Влад Цепеш (1431[?] — 1476; настоящая фамилия Dracul — Дракул (Дракон); прозвище Цепеш (рум. Тереs, от tеара — кол) получил за жестокость в расправе с врагами, которых он сажал на кол), вассал венгерских королей, господарь Валахии (октябрь 1448,1456—1462,1476), находившейся также в зависимости от Турции.
С 1386 по 1418 год Валахией правил дед Влада Цепеша Мирча Старый. После его смерти в стране началась длительная борьба за власть, сопровождавшаяся частой сменой господарей (официальный титул правителей Валахии). Мирчу Старого на престоле Валахии сменил его сынМихаил I (1418-1420), убитый Даном II (1420-1431). С 1431 по 1436 год Валахией правил господарь Александр I Алдя. В 1436 году при поддержке трансильванских бояр на валашский престол взошел второй сын Мирчи Старого — Влад, по прозвищу Дракул. Он лично привез в Стамбул дань, однако султан заподозрил его в измене и заключил в тюрьму, из которой выпустил только после приезда в Стамбул в качестве заложников его малолетних сыновей — Влада (будущего Цепеша) и Раду. В1447 году Влад Дракул уступил престол Валахии новому ставленнику венгров Владиславу II.
В 1456 году при помощи венгерского короля Яноша Хуньяди к власти в Валахии пришел Влад Цепеш, которому удалось стабилизировать внутреннее и внешнее положение в стране. Резиденцией Влада стал Бухарест, в котором он построил мощную крепость.
Влад Цепеш боролся с боярами за единоначалие в стране, для борьбыс внешними и внутренними врагами вооружил свободных крестьян и горожан, укрепил государственный аппарат, в 1459 году, покровительствуя валашским купцам, ограничил действия иностранных торговцев на территории своего княжества, разрешив им торговать только в приграничной зоне во время ярмарок, проводимых несколько раз в году. Это вызвало сильное недовольство трансильванских купцов, а также их основных контрагентов торговцев валашских городов Брашова и Сибиу, финансировавших претендента на валашский престол — Дана. Влад Цепеш провел успешный карательный поход на Брашов и в Трансильванию.
В том же году Оттоманская Порта окончательно завоевала Сербию, чья территория граничила с валашскими землями. Влад Цепеш согласился участвовать в готовящемся антиосманском креcтовом походе во главе скоролем Венгрии Матьяшем Корвином*, правившим с 1458 по 1490 год.
В 1461 году Цепеш отказался платить дань турецкому султану, жестоко расправился с посланниками султана и уничтожил турецкиегарнизоны на обоих берегах Дунаяот его устья до города Зимница. Успешно воевал с турками, заставил отступить вторгнувшуюся в княжество турецкую армию во главе с Мехмедом-пашой.
Летом 1462 года в Валахию вторглась турецкая армия во главе с покорителем Константинополя султаном Мехмедом II, привезшим в качестве претендента на валашский престол брата Цепеша Раду. Крупные валашские бояре, недовольные централизаторской политикой Влада Цепеша, вступили в сговор с турками, выступили против господаря и перешли на сторону Раду. Влад Цепешотступил и вынужден был уйти в Венгрию, рассчитывая на поддержку венгерского короля, однако Матьяш Корвин не стал ссориться с турками, предпочел мир с Раду и заключил Цепеша в тюрьму. Раду Красивый правил Валахией с 1462 по 1473 год, когда его сменил при содействиимолдавского господаря Стефана Великого Лайота Бесараб.
Через двенадцать лет Влад Цепеш вернулся в Валахию господарем. В том же году попал в засаду Лайоты Бесараба и был убит.
Дракула — «Дракон», этим прозвищем именовался еще отец Влада Цепеша — Влад I (господарь в 1436—1442,1443—1447), принадлежавший к рыцарскому ордену Дракона, основанному германским императором. От отца имя «Дракон» перешло к сыновьям, в том числе к Владу Цепешу. Мрачная репутация «Сажателя на кол» привела к тому, что прозвище «Дракула» стало ассоциироваться с румынским словом «drас» и осмысляться как «дьявол».
Мне кажется что Дракула был не единственный "маргинал" подобного рода. В любой эпохе и временном периоде есть свой Дракула. Взять например президента Центральноафриканской республики Жан-Беделя Бокассу. Не каждый президент станет жрать членов своего кабинета министров. А этот любил полакомится человечинкой. Да не какой нибудь, а мяском высокопоставленных персон.Ну не мог он себе отказать в употреблении сей "вкусняшки" , да еще и гостей накормить. Гостеприимный был мужичок.
Владислав III Дракула (Цепеш, Казыклы), конечно, был отморозок и садист, но бакланом не являлся. Ничто не мешает садисту-убийце быть сильным и успешным правителем.
Кстати, Дракула было производным от прозвища его отца, Влада II. Он носил прозвище "Dracul" - "Дракон", а "Draculea" - соответственно, "сын дракона". Но это с латыни ("draco"), а вот по-румынски "drac" - дьявол. А вот "Цепеш" - уже было его собственным прозвищем. Как и "Казыклы", данное ему турками - Сажающий-на-кол.
Да, он убил пол-Валахии, но победы над турками (это как Словакия против Третьего Рейха) одерживались не вопреки.
Он запугал десятикратно превосходивших в силе турок до усрачки: в его землях покорители Константинополя вздрагивали от любого шороха и пугались собственных теней.
А Стефан III (тот самый Стефан Молдавский, самый известный и успешный средневековый правитель Молдавии), друг детства Дракулы (вместе чалились на киче у султана) - в ту же описываемую эпоху разгромил турок при Васлуе 40 тысячами против 120. И тоже посадил на кол не менее двух сотен пленников. Но про него таких гадостей не писали.
