Это известные мне памятники, установленные нашему князю!
Пожалуй этот человек сделал для всех славян очень много - даже странно что о нем так мало говорят??? Я узнал о нем, более менее четкие сведения, впервые из книг Льва Прозорова. В курсе школьной истории, как помню мы начинали изучать Русь уже после крещения. Нет мы знали про то, что было что то и до Владимира, Но что такое совсем сумбурное - и нам (школьникам) об этом времени почти не рассказывали
Так кто же он был Святослав Храбрый - Русский князь которого боялись все соседи? Почему мы, живущие в России нынешней, так много знаем об Александре Македонском, и почти ничего про наших предков и героях, которые создавали то что теперь называется Россия?
[Еще] обычай царя хазар [тот], что у него двадцать пять жен, [причем] каждая из этих жен - дочь кого-либо из царей, соседящих с ним 926, которую он берет [себе] волей или неволей...
У царя хазар [есть] огромный город 949 на реке Атыл. Он состоит из двух сторон, - в одной из этих двух сторон [живут] мусульмане, а в другой стороне - царь и его приближенные 950. Над мусульманами [начальствует] муж из [числа] приближенных отроков царя 951, который называется хаз 952. Он мусульманин, и судебная власть над мусульманами, живущими в стране 953 хазар и [временно] приезжающими к ним по торговым делам 954, предоставлена этому отроку-мусульманину, так что никто не рассматривает их дел и не производит суда между ними, кроме него. У мусульман в этом городе 955 [есть] соборная мечеть 956, в которой они совершают молитву и /W440/ присутствуют в ней в дни пятниц. При ней [есть] высокий минарет и несколько муэззинов. [148]
127) И вот, когда в триста десятом году 957 до царя хазар дошла [весть], что мусульмане разрушили синагогу 958, бывшую в Усадьбе ал-Бабу-надж 953, он приказал, чтобы минарет был разрушен, казнил муэззинов и сказал: “Если бы, право же, я не боялся, что в странах ислама 960 не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы [и] мечеть”.
128) Хазары и их царь - все иудеи, а “славяне” 961 и все, кто соседит с ними 962, [находятся]у него в покорности, и он обращается к ним, как к находящимися в рабстве, и они повинуются ему с покорностью 963.
90) На царе “славян” [лежит] дань, которую он платит царю хазар; от каждого дома в его государстве - шкуру соболя. Если прибудет корабль 651 из страны хазар в страну “славян” 651а, то царь выедет верхом и пересчитает то, что в нем [имеется], и возьмет из всего этого десятую [141] часть. А если прибудут русы 651б или какие-нибудь другие [люди] из прочих племен 652 с рабами 653, то царь, право же, выбирает для себя из каждого десятка голов одну голову.
Сын царя “славян” является его заложником у царя хазар. До царя хазар дошла [весть] о красоте дочери царя “славян” 654, так что он послал 655 сватать ее. А он высказался против него и отказал ему. Тогда тот отправил [экспедицию] 656 и взял ее силой, хотя он иудей, а она мусульманка. Итак, она умерла, [находясь] у него. Тогда он послал 657, требуя вторую его дочь 658. Как только это [известие] дошло 659 до царя “славян”, он упредил [это] и выдал ее замуж за царя [князя] [племени] эскэл, который находится, под его властью 660, боясь 661, что он отнимет ее у него силой, как он это сделал с ее сестрой. Направо же, царя “славян” побудила 663 написать государю [халифу] и попросить его, чтобы он построил для него крепость, боязнь царя 663 хазар.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Славяне это невполне точный перевод. В оригинале сакалиба. Сакалиба по Йакуту это вообше светловолосый и бородатый человек в Восточной Европе. Тут рассказывается о дочерях эльтебера волжских булгар Алмуша.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Короче говоря, правители племен славян до Аскольда (поляне) и Олега (северяне и радимичи) поставляли в гарем хазарского кагана девушки из княжеского рода племени, а также платили дань мехом животных. На рынки Итиля поступали рабы из печенегов, славян и финских народов Восточной Европы. Начиная с Олега и кончая Святославом скандинавы избавили славянские племена кроме вятичей от таких повиностей. Взамен скандинавы брали дань с славянских племен. Ольга успокоила славянские племена после того как Игорь захотел брать две дани с древлян, что было нарушением обычая. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Система сборы дани у скандинавов в Восточной Европе была такова. Константин Багрянородный
Цитата
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
И. О. Князькин - Русско-византийская война 941—944 гг. и Хазария Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В тезисах историка из Коломны критика сведений Текста Шехтера.
