Мда-а, оказывается все еще запутанней, чем я думал... ал-Дира действительно очень смахивает на летописного Дира, даже более, чем ал-Олванг(Аванджа) на Олега.
То что Дир упоминается без Аскольда неудивительно. Историки давно уже предполагают, что они правили
в разное время (на это может указывать и тот факт, что их могилы находились в разных местах Киева). Дескать, летописец просто "смешал в одну кучу" предания о князьях, правивших в Киеве до захвата власти родичами Рюрика.
*880-е? - 910-е? - Правление Олега Вещего в Киеве. Убийство Аскольда, *войны с хазарами и мадьярами. *Киев объявлен столицей Руси. *Древляне, северяне и радимичи стали данниками Руси. *Поляне стали называться "русь".
912 - Русско-византийский договор князя Олега. Первый официальный документ Руси (южнославянский перевод с греческого).
913 - поход русов на Каспий.
920-е - аль-Балхи записал рассказ о трёх центрах русов: Куявия, Арсания, Славия. Возможно рассказ отображает реалии 2-й половины IX - начала X веков.
*920-е - правление Дира в Киеве (гипотеза).
940-е - аль-Массуди записал сообщение царе сакалиба по имени ад-Дира.
*920-е - 930-е - Олег II убил Дира и стал князем в Киеве (гипотеза).
*936 - Игорь Рюрикович изгнал Олега II из Киева. Бегство Олега (Александра) в Моравию (далее в 940- 949 Олег - князь Моравии). Начало правления династии Рюриковичей.
Ранние князья в Киеве (хронология полностью недостоверна, но вероятна):
*860-е - 880-е - Аскольд
*880-е - 910-е - Олег Вещий
*910-е - 920-е - Дир
*920-е - 936 - Олег II Олегович
Первые Рюриковичи в Киеве:
936 - 949 - Игорь Старый.
По моему, автор сей схемы попытался соединить воедино противоречия различных источников и все еще более запутал.
«Олег II убил Дира и стал князем в Киеве» - почему именно убил?
«Игорь Рюрикович изгнал Олега II из Киева. Бегство Олега (Александра) в Моравию.» -
А кто ж тогда согласно «Кембриджскому манускрипту» отправился в Персию и там сгинул вместе со всем своим войском? А ведь, в основном, из «Кембриджского манускрипта», мы и узнали о существовании Олега № 2.
Существовал ли Олег №2 неизвестно, но вот Олег Вещий существовал однозначно и около 911 он был князем Руси, а не "регентом" при Игоре (именно как князь он упомянут в договоре с Византией 911 года, который считается подлинным).
Относительно Олега Вещего меня интересует еще и его загадочный поход на Византию в 907 г. Византийские источники о нем молчат. Был ли этот поход, а если был то на греков ли?
Вот, что по этому поводу пишет А.Л.Никитин в своей книге "Основания русской истории" по поводу похода 907г. и договора 911г. :
Спойлер (раскрыть)
Предыдущие исследователи, принимавшие без критики даты рассказов ПВЛ, вместе с тем принимали как реальный факт заключение «прелиминарного» договора в 907 г. и окончательного в 911 (912) г., что крайне сомнительно из-за столь большого временного разрыва. Эти сомнения подкрепляются тождеством имен послов на «предварительных» переговорах («Карл, Фарлоф, Велмуд, Рулав, Стемид») и в расширенном составе — в преамбуле договора 6420/912 г. («Карлы 30 , Инегелдъ, Фарлоф, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидульфостъ, Стемиръ»), что вместе с наблюдениями над статьями «договора 907 г.» 31 делает проблематичным их проведение в 907 г. и, наоборот, позволяет думать, что они непосредственно предшествовали подписанию договора 6420/912 г.
Такое предположение не противоречит относительной хронологии, содержащейся в тексте ПВЛ. Так, из ст. 6415/907 г. можно видеть, что послы Олега вели переговоры с «Леоном и Александром», т.е. с императором Львом VI и его братом. Лев VI умер 11 мая 912 г., но еще в 911 г. сделал своим соправителем Александра, а 9 июня 911г. венчал на царство и своего пятилетнего сына, будущего Константина VII Порфирогенита. Соответственно, договор греков с «русами» 2 сентября 911 г. был заключен уже от лица трех соправителей — Льва, Александра и Константина. Всё это убеждает, что появление Олега под стенами византийской столицы произошло летом 911 г., поскольку отсутствие имени малолетнего Константина в предварительных переговорах («равно другаго свещания, бывшаго при техъ же царихъ, Лва и Александра») не является препятствием, чтобы признать возможность их проведения не только до венчания Константина, но и после, поскольку они были предварительными, и Константину, даже в качестве номинального соправителя, не было необходимости на них присутствовать.
Что же касается самого похода, то автор считает его военной демонстрацией.
Что же касается самого похода, то автор считает его военной демонстрацией.
Скорее всего так оно и было. Во всяком случае в летописную версию "броска на юг" я не верю.