Именно при Владе, кстати, начал своё возвышение Бухарест. И именно Влад радикально порешал в Валахии проблему жуликов и воров, попросту истребив их всех, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности и вероисповедания. Заодно и всех бояр как заведомых жуликов и всех цыган как заведомых воров. Потом взялся и за мешавших забугорных жуликов и воров - трансильванских купцов, устроив показательный карательный рейд. Кстати, все писатели фанфиков руками и сниматели кино ногами упорно размещают Владика в Трансильвании, хотя Дракула Трансильванский это как Суворов Рымникский, Румянцев Задунайский и т.д. А народная молва приписывала Цепешу не вампиризм, а оборотничество. Мол, зверь он в человечьей шкуре, оттого такой жестокий. Турки верили и подогревали слухи - во время войны с Владом по ночам всё время выли волки и пропадали целые патрули, даже косточек не находили.
Влад строил своё государство - а всех, кто ему мешал, подвергал люстрации. Радикальной. Ну а что с ними делать-то ещё? В ссылку отправлять? Так некуда - Валахия махонькая, это вам не Русь-матушка. А поскольку мешали ему практически все... Вот и получили демонизацию.
Ни хрена читавший геймер оставил тут свое мнение. Пол-Валахии он конечно не убивал, а турки не боялись его до усрачки. Более того, если бы кто читал внимательно турецкие и польские хроники увидели бы что его значение не так уж и велико. Садистом и отморозком он конечно был. Как и Иван Грозный. Только вот побед аналогично Казани, Полоцка и Молодей у него не было. О Штефане тоже разные гадости писали те же поляки и венгры. Штефан Великий это если угодно аналог Иван Великого в России. Штефан развлекался тем что приказал отрезать носы, губы и уши турецким послам. Влад Дракула же приказал пррибить туркам чалму ко лбу. Штефану был не чужд садизм, но он хотя бы людей оставлял жить. Влад Дракул мог же спокойно обедать когда рядом было много бояр посаженых на кол. Побед аналогичных Васлую у Влада Дракулы просто не было. Максимум что он мог то партизанить. А ореол мужественного борца с османским игом он получил в валашских хрониках и румынской историографии. Бояре с их дружинами это основа армии и государства. Трансильванские купцы главные торговые партнеры Валахии.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
А теперь цитаты из Сказания о Дракуле, от русского книжника при Иване Третьем, который считал его справедливым и наоборот воздавал ему хвалу
Спойлер (раскрыть)
Царь же весьма разгневался, и пошел на Дракулу войной, и напал на него с великими силами. Тот же, собрав все войско свое, ударил на турок ночью и перебил их множество. Но не смог со своей небольшой ратью одолеть огромного войска и отступил. И стал сам осматривать всех, кто вернулся с ним с поля битвы: кто был ранен в грудь, тому воздавал почести и в витязи того производил, а кто в спину, — того велел сажать на кол, говоря: «Не мужчина ты, а женщина!» А когда снова пошел войной против турок, то так сказал своим воинам: «Кто о смерти думает, пусть не идет со мной, а здесь остается». Царь же, услышав об этом, повернул назад с великим позором, потеряв без числа воинов, и не посмел выступить против Дракулы.
Однажды объявил Дракула по всей земле своей: пусть придут к нему все, кто стар, или немощен, или болен чем, или беден. И собралось к нему бесчисленное множество нищих и бродяг, ожидая от него щедрой милостыни. Он же велел собрать их всех в построенном для того хороме и велел принести им вдоволь еды и вина; они же пировали и веселились. Дракула же сам к ним пришел и спросил: «Чего еще хотите?» Они же все отвечали: «Это ведомо Богу, государь, и тебе: на что тебя Бог наставит». Он же спросил их: «Хотите ли, чтобы сделал я вас счастливыми на этом свете, и ни в чем не будете нуждаться?» Они же, ожидая от него великих благодеяний, закричали разом: «Хотим, государь!» А Дракула приказал запереть хором и зажечь его, и сгорели все те люди. И сказал Дракула боярам своим: «Знайте, почему я сделал так: во-первых, пусть не докучают людям, и не будет нищих в моей земле, а будут все богаты; во-вторых, я и их самих освободил: пусть не страдает никто из них на этом свете от нищеты или болезней»
Если какая-либо женщина изменит своему мужу, то приказывал Дракула вырезать ей срамное место, и кожу содрать, и привязать ее нагую, а кожу ту повесить на столбе, на базарной площади посреди города. Так же поступали и с девицами, не сохранившими девственности, и с вдовами, а иным груди отрезали, а другим сдирали кожу со срамных мест, и, раскалив железный прут, вонзали его в срамное место, так что выходил он через рот. И в таком виде, нагая, стояла, привязанная к столбу, пока не истлеет плоть и не распадутся кости или не расклюют ее птицы.
Как-то обедал Дракула среди трупов, посаженных на кол, много их было вокруг стола его, он же ел среди них и в том находил удовольствие. Но слуга его, подававший ему яства, не мог терпеть смрада и заткнул нос и отвернулся. Тот же спроси его: «Что ты делаешь?» А он отвечал: «Государь, не могу вынести этого смрада». Дракула тотчас же велел посадить его на кол, говоря: «Там ты будешь сидеть высоко, и смраду до тебя будет далеко!» Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Свои же убили эту бешеную собаку.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Что характерно Влад посрался со всеми соседями - венграми и молдаванами. Правда венгры по доброте душевной его простили пока он своими требованиями восстановить его на валашском престоле не стал всем действовать на нервы. Что характерно его большой успех при Себеше был связан с тем, что он вместе с венграми сражался там. Ну а рассказ о том как Влад силами от силы 15 тыс. валахов разбил 120 тыс. турок это вообще песня. Османская армия всего по турецким архивным данным составляла 70-75 тыс. При этом приходилось воевать и в Европе и в Азии. При этом в Европе тогда основным фронтом был район современных Боснии и Сербии, а основным противником венгры. Максимум, что мог направить султан в район Валахии это 20 тыс. в лучшем случае. При этом янычар и сипахов там было несколько тысяч, другие же войска акынджы и всякие балканские войники (из албанцев, болгар, сербов).
