Воеводина. На протяжении многих веков территория Воеводины переходила из рук в руки. Так, примерно полторы тысячи лет назад туда пришли славяне. В Х веке их вытеснили венгры, и в итоге этот край вошел в состав Венгерского королевства. Славяне же ушли дальше на юг — средневековое Сербское королевство располагалось там. Граница между Сербией и Венгрией проходила по рекам Дунай и Сава — примерно там же, где проходит сегодня граница Воеводины и собственно Сербии. Хотя какое-то количество православных южных славян жили в ней всегда. В средние века в Воеводине появились и немцы. В XVI-XVII веках Воеводина находилась под властью турок. Многие венгры и немцы оттуда убежали, сербы же в массе своей остались. На рубеже XVII-XVIII столетий она вошла в состав Австрийской империи, включавшей в себя и Венгрию. Мадьяры и немцы в край вернулись, но сербов австрийские власти не высылали. У сербов был свой православный митрополит, свои школы. Их процент увеличился после того, как Габсбурги разрешили переселиться в край православным сербам из Османской империи.Юридически же в составе Австрийской империи Воеводина была частью Венгерского королевства. После того, как в 1867 года Австрия была преобразована в Австро-Венгрию, венгерские власти начали наступление на права сербов. Второй "господствующей" нацией были немцы. Среди местных сербов росло движение за автономию, а с 1878 года — за воссоединение с вернувшейся на карту Европы независимой Сербией. Мечта осуществилась по окончании Первой мировой войны, когда на карте Европы появилась Югославия.В годы Второй мировой войны Воеводину оккупировали союзники Гитлера — Венгрия и усташская Хорватия. На территории области Банат возникла отдельная немецкая колония. В 1944 году Красная Армия и местные партизаны освободили Воеводину. Немцы и некоторое количество венгров были депортированы, и край обрел свой современный национальный состав. В социалистической Югославии Воеводина обрела широкую автономию в составе Сербии — ее представители то и дело возглавляли президиум "большой" Югославии.
Когда на рубеже 80-90-х годов начался распад Югославии, сопровождавшийся войнами, Воеводина осталась едва ли не единственным "островком стабильности". В отличие от Косова, здесь Слободану Милошевичу удалось провести реформу, сокращавшую полномочия краевых органов власти и резко урезавшую автономию… Однако это не устроило очень многих — в том числе и сербов. В результате уже после свержения Милошевича Воеводина сначала вновь получила ограниченную автономию, а теперь и вовсе превратилось в "государство в государстве".Ситуацию усугубляет наличие в крае венгерского меньшинства, во многом тяготеющего к воссоединению с этнической родиной. Еще в конце 80-х годов местные мадьяры подняли вопрос о создании на севере Воеводины особой "Венгерской автономии". Эти планы находят довольно широкую поддержку в Будапеште. С подачи премьера Венгрии Виктора Орбана местные мадьяры имеют возможность получать венгерские паспорта, учиться в венгерских вузах. Признавая независимость Косова, в Будапеште не скрывали своих притязаний.
Возьмем лишь хронику последнего времени. В сентябре 2011 года премьер Венгрии Виктор Орбан принял у себя председателя Союза венгров Воеводины. А когда Скупщина Сербии приняла закон, лишающий права на возвращение собственности в стране потомкам тех, кто участвовал в оккупации Югославии в 1941–1944 годах, в Будапеште поднялась волна недовольства. Вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен предупредил, что если сербские власти не пересмотрят своего решения, мадьяры закроют Сербии путь в Евросоюз. Так что обойти проблему официальному Белграду не удастся.Надо сказать, что у разного рода сепаратистов Воеводины есть свои покровители на Западе. Наиболее заметный из них — докладчик Европарламента по Сербии словенец Елко Кацин. Осенью 2010 года он призвал сербские власти "улучшить отношения Белграда и Приштины, Белграда и Сараево, Белграда и Нови Сада". То есть, Сербии и Боснии, Сербии и Косова, Сербии и… Воеводины. Выходит, что край уже противопоставляют остальной Сербии с далеко идущими последствиями. На севере Сербии вызревает очередной очаг сепаратизма. Пути решения проблемы уже предложены: или отделение края, или его раздел на сербскую и венгерскую части. Как бы то ни было — сербы опять окажутся в проигрыше. Но сербские власти практически ничего не делают для того, чтобы удержать край в составе страны. Вся надежда на то, что у местных сербов взыграет национальное самосознание, и участвовать в играх по отторжению от своей родины новых территорий они не захотят.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Санджак — историческая, а не административная, область, включающая смежные районы Сербии и Черногории, бывший Новопазарский санджак Османской империи. Большинство населения Санджака составляют «бошняки» еще называющиеся «санджаклии» — 140 тыс. или 2% населения всей страны. Хотя на настоящий момент некоторые санджакские лидеры (Расим Ляич) вполне интегрированы в белградскую правящую элиту, будучи партнерами Демократической партии, нельзя исключать эскалации напряженности в регионе. Тем более, что в последние годы в сербском Санджаке растет активность ваххабитов (самоназвание «вехабие»), стремящихся установить контроль над исламскими структурами района. Периодически активность ваххабитов приводит к вооруженным стычкам с полицией (например, задержание группы И.Прентича в марте 2007 года), что при наличии заинтересованности может быть использовано как повод для внешнего вмешательства. Исторически Санджак является своего рода «серой зоной», где развита производство контрафактной продукции (текстиль, джинсы, сигареты) и контрабанда. Географически регион представляет собой своеобразный коридор, соединяющий албанские районы Косова с Боснией, что вызывает опасения превращения его в элемент «зеленой вертикали» — цепочки исламских территорий на Балканах от Турции до Боснии.