своего бизнеса (АRЕТ IV 6, § 47-49, IV 6T 550-55). Возможно, это признаки наличия торгового квартала (Karum) на территории Армиума.
Несмотря на частые упоминания в архивах местоположение Армиума является спорным. Первое предположение, о том что Армиум был расположен рядом с Эблой, из-за многочисленных прямых и иногда напряженных отношениях между двумя городами, наталкивается на различные противоречия. Одним из которых является отсутствие типовых эблаитских лингвистических элементов в личных именах жителей Армиума, исходя из этого Bonechi (1990b: 22-25), предложил что Армиум распологался на северо-западе от Эблы (в Киликии, в области Аманус или на Сирийском побережье), а не в областях рядом с Евфратом. Он объясняет четыре основные причины для своего предположения. (Bonechi 1990; 34-37; 199)
1. Армиум не упоминается в письме Энна-Даган (Enna-Dagan)
2. Армиум не упоминается в договоре с Abarsal
3. Ономастикон из Армиума не эблаитский и несколько имен имеет возможное анатолийское происхождение
4. Армиум не упоминается в текстах ARET I 1-9, перечень в которых включает поставки царств расположенных рядом с Эблой
Давайте рассмотрим эти аргументы по одному.
1. Письмо Энна-Даган к правителю Эблы содержит отчет о военных достижениях Мари в местности достаточно близкой к Эбле. Например, Эмар, Ra'aq, и Burman. Большинство мест не могут быть локализованы, но многие из них были расположены между Эмаром и Мари, потому что высокий горный хребет около Tall Qitar являлся естественной границей и барьером в маршруте, так вероятно и сформировалась граница между страной Астата/Эмар и Каркемишом. И очень важно. Что кампания Мари не распространяется на регионы к северу от этой географической границы, отсюда неудивительно, что если Армиум лежал к северу от этой границы, то, естественно, не был упомянут в письме Энна-Дагана.
2. В преамбуле договора с Абарсалом устанавливается граница между Эблой и Абарсалом. Часть территории Эблы, безусловно достигли Евфрата (Каркемиш), или по крайней мере окрестностей Каркемиша, вероятно также сюда включены некоторые места Jazireh (восток) со стороны Евфрата, например цитадель CudadaLTJM расположенная к востоку от Евфрата. Хотя локализация Абарсаль является неопределенной, все же он находился на востоке от Евфрата. Евфрат образует естественную границу между Эблой и Абарсалем в регионе к югу от Каркемиша. В этом случае города на восточном берегу реки (в том числе и Банат-бази) были собственностью Абарсаля и следовательно не были упомянуты по имени.
3. Коллекцию личных имен из Армиума можно найти в работах Bonechi (Bonechi 1990b: 22-24; 1991) и в ARES IL Bonechi {1980b: 25; 1993:112), он отмечает что много несемитских личных имен из армиума имеют типологические аналогии с ономастиконом DU-lu (такие имена как a-la-lu-wa-du, be-mi-a-du etc; ma-a-LUM имеются в обоих городах). Поэтому он предположил, что они не были далеки друг от друга и локализованы как и DU-lu в сиро-киликийском побережье Средиземного моря. DU-lu однако, согласно тексту ARET I1 and 3-7, указан между Ursa'um, Utigu, и Iritum, Харран. Город DU-lu был недалеко от Харрана, возможно около Balih. Недалеко от сегодняшней сирийско-турецкой границы. Потому. Что DU-lu не являлся uba-dalum cities,", он располагался к югу "badalum region" (см. карту) Если DU-lu распологался между Евфратом и южнее оси Balih и Урсаим-Харран, ближайший город к юго-западу от DU-lu был на самом деле Банат-Бази.