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Не было у Влада талантов Суворова и Румянцева. Это бешеная собака умевшая гадить по маленькому и партизанить нападать на малые отряды.
Вот панегерик Владу Дракуле поет русский
Спойлер (раскрыть)
И отправил царь к Дракуле посла, требуя от него дани. Дракула же воздал послу тому пышные почести, и показал ему свое богатство, и сказал ему: «Я не только готов платить дань царю, но со всем воинством своим и со всем богатством хочу пойти к нему на службу, и как повелит мне, так ему служить буду. И ты передай царю, что, когда пойду к нему, пусть объявит он по своей земле, чтобы не чинили зла мне и людям моим, а вскоре вслед за тобою пойду к царю, и дань принесу, и сам к нему прибуду». Царь же, услышав от посла своего, что хочет Дракула прийти к нему на службу, и послу его почести воздал и одарил его богато. И рад был царь, ибо в то время вел войну на востоке. И тотчас послал объявить по всем городам и по всей земле, чтобы, когда пойдет Дракула, никто никакого зла бы ему не причинял, а, напротив, встречали бы его с почетом. Дракула же, собрав все войско, двинулся в путь, и сопровождали его царские приставы, и воздавали ему великие почести. Он же, углубившись в Турецкую землю на пять дневных переходов, внезапно повернул назад и начал разорять города и села, и людей множество пленил и перебил, одних турок на колья сажал, других рассекал надвое и сжигал, не щадя и грудных младенцев. Ничего не оставил на пути своем, всю землю в пустыню превратил, а бывших там христиан увел и поселил в своей земле. И возвратился восвояси, захватив несметные богатства, а приставов царских отпустил с почестями, напутствуя: «Идите и поведайте царю вашему обо всем,' что видели: сколько смог, послужил ему. И если люба ему моя служба, готов и еще ему так же служить, сколько сил моих станет». Царь же ничего не смог с ним сделать, только себя опозорил. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Письмо Блазиуса из Бартфы о битве Дракулы с Даном и других событиях
Спойлер (раскрыть)
Приветствую (вас) и готов услужить. Узнайте же, что молва, которая набирает силу в нашей округе, состоит в следующем: Светлейший король Матиас завтра намерен идти до самого Ханадинума**, причём высокородный муж Михаэл Силадьи*** в том месте встретит того короля лицом к лицу, и они не замедлят установить мир и согласие.
Также точно я выяснил, и это наиболее достоверно, что по воле того Михаэла Силадьи упомянутый господин король Матиас всех тех, которые вплоть до 12, очевидно, были сему королю советниками, (отблагодарил, то есть всем) тем даровал вольности, однако Государственное собрание**** воспротивилось.
Также верно, что упомянутый воевода Дракулиа теперь устроил бой с упомянутым воеводой Даном, и так же истинно, что со стороны Дана только семь человек были избавлены от несчастья насильственной смерти, и потом оставшийся в одиночестве (Дан) попал в плен, (и) тот Дракулиа того (Дана) лишил головы.
Также, не зная меры, тот Дракулиа людей того воеводы Дана, которые, как известно, были убиты, не замедлил насадить на колья. (И) также всех женщин, которых тот Дракулиа смог поймать, он сходным образом насадил, (и) детей тех женщин к груди (матерей) привязал. И это (тоже сделал) потому, что не знал меры, и как предостережение христианам весьма жестокое*****.
(Отправлено) из Пешта, (написано) в ближайший вторник после Октавы Пасхи (т.е. 22-го апреля). Год Господень 1460.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Письмо Дана от 2 апреля 1459 года о том, как Дракула посадил на кол брашовских купцов и "сжёг" 300 брашовских юношей
Спойлер (раскрыть)
Мы, Дан воевода и господин земель Трансальпийских*, запомнили суть того, что нам было передано другими, и теперь рассказываем сами, чтобы об этом мог узнать весь свет**.
Мы согласно указу и велению Светлейшего принцепса и властителя, государя Матиаса, короля Венгрии и так далее - господина нашего любезнейшего - прибыли в землю Бырсу из земель, упомянутых прежде***, чем означенное королевство Венгерское. И вот тогда дальновидные господа, судья и присяжные как города Брашовского, так и всей вышеназванной земли Бырсы со страдальческими лицами и горестными голосами нам жаловались. (Эти люди) засвидетельствовали, как неверный Дракул, воевода вышеназванных земель Трансальпийских, пренебрёг верностью вышеупомянутому Светлейшему принцепсу и тому королевству, и притом подчинил себя свирепейшему повелителю турков.
Свои замыслы, от нечистого духа зародившиеся, он, увы, уже показал, исполнив их. Некоторых купцов из означенного Брашова и из земли Бырсы, а также посланцев из неё, которые в мирное время в вышеупомянутую землю Трансальпийскую ради приобретения средств пропитания приехали, он схватил, заковал в крепкие оковы, а некоторое имущество и вещи, возле находившееся, он всё похитил, в неистовстве свою неверность (королю) безжалостно проявляя. Однако, не удовлетворившись похищением имущества, он тех купцов и посланцев подверг душераздирающей и достойной сожаления казни без оснований и каких-либо соответствующих обвинений, (то есть) убил, посадив на колья.