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Идея автономии Санджака — старая тема, которая в течение многих лет обсуждается в политических кругах двух государств: Черногории и Сербии. Официальный Белград справедливо считает, что предоставление политических прав ещё какой-либо территории приведёт к очередному сепаратизму и нестабильности на Балканах (в сербских официальных документах эта территория называется Рашская область). Тем более что мусульмане составляют большинство только в трёх общинах сербского Санджака. В Черногории сразу после обретения независимости официальные власти стали наоборот поддерживать славян-мусульман на севере, но потом процесс по сути федерализации страны остановили. Свой отказ официальная Подгорица скрыла за красивой формулировкой, что «Санджак в будущем станет „еврорегионом“ в ЕС», куда черногорские власти усиленно стремятся.С другой стороны, мусульманские активисты Санджака утверждают, что их область в разные исторические периоды уже имела собственную кратковременную государственность или входила в состав Боснии, поэтому якобы имеют право на «возвращение автономии». Они считают, что их национально-территориальное образование в составе как Сербии, так и Черногории, поможет сохранить их культуру от ассимиляции, которой, по их мнению, они подвергаются в этих государствах. Например, «санджаклии» считают, что обучение их детей в сербских школах, где те учатся кириллице, другим сербским государственным и национальным символам, часто имеющим религиозный смысл, бьёт по самосознанию учеников-мусульман.На территории Сербии сегодня легально существуют различные мусульманские объединения и партии, которые не скрывают своих радикальных взглядов и устремлений к дезинтеграции с Белградом. Одним из самых известных лидеров, который часто выступает с резкими заявлениями по поводу будущего Санджака, является муфтий Муамер Зукорлич. В своих многочисленных проповедях и интервью он совершенно открыто ополчается на сербские символы, например, герб, флаг и государственный гимн «Боже правде». Славян-мусульман в сербском государстве особенно раздражают строки: «Боже спаси, Боже сохрани, сербские земли, сербский род». Пытается доказать, что санджакские земли «в данный момент находятся „под оккупацией Сербии“».В Санджаке активно продолжается процесс переписывания и «переворачивания» истории. Теперь молодое поколение обучают тому, что во всех бедах санджакцев виноваты исключительно сербы и их правители. На волне этих настроений в городе Нови Пазар (столица региона) прошли акции протеста против установки памятника в честь сербского правителя Стефана Неманьи. Протестующие также потребовали переименовать улицы, которые названы в честь сербских исторических личностей. Лидер Движения за обновление автономии Санджака Джемаил Сулевич даже неоднократно высказывался, что сербы «целенаправленно совершали геноцид по отношению к санджакским мусульманам и совершают его сегодня».После распада Югославии (СФРЮ), где все конфессиональные общины жили более или менее бесконфликтно и практически незаметно, началось религиозное возрождение во всех странах Балканского полуострова. На волне этих настроений жители Санджака ринулись старательно и массово соблюдать мусульманские обряды. Этим воспользовалась Турция, которая стремилась расширить сферы своего влияния на Балканах. Турецкие власти профинансировали строительство новых мечетей, мусульманских учебных заведений и культурных центров, в которых пропагандировалась «правильная» интерпретация истории и ислама. Сегодня в Нови Пазаре религиозность проявляется поголовным ношением хиджаба у женщин и бороды у мужчин, что не было им свойственно в годы существования СФРЮ. Кроме того, на домах, из окон и в автомобилях местным населением повсеместно вывешиваются сепаратистские флаги независимого Санджака.Под влиянием этих идей в области начинают формироваться вооружённые «отряды освобождения». Так, в 2007 году в Сербии был обнаружен лагерь по подготовке террористов. Там было арестовано четверо молодых санджакцев, найдено большое количество огнестрельного оружия, взрывчатки, военного обмундирования, продовольствия и радикальной литературы. Боевиков готовили для участия в акциях, направленных на дестабилизацию положения в регионе. Кроме того «санжаклия» Мевлид Яшаревич в 2011 году в Сараево расстрелял посольство США в Боснии и Герцеговине, во время этого теракта он был одет в традиционную мусульманскую одежду и кричал привычные в таких случаях религиозные возгласы. После начала войны в Сирии и Ближнем Востоке радикалы из Санджака, конечно же, поехали и туда.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Проблема Санджака я бы сказал, что стоит много острее, чем проблема Воеводины. Санджаку в случае чего помогут бошняки и косовские албанцы. А также есть могущественный покровитель в виде Эрдогановской Турции. Нелюбовь санджаклиев и сербов обоюдна. Сепаратизм может встать во весь рост. В Воеводине же проблемы венгерской диаспоры я бы сказал типа венгерской общины в украинском Закарпатье и словацком Фельвидеке. Максимум автономия. Воеводинские сербы строронники евроинтеграции и автономисты. На этот автономизм в Белграде смотрят с подозрением. Но в Воеводине все обходится и будет обходится мирно. С румынами же сербы дружат.
В Воеводине есть община бачванских русинов, родственников русинов из Закарпатья -
Венгров в Воеводине 14 процентов, а сербов подавляющее большинство, бошняков в Санджаке больше половины. Сербов треть.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Патриотические бошняцкие песни