Сообщество Империал: Властители морей Древнего Мира - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Властители морей Древнего Мира
Корабли, флоты, сражения

  • 23 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »

Libertinus ответил:

    312

    1

    1

    0

    3
  • Статус:Опцион

Дата: 05 Январь 2007, 14:14


Камрады! Военно-морская тематика является неотъемлемой частью обсуждаемых нами на форуме "Империал" тем, касающихся государственного устройства, армий, сражений и знаменитых поководцев Античности.
В этой теме предлагаю рассмотреть историю возникновения и процесс эволюции военных флотов государств Древнего Мира. Предлагаю вам принять участие в создании информационной базы флотов Античности сайта "Империал": боевые составы флотов, места базирования, знаменитые и забытые морские сражения, устройство и характеристики боевых кораблей, а также биографические данные прославленных адмиралов и все-все, что связано с данной тематикой.

Внимание! Камрады! Суть сообщений в данной теме не должна сводиться к проблеме "кто лучше?" или "эти вынесли тех"!!! Давайте формировать ИНФОРМАЦИОННУЮ БАЗУ сайта на основе своих (естественно - почерпнутых из исторических источников) знаний!
С уважением ко всем форумчанам, Libertinus.
    • 23 Страниц
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • Последняя »

    Berg ответил:

      813

      15

      0

      3

      27
    • Статус:Центурион

    Дата: 05 Январь 2007, 15:34

    Libertinus
    Спасибо за тему. Но очень нелегким будет дело. Инфа по античным флотам у истоиков явно не на первом месте Так, что надо поглЫбже в инет нырнуть

      Libertinus ответил:

        312

        1

        1

        0

        3
      • Статус:Опцион

      Дата: 05 Январь 2007, 15:44

      Одной из самых значительных загадок Античности является вопрос "Был ли у Трои собственный военный флот и куда он делся в ходе Троянской войны?"

      Скорее всего факт того, что троянцы обладали собственными военно-морскими силами сомнение вызывать не может. Исторические источники указывают на тот факт, что держава Троянцев к моменту начала войны с союзной армией ахейцев, представляла собой обширное и сильное в военном и экономическом планах государственное образование. Территория Троады простиралась на многие мили вдоль побережья северо-восточной части Эгейского моря. Помимо этого, скорее всего, троянцы контролировали проливы из Эгейского моря в Понт Эвксинский (включая Геллеспонт) в то же самое время критяне властвовали над центральной, восточной и южной акваторией Эгеиды, а финикийцы и вовсе над всей акваторией Средиземноморья. По мнению российского историка Снисаренко, именно по причине того, что троянцы безраздельно господствовали в зоне черноморских проливов и могла на самом деле начаться знаменитая Троянская война. По его мнению, ахейские "мини-государства", проводящие собственную экспансию в акватории Эгеиды и Понта Эвксинского не могли больше мириться с подобным положением дел, когда им всякий раз приходилось, пользуясь Геллеспонтом, либо платить определенную дань, либо и вовсе "списывать" свои торговые суда (например, груженные зерном и товарами с берегов Северного Причемноморья) в "призы" троянцам...

      Снисаренко так описывает сей факт: "Троя была кровно заинтересована в контроле Проливов. Корабли черноморских народов привозили к берегам Малой Азии отборную пшеницу, шкуры редкостных зверей, оружие из нержавеющей стали, затейливую утварь и ювелирные изделия, а главное ? высоко ценимых колхидских и скифских рабов. Насытив финикийский рынок, черноморские торговцы неизбежно должны были завязать контакты с союзниками финикийцев ? дарданцами. Троя стала златообильной, она соперничала с Микенами. Посредническая торговля во все времена была выгодным предприятием"...