Я же считаю, что Текст Шехтера просто очень путано описывал события в Восточной Европе. Вероятно, что хазарин миг по иному описать события изложенные у Масуди. То есть хазарин и Масуди рассказывали об одном событии, но локализация его у них разная.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Гагин И.А. Социально-политические связи окских вятичей в 10-11 вв. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Гагин И.А. - Попытка исламизации Киевской Руси: к вопросу социально-политических и культурных контактов Волго-Камской Булгарии и Руси в X веке. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Возвращаясь к вятичам то можно сказать что они были более других племен включены в волжскую торговлю, основные торговые партнеры это хазары и волжские булгары. Кроме того они поставляли кочевникам продукты земледелия и мех животных. Вообще в восточных землях восточных славян киевским князям пришлось долго устанавливать свою власть. Да и вятичи были одними из закоренелых язычников еще в 12 в. Воевал против них даже Владимир Мономах.
О даннической зависимости вятичей и походах князей Руси на вятичей.
Спойлер (раскрыть)
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6472 (964). И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу с сохи даем".
В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга, как и отец его брал.
В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично.
В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и дразнят русские радимичей, говоря: "Пищанцы от волчьего хвоста бегают". Были же радимичи от рода ляхов, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне.
В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: "Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать - пойдем, поищем себе лапотников". И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть". И вернулся Владимир в Киев.
Поход Святослава на хазар преследовал несколько целей. Во первых объединить славянские племена в Восточной Европе и перенять контроль над лесными племена региона чтобы прибрать к руками торговлю мехами и рабами. Вторая цель это было получить выход к византийским владениям в Крыму. Это можно было сделать переняв контроль над хазарскими данниками и владениями в Приазовье. Третья цель это ослабление или ликвидация главного конкурента в Востоной Европе - Хазарского каганата. Русь не хотела платить дань за поставку своих товаров на восточные рынки. Святославу не удалось окончательно победить хазар. Однако донские аланы (салтовцы), Черные Булгары и касоги на Тамани оказались в сферу влияния Руси. Саркел и Тмутаракань стали владениями Руси. Владимир же развил успех Святослава. Он воевал против булгар и хазар. И его войны стали причиной того что в арабских источниках было зафиксировано его имя.
Цитата
У них свой собственный царь, совершенно самостоятельный. Называется их царь Владимир, так же как царь тюрок называется хакан, а царь булгар — т. л. ту. Прибыли их послы в Хорезм и вручили послание. Хорезм-шах обрадовался этому, поскольку они пожелали стать мусульманами. Он послал к ним того, кто научил их законам ислама, и они приняли ислам.