Почитал Масуди и пришел к выводу, что его сообщения можно толковать как угодно. Насколько я понял, в славянских землях он не бывал, а лишь на Кавказе и Каспийском море. Поэтому он опирался на рассказы из вторых рук и его сообщения о славянских племенах считаются малодостоверными.
Цитата
Первым из славянских царей есть царь Дира , он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа , имеющий города и обширным области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но войны эти не решительны
Здесь Рум - это Византия. Нукабард - лангобарды, а Ифрандж - Франция или кто-то другой? Думаю, что опираться на сообщения Масуди не стоит, так как слишком много в них "темных" мест, "исковерканных" имен и противоречий.
Да, Масуди не разу не был в славянских землях и сведения получал от купцов и путешественников. Тем не мение у него есть не только отрывочные сведения о славянах и русах. Под датой "после 300" года хиджры можно найти целостный рассказ о походе русов на Каспий( с датировкой тут и правда проблема, хотя некоторыми историками принята дата ок. 913-914гг., другие отождествляют его споходом 909-910гг., основываясь на сообщении Масуди о том, что до похода описанного им русы не приходили).
Кроме того интересно откуда был совершен этот поход(встретил версию, что это были варяги, которые позднее и разграмили Хазарский каганат в 968-969гг. ). А если поход был направлен из Киева, то кто же его возглавил? Не там ли погиб Олег Вещий(тем более, что у него столько могил)?
Про поход интересная информация и судя по всему более достоверная, так как события разворачивались на Каспии, где Масуди бывал и поэтому мог получать информацию из первых уст, а может даже быть непосредственным свидетелем.
Avtocrator 15 Мар 2011 (12:13):
с датировкой тут и правда проблема, хотя некоторыми историками принята дата ок. 913-914гг., другие отождествляют его споходом 909-910гг., основываясь на сообщении Масуди о том, что до похода описанного им русы не приходили
А кто писал о походе 909-910 годов?
Я тоже думаю, что не было двух походов "909-910" и "913-914". Скорее всего речь идет об одном событии, которое наделало тогда очень много шума. Уточнить бы дату. Если верна датировка Масуди, то можно предполагать, что поход действительно возглавлял Олег и он для него оказался роковым ("умер за морем").
А могилы были насыпаны в Киеве и в Ладоге для справления поминальной тризны по князю, погибшему в дальних краях...
Прямого перевода мне найти не удалось, но содержание примерно такое:
Спойлер (раскрыть)
"В 297 г.х. в море появилось шестнадцать кораблей, принадлежащих русам, и пришли они в Абаскун, как и во время Хасана [ибн] Зайад Алида, когда русы прибыли в Абаскун и вели войну, а Хасан Зайад отправил войско и всех перебил. В это время, когда появилось шестнадцать кораблей русов, они разрушили и разграбили Абаскун и побережье моря в той стороне, многих мусульман убили и ограбили... В следующем году русы прибыли в большем числе, подожгли Сари и округи Пянджах хазара, увели в плен людей и поспешно удалились в море. Дойдя до Чашм-руда в Дейлемане, часть их вышла на берег, а часть осталась в море. Гилы ночью пришли на берег моря и сожгли корабли и убили тех, которые находились на берегу; другие, находившиеся в море, убежали. Поскольку царь Ширваншах получил об этом известие, он приказал устроить в море засаду и в конечном счёте ни одного из них не осталось в живых, и так частое появление русов в этой стране было приостановлено."
При том, что у Масуди:
"И русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль (Гилян), Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на Джурджанском (гурганском) берегу, на Нефтяную страну и по направлению к Адарбайджану (Азербайджану), ибо от области Ардабиля (главный город Азербайджана) в стране Адарбайджан до этого моря расстояние около трех дней пути."
В обоих рассказах есть остров Абаскун, Дейлем, Гилян(у Ибн Исфендийара указаны его жители гилы). Складывается впечатление, что у Масуди записан поход в целом, а у Ибн Исфендийара только часть, кроме того Масуди говорит о всем флоте 500 кораблей(врядли, но точно, что их было много) который распространился по морю, а Ибн Исфендийар говорит только о 16-и.
Интересно было бы поразмышлять о целях этого похода. Был ли это "поход за зипунами" или это был организованный хазарами удар по враждебным им государствам? А может еще что-то?
После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Русы) послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну, войти в его реку и вступить в Хазарское море - которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули - под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю. Он же (царь) согласился на это.
Но кроме того хазарский царь мог и уступить русам больше половины награбленного, если русы будут грабить того, на кого он укажет. Для хазар этот поход может был и незапланированным, но безусловно выгодным. Для русов... Разве только, что с Византией ссорится не хотели(всетаки недавно договор заключили), и в поход пойти тоже надо: есть возможность и цель(она всегда одна и та же, если говорить о набегах), надо только найти, кого грабить(возможно не без подсказки тех же хазар).