К тому времени у него пламенная страсть к жестокости ещё более сильным огнём разгорелась. Отдельных купцов и юношей, которые ради овладения языком, о чём было условлено, в земле Трансальпийской находились, (всего) числом триста или более, он уничтожил через сожжение****. Своих же людей, оказывавшихся в означенном городе (Брашове), он потихоньку в свою страну отозвал. Притом добавили те же самые граждане (судья и присяжные), что вещи, привезённые как товар людьми и купцами из означенных Трансальпийских земель, в здешних (городских) пределах содержатся, арестованные самими (гражданами), и что (таким способом) жалобщики смиренно для себя предусматривают подходящее лекарство (от пережитых бед).
Услышав это, мы основательно поразмыслили, (то есть) вместе со слугами нашими, прежде всего, устроили совет, на котором первостепенным предметом обсуждения стали сами граждане и те вещи, что в здешних пределах хранятся. Властью нашей мы повелели (использовать) для возмещения убытков, причинённых самим (гражданам), столько (арестованного) имущества, сколько было бы соразмерно нанесённому ущербу от убийства людей. И никогда те вещи или их стоимость не подлежат возвращению означенным купцам из Трансальпийских земель. Об этом мы издали документ с печатью нашей, наглядным изображением и подтверждением нашего участия (в этом деле).
Дано в Фельдиоаре*****, в ближайший понедельник после Октавы Пасхи (т.е. 2-го апреля), год Господень тысяча четыреста пятьдесят девятый.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Гадил и союзникам которым обязан престолом
Письмо Ласло Хуньяди о Дракуле от 17 декабря 1456 года
Спойлер (раскрыть)
Цитата
Дальновидные и осмотрительные господа, друзья наши, достойные (всяческого) уважения.
Вы (ещё) не знаете, какой тягостный урон и сколько вреда причинены нашему королевству и краю Трансильванскому неверным воеводой Дракулой, и как Влад, воевода земель Трансальпийских (Загорских), пока оставался изгнанным из своего государства, клятвенно обещал нам и нашему господину королю многое. Наконец, после того, как он получил своё государство, в тех землях (своих) он причинил много неприятностей и ущерба, причём есть опасения, что и ещё причинит, а верность господину нашему королю и нам, как было обещано, сохранять он не стремится - мы доподлинно это выяснили.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Из отчета венецианского посла Доменико Балби,отправленного Дожу из Константинополя 28 июня 1462 г.
Спойлер (раскрыть)
Вступив в Валахию, Султан нашёл опустошённую страну; её жители, захватив с собой всю провизию, загодя ушли в горы или защищённые места. Турки продвигались очень осторожно, остерегаясь Влада, но не смогли сберечь себя настолько, чтоб валахи не причинили им большого вреда. Когда турки приблизились к горам, Дракул с отрядом порядка 30000 человек напал на их лагерь дважды, причинив им большой урон, и вторая атака, если бы турки не были предупреждены, скорее всего, привёла бы к страшной панике в их рядах. Валахи потеряли при этом 5000 своих людей, а турки 15000. Видя это, Султан в срочном порядке снялся с места и перешёл реку обратно, а 11 числа сего месяца достиг Адрианополя. У границ Валахии он оставил брата Дракулы с турецким войском, дабы сбить с пути истинного валахов, и они пожелали бы оставить Дракулу и перейти на сторону его брата. Сейчас сообщают, что тогда были пойманы 4000 турок и посажены на кол.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Записки янычара
Из воспоминаний серба-янычара Константина Михайловича. Автор записок являлся свидетелем и участником первой фазы турецко-валашской войны 1462 года, участвовал в форсировании Дуная.
Спойлер (раскрыть)
Когда же мы были в Никополе, на берегу Дуная, а с другой стороны стоял воевода Дракула с войском и оборонял перевоз, султан так сказал янычарам: "Мои милые овечки, что мое то ваше, и прежде всего - мои сокровища; дайте мне совет ведь от вас зависит, переправлюсь ли я на ту сторону и выступлю ли против моего неприятеля". И они ему отвечали "Счастливый повелитель, вели приготовить лодки, а мы ночью сложим свои головы, но переправимся на ту сторону". Тогда султан велел дать им восемнадцать больших снаряженных лодок и других приспособлений: пушек, ружей, больших и малых пищалей. А когда наступила ночь, мы сели в лодки и быстро поплыли по воде вниз так, что звуков от весел и людей не было слышно. И мы приехали на ту сторону на один гон ниже того места, где расположилось их войско, и тут мы окопались, поставив орудия и прикрыв их вокруг большими щитами; около себя мы поставили дреколья для того, чтобы с нами ничего не могли сделать всадники. Потом лодки поехали на ту сторону, и все янычары переправились к нам.
Затем мы, будучи наизготове, двинулись постепенно к войску с пиками, щитами и орудиями, а когда мы к нему приблизились, то остановились и укрепили орудия, а враги тем временем перебили у нас без пушек двести пятьдесят янычар. А султан, видя, как на той стороне разворачивается битва, страшно жалел, что не может помочь со своим войском, и на него напал сильный страх. Потом, видя, что наши ряды так быстро редеют, мы стремительно вмешались в это дело, и, имея двадцать малых пушек, мы внезапно стали палить, так что все войско их отогнали с поля, а сами потом устроили смотр и пополнили недостающее снаряжение. Султан пустил в бой другую часть пехоты, которая называется азапы, то, что у нас пешие солдаты, и велел им быстрее переправиться к нам. Дракула же, видя, что он не может оборонить перевоз, отошел от нас прочь. А потом и султан переправился со всей своей силой и дал нам тут же тридцать тысяч золотых, чтобы мы разделили их между собой, и, кроме того, всех тех янычар, которые не были свободными, освободил, чтобы они оставили после смерти свое имущество, кому хотели.