      Вот, как описывают троянскую державу античные историки и сам Гомер: "В северо-западной части полуострова, там, где к морю спускается крутой хребет Ида ? тезка Иды Критской, горные племена вытеснили критских поселенцев и основали собственное царство. Их называли дарданцами, это имя сохранилось до нашего времени в названии пролива. Своей колыбелью они называли Крит. Свой род они вели от Дардана, сына Зевса и Электры. Свою новую столицу они называли Илионом в честь Ила ? сына Дардана, или Троей ? в честь Троса, потомка Ила. Их царство простиралось от Геллеспонта до реки Каик, их власть признали все близлежащие острова, в том числе важнейшие из них ? Тенедос и Лесбос, ?где была главная пристань для грузовых судов, шедших с Хиоса, от Гереста и Малеи? (7, II, 1,2). Эти острова стали их форпостами, а их жители ? пиратами"...

      Если флот у троянцев был, то он - естественным образом - должен был обладать не только верфями, но и постоянными и удобными пунктами базирования. Страбон косвенно указывает на то, что троянский флот имел вполне оборудованные стоянки в районе Сигея и Тенедоса. Первая располагалась всего-то в 20 греческих стадиях от устья реки Скамандр либо стен самого Илиона. Вполне возможно, что троянский флот мог иметь базы и на острове Лесбос. Данных о численности боевом составе ахейского флота - предостаточно. Даже если верить Гомеру на слова, ахейский флот насчитывал 1186 кораблей (аргоссцы - 100, )

        Libertinus ответил:

          312

          1

          1

          0

          3
        • Статус:Опцион

        Дата: 05 Январь 2007, 16:18

        Ребят, почему-то прервался пост, склеить не удается, поэтому выкладываю его "южнее":
        ...пилосцы ? 90, аргоссцы и критяне по 80, спартанцы и аркадцы по 60, афиняне и мирмидоняне по 50, гиртонияне, дулихийцы, локрийцы, магнеты, орменийцы, филакцы, фокидяне, эвбеяне, элейцы и этолийцы - по 40, низирцы, орхоменцы и триккцы - по 30, эниане - 22, итакцы - 12, ферейцы - 11, родосцы - 9, олизоняне - 7, симейцы - 3)... Рискну, если предположить, что 1186 кораблей - это объективная цифра, рассудить следующим образом: столь внушительная армада ахейцев - это лишнее подтверждение того, что Троя на самом деле властно контролировала черноморские проливы, чем и серьезно (в экономическом плане) ущемляло интересы практически всей Эгеиды! Без мощного флота добиться такой вот "ненависти" у такого кол-ва греческих государств просто нельзя!

        Каков был численный состав военного флота Трои? Здесь точных либо подтвержденных историей данных пока нет. Но я сделаю такое предположение:
        1. В одиночку флот Агамемнона (пусть и насчитывающий 100 кораблей) соперничать с троянским видимо не мог. Если бы численность троянского флота не превышала бы 100-200 кораблей, Агамемнон мог бы вкупе с теми же пилосцами, аргосцами либо критянами и только прорваться к Илиону морем, дав сражение немногочисленному (в сравнении с 1186 кораблями!) флоту троянцев.
        2. Агамемнон собирает флот по всей Эгеиды, в надежде численно превзойти флот Приама (здесь я совершенно не отвергаю тот факт, что большинство полисов Эгеиды, чьи флоты были указаны Гомером, были покорены Агамемноном и он мог включить их эскадры в состав своего флота вторжения. Речь сейчас не об этом!).
        3. Может быть именно по причине того, что флот троянцев превосходил по своей численности и качеству боевой выучки экипажей флот Агамемнона, ахейцы совершают первый неудачный поход к берегам Троады. Позднее, Гомер подменяет поражение ахейского флота в "Первом походе" - вставкой о буре, которая якобы частью уничтожила флот ахейцев, а другую часть заставила вернуться в родные пенаты? Еще одна вставка отмечаемая учеными в тексте Гомера говорит в пользу моегопредположения: "ахейский флот якобы ошибочно попал в Мисию и вынужден был возвратиться в Авлиду. Только после принесения в жертву Артемиде дочери Агамемнона Ифигении ахейское ополчение смогло достичь троянского берега..."
        4. Удачно отразив первую попытку вторжения ахейцев и уничтожив часть их флота в морском сражении, троянцы по всей видимости могли успокоиться, частью распылить свой флот по акваториям Понта Эвксинского, северо-восточной части Эгейского моря и т.д. - развести его по якорным стоянкам и прочее... А вот, когда Агамемнон, сделав выводы из этого поражения, собрал более мощный флот. троянцы могли проиграть морское сражение либо и вовсе - потерять свой флот во время внезапного нападения ахейцев на якорные стоянки в Сигее либо Тенедосе.