4. Отсутствие упоминаний Армии в списке lists ARET I 1-9 действительно проблема, потому что города, перечисленные в этих документах, по всей видимости, охватывают область Евфрата в районе изгиба реки вниз по течению от Эмара, и вверх по течению до Каркемиша. В этих документах указаны списки многих правителей (либо EN, либо badalum), старейшин и других важных персон из разных городов, которые хоть и формально, но зависели от Эблы. Порядок перечисления городов помогает локализовать различные поселения, и в этом случае Армиум должен был упоминаться рядом с Эмаром. Burman (согласно этому списку, где-то вблизи изгиба Евфрата), Ra'aq ( вероятно между Евфратом и Balih), Du-ub (=Tob, отождествляют с Umm el-Marra), Урсаим (Ur-sa-um; Ursum второго тысячелетия до н.э., северо-запад или северо-восток от Каркемиша), Ирритум ( между Евфратом и Balih) и Харран.
Есть четыре возможных объяснения отсуствия Армии/Армиума в ARET
1) Армиум лежит далеко от области Евфрата
2) Между группой поселений, расположенных на изгибе Евфрата от Эмара на север к Урсаиму и Харрану упоминаются только города к западу от Евфрата, не касаясь области к востоку от реки.
3) В то время когда были написаны эти тексты, Арми не был больше зависимым или союзником Эблы.
4) Отношения между Эблой и Армии ухудшились до такой степени, что Армии уже не указан среди правителей имеющих выгоду от торговли с Эблой.
Отсюда можно предположить, что тексты ARET записаны в самые последние годы Иббир-Зикира, то есть непосредственно перед разрушением Эблы, соотвественно, есть аргументы в пользу третьего и четвертого пункта.
В ARET I 1-9 среди лиц участвующих в поставках текстиля упомянуты имена из Армиума, но при этом не в связи с Армиумом. Это может указывать, что Армиум ещё существовал, но потерял возможность получать подарки в связи с плохими взаимными отношениями.
Ещё одним аргументом в пользу третьего объяснения, является тот факт, что крупные города потеряли свою независимость во время Ибби-Зикира. Кроме того, существование правителя (EN) в самые последние годы Эблы вызывает сомнения.
Есть несколько аргументов в пользу четвертого объяснения: ухудшение отношений между Эблой и Армии подчеркивают многочисленные военные действия против Армиума, упомянутые в поздних административных текстах Эблы. Несколько вооруженных конфликтов между Армиумом и Эблой во время Ibriura's предшествуют поражению Армиума во время правления Ибби-zikir ". АRET III 737 г. В 1-11 упоминает о военной кампании Ибриума против Арми.
• важным момент в судьбе Армиума описан в АRET XIII 16-17 (TM.75.C.1689/TM.75.G.2820) ; текст начинается (§ 1): ar-mi i-ti si-in l su iri wa al-tis nu-su-ra an-gub-ma nu-il, который, следует перевести как: "Арми вступил в руках города (= Ebla) и молчит без боя , он не создан-gubbu богов ". Текст датируется временем правления Ибби-Зикира и относиться к капитуляции Армиума и его включения в сферу влияния государства эблаитов. Народ Арми должнен подтвеждать свой союз с Эблой каждый год, в случае нарушение договора они могут получить наказание в виде смертной казни.
Жители Эблы пользовались двумя восточными торговыми путями, южный маршрут, ведущей вниз по Евфрату и проходя мимо Мари, и таким образом пользоваться им иногда было проблематично, а северный маршрут, контролируемый Эблой до Нагара. Маршрут лежащий высоко на севере, примерно на высоте Karkamis и Харрана, или еще дальше к северу, в районе Titris Hoyuk, потребовал бы значительный объезд. Таким образом, курс дальше на юг, но достаточно далеко от Tuttul и южной части долины Balih, которые входили в сферу Мари (Арчи и Бига 2003: 11), представляется наиболее разумным. Банат-Бази был отправной точкой этого южного маршрута, там располагался брод через Евфрат, который находился с Banat-Bazi и использовалась вплоть до 1999 года. Частое упоминание купцов и послов из Armium в текстах Ebla может указывать на важность Banat-Bazi в качестве транзитной станции на этом маршруте.
• Некоторые тексты упоминают Armium в связи с военным действиями в Нагаре. Особенно, во время правления Ибби-Зикира, когда любые действия Эблы были реакцией на доминирование.