А оттуда мы пошли к Валашской земле вслед за Дракулой а его брат - перед нами; и хотя валашский воевода имел небольшое войско, на нас нашел страх, и мы очень его остерегались, каждую ночь опоясывая лагерь копьями, однако от пеших воинов мы не убереглись; они на нас напали ночью перебили; перерезали людей, коней, верблюдов, грабили шатры они перебили несколько тысяч турок и принесли султану большой вред, а другие турки убегали от них к янычарам, но янычары их от себя отгоняли, убивали, чтобы не быть перебитыми ими. А потом турки привели несколько сот волохов, которых султан приказал обезглавить в поле. Волохи же, видя, что дела идут плохо, отступили от Дракулы и присоединились к его брату. А он (Дракула) поехал в Венгрию, к королю Матиасу, но Матиас велел его бросить в тюрьму в наказание за его жестокие поступки, которые он совершал. Султан же, поручив страну его брату, поехал прочь; потом турки стали рассказывать султану, какие тяжелые битвы произошли в Валахии и что там погибло много турок, и что это надо как следует обдумать. Султан же Мехмед отвечал: "Пока волохи владеют Килией и Белгородом, а венгры - Белградом Рацким, нам их не победить".
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Что характерно Константин из Островицы не указывает численность от слова вообще. А цифры у венецианца появились по посольским данным из Молдавии.
Ну а вот как хвалил себя сам Влад
Отчет о ночной атаке, предположительно продиктованный самим Дракулой, исследователи обнаружили только в 60-х годах XX века. Этот документ был отправлен папе Пию II Николаусом Модруссой и датирован 1464 годом.
Спойлер (раскрыть)
Султан осадил его и обнаружил его спрятавшимся в горах, где влахи (Дракула) поддерживаемый естественными природными условиями, находился в окружении 24 тысяч человек, которые с готовностью следовали за ним. Когда он понял, что должен или умереть от голода или погибнуть от рук жестокого врага и, рассматривая оба этих варианта, пришел к выводу, что они оба не достойны храбрых мужчин, он отважился совершить знаменитый акт, который хорошо запомнился. Созвав своих людей и объяснив им ситуацию, он легко убедил их проникнуть внутрь вражеского лагеря. Он разделил людей так, что или они должны были, смело умереть в сражении со славой и честью или еще, если судьба была благосклонна к ним, они должны были бы мстить врагу необычным способом. Так, используя нескольких турецких пленных, которые были захвачены в сумерках, когда они опрометчиво бродили вокруг лагеря, он проник глубокой ночью с частью его отрядов в турецкий лагерь до всех укреплений, и в течение целой ночи он быстро носился подобно молнии во всех направлениях, и вызвал великую резню, столь большую, что если бы другой командующий, которому он поручил оставшиеся силы, был бы таким же храбрым, или если бы турки меньше слушали повторяющиеся приказы султана не оставлять гарнизон, влахи, несомненно получили бы величайшую победу. Но поскольку другой командир (боярин по имени Галес) не смел атаковать лагерь с другой стороны, как было согласовано ... Дракула провоцировал устройство невероятной резни не потеряв много своих людей в таком большом столкновении, хотя было много раненых; он оставил вражеский лагерь до рассвета и вернулся к той горе, откуда он пришел, безо всякой отваги, следующей ему. С тех пор он вызвал так много ужаса и тревоги среди всех. Расспрашивая участников сражения, я узнал, что султан перестал доверять ситуации. В течение ночи он секретно оставил лагерь и позорно бежал, и продолжил бы этот путь, если бы ему не сделали выговор друзья и его не привели бы обратно почти против его воли...
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Сам Штефан Великий воспринимал Влада как неблагодарную свинью
8 мая 1477 года. Изложение Ивана Цамбалака, посланника Штефана Великого, перед Сенатом и дожем Венеции.
Спойлер (раскрыть)
И вот в это время ко мне пришел секретарь Вашей светлости и обещал от Вашего имени много хорошего. Мы знаем, что Ваша светлость всегда по доброй воле заботитесь об интересах христиан и о том, чтобы разгромить их общего врага. Это меня очень обрадовало и вселило в меня большую надежду: я даже немного успокоился, поверив в то, что деньги, высланные в Венгрию, принесут какую-нибудь пользу. И все же я продолжал настаивать на том, чтобы воевода Басараб был изгнан из другой части Земли Румынской, а на его месте был поставлен другой христианский господарь, Дракула, с которым мы смогли бы найти общий язык. Я даже уговорил Его величество венгерского короля посодействовать со своей стороны тому, чтобы румынский влах Дракула стал господарем. И венгерский король согласился, наконец, чтобы я собрал войско, выступил против Земли Румынской и возвел на престол названного господина. Я так и сделал, немедленно выступив и объединившись с войском королевского военачальника. Дракула был возведен на престол. В завершение он попросил меня оставить ему для личной охраны верных нам людей, так как мунтяны не очень доверяли влахам. И я оставил ему 200 человек из числа моих придворных и, спокойный, отправился в обратный путь. А между тем, неверный Басараб вернулся и застав Дракулу одного, убил его и всех моих людей, оставшихся при нем.
Эта печальная весть дошла до нас в тот момент, когда секретарь Вашей светлости находился еще при дворе. Узнав об этом он попросил разрешения покинуть двор, так как настало время выполнить обещание, данное Вашей светлости. Я посоветовал ему не делать этого по причине плохой погоды: стоял очень холодный январь. Я предложил ему все изложить в письме. Он мне ответил, что это он хочет сделать лично, а не через письмо. И попросил меня, чтобы я дал ему в дорогу человека, который бы сопровождал его туда и обратно. Мы также договорились о том, что он вернется к Пасхе. Видя, что он действительно торопится отправиться в путь, я его не задерживал и дал сопровождающего. Перед отправлением он уверил меня в том, что все обещанное будет выполнено.