        Ребят, кто располагает большей либо точной информацией - обязательно выкладывайте ее сюда! Интересно также будет почитать что-нибудь о крейсерских операциях ахейского флота у побережья Троады...

          Libertinus ответил:

            312

            1

            1

            0

            3
          • Статус:Опцион

          Дата: 05 Январь 2007, 23:20

          Berg, камрад, рад тебя приветствовать!! Ныряй глыбже , но только выныривай поскорей - уж рчень хочется о флоте поговорить!

            Berg ответил:

              813

              15

              0

              3

              27
            • Статус:Центурион

            Дата: 06 Январь 2007, 11:51

            Вот реальная инфа :
            http://www.xlegio.ru...pia/olimpia.htm
            А вот скопированный доклад :
            Пожалуй начну историческую тему, от самых истоков
            Примитивно? Но ведь в те далекие времена человек только начинал осваивать моря и океаны, а уже проиходили яростные морские сражения, бесчинствовали свирепые пираты и отчаянные путешественники открывали новые земли.

            сперва о ГРЕЧЕСКОМ ФЛОТЕ
            В архаичной Греции период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространенными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор (соответственно, "тридцативесельник" и "пятидесятивесельник").

            Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям
            Это узкий боевой корабль с далеко выступающим тараном и двумя большими рулевыми веслами на кормовой площадке. В носовой части сооружен помост, над которым крепились вырезанные из дерева рога или щупальца Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил на врагов мощное психическое воздействие.
            Длина этих судов колебалась в пределах 20-30 м, ширина составляла 1/6 длины. Из-за довольно высоких стоек-опор весла входили в воду под углом, близким к нормали. Это снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранен на пентеконторах. Изображенный корабль является двадцативесельным, но критяне располагали и более крупными, тридцати-сорокавесельными кораблями. Последние несли большой прямоугольный парус на съемной мачте.
            Судя по тому, что Фестский и Кносский дворцы Критского царства не имели оборонительных укреплений, следует предположить, что критяне всецело полагались на свою морскую мощь. Эта точка зрения находит свое подтверждение в мифе о Тезее, который также указывает на морскую мощь как основу гегемонии Критской державы в Эгейском бассейне.

            Корабль Эгейского моря (Крит) вид спереди
            .



            Пентеконтор представлял собой одноярусное гребное судно, приводимое в движение пятью десятками весел ? по 25 с каждой стороны. Исходя из того, что расстояние между гребцами не может быть меньше 1 м, следует оценить длину гребной секции в 25 м. К этому имеет смысл добавить также приблизительно по 3 м на носовую и кормовую секции. Таким образом, общая длина пентеконтора может быть оценена в 28-33 м. Ширина пентеконтора приблизительно 4 м, максимальная скорость ? ок. 9.5 узлов (17.5 км/ч).

            Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта), открытыми судами. Однако иногда строились и палубные (греч. катафракта) пентеконторы. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника и, кроме того, увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников и пращников, способных помочь в бою с неприятельским кораблем.

