Что понравилось:
- Относительно Rome, Medieval 2, Empire - стратегический AI. Более-менее шевелится, десанты высаживает. Но все равно любит сливаться, нападать тогда, когда нападать совсем не нужно. Последнее - основополагающий принцып ААА-игр "компьютер должен проигрывать красиво". Выигрывать, он, соответственно, не должен. Отсюда и все эти сливы. Но прогресс есть и это порадовало.
- Динамика битв. Нет унылого тягомотного бодалова, характерного для серии после Рима. Нормальный чарж конницы.
- Измененные осады. Сильно не люблю то, что сделали со стенами в Риме - все эти башни и узкие площадки - красиво, но убого, тормознуто и глюкаво. Shogun 2 - simple, but work.
- Баланс экономики. Накопить сложно, потратить легко. Приходится иногда и пограбить - что, в общем, отражает суть.
- Предсказуемая дипломатия. Легко понять, на кого можно рассчитывать, а на кого не стоит.
- Графика и работа дизайнеров. Много красивых карт, нет портящих картинку эффектов, палитра в меру натуральная. Ролики тоже в тему - хорошо, что про них не забыли.
Что не понравилось:
- Морские битвы, как и вся вода в таком виде - много лишнего внимания отвлекает на себя. Предпочел бы, чтобы моря-океаны были сделаны так, как они были сделаны в первом Medieval - поделены на сектора. Тогда вся эта мельтешащяя шелуха ужалась бы до приемлемых объемов.
- Тактический AI оставляет желать лучшего - до AI первого Shogun и Medieval ему все еще далеко. Пассивно тупит, сливает конницу, атакует в гору при своей обороне - "красиво проигрывает". Возможно, что тут имеет место такая фишка, как различное поведение в зависимости от крутости генерала, но чтобы сделать однозначный вывод нужно играть дальше. В первом Medieval, кстати, такая фишка есть, но при этом в Меди даже неопытный генерал воюет более-менее, а опытного раскусить сложно - он хорошо знает, что делает. К примеру, может извести лучниками, если имеет преимущество в них т.е. это означает, что он не будет атаковать пехотой, а будет планомерно наносить урон издалека, при этом лучники, если их пытаться атаковать - будут отходить за свои войска. Таким образом, даже заняв высоту - это вовсе не гарантирует, что AI ринется ее атаковать. Возможно он просто ЗАСТАВИТ игрока атаковать себя. И это только один пример. Опять же, вся соль отличия в том, что современным ААА-играм категорически не рекомендуется ставить игрока в неудобное положение, игрок должен побеждать красиво, а AI должен "красиво проигрывать". Наоборот - ахтунг, ни в коем случае.
- Музыка. Без нее лучше, в отличие от первой части.
- Странный баланс содержания/наема асигару и остальных юнитов. Самураи слишком дорогие, асигару слишком дешевые - один отряд самураев почти в 3 раза дороже при найме и в 2 раза дороже по содержанию. Но при этом 2 отряда асигару отряд самураев побеждает. Дополнительно к этому направлений войны много, а коку мало - войска надо набирать, и получаются в итоге армии асигару, воюющие против самурайских армий AI. Хотелось бы увидеть в войсках и остальные юниты тоже. Повысить одну из составляющих цены на асигару до уровня самураев - чтобы был смысл нанимать последних. А AI, наоборот, заставить нанимать чуть меньше самураев, и чуть больше асигару. Вышенаписанное справедливо для предпоследней сложности.
Вывод: видно, что программисты и дизайнеры хотели сделать интересно, но законы маркетинга не позволили довести начатое до конца. Тем не менее, сабж - это первая игра серии после Medieval, в которую я играю с большим удовольствием. В Shogun 2 есть черта первой части - минимум лишних объемов, максимум фана. И это несомненный и самый большой плюс (особенно после монструозной гаргантюа под названием Empire).