С просьбой о помощи к моим соседям, христианским государям я больше не обращался, так как боялся быть вновь обманутым. Ваша светлость знает, что они не ладят друг с другом, каждый из них заботится о своих интересах, и я не надеюсь на их поддержку. Я думаю, что венгерский король намерен даже примириться с Землей Румынской, а это усугубит мое и без того тяжелое положение. Вот почему я надеюсь только на Вас, Ваша светлость. Думаю, что не нужно объяснять, какова роль нашей страны для всего христианского мира - она является крепостью, стоящей на страже Венгерского и Польского королевства. Благодаря тому, что я остановил турок у своих ворот, все христианские страны эти четыре года прожили в мире.
(Примечание: Далее Штефан пишет, что знает о том, что турки вновь вторгнутся этим летом, чтобы отнять Килию и Четатя Албэ. Он просит о помощи и говорит, что если эти крепости сохранятся, появится возможность отнять у турок Каффу и Херсонес. Штефан готов изложить этот план в следующем письме, чтобы это не получилось слишком длинным).
/…/ Это все, что я хотел довести до Вашего сведения. Я также хотел бы передать письма и лично обратиться к Святому Отцу. Если Ваша светлость посчитает, что мне нужно приехать, то я приеду, если Вы решите, что мне лучше не приезжать - я останусь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Письмо Яноша Гереба де Вингарта*, где утверждается, что Дракула вместе с турками будет грабить земли Брашова
Из донесений, (полученных) от слуг некоторых лиц, мы некоторым образом узнали, что Светлейший принцепс Влад воевода, Трансальпийский государь, вместе с турками, ужаснейшими врагами креста Христова, в те (ваши) области**, вероятно, торопится и направляется ради (их) опустошения. А ведь в других случаях при таких ваших трудностях вы нас всегда предупреждаете посредством ваших посланцев и писем. (Почему же сейчас не предупредили?) Что же касается нынешних времён, то если они (донесения, полученные нами) правдивы, мы удивляемся по поводу ваших друзей (ничего вам не сказавших).
Притом, однако, вам хорошо известно обещание Михаэла Силадьи, благородного господина и так далее, (произнесенное) перед подданными королевства, что, в какое бы время и когда бы такие доподлинные вести (о турках, находящихся) близ любых краёв он ни услышал бы, согласно данному обещанию туда на помощь вместе с подданными королевства он направится.
Между тем мы собственной нашей персоной здесь постоянно до прибытия его (остаёмся), (как) он установил. Следовательно, если те вести правдивы, вы нас быстро, насколько сможете, посредством людей ваших или писем известите, и мы без отлагательства туда (к вам) тотчас устремимся и придём. Иначе да не будет.
Дано в Вингарте, в ближайший понедельник после Дня евангелиста Марка (т.е. 28-го апреля), год и так далее 60***.
Иоанн Гереб де Вингарт, и так далее****.
(Послание предназначено) для осмотрительных господ, судьи и присяжных, для граждан в общинах земли Бырсы, господ в тех краях (их) жительства, для друзей наших, заслуживающих всяческого почтения.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Бравый Влад таки напал на Трансильванию исподтишка.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Тиран также писал купцам Брашова о том, чтобы они выдали беженцев из Валахии. Те не будучи извергами ему не выдавали. И тогда Влад расправился с брашовцами находящихся в Валахии.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Хроники саксонцев, Трансильвания об участии бедноты в Валахии
Спойлер (раскрыть)
“Решив, что в Валахии развелось слишком много попрошаек и увечных, от которых государству нет никакой пользы, Цепеш собрал их всех на роскошный обед в огромном зале. После сказочного угощения Дракула обратился к своим гостям, спросив их, не хотят ли они быть навсегда избавленными от забот и голода? Получив утвердительный ответ, он приказал запереть выход из зала и поджечь здание”.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
В том, что Влад жесток не сомневались практически нигде в Европе. Что в Венгрии, что в Московии. Не говоря о Германии.
ИМХО Меня всегда удивляло, с какой лёгкостью судят исторических деятелей с точки зрения современной морали... Даже исследователи, которые просто обязаны разбираться в расстановке сил исследуемого периода... Да, к тому же, должны понимать, что то время весьма кардинально отличается от современного... Вместо того, чтобы задаваться вопросом, а почему тот или иной исторический персонаж поступил именно так, а не иначе, опускаются до простейшего объяснения: был идиотом и кровожадным людоедом или сумасшедшим... При этом, выбрав "мальчика для битья", как-то забывают, что и в других странах Европы и Азии правители были также "по уши в крови", и так же не церемонились не только с врагами, но и с собственными подданными... И Влад Цепеш с Иваном Грозным - это не самые отмороженные персонажи своего времени...
И по поводу Влада Цепеша нужно помнить, что ему пришлось противостоять сильнейшему противнику своего времени, имея весьма ограниченные ресурсы, к тому же разлагаемые изнутри собственной знатью, предпочитавшей ради собственных выгод прогибаться перед любым сильным "господином"... И это на фоне жестокой информационной травли со стороны "естественносоюзных" стран, которые по сути должны были бы наоборот - поддерживать его усилия в борьбе с нашествием Османов... Пожалуй он был одним из немногих, кто сражался с османской экспансией оружием, а не риторикой с высоких церковных амвонов и королевских престолов...