            Первоначально пентеконтор предназначался в основном для "самоперевозки" войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя на берег, вели войну, ради которой приплыли в Троаду ли, на Крит ли (см. "Илиада", "Одиссея", "Аргонавтика"). Иными словами, пентеконтор не был кораблем, специально предназначенным для уничтожения других кораблей, а являлся скорее быстроходным войсковым транспортом. (Точно так же как дракары викингов и лодьи славян, на веслах которых сидели обычные дружинники.)
            Появление на пентеконторах тарана означает, что в определенный момент противоборствующие города-государства и коалиции Эгейского бассейна приходят к мысли, что хорошо бы топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы.
            Для боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного противокорабельного оружия, критическими являются следующие факторы:
            ? маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля и стремительный уход из-под ответного удара;
            ? максимальная скорость, от которой зависит кинетическая энергия корабля и, соответственно, мощь таранного удара;
            ? защищенность от неприятельских таранных ударов.
            Чтобы повысить скорость, нужно увеличить количество гребцов и улучшить гидродинамику судна. Однако на одноярусном корабле, каким являлся пентеконтор, увеличение количества гребцов на 2 (по одному на каждый борт) ведет к тому, что длина корабля возрастает на 1 м. Каждый лишний метр длины в отсутствие качественных материалов ведет к резкому повышению вероятности того, что корабль сломается на волнах. Так, согласно расчетам, длина в 35 м весьма критична для кораблей, построенных по тем технологиям, которые могли себе позволить средиземноморские цивилизации XII-VII вв. до н.э.
            Таким образом, удлиняя корабль, необходимо усиливать его конструкцию все новыми элементами, что утяжеляет его и тем самым сводит на нет преимущества от размещения дополнительных гребцов. С другой стороны, чем корабль длиннее, тем больше радиус его циркуляции, то есть тем ниже маневренность. И, наконец, с третьей стороны, чем корабль длиннее в целом, тем длиннее, в частности, и его подводная часть, которая является наиболее уязвимым местом для удара неприятельских таранов.
            Греческие и финикийские кораблестроители в таких условиях приняли изящное решение. Если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Благодаря этому количество гребцов удалось удвоить, не повышая сколько-нибудь существенно длины судна. Так появилась бирема.



            ТРИЕРА

            Первый, важный шаг от одноярусника-монеры к многояруснику-полиреме, уже был сделан при переходе от пентеконтора к биреме, поэтому переход от биремы к триере оказался значительно проще.
            Ранняя греческая триера




            Согласно Фукидиду, первая триера была построена ок.650 г. до н.э. Триера является дальнейшим развитием идеи многоярусного гребного корабля, имеет три яруса весел и длину до 42 м.
            Длина в 35-40 метров достаточно критична даже для усовершенствованных узких деревянных конструкций, лишенных мощного продольного набора (стрингеров). Однако логика гонки вооружений заключается в том, чтобы доходить до самых краевых, самых опасных значений всех технологических параметров военной техники. Поэтому длина триеры подобралась к 40 м и у этой отметки колебалась всю свою долгую историю.
            Типовая греческая триера имела на каждый борт 27+32+31=90 (т.о., всего 180) гребцов, 12-30 воинов, 10-12 матросов. Гребцами и матросами управлял келейст, триерой в целом командовал триерарх.
            Гребцы, которые находились на самом нижнем ярусе триеры, то есть ближе всего к воде, именовались таламитами. Обычно их было по 27 на каждой стороне. Порты, прорубленные в бортах для их весел, находились очень близко к воде и даже при небольшом волнении захлестывались волнами. В этом случае таламиты втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями (греч.аскома).
            Гребцы второго яруса назывались зигитами (32 с каждой стороны). И, наконец, третьего яруса ? транитами. Весла зигитов и транитов проходили через порты в парадосе ? специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой. Ритм гребцам задавал флейтист, а не барабанщик, как на более крупных кораблях римского флота.
            Вопреки кажимости, весла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Дело в том, что если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.
            Триера была весьма узким кораблем. На уровне ватерлинии она имела ширину около 5 м, что при длине в 35 м дает соотношение длины к ширине 7:1, а при длине 40 м ? 8:1. Впрочем, если мерить по ширине палубы или тем более по ширине триеры вместе с парадосом, то есть по максимальному габариту с убранными веслами, то это отношение падает до 5,5-6:1.