В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?". Они же ответили: "Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том", и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Владимир не принял ислам из-за тесных экономических и политических связей с Византией. Да и мусульмане часто были противниками наемников из Руси на Каспией. Кроме того вероятно на Руси еще помнили расправу ал-арсийа и буртасов над отрядами Руси воевавших на Каспии (об этом у ал-Масуди). Кроме того, по предположению Гагина, булгары поддерживали вятичей и радимичей. Названные Нестором факторы второсортны. Однако не менее важны. Отказаться от употребления алкоголя это означало отказаться от целой системы взаимосвязей между князем и дружиной. Скандинавы и славяне веками были привычны к пирам и распределению добычи на них. Свинина была одним из привычных продуктов. Кроме того, сама процедура обрезания была дотаточно болезнена для тех, кто не привык к этому и не имел подобающих традиций. Христиане же не требовали обрезания, свинину не запрещали, также не запрещали алкоголя. Кроме того к ним Руси было привычно наниматься и с ними были тесные экономические связи. Тот же торговый путь из варяг в греки был магистральным. Великий волжский путь или из варяг в персы (или арабы) в большинстве своем контролировался волжскими булгарами. Влияние булгар ощущалось в странах Вису и Арису (в Предуарлье и Прикамье). В власти Руси була толька верхнее течение Волги. Булгары не давали ни арабам ни Руси проникать в земли вису и Арису. Крайнее место куда проникали купцы Руси это территория Волжской Булгарии. Меха из Прикамья, Приуралья и Сибири шли через булгар. О пребывании части Руси (в описании Ибн Фадлана скандинавов пришедших в Булгарию) сохранились упоминания в арабских источниках и в археологических исследованиях. У Руси на волжском пути бвли Сарское городише и Тимеревский археологический комплекс. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Леонтьев А. Е. Археология мери. (К предыстории Северо-Восточной Руси). М., 1996. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В отличии от Волжского Пути Русь на пути от варяг в греки котролировали большую часть пути. У Руси на волжском пути были земли мери. Меря находилась в зоне влияния Руси, однако власть в этом регионе думаю была менее крепкой чем на Волхове и Днепре. Результатом политики Владимира на востоке было закрепление влияния Руси в землях мери, радимичей и вятичей. Была осуществлена попытка выйти на волжский путь в Среднем и Нижнем течении.
Титул правителя булгар т.л.ту это эльтебер, а у Владимира хакан. В тюркской системе титулов. В Х в. это титул имели правители могущественных государств енисейских кыргызов, хазар и кимаков. Правители огузов для сравнения имели более низкий титул. Титул эльтебер же был еще более низким. В мусульманской титулатуре это титул малик или сахиб (сахиб ас-сакалиба или малик ас-сакалиба это один из традиционых титулов булгарских правителей), то есть нижние титулы. Булгары приняв мусульманство продвинулись выше в мусульманской титулатуре и получили титул эмир (выше эмира султан или шах и халиф. халиф в мусульманском мире один, следовательно титулы султана и шаха максимум для мусульманских правителей неарабского происхождения). Что характерно и Владимир и Ярослав носили имперский титул каган. Титул князь был шагом назад. Он фактически обозначал правителя определенной территории, поэтому и многих Рюриковичей ена Западе обозначали титулами dux или dominus. Относительно же термина царь то в православном мире на Руси так называли только византийского императора. Титул царь был императорским. Так еще себя так называли болгарские правители в зените могущества и тот же Стефан Душан (правитель сербов) также в зените могущества. Да и помниться еще так себя называл Роман, отец Данила Галицского. Однако на Руси признавали царем или византийского императора или позже хана Золотой Орды и только значительно позднее собственного правителя объединившегомного княжеств. Высшим титулом для славян был великий князь. Только наиболее влиятельных князей из Рюриковичей на западе называли rex. Термин же князь который о славян первоначально обозначал правителя племени в христианской Руси стал обозначать князя на определенной территории. Касательно же каганатов, то вероятно после поражения от Святослава хазары утеряли имперский титул. Так в арабских источниках титул их правителя назван малик, то есть титул менее значимый чем у тех же булгар. Кроме того было несколько локальных групп хазар. Одна жила в Тмутаракани и подчинялась местному князю из Рюриковичей. Были дербентмские хазары жившие в Дагестане.
Цитата
Этот Шарванша, стесненный некогда дербентскими хазарами, обратился к нему с просьбой о помощи.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Глава 8. (разговор о ширваншахе Ахситане, которого потеснили соседи на север от Дербента, а помощь ширваншаху оказал грузинский царь).
Относительно дагестанских хазар в 11 в. то известно следующие
Спойлер (раскрыть)
Хазары Подонья (Саркела) и Тмутаракани попали под власть Руси, и упоминания о них в русских летописях [678] не позволяют уловить какую-либо их связь с Нижней Волгой, где, по-видимому, и доживал свои сроки Хазарский каганат.
Когда он прекратил существование, мы сказать не можем. В экстрактах дербентской хроники у Мюнаджим-баши в богатый событиями 1064 г. попало такое сообщение: "В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей (домов) прибыли в город Кахтан из страны хазар, отстроили его и поселились в нем" [679]. Мне кажется, так точнее перевести арабский текст. У В. Ф. Минорского речь идет о прибытии этих хазар в г. Кахтан хазарской страны или (как вариант) "в Кахтан на (прежней?) хазарской территории" [680]. Это известие следует за упоминанием захвата в том же году многих исламских земель. Здесь загадкой является уже сам г. Кахтан, название которого созвучно названию арабского племени кахтан. А поскольку, согласно ал-Мас'уди, на происхождение от этого племени претендовали правители Хайтака в Дагестане, В. Ф. Минорский допускает, что Хайтак и есть Кахтан. Однако в тексте Мюнаджим-баши речь идет о г. Кахтан, а такой город не известен ни в Хазарии, ни в окрестных землях. Скорее всего, название искажено, и идентифицировать его с известными нам городами не представляется возможным.
В лѣт̑ . ҂s҃ . ф҃ . п҃з . [6587 (1079)] Ѡлга емше Козарѣ поточиша З 34 море Цр҃югородоу И 35 Всеволодъ же посади посадник̑ 36 . Ратибора 37 . Тмоутороканю ❙
. Возвратившись в Тмутаракань из византийской темницы Олег им отомстил.
Были отдельные хазары и на территории Руси. Один из них служил в в войске Рюриковичей и воевал против половцев.
Цитата
В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . д҃ı . [6614 (1106)] Повоева Г 13 . Половци ѡколо Зарѣчьска и посла по нихъ . Ст҃ополкъ Ӕнѧ Д 14 . Иванка 15 . Захарьича 16 . и 17 Козарина . и въгонивьше Е 18 Половцѣ 19. до Дунаӕ .
.
Кроме того вождь с именем Казар был среди печенегов и не исключено, что некоторая часть хозар была включена в состав печенегов.
О поволжских хазарах в 12 в. есть ссылка на ал-Гарнати. Нижнее Поволжье продолжало считаться землей хазар, однако при описании в нем упоминались еще огузы, сувары и булгары. Очевидно, что во время половецской экспансии, землю хазар завоевали огузы, а местные хазары смешались с ними. Нижнее Поволжье получило новое название Саксин, которое использовалось в 12-14 вв.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Осколки хазарии также находились в Крыму.
Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А. П. Новосельцева / Отв. ред. Т. М. Калинина. — М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2000. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Седов В. В. Русский каганат IX века // Отечественная история : журнал. — М., 1998. — № 4. — С. 3—14. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Вернадский Г. В. Первый русский каганат Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Golden, Peter Benjamin. The Question of the Rus' Qaganate. Archivum Eurasiae Medii Aevi, 1982. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Noonan, Thomas. "The Khazar Qaghanate and Its Impact On the Early Rus' State: The translatio imperii from Itil to Kiev." Nomads in the Sedentary World, Anatoly Mikhailovich Khazanov and Andre Wink, eds. p. 76–102. Richmond, England: Curzon, 2001.
Было еще у Омеляна Прицака Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Походження Русі / Происхождение Руси Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Относительно каганатов, то у кыргызов он был с 840 по 924 г., когда их власть кроме Минусинской котловины, Тувы, Алтая распространялась на Монголию и Восточный Туркестан. У хазар каганат был с второй половины 7 в. по 965 г. У кимаков в Центральной и Восточном Казахстане каганат был с 9 по 11 вв. Современники Каганата Руси были слишком далеко от Руси чтобы представлять угрозу. Аварский каганат же прекратил существование до образования Руси. Единственным кто мог оспаривать титул кагана у Руси это хазары. Кстати в одном из европейских источником задались вопросом, кто действительно имеет право называться каганом.
Цитата
Хаганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов, а [правитель] болгар называется не государем, а королём или господином.Chaganum vero nos prelatum Avarum, non Gazanorum aut Nortmannorum nuncupari repperimus, neque principem Vulgarum, sed regem, vel dominum Vulgarum — Людовик II
В ответном письме на послание византийского императора Василия I (не сохранившееся), Людовик II спорит о титулах иностранных правителей и заявляет, что франки (в отличие от византийцев) называли хаганом (chaganum) только государя авар, а не хазар или норманнов.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
У дунайских булгар были титулы кан (хан), кавхан, ичиргу бойла, багаин.
Бешевлиев, В.: Прабългарски епиграфски паметници, Издателство на Отечествения фронт, София 1981 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Curta F.: Qagan, khan, or king? Power in early medieval Bulgaria (seventh to ninth century) Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Естественно эти титулы были до принятия христианства и Симеона, который начал себя называть царем.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Волжские же булгары были достаточно серьезным противников. В 1088 г. они взяли Муром, а в 1107 г. осадили Суздаль. Правда взять Суздаль они не смогли. Политика Святослава и его преемников позволила закрепить за Русью земли славян вятичей и радимичей, а также поволжско-финнских племен мери, муромы и мещеры, то есть исторического ядра Владимиро-Суздальской Руси и Рязанского Княжества. Инициативу перехватили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо которые осуществляли походы на Волжскую Булгарию. Их походы позволили проникнуть Руси в земли финно-пермских народов.
В византийских источниках X века его имя пишется как Σφενδοσθλάβος (Сфендославос).Со Свент- начинаются в иноязычной передаче и другие славянские имена на Свят-, например, имя Святополка (в источниках Zwentibald или Свентиплук. князя Великой Моравии в 870—894 годах, или киевского князя 1015—1019 годов Святополка Владимировича (Suentepulcus у Титмара Мерзебургского). Согласно этимологическому словарю Фасмера, начальная часть этих имён восходит к праславянскому корню *svent-, который после утраты носовых гласных даёт современное восточнославянское свят — 'святой'.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Гибель Святослава.
Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года повторить попытку.
Нестор
Цитата
«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку»
Лев Диакон
Цитата
«Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки — многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места»
.
О порогах и угрозах нападения печенегов Константин Багрянородный глава 9 Об управлении Империей. То есть каким образом одолеть Русь чужими руками знал уже Константин Багрянородный.
Спойлер (раскрыть)
Прежде всего они приходят к первому порогу28, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски "Не спи"[29]. Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия[30], а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, низвергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их][31], чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая[32] [ее] шестами, и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Острову нипрах, что значит "Островок порога"[33]. Он подобен первому, тяжек и трудно проходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает "Шум порога"[34], а затем так же - четвертый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны[35]. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачина китов[36]. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах[37], проводят рабов[38] в цепях по суше на протяжении шести миль[39], пока не минуют порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по ею сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах[40], ибо он образует большую заводь[41], и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает "Кипение воды"[42], и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как "Малый порог"[43].
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
У византийцев были попытки воевать против печенегов, используя против них других. Однажды они послали эмиссара к венграм, однако венгры отказались воевать с печенегами в степи
Глава 8 Константин Багрянородный.
Цитата
Когда клирик Гавриил как-то был послан к туркам[8] по повелению василевса и сказал им: "Василевс заявляет вам[9], чтобы вы отправились и прогнали пачинакитов с мест их, а вы расположились бы вместо них, так как прежде там располагались, - дабы находиться близ царственности моей и дабы, когда я того пожелаю, я отправлял послов и вскорости находил вас", - то все архонты[10] турок воскликнули в один голос: "Сами мы не ввяжемся в войну с пачинакитами, так как не можем воевать с ними[11], - страна [их] велика, народ многочислен, дурное это отродье. Не продолжай перед нами таких речей - не по нраву они нам"[12].
Да и в Паннонии было гораздо комфортнее. От степей закрывали Карпаты, а из Паннонии было куда удобнее совершать нападения на европейские страны которые были слабее византийцев и печенегов. Болгары до Святослава неоднократно сталкивались с печенегами и даже были вынуждены проводить по отношению к ним целенаправленную политику чтобы избежать постоянных союзов печенегов с Византией. Глава 5 Константина Багрянородного.
Цитата
[Знай], что и булгарам более страшным казался бы василевс ромеев и мог бы понуждать их к спокойствию, находясь в мире с пачинакитами[2], поскольку и с этими булгарами соседят названные пачинакиты[3] и, когда пожелают, либо ради собственной корысти, либо в угоду василевсу ромеев, могут легко выступать против Булгарии[4] и, благодаря своему подавляющему большинству и силе, одолевать тех и побеждать. Поэтому и булгары проявляют постоянное старание и заботу о мире и согласии с пачинакитами. Так как [булгары] многократно были побеждены и ограблены ими, то по опыту узнали, что хорошо и выгодно находиться всегда в мире с пачинакитами.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
И нтересный аспект, что Нестор считает, что нападение печенегов на Святослава организовали болгары
Цитата
А переяславцы послали к печенегам сказать: "Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа".
. Это датируеться 971 г. Однако интересно, что Иоанн Скилица указывает, что византийцы отправили к печенегам посольство и указывает, что византийцы просили печенегов пропустить Святослава. Однако я сильно сомневаюсь,что византийцы прям послали посольство для того чтобы пропустить Русь. Скорее уж они отправили посольство чтобы Святослав не смог вернуться на Русь и собрать новое войско.
Да и Константин Багрянородный снова же указывает. Глава 2.
Цитата
[Знай], что и у царственного сего града[7] ромеев, если росы не находятся в мире с пачинакитами, они появиться не могут, ни ради войны, ни ради торговли, ибо, когда росы с ладьями приходят к речным порогам[8] и не могут миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа пачинакитов и легко - не могут же росы двум трудам противостоять[9] - побеждают и устраивают резню.
Интересно, что у Ибн Русте, а потом и у Гардизи с Марвази указано что правителей славян называли свет-мелик. Очевидно что слово Свет (Svet-Свент)воспринималось как титул. Нужно отметить, что вероятно Святополк и Святослав
Ибн Русте
Цитата
Глава их коронуется 25; ему они повинуются, и от приказаний его не отступают. Жилище его находится в средине страны Славян. Помянутое выше лицо, которого титулуют они "главою глав", зовется у них свият-царь 26; это лицо стоит выше субанеджа (жупана) 27, который есть только его наместник 28.
Их самый главный предводитель называется ш. в. т. 47. У него есть заместитель, которого называют шар. х. 48
47. Ш. в. т., очевидно, свят.
48. Ш. р. X. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Нужно отметить, что имена Святослав или Святополк как и Владимир воспринимался арабами не как имя, а как титул, а Владимир как правитель Руси.
Цитата
Называется их царь Владимир, так же как царь тюрок называется хакан, а царь булгар — т. л. ту.
Сведения Ибн Русте скорее всего относиться к мораванам, сербам, бошнякам. Вероятно возник при доминировании аваров. Титул упоминался также на сосуде из Надь-Сент-Миклоша - BOYHΛA.ZOAΠAN.TECH.ΔYΓΕTOIΓH.BOYTAOYΛ.ZΩAΠAN.TAΓPOΓH.HTZIΓH.TAIC (bouēla zoapan tesē dygetoigē boutaoul zōapan tagrogē ētzigē taisē). Первое упоминание о титуле датируеться в 777 г. О этом титуле упоминал Константин Багрянородный. Жупан был титулом правителем провинции. А вот сведения Марвази и Гардизи демонстрируют знакомство Гардизи и Марвази с историей Руси и вятичей (Вантит, Вабнит). Титул жупан был равным булгарскому бойлу. У болгар вместо жупана был титул болярин (производный от бойла).