За что я люблю русских товарисчей, так это за то, что они любому извергу найдут оправдание. Если в целях укрепления самодержавия, так можно любую гадость простить. Ведь есть же свой Иван Грозный. Только хардкор. Есть и вариант полегче. Иван Третий и Штефан Великий. Привычная норма средневекового варварства это как раз Иван Третий и Штефан. А вот Иван Грозный с Владом Дракулой это отморозки даже по рамкам того времени. Как Селим Первый был отморозком среди османских султанов. Страну бояры не разлагали. Другая вещь, что в стране была борьба группировок за власть. Старшая ветвь Даеншти и младшая Дракулешти. Кроме того, была вражда между Раду Красивым и Влада Дракулом. Раду кстати поддерживали турки. Собственно в Валахии была протурецки настроенная партия и провенгерски настроенная знать. Тем более, что Янош из Хунедоары и его сын Матей Корвин как раз венгерские короли из мадяризованой валашской знати. Таких сражающихся с туркам как Влад вагон и маленькая тележка. Штефан не боялся давать туркам битвы и в некоторых даже выигрывал. При том, что Молдова была не особо многолюдней и больше Валахии. Янош Хуньяди (из Хунедоары) и Матей Корвин не менее успешно сражались с турками. Вот кто кто а страны Центральной и Южной Европы не с амвонов воевали.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Или допустим Георгий Кастриоти имея страну еще менее населеную и нищую долго сопротивлялся туркам. В 1498 г. например на Галичину против поляков ходили войска турок под командования Бали-бея Малкоч-оглу. А во время Влада Дракула последние дни свои доживала Сербская деспотовина и Боснийское королевство. Нигде из указаных стран не было такого беспредела как в Валахии.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Влада Дракула был отморозком даже для своего времени. По сравнению с ним Штефан Великий и Иван Третий святые.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Победы венгров над турками. У молдаван был Васлуй. У валахов тупая партизанщина. При этом что венгерские короли, что молдавский господарь помогали Владу вернуть трон, за что тот отвечал черной неблагодарностью.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Ну и монах монаху рознь. Вот Джиованни де Капистрано не зассал пойти на турок в 1456 г. Как не ссал воевать против гуситов. Хотя его Иржи Подебрад погнал его ссаными тряпками. В битве при Варне в 1444 г.в войске крестоносцев был например папский легат Джулиано Чезарини. Тоже не зассал. И погиб под Варной. Правда Капистран был одним из мастеров кнута и топора, расправляясь над еретиками и евреями. Крайне неприятна личность. Аналог Малюты Скуратова.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
В битве при Варне например против турок выступили венгры, молдаване, валахи, сербы, хорваты. А также восставшие болгары последнего болгарского царя Фружина.
ИМХО Меня всегда удивляло, с какой лёгкостью судят исторических деятелей...[/b]
Laszlo
За что я люблю русских товарисчей, так это за то, что они любому извергу найдут оправдание
Красноречивенько, когда рядом читаешь)
За что люблю Laszlo, так за детскую непосредственность
И ведь потом будут возмущенные восклицания: "давайте без ярлыков, чё сразу русофоб??!!"
Старый
ИМХО Меня всегда удивляло, с какой лёгкостью судят исторических деятелей...[/b]
Во-первых, это характерно для данного товарища. У него все персонажи в истории разделены на плохих и хороших. так что ваш вопрос можно считать риторическим.
Причем, "привычная норма средневекового варварства это как раз Иван Третий" - ноль внимания на мои сравнения деяний Ивана III и Ивана Грозного в соответствующей теме. Как будто их и не было. Или как будто они опровергнуты.
Во-вторых, там вверху товарищ приводит "восхваления" (по его мысли) Дракулы в русских летописных поучениях. Попробуйте искать корни в этом.
В битве на Косовском Поле 1448 года были венгры, чехи, поляки, валахи и даже немцы. Так что сборная Балкан и Центральной Европы вполне активно воевала против турок. Даже венецианцы в конце 15 века воевали против турок. Другое дело, что многие гермнские и итальянские государства практически не участвовали в борьбе. А Франциск чуть позже так вообще стал союзником турок.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Если кто не понял меня взбесило, то что а некто Эридан и некто Старый старались оправдать зверства Влада пользой для государства. Очень часто многие русские этим и оправдывают. Делая из Влада неправильно понятого. Все его прекрасно поняли. Подобный им был товарисч и Селим Первый. Так вот даже турки своего не выгораживают. Чтоб те быть везирем Селима это турецкое проклятием.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Ну а если читать текст полностью так там получается такая логика - что он хороший если бил мусульман во имя православия, что он хороший раз карал грешников (типа как исполнитель воли божьей). В общем русский книжник конца 15 века подвел теоретическую базу для оправдания зверств православных государей.
Цитата
Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему — дьявол. Так жесток и мудр был, что каково имя, такова была и жизнь его.
Цитата
Царь же весьма разгневался, и пошел на Дракулу войной, и напал на него с великими силами. Тот же, собрав все войско свое, ударил на турок ночью и перебил их множество. Но не смог со своей небольшой ратью одолеть огромного войска и отступил. И стал сам осматривать всех, кто вернулся с ним с поля битвы: кто был ранен в грудь, тому воздавал почести и в витязи того производил, а кто в спину, — того велел сажать на кол, говоря: «Не мужчина ты, а женщина!» А когда снова пошел войной против турок, то так сказал своим воинам: «Кто о смерти думает, пусть не идет со мной, а здесь остается». Царь же, услышав об этом, повернул назад с великим позором, потеряв без числа воинов, и не посмел выступить против Дракулы.
Цитата
И так ненавидел Дракула зло в своей земле, что, если кто совершит какое-либо преступление, украдет, или ограбит, или обманет, или обидит, не избегнуть тому смерти. Будь он знатным вельможей, или священником, или монахом, или простым человеком, пусть бы он владел несметными богатствами, все равно не мог откупиться он от смерти, так грозен был Дракула.
Цитата
И сказал Дракула боярам своим: «Знайте, почему я сделал так: во-первых, пусть не докучают людям, и не будет нищих в моей земле, а будут все богаты; во-вторых, я и их самих освободил: пусть не страдает никто из них на этом свете от нищеты или болезней».
это о казненых нищих и увечных
Цитата
Когда же тот воевода умер, послал король к Дракуле в темницу сказать, что если хочет он, как и прежде, быть в Мунтьянской земле воеводой, то пусть примет католическую веру, а если не согласен он, то так и умрет в темнице. И предпочел Дракула радости суетного мира вечному и бесконечному, и изменил православию, и отступил от истины, и оставил свет, и вверг себя во тьму. Увы, не смог перенести временных тягот заключения, и отдал себя на вечные муки, и оставил нашу православную веру, и принял ложное учение католическое.
Ну а если читать текст полностью так там получается такая логика - что он хороший если бил мусульман во имя православия, что он хороший раз карал грешников (типа как исполнитель воли божьей). В общем русский книжник конца 15 века подвел теоретическую базу для оправдания зверств православных государей.
Вы бы прежде по своей собственной ссылке мнение Лурье почитали:
"Автор рассказывал ο многочисленных жестокостях Дракулы, сравнивал его с дьяволом, но одновременно сообщал и ο справедливости Дракулы, беспощадно каравшего всякое преступление, кто бы его ни совершил. Этим повесть отличается от немецких сказаний ο Дракуле, где описывались только жестокости «великого изверга», и сходилась с «Хроникой» Бонфини, автор которой считал соединение жестокости и справедливости обязательным свойством государя. Так считал и младший современник Бонфини, идеи которого составитель «Венгерской хроники» во многом предвосхитил, — Макиавелли; так считал и русский публицист XVI в. Иван Пересветов. Но в отличие от Бонфини Макиавелли или Пересветова автор «Повести ο Дракуле» создал не публицистический трактат, а «неполезную повесть» — художественное произведение. Рассказав ο жестокости и справедливости Дракулы, он не сделал никаких выводов и предоставил самим читателям вынести приговор герою. Они могли ужасаться его жестокостям, могли считать (как Пересветов), что «без таковой грозы нельзя установить правду в царстве», а могли и задуматься над тем, не лишают ли средства, употребляемые «мунтьянским воеводой», всякого смысла поставленную им цель — создание справедливого государства."
Очевидно, именно доктор-литературовед читал полностью.
Разница в том, что Иван Третий и Штефан были жестоки ко внешним врагам, а Иван Грозный и Влад устроили террор в своем государстве часто карая невиновных. При этом и Иван и Штефан звание великих по праву заслужили своими деяниями. Иван и Штефан были вовсе не ангельского нрава, ну и мягко говоря заработали что оппоненты Штефана и Ивана Третьего на свою опалу. Но а сказание о Дракуле составил некто иной как Федор Курицын, который принадлежал к окружению Елены Волошанки при московском дворе. Был в Центральной Европе и балканских странах с дипломатическими миссиями. В связи с этим, понятна его информированость о деяниях Влада Дракулы.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Лурье конечно читал полностью. Он и переводил же. Другая вещь что о румынских и болгарских правителях, как и о своих русских в советской истриографии не было принято критически писать. Вот о католических государях это пожалуйста. Они же латиняне-басурмане-нехристи. Можно было демонизировать тевтонских рыцарей, можно было много чего навешать на поляков и венгров. А православные государи они же свои.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Хорошая логика у некоторых. Давайте тогда будет оправдывать и семейства Борджиа с Медичи. Что характерно, если писал не придворный, то Медичи и Борджиа имели такой же вид, что скажем Влад Дракул. И кстати за Варфоломеевской ночью в Франции 16 веке во многом стояла Екатерина Медичи. Проклятое семейство. Маккиавели кстати успел послужить и Борджиа. Бывший при Борджиа и Медичи впитал философию этих двух жестоких семейств.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
О Владе как о изверге писал Михаэль Бехайм. Кроме того, стоит обратить внимание, что Антонио Бонфини претило то что в Венгрии Матей (Матьяш) Корвин не был самодержцем, а должен был осматриваться на баронство. Он орправдывал расправу с боярами нуждами государства. Правда сей человек не задавался вопросом кто будет заниматься дипломатией и военным дело ежели не аристократы.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Вообще немцы из 15-16 века, хотя бы не лицемеры как так назывемый гумманист Бонфини. Чтоб он жил в Валахии при Владе Цепеше! Или чтобы Николло Маккиавели жил в Московии Ивана Грозного. Тогда бы узнал что и почем. А так когда беда далека можно пуститься в абстрактные размышления что Влад молодец. Упырь и кровопийца этот его Влад!
Разница в том, что Иван Третий и Штефан были жестоки ко внешним врагам, а Иван Грозный и Влад устроили террор в своем государстве часто карая невиновных.
Вы плохо читали тему про Ивана III.
Laszlo
Лурье конечно читал полностью. Он и переводил же.
Переводил, как там написано по вашей ссылке, - О. В. Творогов.
Laszlo
Другая вещь что о румынских и болгарских правителях, как и о своих русских в советской истриографии не было принято критически писать. Вот о католических государях это пожалуйста. Они же латиняне-басурмане-нехристи. Можно было демонизировать тевтонских рыцарей, можно было много чего навешать на поляков и венгров. А православные государи они же свои.
То есть, наврал старик?
Только вот я как-то тоже воспринял текст именно так, как он (Лурье) написал.
Полтергейст, блин
Laszlo
Хорошая логика у некоторых. Давайте тогда будет оправдывать и семейства Борджиа с Медичи.
А давайте просто изучать. А?
Как все нормальные люди делают.
Laszlo
Вообще немцы из 15-16 века, хотя бы не лицемеры
Все?
Laszlo
Чтоб он жил в Валахии при Владе Цепеше!
Тут некоторые ранее мне писали, что, мол, пожил бы ты во времена Сталина. Так я-то, конечно, не жил. Только они забывают, что жили при Сталине мои родственники. Куча. Никто безвинно не пострадал
Может, и с Бонфини у Дракулы такая ж хрень была б?