            Рис. 4. Греческая беспалубная триера со сквозным проходом. Проекции

            Длину весел оценивают в 4-4,5 м. (Что, для сравнения, на 1,5-2 м короче, чем сариссы шестой шеренги македонской фаланги.) Относительно скорости триеры существует самые разные мнения. Скептики называют 7-8 узлов максимум. Оптимисты говорят, что удачно построенная триера с отличными гребцами могла держать крейсерскую скорость 9 узлов на протяжении 24 часов. (В предположении, видимо, что каждые восемь часов гребцы одного яруса отдыхают, а двух других ? гребут.) Фантасты изобретают немыслимые скорости в 18-20 узлов, что является пределом мечтаний и для броненосца времен русско-японской войны (1904-1905 гг., 14-19 узлов).
            Современная реконструкция триеры ("Олимпия")
            пока что не смогла выжать больше 7 узлов, на чем и основаны доводы скептиков. Я, правда, считаю, что реконструкция ? это еще не конструкция. То, что современные англичане сработали электромолотком и киберзубилом ради собственного удовольствия ? совсем не то же самое, что проделывали греки тысячу раз ради процветания Афинской Архэ. Готов допустить, что триера с пирейским заводским номером 1001 могла выжать 10 узлов при деятельном содействии Нептуна, а при благосклонности всех олимпийцев и невмешательстве злокозненной Геры достичь божественных 12-ти.
            Так или иначе, опыты с "Олимпией" показали: несмотря на невысокую скорость, триера была достаточно энерговооруженным кораблем. Из неподвижного состояния она достигает половины максимальной скорости за 8 секунд, а полного максимума ? за 30. Тот же броненосец 1905 г. мог разводить пары 3-6 часов. И это ради того, чтобы просто тронуться с места!
            Как и более поздние римские корабли, греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы.
            Триеры не имели стационарных мачт, но почти все были оснащены одной-двумя (по некоторым источникам, иногда тремя) съемными мачтами. При попутном ветре они быстро монтировались усилиями матросов. Центральная мачта устанавливалась вертикально и растягивалась для устойчивости тросами. Носовая, предназначенная для небольшого паруса (греч.артемон), устанавливалась наклонно, с опорой на акростоль. Третья мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме.

            Иногда триеры оптимизировались не для морских сражений, а для транспортных перевозок. Такие триеры назывались гоплитагагос (для пехоты) и гиппагагос (для лошадей). Принципиально они ничем не отличались от обычных, но имели усиленную палубу и, в случае гиппагагос, более высокий фальшборт и дополнительные широкие сходни для лошадей.
            Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). Одиночно и в составе небольших эскадр они могли выполнять крейсерские функции, то есть вести разведку, перехватывать неприятельские торговые и транспортные суда, доставлять особо важные посольства и разорять вражеское побережье. А в крупных сражениях главных сил флота (Саламин, Эгоспотамы) триеры и биремы выступали как линейные корабли, то есть использовались в линейных построениях (2-4 линии по 15-100 кораблей) и боролись с себе подобными по классу целями.
            При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться одноярусные галеры (униремы), наследники архаических триаконторов и пентеконторов.
            Поздний греческий пентеконтор



            Наиболее крупным кораблем, построенным в Античности, считается полумифическая тессераконтера (иногда просто "тессера"), которая была создана в Египте по приказанию Птолемея Филопатора. Якобы она достигала 122 м длины и 15 м ширины, несла 4000 гребцов и 3000 воинов. Некоторые исследователи полагают, что это скорее всего был огромный двухкорпусный катамаран, между корпусами которого была сооружена грандиозная площадка для метательных машин и воинов. Что же касается гребцов, то, скорее всего, на каждое грандиозное весло этой плавучей крепости приходилось по 10 человек.
            А вот статейка хорошая :
            http://militera.lib....enzel/1_02.html

              Libertinus ответил:

                312

                1

                1

                0

                3
              • Статус:Опцион

              Дата: 06 Январь 2007, 13:41

              Berg, камрад, давай исчо!