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Худул ал-Алам
Цитата
Властитель Saqlab(-ов) называется S.mut-swyt (или Bsmut-swyt, **[bsmut swit khwan.nd])
Цитата
1. VABNIT - первый город - на востоке (**страны) саклабов и некоторые (из его жителей) напоминают русов.
2. KHURDAB - большой город и местопребывание властителя.
Хвольсон восстановил [Swyyt-mlk] /**Свиит млк/ как **[s.wit b.lk] Suwit-bulk /**Свиитблк/ < Svetopluk (< Svętoplŭkŭ), а * **[sub.nj] как Zhupanets (?) /**жупанеч/, и предположил, что первое имело отношение к имени собственному известного правителя, Светоплук(-а) I (870-94), которого Константин Багрянороднный, De admin, imp., гл. 40, &c., называет Сфендоплок . Маркварт, Streifzüge, 470, признает, что это сопоставление приходит читателю на ум естественным образом. Однако, полагая, ibid., 200, 203, что рассказ Ибн Русте основывается на Муслиме ал-Джарми и относится к более ранней эпохе, а именно ко времени до появления норманнской династии в Киеве и даже до покорения полян хазарами) сам Маркварт предлагает, ibid., 471, отождествить правителя славян с правителем белохорватов , столицей которых вероятно был Краков-на-Висле.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Цитата
Хвольсон, Известия, стр. 143, указывал на то, что в имени Swyyt-mlk первый элемент, будучи восстановленным как *Svet-, предполагает передачу восточнославянской формы, а не ожидаемой западнославянской назализованной Svęt < Svent /**Свентоплук/, ср. /**Сфендоплок/. Точное время исчезновения в славянских языках носовых звуков, конечно же, трудноопределимо. Согласно Шахматову, в 9-ом веке в русском языке носовых гласных уже не существовало. Что касается чешской формы девятого века имени, о котором идет речь, вероятно она звучала Svęntopļk > ныне Svatopluk (из письма моего друга Dr. B. Unbegaun(-а), Paris, 23.ii.1936).
Привез он задаток. Остальное ромеи должны были выплатить потом. Намек на это есть у Льва Дьякона (Leo Diac. VI.8).
Ну при всем уважении к Вам, но на задаток не очень похоже.Да и для аванса как то мало. Скорее подарок. И почему Вы не рассматриваете приход Святослава в Болгарию в рамках договора 944 года?
me262schwalbe
А кто являлся?
Да похоже главкома, в том виде с каким мы знакомы, у русов в Болгарии не было.
me262schwalbe
То есть, Сфенкел контролировал Бориса II без участия Святослава?
Ну Святослав в курсе был где находится Борис. Ну Борис Борисом, а казна булгарская в Преславе была.
Ну при всем уважении к Вам, но на задаток не очень похоже.Да и для аванса как то мало.
15 кентинариев золотом - это 108000 золотых монет. Сумма немаленькая, учитывая, что бюджет империи был в несколько миллионов солидов. Это - более чем треть от того, во что обошлась империи экспедиция на Крит 949г. (а там, помимо сухопутных сил пришлось строить и снаряжать огромный флот).
Сицилиец
И почему Вы не рассматриваете приход Святослава в Болгарию в рамках договора 944 года?
А к какому пункту его там можно пристроить? К даче воинов? Так это было именно посылкой вспомогательных отрядов в несколько сот человек (в 949 и 961).
Сицилиец
а похоже главкома, в том виде с каким мы знакомы, у русов в Болгарии не было.
А ромеи то так не считали. И разговаривали, почему-то, только со Святославом (что в 970, что в 971).
Сицилиец
Ну Святослав в курсе был где находится Борис. Ну Борис Борисом, а казна булгарская в Преславе была.
И что с того, что была? Святослав не мог проводить жесткую оккупационную политику в Болгарии, где русы были в значительном меньшинстве. Поэтому, и оставил Борису Второму хотя бы видимость власти. То, что в Преславе сидел Сфенкел, никак не говорит о его автономии. Тем более, что сам Святослав в Болгарии ходил и много южнее Преслава (Филиппополь, тот же), а следовательно, болгарская столица была в его "зоне досягаемости".
Сицилиец
Был выбор?
1. Сдаться
2. Попытаться сепаратно договориться с ромеями (без кучи жертв, с сохранением части добычи и т.д.).
3. Бежать в любой другой город Болгарии, которые на тот момент находились во власти русов.
PS: а что Калокир у Сфенкела делал, если тот к Святославу отношения не имел?