                Kalliopa ответил:

                  101

                  2

                  0

                  0

                  2
                • Статус:Легионер

                Дата: 09 Январь 2007, 06:29

                Libertinus
                Можно, я напишу пост на вольную тему? так, в исторически-художественном духе. Не люблю я все эти цитаты и ссылки.
                Всем известно, какие народы отличались особыми успехами на море - я не буду говорить о героических временах, а перейду к временам более поздним. Едва я только прочитала название этой темы, как в моей голове тут же вспыхнуло, будто яркая картина, изображение Пирея и сотни триер, большие торговые корабли, суета, толкотня, оживление, разноязычные крики, запах моря, заморских благовоний и рыбы, всевозможного рода и племени люд... что можно сказать? Хвала Фемистоклу!
                Воображение рисует мне, как по водной глади в Пирей гордо входит триера, блистающая своей красотой на фоне множества остальных - это государственный корабль "Саламиния", а вон там, неподалеку, стоит величесвтенный "Парал", не уступающий ей по великолепию.
                Но я не буду говорить обо всем слишком подробно, поэтому перенесемся на Родос. Родосские корабли - это все равно что фессалийские лошади или фалернское вино. Большой и богатый остров, внушительный флот - достойные соперники Афин, если бы хотели стать таковыми.
                А вон карфагенские купцы плывут на своих важных круглых суднах за товаром - ненавистный нам, но потрясающий Карфаген! Даже в самые страшные минуты флот этого государства сумел внушить римлянам ужас, когда прошествовал мимо наших армий после того, как был сделан проход в городских укреплениях. Это были последние мгновения торжества и величия Карфагена - не вступив в бой, флот тогда удалился, а римляне успели приготовиться к битве.
                Но что это я все о загранице вот теперь пора и о наших сказать.
                Аппиан писал, что в первую пуническую войну римляне выплыли на таких жалких и неуклюжих суденышках, что можно было ждать только позора, а не победы. Но с какой гордостью потом говорит он о том, что в самые короткие сроки римляне не только научились строить корабли, но и управлять ими; к тому же, изобрели ворона для морских битв; и если поражение Клавдия внушило им тяжелую скорбь, то после нее еще больше гордости прибавила радость от победы славного Лутация. Правда, справедливости ради, скажу, что Лутацию тогда помогла не только собственная сообразительность, но и определенные внешние выгоды погоды и другие преимущества.
                Как бы то ни было, ко времени второй войны наш флот уже представлял собой грозное и внушительное зрелище. Как ликовали наши, и в какой ужас пришли карфагеняне, когда увидели на побережье корабли, на которых вез свои легионы доблестный Публий Корнелий!.. Как, наконец, умело командовал флотом Гай Лелий, сначала в Испании, затем в Африке! А как бережно охранял Сицилию от врага, все с помощью того же флота, заботливый и честный муж Валерий Левин!
                А если говорить о событиях более близких!.. Кто, как не наш Великий, очистил все море от пиратских бесчинств? Как умело он провел эту кампанию, назначив начальника на каждый кусочек моря, как быстро и от этого тем более потрясающе он расправился с теми, кто устроил себе уже целые гнездовища на Сицилии, в Иллирии и особенно в Киликии!
                Все это - лишь жалкие кусочки великого прошлого, о которых я вспомнила. В завершение же, наверное, будет уместным сказать, что море всегда было источником жизни для держав, народов и просто отдельных людей; мне на ум сразу пришел "Анабасис", вы ведь помните, как жаждали увидеть море измученные, истрепанные в злосчастном походе афиняне, как плелись они средь лесов, пока кто-то, не взобравшись на гору, не крикнул: "Море!" И тогда всех охватил такой восторг, такое ликование, что никто уже не чувствовал усталости, ведь для них море - это дом, а для других, быть может, только место, где они оставили вечные памятники своей доблести, - но мы помним и о них, и прославляем их деяния с гордостью, достойной нашего государства.
                Одним словом, слава Риму!

                Вот такое сочинение на морскую тему.

                  Libertinus ответил:

                    312

                    1

                    1

                    0

                    3
                  • Статус:Опцион

                  Дата: 09 Январь 2007, 16:45

                  Браво, Kalliopa! Жаль нельзя на форуме флудить - вызвал бы вас на "бис"! Прочь все цитаты! Вы - Художник. Читал и отдыхал душой. А что вы думаете по поводу троянского флота?

                    Disan ответил:

                      332

                      7

                      0

                      0

                      2
                    • Статус:Опцион

                    Дата: 09 Январь 2007, 17:41

                    Может флота небыло, хотя это выглядит странно.
                      • 23 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          11 Дек 2016, 12:56
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики